Реферат по предмету "История и исторические личности"


Илья Саввич Галкин - советский историк



3

Содержание

Введение 3

Глава 1. Начало исторического пути И. С. Галкина 9

Глава 2. Великая отечественная война и послевоенный период работы историка 12

Заключение 15

Примечания 17

Список источников и литературы 19

Введение

Илья Саввич Галкин (20 июля 1898 - 7 апреля 1990 г.) - известный советский историк, историограф, новист. Его перу принадлежат исследования по истории рабочего движения во Франции, Галкин И. С. Новейшая история стран Европы и Америки в советской историографии // Новая и новейшая история. 1975. №6. по истории Германии нового времени. Галкин И. С. Создание Германской империи, 1815 - 1871 гг. М., 1986. Кроме того, Илья Савич исследовал историографию советского периода, Галкин И. С. Новейшая история стран Европы и Америки в советской историографии // Новая и новейшая история. 1975. №6. посвятил специальное исследование ученому и революционеру Н. М. Лукину, Галкин И. С. Н. М. Лукин - революционер, ученый. М., 1984. являлся соавтором учебников по новой истории. Новая история. 1871 - 1917. Учеб. для студентов. пед. ин-тов по ист. спец. / И. С. Галкин, Н. А. Ерофеев, А. Л. Ефимова и др. М., 1984.

Илья Саввич внес неоценимый вклад в развитие Московского Государственного Университета им. Ломоносова, особенно в период его эвакуации в Великую Отечественную войну.

Тем не менее в историографических работах мы можем почерпнуть только самые общие сведения об этом ученом. О работе И. С. Галкина говорится довольно кратко, в контексте общего развития истории нового времени в послевоенный период. Об этом говорится в работе А. С. Барсенкова «Советская историческая наука в послевоенные годы (1945 - 1955)». Барсенков А. С. Советская историческая наука в послевоенные годы (1945 - 1955). М., 1988. Некоторые биографические сведения можно почерпнуть и издания «Советская историография». Советская историография. М., 1996.

Однако собственно биографических работ, посвященных И. С. Галкину, немного. Изучением его жизни и вклада в отечественную новистику занимался историк МГУ Владислав Ремарчук. Он посвятил Илье Савичу две статьи - одна, биографического характера, в журнале «Ломоносов», Ремарчук В. Илья Саввич Галкин // Ломоносов. 2002. № 6. С. 22 - 43. в другой В. Ремарчук описывает вклад И. С. Галкина в историю МГУ на посту ректора, проводит аналогии с деятельностью ректора МГУ времен Отечественной войны 1912 г. В статье «К 250-летию МГУ. Летопись 1920 года» Ремарчук В. К 250-летию МГУ. Летопись 1920 года // Московский университет. 2003. №22. С. 1 - 2. пишет: Интересно, что Илья Саввич как руководитель университета в военной обстановке и организатор эвакуации имел исторического предшественника, так сказать, «аналога» в лице профессора Ивана Андреевича Гейма, увозившего на 67 подводах университетский скарб в Нижний Новгород во время Отечественной войны 1812 года». Ремарчук В. К 250-летию МГУ. Летопись 1920 года // Московский университет. 2003. №22. С. 1 - 2.

Таким образом, актуальным кажется обращение к биографии И. С. Галкина с целью изучения его вклада в отечественную науку.

Для этого ставятся следующие задачи:

1) охарактеризовать основные труда И. С. Галкина;

2) проследить жизненный путь историка;

2) проанализировать деятельность И. С. Галкина на посту ректора МГУ.

Хронологическими рамками являются годы жизни ученого: 1898 - 1990 гг.

Работа строится по хронологическому принципу.

Работа состоит из введении, основной части, заключения, примечаний, списка источников и литературы.

Основной источниковой базой явились работы самого Ильи Савича Галкина.

Во первых, это работа И. С. Галкина «Создание Германской империи 1815 - 1871 гг.». Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. - М., 1986. В ней Германия характеризуется как милитаристское государство, разоблачается агрессивная направленность ее внешней политики, проводится анализ взаимоотношений с Россией. И. С. Галкин отмечает уникальность личности Бисмарка, его аналитический ум, незаурядность и талантливость государственного гения. При этом историк демонстрирует реакционную сущность политики этого государственного деятеля. Он пишет, что «Бисмарк из раздробленной Германии «железом и кровью» создал в центре Европы милитаристское государство». Там же. С. 174.

