Санкт-Петербургскийгосударственный институт точной механики и оптики
(технический университет)Кафедра Всемирной истории
Реферат по истории отечества
На тему: «Александр Ярославович Невский»Студента факультета ИТП
Iкурса Группы 117 кафедры КТ
Куркина Андрея ВладимировичаПроверилаЧепагинаНаталья ИвановнаСанкт–Петербург
2001
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………....3
1.1. Феодальная раздробленность………………………………….…3
1.2. Владимиро-Суздальская княжество……………………….……..4
1.3. Юго-Западная Русь (Галицко-волынское княжество)…………..4
1.4. Новгородская феодальная боярская республика………………...5
2. Предки Св. АлександраНевского…………………………………6
3. Жизнь и деятельностьАлександра Ярославовича Невского……7
4. НашествиеБатыя………………………………………………….12
5. Невская битва………………………………………………………13
6. Ледовоепобоище…………………………………………………..15
7. Походы Св. Александра наЛитву………………………………17
8. Западная политика Св.Александра…………………………….18
9. Поездка кБатыю…………………………………………………19
10. Новгородский мятеж 1255 г. Завоевание Тавасландии……….21
11. Татаро-монголы………………………………………………….22
12. Смерть Александра Ярославовича Невского…………………..23
13. Воля Петра Первого……………………………………………..24
14. Рассуждения об Александра Невского………………………..24
15. Список литературы………………………………………………25
1. Введение.
Удельный порядок был причинойупадка земского сознания и нравственно-гражданского чувства в русских князьях,он гласил мысль об единстве и целостности Русской земли, об общем народномблаге. Из пошехонского или Ухтомского миросозерцания разве легко было поднятьдо мысли о Русской земле Святого Владимира или Ярослава Мудрого?
Историк Ключевский о характере эпохи.
1.1. Феодальная раздробленность
Период XI–XIIIвеков в истории Руси Известны как время феодальной раздробленности. Причинаэтого явления заключена в самом ходеэкономического и политического развития Руси как феодального государства.Укрепление крупного землевладения – вотчина,в которых господствовало натуральное хозяйство, привело к тому, что они сталисамостоятельными производственными комплексами, связанными только с ближайшимих окружением. Торговые и ремесленные потребности также удовлетворялись всоседних городах и центрах ярмарочной торговли. С другой стороны, дляуправляющих вотчинами землевладельцев были выгодны различные формы зависимостиот него землевладельцев и ремесленников.
Все эти условия превращалифеодалов в полных хозяев на своей земле, независимых от центральной власти.Кроме того, они не хотели делиться доходами и собираемой с населения данью свеликим князем киевским. Победы Владимира Мономаха над половцами временно устраниливоенную угрозу, что также способствовало разобщению отдельных земель.
Внешний распад Киевской Русивыглядел как раздел территории между членами княжеской семьи. Процесс началсяпосле смерти Ярослава Мудрого в 1054 году. Борьба между его потомками, которые поддерживалиместные бояре, привели к тому, что н Руси возникла система обособленныхкняжеских владений. Она была признана Любечскимсъездом князей в 1097 году.
Из Киевской Руси образовалисьсамостоятельные княжества, каждое из которых было равно по территориизападноевропейскому королевству: Черниговское, Полоцкое, Переяславское,Галицкое, Волынское, Смоленское, Рязанское,Ростово-Суздальское, Киевское и Новгородская земля. В каждом из княжеств нетолько существовал свой внутренний порядок (строй земельный), но и проводиласьсамостоятельная внешняя политика.
Вместе с тем начавшийсяпроцесс открыл дорогу для упрочения системы феодальных отношений. Однако у негооказалось несколько отрицательных моментов. Прежде всего, разделения накняжества не прекратило княжеские усобицы, а сами княжества начали дробитьсямежду наследниками. Кроме того, внутри княжеств проявились конфликты междукнязьями и местным дворянством. Каждая из сторон стремилась к наибольшейполноте власти. И наконец, была ослаблена обороноспособность Руси.
