Реферат по предмету "История"


Античность – Средние века – Новое время. Причины и механизмы смены веков

МГИЭМ
1999
Античность, Средние века и Новое время – три великихэпохи в истории Западной Европы. Под античностью мы понимаем историю ДревнейГреции и Древнего Рима.
Древняя Греция или Эллада – общее название территорийдревнегреческих государств на юге Балканского полуострова, островах Эгейскогоморя, побережье Фракии, по западной береговой полосе Малой Азии. Первые государствана территории Греции (Кнос, Фест, Микены, Тиринф и др.) образовались в начале2-го тысячелетия до н. э. Вторжение дорийцев (ок. 1200 г. до н. э.) повлекло засобой распад государств и оживление родовых отношений. В результате борьбы демосас родовой аристократией в 8-6 веках до н. э. в Греции сформировалисьгорода-государства – полисы. Крупнейшими из них были Афины, Спарта, Коринф,Аргос.
Греки уделяли особое внимание воспитанию, чтопозволило им создать культуру, установившую эталон прекрасного в архитектуре,скульптуре, музыке, литературе, полностью сохраняющийся и в наше время.Огромным влиянием в Греции пользовались философы Платон, Аристотель, Сократ иблизкие к ним Пифагор, Евклид, Архимед, известные нам больше как математики. Вгреческой системе воспитания искусство, наука и спорт были неразрывно связаны.Хилое тело, отсутствие музыкального слуха и неграмотность осуждались, (это некасалось низших слоев населения и рабов). Воплощением эллинского духа былиОлимпийские игры, проводившиеся в 8-4 веках до н. э. и включавшие спортивныесостязания, театральные и религиозные действия.
5-4 века до н. э. – период наивысшего расцветаполисов. Он был связан с возвышением Афин в результате победы греков вгреко-персидских войнах. Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции кконцу 5-го века до н. э. привела к Пелопонесской войне, в которую были втянутывсе полисы. Афины потерпели поражение, но урон был нанесен всей Греции. Грецияпотеряла свою силу, что выразилось в прекращении Олимпийских игр. В середине 4века до н. э Греция была завоевана царем Македонии Филиппом, а его сынАлександр направил свои завоевания на весь остальной древний мир. Вскоре послераспада державы Александра Македонского Греция стала одной из римскихпровинций, а с 4 века н. э. – основной частью Восточной Римской империи.
Согласно преданию Древний Рим был основан в 753 годудо н. э. В 8-6 веках до н. э. Римом правили цари. В 510-509 до н. э. году былаустановлена республика. К середине 3 века, подчинив всю территорию Италии, Римпревратился в крупное государство, добивавшееся гегемонии во всемСредиземноморье, что привело к столкновению с Карфагеном. В 146 до н. э. годупосле трех Пунических войн, одержав победу над Карфагеном, Рим становитсякрупнейшей средиземноморской державой.
Римляне почти не создали своей культуры, но воспринялии преобразили греческую. К вопросам религии они подходили с позицийпрактицизма. Жрецы выбирались на определенный срок, как должностные лица, боговрассматривали как помощников в делах.
В Древнем Риме достиг апогея институт рабства. Ксередине 2 века до н. э. окончательно оформились два антагонистичных класса –рабы и рабовладельцы, противоречия между которыми вылились в крупные восстаниярабов (Сицилийское восстание, восстание Спартака). Усилившееся в связи с ростомкрупного землевладения разорение крестьян вызвало широкое революционноедвижение сельского плебса и первые вспышки гражданской войны на улицах Рима. Всоциально-политической жизни Рима в 1 веке до н. э. все большую роль сталииграть армия и ее вожди. В результате гражданской войны 49-45 годовнеограниченным правителем государства стал Цезарь. В 44 году Цезарь был убитсторонниками республики. После нового периода гражданских войн, завершившегосяпобедой Октавиана, Рим стал империей.
Средние века следует отсчитывать от времени, когдапоздняя Римская империя (III-V вв.) была завоевана германскими и другими племенами.Так что период поздней Империи оказывается одновременно эпилогом прежней эпохи– Античности, и прологом новой – Средневековья. Переход от древности кСредневековью занимает длительный исторический период. Историки стараютсяобъяснить, почему пала Римская империя, и обращают внимание на те стороны жизнипозднего Рима, которые свидетельствуют об исторической неизбежности гибелиэтого огромного государства.
