Реферат по предмету "История"


Великая "Яса" Чингисхана

Реферат
Тема: Великая «Яса» Чингисхана
 

Содержание
 
Введение
1 История возникновения Великой «Ясы» Чингисхана
2 Значение «Ясы» по нормам международного права
3 Управление государством и административные распоряженияпо «Ясе»
4 Нормы уголовного права по Ясе
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
В 1204-1205 гг. некий Темучинзавершил объединение всех основных монгольских племен под своей властью. В 1206году на берегу Онона был созван курултай (съезд) монгольских князей, на которомТемучин был провозглашен великим ханом Монголии с титулом Чингисхан. Одновременнона Великом курултае в том же году был принята Великая Яса Чингисхана – «Сводпостановлений», обнародованный Чингисханом при избрании его великим ханом. Сутверждением феодальных отношений в монгольском обществе и образованиемгосударства в начале 13 в. начало действовать монгольское феодальное право науровне обычно-правовых норм.
Образование единогомонгольского государства способствовало политическому объединению страны,ликвидации политической раздробленности, развитию экономики и культуры иправовому регулированию общественных отношений на уровне обычного права какединого регулятора во всей Монголии.
Деятельность Чингисхана былаположительной и прогрессивной до тех пор, пока она соответствовалаобъективно-историческому процессу консолидации монгольской народности иформированию феодального государства.
В исторической литературе оназвании закона Великая Яса существуют различные мнения. В частности, В.А.Рязановский, занимавшийся исследованием Великой Ясы Чингисхана, писал: «СловоЯса означает запрет, устав, закон… Великая Яса представляет письменныйзаконодательный памятник, изданный Чингисханом. Академик В.В. Бартольд в труде«Туркестан в эпоху монгольского нашествия» дал следующее научное пояснениеэтого слова: «Яса — постановление, закон, более полная форма ясак выход карабскому слову (монг. Дзасак)». Академик Б.Я. Владимирцов в книге Чингисхан(1922) писал: «Чингисхан… оставил своим преемникам громадную империю ируководящие начала ее устройства, которые и были изложены им в егоустановлениях это Джасаке и его Изречениях — Билике. По мнению калмыцкогоисторика Эренжина Хара-Давана, Большой Джасак Чингисхана как бы состоял из двухкрупных разделов. Современные исследователи Чингисхана полагают, что Яса неявлялась систематизированным сводом законов, она включала ярлыки — приказы,ясак — законы, билик — поучения.[1] Несомненно, есть идругие высказывания и суждения по этому вопросу, но каждое из них заслуживаетвнимания и, бесспорно, может существовать как научная точка зрения.
Рассмотрим Ясу как источниксведений и феодальном государстве и праве.

