РЕФЕРАТ
На тему:
«Российскаяимперия во второй половине xix века»
Отмена крепостного права. Реформы 60-70-х гг. XIX в.
1. Общественное движение против крепостничества.
Во второй половине XIX в. в России обостряетсякризис феодально-крепостнических отношений, означавший, что дальнейшее экономическоеразвитие страны на базе существующей крепостной системы хозяйства, становилосьневозможным. Вопреки господствовавшей крепостной системе развитие страны происходилона базе новых, капиталистических отношений. Некоторые помещики понималинеобходимость отмены крепостного права, так как видели явное преимуществосвободного труда вольнонаемных рабочих перед крепостным. Но большинство дворянстремилось сохранить существующий порядок.
Крепостное право (крепостничество) — форма феодальнойзависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной исудебной власти феодала. В России в общегосударственном масштабе крепостноеправо было оформлено Судебником 1497 года, указами о «заповедных» и «урочных»летах, и окончательно закреплено Соборным уложением 1649 года.
В правящихкругах России начинали понимать необходимость реформ и преобразований. ЭпохаВеликих реформ была прежде всего связана с именем нового императора Александра II, который вступил напрестол в 1855 году.
В начале своего правления царь, осознаваянеизбежность кардинальных изменений в стране, не знал как приступить к ним; небыло плана реформ и у министров.
В это время в обществе, а позднее и в правительствезаговорили о гласности, однако в печати свободные обсуждения не допускались.По кружкам, гостинным, салонам, редакциям стали ходить записки, посвященныенаболевшим вопросам. Существенное влияние на общественное мнение, на правительствои на царя оказала «Записка об освобождении крестьян» К.Д. Кавелина, которыйсчитал, что крепостное право должно быть отменено ненасильственным способом:освобождение крестьян, по его мнению, должно сопровождаться вознаграждениемпомещиков, часть земли у них должна была выкупаться правительством.Впоследствии оба сословия должны были слиться в один земледельческий класс симущественными различиями, но без сословных.
Ярым поборником реформ в это время выступал А.И.Герцен.В первом номере газеты «Колокол», который увидел свет в 1857 г., он опубликовалпрограмму-минимум. Она включала в себя освобождение крестьян, упразднениецензуры, отмену телесных наказаний.
В 1858 г. было разрешено обсуждение в печатикрестьянского вопроса. На страницах журнала «Современник» Н.Г. Чернышевский предлагалрешить крестьянский вопрос радикально: крестьянский труд не подлежал выкупу,земля передавалась крестьянам, а помещики получали только символическую платуот государства. С приходом в «Современник» Н.А Добролюбова, который был настроенеще решительней Чернышевского, на страницах журнала зазвучали призывы к«народному делу» — революции. Либеральное движение раздражало его бесконечнымиразговорами. Оно ассоциировалось у Добролюбова с «обломовщиной», а самихлибералов он называл «лишними людьми». Таким образом, в оппозиционном движениисложились радикальное направление, которое олицетворяли Чернышевский иДобролюбов, и либеральное, представленное реформистски настроенными лидерамиправящих кругов.
2. Предпосылки реформ.
В первой половине XIX века Россия развиваласьдостаточно быстрыми темпами. Но все же по многим показателям она по-прежнемуотставала от ведущих держав, что было связано с целым комплексом причин:
— наличием в стране абсолютной монархии;
— господством феодальных отношений;
— неразвитостью демократии;
— сохранением традиционной системы ценностей,которая не позволяла использовать опыт западной цивилизации;
— пассивным, или, как правило, негативнымотношением к модернизации преобладающей части населения.
Победив в Отечественной войне 1812 года, Россия,вместе с тем, не подверглась влиянию буржуазно-либеральных реформ Наполеона. ИдеиПросвещения были распространены среди незначительной части интеллектуалов(дворянской интеллигенции). Если в Западной Европе основным двигателеммодернизации и прогресса была буржуазия, то в России она вплоть до конца XIX века была сравнительнонемногочисленна, разобщена и слишком зависела от государственной власти, чтобыпретендовать на политическое лидерство. Правда, росло число крестьян,занимавшихся торговой и предпринимательской деятельностью, но в целомкрестьянство, даже после реформы 1861 г. жившее патриархальной общиной, немогло быть сторонником модернизации.
Одной из главных проблем в Российской империиоставался национальный вопрос. Открыто проводя шовинистическую политику поотношению к многочисленным нациям и народностям, царизм стремился предотвратитьподъем национально-освободительного движения и сдержать индустриальноеразвитие национальных окраин государства.