К рубежу II и III вековРимская империя достигла максимальных размеров. На западе империю омывали водыАтлантики, на севере, на острове Британия, граница проходила в нынешнейШотландии, на континенте граница шла по правобережью Рейна, потом по Дунаю доЧерного моря. На востоке римские владения простирались вплоть до верховьевТигра и Евфрата и до пустынь Аравийского полуострова. На юге, на Африканскомконтиненте, Империю ограничивали пески Сахары, и в Египте – первый порог Нила.
Для поддержания порядка в Империи, для обороны граници завоевания новых территорий нужна была огромная армия, на содержание которойтребовались колоссальные средства. А чтобы никто не мог уклониться от уплатыналогов, имперская власть перешла к политике прикрепления подданных к месту ихжительства и к закреплению их в той профессии, которой они занимались. Нагорожан, и в том числе членов городского управления, была возложенаколлективная ответственность за сбор и уплату налогов. В случае недоимок они должныбыли расплачиваться собственным имуществом.
Так свободный гражданин города превратился взависимого от государства налогоплательщика. То же самое произошло и с массойсельского населения. Бедные земледельцы, арендовавшие участки у земельныхсобственников — КОЛОНЫ (поселенцы) — тоже были лишены права покидать местожительства.
Наряду с колонами массу трудового населенияпо-прежнему составляли рабы, но труд их был весьма малопроизводительным, потомучто раб совершенно не заинтересован в хозяйстве и трудится только попринуждению. Сохранение рабского труда было главной причиной того, что техникапочти совершенно не развивалась: владельцу раба было выгоднее использовать егодешевую рабочую силу, чем тратиться на какие-либо техническиеусовершенствования. Выход находили в том, что часть рабов наделяли маленькимиучастками земли.
Тем не менее, в Империи сохранялись и приумножалисьогромные богатства. В городах строились храмы, общественные здания и цирки. И управительства, и у богатых людей было достаточно средств для устройствапраздников, цирковых и театральных зрелищ, гладиаторских боев и императорскихтриумфов. В крупных городах и, прежде всего, в Риме, концентрировались массысвободных людей, которые не занимались производительным трудом и паразитировализа счет общества. Для того чтобы держать их в повиновении, правительствостаралось обеспечить их «хлебом и зрелищами».
Опорой императора были армия и чиновничество, а этоприводило к тому, что военщина выдвигала на престол своих предводителей,которых нередко вскоре свергали другие претенденты на власть. Борьба междуразными военными группировками вылилась в III в. в серию внутренних войн, смути восстаний.
Углублялся кризис и в духовной жизни. Вместе суничтожением гражданских свобод происходит моральный упадок общества. Римскаярелигия была неспособна противостоять этому упадку. Языческие боги — воплощениятех или иных природных сил и человеческих качеств — не были носителями высокихдобродетелей. По тогдашним верованиям, боги могли вмешиваться в человеческуюжизнь, они требовали поклонения и жертвоприношений, за которые оплачивали людямнекими благами, но нравственными идеалами они не были. Римское язычествотерпимо относилось к верованиям других народов, входивших в Империю, и сплошь ирядом после покорения новой провинции местные божества присоединялись кримскому пантеону (сообществу богов) и в Риме отправлялся культ этих богов.Главным же был культ императорской власти и поклонение особе императора.
Во II—Ш вв. среди населения Империи стала приобретатьвлияние новая религия — христианство. Первоначально христианство было СЕКТОЙ(относительно небольшая группа, отделившаяся от какой-либо религии) ИУДАИЗМА —веры евреев, выделявшейся на фоне иных религий признанием единого Бога.
Учение Христа было «не от мира сего». Главной в немявлялась проповедь любви к ближнему, бессмертия человеческой души и бренностителесного мира. Христос и его последователи проповедовали высокуюнравственность и осуждали греховный образ жизни, который грозит гибелью души.Все другие существовавшие в Империи религии были религиями племенными: их богибыли богами того и иного племени или народа. Между тем, христианство отрицало внациональные различия, как, впрочем и иные различия между людьми, в том числемежду свободными и рабами. Оно исповедовало веру в единого Бога, творца мира ичеловека. Христианство не призывало бедняков и рабов к неповиновению, как непризывало оно подданных к выступлению против мирских властей. Но оно как быигнорировало эти власти, и придавало решающее значение не общественному илиимущественному положению человека, а только лишь его отношению к Богу,внутреннему миру человека, который должен отрешиться ради Бога от всех земныхпривязанностей. В этой отрешенности от земного мира, в игнорировании господ иправителей императорская власть не могла не увидеть большой опасности для себя.Поэтому попытки некоторых римских императоров привлечь христианские общины насвою сторону сменялись жестокими гонениями на христиан: их заточали в темницы иподвергали казням. Нередко наряду с гладиаторскими боями в городах Империиустраивались зрелища, во время которых на христиан натравливали диких зверей.Может быть то, что на подобные зрелища собирались горожане, наслаждавшиесямуками христианских жертв, лучше вес характеризует моральный упадок римскогообщества.