Феодальная раздробленностьпросуществовала на Руси до конца XVвека, когда большая частьтерриторий Киевской Руси объединилась в составе Московского государства.
Говоря о дроблениидревнерусского государства, не следует впадать в негативизм. Обратим внимание,что на территории бывшей Киевской Руси в XII–XIIIвв. образовалось несколькожизнеспособных государственных центров, независимых друг от друга.
1.2. Владимиро-Суздальская княжество.
Владимиро-Суздальская землярасполагалась в междуречье Оки и Волги. Благоприятное географическое положениеобусловило экономическое развитие княжества, выразившееся и в появлении рядановых городов, среди которых была Москва. Она ранее принадлежала бояринуСтепану Кучке. После того как он был казнён, эта небольшая крепость оказалась вруках Юрия Долгорукого. По данным летописи, в 1256 г. в Москве была построенадеревянная крепость. Однако временной отсчёт существования города отмечается спервого упоминания его в летописи и датируется весной 1147 года.
Самостоятельное развитиеВладимиро-Суздальской земли началось в правление младшего сына ВладимираМономаха – Юрия Долгорукого (1154-1157 гг.). Он сделал своей столицей Суздаль.Стабильному экономическому развитию княжества помогало и то, что он был удалёнот степей, где жили враждебно настроенные к славянам половцы, а также загороженнепроходимыми лесами.
Ряд исследователей полагают,что в Северо-восточной Руси уже на рубеже XII–XIIвв. наметилисьобъединительные тенденции, выразителями которых выступили главным образом АндрейБоголюбов и Всеволод Большое Гнездо. Основные направления их политики можнопредставить так: во-первых, замещение ослабевшей родовой, а затем внутриродовойсвязи между княжествами линиями, а также во многом изжившем себявассально-дружинных отношений связью государственной; во-вторых, «собирание»русских земель под властью одного государя, стремившегося опереться наадминистративный аппарат пополнявшийся в основном из председателей младшейдружины.
В начале XIIIв.после смерти Всеволода княжество распадается на 7 княжеств-уделов. В нихутверждается потомки. С развитием удельного порядка роль вече постепенноснижается.
1.3. Юго-Западная Русь(Галицко-волынское княжество).
Территория Галицко-волынскойземли располагалась в юго-западной части тогдашних русских земель, околоКарпатских гор. Она захватывала бассейны рек Днестр, Прута, Буга, Припяти.Природные условия – плодородная земля и мягкий климат – способствовали развитиюземледелия. В предгорьях Карпат добывали соль. Близость к Западной Европепозволяла вести интенсивную торговлю с другими странами. Столицей княжества былгород Галич на реке Днестр, а торговыми центрами – Перемышльи Владимир Волынский. Спокойному развитию Галицкого княжества помогало и то,что его достигали половецкие набеги. Активную роль в управлении княжествомиграли бояре. Следует также отметить, что на ситуацию в княжестве влиялаполитика соседних государств – Венгрии, Польши, Литвы, за помощью к которым обращалисьи князья, и представители боярских группировок.
Возвышение Галицкого княжестваначалось во второй половине XIIв. при князе Ярославе Осмомысле (1152-1187 гг.). Когда Ярослав был ещё молод, поинициативе бояр был заключён брак с дочерью Юрия Долгорукого. В дальнейшембояре использовали княгиню для воздействия на князя. Отмечается случай, когдаони даже арестовали князя Ярослава. Однако наибольшей интенсивности борьбабоярства с князьями достигла после смерти Ярослава. Смута, начавшаяся сосмертью князя, прекратилась только в 1199 г., когда на Галицком престолеутвердился волынский князь Роман Мстиславич(1199-1205 гг.). Он объединил под своей властью Галицкую землю и большую частьВолынской земли, поэтому княжество и стало называться Галицко-волынским. Роман Мстиславич пытался подчинить себе и другие земли южнойРуси, но не успел этого сделать, поскольку умер в 1205 г.
