Реферат по предмету "История"


Александровские Мореходные Классы во Владивостоке в 1890 - 1902 гг.

Валерий КоролюкАлександровские Мореходные Классыво Владивостоке в 1890 – 1902 гг.
Автор сблагодарностью примет любые предложения, уточнения и замечания по содержаниюданного исследования, которые непременно будут учтены при подготовке болееобъемного издания, планируемого к 110-й годовщине морского образования вПриморье,
по адресу: 690059 Владивосток-59, ул.Верхнепортовая, 50 а, к. 255,
по телефону: (42-32)  51-52-43 или
E-mail: koroluk@fesma.ru
ISBN 5 – 8343 – 0014 – 6
© Валерий КОРОЛЮК, 1999
© ДВГМА, 1999
«…приложитьстарания о заведении, по городам, откуда
отправляетсякупеческое водоходство, водоходных школ.»
Екатерина II (Великая), 1782 г.
«…нужно иметьпредварительное понятие о свойстве и особенностях
морскойслужбы, тогда только можно воспользоваться уроками морских случайностей. Впротивном же случае эти уроки пропадут безвозвратно…»
адмирал Е.В.Путятин, 1860 г.
Первый историограф Владивостока, Н.П.Матвеев, уделил этому событиювсего лишь одну фразу, в его книге «Краткий исторический очерк г. Владивостока.1910 г.» зарождение в городе морского образования отмечено как бы вскользь:«Дела просвещения. 14 ноября в здании городского училища былиоткрыты Александровские мореходные классы.» Чуть раньше там же он упомянул:«Просветительные дела за 1889 г. Открыто г-жей Филиппченко частное училище спрограммой среднеучебных заведений. Разрешенооткрыть мореходные классы.Возник также вопрос о переформировании женского училища («института», как егоздесь называли) в гимназию»[21]. И это – всё про первоедвадцатилетие будущей кузницы морской славы дальневосточного побережья России.
26 (14 – по старому стилю)ноября 1999 года Дальневосточной Государственной Морской Академии имениадмирала Г.И. Невельского, ведущей  своеначало от тех самых классов, исполнилось 109 лет…
Последний год второготысячелетия нашей эры, 2000-й от Рождества Христова, будет годом 110-м отначала морского образования в Приморье, 98-м от открытия в нем Александровскогоучилища Дальнего Плавания, 77-м от преобразования последнего во Владивостокскийводный техникум путей сообщения, 71-м от переименования водного техникума вМорской, 56-м от появления Владивостокского высшего мореходного училища, 35-мот присвоения этому учебному заведению имени «Дальневосточное высшее инженерноеморское училище имени адмирала Геннадия Ивановича Невельского» и годом 9-м отпереформирования его в Морскую Академию.
1.
«Если Россияпримется за умножение своих
купеческихкораблей, тогда падут и Англия, и Голландия.»Вальполь, англ.министр, XVIII в.
К началу 60-х годов прошлого столетия, когда родилась идея о мореходныхклассах, во всей Российской Империи существовало лишь шесть учебных заведений,готовивших моряков для коммерческого флота: Кронштадтская рота торговогомореплавания, Херсонское училище торгового мореплавания, шкиперские курсы вАрхангельске и в Кеми, навигационные курсы в Либаве и частное навигационноеучилище в Риге.
Первые (частные) мореходныеклассы – для моряков-практиков, двухгодичные – появились в России в декабре 1864 г. (через 10 лет их насчитывается уже15, через 25 лет – 41) в местечке Гайнаж под Ригой, по инициативе Х.М.Вальдемара, одного из организаторов и вдохновителей Императорского Общества длясодействия русскому торговому мореходству: «Теперь у нас сухопутный люд считаетматроса торгового флота чуть ли не самым презренным промышленником, негодяем,пьяницей и проч. Весьма понятно, что вследствие этого общего презрения ктруженикам-морякам сначала многие… не понимали смысла и назначения нашихмореходных школ. Да и теперь многие их не понимают»[8].