Христианским общинам приходилось прятаться в укромныхместах и в подземельях-катакомбах, где они продолжали чтить своего невидимогоБога. Показательно, что несмотря на жестокие гонения, численность приверженцевновой религии продолжала возрастать, складывалась организация христианскойцеркви, а культ святых мучеников, пострадавших за веру, оказывался болеевлиятельным, чем поклонение языческим богам.
Несмотря на все трудности и внутренние противоречия,Империя продолжала существовать. В ней сохранялись традиции древней учености,образованности, искусства и права. Между разными частями Империи поддерживалисьторговые связи. Она выстояла, несмотря на все перевороты и войны Ш века, хотяцентр тяжести в Империи переместился в более богатые восточные провинции. В 330г. император Константин основал на берегу пролива, отделяющего Европу отполуострова Малая Азия, новую столицу Империи — Константинополь. Однако Римсохранил значение центра римского культурного мира.
Вместе с тем хозяйственная и общественная жизнь большене сосредоточивалась в центре. Провинции внутренне обособились и отцентрального правительства, и одна от другой. Все более усиливался натискварваров на границы Империи. Миновали времена, когда Рим вел завоевательныевойны против окружавших его варваров, теперь все чаще они вторгались в пределыИмперии. Часть этих племен приходилось расселять в пограничных районах, чтобы сих помощью оборонять Империю. В V веке нажим варваров, прежде всего германцев, привел ккатастрофе.
Отношения между Римской империей и варварами былинапряженными и даже враждебными на протяжении столетий. Римляне стремилисьподчинить себе варваров, превратить пленных в рабов, которые были нужны им дляведения хозяйства и продолжения привычного образа жизни. Варвары, со своейстороны, искали в римских владениях богатую добычу и более плодородные, чем вГермании, земли. Начавшиеся еще во II в. до н. э. войны между Римом и варварамисменялись периодами относительного спокойствия. Жившие неподалеку от границИмперии племена вступали в торговлю с римлянами, усваивали некоторыехозяйственные и бытовые навыки, им присущие. Но нажим варварских племен наИмперию со временем усиливался. Рост численности населения побуждал германцевискать новые территории. Германские племена, жившие в северных и восточныхчастях Европы, постепенно перемещались в южном и западном направлениях.
Резкий перелом в отношениях между Римом и варвараминаступил после того, как гунны — воинственный народ, живший в Центральной Азиив I—II вв. н. э. стал переселяться на пространстваВосточной Европы, тесня жившие там тогда племена готов.
Гунны из всех варваров, с которыми пришлосьстолкнуться римлянам, внушали им наибольший страх. Германцы были знакомы сземледелием, тогда как гунны являлись кочевниками. В этих одетых в шкурывсадниках непривычного монгольского типа римляне видели не столько людей,сколько порождения демонов. Под напором гуннов готы, жившие в СеверномПричерноморье, перешли Дунай и стали передвигаться на север Балканскогополуострова, в римские владения. Константинопольский император разрешил импоселиться в римской провинции Фракии в качестве союзников Империи. Но насилияи злоупотребления римских чиновников привели к тому, что готы оказались передугрозой голодной смерти и восстали. В 378 г. в битве между готами и римскимилегионами при Адрианополе императорская армия была разгромлена и сам императорпогиб. Войска готов подошли вплотную к Константинополю, но властям удалосьдостичь с ними соглашения, расселить их в своих владениях на Балканскомполуострове и часть готских вождей включить с их людьми в императорскую армию.
Вторжение в Европу полчищ гуннов явилось темисторическим толчком, который превратил борьбу между варварами и Римом взавоевание ими Империи. Движение германских и иных племен под влиянием этоготолчка получило название Великого переселения народов. Но, несмотря напоражение при Адрианополе восточная половина Империи устояла. Иной оказаласьсудьба западной части Империи.