1 История возникновения Великой«Ясы» Чингисхана
 
Монголо-татары, или, какговорили в христианском мире, «татары», веками воспринимались как «исчадия ада»и враги цивилизации, а их вождь и повелитель Чингисхан для многих поколений иевропейцев, и азиатов являлся олицетворением слепой разрушительной силы. Чем жебыла Монгольская империя и кем был Чингисхан, создавший ее ровно 800 лет назад?
В 12 веке на территорииМонголии не было единого государства, основой монгольского общества былиродоплеменные отношения. Социальной единицей была семья, несколько семейсоставляли айманы (роды), несколько родов объединялись в хотон (аул), несколькоаулов составляли орду (племя), а из племен образовались народности — улусы.Вели они полуоседлый образ жизни. В конце 12 в. среди монгольских племенвозвышается род Есугея, сын которого Темучин начал вести борьбу за объединение.В процессе этой борьбы сложилась военно-феодальная система кочевой империиТемучина. Она была создана на разделении всех монгольских племен на военныеокруга — «тысячи». Армия составляла более 200 тыс. человек и была преданаТемучину. В 1206г. состоялся курултай, на котором Темучин провозгласил себяправителем и принял титул Чингисхан, что означало «властитель океана». Накурултае был принят свод законов «Яса», который определял различные видыправовых отношении монгольском государстве.[2]
«Яса» охватывала все стороныжизни империи. Письменность на основе уйгурского алфавита, заимствованнаямонголами по велению Чингисхана у побежденных найманов, позволила записать этотпервоначально устный свод правил. Наследники хана верили в магическую силу Ясыи скрывали «священную книгу» от всяких иностранцев, покоренных или до порысвободных. Считалось, что она приносит победу в битве. Полный текст до нас, ксожалению, не дошел, но упоминание многих положений Ясы в трудах древнихисториков позволяет понять ее суть.
В Ясе отчетливо прослеживаютсяидеи императорского государства и императорского права. Весьма вероятно, чтоодним из этих источников были китайские государственно-правовые понятия.
Так же вероятно, на Ясуповлияла христианская идея Вселенской Империи. В первой редакции Яса былаутверждена Чингисханом вскоре после победы его над найманами и кереитами, а какраз среди обоих этих народов христианство — несторианского толка — было сильноразвито. Известно, что в результате включения найманов и кереитов, а позжеуйгуров, в монгольское государство христианство стало играть немаловажную рольпри дворе самого Чингизхана и его преемников. Некоторые из влиятельныхсановников молодой империи были христианами по вере. Можно думать, что именночерез них христианская идея Вселенской Империи, покоящейся на религиозныхоснованиях, могла быть воспринята Ясою.[3]
Но имея в виду эти возможные(и даже вероятные) влияния со стороны, нельзя забывать о личности самогоЧингисхана как творца Ясы. Следует признать, что Чингисхан был не толькогениальным полководцем, но и государственный деятель крупного размаха.
По мысли Чингисхана,одобренный им свод законов должен был быть закреплен навек. Всякое изменениеЯсы, по его мнению, могло бы привести лишь к гибели государства. Хранителем ЯсыЧингис назначил еще при жизни своей старшего сына Джагатая.
Каждый новый хан, правил ли онвсей империей или только своим улусом, должен был начинать свое царствованиеподтверждением Ясы. Потомки Чингисхана должны были ежегодно собираться вместе свысшими сановниками каждого улуса для того, чтобы удостовериться, что ни одинхан или князь Чингисовой крови за это время не нарушил Ясы. Виновный в еенарушении должен был быть низложен. «Кто нарушит Ясу, лишится головы» — таковбыл указ первого хана Золотой Орды.
Наличие Ясы как твердого сводазаконов не исключало, однако, возможности дальнейшего законодательстваЧингисовых преемников. Но это законодательство имело лишь вспомогательноезначение для удовлетворения местных нужд каждого улуса на незыблемой основеЯсы. В этом порядке ханы Золотой Орды издали довольно большое количество указови распоряжений, известных частью под именем ярлыков. Сюда относятся и ярлыки впользу русской церкви. Ярлыки эти прямо ссылаются на Великую Ясу, как основнойисточник указанной правоспособности ханов.
Мы должны отличать Великую Ясуот местных яс (судебников) улусного значения. Несмотря на наличие этихпостепенно развивавшихся судебников, Великая Яса долго после распаденияМонгольской Империи признавалась в качестве высшего свода во всех улусах иобластях, некогда входивших в состав этой империи.
 
