Реферат по предмету "История"


Программно-методическое обеспечение спецкурса

Министерствообразования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Курский Государственный университет
«СОГЛАСОВАНО»
председатель Учебно-методического совета
 
________________________
«_____» ______________________ 200 __ г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам.директора по учебно-методической и воспитательной работе
_________________________
«_____» ______________________ 200 __ г.
М.П. Факультет  исторический Кафедра Всеобщей истории Рабочая программа по дисциплине Ценностные ориентации и образ жизни представителей различных слоев английского общества в конце XVII – XVIII вв. Специальность история Отделение Новая и новейшая история Количество часов в трудоемкости 64 в том числе лекций 16 семинарских и практических занятий 16 самостоятельная работа 32 Итоговый контроль
зачет
Рассмотрено и утверждено
на заседании кафедры
_______________________________________
от «______» ___________________ 200 ___ г.
Протокол № ___________________________
Зав.кафедрой ___________________________
Декан факультета
____________________________________
«____» ______________________ 200 __ г.
Программа разработана на основе Государственногообразовательного стандарта высшего профессионального образования РФ поспециальности 020700 в соответствии с требованиями рабочего учебного планаспециальности 020700, утвержденного ректором Курского Государственногоуниверситета Гвоздевым В. В.
Рабочая программа разработана(составлена) ст. преп. Свинцовой Н. В.
                                                                            (Степень, должность, Ф.И.О.)
и представлена на рассмотрение______________________________________
дата Подпись автора(составителя) ___________________________________

Пояснительная записка
    Рабочая программа спецкурса «Ценностные ориентации и образ жизни представителейразличных слоев английского общества в конце XVII – XVIIIвв.» является дисциплиной по выбору для студентов 4 курса, обучающихся поспециальности 020700 – история. Изучение данного курса предполагает, чтопредварительно студентами были освоены такие базовые курсы, как новая историяЕвропы и Америки, культурология, политология, социология, правоведение.
Курс«Ценностные ориентации и образ жизни представителей различных слоев английскогообщества в конце XVII – XVIII вв.» содержательно связан с такими спецкурсами, какистория мировой и отечественной культуры, история политических учений.
Содержание курса разработанона основе материалов Государственного образовательного стандартапрофессионального высшего образования по специальности 020700 – история.
Назначение курса состоит втом, чтобы, опираясь на потребности, интересы, ориентации студентов в областивысшего исторического образования, на предшествующий опыт изучения предметовгуманитарно-экономического и общепрофессионального блока содействоватьформированию профессиональной культуры будущих историков, овладению основнымипонятиями и методологией социально-структурной региональной истории.
    Образовательная цель курса включает в себя овладение студентами
Знаниями:
об основных ценностныхориентациях представителей различных слоев английского общества в  конце XVII– XVIII вв.;
о характерных чертах образажизни различных групп английского общества;
 о политическом иэкономическом положении типичных представителей общественных слоев, обладающихразличным статусом;
об особенностяхтрансформации духовно-нравственного мира англичан в указанный период;
об основных элементахсоциальной структуры и их эволюции в Англии указанного периода.
Умениямии навыками:
 характеризоватькультурные процессы в их конкретно-историческом своеобразии, культуру личностии межличностных отношений;
 анализироватьсоотношение традиций и инноваций в культуре, приобретение навыков и качествкультурной коммуникации и диалога.  
планировать собственную исследовательскую деятельность,ориентироваться в специальной литературе;
применятьи использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ иинструментальные средства ЭВМ для подготовки методических материалов;
наблюдать,сравнивать, анализировать и систематизировать исторические факты и явления,понимать внутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы;
устанавливатьобратные связи, оценивать полученные результаты, анализировать достижения инедостатки профессиональных действий.
Организационно – педагогической целью курса является создание условий для успешного овладениястудентами основными понятиями региональной социально-структурной истории инавыками анализа конкретных исторических явлений и процессов.
Образовательные задачи курса:
Формированиеу будущих историков базовой системы знаний об обществе как целостноразвивающейся системе, общественно-политической структуре Англии эпохиПросвещения, образе жизни и ценностно-идеологической системе англичан врассматриваемый период;
Актуализацияформирования и развития системы профессиональных умений и навыков в областисоциально-структурной региональной истории.
Основные идеи курса:
·    Культурно-историческаяобусловленность мировоззрения и образа жизни;
·    Взаимосвязь ценностных ориентацийс такими конкретными условиями общества, как социально-политическое устройство,структура экономики, возможности социальной мобильности и социально-культурныхкоммуникаций;
·    Взаимосвязь исторического опытаАнглии с современными тенденциями европейского общественного развития;
       В структуру курса входят два взаимосвязанных блока: «Социально-политическоеположение Англии эпохи Просвещения» и «Мировоззрение и образ жизни англичан в конце XVII – XVIII вв.». Различные блоки знаний интегрированы на основесистемно-структурного подхода и обеспечивают методологические, теоретические имеждисциплинарные основы курса. Материал курса ориентирован также наобразование историка как субъекта профессиональной деятельности, настимулирование потребности в научно-исследовательском совершенствовании иформировании у студентов целостной профессиональной позиции.
       Целостность курсаобеспечивается единством и взаимодополняемостью информационного материала,предлагаемого преподавателем в лекционном курсе, и материала, осваиваемогостудентами в режиме диалога через семинарско — практические занятия, и в ходесамостоятельной работы студентов. Семинарско — практические занятия проводятсяс целью углубленной переработки научных аспектов курса в егосодержательно-целевом, организационно-процессуальном иоперационально-технологическом аспектах. Они включают дискуссии, коллоквиумы ипрактические задания.
       Изучение курса в восьмомсеместре заканчивается зачетом.
УЧЕБНЫЙ ПЛАНОрганизационные формы обучения и виды учебной работы Всего часов Семестры Аудиторные занятия 32 32 Лекции 16 16 Семинары 16 16 Практические занятия Лабораторные работы Другие виды аудиторных занятий Самостоятельная работа 32 32 Курсовая работа или проект Контрольная работа Другие виды самостоятельной работы Итоговый контроль (зачет) Общая трудоёмкость дисциплины 64