В конце IV, в V и в 1-й половине VI в. запад Римскойимперии был завоеван племенами германцев и некоторых иных народов, которыерасселились на ее территории. Завоеватели были не столь уж многочисленны исоставляли небольшой процент населения в захваченных ими провинциях. Но под ихударами рушилась имперская система управления. Разрушение и разграблениегородов и имений вели к окончательному распаду старых связей внутри Империи.
Местное население было терроризировано. Однакоотношение его к завоевателям было двойственным. Захватчики внушали страх. «Вгородах, страдания, пожарища, руины и скорбь. Лишь дым остался от Галлии,сгоревшей во всеобщем пожаре», — писал очевидец.
И вместе с тем от взгляда свидетелей германскихнападений не укрылось то, что порядки, которые несли с собой варвары, сулилиоблегчение тяжелого положения подданных Империи. «Римляне сами себе быливрагами худшими, нежели внешние враги, — писал в V в. священник СальвианМарсельский — и не столько варвары их разгромили, сколько сами они себяуничтожили. Чтобы не погибнуть под тяжестью государственного бремени, они идутискать у варваров римской человечности, поскольку не могут больше сноситьварварской бесчеловечности римлян».
На завоеванных территориях возникли первые германскиекоролевства. Конечно, это еще не были государства в прямом смысле. Стоявшие воглаве их короли были, прежде всего, племенными вождями, предводителями боевыхдружин. В их королевствах не существовало единой системы права, и местноенаселение продолжало жить по римским законам, тогда как германцы придерживалисьих правовых обычаев. Не было и системы управления. Единственной организацией,уцелевшей после завоевания, была церковь, епископы которой сохраняли своерелигиозное и общественное влияние.
Германцы постепенно приняли христианскую религию, хотязначительной мере внешне, потому что их старое язычество все сохраняло своюсилу.
Наиболее, пожалуй, драматичным моментом в историипадения Западной Империи был захват Рима готами. Король вестготов (западныхготов) Аларих двинулся с Балкан на Италию и в 410 г. захватил и разграбил Рим.Завоевание это не имело длительных практических последствий, потому чтовестготы вскоре перешли в Южную Галлию и Испанию. Однако тот факт, что, как егоназывали римляне, Вечный Город пал под ударами варваров, произвел огромное впечатлениена современников. Взятие Рима готами в 476 году ознаменовало конец эры высокойантичной цивилизации и начало периода средних веков.
Средневековье – эпоха в истории Европы, охватывающаяболее тысячи лет, которые отделяют времена поздней Римской империи, когда онабыла завоевана и заселена германскими и другими племенами, от времен Великихгеографических открытий, когда Христофор Колумб достиг Америки (1492 год) ибыло положено начало колониальным захватам; мир перестал быть разобщенным, иначалась подлинная эпоха всемирной истории.
Средневековье – это эпоха, когда были заложены многиеосновы современного мира. В Средние века развились те языки, на которых ипоныне говорит население Европы, и сформировались – к концу этой эпохи –европейские нации с их укладом жизни и особенностями психологии. В ту эпохусложились основные европейские государства, многие парламенты и судебныесистемы.
Однако для многих Средневековье – период застоя,тысячелетней спячки Европы. Всеобщее образование, характерное для ДревнегоРима, сменилось в Средневековье всеобщей неграмотностью. Грамотность быладоступна немногим, ее проводниками были монастыри. Монахи вели летописи срассказами о происходящих вокруг событиях, художественная литература исчезла.Средние века – эпоха господства обычая, традиции, уважения к «седой старине». Кновшествам в народе сплошь и рядом относились с подозрительностью, а церковь,которая контролировала многие стороны жизни общества, нередко видела в новыхидеях ересь, отход от истинной веры, и сурово наказывала еретиков. Так какцерковь была господствующей силой в средневековом обществе, то перемены вобщественной и духовной жизни, в науке и технике происходили очень медленно.
Завершением Средневековья мы считаем начало XVI в.Однако любое завершение в истории есть не единовременная дата, а относительнодлительный переходный период. Новое время, в которое мы живем, характеризуетсяпроцессами, приведшими к господству рыночной экономики, политическойдемократии, научного взгляда на мир, к промышленной, а затем инаучно-технической революции. Специалисты обычно отсчитывают начало Новоговремени в Западной Европе с середины XVII в., с Английской революции. Такимобразом, период от начала XVI до середины XVII в. является неким историческимпромежутком, который мы назвали кануном Нового времени.