2 Значение «Ясы» по нормаммеждународного права
 
Общей задачей международногоправа монголов являлось установление вселенского мира. Эта цель должна былабыть достигнута путем или международных переговоров о подчинении других народовволе Хана, или, при отказе подчинения — путем войны. В дошедших до насфрагментах Ясы на эти общие цели международного права и международной политикимонголов сохранились лишь намеки: «Когда (монголам) нужно писать к бунтовщикамили отправлять к ним послов, не надо угрожать надежностью и множеством своеговойска, но только объявить: если вы подчинитесь, обретете доброжелательство ипокой. Если станете сопротивляться — что мы знаем? Бог Всевечный знает, что свами будет».[4] Из этогопредписания Ясы видно, что Чингисхан верил, что сам он и его народ находятсяпод покровительством и руководством божественного Провидения. «И в этом(монголы), — замечает Абуль Фарадж, — показали уверенность, возложенную ими наГоспода. И этим они побеждали и побеждают».[5] Чингисхан сам непринадлежал ни к одному из определенных вероисповеданий, но вероятно былпроникнут глубоким религиозным чувством. Он подолгу беседовал с мудрецамиразличных вер относительно коренных вопросов жизни и правления, например,достоверно известно о его беседах с даосским монахом Чан-Чуем.
Задачи международной политикимонголов довольно ясно выражены в дипломатической переписке монгольских ханов сРимским Папой и некоторыми европейскими государствами. Руководимый верой, илисвоими целями, Чингис и требовал вселенского признания своей власти. Все врагиего империи в его глазах лишь «бунтовщики». Одним из основных положениймеждународного права Ясы была определенная форма объявления войны с гарантиейбезопасности населению враждебной страны в случае добровольного подчинения.[6]
Другим важным началоммеждународного права монголов нужно считать неприкосновенность послов, хотя вдошедших до нас фрагментах Ясы об этом ничего и не говорится. Но поход на Туркестанв 1219 году предпринят был Чингисханом для отместки за убийство пословХорезмшахом Мохаммедом. И русские князья в 1223 года навлекли на себя гневмонголов именно избиением монгольских послов, результатом чего и былакатастрофа на Калке. О почете, с которым Чингис относился к послам видно изтого, что согласно Ясе, послы имели право бесплатно пользоваться ямскою службоюимперии. [7]
3 Управление государством иадминистративные распоряжения по «Ясе»
Верховная власть, по Ясе,сосредоточена в лице Хана. Ханский титул есть единственный атрибут верховнойвласти. Монголам воспрещается «давать (царям и знати) многообразные цветистыетитулы, как то делают другие народы, в особенности мусульмане. Тому, кто натроне сидит, один только титул приличествует — Хан или Каан».[8]
С первоначальной точки зрениямонгольского государственного права только монголы составляли государственнодееспособный народ в империи. И только в период междуцарствия народ монгольскиймог осуществлять в полной мере свое право, принимая участие в избрании новогохана. Всякий новый хан должен по рождению принадлежать к дому Чингиса. Послесмерти правящего хана члены его рода, высшие сановники, войска, племенные иродовые старейшины сходятся вместе на Курултай, на котором и производитсяизбрание нового хана. Избранным должен быть наиболее способный из потомковЧингисхана. Никто не может быть ханом без утверждения на Курултае.
С избранием нового ханаполитическая роль народа кончается. Курултаи, собираемые ханами по различнымвопросам во время их царствований, были, в сущности, лишь совещаниями офицеровармии и родовых старейшин для принятия к сведению и исполнению решений хана поповоду предстоящего похода или других важных дел.
Общественный строй монголов итурок основан был на племенном и родовом праве. В сохранившихся отрывкахВеликой Ясы находим мало указаний на внутренние социальные отношения монгольскихплемен и родов.
Империя Чингисхана основанабыла на всеобщем прикрепления населения к службе государству. Каждый имел своеопределенное место в войске или податном участке, и с этого места он не могсойти. «Никто да не уходит из своей тысячи, сотни или десятка, где он былсосчитан. Иначе да будет казнен он сам и начальник той части, которой егопринял».[9]
Этот принцип крепости лицагосударству можно сравнить с Московским царством 16-17 веков.
В компиляции Ясы Пети де лаКруа мы находим такое постановление касательно обязательной службы:
«Чтобы изгнать праздность изсвоих владение, он (Чингисхан) повелел всем своим подданным работать наобщество так или иначе. Те, кто не шел на войну, должны были в известное времягода работать определенное количество дней на общественных постройках илиделать иную работу для государства, а один день каждую неделю работать наХана».[10]