При этом большое внимание в данной работе историк уделяет рабочему движению. И. С. Галкин подробно рассматривает историю образования Социал-демократической партии Германии, дает краткую характеристику съездам в Нюрнберге и в Эйзенахе. Подчеркивая положение созданной партии, И. С. Галкин пишет: «Вновь созданная партия оказалось далеко не в леком положении. Ей пришлось бороться с широко распространившимся прусским шовинизмом, который опьянял не только буржуазные и мелкобуржуазные элементы, но и просачивался в ряды рабочего класса». Там же. С. 192. И. С. Галкин подчеркивает, что деятельность Социал-демократической партии Германии, совпала с подготовкой канцлера Отто фон Бисмарка к франко-прусской войне, и рассматривает достаточно объективно рассматривает милитаристские настроения, «опьянявшие» даже рабочих.

Очень важна для изучения работа И. С. Галкина «Парижская коммуна Франция и Германия в период 1870 - 1914 гг.». Галкин И. С. Парижская коммуна Франция и Германия в период 1870 - 1914 гг. М., 1945.

Тема Парижской Коммуны является одной из ключевых в истории Нового времени. Несмотря на крушение в нашем государстве тоталитарного режима, она не утратила своего значения. Поэтому историографически анализ работы И. С. Галкина имеет немаловажное значение для современных новистов.

Кроме того, в качестве источников для сравнения позиций советских исследователей использовались работы, посвященные Парижской коммуне, других историков. Так, из монографий, посвященных Парижской Коммуне, особо следует выделить «Историю Парижской коммуны 1871 года» История Парижской коммуны 1871 года. М., 1971. и «Историю Парижской Коммуны» П. М. Керженцева» Керженцев П. М. История Парижской Коммуны. М., 1959. .

В обеих этих монографиях представлен подробный фактический материал, основанный на тщательном изучении источников. Обе эти работы чрезвычайно идеологизированы. Это объясняется общей направленностью истории в Советском Союзе, тем более что, по выражению П. М. Керженцева, «Парижская коммуна была первой, славной, героической попыткой пролетариата повернуть историю против капитализма». Цит. по: Керженцев П. М. История Парижской Коммуны. М., 1959. С. 4. В предисловии к «Истории Парижской коммуны 1871 года» говорится: «Редакция и авторский коллектив стремились к тому, чтобы данное издание наиболее полно и явственно отразило те принципиальные черты, которые присущи советской исторической школе в изучении истории Парижской Коммуны 1871 года». Цит. по: История Парижской коммуны 1871 года. М., 1971. С. 9. Соответственно в работах клеймились все теории, несовпадающие с официальной концепцией. Разумеется, советские историки доказывали, что Парижская коммуна была пролетарским государством и все ее законодательство - социалистическим.

Идеологизация является чертой и работы И. С. Галкина, однако важной ее характеристикой является то, что в работе Ильи Савича дается сравнительная характеристика положения Франции и Германии в рассматриваемый автором период времени.

И. С. Галкин занимался и американистикой. В 1940-е - 1950-х гг. вышел ряд работ отечественных историков, посвященных новому периоду в истории Америки: «Империалистическая политика США» Л. И. Зубока, «Разбойничий путь американских агрессоров» Я. Темкина, «Дипломатия США» 3. Л. Владимирова. Важную роль играла работа И. С. Галкина «США: 1870 - 1904». Так же, как и другие историки этого периода, И. С. Галкин рассматривает политику США как империалистическую, пишет, что при помощи экономического, политического и военного давления превращал страны Центральной Америки в колонии США.

Изучая внутреннюю политику Т. Рузвельта, И. С. Галкин подробно останавливается на антитрестовом законодательстве, но приходит к выводу, что результатом работы в этом направлении стали лишь незначительные штрафы владельцев трестов и прежнее продолжение беззаконного занятия спекуляцией.