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего
Лекций
Семинар
Сам
раб. 1. Предмет и задачи курса 2 2 2. Социально – политическое устройство Англии 1688-1789 гг. 14 2 4 8 3. Ценностные ориентации и образ жизни элиты английского общества в 1688-1789 гг. 16 4 4 8 4. Средний класс в Англии 1688-1789 гг. 16 4 4 8 5. «Низы» английского общества 1688-1789 гг. 16 4 4 8
ИТОГО: 64 16 16 32 Содержание курса
Тема 1. Предмет и задачи курса.
Мировоззрениеи образ жизни как проблема социально-структурной региональной истории. Основныеметодологические подходы к изучению ценностных ориентаций и стилей жизни.Междисциплинарные связи курса. Проблема исследования ценностных ориентаций вотечественной и зарубежной исторической науке.
Тема2. Социально – политическое устройство Англии 1688-1789 гг.
МестоАнглии в структуре европейской цивилизации. Концепция естественных правчеловека и автономии личности, правового государства и гражданского общества.
            Общая характеристика британской конституции.Государственно-территориальное устройство Великобритании. Монарх вВеликобритании: порядок престолонаследия, полномочия. Парламент Великобритании:общая характеристика, структура. Феномен конституционной монархии и егоистолкование в трудах  английских мыслителей эпохи Просвещения (Г. Болингброк,Д. Толанд, А.Шефтсбери и др.)
Партийноеразвитие: формирование двухпартийной системы, идеология и состав формирующихсяпартий тори и виги.
Рольэлиты в государственном управлении.
Тема3. Ценностные ориентации и образ жизни элиты английского общества в 1688-1789гг.
Английскоедворянство как социокультурный феномен. Трансформация состава элиты.Оформление  общей системы ценностей: корпоративная дворянская идеология и ееизменение; гендерные стереотипы, семейно-брачные отношения и сексуальнаямораль. Досуговая культура и игровые стереотипы. Образ жизни элиты, внешняяатрибутика и символика. Художественная культура как отражение стиля жизни иценностей элиты.
Тема 4. Средний класс в Англии 1688-1789 гг.
Оформлениеанглийских предпринимателей как отдельного социального слоя.Социально-политическое положение предпринимателей, основные виды деятельности.Промышленный переворот и расширение сфер деятельности предпринимателей.Формирование предпринимательской системы ценностей и стиля жизни, копирование атрибутоваристократического образа жизни.
Лица«свободных профессий»: состав, статус, базовые мировоззренческие установки.
Англиканскаяцерковь как одна из основ мировоззрения англичан. Социальное положение и образжизни служителей культа. 
Тема5. «Низы» английского общества 1688-1789 гг.
 
Трансформацияструктуры сельского населения Англии. Анализ изменений в традиционнойпатриархальной системе ценностей: усиление влияния предпринимательских идеалов.
Классификациянаемных работников: виды деятельности, статус, базовые ценности. Формированиеидеологии класса наемных работников: идеалы равенства, трудолюбия, вера в«справедливое распределение» материальных благ.
Проблемабедности, роста преступности в Англии эпохи Просвещения. Классификациямаргинальных слоев. Способы борьбы с бедностью и преступностью: работные дома,их виды и функции; зарождение  государственной социальной политики изаконодательство о бедных, социальные проекты Г. Филдинга, Д. Мэсси, Б.Мандевиля. Организованные преступные сообщества в Англии: попытки классификации ( Д. Дефо, Р. Гей, Г. Филдинг и др.). Материалы уголовных делтюрем Ньюгет и Олд Бэйли как исторический источник.