Каждый начальник, будь он дажевысшего ранга, должен беспрекословно подчиняться всякому приказу Хана, хотя быпреданному через гонца низшего служебного ранга.
Женщины также обязаны былислужебной повинностью, замещая мужчин, не являвшихся на призыв.
Прикрепление к службесоединятся с другим началом — равенства в несении служебных тягот. Строгаядисциплина утверждается во всех отраслях службы, но от каждого требуется равноенапряжение и не позволяется ни на кого возлагать чрезмерных тягот.
Равенство в труде требуетравенства в пище. Яса воспрещает кому бы то ни было есть в присутствии другого,не разделяя с ним пищу. В общей трапезе ни один не должен есть более другого.
Некоторые группы населениямогли быть изъяты из-под действия общего крепостного устава или освобождены отподатной повинности. Такие изъятия делались иногда по религиозным соображениям(ханские ярлыки церквам), иногда же по соображениям особой ценности длягосударства изымаемых из общего крепостного устава групп (врачи, техники,ремесленники).
Изъятие делались в пользуупомянутых разрядов населения ввиду того, что от них ожидалась службаспециального характера, которая не могла быть согласована с общим уставом.
О применении этого закона вдействительной жизни лучше всего свидетельствуют ханские ярлыки в пользурусской церкви. Ярлыки эти обеспечивали русскому духовенству свободу от военнойслужбы и податей. Они были возобновляемы при каждой смене хана в Золотой Орде.В ярлыках этих встречаем прямые ссылки на Великую Ясу.
Помимо духовенства, изъятия отдействия крепостного устава давались врачам и юристам. Техники и ремесленники,будучи изъяты от действия общего устава, подлежали трудовой повинности по ихспециальности.[11]
Общая задача управления,согласно Ясе,- поддержание мира и порядка: «…подчинились Чингисхану, он осудилнекоторые их обычаи, как например воровство и прелюбодеяние, и решил уничтожитьих, чтобы украсить свои государства порядком и справедливостью. Города ибольшие дороги стали свободны и открыты купцам всякого рода. Он хотелобеспечить из такой безопасностью и спокойствием, чтобы каждый в пределах егогосподства мог нести на голове золото без всякой опасности (быть ограбленным)так, как люди носят простые горшки».[12]
Согласно с этими целями, однойиз важнейших задач управления сделалось устройство почтовых станций (ямов) повсем имперским путям. Устройство ямов было распределено между населением странытак, что на каждые две тьмы возлагалось попечение об определенном участкедороги.
В добавление к таким основнымотраслям внутреннего управления, как ямское и податное дело, по некоторымвопросам более узкого значения издавались особые указы, иные из которыхвключены были в Ясу. Было три таких вида указов:
— Указ, предписывающий каждомупод страхом смерти возвращать беглого раба законному собственнику.
— Указы, предписывающиесоблюдение известных правил убоя скота в соответствии с монгольскими обычаями.
— Указы, предписывающиесоблюдение известных правил для вхождения в воду и мытья одежды в воде или, внекоторых случаях, запрещение этих действий. Мотивы, обусловившие издание этихуказов, двоякого характера. С одной стороны, здесь оказывается ритуалистическийстрах перед природой — боязнь осквернения человеком одной из основных стихий,что могло бы оскорбить Верховное Существо.
С другой стороны, тутдействовали весьма практические – можно сказать, научные — соображения: желаниеизбежать поражения людей молнией, в случаи если они соприкоснуться с водой вовремя грозы. Запрещение входить в воду и мыть одежду в воде первоначально имелосилу лишь на время грозы.
Благодаря преобладанию такназываемого натурального хозяйства у монголов и турок задачи финансовогоуправления в первоначальном монгольском государстве не могли быть особенносложными. Начальники и воины должны были сами озаботиться относительно коней,фуража и некоторого количества съестных припасов для похода. Во время походамонгольское войско продовольствовалось за счет врага и военной добычи.
Однако по мере расширениямонгольской империи, содержание и ханского двора, и административных учрежденийпотребовало установления более постоянной системы обжалования. По всейвероятности, Яса содержала в себе довольно разработанный податной устав, но уДжувейна находим лишь краткую заметку об этом. «После того как страна и народыподчинены были владычеству (монголов), установлена была перепись и назначены податныетитулы согласно участкам десятков, сотен и тысяч; также определены: наборармии, ямская служба повинности и фураж для скота, не говоря о денежныхподатях, да сверх всего наложен был еще копчур».[13]