Характерным для Нового времени является сложениеособого новоевропейского типа личности. Этот тип личности весьма отличен отсредневекового. Человек Средневековья был в первую очередь частью некоегобольшего или меньшего коллектива — церкви, сословия, общины, цеха и т.п.Человек Нового времени отделен от коллектива, основы для своего существованияон ищет в самом себе, даже с Богом он предпочитает сноситься напрямую, а нечерез церковную иерархию.
Период «канунов», о котором мы говорим, и есть времясложения этого нового типа личности, сложения новых отношений людей друг сдругом, с Богом, с окружающим миром. Европа знала различные и переплетающиесямежду собой пути к этому. Исторические явления, благодаря которым сталивозможны указанные перемены, которые сами возникли в результате этих перемен, — Возрождение и Реформация. Исход феодальной эпохи, формированиераннекапиталистических отношений породили духовную культуру, уникальную посвоей выразительности. Ее идеологической основой стал гуманизм, главноесодержание которого – культ человека, поставленного в центр мироздания,связанного с Божественным и земным мирами.
Люди, жившие в Средние века, не знали, что они — людиСредневековья. Люди Возрождения знали, что их время — эпоха Возрождения. По ихвоззрениям. Античность — некий идеальный исторический период. Тогда процветалинауки и искусства, государства и общественная жизнь. Потом пришли варвары, исвет знаний померк, вместо латыни появились грубые наречия. А в их время — вИталии XIV—XVI вв. — снова возродился «золотой век», снова возродиласьклассическая латынь. Отсюда и название эпохи — Возрождение, или, как сталиговорить позже, на французском языке — Ренессанс.
Возрождение Античности было нужно не просто ради неесамой. Люди позднего Средневековья порывали с традицией, но сознание ихоставалось все же традиционным. Основания для новых ценностей они искалипо-прежнему в прошлом. Это прошлое, известное, почтенное, но не сходное снастоящим, они и обнаружили в Античности. В ней они искали и находили тезнания, те ценности, которые им были нужны в настоящем.
Словом «гуманизм» мы ныне называем любовь к людям, атакже такую философию, которая проповедует эту любовь, считает человека высшейценностью в мире. Но первоначально это слово, родившееся в эпоху Возрождения,значило нечто иное. В XIV в. возникает понятие «studiahumanitatis», что можно перевести как «изучение человеческого»,от латинского «homo» — «человек». Тех, кто занимался «изучениемчеловеческого», с конца XV века стали называть гуманистами.
Чтобы стать гуманистом не требовалось ниаристократического происхождения, ни крупного состояния. Следовало лишь владетьязыком Цицерона. Это заменяло и знатность и богатство. В гуманистическихкружках, представлявших собой сообщества друзей, могли запросто сходиться ибеседовать — на латыни, разумеется, — будущий правитель Флоренции банкир КозимоМедичи, монах Луиджи Марсильи, канцлер флорентийской республики, сын небогатогокупца Леонардо Бруни. Перед великой Античностью все они были равны. До серединыXVI в. высшие государственные должности, как во Флоренции, так и в другихгородах Италии, посты секретарей пап и государей занимали гуманисты, ибосограждане и правители считали, что только гуманистические знания, только духовнаяблизость к Античности могут дать человеку возможность стать настоящимгосударственным деятелем. Томмазо Перетунчелли, переписчик рукописей, сынсапожника благодаря знакомству с «изучением человеческого» стал римским папойНиколаем V.
Впервые в западноевропейской истории элита, т.е.совокупность лучших, наиболее уважаемых людей, формировалась не по признакупроисхождения, а по принципу обладания определенными познаниями испособностями.
Гуманисты были искренними христианами, но центром в ихвоззрениях на жизнь был человек, отличающийся добродетелями не только и даже нестолько христианскими. Центральными моральными принципами гуманистов были те,которые они называли «достоинством» и «доблестью».
Гуманист Джованни Пико делла Мирандолла (1463—1494) всвоей «Речи о достоинстве человека» восклицал: «Великое чудо есть человек!».Суть человеческого «достоинства», по Пико, в том, что человек не имеетопределенного места во Вселенной. Он сам, по своей воле может стать и вышеангелов, и ниже скотов. Его судьба открыта, он сам ее творец.