Научную деятельность И. С. Галкин сочетал с преподаванием. Авторский курс лекций, прочитанный им в Высшей партийной школе ЦК ВКП(б), был напечатан. Это, в частности, такие лекции, как «Италия в 1870 - 1914 гг.», Галкин И. С. Италия в 1870 - 1914 гг. Стеногр. лекции, прочитан. в Высшей парт. школе при ЦК ВКП(б) в 1940 - 1941 уч. г. М., 1940. «Австро-Венгрия (1867 - 1914 гг.)», Галкин И. С. Австро-Венгрия (1867 - 1914 гг.). Стеногр. лекции, прочитан. в Высшей парт. школе при ЦК ВКП(б) в 1940-1941 гг. М., 1940. «Буржуазные революции на Востоке в начале XX века Стеногр. лекций, прочитан. в Высшей парт. школе при ЦК ВКП(б) в 1940 - 41 уч. г.», Галкин И. С. Буржуазные революции на Востоке в начале XX века Стеногр. лекций, прочитан. в Высшей парт. школе при ЦК ВКП(б) в 1940 - 41 уч. г. М. , 1940. «Второй Интернационал в период 1889 - 1914 гг. Стеногр. лекции, прочитан. в Высшей парт. школе при ЦК ВКП(б) в 1940 - 41 уч. г.». Галкин И. С. Второй Интернационал в период 1889 - 1914 гг. Стеногр. лекции, прочитан. в Высшей парт. школе при ЦК ВКП(б) в 1940 - 41 уч. г. М., 1941.

Галкин И. С. Германия в 1870 - 1914 гг. Стеногр. лекций, почитан. в Высшей парт. школе при ЦК ВКП(б) в 1940 - 1941 уч. г. М., 1940. Галкин И. С. Германия в 1870 - 1914 гг. Стеногр. лекций, почитан. в Высшей парт. школе при ЦК ВКП(б) в 1940 - 1941 уч. г. М., 1940.

В работе «Дипломатия европейских держав в связи с освободительным движением народов Европейской Турции в 1905 - 1912 гг.» Галкин И. С. Дипломатия европейских держав в связи с освободительным движением народов Европейской Турции в1905 - 1912 гг. М., 1960. И. С. Галкин коснулся частного вопроса дипломатии нового времени.

И. С. Галкин занимался также методической деятельностью, поэтому целесообразно изучить его работы в этом направлении. Он писал учебники по новой истории для школ Галкин И. С. Новая история. 1870 - 1918 Учебник для 9-го класса сред. школы. М., 1945. и вузов, Новая история. 1871 - 1917. Учеб. для студентов. пед. ин-тов по ист. спец. / И. С. Галкин, Н. А. Ерофеев, А. Л. Ефимова и др. М., 1984. а также статьи в помощь учителю истории, публиковался в журнале «Преподавание истории в школе». Галкин И. С. Революционная борьба китайского народа в конце ХIХ - начале ХХ века // Преподавание истории в школе. 1955. № 1. С. 16 - 32.

Воспоминания И. С. Галкина, 39-го ректора МГУ, многолетнего руководителя кафедры новой и новейшей истории исторического факультета, охватывают без малого вековой жизненный путь автора, неотделимый от истории нашей страны, истории Московского университета. Для историков, студентов, всех интересующихся историей Московского университета.

Нельзя пройти мимо работ И. С. Галкина по историографии. С одной стороны, И. С. Галкин не мог не писать о вкладе И. В. Ленина в отечественную историографию, нового и новейшего времени Галкин И. С. В. И. Ленин и развитие советской историографии новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М., 1977. рассматривал историографию новой и новейшей истории стран Европы и Америки с той точки зрения, что «характерной чертой развития буржуазной историографии с конца прошлого столетия является перманентный кризис ее теоретико-методологических основ». Историография Новой и Новейшей истории стран Европы и Америки / Под ред. И. С. Галкина. М., 1977. С другой, несмотря на эти штампы, бывшие необходимостью, он подробно анализирует основные тенденции зарубежной историографии.