К вышеозначенным податнымтитулам следует прибавить еще тьмы, о которых говорится в ямском уставе.Податное устройство приспособлено было таки образом к войсковым частям. Следуетзаметить, что именно так и было организовано податное управление на Руси послемонгольского завоевания.
Установлено были подати инатурой и деньгами. В расчет должна быть принята и трудовая повинностьнаселения.
Важным источником доходадолжна была являться и военная добыча, особенно в первое время расширенияимперии.
Собственность умерших должныунаследовать их дети, и нельзя ее переводить в государственный фонд.
Государство по ясе быловоенно-феодальным и управлялось военной силой. Командиры получили наградысоответственно заслугам, а не по праву рождения. Воины были разверстаны подесяткам, сотням и тысячам и были обязаны служить с четырнадцати до семидесятилет. Для наблюдения за порядком кроме стотысячной армии была созданадесятитысячная гвардия, несшая службу по охране ханской юрты. Гвардия(кешикташ) была создана из знатных воинов, лично преданных Чингисхану. Всоставе гвардии выделялась также тысяча самых преданных и сильных воинов-«багатуров».
Наказаний было установленодва: смертная казнь и ссылка на пустынный север Монголии. Отличительной чертойэтого установления было введение наказания за неоказание помощи в беде боевомутоварищу. Этот закон назывался Яса, и хранителем Ясы (верховным прокурором) былназначен второй сын Чингисхана, Чагатай. В столь воинственном и разноплеменномлюдском скопище было необходимо поддерживать строгий порядок, для чего всегдатребуется реальная сила. Чингисхан это предусмотрел и из числа наиболеепроверенных воинов создал две стражи, дневную и ночную. Они несликруглосуточное дежурство в орде, находились неотлучно при хане и подчинялисьтолько ему. Это был монгольский аппарат принуждения, поставленный вышеармейского командного состава: рядовой гвардеец считался по рангу вышетысячника. Тысячниками же были назначены 95 нойонов, избранных войском.
В Ясе особое место отведеноправилам охоты. «Когда нет войны с врагами, пусть предаются делу лова — учатсыновей, как гнать диких животных, чтобы они навыкали к бою и обретали силу ивыносливость и затем бросались на врага, как на диких животных, не щадя (себя)».[14]
Чингисхан рассматривал охотукак лучшую школу военного обучения. Большая зимняя облава занимала серьезноеместо в монгольской общественной жизни. Облава эта являлась одним из важныхфакторов в экономической, социальной и государственной жизни монголов.
Большая облава требовалаучастия целых корпусов монгольской армии, чтобы окружать и загонять стада дикихживотных — хищных зверей, диких ослов, антилоп и т.д. Облава играла вподготовке армии приблизительно ту же роль, что большие маневры в настоящеевремя.
Яса содержала подробныенаставления касательно охвата и загона дичи. Воины располагались на широкомпространстве военным строем — большой полк, правая и левая рука — и все этичасти должны были постепенно сближаться, загоняя дичь в заранее условленноеместо так, чтобы в конце концов дичь очутилась в тесном кольце.
Вся кампания иногдарастягивалась на два-три месяца. Каждая небрежность или нарушение приказа состороны начальника и рядовых подлежали строгому наказанию. Как только дичь былазагнана во внутреннее кольцо, хан имел право первенства в стрельбе; затемвыступали сановники и военачальники, и наконец рядовые войны. Попавшая в облавудичь не уничтожалась целиком: часть отпускалась на разводку.
Известно, что Чингисханпридавал большое значение развитию торговли. Одной из главных задач егоуправления было обеспечение безопасности торговых путей. Принимая это вовнимание, мы можем думать, что Яса содержала в себе более или менееразработанный торговый устав. «Кто возьмет товар и обанкротится, потом опятьвозьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза».[15]
Люди ханской крови подлежаливерховному суду ханского рода, составленному из родовых старейшин. Если человекханской крови нарушал Ясу, то его должны были увещать родовые старейшиныдважды. Если он нарушал Ясу в третий раз, то подлежал ссылке в отдаленныеместа. Если он после этого не раскаивался, его заключали в тюрьму и держалитам, пока он не раскается. Если он оставался неукротим, собрание всего родадолжно было решить, что с ним делать.
В отношении общегосудопроизводства можно здесь сослаться на один из существующих фрагментов Ясы.По этому фрагменту, для силы словесного утверждения необходимо три свидетеля.При наличии письменных документов правила были вероятно, другие.

