Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова
Факультет мировой политики
Тема: Ахейская цивилизация
Реферат
Студентка первого курса
Москва, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Микенскаякультура… 3
Ахейскоеобщество. 4
Государственноеуправление. 4
Культурамикенской Греции. 4
Конецмикенской цивилизации. 4
Списокиспользуемой литературы… 4
Микенская культура
Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиесяна Балканский полуостров на рубеже III-II тысячелетий до н.э. с севера, израйона Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где ониобитали первоначально. Продвигаясь все дальше на юг по территории страны,которая в дальнейшем стала называться их именем, ахейцы частью уничтожали, ачастью ассимилировали коренное догреческое население этих областей, котороепозднейшие греческие историки назвали пеласгами. Это был, судя по всему, народиндоевропейского происхождения. Позднейшие греческие историки считали пеласгови других древнейших обитателей страны варварами, хотя в действительности ихкультура не только не уступала культуре самих греков, но первоначально,по-видимому, во многом ее превосходила. Об этом свидетельствуют археологическиепамятники так называемой раннеэлладской эпохи (вторая половина III тысячелетиядо н. э). В III тыс. до н.э. пеласги создали довольно высокую культуру. Однакоее развитие было прервано вторжением на полуостров первой волны греческихплемен из района Придунайской низменности.
Греки пришли на свою новую родину на рубеже III-II тыс. дон.э. Ведущую роль среди них в тот период играла племенная группа ахейцев;отсюда и цивилизацию, созданную ими, обычно называют ахейской. Местноенаселение частично было уничтожено, частично смешалось с завоевателями. Последлившегося несколько столетий застоя, вызванного вторжением и войнами, с XVI в.до н.э. в Греции вновь начинается экономический и культурный подъем. Появилсягончарный круг, в области военного дела важнейшим нововведение была боеваяколесница с запряженными в нее лошадьми. Обособившись от рядовых общинников,аристократы стали строить неприступные крепости. Возникли первые, пока довольнопримитивные государственные образования.
На первом этапе ахейцы испытали сильное влияние развитойцивилизации Крита. Критяне властвовали на море, и греки вынуждены былиподчиниться им и платить дань. У Крита были заимствованы многие важные элементыахейской культуры: некоторые религиозные культы, фресковая живопись, водопроводи канализация, тип одежды. Переняли греки у критян и письменность, приспособивее к своему языку.
Крупнейшим центром ахейской цивилизации был город Микены вАрголиде. Поэтому саму эту цивилизацию очень часто называют также микенской.Другими важными центрами были Тиринф по соседству с Микенами, Пилос в Мессении,Иолк в Фессалии, Афины, Фивы. В эпоху своего расцвета микенская цивилизацияохватывала всю Южную и Среднюю Грецию, часть Северной и многие островаЭгейского моря. Ахейская Греция была богатой страной с многочисленнымнаселением. Ахейское общество
Ахейская цивилизация, как и критская, концентрироваласьвокруг дворцов. Наиболее значительные из них были открыты в Микенах и Тиринфе(Арголида), в Пилосе (Мессения, юго-западный Пелопоннес), в Афинах (Аттика),Фивах и Орхомене (Беотия), наконец, на севере Греции в Иолке (Фессалия).Архитектура микенских дворцов имеет ряд особенностей, отличающих их от дворцовминойского Крита. Важнейшее из этих отличий состоит в том, что почти всемикенские дворцы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели,напоминающие своим внешним видом замки средневековых феодалов. Также дворцыстояли не изолированно, а входили в состав городов, которых на Крите не было;они были значительно меньше критских по своим размерам и их планировка былаболее упорядоченной и симметричной.
Ахейские цари, судя по всему, были воинственными и свирепымилюдьми, жадными до чужих богатств. Ради грабежа они предпринимали далекиепоходы по суше и по морю и возвращались на родину, нагруженные добычей. Отсюда– вошедшее в пословицу богатство микенских владык.