Непосредственныепредпосылки проведения реформ вытекали из конкретной исторической ситуации,которая сложилась к середине XIX века. Углубление процесса общественногоразделения труда, рост промышленности и предпринимательства, внутренней ивнешней торговли разлагали феодальную систему хозяйства. Феодальные отношениянаходились в глубоком кризисе. Поражение в Крымской войне (1853-1856) иподписание Парижского мирного договора (1856) серьезно задели национальноесамолюбие России. Эти события были крайне болезненно восприняты и императорскимдвором, и в среде правящей элиты, и в широких кругах российского общества.Военное фиаско отнюдь не было случайным. В России не хватало железных дорог,парусные суда российского флота значительно уступали военным кораблямпротивника, на которых были установлены паровые двигатели. Армия не былаобеспечена в достаточном количестве винтовками, патронами и даже перевязочнымматериалом.
Крепостное право, которое в России вгосударственном масштабе окончательно закрепилось Соборным уложением 1649 г.,владение «крещенной собственностью», т.е. крестьянами, слишком похожее нарабство, было безнравственным по своей сути.
Кризис феодально-крепостнической системы ухудшалположение крестьян, что приводило к росту крестьянских выступлений. Волнениякрестьян были связаны с их надеждой получить свободу. В 1854 г. в Тамбовской,Рязанской, Нижегородской, Владимирской губерниях происходили массовые волненияв связи с Указом о создании" ополчения для участия в Крымской войне. Вэтом движении принимало участие более тысячи крестьян, так как, по слухам,лица, вступившие в ополчение, получали свободу. В 1856 г. наблюдались массовыепобеги крестьян в Крым из Харьковской, Херсонской, Екатеринославской и другихукраинских губерний. Нередкими были стихийные восстания против произволапомещиков. Все это свидетельствовало о стремлении крестьян к освобождению открепостного права.
3. Подготовка к отмене крепостного права.
В феврале 1855 г. на российский престол вступилновый император — Александр II. Он понимал необходимость восстановления утраченногоРоссией престижа на международной арене. К этому времени крепостное право вбольшинстве стран Европы было уже отменено, из-за чего крепостническая Россиявыглядела в глазах Европы отста-, лой, забитой и патриархальной. Новыйроссийский царь, в отличие от своих предшественников, придерживался либеральныхвзглядов и лучше многих других в стране понимал, что настало время нестандартныхрешений и практических действий.
30 марта 1856 г. Александр II публично заявил онеобходимости отмены крепостного права. Сделал он это в своей речи перед предводителямидворянства в Москве, в которой сказал об освобождении крестьян: «Гораздо лучше,чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Помещикам было поручено включиться вразработку реформы.
ВМинистерстве внутренних дел изучались извлеченные из архивов проектыСперанского1 и Киселева, ходившие по рукам записки, в том числе иКавелина. Было решено освободить крестьян от крепостной зависимости и дать имнебольшие наделы, за которые они будут выполнять у помещиков определенныеповинности.
В 1857 г. был образован Негласный комитет дляобсуждения министерской программы, но его деятельность оказалась малопродуктивной.Помещики тоже не спешили откликнуться на призыв царя. Наконец, Виленскийгенерал-губернатор В.И.Назимов убедил местных дворян выступить с предложениемоб отмене крепостного права. Однако литовские помещики просили освободитькрестьян без земли.
В этой обстановке Александр II подписал рескрипт (предписание)на имя Назимова, в котором предлагалось создать губернский комитет дляразработки реформы на условиях, выдвинутых правительством.
Рескрипт был опубликован. Негласный комитет преобразованв Гласный комитет по крестьянскому делу. Реформа стала развиваться гласно. Клету 1858 г. губернские комитеты были созданы почти везде, а к концу года смест стали поступать первые отзывы, которые рассматривались в редакционныхкомиссиях. Я.И.Ростовцев, возглавивший редакционные комиссии, стремилсянаправить их работу в либеральное русло. Текущие дела по подготовке реформыпроводили Н.А.Милютин и Ю.Ф.Самарин.
К августу 1859 г. проект был подготовлен. Для ознакомления с ним вПетербург были вызваны представители дворянства. Официальных заседаний непроводили, так как при дворе опасались стихийного возникновения парламента.
Помещики нечерноземных губерний требовали заземлю огромный выкуп и хотели от правительства гарантий выкупной операции.