Семинарские занятия
Семинар1. Социально – политическое устройство Англии 1688-1789 гг.
Цельзанятия: проанализировать социально-политическое устройство Англии 1688-1789гг.
Студентдолжен знать:
·         Содержание теорий естественных прав человека и автономииличности, общественного договора и правового государства;
·         Общую характеристику британской конституции, основы деятельностиорганов государственной деятельности;
·         Содержание основных концепций конституционной монархии;
·         Роль различных общественных слоев Англии вполитико-государственном управлении.
Студент должен обладать умениями и навыками:
·         планироватьсобственную исследовательскую деятельность, ориентироваться в специальнойлитературе;
·         наблюдать, сравнивать,анализировать и систематизировать исторические факты и явления, пониматьвнутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы.
Вопросыдля обсуждения:
1.  Место Англии в структуре европейской цивилизации.
2.  Концепции естественных прав человека, общественного договора и правового государства в трудах просветителей.
3.  Общая характеристика британскойконституции:
·         Государственно-территориальноеустройство Великобритании.
·         Монарх в Великобритании: порядокпрестолонаследия, полномочия. Парламент Великобритании: общая характеристика,структура.
·         Партийное развитие: формированиедвухпартийной системы, идеология и состав формирующихся партий тори и виги.
4.  Феномен конституционной монархии и его истолкование в трудах  английскихмыслителей эпохи Просвещения (Г. Болингброк, Д. Толанд, А.Шефтсбери и др.).
5.  Роль различных общественных слоев Англии в политико-государственном управлении.
Заданиядля самостоятельной работы:
1.  Подготовить реферат на тему:«Концепции конституционной монархии в творчестве английских просветителей» ( повыбору студента).
Обязательнаялитература
1.  Всемирная история; В 24 т.Т.15.Эпоха Просвещения // Бадах А. Н., Войнич И. Е., Волчек Н. М. и др. Минск:Литература, 1996.
2.  Татаринова К.Н. Очерки по историиАнглии. 1640 – 1815 гг.   М.: ИМО, 1958. 455 с.
3.  
Дополнительнаялитература
1.  Айзенштат М. П. ВеликобританияНового времени. Политическая история. М., 2002.
2.  Айзенштат М. П. Политическиеорганизации Британии в последней трети XVIII в // Всеобщая история: современные исследования.
3.  Английское свободомыслие: Д. Локк,Д. Толанд, А. Коллинз. Пер. с англ. М.: Мысль, 1981. 301 с.
4.  Барг М. А., Авдеева К. Д. ОтМакиавелли до Юма: становление историзма. М.: ИВИ РАН, 1998. 307 с.
5.  Барлова Ю. Е. «Гнилые местечки» вистории Англии // Вопросы истории. 2001. № 8. С. 150 –155.
6.  Бокль Г. История цивилизации вАнглии.  СПб.: типография газеты «Новости», 1895. 146 с.
7.  Болингброк. Письма об изучении ипользе истории. Пер. с англ. М.: Наука, 1978. 360 с.
8.  Виноградов К. Б. Очерки английскойисториографии нового и новейшего времени. Л.: ЛГУ, 1975. 224 с.
9.  Виппер Р.Ю. История новоговремени. Киев. 1997.
10.           Вольтер Ф. М. Важное исследованиемилорда Болингброка. // Соч. в 3 Т. Т. 3. С. 239-284.
11.           Доброва Е. А. Теория разделениявластей в Англии эпохи Просвещения // Вопросы истории, 1984. № 4. С. 172 – 176.
12.           История государства и правазарубежных стран. // Под ред. Н. Д. Крашенинниковой. Ч. 1. М.: Норма – Инфра,1999. 624 с.
13.           Козлов А.Е. Конституционное право.– М., Бек, 1996.
14.           Конституционное (государственное)право зарубежных стран. Том 1, 2. Общая часть / Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.,Бек, 1998/1999.
15.           Корсаков К.Н. ИсторияВеликобритании. М. 1997.
16.           Кравченко Г. Н. Консервативнаяидеология в Англии в конце XVIII века.  Кировоград: Имэкс, 2002. 354 с.
17.           Краткая история Англии: пособиедля старшеклассников // Адамчик В. В., Адамчик М. В., Бадах А. Н. и др. Минск:Харвест, 2003. 418 с.
18.           Лабутина Т. Л. «Консерватор» Свифти «реформатор» Дефо // Вопросы истории, 1995, №11-12. С. 39-48.
19.           Лабутина Т. Л. Идейное наследиеанглийского Просвещения в творчестве энциклопедистов Франции. // Человек эпохиПросвещения. М., 1999. С. 31-43.
20.           Лабутина Т. Л. Политическая мысльраннего английского Просвещения // Вопросы истории. 1991. № 9 – 10. С. 45-53.
21.           Лабутина Т. Л. Теорияконституционной монархии в раннем английском Просвещении // Монархия инародовластие в культуре Просвещения. М.: Наука, 1995. С. 74-94.
22.           Лабутина Т. Л. У истоковсовременной демократии. Политическая мысль Английского Просвещения (1689 –1714). М.: Ирис-пресс, 1995. 304 с.
23.           Локк Д. Избранные философскиепроизведения. В 2 Т. Т.2. М.: изд-во социально – экономической литературы,1960. 532 с.
24.           Мандевиль Б. Басня о пчелах. Пер.С англ. М., 1974. 264 с.
25.           Мееровский Б. В. Английскийматериализм XVIII в // Английские материалисты XVIII в. В 3 Т.М.: Мысль, 1967. Т. 1.
26.           Мирошников И. В. Великобритания отГеорга I до королевы Виктории (1714-1901). Воронеж: ВГУ, 1998.38 с.
27.           Мишин А.А. Конституционное(государственное) право зарубежных стран. – М., 1999.
28.           Остапенко Г. С. Британские монархиот Эдуарда VIII до Елизаветы II  // Новая иновейшая история. 2000. № 6. С. 176 – 183.
29.           Просветительское движение вАнглии. Под ред. Н. М. Мещеряковой. М.: МГУ, 1991. 445 с.
30.           Семенов С. Б. Между монархией иреспубликой: радикальный выбор XVIII в. // Монархия и народовластие в культуреПросвещения. М.: Наука, 1995. С. 103-112.
31.           Смит А. Теория нравственныхчувств. Пер. с англ. М.: Республика, 1997. 351 с.
32.           Честерфилд. Письма к сыну.Максимы. Характеры. М.: Наука, 1978. 351 с.
33.           Чиркин В.Е. Конституционное правозарубежных стран. – М., Юристъ, 1999.
34.           Чиркин В.Е. Конституционное правозарубежных стран. Практикум. – М., Юристъ, 1999.
35.           Шарифжанов И. И. Английскаяисториография XX в. Основные теоретико – методологические тенденции,школы и направления. Казань: КГУ, 2004. 240 с.
36.           Юм Д. Трактат о человеческойприроде. Пер. с англ. М.: Канон, 1995. Т.1 – 282 с., Т. 2 – 416 с.
37.           Яковлев Н.Н. Европа наканунеСемилетней войны. М. 1997.
Рекомендуемые интернет-ресурсы
1.           Institute of Europeanand Comparative Law //  www.iecl.ox.ac.uk  
2.           International Law andComparative Law // jurist.law.pitt.edu
Oxford University Comparative Law // ouclf.iuscomp.org
3.           Журнал Европейского делового права// www.wkap.nl/journalhome.htm/0959-6941
4.           Журнал Обзор европейского частного права// www.wkap.nl/jrnltoc.htm/0928-9801
Семинар2. Ценностные ориентации и образ жизни элиты английского общества в 1688-1789гг.
Цельзанятия: проанализировать место элиты в социальной структуре; особенностимировоззрения и образа жизни представителей элиты.