О структуре ахейского общества позволяет судить найденный вПилосском дворце архив, содержащий документы хозяйственной отчетности наглиняных табличках. Ахейские греки создали так называемое «линейное письмоБ», которое удалось расшифровать. До нас дошло большое количествописьменных памятников, главным образом документы хозяйственной отчетности. Вхозяйстве дворцов использовался труд сотен, а, может быть, и тысяч рабов, восновном женщин и детей. Они мололи зерно, пряли, шили одежду. Однако основнуюмассу трудящегося населения в микенских государствах составляли жившие вокрестных деревнях земледельцы и ремесленники, формально свободные, но фактическинаходившиеся в зависимости от дворца. Таким образом, было созданоцентрализованное дворцовое хозяйство, роднящее ахейскую цивилизацию со многимиобществами Древнего Востока. Конечно, не следует считать, что этимцентрализованным хозяйством была полностью охвачена экономика того или иногоахейского царства. Крестьяне имели собственные небольшие частные хозяйства. Государственное управление
Ахейская Греция не составляла единого государства. Отдельныецарства вели независимое существование, часто вступая друг с другом в конфликтыи войны. Именно об этом говорят мощные стены ахейских дворцов-крепостей. Лишьизредка, для крупных совместных военных предприятий, эти государстваобъединялись во временные союзы, как правило, под главенством Микен –сильнейшего греческого царства того времени.
Во главе каждого государства стоял царь, носивший титул«ванакт» (то есть повелитель, владыка). Второе место в системегосударственного управления занимал военачальник – лавагет. Кроме них, в кругувысшей дворцовой знати входили жрецы главных храмов и высшие военные чины.Следующую ступень после военно-жреческой аристократии занимали многочисленныечиновники, ведавшие исправным функционированием дворцового хозяйства.Территория царства была разбита на округа во главе с наместниками, отвечавшимиза поступление податей в казну. Наместникам подчинялись чиновники низшего ранга– басилеи. Они управляли отдельными деревнями, надзирали за работой зависимыхремесленников. К бюрократии относились также писцы, курьеры и ревизоры, спомощью которых центральная администрация контролировала местные власти.
Нижнюю часть этой хорошо организованной пирамиды составлялижители деревень, крестьяне и ремесленники. Они не принимали никакого участия вуправлении государством и были к нему, в общем, безразличны, воспринимаядворцовые структуры как грубую внешнюю силу. Собственно, дворцы и были именнотакой силой. Они как бы тянули соки из собственной сельской округи. Блестящийоблик микенской цивилизации во многом базировался именно на этом паратизме.Разрыв между экономическим и культурным уровнем знати и народа был огромен.
Отношения с окружающим миром. Троянская война.
Создав мощный флот, в XV-XIII вв. до н.э. ахейские царства развернули широкуюэкспансию в Восточном Средиземноморье, перехватив инициативу из рук своихпредшественников – критян. Они захватили и обжили сам Крит, а затем основалиряд поселений на западном побережье Малой Азии. Именно тогда возник Милеет,ставший важнейшим центром греческой культуры в этом регионе. Ахейские колониипоявились и в других частях Средиземного моря: на Кипре, в Сирии, Южной Италиии на Сицилии. Мореходы-ахейцы успешно занимались международной торговлей,совмещая ее с пиратством.
Археологические данные свидетельствуют о значительнойактивности ахейских правителей в области обмена со своими заморскими соседями.Им удалось наладить коммерческие контакты с Египтом при фараонах XVIII династии (1580-1345 гг. до н. э), подчинивших своейвласти Сирию и Палестину. После падения минойских владык Ахейские династыначинают контролировать торговые пути, соединявшие Крит с Кипром и рядом царствСирии – Библом, Угаритом, Алалахом и др. Ахейские поселения обнаружены наКипре, Родосе. Ахейцы уделяли внимание и торговле с северобалканскими племенами,контролировавшими богатые залежи медной руды и других необходимых в ремеслематериалов. В обмен ахейцы предоставляли изделия своего ремесла и ювелирногоискусства.
В текстах хеттских царей XVI-XIII вв. до н.э. неоднократно упоминается термин«Аххиява», под которым современные ученые считают возможным видетьназвание одного из минойских царств. Среди этих тестов имеются идипломатические послания с упоминанием имен неких царей Аххиявы. Это такжесвидетельствует о контактах, но уже дипломатических, ахейских владык справителями Хеттского царства – одной из могущественных держав БлижнегоВостока.