Представители черноземных губерний не хотелидавать крестьянам землю, но маскировали свое нежелание громкими криками о воображаемыхопасностях, усмотрев в трудах редакционных комиссий проявление республиканскихи демократических тенденций.
Попытки крепостников сдвигали проект в сторонуущемления интересов крестьян. Однако обсуждение проектов имело большое значение.Главные разработчики, Милютин и Самарин, сделали важные выводы, которые легли воснову законопложений о реформах:
— необходимо учитывать местные особенности (вчерноземных губерниях главная ценность — земля, в нечерноземных — крепостнойтруд, овеществленный в оброке);
— для проведения реформ необходим переходныйпериод;
— крестьян нельзя оставлять без земли, апомещиков — без гарантированного правительственного выкупа.
Александр II последовательноотстаивал необходимость проведения реформ, несмотря на растущее сопротивлениепомещиков. Проект преобразований был передан для окончательного рассмотрения вГосударственный совет.
Крестьяне,для которых готовилась реформа, не участвовали в работе комиссий и комитетов.Предстоящая реформа проводилась только в интересах помещиков.
4. Отмена крепостного права и проведение реформы1861 г.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и «Положениео крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В
этих документах излагались основные условияотмены крепостного права. Крестьяне получали личную свободу и право свободнораспоряжаться своим имуществом. Помещики, сохраняя собственность1,обязаны были предоставить в постоянное пользование крестьянам усадьбу сприусадебным участком, а также полевой надел. За пользование помещичьей землейкрестьяне обязаны были выполнять повинности — отрабатывать барщину или платитьоброк. Они не имели права отказаться от полевого надела в первые десять лет.Размеры надела и повинности должны были определяться соглашением (уставной грамотой)между помещиками и крестьянами. Уставные грамоты подписывались на два года.Составление грамот поручалось самим помещикам, а проверка их — мировым посредникам,которые тоже были дворянами.
Грамоты заключались не с отдельным крестьянином,а с сельской общиной. Кре- Крестьяне убирают урожай под присмотромуправляющего стьянам предоставлялось право выкупа усадьбы, а выкуп полевогонадела определялся волей помещика.
Крестьяне, выкупившие свои наделы, назывались крестьянами-собственниками.До выкупа своих наделов крестьяне должны были в пользу помещиков выполнятьфеодальные повинности и назывались временнообязанными.
Для определения земельного надела длявеликороссийских, малороссийских и белорусских губерний вся территорияделилась на нечерноземную, черноземную и степную полосы. Размер земельногонадела, предоставляемого крестьянам на различных участках, колебался от 3 до12 десятин. Наибольший по размерам надел устанавливался там, где земляпредставляла незначительную ценность, например, в северных уездах Вологодскойгубернии.
Установленные нормы надела были ниже тогоколичества земли, которое находилось в пользовании у крестьян до реформы. Помещикимел право отрезать излишек земли. Он имел также право обменивать крестьянскиеземли. Этот обмен производился, если на крестьянских наделах обнаруживализалежи торфа, минеральные источники. У крестьян отбирали ту землю, что былаполучше, а давали песчаную землю или возле болот. Благодаря «отрезкам»,помещики захватили не менее 20% земли, обрабатывавшейся крестьянами до реформы,а в таких губерниях как Самарская и Саратовская — свыше 40%.
В лучшем положении оказались крестьяне ПравобережнойУкраины, где помещиками были польские дворяне. По «Местному положению» дляКиевской, Волынской и Подольской губерний за крестьянами закреплялась всяземля, которой они пользовались.
Таким образом, при наделении крестьян землей вбольшинстве губерний помещикам предоставлялись все права для ограбления крестьянства;
Выкупитьполученный в пользование надел крестьянин мог с согласия помещика. Правительствоучредило «выкупную организацию»: крестьяне получали выкупную ссуду, которуюобязаны были затем постепенно погашать. Причем выдача выкупных. ссудраспространялась только на крестьян, плативших оброк. Условия выкупнойоперации предполагали выдачу ссуды в размере 80% стоимости оброка при условиисоответствия надела размерам его по уставной грамоте, и ссуды в размере 75% вслучае уменьшения надела по сравнению с размером, указанным в уставнойграмоте. Полученную от правительства выкупную сумму крестьяне обязаны былипогашать в течение 49 лет.
Погашение крестьянами выкупных платежейпроизводилось сельской общиной на основе принципа круговой поруки. Выкупнаяоперация дала возможность помещику сохранить тот доход, который он получал дореформы. Поэтому перевод крестьян на выкуп соответствовал интересам помещиков.