Студентдолжен знать:
·         Состав элиты английского общества эпохи Просвещения, еесоциально-экономическое и политическое положение;
·         Особенности мировоззрения и образа жизни представителей элиты
Студентдолжен обладать умениями и навыками:
·         характеризовать культурные процессы в их конкретно-историческомсвоеобразии, культуру личности и межличностных отношений;
·         анализировать соотношение традицийи инноваций в культуре, приобретение навыков и качеств культурной коммуникациии диалога.  
·         планировать собственнуюисследовательскую деятельность, ориентироваться в специальной литературе;
·         применять и использовать сервисныепрограммы и инструментальные средства ЭВМ для подготовки к занятию;
·         наблюдать, сравнивать,анализировать и систематизировать исторические факты и явления, пониматьвнутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы;
·         устанавливать обратные связи,оценивать полученные результаты, анализировать достижения и недостаткипрофессиональных действий.
Вопросыдля обсуждения:
1.        Английское дворянство каксоциокультурный феномен. Трансформация состава элиты.
2.        Оформление  общей системыценностей: корпоративная дворянская идеология и ее изменение; гендерныестереотипы, семейно-брачные отношения и сексуальная мораль.
3.        Досуговая культура и игровыестереотипы. Образ жизни элиты, внешняя атрибутика и символика.
4.        Художественная культура какотражение стиля жизни и ценностей элиты.
Заданиядля самостоятельной работы:
Подготовитьдоклад об отражении внешних атрибутов элитарного образа жизни Англии эпохиПросвещения в художественных произведениях.
Обязательнаялитература
1.        Бродель Ф. Материальнаяцивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII веков.Пер. с фр.  В 3 т. М.: Прогресс, 1986. Т. 1. Структуры повседневности. М.:Прогресс, 1986. 622 с.; Т. 2. Игры обмена. М.: Прогресс, 1988. 632 с.
2.           История Европы. // Под ред. Ш. Дюпона. Пер. с фр. М.: Владос, 1996. 486 с.
3.           Кертман Л.Е. История культурыстран Европы и Америки. 1870-1917. М. 1987.
4.           Оссовская М. Рыцарь и буржуа:исследования по истории морали. Пер. с польск. М.: Прогресс,1987. 528 с.
5.           Тревельян Дж.  Социальная историяАнглии. Пер. с англ. М.: Иностр. Литер., 1959.  586 с.
6.           Тревельян Дж. История Англии отЧосера до королевы Виктории. Пер. с англ. Смоленск: Русич, 2001. 624 с..
Дополнительнаялитература
1.           Алентьева Т. В. Культура ЗападнойЕвропы. XVIII век. Курск, КГПУ, 2002. 496 с.
2.           Английские художники от Хогарта доТернера. М.: Изобразительное искусство, 1966. 64 с.
3.           Англия в памфлете: Англ.публицист. Проза нач.XVIII века. Пер. с англ.  М.: Прогресс, 1987. 528 с.
4.           Герман М. Ю. Хогарт. М.: Молодаягвардия, 1971. 208 с.
5.           Голдсмит О. Векфилдский священник.Пер. с англ. М.: Иностр. Литер., 1959. 196 с.
6.           Голдсмит О. Избранное. Стихи.Векфилдский священник. Пер. с англ.  М.: Худож. Литер., 1978. 302 с..
7.           Дефо Д. Молль Флендерс. Роксана.Пер. с англ. Челябинск: Интер, 1992. 486 с.
8.           Дефо Д. Робинзон Крузо. Пер. сангл. М.: Правда, 1981. 306 с.
9.           Дмитриева Н. А. Краткая историяискусств. Вып. 2: Северное Возрождение; страны Западной Европы XVIIи XVIII веков; Россия XVIII века. М.:Искусство, 1989. 318 с. 
10.        Елистратова А. А. Английский романэпохи Просвещения. М., 1966;
11.        Зидер Р. Социальная история семьив Западной и Центральной Европе (конец XVIII-XX вв.). М. 1997.
12.        Кинелев В. Г., Миронов В. Б.Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М.: Владос,1998. 520с.
13.        Лабутина Т. Л. Ранние английскиепросветители о роли и месте женщин в обществе // Вопросы истории. 1997.№6.С.14-27.
14.        Лабутина Т.Л. Воспитание иобразование англичанки в XVII веке. Спб., 2001.
15.        Лившиц Н., Зернов Б., ВоронихинаЛ. Искусство XVIII века. М.: Искусство, 1966. 480 с.
16.        Манхейм К. Эссе о социологиикультуры // Манхейм К. Избранное: Социология культуры. Пер. с англ. М.-Спб.,2000. С. 167-222.
17.        Мастера искусства об искусстве.Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7 т. М.: Искусство,1966. Т. 3. 503 с.
18.        Михальская Н.П., Аникин Г.В.История английской литературы. М., 1975.
19.        Роджерс П. Генри Филдинг.Биография. Пер. с англ. М.: Радуга, 1984. 208 с.
20.        Свифт Дж. Дневник для Стеллы.Пер.  с англ. М.: Наука, 1981. 623 с.
21.        Свифт Дж. Избранное. Пер. С англ.Л.: Худож. Литер., 1987. 446 с. 
22.        Свифт Дж. Путешествия Гулливера.Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1982. 364 с.
23.        Смит А. Теория нравственныхчувств. Пер. с англ. М.: Республика, 1997. 351 с.
24.        Смоллет Т. Приключения РодрикаРендома. Пер. с англ.  М.: Гослитиздат,  1949. 550 с.
25.        Смоллетт Т. Путешествие ХамфриКлинкера. Пер с англ. М.: Правда, 1983. 440 с.
26.        Стерн Л. Жизнь и мнения ТристрамаШенди, джентльмена. Пер. с англ. М. – Л.: Худ. Лит., 1949. 693 с.
27.        Тэн Г. Развитие политической игражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы. Пер. с фр. СПб.:типография товарищества «Общественная польза», 1871. Кн.1. 281 с.
28.        Уоллер М. Лондон. 1700 год. Пер. сангл. Смоленск: Русич, 2003. 384 с.
29.        Филдинг Г. Избранные сочинения.Пер. с англ.  М.: Худож. Литер., 1989. 686 с.
30.        Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша.Пер. с англ. В 2 ч.  М.: Правда, 1982. Ч. 1 – 512 с., Ч. 2 – 486 с.; ФильдингГ. История Тома Джонса, найденыша. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1973. 686 с.
31.        Фукс Э. Иллюстрированная историянравов. Галантный век. Пер. с нем. М.: Республика, 1994. 316 с.; Фукс Э.История нравов. Пер. с нем. Смоленск: Русич, 2002. 624 с.
32.        Хатчесон Ф. и др. Эстетика. Пер. сангл. М.: Искусство, 1973. 479 с.
33.        Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. Пер. с голл. М.: Прогресс,1992. 464 с.
34.        Хобсбаум Э. Век революции. Европа1789 – 1848.  Пер. с  англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 480 с.
35.        Хрестоматия по зарубежнойлитературе XVIII века. // Под ред. Пуришева Б. И. М.: Высшая школа,1973. Т.1 – 447 с., Т. 2 – 446 с.
36.        Шеридан Р. Б. Драматическиепроизведения. Пер. с англ. М.: Искусство, 1956. 483 с.
37.        Шефтсбери A. Эстетическиеопыты. Пер. с англ. М.: Наука, 1974. 496 с.
Рекомендуемыеинтернет-ресурсы
1.  Glossary of 18thCentury Costume Terminology //www.ai.mit.edu/people/sfelshin/revwar/glossary.html.
2.  National PortraitGallery’s 18th – Century // www.npg.org.uk/live/
3.  Observastions on FemaleLiterature in General, including Some Рarticulars // www.feminist.org/
4.  W. Hogarth’s Realm // www.hogarth.cjb.net/
Семинар 3. Средний класс в Англии 1688-1789 гг.
 