Особо интересной работой И. С. Галкина является историографико-биографическое исследование, посвященное Н. М. Лукину. Галкин И. С. Н. М. Лукин - революционер, ученый. М., 1984. Интересно сравнить с оценкой Н. М. Лукина, данную А. З. Манфредом: «... нельзя не учитывать того, что с тех пор, как они были написаны, миновало 30 - 40 лет. За это время историческая наука ушла далеко вперед. На работах Н. М. Лукина лежит, конечно, печать времени, когда они создавались. В некоторых частях они устарели, кое-что может вызвать сейчас возражения. Однако в основном труды Н.М.Лукина сохраняют и ныне научную ценность». Манфред А.З. Лукин Н. М. // Лукин Н. М. Избранные труды. Т. 3. М., 1963. С. 363 - 389.

Подход И. С. Галкин более чуткий и теплый, более человеческий. Возможно, это связано с тем, что И. С. Галкин писал о своем учителе. Ведь именно под руководством академика Н.М.Лукина он начал заниматься историей нового и новейшего времени.

И, наконец, нельзя обойти вниманием такой источник, как вышедшие в прошлом году «Записки ректора МГУ. Воспоминания». Галкин И. С. Записки ректора МГУ. Воспоминания. М., 2004. Факты истории МГУ и развития отечественной новистики здесь преломляются через личность писавшего эти записки историка.

Глава 1. Начало исторического пути И. С. Галкина

Рассказ о том, как поляк Илья Галкин стал ректором Московского государственного университета, В. Ремарчук начинает на романтической ноте: «В начале Первой мировой войны польский крестьянин Савва Галка погнал лошадей встречь солнца и вместе со всей многочисленной семьей своей докатился аж до самой российской глубинки, до города Коврова, что на Владимирщине. А потом гражданская война раскидала детей его по разные стороны, поделив на красных и белых. И один из них, Илья Галка, стал Галкиным, железнодорожником, поступил в Политехнический институт в Иваново-Вознесенске, откуда ушел в Красную Армию на Восточный фронт против Колчака. Затем работал в колонии для беспризорников. Потом были этнологический факультет Московского университета, аспирантура, работа в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ) - путь от преподавателя до профессора». Ремарчук В. Указ. соч. С. 1 - 2.

Итак, И. С. Гаклин родился в деревне Панасюки Пружанского уезда Гродненской губернии. Галкин И. С. Записки ректора МГУ. Воспоминания. М., 2004. С. 3.

Источники и литература

Источники

1. Галкин И. С. Австро-Венгрия (1867 - 1914 гг.). Стеногр. лекции, прочитан. в Высшей парт. школе при ЦК ВКП(б) в 1940-1941 гг. М., 1940.

2. Галкин И. С. Борьба В. И. Ленина против центризма в годы первой мировой войны // Первая мировая война. 1914 - 1918, М., 1968.

3. Галкин И. С. Буржуазные революции на Востоке в начале XX века Стеногр. лекций, прочитан. в Высшей парт. школе при ЦК ВКП(б) в 1940 - 41 уч. г. М. , 1940.

4. Галкин И. С. Второй Интернационал в период 1889 - 1914 гг. Стеногр. лекции, прочитан. в Высшей парт. школе при ЦК ВКП(б) в 1940 - 41 уч. г. М., 1941.

5. Галкин И. С. Германия в 1870 - 1914 гг. Стеногр. лекций, почитан. в Высшей парт. школе при ЦК ВКП(б) в 1940 - 1941 уч. г. М., 1940.

6. Галкин И. С. Дипломатия европейских держав в связи с освободительным движением народов Европейской Турции в1905 - 1912 гг. М., 1960.

7. Галкин И. С. Записки ректора МГУ. Воспоминания. М., 2004.

8. Галкин И. С. Испания. 1868 - 1914. М., 1939.

9. Галкин И. С. Италия в 1870 - 1914 гг. Стеногр. лекции, прочитан. в Высшей парт. школе при ЦК ВКП(б) в 1940 - 1941 уч. г. М., 1940.

10. Галкин И. С. Историография Новой и Новейшей истории стран Европы и Америки / Под ред. И. С. Галкина. М., 1977.

11. Галкин И. С. В. И. Ленин и развитие советской историографии новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М., 1977.

12. Галкин И. С. Н. М. Лукин - революционер, ученый. М., 1984.

13. Галкин И. С. Новая история. 1870 - 1918 Учебник для 9-го класса сред. школы. М., 1945.

14. Галкин И. С. Новая история. 1871 - 1917. Учеб. для студентов. пед. ин-тов по ист. спец. / И. С. Галкин, Н. А. Ерофеев, А. Л. Ефимова и др. М., 1984.