Обладающий «доблестью», полагали люди Ренессанса, естьчеловек-герой, перед которым открыт весь мир и который своими усилиями,мужеством и познаниями может добиться всего, притом не в ином мире, а в этом.Он — человек-титан, человек, являющийся как бы вторым Богом. Причем достичьвсего желаемого этот титан мог как на поприще «изучения человеческого», так и виных сферах — искусствах, государственной деятельности. Все познания, всеумения, все способности объединяются в одном лице, «универсальном человеке» —вот совершенная личность Возрождения, вот его идеал. Идеал этот — открытый,каждый способен стать таким, но не каждый становится, потому идеал этотодновременно демократичный и элитарный. Ценности ренессансного человека — земныеценности, он мало думает о небесах. Даже в посмертной судьбе его больше волнуетвечная слава, а не вечное блаженство.
Когда мы говорим о Возрождении, то первым деломвспоминаем ренессансное искусство — изобразительное и словесное. Если писателиРенессанса были, как правило, гуманистами, то художники скульпторы, даже истоявшие близко к кружкам гуманистов, сами не предавались «изучениючеловеческого». Но гуманистические идеал выражались в их творчестве с неменьшей силой, чем в гуманистических трактатах или поэмах. Эти идеалы,провозглашенные гуманистами, находили отклик среди всех тех, кого можно, снекоторой натяжкой, назвать интеллигенцией, то есть совокупностью людей,впервые в европейской истории положивших себе основным занятиеминтеллектуальную или художественную деятельность. В эпоху Возрождения жили итворили писатели Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо, Франсуа Рабле, художникиДжотто де Бондоне, Сандро Ботичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарротии Рафаэль Санти и многие другие.
Гуманисты видели в своем времени эпоху расцвета,счастья и красоты. Но не только это было характерным для Возрождения. Восторгперед будущим соседствовал со страхом перед ним же, упоение новым – с сознаниемопасности от него.
Человек Ренессанса ощущал свою судьбу как открытую,незавершенную. Человек мог сам выбирать себе судьбу и творить ее. Возможностьвыбирать была ценней самого выбора. Но непрерывное состояние этого выборапорождало неуверенность. Людям Ренессанса присуща «меланхолия», но не внынешнем смысле — «легкая печаль», а в значении — «тягостное раздумье»,«уныние». Если будущее открыто, то в нем может быть все, в том числе и самоеужасное. Современные исследователи установили, что ужас, охвативший Европу в1000 г., когда все якобы ждали конца света, сильно преувеличен и преувеличенименно ренессансными историками, переносившими в прошлое страхи своего времени.В 1500 г. светопреставления ожидали напряженнее, чем в 1000 г. и во всем —падении Константинополя, открытии Америки видели знаки близящегося пришествияАнтихриста. Стремление к красоте вдруг оборачивалось тягой к богатству,нескованность устаревшими моральными нормами — безнравственностью,всемогущество человека — всевластием правителей.
Ощущение хрупкости гуманистического мирка вызывалосьузостью его. Даже в Италии, даже в ее городах, даже во Флоренциигуманистические идеи не охватывали всей толщи населения, да и не могли егоохватить. Гуманизм не аристократичен, но элитарен, гуманистические добродетелиоткрыты каждому, но мало кто может вместить их в полной мере, ибо они требуютнапряжения доблестной души, а это есть не у всех. Искусство Ренессансапредставляется наиболее полным воплощением гуманистических идеалов, но и этоискусство не было тогда общепризнанным: значительная часть художников продолжалажизнь цеховых мастеров, работала в старой манере и их произведения пользовалисьпопулярностью среди рядовых сограждан.
И все же, при всех трудностях, трагизме,неуверенности, узости социальной базы Ренессанс закладывал основыновоевропейской культуры, новоевропейского светского мировоззрения,новоевропейской суверенной личности.
Эпоха Возрождения породила в Западной и ЦентральнойЕвропе широкое общественное движение, вошедшее в историю как Реформация.
31 октября 1517 года невысокий человек в одежде монахаордена августинцев прибил к дверям дворцовой церкви в городе Виттенбергебольшой лист бумаги. Монаха этого звали Мартин Лютер. Текст, выставленный навсеобщее обозрение, содержал 95 тезисов, направленных против индульгенций. Этитезисы произвели впечатление разорвавшейся бомбы. Не только в Виттенберге, но ипо всей Германии их приняли с восторгом. Папа римский требовал Лютера к ответуи настаивал на отречении от высказанных идей. Кончилось это тем, что в 1520году Лютера отлучили от церкви.