С этого же года специальнаякомиссия при Министерстве финансов разрабатывает законодательную базу длямореходных классов. 27 июня 1867 г. высочайше утверждены Положение о мореходныхклассах и «Правила о порядке признания шкиперов и штурманов в сих званиях»,«Правила для производства испытаний на звание шкипера и штурмана». Каканализировал позже заведующий Михайловским мореходным классом Ф. Лехницкий, поэтому Положению мореходные классы могли быть открываемы во всяком мало-мальски значительномприморском пункте и должны были сообщать самые необходимые мореходные сведениякаботажникам и др. лицам, кои пожелали бы приобрести право командовать русскимимореходными судами. Т.о., более скромная, но и подававшая больше надежды науспех задача состояла в том, чтобы, вверив управление русским каботажемдостаточно для этой цели подготовленным русским же людям, поднять общееблагосостояние этого промысла и расширить постепенно объем его до пределовдальних плаваний… Доставляя всем желающим возможность необходимой теоретическойподготовки (значительно, впрочем, превосходящей требования собственнокаботажных плаваний), Правительство предоставляло самой жизни выработать из нихтакой тип моряков, какой наиболее отвечает современным требованиям мореходства [14].
В мореходных классах несуществовало твердо установленных сроков обучения, однако диплом можно былополучить не ранее 21 года. Кроме всего прочего, диплом штурмана или шкиперадавал бессрочный паспорт и освобождение от рекрутской повинности, от подушногообложения во все время службы на торговых судах. Тот же, кто оставлял службуранее 60-летнего возраста, лишался всех привилегий.
Согласно Правилам, утвержденным одновременно с Положением, испытания наприобретение судоводительских званий производились по программам, установленнымдля трех званий (соответственно которым делились на разряды и мореходныеклассы): 1) штурмана каботажного плавания, 2) шкипера каботажного плавания илиштурмана дальнего плавания и 3) шкипера дальнего плавания. От первыхтребовались элементарная грамотность, знание математики, геометрии иплоскостной тригонометрии без доказательств, краткой географии, навигации иморской практики. От вторых, кроме того, – мореходной астрономии,дополнительных сведений из навигации и морской практики, письмоводства исчетоводства (штурманы дальнего плавания сдавали еще и экзамены по морскойгеографии и одному иностранному языку). Третьи, вдобавок ко всемувышеперечисленному, должны были знать судостроение, морское законодательство,английский язык и пароходную механику. Для получения диплома требовался такжемореходный стаж: 16 месяцев для первых, 24 – для вторых и 36 – для третьих (изних не менее 12 мес. штурманской практики).
Мореходные классы началиоткрываться с 1869 г. и делились на три разряда (из 41 мореходки,существовавшей в конце XIX века, 18 относились к 1-му,низшему, разряду, 15 – ко 2-му и только 8 – к высшему, 3-му) [16], всреднем они выдавали около двух с половиной сотен дипломированных специалистовв год. Если за все время царствования Николая I были открыты лишь 3мореходные школы, то при Александре II (в честь которого и названыАлександровскими мореходные классы во Владивостоке) их открыто уже 33, приАлександре III открыто 6, но четверо классов – закрыто (т.е.фактический прирост составил всего 2). С 17 апреля 1881 г. все техническиеучилища (в т.ч. и классы) подчиняются Министерству народного просвещения, а вноябре 1897 г. мореходные классы передаются Министерству финансов.
В 1876 г. военный губернаторПриморской области контр-адмирал Г.Ф.Эрдман ходатайствует перед Комитетомминистров об организации во ВладивостокеМореходных классов. К тому времени в России насчитывалось чуть меньшечетырех десятков мореходных школ каботажного и дальнего плавания, но ни однойне было на Дальнем Востоке. А нужда в том была – самая непосредственная. Дело втом, что заселение Приморской области россиянами двигалось туго, специалистовне хватало – по всем направлениям.
В первые дни 1890 г. будущий начальникАлександровских мореходных классов В.Панов с горечью докладывал в МорскомСобрании «Итоги амурской жизни»: главная ошибка в колонизации дальневосточной окраины Империи заключается в том, что на первый план выступили целивоенно-политические, а экономическая сторона переселения отодвинулась на второеместо. Всматриваясь в проекты, мотивы и самый ход переселений, можно сделатьвывод, что колонизационный вопрос Приамурского края, в сущности, никогда иникого не интересовал, дело это никогда не выходило из рамок канцелярскойпереписки, и при обсуждении его не имелось ясного представления ни о значении,ни о целях (а тем более – принципах) колонизации. Никакой предварительнойподготовки к устройству переселенцев в местах водворения сделано не было: ни поразмежеванию земель, ни по исследованию почвенно-климатических условий, ни попроведению хотя бы проселочных дорог. Да и сам качественный составказеннокоштых переселенцев оказывался крайне низким – из-за того, что крупноеденежное пособие, выдававшееся без разбора, привлекло людей (большей частью)обездоленных уже на родине, там еще утративших свою хозяйственнуюсамостоятельность [9].