После смерти Романа еговладения распались, поскольку наследником стал его старший сын Даниил(1205-1264 гг.), которому было тогда всего лишь четыре года. Начался длительныйпериод междоусобиц, поскольку Галицию и Волынь пытались поделить между собойПольша и Венгрия. Только в 1238 г. Даниилу Романовичу удалось утвердиться вГаличе.
После завоевания Русимонголо-татарскими войсками Даниил Романович оказался в вассальной зависимостиот Золотой Орды. В это время в полной мере раскрылись дипломатические способностикнязя. Правитель Золотой Орды сохранили княжество, поскольку рассчитывалииспользовать его в качестве заслона от угрозы с запада. В свою очередь Ватиканпланировал расширить сферу своего влияния и за это обещал князю поддержку вборьбе с татарами, и даже королевский титул. В 1255 г. Даниил Романович былкоронован, однако католичество не принял и поддержки от Рима в борьбе с татарами не получил. Послесмерти князя Галицко-волынского княжество распалось, к середине XIVвекаГалицкая Земля была захвачена Польшей, а Волынь – Литвой.
1.4. Новгородская феодальная боярская республика.
Феодальное государство наРуси XII-XVвв. Тенденции к обособлению от Киева в ВеликомНовгороде проявлялись уже в начале XIв. Их выразителем являлосьновгородское боярство, подержанное городским населением, обязанным платить даньи поставлять для походов киевского князя. В начале XIIв. Новгород уже начинаетприглашать князей без согласования с киевским великим князем. В 1136 г.боярство и купеческая верхушка добились политической самостоятельности. В XII-XVвв.происходит расширение территории республики в восточном и северо-восточномнаправлении.
Высшим органом власти вреспублике являлось вече, на которое собиралось как городское, так и свободноесельское население. Вече избирало посадника и тысяцкого, фактическая власть находиласьв руках боярства. Во главе исполнительной власти Новгорода стоял архиепископ, Вего ведении находилась казна, внешние сношения, право суда и др. Новгородскийкнязь приглашался из других княжеств вечем, которое заключало с ним договор.Функции князя были ограничены: он был, прежде всего, военачальником.
Новгородская федеральная республика вела борьбу с агрессией шведских,а затем немецких феодалов. Новгородская земля не испытала ужасамонголо-татарского нашествия, но признала себя зависимой от Золотой Орды. Истала платить ей дань. С XIVв. начинаются попытки Твери,Москвы и Литвы подчинить Новгород своей власти. В этой борьбе победила Москва.С 1478 г. новгородские земли были включены в состав Русского централизованногогосударства. Новгородская феодальная республика перестала существовать.
2. Предки АлександраЯрославовича Невского.
Отец Св. Александра – князьЯрослав Всеволодович – сын Всеволода Большое Гнездо и внук Юрия Долгорукого –был типичным суздальским князем. В его образе уже слагается облик будущихскопидомных собирателей земли – московских князей. Некоторые черты особенносближают Ярослава с его дядей Андреем Боголюбским. В их характере и во всём ихобразе чувствуется кровная, родовая связь. Они оба наиболее ярко воплотилиособенности своего рода.
Юрий Долгорукий (?-1157 г.)– князь суздальский с 1125 г., великий князь киевский в 1149-1151, 1155-1157гг. сын Владимира Мономаха. Во время его княжения произошло оформление границРостово-Суздальского княжества. С начала 30-х годов боролся за южныйПереяславль и Киев, за что получил прозвище «Долгорукий». При Юрии Долгорукомбыла впервые упомянута в летописи Москва (1147 г.). В 1156 г. он укрепил Москвуновыми деревянными стенами и рвом.
Всеволод IIIЮрьевич Большое Гнездо (1154-1212 гг.) – сын Юрия Долгорукого, внук ВладимираМономаха, дед Александра Невского великий князь владимирский с 1176 г. Своепрозвище получил за многочисленное семейство (восемь сыновей, четыре дочери).Разгромив князей, претендовавших на Владимир, и ростовских бояр, противившихсяусилению его власти, Всеволод IIIконфисковал их земли иимущество. Активно боролся за усиление своей власти над русскими землями,подчинил своему влиянию Рязань, Киев, Чернигов. В период его княженияпродолжался расцвет культуры Владимирского княжества.