Слово это возникло еще до эпохи, им обозначенной. Вконце XIV — начале XV в. в Европе развернулось движение, участники котороговыступали за «реформу церкви во главе и членах», за искоренениезлоупотреблений, за улучшение ее организации. Но критики вероучения в движенииза реформу не было. Само слово «реформация» (лат. «преобразование») появилось вXV в. в Германии, но оно в то время означало «проект политическогопереустройства Империи». Теперь же сторонники Лютера, сторонники религиозных,да и политических перемен, применили этот термин к своему движению. Почему жетак много людей поддержали Лютера.
Что такое индульгенция? По учению католической церкви,Христос и святые совершили столько «добрых дел», способных спасти родчеловеческий, что образовался как бы излишек благодати, находящейся враспоряжении церкви («сокровище церкви»). Этот излишек благодати мог бытьиспользован священнослужителями для отпущения грехов. Сам грешник, либо егородные и близкие должны были совершить некие дела, чаще всего, внести сумму денегна благотворительные цели или на нужды церкви, и тогда душа этого грешникаосвобождалась от мук Чистилища, либо срок пребывания в нем существенносокращался. Подобные идеи привели в конце концов к появлению индульгенций —выданных от имени папы письменных отпущений грехов. Такую индульгенцию, вкоторой перечислены отпускаемые грехи, можно было купить за деньги. Ценаиндульгенции увеличивалась с ростом тяжести грехов.
Подобная практика вызывала возмущение у людей с чуткойсовестью. Как же так? — вопрошали они. Неужели можно без внутреннего раскаянияочиститься от грехов, только заплатив за это деньги? Вспомним: в позднееСредневековье происходит процесс индивидуализации религиозного сознания.Верующего волнует личное отношение его самого, его души к Богу. Ему непонятнокак кто-либо, даже святой, может передать другому свои заслуги, свою благодать,т.е. как бы часть своей души, своей личности? И конечно, в особенности сталтревожить людей факт торговли индульгенциями, сам факт продажи благодати заденьги.
Эти мысли и эмоции обобщил Лютер в своих тезисах. Сего точи зрения, человек уже искуплен страстями Христа, этим добровольным актомлюбви к людям. Разумеется, человек грешен, но только Бог может прощать грехираскаявшемуся, внутренне переродившемуся индивиду. Человек может спастись, лишьуверовав, причем вера понимается не как убежденность в существовании Бога, акак внутреннее доверие к Нему, приятие Его воли.
Но если человек спасается только верой, только врезультате акта божественной любви, то индульгенции не только нечестивы, — онибесполезны. Бесполезны все обряды, заупокойные молитвы, так называемые «добрыедела» — паломничества, пожертвования, даже дела милосердия и пр. Если человекне верит, все эти дела его не спасут. Никаких «сверхдолжных заслуг» несуществует, а значит, излишни культ святых реликвий и священных изображений. Ненужна в сущности, если развить эту мысль, и сама церковь как подательница всехблаг, ибо блага раздаются милосердным Богом по Его усмотрению.
Но если вера исходит от Бога, то повиноваться следуетлишь Его повелениям, изложенным в Св. Писании. Постановления Соборов, пап,творения отцов церкви — есть лишь мнение людей, не обладающих никакимавторитетом. Все, заповеданное Богом, уже сказано в Писании, надо лишьправильно понять его. А чтобы понять, каждый должен читать Писание и толковатьего в соответствии с собственным разумом (впрочем, в этом вопросе Лютерколебался), правильное толкование обеспечит Дух Святой, осеняющий любогочеловека, а не только профессионального богослова.
Лютер пришел к такому заключению, размышляя овозможности спасения собственной души: этот монах боялся, что, оставаясьправоверным католиком и повинуясь предписаниям церкви, он угодит в ад. Подобныеже страшные сомнения терзали многих его современников. Эти сомнения и выразилЛютер в своих тезисах.
Падение авторитета церкви, религиозный индивидуализм –все это способствовало распространению идей Лютера. Реформационное движениепостепенно охватывает всю Европу. Видным деятелем Реформации был Жан Кальвин, жившийв Швейцарии. Он основал кальвинистское направление–Реформации.