Микенская Греция стала крупной политической силой своеговремени. Ахейцы упоминаются в египетских надписях. Фиванское царствоподдерживало дипломатические отношения с царями далекого Вавилона. Особеннотесными были связи с великой Хеттской державой, находящейся в восточной частиМалой Азии. Отношения греков с соседними народами далеко не всегда были мирнымина протяжении почти всей их истории, не исключают, однако, того, что вотдельные моменты они могли объединяться для каких-нибудь совместных военныхпредприятий. Примером такого предприятия может служить знаменитая Троянскаявойна (1190-1180 гг. до н. э), о которой повествует Гомер. Если верить«Илиаде», в походе на Трою принимали участие почти все основныеобласти ахейской Греции от Фессалии на севере до Крита и Родоса на юге. Распря,начавшаяся из-за похищения или добровольного бегства Елены, бежавшей строянским царевичем Парисом от своего мужа, спартанского царя Менелая, привелак разделу всего греческого мира на два лагеря и началась десятилетняя война.Предводителем всего войска был избран с общего согласия участников походамикенский царь Агамемнон. Агамемноном осуществил широкомасштабную морскуюэкспедицию против города Трои — важного торгового и стратегического пункта насеверо-западе Малой Азии, контролировавшего Черноморские проливы. Не исключено,что Гомер преувеличил подлинные масштабы ахейской коалиции и приукрасил сампоход. Тем не менее историческая реальность этого события сейчас почти ни укого не вызывает сомнений. Троянская война была лишь одним, хотя, по-видимому,и наиболее значительным из проявлений военной и колонизационной экспансииахейцев в Малой Азии и Восточном Средиземноморье. Культура микенской Греции
На первых этапах своего развития микенская культура испыталана себе очень сильное влияние более передовой минойской цивилизации.Религиозные воззрения ахейцев сложились под сильным влиянием критскойцивилизации. Главным божеством, судя по всему, как и на Крите, была богиня –«владычица». Впрочем, в религии микенской эпохи есть и черты,сближающие ее с позднейшей религией классической Греции. В частности, вмикенских надписях упоминаются Зевс, Посейдон, Дионис и другие боги,почитавшиеся в Элладе в последующие эпохи.
К числу наиболее интересных архитектурных памятниковмикенской эпохи принадлежат величественные царские усыпальницы, именуемые«голосами» или «купольными гробницами». Толосырасполагаются обычно вблизи от дворцов и цитаделей, служа, по всей видимости,местом последнего упокоения членов царствующей династии, как в более раннеевремя шахтные могилы. Самый большой из микенских голосов — так называемаягробница (по неверному первоначальному толкованию — сокровищница) Атрея — находится в Микенах.
Самым ранним памятником микенской культуры считаются такназываемые шахтовые могилы. Первые шесть могил этого типа были открыты в 1876г.Г. Шлиманом в черте стен Микенской цитадели. Свыше трех тысячелетий шахтовыемогилы таили в себе поистине сказочные богатства. Археологи извлекли из нихмножество драгоценных вещей, сделанных из золота, серебра, слоновой кости идругих материалов.
Литература в ахейскую эпоху еще не сложилась, однакосуществовало устное народное творчество. Именно тогда возникли многие греческиемифы, возможно, начали складываться эпические песни о деяниях героев, вособенности о Троянской войне, потрясшей воображение современников.
Высокий уровень зодчества и инженерного искусства виден вграндиозных сооружениях микенских дворцов-крепостей и гробниц. Наскольковесело, миролюбиво и жизнерадостно критское искусство, настолько сурово,воинственно и даже жестоко – ахейское. Поражает обилие кровавых сцен охоты ивойны. Именно военная тематика, пожалуй, главная для греков микенской эпохи.
Очень высокого уровня достигли в ахейской Греции торевтика(художественная обработка металла) и ювелирное дело. Изображенные на оружиисцены охоты также свидетельствуют о воинственном характере микенцев.
Временем расцвета микенской цивилизации можно считатьXV-XIII вв. до н.э. В это время зона ее распространения выходит далеко запределы Арголиды, где, по всей видимости, она первоначально возникла исложилась, охватывая весь Пелопоннес, Среднюю Грецию, значительную частьСеверной, а также многие из островов Эгейского моря. На всей этой большойтерритории существовала единообразная культура, представленная стандартнымитипами жилищ и погребений. Общими для всей этой зоны были также некоторые видыкерамики, глиняные культовые статуэтки, изделия из слоновой кости и т.п. Судяпо материалам раскопок, микенская Греция была богатой и процветающей страной смногочисленным населением, рассеянным по множеству небольших городков ипоселков.