Ярослав IIВсеволодович (1191-1246 гг.) великий князь владимирский в 1238-1246 гг., третийсын Всеволода Большое Гнездо. В 1200 г. начал княжить в Переяславле Южном,принимал активное участие в борьбе с половцами и междоусобицами южнорусскихкнязей. После смерти отца получил во владения Переяславль Залесский. В 20-30годы XIIIв. Ярослав IIнеоднократно княжил в Новгороде Великом, активновоевал с его соседям. В 1238 г. после гибели своего брата, великого князявладимирского Юрия, в битве с татарами Ярослав занял владимирскийвеликокняжеский стол.
Основной чертой суздальскихкнязей было глубокое и коренное благочестие. Они глубоко чувствовали красотуцерковных служб, церковного пения и храмостроительства. Каждый из них оставилпо себе храмы, которые он любил крепкой любовью, как своё творение и как свойдар Богу.
Суздальские князья-хозяевадержали землю крепкой рукой, и для многих эта рука была тяжёлой. В них чувствуетсятяжёлая, но верная поступь, знающая, куда она направляет шаги. Они умелисмиряться и выжидать. Но, выжидая, они не забывали. Их отличает незабывчивость, подчас злопамятность. В своих войнах они предпочитали медлить,утомлять противника, пользоваться распутицами, разливами рек, холодами. Но, разуверившись в победе, они шли решительно и становились беспощадными к врагам. Набольшинстве суздальских князей и, главным образом, на Андрее и Ярославе, лежитпечать медлительности, тяжести расчётливого взгляда.
Но эта медлительность небыла равнодушием или апатичностью. Под этой сдержанностью лежит большаястрастность, большое властолюбие. Андрей в молодости любил врываться в самуюгущу сечи и рубился, не замечая, что с него сбивали шлем. Вся его жизнь – это прорывыстрастности и честолюбия через внешнюю оболочку выдержки. Вспышки необузданнойнатуры и сгубили его.
Ярослава отличает та жестрастность. В свои молодые годы он вполне отдался ей, пошёл на Мстислава сновгородцами и старшего брата, не слушая доводов своих бояр и самонадеянноотвергнув предложение мира. Липецкий разгром и изгнание из удела послужили емууроком на всю жизнь. Он сделался выдержанным и расчётливым.
Глубоко верующий,благочестивый, суровый и замкнутый, с прорывами гнева и милосердия – такимвстаёт перед нами образ отца Св. Александра.
О его матери — княгинеФеодосии — известно очень мало. Летописные сказания противоречивы даже вуказаниях того, чьей она была дочерью. Её имя изредка и кратко упоминается влетописи и всегда только в связи с именем мужа или сына. Житие называет её«блаженной и чудной». У неё было девять человек детей. Через житие Св.Александра она проходит тихой и смиренной, отдавшей себя своему женскомуслужению.
3.Жизнь и деятельностьАлександра Ярославовича Невского.
Св. Александр вырастает изсвоего рода. Вместо неподвижной, медленной тяжести характера отца и дедов в нёместь ясность, лёгкость сердца, быстрота мысли и движений. Но он унаследовал отних серьёзность взгляда, сдержанность и умение переживать и таить в себе своидумы. Во всей своей деятельности он является преемником суздальских князей, нив чём не ломает родовых традиций, лишь преображая их благоуханием своейсвятости.
Святой Александр Невскийродился 30-го мая 1219 года в уделе своего отца – Переяславле Залесском.
Над впадением Трубежа вглубокое и волнистое Клещино озеро Переяславльбелелся своим каменным собором Спаса Преображения – постройкою Юрия Долгорукого– четырёхугольным с тяжёлою главою на тонком барабане, с высокими узкимиокнами, массивным и тяжёлым, но в котором уже сквозит будущая стройностьсуздальских храмов. Город окружали земляные валы и деревянные стены детинца. Застенами взгляд захватывал светлый круг озера, кайму поемных лугов и леса иперелески, наступавшие на низменные и болотистые берега. У города на холместоял Никитский монастырь. За три четверти века до рожденияСв. Александра Невского Переяславский купец Никита, стяжавший себе неправедноебогатство, раскаялся в сотворённых неправдах и обидах, оставил дом и имуществои ушёл в этот монастырь спасаться на столпе. Там он прославился под именемНикиты Столпника.