4 Нормы разного вида права поЯсе
 
Основной задачей уголовногоправа Ясы является обеспечение мира и порядка в обществе и государстве. Этазадача обрисована армянским историком Магакией в таких выражениях: Ясапредписывает «во-первых, любить друг друга; во-вторых, не прелюбодействовать,не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем; почитать старших инищих, и если найдется между ними кто-либо нарушающий эти заповеди, таковыхпредавать смерти».[16]
Основной своей идеальнойзадачи уголовное право Ясы стремится на практике достигнуть путем самыхжестоких санкций.
Яса считает преступлением,подлежащим наказанию, следующие виды проступков: а) преступления противрелигии, нравственности и установленных обычаев; б) преступления против хана игосударства; в) преступления против жизни и интересов частных лиц.
Главным видом этихпреступлений против государства признается нарушение крепостного устава, вособенности со стороны высших начальников. К этому же разряду следует отнестито, что запрещалось употреблять монгола в качестве подневольного слуги. Напервый взгляд эту норму кажется естественным отнести к следующему разделу(преступления против свободы лица). На самом деле истинным мотивом этого указабыло намерение не давать людям ускользнуть в частную зависимость от крепостнойслужебной повинности государству.[17]
Лишь один из дошедшихфрагментов Ясы посвящен убийству, и в нем говорится об убийстве по отношению кспециальным категориям лиц — мусульман и китайцев. Все другие случаи нарушенияинтересов частных лиц относятся к преступлениям против собственности.Главнейшие виды их следующие: увод или принятие чужого раба или пленника,конокрадство и увод скота, злостное банкротство.
В законе говорится: «Если детине уважают родителей, младшие старших, жена не послушает мужа, подданный — управляющего, их следует серьезно наказать… Тех, кто распутствует с женамидругих, а мужчины между собой, их следует наказать казнью» .
Чингисхан установилобщественный порядок для укрепления господства монгольской империи и утвердилзакон, который удерживал нацию кочевников в рамках твердого закона. Былоуказано: «Те, кто обманом уходят из дома (как будто для учебы в армию) и тайнобегут от уплаты налогов, то о них следует сообщить по службе и наказатьсовершившего преступление, чтобы таким образом прекратились случаи хитрогообмана и недостойного поведения». [18]
Процитируем вкратце теположения закона, по которым следует наказание казнью: тех, кто убил людей,распутствовал с женой другого, мужчин, распутствовавших между собой, бежавшегораба и последовавших за ним, кто погубил других особо извращенным методом, ктоподдержал одного из двух дерущихся, кто преднамеренно оклеветал других, ктолгал, кто третий раз растратил имущество других, находившееся на хранении, ктоспрятал то, что нашел, кто не возвращал хозяину одежду, имущество и оружие,найденное в битве.
Эта строгость закона оказалаблагоприятное влияние на общественный строй и жизненный быт того времени,претворение закона было четким.
Дипломат Мин Хун Нанхядов впериод правления Чингисхана не увидел внутри Монголии ссор и борьбы. Одинписатель из далекой Аравии писал: «В Монголии не существовало краж лошадей».Посол Италии Плано Карпини, находясь в Монголии, писал: «В Монголии вообще нетвнутренних распрей и борьбы, нет случаев убийства людей, все друг к другуотносятся мирно и мягко, очень редко возникают какие-либо дела и тяжбы, так какнет воров и разбойников, сундуки и какие-либо вещи хранятся без замков. Иногдапроисходят случаи потери скота, нашедший его хранил у себя» .
Уголовное право монгольскогогосударства в рассматриваемом периоде и несколько позднее носило конкретный,казуальный характер. Многие из принятых и проверенных временем статей послужилив будущем основой для более поздних законодательств.
Сведения наши о частном правеЯсы весьма скудны. Это следует, вероятно, объясняет не дефективностьсуществующих фрагментов Ясы, а тем обстоятельством, что вопросы частного праварегулировались главным образом обычным правом, и потому Яса их касалась лишьотчасти.
В компиляции Пети де ла Круанаходим известие, что Чингисхан издал закон о браке, в котором сказано было,«что мужчина должен покупать себе жену и что никто не должен жениться надевушке, с которой он в родстве первой или второй степени, но во всех другихстепенях брак разрешался…Многоженство было позволено, а также у употреблениерабынь в качестве наложниц».
Сохранился фрагмент Ясы, согласнокоторому «по смерти отца сын распоряжается судьбой его жен, за исключениемсвоей матери, может жениться на них или выдать их за другого». Среди татар«управление имуществом семьи принадлежит женщинам. Они покупают и продают что икак найдут нужным. Мужчины занимаются охотою и войною и более ни во что невходят». «Дети, рожденные от рабынь, считаются столь же законными, как ирожденные от жен; но дети жен и в особенности дети первой жены пользуютсяособым почетом у отца».[19]
В вопросы наследственногоправа Яса, по-видимому, подтверждала нормы обычного права. После смерти главысемьи имущество разделялось между сыновьями так, что доля старшего сына былабольше других. Юрт (дом) отходил младшему сыну. Старшинство сыновейустанавливалось в соответствии с рангом их матерей в семье отца. Хан не долженбыл вмешиваться в наследственные отношения, даже в случае если у умершего небыло родственников. «Из имущества умершего, у коего нет наследника, Хан ничегода не возьмет, но его имущество все дается тому, кто за ним ходил (передсмертью)».