Основной в его учении является идея предопределения.Душа каждого человека предопределена к спасению или к погибели. В течение своейжизни человек может получить от Бога знак, намек на то, что ему суждено. Еслион преуспевает в делах – это можно истолковать как указание на избранность,если нет, нужно удвоить усилия. Таким образом, человек должен всю жизньтрудиться не ради наживы, но ради уверенности в том, что он избранник божий.
Идеи избранничества и предопределения, выдвинутыеКальвином, оказались учением, которое отвечало глубоким потребностямнарождавшейся буржуазии. Эти идеи распространились из Женевы в те страны, где вXVI в. начали развиваться капиталистические отношения.
Кальвинизм способствовал выработке нового типапсихологии, глубоко отличного от психологии человека Средневековья. Если купцыи банкиры предшествующего периода, стяжая богатства, действовали в интересахличного обогащения, мучились своей греховностью перед Богом, то кальвинисты впроцессе обогащения лишь утверждались в уверенности своей избранности. Земнаяпрактика
оказалась в гармонии с религиозными убеждениями. Появляются люди, уверенные вправильности своего поведения, трудолюбивые, бережливые, скромные по образужизни и чуждые расточительству.
Одним из требований сторонников Реформации в самомначале ее был созыв Вселенского собора, которому предназначалось реформироватьвероучение. Однако такой Собор был созван лишь тогда, когда раскол междукатоличеством и протестантизмом полностью обнаружился. Этот Собор, созванный в1545 году в городе Тренто (лат. Tridentum) и получивший название Тридентского, продолжался сперерывами и переносом места заседаний до 1563 г. Он был собранием толькокатоликов, озабоченных борьбой с Реформацией, собором Контрреформации. Соборэтот подтвердил все католические догматы, резко выступил против свободывероисповедания, потребовал осуществления строгого контроля со стороныдуховенства над умами и душами верующих, провел некоторые реформы, направленныена улучшение образования священников, повышение их морального уровня, наусиление дисциплины. Настаивая на безоговорочной власти пап внутри церкви,Собор, вместе с тем, не потребовал подчинения светских властей духовным.
В результате Реформации и Контрреформации былопокончено с церковным единством средневекового Запада. В обстановке крайнегорелигиозного возбуждения все общественные и политические противоречия XVI в.неизменно получали религиозную окраску и потому до крайности обострялись. Спорыо смысле веры выплеснулись за пределы собраний богословов на улицы и площадигородов и сел» разделяли народы и государства и даже семейные и дружескиесоюзы. Любой человек мог оказаться поставленным перед проблемой, какой религиипридерживаться для того, чтобы спасти свою собственную душу. Вера пересталабыть традиционной, унаследованной от дедов и отцов, сплошь и рядом онастановилась делом личного выбора.
Все это не могло не наложить своего неизгладимогоотпечатка на психологию людей. Идеи реформаторов стали силой, преобразившейЕвропу. Антифеодальная направленность этого общественного движения, принявшегоформу борьбы против католической церкви в конечном итоге привела к победебуржуазных отношений.
Список литературы
Россия в мировой истории  И. П. Смирнов Учебноепособие и др.
История средних веков  А. Я. Гуревич, Д. Э.Харитонович
Советский энциклопедический словарь гл. ред. А. М.Прохоров


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Evaluation Of The Speech Given By Romano
Реферат Jane Eyre As A Modern Woman Essay
Реферат Виртуальный контрафакт. Ответственность за нарушение авторских прав при использовании компьютерных программ
Реферат 1970-е
Реферат Анестезиологическое обеспечение операций на верхней конечности при политравме 14. 01. 20. анестезиология и реаниматология
Реферат Racism Essay Research Paper The understanding of
Реферат Государственные и негосударственные органы занимающиеся правоохра
Реферат Культура Византии Между Востоком и Западом
Реферат Олимпийские стадионы их роль и значение как системообразующих факторов олимпийского движения и феномена урбанизма XX века
Реферат Mrs. Fields
Реферат Договор о свободной ассоциации
Реферат Грабёж, вымогательство - разграничение составов
Реферат Espanol Essay Research Paper Que hiciste
Реферат Деятельность администрации городского округа «город Хабаровск» по созданию условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции
Реферат Девяти этажный жилой дом в городе Запорожье (Дев’ятиповерховий житловий будинок для будівництва в м. Запоріжжі)