Цельзанятия: проанализировать особенности образа жизни и ценностных ориентацийпредставителей среднего класса Англии эпохи Просвещения.
Студентдолжен знать:
·         Ценностные ориентации и образжизни английских предпринимателей с различным уровнем дохода в контекстеформирования буржуазного общества и создания новой идеологии;
·         Особенности социального положенияи образа жизни служителей культа в Англии эпохи Просвещения, отношение англичанк религии.
Студентдолжен обладать умениями и навыками:
·         наблюдать, сравнивать,анализировать и систематизировать исторические факты и явления, пониматьвнутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы;
·         устанавливать обратные связи,оценивать полученные результаты, анализировать достижения и недостаткипрофессиональных действий.
·         планироватьсобственную исследовательскую деятельность, ориентироваться в специальнойлитературе.
Вопросыдля обсуждения:
 
1.           Оформление английских предпринимателей как отдельного социального слоя:
·         Социально-политическое положение предпринимателей, основные видыдеятельности;
·         Промышленный переворот и расширение сфер деятельностипредпринимателей;
·         Формирование предпринимательской системы ценностей и стиля жизни.
2.           Лица «свободных профессий»: состав, статус, базовые мировоззренческие установки.
3.           Англиканская церковь как одна из основ мировоззрения англичан.Социальное положение и образ жизни служителей культа. 
Заданиядля самостоятельной работы:
Подготовитьсяк коллоквиуму по книге М. Оссовской «Рыцарь и буржуа: исследования по историиморали».-М., 1987.
Основнаялитература
1.           Оссовская М. Рыцарь и буржуа:исследования по истории морали. Пер. с польск. М.: Прогресс,1987. 528 с.
2.           Мортон А.Л. История Англии. Пер. сангл.  М.: иностр. Лит., 1950. 462 с.
3.           Татаринова К.Н. Очерки по историиАнглии. 1640 – 1815 гг.   М.: ИМО, 1958. 455 с.
 Дополнительнаялитература
1.           Алябьева Л. Литературная профессияв Англии XVI – XIX веках.  М.: Новое литературное обозрение, 2004. 400с.
2.           Англия в памфлете: Англ.публицист. Проза нач.XVIII века. Пер. с англ.  М.: Прогресс, 1987. 528 с.
3.           Голдсмит О. Векфилдский священник.Пер. с англ. М.: Иностр. Литер., 1959. 196 с.
4.           Голдсмит О. Избранное. Стихи.Векфилдский священник. Пер. с англ.  М.: Худож. Литер., 1978. 302 с..
5.           Мандевиль Б. Басня о пчелах. Пер.С англ. М., 1974. 264 с.
6.           Манту П. Промышленная революция XVIIIстолетия в Англии (опыт исследования). Пер. с фр.  М.: Соцэкгиз, 1937.  440 с.
7.           Мееровский Б. В. Английскийматериализм XVIII в // Английские материалисты XVIII в. В 3 Т.М.: Мысль, 1967. Т. 1, С.5-36.
8.           Просветительское движение вАнглии. Под ред. Н. М. Мещеряковой. М.: МГУ, 1991. 445 с.
9.           Хобсбаум Э. Век революции. Европа1789 – 1848.  Пер. с  англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 480 с.
Рекомендуемыеинтернет-ресурсы
1.  Lynch K. The SamuelJohnson Sound Bite Page //  www.samueljohnson.com/
2.  Mackenzie H. // www.english.upenn.edu/ 
3.  National PortraitGallery’s 18th – Century // www.npg.org.uk/live/
4.  W. Hogarth’s Realm // www.hogarth.cjb.net/
Семинар4. «Низы» английского общества 1688-1789 гг.
Цельзанятия: проанализировать особенности социального состава, идеологии и образажизни представителей социальных «низов» Англии эпохи Просвещения.
Студентдолжен знать:
·         О трансформации социального состава, образа жизни и системыценностей английского крестьянства в рассматриваемый период;
·         О формировании идеологии и особого стиля жизни класса наемных работников;
·         Об особенностях образа жизни и мироощущения представителейсоциального «дна»;
·         Об особенностях зарождения социальной политики в Англии эпохиПросвещения.
Студентдолжен обладать умениями и навыками:
·         наблюдать, сравнивать,анализировать и систематизировать исторические факты и явления, пониматьвнутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы;
·         планироватьсобственную исследовательскую деятельность, ориентироваться в специальнойлитературе.
Вопросыдля обсуждения:
1.           Трансформация структуры сельского населения Англии, его образа жизни исистемы ценностей.
2.           Классификация наемных работников:
·         Виды деятельности, статус, базовые ценности.
·         Формирование идеологии класса наемных работников: идеалыравенства, трудолюбия, вера в «справедливое распределение» материальных благ.
3.           Проблема бедности, роста преступности в Англии эпохи Просвещения:
·         Классификация маргинальных слоев.
·         Работные дома, их виды и функции;
·         Зарождение  государственной социальной политики изаконодательство о бедных;
·         Социальные проекты Г. Филдинга, Д. Мэсси, Б. Мандевиля.
·         Организованные преступные сообщества в Англии: попытки классификации ( Д. Дефо, Р. Гей, Г. Филдинг и др.).
Задания для самостоятельной работы:
Подготовитьсяк коллоквиуму по работе Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2.  Т. 9. С 231-517.
Основнаялитература
1.  Мортон А.Л. История Англии. Пер. сангл.  М.: иностр. Лит., 1950. 462 с.
2.  Татаринова К.Н. Очерки по историиАнглии. 1640 – 1815 гг.   М.: ИМО, 1958. 455 с.
3.  Энгельс Ф. Положение рабочегокласса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2.  Т. 9. С 231-517.
Дополнительная литература
1.           Ерофеев Н. А. Промышленнаяреволюция в Англии. М.: Просвещение, 1963. 184 с.
2.           Мандевиль Б. Басня о пчелах. Пер.С англ. М., 1974. 264 с.
3.           Манту П. Промышленная революция XVIIIстолетия в Англии (опыт исследования). Пер. с фр.  М.: Соцэкгиз, 1937.  440 с.
4.           Мещерякова Н. М. ПролетариатАнглии в процессе формирования (первая половина XVIII века). М.:МГУ, 1979. 359 с.
5.           Мортон А., Тэйт Дж. Историяанглийского рабочего движения. 1770-1920. Пер. с англ. М.: иностр. Лит., 1959.420 с.
6.           Поулсен Ч. Английские бунтари.Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 280 с.
7.           Просветительское движение вАнглии. Под ред. Н. М. Мещеряковой. М.: МГУ, 1991. 445 с.
8.           Рюде Д. Народные низы в истории.Пер. с англ. 1730 –1848.  М., 1984. 196 с.
9.           Черняк Е. Б. Массовое движение вАнглии и Ирландии в конце XVIII в.-начале XIX в. М.: Наука, 1962. 718 с.
Рекомендуемые интернет-ресурсы
1.  Index of Pirates //Eighteenth – Century Recourses by J. Lynch //  www.newark.rutgers.edu/
2.  W. Hogarth’s Realm // www.hogarth.cjb.net/

Вопросы к зачету
 
1.Мировоззрение и образ жизни как проблема социально-структурной региональнойистории.
2.Проблема исследования ценностных ориентаций в отечественной и зарубежнойисторической науке.
3.Место Англии в структуре европейской цивилизации.
4.Концепции естественных прав человека, общественного договора и правовогогосударства в трудах английских просветителей.
5.Общая характеристика государственно-территориального устройства Великобритании.
6. Монарх в Великобритании:порядок престолонаследия, полномочия. 7. Парламент Великобритании: общаяхарактеристика, структура.
8.Феномен конституционной монархии и его истолкование в трудах  английскихмыслителей эпохи Просвещения (Г. Болингброк, Д. Толанд, А.Шефтсбери и др.)
9.Партийное развитие: формирование двухпартийной системы, идеология и составформирующихся партий тори и виги.
10. Роль различных общественных слоев Англии эпохи Просвещения в государственномуправлении.
11.Английское дворянство как социокультурный феномен.
12.Оформление  общей системы ценностей: корпоративная дворянская идеология и ееизменение.
13.Гендерные стереотипы, семейно-брачные отношения и сексуальная мораль элитыанглийского общества.
14.Досуговая культура и игровые стереотипы элиты английского общества эпохиПросвещения.
15.Образ жизни элиты, внешняя атрибутика и символика.
16.Художественная культура как отражение стиля жизни и ценностей элиты.
17.Оформление английских предпринимателей как отдельного социального слоя.
18.Социально-политическое положение предпринимателей, основные виды деятельности.
19.Формирование предпринимательской системы ценностей и стиля жизни.
20.Лица «свободных профессий»: состав, статус, базовые мировоззренческиеустановки.
21. Англиканская церковь какодна из основ мировоззрения англичан. 22. Социальное положение и образ жизнислужителей культа. 
23.Трансформация структуры сельского населения Англии.
24.Эволюция традиционной  системе ценностей и образа жизни английскогокрестьянства.
25.Классификация наемных работников: виды деятельности, статус, особенности образажизни.
26.Формирование идеологии класса наемных работников
27.Проблема бедности, роста преступности в Англии эпохи Просвещения.
28.Зарождение  государственной социальной политики и законодательство о бедных.
29.Социальные проекты Г. Филдинга, Д. Мэсси, Б. Мандевиля.
30.Организованные преступные сообщества в Англии: попытки  классификации ( Д.Дефо, Р. Гей, Г. Филдинг и др.).

Основная литература
 
1.           Бродель Ф. Материальнаяцивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII веков.Пер. с фр.  В 3 т. М.: Прогресс, 1986. Т. 1. Структуры повседневности. М.:Прогресс, 1986. 622 с.; Т. 2. Игры обмена. М.: Прогресс, 1988. 632 с.
2.           Всемирная история; В 24 т.Т.15.Эпоха Просвещения // Бадах А. Н., Войнич И. Е., Волчек Н. М. и др. Минск:Литература, 1996;
3.           История Европы. // Под ред. Ш. Дюпона. Пер. с фр. М.: Владос, 1996. 486 с.
4.           История Европы. Т. 4. ИсторияНового времени ( XVII – XVIII вв.). М.: Наука, 1994. 684 с.
5.           Кертман Л.Е. История культурыстран Европы и Америки. 1870-1917. М. 1987.
6.           Оссовская М. Рыцарь и буржуа:исследования по истории морали. Пер. с польск. М.: Прогресс,1987. 528 с.
7.           Мортон А.Л. История Англии. Пер. сангл.  М.: иностр. Лит., 1950. 462 с.
8.           Татаринова К.Н. Очерки по историиАнглии. 1640 – 1815 гг.   М.: ИМО, 1958. 455 с.
9.           Тревельян Дж.  Социальная историяАнглии. Пер. с англ. М.: Иностр. Литер., 1959.  586 с.
10.        Тревельян Дж. История Англии отЧосера до королевы Виктории. Пер. с англ. Смоленск: Русич, 2001. 624 с..
11.        Энгельс Ф. Положение рабочегокласса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2.  Т. 9. С 231-517.
 
Дополнительная литература
2.           Айзенштат М. П. ВеликобританияНового времени. Политическая история. М., 2002.
3.           Айзенштат М. П. Политическиеорганизации Британии в последней трети XVIII в // Всеобщая история: современные исследования.
4.           Алентьева Т. В. Культура ЗападнойЕвропы. XVIII век. Курск, КГПУ, 2002. 496 с.
5.           Алябьева Л. Литературная профессияв Англии XVI – XIX веках.  М.: Новое литературное обозрение, 2004. 400с.
6.           Английские материалисты XVIIIвека. Собрание произведений. Пер. с англ. В 3 т. Под ред. Б. В. Мееровского.М.: Мысль, 1967. Т. 1 – 445 с., Т.2 – 405 с., Т. 3 – 550 с.
7.           Английские художники от Хогарта доТернера. М.: Изобразительное искусство, 1966. 64 с.
8.           Английское свободомыслие: Д. Локк,Д. Толанд, А. Коллинз. Пер. с англ. М.: Мысль, 1981. 301 с.
9.           Англия в памфлете: Англ.публицист. Проза нач.XVIII века. Пер. с англ.  М.: Прогресс, 1987. 528 с.
10.        Барг М. А., Авдеева К. Д. ОтМакиавелли до Юма: становление историзма. М.: ИВИ РАН, 1998. 307 с.
11.        Барлова Ю. Е. «Гнилые местечки» вистории Англии // Вопросы истории. 2001. № 8. С. 150 –155.
12.        Бокль Г. История цивилизации вАнглии.  СПб.: типография газеты «Новости», 1895. 146 с.
13.        Болингброк. Письма об изучении ипользе истории. Пер. с англ. М.: Наука, 1978. 360 с.
14.              Быков Г. Очерки по историисоциальных движений в Англии (1764-1836). М. – Л.: Соцэкгиз, 1934. 150 с.
15.              Виноградов К. Б. Очерки английскойисториографии нового и новейшего времени. Л.: ЛГУ, 1975. 224 с.
16.              Виппер Р.Ю. История новоговремени. Киев. 1997.
17.              Вольтер Ф. М. Важное исследованиемилорда Болингброка. // Соч. в 3 Т. Т. 3. С. 239-284.
18.              Герман М. Ю. Хогарт. М.: Молодаягвардия, 1971. 208 с.
19.              Голдсмит О. Векфилдский священник.Пер. с англ. М.: Иностр. Литер., 1959. 196 с.
20.              Голдсмит О. Избранное. Стихи.Векфилдский священник. Пер. с англ.  М.: Худож. Литер., 1978. 302 с..
21.              Дефо Д. Молль Флендерс. Роксана.Пер. с англ. Челябинск: Интер, 1992. 486 с.
22.              Дефо Д. Робинзон Крузо. Пер. сангл. М.: Правда, 1981. 306 с.
23.              Дмитриева Н. А. Краткая историяискусств. Вып. 2: Северное Возрождение; страны Западной Европы XVIIи XVIII веков; Россия XVIII века. М.:Искусство, 1989. 318 с. 
24.              Доброва Е. А. Теория разделениявластей в Англии эпохи Просвещения // Вопросы истории, 1984. № 4. С. 172 – 176.
25.              Елистратова А. А. Английский романэпохи Просвещения. М., 1966;
26.              Ерофеев Н. А. Промышленнаяреволюция в Англии. М.: Просвещение, 1963. 184 с.
27.              Зидер Р. Социальная история семьив Западной и Центральной Европе (конец XVIII-XX вв.). М. 1997.
28.              История буржуазногоконституционализма XVII – XVIII вв. М.: Наука 1983. 324 с.
29.              История государства и правазарубежных стран. // Под ред. Н. Д. Крашенинниковой. Ч. 1. М.: Норма – Инфра,1999. 624 с.
30.              История искусств зарубежных стран XVII– XVIII веков.// Под ред. В.И. Раздольской. М.: Искусство, 1988. 286 с.
31.              Кинелев В. Г., Миронов В. Б.Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М.: Владос,1998. 520с.
32.              Козлов А.Е. Конституционное право.– М., Бек, 1996.
33.              Конституционное (государственное)право зарубежных стран. Том 1, 2. Общая часть / Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.,Бек, 1998/1999.
34.              Корсаков К.Н. ИсторияВеликобритании. М. 1997.
35.              Кравченко Г. Н. Консервативнаяидеология в Англии в конце XVIII века.  Кировоград: Имэкс, 2002. 354 с.
36.              Краткая история Англии: пособиедля старшеклассников // Адамчик В. В., Адамчик М. В., Бадах А. Н. и др. Минск:Харвест, 2003. 418 с.
37.              Лабутина  Т. Л. Женскоеобразование в стюартовской Англии (1603 – 1714 гг.) // Новая и новейшая история.2001. №2. С. 137-146.
38.              Лабутина Т. Л. «Консерватор» Свифти «реформатор» Дефо // Вопросы истории, 1995, №11-12. С. 39-48.
39.              Лабутина Т. Л. Идейное наследиеанглийского Просвещения в творчестве энциклопедистов Франции. // Человек эпохиПросвещения. М., 1999. С. 31-43.
40.              Лабутина Т. Л. Политическая мысльраннего английского Просвещения // Вопросы истории. 1991. № 9 – 10. С. 45-53.
41.              Лабутина Т. Л. Ранние английскиепросветители о роли и месте женщин в обществе // Вопросы истории. 1997.№6.С.14-27.
42.              Лабутина Т. Л. Теорияконституционной монархии в раннем английском Просвещении // Монархия инародовластие в культуре Просвещения. М.: Наука, 1995. С. 74-94.
43.              Лабутина Т. Л. У истоковсовременной демократии. Политическая мысль Английского Просвещения (1689 –1714). М.: Ирис-пресс, 1995. 304 с.
44.              Лабутина Т.Л. Воспитание иобразование англичанки в XVII веке. Спб., 2001.
45.              Лившиц Н., Зернов Б., ВоронихинаЛ. Искусство XVIII века. М.: Искусство, 1966. 480 с.
46.              Локк Д. Избранные философские произведения.В 2 Т. Т.2. М.: изд-во социально – экономической литературы, 1960. 532 с.
47.              Мандевиль Б. Басня о пчелах. Пер.С англ. М., 1974. 264 с.
48.              Манту П. Промышленная революция XVIIIстолетия в Англии (опыт исследования). Пер. с фр.  М.: Соцэкгиз, 1937.  440 с.
49.              Манхейм К. Эссе о социологиикультуры // Манхейм К. Избранное: Социология культуры. Пер. с англ. М.-Спб.,2000. С. 167-222.
50.              Мастера искусства об искусстве.Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7 т. М.: Искусство,1966. Т. 3. 503 с.
51.              Мееровский Б. В. Английскийматериализм XVIII в // Английские материалисты XVIII в. В 3 Т.М.: Мысль, 1967. Т. 1, С.5-36.
52.              Мещерякова Н. М. ПролетариатАнглии в процессе формирования (первая половина XVIII века). М.:МГУ, 1979. 359 с.
53.              Мирошников И. В. Великобритания отГеорга I до королевы Виктории (1714-1901). Воронеж: ВГУ, 1998.38 с.
54.              Михальская Н.П., Аникин Г.В.История английской литературы. М., 1975.
55.              Мишин А.А. Конституционное(государственное) право зарубежных стран. – М., 1999.
56.              Мортон А., Тэйт Дж. Историяанглийского рабочего движения. 1770-1920. Пер. с англ. М.: иностр. Лит., 1959.420 с.
57.              Остапенко Г. С. Британские монархиот Эдуарда VIII до Елизаветы II  // Новая иновейшая история. 2000. № 6. С. 176 – 183.
58.              Парсонс Т. Система современныхобществ. Пер. с англ. М.: Мысль, 1997. 324 с.
59.              Поулсен Ч. Английские бунтари.Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 280 с.
60.              Просветительское движение вАнглии. Под ред. Н. М. Мещеряковой. М.: МГУ, 1991. 445 с.
61.              Роджерс П. Генри Филдинг.Биография. Пер. с англ. М.: Радуга, 1984. 208 с.
62.              Рюде Д. Народные низы в истории.Пер. с англ. 1730 –1848.  М., 1984. 196 с.
63.              Свифт Дж. Дневник для Стеллы.Пер.  с англ. М.: Наука, 1981. 623 с.
64.              Свифт Дж. Избранное. Пер. С англ.Л.: Худож. Литер., 1987. 446 с. 
65.              Свифт Дж. Путешествия Гулливера.Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1982. 364 с.
66.              Семенов С. Б. Между монархией иреспубликой: радикальный выбор XVIII в. // Монархия и народовластие в культуреПросвещения. М.: Наука, 1995. С. 103-112.
67.              Смит А. Теория нравственныхчувств. Пер. с англ. М.: Республика, 1997. 351 с.
68.              Смоллет Т. Приключения РодрикаРендома. Пер. с англ.  М.: Гослитиздат,  1949. 550 с.
69.              Смоллетт Т. Путешествие ХамфриКлинкера. Пер с англ. М.: Правда, 1983. 440 с.
70.              Соколов А. Б. Британская империя XVIIIвека в зарубежной историографии // Вопросы истории. 1993. №7. С. 37-42.
71.              Стерн Л. Жизнь и мнения ТристрамаШенди, джентльмена. Пер. с англ. М. – Л.: Худ. Лит., 1949. 693 с.
72.              Тэн Г. Развитие политической игражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы. Пер. с фр. СПб.:типография товарищества «Общественная польза», 1871. Кн.1. 281 с.
73.              Уоллер М. Лондон. 1700 год. Пер. сангл. Смоленск: Русич, 2003. 384 с.
74.              Фадеева Л. А. «Профессиональныйкласс» в английской социальной истории  XIX в. // Новаяи новейшая история, 1998, №3. С. 43-65.
75.              Филдинг Г. Избранные сочинения.Пер. с англ.  М.: Худож. Литер., 1989. 686 с.
76.              Филдинг Г. История Тома Джонса,найденыша. Пер. с англ. В 2 ч.  М.: Правда, 1982. Ч. 1 – 512 с., Ч. 2 – 486 с.;Фильдинг Г. История Тома Джонса, найденыша. Пер. с англ. М.: Худож. Литер.,1973. 686 с.
77.              Фукс Э. Иллюстрированная историянравов. Галантный век. Пер. с нем. М.: Республика, 1994. 316 с.; Фукс Э.История нравов. Пер. с нем. Смоленск: Русич, 2002. 624 с.
78.              Хатчесон Ф. и др. Эстетика. Пер. сангл. М.: Искусство, 1973. 479 с.
79.              Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. Пер. с голл. М.: Прогресс,1992. 464 с.
80.              Хобсбаум Э. Век революции. Европа1789 – 1848.  Пер. с  англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 480 с.
81.              Хрестоматия по зарубежнойлитературе XVIII века. // Под ред. Пуришева Б. И. М.: Высшая школа,1973. Т.1 – 447 с., Т. 2 – 446 с.
82.              Черняк Е. Б. Массовое движение вАнглии и Ирландии в конце XVIII в.-начале XIX в. М.: Наука, 1962. 718 с.
83.              Честерфилд. Письма к сыну.Максимы. Характеры. М.: Наука, 1978. 351 с.
84.              Чиркин В.Е. Конституционное правозарубежных стран. – М., Юристъ, 1999.
85.              Чиркин В.Е. Конституционное правозарубежных стран. Практикум. – М., Юристъ, 1999.
86.        Шарифжанов И. И. Английскаяисториография XX в. Основные теоретико – методологические тенденции,школы и направления. Казань: КГУ, 2004. 240 с.
87.              Шеридан Р. Б. Драматическиепроизведения. Пер. с англ. М.: Искусство, 1956. 483 с.
88.              Шефтсбери A. Эстетическиеопыты. Пер. с англ. М.: Наука, 1974. 496 с.
89.        Юм Д. Трактат о человеческойприроде. Пер. с англ. М.: Канон, 1995. Т.1 – 282 с., Т. 2 – 416 с.
90.        Яковлев Н.Н. Европа наканунеСемилетней войны. М. 1997.
Перечень рекомендуемых сайтов Интернет:
1.  Glossary of 18thCentury Costume Terminology //www.ai.mit.edu/people/sfelshin/revwar/glossary.html.
2.  Index of Pirates //Eighteenth – Century Recourses by J. Lynch //  www.newark.rutgers.edu/
3.  Lynch K. The SamuelJohnson Sound Bite Page //  www.samueljohnson.com/
4.  Mackenzie H. // www.english.upenn.edu/ 
5.  National PortraitGallery’s 18th – Century // www.npg.org.uk/live/
6.  Observastions on FemaleLiterature in General, including Some Рarticulars // www.feminist.org/
7.  W. Hogarth’s Realm // www.hogarth.cjb.net/
8.   Institute of European and Comparative Law//  www.iecl.ox.ac.uk  
9.   International Law and Comparative Law //jurist.law.pitt.edu
Oxford University Comparative Law // ouclf.iuscomp.org
10.           Журнал Европейского делового права// www.wkap.nl/journalhome.htm/0959-6941
11.           Журнал Обзор европейского частногоправа // www.wkap.nl/jrnltoc.htm/0928-9801