Прямые сведения о детствеСв. Александра очень скудны. Но летописные сведения, намечающие внешние вехиего жизни, рассказ жития и сведения о воспитании княжичей восстанавливают обстановкуего детства.
До трёх лет Св. Александр,как и все княжичи его времени, жил в тереме, при матери. В этих годах,по-видимому, была детская тишина, отгороженность от мира. Кругом были толькокнягинины покои, внутренний быт семьи и церковь.
По достижении трёхлетнего возраста над Св. Александромбыл совершён обряд пострига. После молебна священник, а, может быть, и самепископ, первый раз обстриг ему волосы, а отец, выведя из церкви, впервыепосадил на коня. С этого дня он был взят из княгинина терема и сдан напопечение кормильцу или дядьке — ближнему боярину.
После пострига начиналось воспитание, которое вёлкормилец. Воспитание заключало в себе две стороны: обучение грамоте и письму поБиблии и Псалтири и развитие силы, ловкости и храбрости. Княжича сызмала бралина лов. С своего коня он видел облавы на туров, оленей и лосей. Потом, когда онподрастал, его приучали поднимать с рогатиной медведя из чащи. Это была опаснаяохота. Но и впереди княжича ждала опасная жизнь. Молодые князья рано узнавалижизнь со всей её суровостью и грубостью. Иногда уже шестилетних княжичей бралив поход. Поэтому для них с молодых лет, наряду с играми, благостью церковной жизнии тишиной терема, были ведомы война, кровь и убийство.
То постепенное познавание жизни, которое совершается вгоды детства, имеет неизгладимое значение на всю последующую жизнь человека.Миросозерцание начинает складываться именно в детские годы.
Две стороны суздальской жизни должны были оказыватьособое влияние на выработку миросозерцания молодых князей.
Во-первых, это была церковь и церковная жизнь.Княжеский терем внутренним ходом сообщался с церковью. С самых ранних леткнязья ежедневно ходили на раннюю обедню и на все другие церковные службы. Всяжизнь княжеской семьи определялась кругом богослужений. Церковное благолепиебыло главной заботой. Вся красота жизни сосредотачивалась в церкви. Поэтому идля молодого князя церковь была первым откровением иного мира, отличавшегося отвсей окружающей жизни. «Занеже Церковь наречетсяземное небо» — это свойственное всей древней Руси ощущение церкви входило всознание с ранних лет. Вся внешняя обстановка церкви – красота храма и икон,горящие свечи и лампады, облачения, курящийся фимиам – было для княжича самымярким впечатлением детства.
Последующее воспитание не разрушало этого первогодетского впечатления. Княжич обучался письму и грамоте по Библии и Псалтири. Онпостоянно слышал жития святых. Древнерусская письменность указывает, насколькобиблейский мир был реален для Руси. На старинных иконах события Ветхого и НовогоЗаветов изображены на фоне русских городов и русской природы. Таким же было ирусское миросозерцание. В нём не было отрыва жизни от Библии. При появлениичего-либо непонятного и нового древняя Русь пыталась найти объяснение вПисании. Так, например, неизвестно откуда пришедшие татары были для Русибиблейскими народами, вышедшими из «пустыни Ефровския,их же загна тамо (судия) Гедеон».
Эта цельность церковного миросозерцания сказывалась ив воззрениях на жизнь и долг князя. Церковь была мерилом жизни. Многие изкнязей самым грубым образом попирали церковное учение. Но всё же и у них былоцерковное сознание добра и зла. Древняя Русь не создала внецерковных ценностей.Церковь входила с детства в жизнь как высшая ценность и так сопутствовалачеловеку до самой его смерти.