Вот только один (но весьмапоказательный) пример: 20 декабря 1889 г. министр внутренних дел уведомляетместную администрацию, что во Владивосток решено отправить на судахДоброфлота  двадцать семей поморов изАстрахани (за счет казны, с единовременной выплатой каждой по 850 руб.«подъемных», — довольно крупной по тем временам суммы) – для развития рыбногопромысла и создания каботажного флота. Вскорости появляются и сами «поморскиесемьи» (правда, оказывается их не двадцать, а только пятнадцать). И тут вдругвыясняется, что ни одна из этих семей… никакого отношения к морю не имеетвообще! В основном это – бедняцкие семьи из центральных российских губерний,которых астраханские власти, быстро раскусив, с удовольствием выпроводили изсвоего города подальше (да еще и по 50 руб. «за скорость» приплатили).Выясняется также, что «поморы» эти не только не испытывают никакого желаниязаниматься рыбной ловлей либо сельским хозяйством, но и город покидать не хотятда, к тому же, все время требуют денег. Оказывается, выданные в Одессе «надорогу каждой» 200 руб. (как, разумеется, и астраханские полсотни) ониблагополучно прогуляли-пропили, ничуть не заботясь о будущем, и во Владивостокприбыли вообще без копейки. С большим трудом их удается выдворить в поселкиПромысловка и Рыболовка, но и там наши «поморы» вместо рыбного промыслапродолжают бездельничать и пьянствовать. Закончилось все тем, чтогоре-переселенцы, вытребовав каждой семье еще по 750 руб. «на обзаведениехозяйством», на следующий же год потребовали отправить их назад, в Астрахань(разумеется – опять за казенный счет)… [3].
В1890-м году в край прибыло только 155 семей переселенцев (общим счетом 1098душ). А всего за последнее пятилетие таковых оказалось не больше 15 тысяччеловек, — что это для наших необъятных и необжитых просторов (уже в следующемдесятилетии в край будет доставлено аж 173 тысячи человек). Мизер! Тем более,людей грамотных и работящих среди них – вообще единицы. Но если обученных работниковне удается перетянуть со стороны, значит, надо выращивать их на месте, изприморских мальчишек, для которых дальневосточное порубежье – родная земля: «Непотому ли наша жизнь так полна эгоизмом, часто помимо нашей воли, что многие изнас могут относиться к этому краю только как к своей второй родине и стремятся всей душой обратно на почву первой? Только для наших детей этот крайявится настоящею матерью-родиной. Уних будет полная жизнь, значит и стоит о них подумать.» [9].
Современник так описывал общее состояние тогдашнегообразования в крае: «Для воспитания мальчиков есть прогимназия во Владивостоке.Но для дачи общего полного образования мальчиков надо посылать или в Читу, илиеще далее, где окажется мужская 8-классная гимназия. Это значит – надоотправлять детей или за 3, или 4 тысячи верст, или в Одессу за 18000 миль… Еслипочему-либо трудно отправлять мальчиков в выучку, то еще труднее делать это сдевочками: их необходимо оторвать от семьи на много лет. Если принять в расчет,что здесь вообще элемент служащий требует для детей образования, что служащиезаехали сюда или при прежних более выгодных условиях службы, или попали наслужбу сюда за отсутствием настоящих сведений о крае в Европейской России, иполучают оклады, требующие большой экономии в жизни…, то приходится жалеть… отом, что мало энергии в нас, что мы по своему почину не затеваем устройствачастной гимназии хотя бы в самых скромных размерах.» [9].
Время было тогда неторопкое: почти полторадесятилетия потребовалось для того, чтобы необходимая и здравая идея оподготовке собственных специалистов морского дела все-таки стала претворяться вжизнь (уже при Императоре Александре III).
2.
«Пока здесь не будет реально коммерческих, ремесленных,
технических мореходныхи земледельческих школ,
край недалекопойдет… Он вечно будет зависеть от других.»
Газ. «Владивосток» № 34 – 1885 г.
Вот что рассказывает о предыстории этого делаВладимир Филипченко, библиотекарь Владивостокской морской библиотеки, главныйсмотритель магазинов (т.е. складов) Владивостокского порта:
– Мысль об открытии мореходных классов воВладивостоке зародилась еще в 1876 году, когда тогдашний губернатор всейПриморской области и Владивостока, контр-адмирал Г.Ф. Эрдман, внес в комитетминистров всеподданнейший отчет, в коем, изъясняя, что Приморская область дляполного своего благоустройства требует значительных затрат со стороныправительства, приходит к заключению, что для поднятия уровня общегоблагосостояния края следует оказывать русским купцам содействие к перенесениюторговой деятельности в эту область, с целью развития как в ней, так и всоседних ей водах, торговли и промышленности собственно русских, а также дляобразования местного торгово-промышленного русского флота, чтобы по возможностипарализовать все более и более растущее влияние иностранцев. Для этого, помнению контр-адмирала Эрдмана, необходимы как меры общие для поднятия общегоблагосостояния края, так и меры частные, для развития торговли и промышленностисобственно русской. И вот в числе этих-то частных мер губернатор Эрдман иставил необходимость устройства мореходной школы.
Министерство финансов вполне одобрило эту мысль идепартамент торговли и мануфактур отношением своим от 13 октября 1877 г. (№5562) писал на имя губернатора Приморской области следующее: «Вашепревосходительство, излагая предложения о мерах могущих способствовать развитиюторговой деятельности в Приморской области, упоминаете, между прочим, онеобходимости ознакомления местного населения с прилегающими морями,посредством учреждения мореходных классов. Одобряя вообще мысль об учреждениимореходного класса во вверенной управлению вашему области, считаю долгомпередать, что на основании Высочайше утвержденного Положения 27 июля 1867 года,классы могут открываться и т.д. (следует извлечение из Положения). Препровождаяпри этом экземпляры Положения и примерного Положения, на основании коегоразрешены уже подобные классы, товарищ министра Шамшин просил о последующемпочтить его уведомлением».
Приморское областное правление на имя городскогоголовы 28 июля 1879 г. (№ 2069) писало: «В публичном чтении советникомАндреевым в Николаевске, напечатанном в извлечении в столичных газетах, сделаноизвестным содержание прилагаемого при сем отношения департамента торговли имануфактур о мореходных школах. Препровождая это отношение с двумяприложениями, покорнейше прошу сделать его по возможности известным гласнымДумы и жителям Владивостока в тех видах, чтобы вызвать учреждение мореходныхклассов во Владивостоке.»
Затем Петербургское Отделение ИмператорскогоОбщества для содействия русскому торговому мореходству 29 ноября 1879 г.обратилось к Владивостокскому голове с следующим отношением: «С.-ПетербургскоеОтделение Общества, находя учреждение мореходных классов с шкиперским исудостроительным отделениями и ссудо-сберегательными товариществами воВладивостоке полезными для развития русского торгового мореходства на Восточномокеане, просит вас употребить свое содействие к их открытию, для чего ипрепровождает экземпляр устава».
Вот во что воплотилась к 1880 году мысльконтр-адмирала Эрдмана о необходимости мореходных классов на нашем восточномпобережье. Мы нарочно привели подлинный текст этих трех отношений, так каквпоследствии Владивостокская Дума отпечатала их и вместе с соображениямикомиссии (о которой речь впереди) разослала во всеместное сведение. В текстахэтих отношений все сочувствовавшие этой мысли должны были черпать вдохновение иэнергию для ее осуществления. И в самом деле: местный администратор, винтересах вверенного ему края, проектирует меру, согласную с общимиотечественными русскими интересами; министерство, в ведении которого находитсяторговля, мореплавание (мирное) и самые мореходные школы, вполне одобряет этумысль и готово содействовать; специальное общество, поставившее себе высокуюцель развития отечественного мореходства, находит мысль об открытии классовзаслуживающею своего содействия и идет навстречу поднятому вопросу. – Это ли незалоги на полный успех, это ли не должно было образумить скептиков, которые невидели да не видят и теперь еще своевременности и необходимости проектированноймеры?
И вот Дума 2 февраля 1880 года постановила дляразработки вопроса о мореходном классе во Владивостоке избрать комиссию из трехгласных (т.е. депутатов, — В.К.), иизбранная комиссия 30-го апреля представила управе свои соображения. Признавая,что для развития торговой деятельности в Приамурском крае, деятельности стольжелательной для поднятия благосостояния этого края, составляющего одно звено снашим общим отечеством, комиссия признала открытие в крае мореходных классов IIIразряда мерою вполне полезною и своевременною, но с другой стороны, принимая вовнимание молодость, небогатое состояние и не вполне еще установившеесяположение даже таких более выдающихся в крае городов как Владивосток,Николаевск и Благовещенск, комиссия не считала возможным, чтоб содержаниемореходных классов, даже при субсидии от министерства финансов, могло бытьвзято на себя одним которым-либо из этих городов, а потому полагала, что осуществлениеэтой идеи возможно лишь при коллективном содействии их всех и непременном иполном участии морского ведомства. Принимая затем во внимание отдаленностьВладивостока от центра России, затруднительное с ним сообщение и отдаленностьтого времени, когда здешний край достигнет полного благоустройства инаселенности, комиссия предвидела и допускала случаи, что лица с однимисведениями, добытыми в мореходных классах, будут оставаться без занятий, апотому при Владивостокских классах комиссия находила необходимым ввести нетолько все те науки, в которых обязаны сдавать экзамен лица, желающие получитьзвание штурманов и шкиперов каботажного и дальнего плаваний, но и полноепреподавание теории судостроения, а также всестороннее обучение черчению ипреподавание коммерческих наук в таких размерах, какие потребны знать дляуправляющих конторами, кассами и т.п. Поэтому комиссия не допускала возможным,чтобы полное и основательное обучение всего курса наук во Владивостокскомморском классе могло быть оканчиваемо ранее трех лет.
Обсуждая штат преподавателей и расходы на содержаниеклассов, комиссия пришла к заключению, что кроме начальника и его помощниканеобходимо будет приглашать еще лиц для преподавания пароходной механики,корабельной архитектуры, коммерческих наук и английского языка, производя импоурочную плату. Начальник же училища и его помощник могли бы быть назначаемы,по мнению комиссии, особо от морского ведомства с производством им от классовдобавочного вознаграждения к тому содержанию, которое будет следовать по чинамих при состоянии их непременно в штате управления гидрографической части илиштаба портов Восточного океана, чтобы иметь право получать пенсию за 10 и 20лет службы в крае и др. преимущества, сибирским чинам предоставленные. Имея ввиду это последнее предположение и считая, как для начальника класса, так и дляего помощника, обязательным быть по 5 месяцев ежегодно в плавании своспитанниками классов на морском довольствии, определенном положением 1874года по морскому ведомству для лиц, командируемых в плавание с воспитанниками,комиссия расходы по содержанию классов определила следующие:
1)      Начальнику классов, приготовой квартире в школе – 600 руб.
2)      Его помощнику – 450 руб.
3)      Наем добавочных учителей,учебные пособия и классные принадлежности – 1500 руб.
4)      Квартира, вода, освещение иотопление, наем прислуги и чистка комнат – 1450 руб.
5)      Общие завтраки, однообразноеморское платье ученикам, плавающим на практическом судне, экстраординарныерасходы и пособие бедным ученикам из числа лучших по учению – 1000 руб.
6)      Всего – 5000 руб.
Комиссия сама, как бы испугавшись своего исчисления,спешит тотчас же оговориться, что так как содержание классов в Таганроге иС.-Петербурге обходится ежегодно до 3 тысяч, то исчисленная сумма дляВладивостокских классов скорее может оказаться мала, чем велика, имея в видуусловия жизни и представляемые средства со стороны сказанных городов посравнению с Владивостоком.
Для покрытия исчисленной суммы расходов комиссияусматривала только следующие источники: пособие от министерства финансов в 3000руб. и назначение от городских доходов Владивостока, Николаевска иБлаговещенска, а также от разных коммерческих компаний края (в том числе сАмурского пароходного товарищества предпочтительно) все вместе 2000 руб.
В заключение, принимая во внимание, что в то времяне существовало еще в крае русского торгового мореплавания и следовательно небыло никаких средств к практическому изучению морского дела, комиссияпроектировала, что для этого должно быть отделяемо на каждую навигацию в распоряжениеклассов какое-либо судно от Сибирской флотилии с уменьшенною командою и повозможности паровое, на котором обучающиеся и должны плавать с ½ апреляпо ½ октября, занимаясь всем необходимым под руководством начальникаклассов и его помощника, при чем как эти наставники, так и все ученики должныиметь готовый стол: первые от кают-компании, а вторые от артели, с заменоючарки водки усиленною порцией чая, и во все время плавания ученики носятоднообразную форму: «галанки и рубахи с матросскими шапками», которая полностьюзаводится на счет классов. Для знакомства же с порядками на коммерческих судахначальник училища обязан изыскивать все случаи помещать учеников последнеговыпуска плавать во время лета на коммерческих судах и преимущественно на пароходах,не исключая и плавающих по Амуру, давая средства от классов на проезд учениковкак к месту службы, так и обратно и на заведение однообразной формы.
Имея в виду тесную связь и зависимость междуВладивостокскими классами и морским ведомством, комиссия признала, что классыэти должны находиться под непосредственным попечительством главного командирапорта, а в попечительном комитете, избираемом городскою Думою, председательстводолжно принадлежать непременно начальнику штаба или начальнику гидрографическойчасти. Педагогическая же часть может быть поручена директору местнойпрогимназии, а в административном отношении, согласно § 20 Положения 1867 г.,министру финансов, при чем начальник классов представляет отчет департаментуторговли и мануфактур.
Таким образом комиссия в предварительныхсоображениях своих, предусмотрительно позаботясь и о двойной порции чая, и ободнообразной форме галанок и фуражек, очевидно упустила из виду русскуюпословицу об участи ребенка у семи нянек, и не думала как о неудобоисполнимостисвоих широких предначертаний, идущих вразрез с существующим Положением отаковых классах, так и о положении будущих классов, зависящих от трехминистерств и от городской Думы впридачу; не подумала, что она затрудняетблагоприятное решение вопроса, ставя его в зависимость от согласий трехминистерств сразу.
Эти соображения комиссии были доложеныВладивостокской Думе, и она единогласно постановила: «по содержанию соображенийкомиссии дать вопросу дальнейшее направление, для чего всю переписку с приложенияминапечатать и разослать тем местам и лицам, а также пароходным компаниям, коимогут оказать содействие к осуществлению этого вопроса. Просить также принятьучастие в открытии школы Байкальское и Ленское пароходные товарищества.Владивостокскому городскому обществу ассигновать на сей предмет (приблагоприятном решении сего вопроса) шестьсот рублей ежегодно и при открытииклассов одну тысячу рублей единовременно для образования запасного капитала впользу сего учреждения».
Мы не можем пожаловаться, чтобы мысль об открытиимореходных классов не встретила сочувствия и поддержки и в среде как местногоВладивостокского населения, так и других местностей края.
Так, подписка на этот предмет дала во Владивостоке внесколько дней 550 рублей; пожертвования поступали и из Хабаровки, и изСофийского округа, и с Сахалина; даже далекая и дикая Гижига откликнулась напризыв и прислала свою лепту. Главная контора товарищества Амурскогопароходства 19 апреля 1881 года уведомила Владивостокскую городскую управу, чтос своей стороны товарищество ассигновало ежегодную субсидию в 400 рублей намореходные классы с тем, чтобы определенное количество воспитанников каждуюнавигацию назначалось для плавания на судах т-ва по Амуру и Шилке и чтобы изкаждого выпуска окончивших курс воспитанников было отправлено известное числона службу в т-во, согласно заявленным со стороны последнего каждый разтребованиям.
На амурском обеде в Петербурге 26 февраля 1880 года,участники его, чествуя завершившееся в то время 25-летие славного царствованияв Бозе почившего Государя Александра II, постановили: капиталу,образовавшемуся от ежегодно собиравшихся на этих обедах пожертвований, датьопределенное назначение на учреждение мореходных классов во Владивостоке, стем, чтобы % с капитала обращать на содержание классов, а в память 25-летияцарствования Императора Александра II, которому Амурский крайобязан своим присоединением к России и его развитием, — назвать эти классы«Александровскими».
Бывший тогда генерал-губернатор Восточной Сибири,Д.Г. Анучин, принимал горячее участие в осуществлении этой идеи и еще в 1880году обратился к начальникам губерний и областей Восточной Сибири спредложением открыть на этот предмет подписку и затем опять в сентябре 1881 г.вновь обратился личными циркулярными письмами к головам городов ВосточнойСибири с просьбою пригласить городские общества к денежным на эту цельпожертвованиям, которые и препровождать в Иркутский банк для нарощения %.
Таким образом уже к 28 сентября 1881 г. образовалсядля этой цели капитал в 6286 р., кроме ежегодной субсидии в 600 руб. отВладивостокской городской управы и в 400 рублей от Амурского пароходноготоварищества. Это ли не блистательное начало, давшее надежду и средства наскорейшее открытие классов?.. Но… (ах это «но»!) вопросу дано «дальнейшеенаправление».
Наконец, только в феврале 1882 года управапредставила г. Владивостокскому губернатору окончательно выработанный проектПоложения мореходного класса имени Императора Александра II,составленный комиссиею из гласных Думы при участии директора местнойпрогимназии и начальника гидрографической части Восточного океана. Хотя всостав этой комиссии и вошли гласные, участвовавшие еще в 1880 году всоставлении предварительных соображений, но в работе этой последней комиссииуже видно желание придержаться к Высочайше утвержденному Положению 1867 года омореходных классах, а потому и в выработанном комиссиею проекте Положениязамечается больше единства и удобоисполнимости, хотя и тут комиссия не моглаизбежать увлечения формой одежды учеников, как не могла избежать крупных цифрпри исчислении бюджета классов.
В протоколе своих заседаний (бывших 24 и 27 января1882 г.) комиссия, «обсуждая всесторонне вопрос об учреждении мореходногокласса, который, как видно из переписки, предполагается назватьАлександровским, пришла к заключению, что такое весьма полезное и желательноездесь учреждение может получить осуществление только при содействии министерствфинансов и морского». Вследствие ограниченных средств, городское обществоназначило единовременно на учреждение класса только 1000 рублей и ежегодно насодержание его 600 руб.; затем т-во Амурского пароходства изъявило готовностьотпускать на тот же предмет по 400 р. в год; в действительности же, по словампротокола, на содержание класса потребуется не менее 4000 р. в год,следовательно, мореходный класс может быть учрежден в таком только случае, еслиминистерство финансов признает возможным отпускать на содержание его в видепособия от правительства по 3000 р. в год, а министерство морское разрешитученикам практические плавания на военных судах Сибирской флотилии. Проект,состоящий из 23 §§, как уже мы говорили, был бы весьма близок к Положению 1867года, а следовательно и к осуществлению его, если бы комиссия не включилаособого § (8) об обязательной форме одежды и о практических занятиях на военныхсудах флота и не поставила бы непременным условием открытия субсидию в 3000рублей.
Проектируя штат классов и расходы по содержанию его,комиссия сократила предположения, внесенные в предварительные соображения 1880года, и распределила ежегодный бюджет в 4000 р. следующим образом:
1)   Начальник классов, он жестарший преподаватель – 900 р.
2)   Плата за урокипреподавателям – 1800 р.
3)   Учебные пособия и классныеприпасы – 300 р.
4)   Наем помещения, отоплен.,освещение, прислуга и пр. – 1000 р.
          Примечание.Первоначальное обзаведение класса, приобретение мореходных инструментов, платьебеднейшим ученикам при отправлении в практическое плавание и др.экстраординарные расходы относятся на пожертвованный на учреждение классовкапитал и остатки от штатных сумм.
Прошлоеще три года… Мы имеем основание утверждать, что не только обыватели ижертвователи, но и сама управа не знала эти три года об участи возбужденногоходатайства, и только 23 августа 1885 года военный губернатор г. Владивостокапрепроводил в управу копию с запроса министерства народного просвещения на имягенерал-губернатора Восточной Сибири, в котором департамент по делам народныхучилищ сообщает, что на основании Высочайше утвержденного (14 декабря 1887года) положения комитета министров, особые наименования могут быть присвоеныучебным заведениям, содержимым на средства земств, обществ и частных лиц, лишьпри условии взноса капитала в наличных деньгах или бумагах, доход с которыхвполне обеспечивал бы содержание училища; капитал же в 9433 руб. 10 коп.,собранный на Владивостокские мореходные классы, а также и другие, имеющиеся наэтот предмет местные средства, обеспечивают лишь малую часть его содержания,большую же часть последнего предполагается отнести на счет казны; а потомустатс-секретарь Делянов просил генерал-губернатора уведомить его, “невстретится ли со стороны жертвователей какого-либо препятствия к употреблениюсобранного капитала на нужды Владивостокского мореходного класса, в случае еслибы министерство народного просвещения, по ближайшем рассмотрении настоящегодела и по состоянию средств государственного казначейства, признало бывозможным ходатайствовать об отпуске из казны недостающих на содержание сегокласса денег, но без присвоения оному просимого наименования“Александровского”.
Городскойголова донес телеграммою генерал-губернатору, что Дума в заседании своем 9сентября (1885 года) изъявила согласие на то, чтобы наименование мореходногокласса, об учреждении которого город ходатайствует, было вполне согласно сзаконом.