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ КСЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
 
Основной цельюсеминарских занятий по спецкурсу «Ценностные ориентации и образ жизнипредставителей различных слоев английского общества в конце XVII – XVIII вв.» является создание условий для успешногоовладения студентами основными понятиями социокультурной истории Англии.
Полученные на лекциизнания закрепляются потом на семинарах. Подготовка к семинарским занятиям иактивное участие в них – путь к прочному усвоению знаний.
Несмотря наразнообразие форм и методов проведения семинаров, есть некоторые общиеположения, относящиеся ко всем случаям.
Подготовку к семинарунадо начинать с усвоения соответствующих разделов учебника и других учебныхпособий, что дает студенту общее представление о месте и значении даннойпроблемы в изучаемом курсе, а также вооружит его необходимым минимумомфактического материала по теме. Далее следует приступить к изучению общей испециальной литературы по теме, рекомендуемых источников, помещенных вхрестоматиях, практикумах и т.д.
В процессе работы надлитературой и источниками по теме семинара студент составляет конспектпрочитанного.
Конспект может бытьтекстуальным или тематическим.
Текстуальныйконспект посвящен определенной монографии, статье. В нем сохраняется логикаи структура изучаемого текста, запись идет в соответствии с расположениемматериала в книге. Желательно начинать конспектирование после того, как всепроизведение прочитано и продумано. Первым шагом здесь является составлениеплана произведения, в соответствии с которым и составляется конспект.
Конспект включаеткраткую запись предложений и выводов, доказательств, фактический материал. Внего входят отдельные места, цитируемые дословно, а также примеры, цифры,таблицы, схемы, взятые из конспектируемой книги. На полях ставится тезис осодержании выписок. Иначе говоря, конспект – это пересказ изучаемого материала,а не сплошное переписывание книги, что часто и делают первокурсники.
Конспект ведется вотдельной тетради. Приступая к его составлению, прежде всего следует указатьфамилию автора, полное название работы, место, год ее издания, количествостраниц. Например: Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. – М., 1978.
 Если конспектируетсястатья, что указывается где и когда она была напечатана, страницы.: Барг М.А. Окатегории «цивилизация». // Новая и новейшая история. – 1990. — № 5. – С. 25 –41.
Конспектподразделяется на части в соответствии с составленным планом. Пункты этогоплана целесообразно записывать на полях. Писать конспект рекомендуется четко иразборчиво. При конспектировании допускается сокращение слов (например, гектара– га, миллион – млн. и т.д.), но нужно соблюдать здесь известную осторожность ипостараться выработать определенную систему сокращений. Недопустимы сокращенияв наименованиях и фамилиях.
Тематическийконспект посвящен, как правило, нескольким произведениям. За его основуберется не план произведения, а содержание какой-либо темы (проблемы). Онсоставляется обычно для того, чтобы глубже изучить определенный вопрос,подготовиться к докладу или выступлению на семинарском занятии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.