Второй особенностью суздальской жизни, накладывавшейотпечаток на князя с молодых лет и дававшей ему особое восприятие предстоящейему государственной деятельности и власти, было сближение княжеского двора совсем княжеством.
Ко времени Св. Александра суздальский удельныйкняжеский двор уже совмещал в себе хозяйство и быт княжеской семьи суправлением княжества. Грань между государственными делами и деламихозяйственными помещика-вотчинника уже стиралась. Поэтому княжич, постепенно выходяиз замкнутости терема на княжий двор, начинал узнавать жизнь не только двора,но и всего княжества. Для него всё княжество, с сидевшими на волостях боярами итиунами, казалось расширенным княжеским двором.
Это первое детское восприятие в известной мере такжеоставалось на всю жизнь. В князьях складывалось новое, для Киевской Руси неизвестное понимание своей власти над княжеством как над своим хозяйством идостоянием. В них выковывалась твёрдая воля к единодержавию и к стяжанию земли,которая так ярко проявилась у московских князей.
Эти два главных влияния суздальской жизни наложилисильный отпечаток и на Св. Александра Невского. Во всей своей жизни он нетолько не нарушает, но наоборот, наиболее ярко и полно проявляет древнерусскоесуздальское миросозерцание. И начало этого миросозерцания восходит к первымдетским годам в Переяславле.
Житие указывает на способности Св. Александра,проявившиеся ещё в детстве. Он быстро научился читать и писать, пристрастился кчтению и целыми часами сидел над книгами. Он был силён, ловок и красив. Поэтомуво всех играх, на лове, а потом и на войне он был всегда первым, как и зачтением Псалтири.
Житие повествует, что ещё мальчиком он был серьёзен,не любил игр и предпочитал им Священное Писание. Эта черта осталась у него навсю жизнь. Св. Александр – это ловкий охотник, храбрый воин, богатырь по силе исложению. Но в то же время в нём есть постоянная обрашённостьвовнутрь. Из слов жития видно, что эта резко его отличающая особенность –совмещение двух, казалось бы, противоречивых черт характера – началапроявляться ещё в годы раннего детства.
Но эти детские годы в Переяславле были очень кратки.Св. Александру рано пришлось выйти в жизнь. Причиной этому послужил переезд еговместе с отцом из Переяславля в Новгород.
В 1220 году новгородцы «показаша путь» своему князю Всеволоду Мстиславовичу — южнорусскомукнязю — и послали Владыку и Посадника к Великому Князю Суздальскому Юрию,старшему брату Ярослава, прося его о князе. Великий Князь послал в Новгородсвоего молодого сына Всеволода.
Положение молодогосуздальского князя в Новгороде было очень трудным. Он должен был одновременноисполнять приказания своего отца и ладить с новгородцами. К тому же на Новгородсо всех сторон поднимались войной его западные соседи. Раздираемый приказамиотца, мятежами новгородцев и наступающим врагом, от которого он должен былзащищать Новгород, Всеволод пришёл в отчаяние. В 1220 году, зимней ночью, онтайком от новгородцев со всем своим двором и дружиной убежал из Новгорода вСуздаль. Ввиду наступающих отовсюду недругов бегство Всеволода озадачило иопечалило новгородцев. Они должны были снова просить себе князя от самогосильного соседа — Великого Князя Суздальского. Их старейшины приехали к ЮриюВсеволодовичу, говоря: «Аще не хощешьу нас держати сын свой, то вдайнам брата своего». Юрий согласился. В 1222 году Ярослав с княгиней Феодосией,сыновьями Феодором и Св. Александром и дружиной приехал из Переяславляна новгородское княжение.
Новгородский князь жил ссемьёй и дружиной не в самом Новгороде, а в княжьем селе Городище, в трёхверстах от стен города. Эта новая обстановка Городища, в которой жил Св. Александр,немногим отличалась от Переяславля. Городище былокуском Суздальской земли, перенесённой в Новгород. Князь был здесь хозяином ираспоряжался в селе по своей воле, не спрашивая новгородцев. Его окружали свойдвор и своя дружина. Поэтому и жизнь молодых княжичей шла по старому.Продолжалось начатое в Переяславле обучение; ловы в лесах, по Мсте и Ловати; отъезды вохотничьи сёла и богомолья по многочисленным монастырям, разбросанным вокругНовгорода: к святому Антонию Римлянину, на Хутынь, кСпасу Нередице, в Свято-Варваринский,в Перынский, в Свято-Юрьевский, в Аркажский.