15. Галкин И. С. Новейшая история стран Европы и Америки в советской историографии // Новая и новейшая история. 1975. №6.

16. Галкин И. С. Революционная борьба китайского народа в конце ХIХ - начале ХХ века // Преподавание истории в школе. 1955. № 1. С. 16 - 32.

17. Галкин И. С. Создание Германской империи, 1815 - 1871 гг. М., 1986.

18. Манфред А.З. Лукин Н. М. // Лукин Н. М. Избранные труды. Т. 3. М., 1963. С. 363 - 389.

Литература

1. Барсенков А. С. Советская историческая наука в послевоенные годы (1945 - 1955). М., 1988.

2. Ремарчук В. Илья Саввич Галкин // Ломоносов. 2002. № 6. С. 22 - 43.

3. Ремарчук В. К 250-летию МГУ. Летопись 1920 года // Московский университет. 2003. №22. С. 1 - 2.

4. Советская историография. М., 1996. Отец - польский крестьянин Савва Галка - в годы Первой мировой войны переехал с многочисленной семьей в российскую глубинку на Владимирщину, где Илья закончил свое начальное образование в г. Коврове, а затем продолжил учебу в техническом училище при Московской железной дороге. После окончания училища работал формовщиком в литейном цехе железнодорожных мастерских. Осенью 1917 г. молодого рабочего мобилизовали в армию и направили в школу прапорщиков в Киеве.

Однако, в войне Галкину принять участие не успел - началась Октябрьская революция. В 1918 г. поступив в Политехнический институт в г. Иваново-Вознесенске, через три месяца ушел в Красную Армию на Восточный фронт, принимал участие в разгроме Колчака.

В 1921 г., заболев тифом, Илья Саввич демобилизуется из армии, после лечения начинает работать сначала учителем, потом директором школы и руководителем группы колоний для беспризорников в Аткарском уезде Саратовской губернии. В 1924 г. Галкин - делегат Всесоюзного съезда учителей. С 1927 г. - член ВКП(б). За активную работу он в 1930 г. направляется на учебу в Московский университет на этнологический факультет. Здесь под руководством своего учителя академика Н.М.Лукина он начал заниматься историей нового и новейшего времени. В 1935 г. Илья Саввич заканчивает аспирантуру и, защитив кандидатскую диссертацию по истории немецкого рабочего движения, начинает работать в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ), где проходит путь от преподавателя до профессора этого учебного заведения. В 1937-1941 гг. - проректор МИФЛИ.

Глава 2. Великая отечественная война и послевоенный период работы историка

Началась Великая Отечественная война. В начале войны МГУ был эвакуирован в Туркмению.

После слияния МИФЛИ в декабре 1941 г. с вновь созданным историческим факультетом Московского университета Галкин назначается проректором по учебной части, заместителем ректора (с возложением на него в эвакуации в Ашхабаде "исполнения обязанностей ректора университета во время отсутствия последнего"), затем уполномоченным Народного Комиссариата просвещения РСФСР по перемещению университета в г. Свердловск, а впоследствии - по его реэвакуации в Москву, где он становится уже ректором и занимает эту должность вплоть до 1947 года.

Пребывание Ильи Саввича на ответственном посту ректора МГУ совпало с тяжелыми испытаниями для нашей страны. Университет только вернулся из эвакуации, и приходилось налаживать нормальный учебный процесс. Уже в конце 1943 г. были открыты новые кафедры: низких температур, физики моря, акустики, электронных и ионных процессов - на физическом факультете; химии почв, мелиорации почв и агрохимии почв, исторической геологии - на геолого-почвенном факультете; гидрологии и гидрографии - на географическом факультете; истории западной и русской философии - на философском факультете и др.

После капитального ремонта в 1944 г. была вновь открыта университетская библиотека им. А.М.Горького, а в апреле того же года впервые были проведены Ломоносовские чтения, ставшие впоследствии традиционными. В июне 1944 г. на историческом факультете было открыто отделение истории стран Востока. В конце 1944 г. состоялось первое присуждение Ломоносовских премий.