Заключение
 
Исторически неправомерносмотреть на Ясу лишь как на кодификацию норм обычного права монгольских племен.Рассмотренные выше факты приводят к совершенно иным выводам.
Из всего сказанного выше ясно,что задачей Ясы было не кодифицировать нормы обычного права, а создать новыенормы права в соответствии с нуждами новой Империи, для постройки которойпрежнее родовое государство было лишь исходным пунктом.
Большинства вопросов такназываемого обычного права — родового и племенного — Яса даже не касается. Не вэтом было ее назначение. В жизни рода и семьи Яса почти не вмешивается и в этомотношении не кодифицирует, а лишь подтверждает — большей частью молчаливо — существующие нормы. В ряде других случаев, как например по отношению куголовному праву, Яса, наоборот, явным образом отменяет действие прежних норм.
Наконец, в большинстве случаевЯса создает новые нормы права, это было необходимо для приспособления ханскогозаконодательства к вновь возникшим запросам и нуждам расширявшейся империи.
Основной задачей Чингизханапри издании Ясы, таким образом, создать новую систему права — право ханское илиимперское, которое должно было утвердиться как надстройка над прежним обычнымправом. В действительности новое ханское право во многих отношениях явилосьрезультатом слияния новых понятий о Хане-Императоре с прежними понятиями оХане-вотчиннике и племенном старейшине. Государство и в Ясе продолжает донекоторой степени рассматриваться как ханский улус, вотчина.
С другой стороны, однако, вЯсе проявляется отчетливо и новая имперская идея. И сам Чингисхан, и егоближайшие преемники сознательно стремились к тому, чтобы превратить монгольскоегосударство в мировую империю. Это устремление ясно видно во всем замысле Ясы.

Список использованной литературы
 
1. Ала ад-дин Ата – Мелик Джувейни. История покорителяВселенной // Родина.- 1997. -№ 3-4.
2. Вернадский Г.В. История России: Монголы и Русь. — Тверь:Леан, 2000.- 456 с.
3. Владимирцов Б.Я. Чингис-хан.- СПб.: ООО «Академ», 1998.-389 с.
4. Груссе Р. Чингисхан: Покоритель Вселенной / Пер. сперсидского В. Ф. Минорского. — М.: Молодая гвардия, 2000.- 435 с.
5. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государство и народыЕвразийских степей: Древность и средневековье. — СПб.: АиСТ, 2000.- 478 с.
6. Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д. Империя Чингис-хана.- М.:Восточная литература, 2006.- 456 с.
7. Мухаметова Ф.Ф. Монгольская «Яса» и ее роль в системеобщественных отношений империи Чингизхана //Вопросы истории.- 2002.- №5.-С.56-69.
8. Плано Карпини Дж. Дель История монголов.- М.: Взгляд,1997.- 357 с.
9. Фрагменты Ясы, реконструированные на основании разныхисточников //http://www.kulichki.com/~gumilev/HD/hd110a.htm#hd110atext200
10. Хара-Даван Э. Чингисхан как полководец и его наследие./ gumilevica.kulichki.net


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :