Реферат: Биография Мухаммеда Махди Акефа — руководителя египетской организации«братьев-мусульман»
14 января 2004 годав Каире прошла «инаугурация» нового руководителя египетских «Братьев-мусульман».После смерти престарелого Мамуна аль-Ходейби, пробывшего на посту «верховногонаставника» организации немногим более года, «Братство» возглавил76-летний Мухаммед Махди Акеф.
Избрание новогоруководителя «Братьев-мусульман» вызвало широкий отклик в египетских иарабских СМИ. Многие обозреватели и наблюдатели усмотрели в нем залог едва ли ненеизбежной радикализации старейшего в арабском мире исламистского движения — радикализации,которая еще больше осложнит и без того конфликтные отношения между «Братством»и египетскими властями. Такой прогноз аналитики делали, исходя из биографии МухаммедаМахди Акефа.
Седьмой по счету«верховный наставник» является в прямом смысле современником «Братства».Он родился в деревне Кафр-Авад-эс-Сенейта провинции Дакахлия (Нижний Египет) 12июля 1928 г. — через четыре месяца после создания Ассоциации «Братья-мусульмане».
Окончив начальнуюшколу в городке Эль-Мансура, он получил среднее образование в школе имени короляФуада I в Каире. С «Братьями-мусульманами» он познакомился, когда емубыло всего 12 лет. Подросток увлекался спортом, а руководство Ассоциации всяческипоощряло это увлечение у подрастающего поколения, готовя его к борьбе с «врагамиислама». Вступление в Ассоциацию, которая в 40-е годы переживала период бурногоразвития, сразу же внесло коррективы в жизненные планы юноши. Так, по окончаниисредней школы он собирался учиться на инженера, однако по воле (или по совету) основателяАссоциации Хасана аль-Банны он поступил в Высший институт физкультуры, где у«Братства» не было своих людей. Но главное, в тот же период Мухаммед вступаетв «особый аппарат» (аль-джихаз аль-хасс) — «элитную» структуру,созданную по инициативе аль-Банны в начале 40-х годов и предназначенную для проведения«силовых» (по сути — террористических) акций против врагов «Братства».Мухаммед становится верным учеником Абд ар-Рахмана ас-Санади, основателя «особогоаппарата». Впрочем, согласно официальной биографии нынешнего лидера «Братства»,среди его учителей были улемы и шейхи Ассоциации во главе с самим аль-Банной, асамым любимым своим наставником он считал шейха Мухибб ад-Дина аль-Хатыба.
В 1950 г. Акеф окончил институт физкультуры, а через год поступил в Каире на юридический факультет университетаИбрахима-паши (ныне — университет Айн-Шамс). В 1951-1952 гг., в период партизанскойвойны против англичан в зоне Суэцкого канала, он руководил университетскими лагерями,а после антимонархической революции 1952 г. передал эту функцию Камаль ад-Дину Хусейну, в то время — командующему Национальной гвардией.
До 1954 года Акефзанимал еще один пост в «Братстве»: в штаб-квартире Ассоциации он возглавлялстуденческую секцию, а также секцию спортивного воспитания молодежи.
1 августа 1954 г., в ходе начатой режимом Гамаля Абдель Насера кампании репрессий против «Братьев-мусульман»,Акеф был арестован. Его обвинили в похищении Абдель Монейма Абд ар-Рауфа — генералаегипетской армии, руководившего ссылкой короля Фарука (по другим сведениям — в организациипокушения на Насера), и приговорили к смертной казни, однако потом приговор былсмягчен: Акеф «отделался» пожизненной каторгой.
На свободу он вышеллишь в 1974 г., хотя многие активисты «Братьев-мусульман», репрессированныев годы правления президента Насера, вернулись из мест заключения еще в 1971-1972гг. по указам нового главы страны — Анвара Садата, который небезуспешно использовалисламистов в качестве противовеса египетским левым и насеристам.
Два года Акеф проработалгенеральным директором Управления по делам молодежи (ведомстве при министерствереконструкции и развития). Однако вскоре после состоявшегося в 1977 г. визита Анвара Садата в Иерусалим, открывшего эру «нормализации» египетско-израильскихотношений, но резко испортившего отношения между режимом и исламистами, Акеф уехалв Саудовскую Аравию, куда еще в 60-е годы эмигрировали многие «братья-мусульмане»из Египта и других арабских стран, в которых они подвергались гонениям. В Эр-РиядеАкеф занял должность советника в организации «Всемирная ассамблея мусульманскоймолодежи» (основанной в 1972 г.), в которой отвечал за организацию исламскихлетних лагерей и проведение молодежных конференций. Такие лагеря были им организованыво многих странах мира: Саудовской Аравии, Иордании, Малайзии, Бангладеш, Турции,Австралии, Мали, Кении, Северном Кипре, Германии и США.
Из Саудовской АравииАкеф ненадолго вернулся в Египет, но в сентябре 1981 г., за несколько дней до массовых арестов «Братьев-мусульман» в Египте, вместе с МустафойМашхуром (в то время — «верховным наставником» «Братства») выехалв Германию. Он основал и возглавил Исламский центр в Мюнхене, который наряду с аналогичнымицентрами, уже действовавшими к тому времени в Женеве и Лондоне, стал одной из главныхструктур сети, созданной «Братьями-мусульманами» в Западной Европе. Вевропейских странах, как и в США, благодаря демократическому законодательству исвободе слова «Братья» имели широкую возможность не только проводить работусреди местных мусульманских общин, но и вести борьбу против правящих режимов.
Именно в МюнхенеАкеф вместе с пятым «верховным наставником» Мустафой Машхуром в сентябре 1981 г. основал структуру, известную под названием Всемирной организации братьев-мусульман(ат-танзым аль-алями лиль-ихван аль-муслимин). Акеф принял активное участие в разработкеустава этой организации, о создании которой было официально объявлено в мае 1982года. Учреждение Всемирной организации дало ему возможность еще больше укрепитьсвязи с исламистскими движениями и группировками в различных странах мира и сыгратьзаметную роль в ряде международных кампаний «Братьев-мусульман», в первуюочередь — в кампании по оказанию поддержки афганскому «джихаду».
Вернувшись в Египет,Акеф в 1987 г. был избран членом Руководящего бюро «Братьев-мусульман».В том же году он стал одним из 37 депутатов от «Братьев-мусульман» в Народномсобрании (парламенте) Египта.
С тех пор, как в 1984 г. египетские «Братья-мусульмане» впервые в истории получили возможностьвступить на арену парламентской деятельности, статус официально запрещенной организации,свобода действий которой целиком определялась внутриполитическими соображениямиправящего режима, стал для них серьезной проблемой. Все попытки лидеров «Братства»добиться его легализации наталкивались на неизменный отказ властей. С другой стороны,идея создания легальной политической партии под другим названием (как это сделали,например, «братья-мусульмане» в Иордании или турецкие исламисты — последователиНеджметтина Эрбакана) разделялась в руководстве египетских «Братьев» невсеми. С 80-х годов Акеф был горячим сторонником именно этой идеи. Его план состоялв следующем: некая группа «Братьев-мусульман» официально объявляет о разрывес организацией и создает собственную партию, в которую привлекает некоторых представителейхристианской (коптской) общины. Добившись легального статуса, члены партии возвращаютсяв ряды организации, или, наоборот, «Братья-мусульмане» присоединяютсяк ней и таким образом приобретают собственную партию. Акеф излагал эту идею и Омаруат-Тилимсани, третьему «верховному наставнику» (1974-1986), и его преемникуМухаммеду Хамеду Абу ан-Насру (1986-1996), но оба лидера отвергли ее. Хотя МустафаМашхур одобрил этот «маневр», осуществить его не удалось.
В 1996 г. в условиях резко обострившихся отношений между правительством Хосни Мубарака и «Братьями-мусульманами»Акеф был арестован. Военный суд приговорил его к трем годам тюремного заключенияпо обвинению в причастности к созданию Всемирной организации братьев-мусульман.В 1999 г. он вышел на свободу, чтобы спустя пять лет, «неожиданно для негосамого», как утверждает сам Акеф, возглавить «Братство».
В отличие от своегопредшественника Мамуна аль-Ходейби, избранного «верховным наставником»лишь через две недели после похорон прежнего лидера «Братства» — МустафыМашхура, избрание Акефа прошло легко, без проволочек. Объяснялось это главным образомподдержкой его кандидатуры со стороны зарубежных «Братьев-мусульман»(известно, что Мамун аль-Ходейби этой поддержкой не пользовался). Очевидно, чтоданный факт можно рассматривать как предпосылку усиления на ближайшие годы влияния«Всемирной организации» на египетских «Братьев-мусульман». Следуетотметить, что согласно уставу «Братства», его может возглавлять не толькопредставитель Египта и даже не обязательно араб: практика избрания «верховнымнаставником» исключительно египтян является традицией, а также данью признания«исторической роли» египтян в становлении и развитии организации. Нельзясчитать случайностью и тот факт, что одним из своих заместителей (представляющим«верховного наставника» за пределами Египта) Акеф назначил проживающегов Лондоне сирийца Хасана Ховейди. Примечательно и то, что Акеф открыто признал самфакт существования Всемирной организации братьев-мусульман (и даже заявил, что онгордится вынесенным ему в 1996 г. приговором за причастность к ее созданию), в товремя как Мамун аль-Ходейби вообще отрицал, что такая организация существует.
Избрание МухаммедаМахди Акефа «верховным наставником» породило в арабских СМИ новую волнуспекуляций на тему конфликта между «старой гвардией» (ветеранами движения,находящимися сегодня в возрасте 80 и более лет) и пятидесятилетними активистами,которые вступили на арену исламистской деятельности в египетских университетах в70-е годы. На протяжении минувшего десятилетия на эту тему писали многие арабскиеи западные исследователи. Именно с этим «конфликтом поколений» связывали,в частности, упомянутую выше попытку создания партии «Васат» на болеелиберальной идеологической платформе (открытость партии для вступления в ее рядыкоптов и женщин, провозглашение курса на защиту демократических прав и свобод ит.д.). Трудно судить, имеет ли такой конфликт место в действительности. Все безисключения лидеры «Братства», в том числе и Акеф, всегда опровергали подобныеутверждения (признавая лишь возможность «споров» по тем или иным вопросам).Следует учесть и то, что организация вообще не склонна посвящать посторонних в своивнутренние дела; не способствует открытости и то, что «Братству» приходитсядействовать в полулегальных условиях, подвергаясь постоянному давлению со сторонывластей. Но даже если этот конфликт существует, хотя бы в латентной форме, естьвсе основания полагать, что с приходом Акефа на пост руководителя «Братства»он утратит остроту.
«Говорить отом, что избрание Махди Акефа предотвратит взрыв внутри организации… было бы преувеличением.Однако оно, по крайней мере, устранит „застой крови“ в организации и позволитснять ряд проблем, являющихся для нее взрывоопасными источниками напряженности»,- пишет в одной из своих статей Хусам Тамам, египетский специалист по исламистскимдвижениям.
Как отмечает X.Тамам, новый руководитель «Братства» занимает срединное положение междудвумя поколениями в Руководящем бюро: так называемой «старой гвардией»и «срединным поколением». Но дело не только в возрасте как таковом. Будучимоложе своего предшественника, Акеф вступил в «Братство» на десять летраньше его, а принадлежность в прошлом к «особому аппарату», участие впартизанской войне против англичан в зоне Суэцкого канала и, наконец, причастностьк созданию Всемирной организации братьев-мусульман придает ему дополнительный авторитет.Таким авторитетом не мог пользоваться Мамун аль-Ходейби, который вышел на аренув качестве одного из руководителей «Братства» лишь в 80-е годы.
брат мусульманин акеф египетский
Оценивая политическиевзгляды Акефа, некоторые аналитики причисляют его к «ястребам», якобывсегда выступавшим против примирения «Братьев-мусульман» с режимом Мубарака,который с середины 90-х годов регулярно обрушивал на «Братство» суровыерепрессии (только за период с 1995 по 2000 год в стране состоялось пять крупныхпроцессов над его активистами). Упрекают его и в неприязненном отношении к христианам-коптам.Но по мнению большинства экспертов, Акеф принадлежит как раз к числу наименее консервативныхпредставителей «старой гвардии», занимающей ключевые позиции в Руководящембюро. О его гибкости и даже «реформаторской» ориентации наглядно свидетельствуетупоминавшийся выше эпизод с его участием в создании партии «Васат».
Судя по первым заявлениямАкефа, сделанным им после избрания на пост «верховного наставника», онотнюдь не является сторонником конфронтации «Братства» с властями. Практическиво всех своих интервью он подчеркивает, что организация не считает себя находящейсяв состоянии конфликта с режимом и предлагает правительству «диалог».
Заявления Акефапо палестинской проблеме, по Ираку и по другим вопросам, касающимся современного«положения мусульманской уммы», носят резко антиизраильский и антиамериканскийхарактер, но в целом они не выходят за рамки традиционных для «Братьев-мусульман»позиций. В палестинском вопросе — это полная солидарность с движением «ХАМАС»,отрицание права Израиля на существование и критика политики Палестинской национальнойадминистрации, признающей идею переговоров с израильским руководством. Так, в письмелидеру ливанского шиитского движения «Хизбаллах» по случаю состоявшегомежду ним и Израилем в конце января 2004 г. обмена пленными Акеф подчеркнул, что только «переговоры с позиции силы могут приводить к успеху, так как»единственным языком, который понимает сионистский враг, является язык силыи отпора".
В иракском вопросе«Братья-мусульмане» по-прежнему выступают за избавление Ирака от американскогоприсутствия и исходят из признания за иракцами права на использование «любыхсредств в борьбе с оккупантами».
«Братство»продолжает считать правительство США «главным сатаной», злейшим врагомарабов и мусульман и союзником всех «тиранических режимов» в мусульманскоммире, к каковым «Братья» относят и свергнутый режим Саддама Хусейна. Вэтой связи уместно привести высказывание, сделанное Акефом еще до избрания на пост«верховного наставника». В середине декабря 2003 г. Акеф в интервью интернет-изданию «Ислам онлайн» подверг критике арабские спутниковыеканалы, сосредоточившие все внимание на теме поимки Саддама Хусейна. «Подаватьситуацию таким образом, — сказал он, — значит отвлекать людей от сути происходящейборьбы, а она состоит в угнетении и тирании, которым подвергаются арабские и мусульманскиестраны, что яснее всего видно на примере палестинского и иракского народов, терпящихбедствия от рук американцев и сионистов». Саддама Хусейна Акеф назвал«лишь одним из преступных тиранов, каких сегодня много». Эти тираны, добавилон, «по-прежнему правят арабскими и мусульманскими странами, убивая людей илишая их крова при помощи сил мирового империализма, которые говорят о поддержкедемократии и нравственных ценностей, но сами далеки от этих ценностей как никто».
Что касается позициинового руководителя «Братьев» мусульман" в отношении режима ХосниМубарака и вообще участия организации в политической жизни Египта, то она в целомсохраняет преемственность по отношению к прежнему курсу Ассоциации. Однако естьоснования полагать, что при Акефе попытки «Братьев» утвердиться на египетскойполитической арене в качестве «конструктивной оппозиции», отражающей чаянияподавляющего большинства народа и пользующейся его поддержкой, примут более активныйи целенаправленный характер.