Всё же переезд в Новгородбыл большой переменой в жизни Св. Александра. В Переяславле весь удел былрасширенным княжеским двором. Выезжая из него, князь повсюду был хозяином.Княжий двор переносился в волости, и волости приходили на княжий двор. Здесь, вНовгороде, за пределами Городища кончался суздальский двор и начинался иноймир, живший по своей, враждебной Городищу воле. Жизнь в Городище была длякняжичей продолжением суздальской жизни, но выезды в город и подчас буйноевторжение города в Городище и самый вид богатого и пёстрого Господина ВеликогоНовгорода глубоко отличались от залесской тишины Переяславля.
Княжение Ярослава вНовгороде было неспокойным. В первый же год по своём приезде он пошёл походомна Чудь. С тех пор летопись пестрит рассказами о его походах на Литву, на Емь и на Чудь, со всех сторон, наседавших на новгородскиепределы.
Промежутки между походамибыли заполнены распрями с новгородцами. Только война объединяла Новгород с егокнязем. Само княжение Ярослава в Новгороде было двусмысленным. Принуждённыеладить с Суздалем и искать у него поддержки, новгородцы сажали на княжениесвоего недруга. За всё княжение в Новгороде Ярослав никогда не переставал бытьсуздальским князем, думавшим о выгоде своей земли. Он не мог примириться сположением временного предводителя новгородской рати. И сам его характер,властный и неуклонный, восставал против новгородского своеволия.
За семь лет Ярослав четырераза уходил из Новгорода в Переяславль и четыре раза в него возвращался. Всеэти четыре ухода и возвращения происходили почти одинаково. Рассерженные наНовгород Ярослав и его старший брат Юрий начинали из Суздаля прижиматьновгородцев. Они задерживали новгородские караваны, хватали и заковывалиновгородских купцов, приезжавших в Суздаль, и захватывали пограничныеновгородские владения, по словам летописи, «много им пакости подеа». (Во время ухода Ярослава Юрий пытался держать вНовгороде сына Всеволода. Но Всеволод во второй раз тайком сбежал в Суздаль, неснеся новгородских мятежей. Тогда разгневанный Юрий захватил Торжок, требуя уНовгорода выдачи постоянных застрельщиков противосуздальскихмятежей. Он послал им послов с грозным предостережением: «Выдайте Якима Иванковича, Седилу Совинича, Вятка, Иванца, Родка; а еще ли не выдадите, а поил есмьконь Тферию, а еще Волховом напою». Но новгородцыцеловали крест никого не выдавать и умереть за Св. Софию. Тогда Юрий пошёлпоходом на Торжок и разорил новгородские области.)
Ободрённые распрямиНовгорода с Суздалем Литва, Чудь и меченосцы начинали совершать набеги нановгородские владения. В этих напастях суздальская партия брала верх иобращалась к Суздалю за помощью. Ярослав и во время ссор с Новгородцами считалсебя новгородским князем. Новгород был для него русской землёй. Поэтому принападении иноземцев он приходил с суздальской низовой ратью, настигал врага,гнался за ним и возвращался в Новгород. Избавленный князем от врагов, Новгородвстречал его с радостью и честью. Ярослав водворялся в Городище. Но лишьнаступал мир, все давно накипевшие обиды снова начинали пробиваться наружу.
В 1228 году Ярослав опятьпоссорился с Новгородом и ушёл осенью с своей княгиней в Переяславль, оставив вНовгороде сыновей с боярином Феодором Даниловичем и тиуном Акимом.
Так девятилетний Александростался с братом один без поддержки отца среди взметенного Новгорода. Молодыекнязья не могли править самостоятельно. За них правили тиуны. Но всё же этобыло первым княжением Св. Александра совместно с братом.