В марте 1945 г. было восстановлено и начало свою работу Научное студенческое общество, в конце того же года в соответствии с планом комплексных исследований, согласованных с Госпланом СССР, Московским университетом были сформированы и начали работать Восточно-Сибирская, Центрально-Черноземная, Прикаспийская экспедиции. В 1946 г. были организованы: Научно-исследовательский институт ядерной физики, физико-технический факультет, Крымская учебно-научная база геолого-почвенного факультета.

В сентябре 1946 г. был утвержден первый послевоенный пятилетний план развития Московского университета, предусматривавший разработку крупных научных проблем, имевших большое народнохозяйственное значение и определявших тенденции в развитии естественных наук вообще. В ноябре того же года Совет университета принял решение о восстановлении 5-летнего срока обучения на всех факультетах университета, что означало переход к порядку работы мирного времени.

В июле 1947 г. ректор МГУ был в числе инициаторов и учредителей Всесоюзного общества по распространению научных и политических знаний. В этом же году были проведены предварительные мероприятия в связи с намечавшимся строительством новых зданий МГУ на Воробьевых (Ленинских) горах.

Уйдя со своего поста по состоянию здоровья, Галкин длительное время работал на кафедре новой и новейшей истории исторического факультета Московского университета (в 1953-1981 гг. в должности заведующего). В 1953-1958 гг. он также был проректором университета, но в дальнейшем полностью посвятил себя научной деятельности. В 1969 г. избран почетным доктором Сегедского университета (Венгрия).

Похоронен Илья Саввич Галкин на Востряковском кладбище в Москве.

Заключение

Илья Савич Галкин, по происхождению - поляк Илья Галка, остался в памяти потомков как известный советский новист и ректор МГУ в один из самых тяжелых периодов в истории этого учебного заведения.

Перебравшись на территорию России еще в первую мировую (как известно, Польша тогда была частью Российской Империи), дальнейшую жизнь И. С. Галкин связал с Россией. В войне Галкину принять участие не удалось - началась Октябрьская революция. В 1918 г. поступив в Политехнический институт в г. Иваново-Вознесенске, через три месяца ушел в Красную Армию на Восточный фронт.

В дальнейшем И. С. Галкин занимался научными исследованиями, поступил в партию, защитил диссертацию. Затем началась Великая Отечественная война.

Пребывание Ильи Саввича на ответственном посту ректора МГУ совпало с тяжелыми испытаниями для нашей страны. Университет только вернулся из эвакуации, и приходилось налаживать нормальный учебный процесс.

Не случайно это время сравнивается В. Ремарчуком с аналогичным периодом в жизни университета - другой Отечественной войной, 1812 г. И. С. Галкину удалось не только не растерять достижения вуза, но и приумножить их. Научная работа в эвакуации продолжалась, сохранились фонды университетской библиотеки.

Уйдя со своего поста по состоянию здоровья, Галкин длительное время работал на кафедре новой и новейшей истории исторического факультета Московского университета. Он занимался исследованием Парижской коммуна и Германии, историографиечскими исследованиями. И. С. Галкин анализировал роль И. В. Ленина в развитии советской историографии.

Как и другие исследователи советского времени, в своих работах И. С. Галкин вынужден был придерживаться единой идеологической линии. Тем не менее фактологическая часть его научного наследия востребована и по сей день.

Примечания




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гражданская война и ее последствия
Реферат Evidence Role In The Criminal Justice Essay
Реферат Допрос подозреваемого
Реферат Generation Gaps Essay Research Paper In to
Реферат Місце і роль освіти у сучасному світі
Реферат Соціологія сім’ї
Реферат Бухгалтерский баланс: назначение, принципы построения, техника составления. На материале организации
Реферат Протоколы Сионских мудрецов и информационная война
Реферат Формування, ріст і розвиток мітохондрій в гаметогенезі та ранньому ембріогенезі хребетних.
Реферат Разновидности биполярных транзисторов (БТ)
Реферат Анализ эффективности проекта строительства коммерческой недвижимости
Реферат Вклад Леона Вальраса в экономическую науку
Реферат Людвиг ван Бетховен 2
Реферат Лингвистические и экстралингвистические аспекты перевода общественно-политической тематики
Реферат 1 Роджер Олссон, журналист и популяризатор науки Охват и методология