В еще более сложное положение попадали дворовыекрестьяне. Они не получали ни полевого надела, ни усадьбы и в течение двух летоставались в полной зависимости от помещиков. Дворовые должны были служитьсвоим господам или платить оброк. По истечении двухлетнего срока дворовыеотпускались на волю, не получая земли.
Работные людипомещичьих фабрик и заводов переводились на оброк в течение двух лет, но заними закреплялась земля, которую они могли выкупить.
Посессионные рабочие, приписанные к частнымгорным заводам, подразделялись на мастеровых, работавших на заводах, и сельскихработников, выполнявших вспомогательные работы, одновременно занимаясьхлебопашеством. Мастеровые освобождались с усадьбой и земельным наделом, еслиони имели их раньше, но за это платили оброк в два раза меньше, чем оброчныепомещичьи крестьяне. Сельские работники в течение трех лет переводились наоброк, а если не имели наделов, то приравнивались к дворовым крестьянам.
Общие условия освобождения крестьян от крепостнойзависимости распространялись на помещичьих крестьян 47 губерний России. Дляостальных областей реформа была проведена на основе особых Положений. В болеевыгодных условиях оказались Правобережная Украина, Литва, Белоруссия, Польша.
Крестьянская реформа, несмотря на еёграбительский харакгпер, имела первостепенное значение для развития рыночныхотрешений. Ликвидацияличной зависимости, перевод крестьян на выкуп — все это создавало условия дляутверждения в России капитализма.
Но вместе с тем реформа носила крепостническийхарактер, так как проводилась крепостниками. Результатом этого явилось сохранениефеодальных пережитков: помещичьего землевладения, временнообязанных отношений,барщины и оброка, «отрезков», выкупных платежей, сельской общины иполитического бесправия крестьян. Эти пережитки тормозили развитие страны.
5. Положение о земствах.
Судебная, городская, военная реформы.
Отменакрепостного права повлекла за собой перемены во всей государственной иправовой системе России. Речь шла не об изменении государственного строя, а осоздании органов местного самоуправления — земств. 1 января 1864 г. Александр II утвердил Положение о губернскихи уездных земских учреждениях. Земская реформа вводила органы местногосамоуправления: уездные и губернские земства.
Земские учреждения должны были состоять изпредставителей всех сословий -дворян, чиновников, духовенства, купцов, промышленников икрестьян. Все избиратели делились на три курии. В первую курию — уездныхземлевладельцев — входили помещики, имевшие не менее 200 десятин земли, атакже собственники крупных торгово-промышленных предприятий и недвижимогоимущества стоимостью не менее 15 тыс. рублей. Во второй курии — городской — участвовали купцы, владельцы недвижимости, которая оценивалась от 500 до 3000рублей. Для участия в выборах по третьей курии — сельских обществ — имущественныйценз отсутствовал. Фактически господствующее положение в земствах занималипомещики. Так, на первых выборах в уездные земства в среднем по странедворяне составляли 41,7%, духовенство — 6,5%, купцы — 10,4%, крестьяне — 38,4%. Земства ежегодно собирались на земские собрания. На собраниях избиралсяисполнительный орган — Земская управа во главе с председателем.
Сфера деятельности новых органов была ограниченахозяйственно-культурными делами. Они ведали строительством местных путейсообщения, здравоохранением, народным образованием, местной торговлей ипромышленностью. Новые органы всесословного самоуправления существовали толькона уровне губерний и уездов. В волостях земства не создавались. За деятельностьюземств устанавливался контроль со стороны правительства. Так, губернатор имелправо остановить исполнение постановления земства.
Земства учреждались только в 34 губерниях страны.В Прибалтике, Белоруссии, Правобережной Украине, на Кавказе, Средней Азии, вСибири и на Дальнем Востоке земства не были введены. Земская реформа оказалавлияние на реформирование системы управления в городах.
В 1870 г. была проведена городская реформа, согласно которойраспорядительные функции в городах возлагались на думы.
Городская дума — орган городского самоуправления в России.Занималась вопросами городского благоустройства, здравоохранения, хозяйственнымиделами. Возглавлялась городским головой.
Выборы в Думу проходили раз в четыре года по тремкуриям, создаваемым в зависимости от размера уплачиваемого налога. Компетенциягородского самоуправления ограничивалась решением хозяйственных вопросов:водоснабжение, уличное освещение, транспорт, градостроительные проблемы.