Во всё время своей жизни вГородище с отцом и матерью Св. Александр постепенно узнавал Новгород, какбеспокойное море, которое нужно обуздывать. Он видел разгоравшуюся ненавистьсуздальской дружины и челяди против новгородцев. Князья, приучая сыновей куправлению, рано брали их с собой на суд или вече. Св. Александр, наверно, нераз видел ожесточённые споры отца во владычной комнате с упорными, пряморезавшими правду в глаза, новгородскими боярами. Он тогда же начал узнаватьсплетения политических интриг — борьбу приверженцев суздальской власти, накоторых опирался Ярослав, с южнорусской партией. Это была трудная школауправления, которая могла научить многому.
Новгород, споривший ссильным Ярославом и принудивший его уйти, мало считался с оставленными емукняжескими тиунами. Длинная борьба с князем, окончившаяся победой, вызвала вНовгороде открытые мятежи против тех, кто держал сторону Ярослава. ТогдаЯрослав ушёл из Новгорода.
30-го декабря 1231 годаЯрослав въехал в Новгород и у Св. Софии дал обещание — «целоваСв. Богородицу» — блюсти новгородские вольности.
На этот раз он не остался вНовгороде и, пробыв там две недели для устройства дел, в середине январявернулся в Переяславль, оставив в Новгороде своими наместниками Феодора и Св.Александра с боярами.
Молодые князья опять очутились в Новгороде между волейотца и волей Новгорода, в том трудном положении, которое дважды принудиломолодого Всеволода тайком убежать в Суздаль. Но на этот раз княжение было ещётруднее: в эти годы Новгород и всю Русь посещали одно за другим разныенесчастья и беды.
4. Нашествия Батыя.
В начале 1237года орды Батыя прошли через мордовские леса и пошли на Рязань. Деревянныестены города не выдержали ударов стенобитных орудий. Татары ворвались в Рязань,убили князя и княгиню, всех бояр, иереев, чернецов и простых людей — мужчин, женщини детей, обесчестили монахинь.
Во времяпогрома Рязанской земли великий князь Юрий Всеволодович поспешно собиралополчение. Передовая суздальская рать и великокняжеская дружина с сыном Юрия — Всеволодом, шедшие на помощь Рязани, встретились с татарами под Коломной. Былавеликая и жестокая сеча, и суздальская рать была разбита. Всеволод едва успелбежать. Татары двинулись через Москву на Суздаль. Юрий, потерявший свою дружинупод Коломной, ушел на север собирать новое ополчение. Набрав его, он сталстаном на берегу реки Сити, поджидая прихода своего брата Ярослава — отца Св.Александра.
В день памятиСв. Симеона Богоприимца татары подошли к стольномуВладимиру. Захватив Владимир, татары облавами рассыпались по всей земле. Частьюони пошли на великого князя, а частью на другие города Суздальской области ивзяли их четырнадцать за один месяц. Великий князь Юрий стоял станом на Сити, когдапришла весть, что Владимир взят. Тотчас же за этой вестью к великому князюпришло известие, что татары уже окружают его. Юрий стал строить свою рать.Произошла злая и великая сеча 4 марта 1238 года, и русские войска были разбиты.Юрий был убит, а его племянника, ростовского князя Василько,татары захватили в плен. Это был первый князь мученик, принявший от татарсмерть за веру. Между тем татары продолжали рыскать по всей суздальской земле,громя встречные города. Жители ожесточенно оборонялись и гибли, а оставшиеся вживых бежали в леса.
Воевода Юдин статарским отрядом, взяв Переяславль Залесский, вышел в новгородские земли.Дойдя до новгородского города Торжка, татары обложилиего и через две недели взяли город. Все жители были посечены. От Торжка татары пошли на Новгород, где княжил Св. Александр.
Новгородпришел в смятение. У Св. Софии служились молебны и горели тысячи свечей. Св.Александр начал укреплять город и готовиться к обороне. Впереди была безнадежностьи лютая смерть, избиение жителей, позор женщин, разграбление церквей, как вдругих русских городах