Прошлос тех пор еще три года… И вот теперь мы стоим над вопросом: будет или нетоткрыт во Владивостоке мореходный класс, — над вопросом, который был таким жевопросом еще в 1877 году.
Императорское Общество для содействия русскомуторговому мореходству с своим обычным сочувствием отнеслось к идее открытиямореходных классов во Владивостоке. Возбудив в 1880 году по просьбе управыходатайство перед министерством финансов об отпуске пособия от казны в 3000 р.,оно и затем продолжает заботиться об этом вопросе. Так, в 1882 году 13 ноябряОбщество пишет в Думу, что, узнав из газет, что Владивостокская дума продолжаетзаниматься вопросом об учреждении местного мореходного класса, Общество считаетсвоим приятным долгом послать издания Общества, касающиеся вопроса о мореходныхшколах; затем, 8 января 1883 г., Общество обратилось в управу с упреком, что с1880 г. Правление Общества не получало никаких сведений о ходе дел касательноучреждения мореходной школы, между тем как Общество весьма желает знать, вкаком положении находится в настоящее время этот вопрос. Предупредительносообщая, что Общество при открытии новых мореходных классов всегда высылаетбесплатно значительное число разных книг, могущих быть полезными какпреподавателям, так и учащимся, Общество с своей стороны просило по прилагаемойтаблице сообщать сведения об учениках для помещения в «Известиях».
В заключение это письмо содержало полезный намек,который мог бы послужить уроком комиссии по составлению проекта Положения классов.Общество писало, что первый мореходный класс в деревне Гайнаже (Лифляндскойгубернии) открыт на частные незначительные средства, и только спустя три годабыл утвержден с назначением от правительства всего по 1000 р.; и несмотря наэто число учащихся в нем доходит уже (в 1883 г.) до 90 чел. И окончившие курсслужат лучшими проповедниками в крае идеи развития мореплавания и постройкисудов дальнего плавания.
Это письмо осталось, вероятно, без ответа управы,потому что 16 июня того же 1883 года Общество вновь обратилось, уже на имягородского головы, со следующим отношением:
«После сообщения городской управе 12 февраля 1881года, за № 55, о том, что Правление Общества обратилось с просьбою о назначенииот казны 3000 р. ежегодно на содержание мореходной школы во Владивостоке,Правлению Общества по настоящее время ничего не известно по этому делу, апотому оно покорнейше просит вас, милостивый государь, сообщить о настоящемположении дел о Владивостокской мореходной школе».
Получив только такую настоятельную просьбу,городская управа и сама, наконец, поинтересовалась о положении дел и 12 января1884 года запросила канцелярию военного губернатора г. Владивостока «опоследовавшем распоряжении по последнему донесению управы егопревосходительству военному губернатору, при коем был представлен в подлинникепроект и Положение о мореходном классе». На это канцелярия г. губернатораответила, что проект представлен господину генерал-губернатору Восточной Сибириеще 20 февраля 1882 года, за № 344.
После этого городская управа уведомила ПравлениеОбщества, что управа, признавая не только полезным, но по местным условиям икрайне необходимым учреждение во Владивостоке мореходного класса, в январе 1882года избрала комиссию для составления проекта Положения о нем, который и представленгенерал-губернатору Восточн. Сибири в феврале 1882 года, но ответа на этопредставление до сих пор не получено. Правление Общества, получив такоеуведомление, постановило: просить г. генерал-губернатора В. Сибири о возможноскорейшем представлении на утверждение министра народного просвещения проектаПоложения о мореходном классе во Владивостоке. Г


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Затратный подход
Реферат Основні права людини як загально-соціальне явище
Реферат Анализ эффективности использования кадрового потенциала предприятия
Реферат Правовий статус особи в зарубіжних країн
Реферат Международные железнодорожные перевозки 2
Реферат Договорная теория происхождения государства 2
Реферат Poem My Life With U Essay Research
Реферат Конституційне повноваження Президента України
Реферат Семейное право 12
Реферат Сахарный диабет и беременность
Реферат Болонський процес та кредитно-модульна система організації навчального процесу
Реферат «Феномен цивилизации: сущность, типы, динамика» Конференция состоится 15-16 марта 2011 года. Форма проведения конференции заочная. Сборнику материалов будет присвоен isbn
Реферат Конституція про правовий статус особи в Україні
Реферат Особистий статут і національність юридичної особи
Реферат Проектування мережі комп'ютерної лабораторії