Городскиедумы обязаныбыли заботиться и об общественном благосостоянии, принимать меры противпожаров, оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием,устраивать больницы, учреждать школы, музеи. Но деятельность Дум былаограничена губернской администрацией. Городская реформа была прогрессивнымзаконодательным актом для своего времени, хотя и носила ограниченный характер.
Среди реформ 60-70-х годов наиболее радикальнойявлялась судебная реформа, проведенная в 1864 г. Была введена система независимостисудей. Суд становился гласным. Судебный процесс происходил открыто, публично,носил состязательный характер. В разработке дела участвовали обе стороны — представители обвиняемого и обвинителя. На суде выступали прокурор и защитникив лице присяжных поверенных или адвокатов. Судьбу обвиняемых решали присяжныезаседатели. По закону, присяжным заседателем мог стать человек, имеющийрусское подданство, в возрасте от 25 до 70 лет и проживающий не менее двух летв том уезде, где проводилось избрание в присяжные. Присяжные заседателиназначались земствами и Городскими думами.
Вводился единый для всего населения всесословный суд,хотя для крестьян сохранялся волостной суд. Оставались особые суды для духовенства,для высших чиновников, военных.
Реформа суда была наиболее последовательнойреформой. Онане только ликвидировала несовершенство дореформенной системы судопроизводства,но и обеспечила существенную степень защиты подданных Российской империи. Вполитической системе постепенно стал внедряться принцип приоритета законности иправа.
Уроки Крымской войны показали, что русская армиянуждается в коренной реорганизации. Военные реформы в 60-е годы стали проводитьсяпод руководством военного министра Д.А.Милютина. Для улучшения подготовкиофицерского состава учреждались специальные военные училища, контингент длякоторых подготавливался военными гимназиями. Были созданы также военныеакадемии и морское училище.
Всю территорию России в 1864 г. разделили на 10военных округов. Во главе округа стоял командующий, который осуществлял руководствовойсками. 1 января 1874 г. был принят новый военный устав, по которому в страневводилась всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, достигших 20 лет.Часть ежегодно призываемых лиц зачислялась на действующую службу в армию,другая часть — в ополчение. Устав предусматривал сокращение срока военнойслужбы в сухопутных войсках до 6 лет и на флоте до 7 лет. Лицам, имевшимобразование, разрешалось проходить службу на положении вольноопределяющихсясроком от 6 месяцев до 4 лет. Освобождение от военной службы получали посемейным обстоятельствам, например, если сын был единственным кормильцем всемье.
Закон о призыве в армию не распространялся нанароды Средней Азии, Кавказа, Крайнего Севера.
Осуществлялосьтакже перевооружение армии новыми военно-техническими средствами. Заметныеулучшения обновленной армии проявились в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.Русская армия стала по структуре, вооружению, образованию более современной.
6. Значение реформ -70-х годов.
Отмена крепостного права стала историческимрубежом в развитии России. Крепостничество как система общественных отношений пересталосуществовать, хотя многие его черты и пережитки сохранились до 1917 года.Реформа 1861 г. не решила земельного вопроса, хотя и создала условия дляразвития капитализма в России.
В правительственных кругах понимали, чтокрестьянская реформа не может остаться изолированным законодательным актом, чтонеобходимо проводить реформы в политической и государственной сферах.Реформаторы, проводя преобразования, хотели, чтобы Россия развивалась по путисоздания конституционной монархии. Тем не менее абсолютная монархия ещесохраняла свою жизнеспособность.
Авторитет России и государственной власти,уничтожившей крепостное право, поднялся высоко в Европе. Россия быстро пошлапо пути социально-экономического и общественного прогресса.
Но реформы проводились самодержавием и поэтомуносили половинчатый, противоречивый характер. Крепостники стремились сохранитьза собой максимум привилегий в экономической и политической областях. Реформыпроводились под давлением общественного движения, и царское правительство вбольшей степени опасалось хаоса, чем желало прогресса.
Поэтомуреформы 60-70-х годов XIX в. представляли собой полумеры, которые ихсоздатели не смогли довести до логического завершения.
Список литературы
1. Я. М. Бердичевский, С.А. Осмоловский «Всемирная история» 2001 С.111-128.
2. С. Л. Брамин «История Европы». 1998 С. 100-109
3. Л.А. Ливанов «Всемирная история» учёбное пособие. 2002 С. 150-164.
4. Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира сдревнейших времен до конца 19 века: учебник для 10 класса. ― 6-е изд.― М.: ООО «ТИД «Русское слово ― РС», 2006 (§ 41).