По-прежнему самойактуальной для «Братства» задачей является прекращение полицейских и судебныхрепрессий в отношении его активистов. Уже очевидно, что с избранием Акефа борьбаза создание египетскими «Братьями-мусульманами» собственной легальнойполитической партии будет одним из главных направлений их деятельности. И хотя обэтой цели говорили и прежние лидеры египетских «Братьев», новый руководительявно намерен бороться за нее более активно, чем его предшественники. В конце января 2004 г. Акеф в интервью кувейтской газете «Ар-Рай аль-Амм» высказал надеждуна то, что египетские власти дадут организации «зеленый свет» на созданиесобственной партии. Правда, при этом он отказался уточнить, будет ли она существоватьнаряду с «Братством» или само оно преобразуется из «общества»(джамаа) в политическую партию (хизб), заявив, что решение этого вопроса являетсясугубо внутренним делом «Братства». Несколько более подробно на эту темувысказался член Руководящего бюро «Братства» Абдель Монейм Абуль Футух.«Мы заявили, что хотим быть партией, потому что они говорят, что мы запрещены,и об этом же говорит закон. Но конституция этого не говорит. Действующая египетскаяконституция даже без внесения в нее каких-то поправок предоставляет нам право провозгласитьсебя партией под названием „Партии братьев-мусульман“, так как она незапрещает создания религиозной партии. Но мы не хотим становиться религиозной партией,созданной по религиозно-общинному признаку», — сказал Абдель Футух, отметив,что еще Мамун аль-Ходейби не возражал против вступления в будущую партию христиан-коптов,если они будут признавать ее программу. «Более того, — добавил Абдель Футух,- мы вообще хотим быть не религиозной, а гражданской (мадани) партией, опирающейсяна авторитет религии».
О несомненной активизации«Братьев-мусульман» на внутриегипетской политической сцене свидетельствуетвыдвижение ими в начале марта 2004 г. инициативы по проведению в Египте «всеобъемлющейреформы». Выступив на устроенной специально по этому поводу пресс-конференции,заместитель «верховного наставника» Мухаммед Хабиб отметил, что«Братья-мусульмане» выступили с этой инициативой исходя из веры в то,что лишь возвращение к исламу является «подлинным выходом из всех наших неурядиц- внутренних и внешних, политических и экономических, социальных и культурных».
Программа реформ,предложенная «Братством», охватывает все сферы египетской жизни — политическую,социальную, воспитательную, судебную, культурную и пр. Важнейшим ее элементом провозглашаетсяполитическая реформа. Призывая к ней, «Братья» подчеркивают свою приверженность«демократическому конституционному парламентскому республиканскому строю врамках принципов ислама». И вообще этот раздел выдержан в сугубо «демократическомдухе» и не содержит даже намека на переход страны к «теократическому»режиму. Так, «Братство» провозглашает, что «источником власти вовсех ее формах является народ»; уважает принцип сменности путем «свободноговсеобщего голосования»; признает «свободу каждого на личные убеждения»и «свободу отправления религиозных обрядов для последователей всех признанныхбогооткровенных религий»; утверждает незыблемость политических и гражданскихсвобод и т.д.
В числе политическихпреобразований, предлагаемых «Братьями-мусульманами», содержится и рядположений, прямо направленных против существующих порядков. Это и отстранение армииот участия в политике («министр обороны должен быть гражданским лицом, каки остальные министры»), и жесткое ограничение президентских полномочий двумямандатами, и пересмотр ряда «одиозных» законов (в том числе о печати ио профсоюзах), и освобождение политзаключенных, и прекращение практики пыток в египетскихтюрьмах.
Появление мартовской«инициативы» стало серьезной заявкой «Братьев» на занятие своейниши в египетской политической жизни в качестве одного из отрядов «демократическойоппозиции». Время покажет, как будут складываться отношения властей с«Братством» при его новом руководстве. Однако можно предположить, чтобезоблачными они по-прежнему не будут. Более того, чем «умереннее» и«современнее» будет выглядеть политическая платформа «Братьев-мусульман»,чем успешнее они будут «выбивать аргументы» у истеблишмента, обвиняющегоих в экстремизме и поддержке терроризма, тем большую опасность для режима они будутпредставлять. Вероятнее всего, боязнь повторения «алжирского сценария»,при котором исламистам в 1991 г. едва не удалось прийти к власти на парламентскихвыборах, будет заставлять режим находить поводы для новых репрессий против«Братьев-мусульман».
Список источников и литературы
1. Al-Jazeera.net.21.01.2004.
2. http://www.menewsline.com/stories/2004/january/01_l6_2.html.
3. Buccianti A. Les Freres musulmans egyptiens rajeunissentleur direction // Le Monde.23.01.2004, с.3.
4. http://www.elbehira.com/wmview. php? ArtID=524.
5. http://www.elbehira.com/wmview. php? ArtID=459.
6. http://www.ikhwanonline.com/Article. asp? ID=5174&LevelID=l&SectionID=218.