Конец микенской цивилизации
Племена, жившие к северу от очагов ахейской цивилизации, вМакедонии и Эпире, стоял на низком уровне развития, не шагнув еще на стадиюцивилизации и государственности. Однако они уже были знакомы с употреблениемметалла, и их оружие не уступало ахейскому. В этническом отношении эти племенабыли неоднородны, важное место в них занимала северогреческая племенная группадорийцев, также были иллирийцы и фракийцы.
В конце XIII в. до н.э. весь мирэтих племен по неизвестным нам причинам пришел в движение. Обитатели СеверныхБалкан снялись с насиженных мест и устремились на юг и восток, в соседниебогатые и процветающие области, оставляя за собой развалины и пожарища. Врезультате этих передвижений пало Хеттское царство, Египет едва смог отбить от своихграниц нападения северных племен. Отдельные группы завоевателей расселились повсем концам Средиземноморья.
Ахейская Греция оказалась лишь слегка затронута этимграндиозным переселением. Но и это стало для нее смертельным ударом. Почти вседворцы серьезно пострадали, некоторые были сожжены. Погиб в огне пожараПилосский дворец. Само место, на котором он стоял, было предано забвению.Серьезно пострадали, хотя, по-видимому, и не были захвачены, цитадели Микен иТиринфа. Хозяйству микенских государств был нанесен непоправимый ущерб. Об этомсвидетельствует быстрый упадок ремесла и торговли в районах, наиболеепострадавших от вторжения, а также резкое сокращение численности населения.Таким образом, на рубеже XIII-XII вв. микенская цивилизация перенесла страшныйудар, после которого она уже не смогла оправиться. Затем пришельцы отхлынули изопустошенной страны обратно на север. В Греции остались только дорийцы иродственные им племена, непричастные к крито-микенской культуре. Они заселилипочти весь Пелопоннес, часть Средней Греции. Побежденные ахейцы частью былиоттеснены в суровые горные области, частью порабощены завоевателями, частьюбежали из страны. На территории Эллады вновь пресеклись традициигосударственности и цивилизации. Последние островки микенской культуры пришли вокончательный упадок к концу XII в. до н.э. Одной изважных причин падения ахейских государств было истощение внутренних ресурсов,растрата огромных материальных и людских резервов в результате многолетнейТроянской войны и кровавых междоусобиц между отдельными ахейскими царствами ивнутри правящих династий.
При невысоком уровне производства и малой величинеприбавочного продукта, выколачиваемого из родовых общин, на содержаниепрожорливой придворной аристократии, солидного бюрократического аппарата,военной организации уходили все средства. В этих условиях дополнительные тратына разорительные войны (включая Троянскую) не могли не привести кперенапряжению внутреннего потенциала и его истощению. Также причиной быстрогокрушения блестящей ахейской цивилизации стала ее внутренняя непрочность.
Дворцы были только центрами потребления, расточавшимиресурсы страны. Основная масса населения жила сельскими общинами и былапрактически не связана с собственной государственностью. Стоили уничтожитьправящую верхушку дворцовых государств, и вся пирамида микенского обществаразвалилась. Микенская цивилизация исчезла, наступили так называемые«тёмные века», длившиеся до сер. VIII в. до н.э. Реконструироватьисторию этого времени можно по данным археологии, и из поэм Гомера.
Дорийцы в основном осели на большей части Пелопоннеса — Аркадии и Ахайе, а также в Аттике и на острове Эвбея, также они поселились нао-ве Крит и Родос и в южной части Малой Азии. Ионийцы (потомки ахейцев)заселили остров Хиос, Самос и центральную часть западного побережья Малой Азии,а эолийцы (другое греческое племя) поселились на острове Лесбос и в севернойчасти малоазиатского побережья Эгейского моря…Список используемой литературы
1. Андреев Ю.В. Крито-микенский мир. /История Древнего мира.Ранняя Древность. — М.: Знание, 1983 — с.312-331
27. Суриков И.Е. Древняя Греция: история и культура, Астель.– М.: 2005. «Университетская библиотека»
3. Интернет
4. Ладынин И.А. История древнего мира: Восток, Греция, Рим.Филол. О-во «Слово», изд-во Эксмо, 2004.
5. Новиков С.В. Всеобщая история. М.: Филол. Общ-во«Слово», 2002