Содержание
Введение ……………………………………………………3
Глава 1. Политическийстрой Англии глазами русских эмигрантов ……………………………………………………………. 9
Глава 2. Экономика ……………………..…………………14
Глава 3. Социальный строй……………………………… 17
Глава 4. Культура именталитет …………………………. 19
Заключение …………………………………………………23
Список источников илитературы …………………….…. 25
Примечания …………………………………………………26
Введение
Англия XIX века имела развитую экономикуИмперии, передовую форму правления, устойчивые демократические институты,активно формирующееся гражданское общество. Вместе с тем, Англия являла внаиболее явной форме невиданные доселе социальные проблемы и противоречия,смещение в условиях урбанизации многих традиционных ценностей и норм, являлановую мораль и культуру. Англия не только обогнала Россию в политическомразвитии, но и принадлежала к другому, отличному от западноевропейского,культурному миру. Поэтому было бы полезно и интересно изучить взгляды русскихэмигрантов, долгое время живших в Англии, находящихся между двумя мирами, наобщественное и политическое устройство Англии, ее экономику и культуру.
Работа носит в том числеи источниковедческий характер, поскольку отклики русских эмигрантов напроисходящее в Англии, их видение, понимание, оценки процессов, протекающих вАнглии, могут служить источником как по истории Англии, так и по истории самойРоссии.
Тема курсовой работыпредставляет исследовательский интерес еще и потому, что она недостаточноизучена в историографии. Единственная работа, посвященная этой проблеме –изданная в 1982 г. работа Н. А. Ерофеева «Туманный Альбион. Англия и англичанеглазами русских. 1825 – 1853».[1]Однако, как следует из самого названия монографии, работа Н. А. Ерофеевапосвящена лишь 28-летнему промежутку, а во-вторых, публицист-путешественник иэмигрант предлагают совершенно разные подходы, точки зрения, видения проблем.
Среди работ, посвященнойданной проблематики, можно назвать еще дипломное сочинение Д. Н. Титова «Англияв зеркале русской публицистики 50-х – 60-х годов XIX в.».[2]К ней в полной мере относится все сказанное по отношению к работе Н. А.Ерофеева: сравнительно узкие хронологические рамки и не эмигрантская, а всярусская публицистика.
Этими двумя работами, вобщем-то, и исчерпывается литература по изучаемой теме, поэтому все вниманиепришлось сосредоточить на изучении источников.
После восстаниядекабристов появился первый русский политический изгнанник в Англии – Н. И.Тургенев: «В январе 1825 года я отправился в Лондон, и ничто не смущало моегоспокойствия. Только в Эдинбурге я узнал, что я привлечен в качестве одного изобвиняемых к процессу, начавшемуся вслед за декабрьским восстанием. Черезнесколько дней после отсылки этой оправдательной записки ко мне явился с визитомсекретарь русского посольства в Лондоне. Он прежде всего предъявил мнетребование, с которым обращался ко мне от имени императора граф Нессельроде, –явиться в верховный суд в качестве обвиняемого в соучастии в восстании».[3]Н. И. Тургенев жил там между 1826 и 1833 г., но знал эту страну и раньше.Непосредственным впечатлениям посвящен очерк «В Англии» (1826 г.).[4]
А. И. Герцен открыл новуюглаву в истории англо-русских культурных связей, так как положил начало«Лондонской вольнице» – политической эмиграции, которая вела интенсивнуюидеологическую и культурную работу. Сначала он и не думал, что его «вольница»затянется так надолго: «Когда на рассвете 25 августа 1852 года я переходил помокрой доске на английский берег и смотрел на его замарано-белые выступы, я былочень далек от мысли, что пройдут годы, прежде чем я покину меловые утесы его».[5]
В течение двенадцати летс 1852 г. А. И. Герцен издавал журнал «Колокол», писал «Былое и думы»,публиковал в английской печати статьи о русской литературе, в частности, об А.С. Пушкине и М. Ю. Лермонтове. В Лондоне его резиденция в Путни стала местомпаломничества русских, приезжавших в Англию. «Мы были в моде», – писал Герцен освоей лондонской общине.
Герцен мечтал об усвоенииего соотечественниками некоторых элементов западной цивилизации – таких какуважение прав личности, избавление от деспотизма государства. Однако,оказавшись в Европе, он увидел, что и там человек не свободен. Это, вчастности, отразилось в его очерке «Трагедия за стаканом грога».[6]
В Англии Герценпознакомился со своим соотечественником В. С. Печериным, который по идейнымсоображения решил остаться на западе навсегда. Как понял его судьбу Герцен,Печерин не нашел своего истинного места в Европе, почувствовал себя «сирым», несумел распорядиться своей свободой. В действительности, судя по письмам Печорина,у него были сложившиеся взгляды на характер процессов, происходивших в Россиипод влиянием побеждавшей в ней капиталистической цивилизации, таких какобесценивание духовных ценностей, засилие стремления к материальномублагосостоянию. Печерин осознавал свое призвание к духовной жизни и чувствовалсебя лишним в России. В Ирландии он принял католичество и стал священникомиезуитом.
Поэтому исследователю,занимающемуся изучением его очерков о Лондоне 1848 г.,[7]следует быть принимать во внимание религиозную позицию автора в оценкекультурных реалий английсканского общества.
Типичным представителемантимонархической эмиграции в Лондоне был И. В. Шкловский (1865 – 1935),писавший под псевдонимом Дионео. Он был связан с народовольцами, прошелсибирскую ссылку. Среди русских журналистов в Англии Дионео был самым крупнымспециалистом по Англии. Британский журналист Г. Вильямс писал о нем: «Молодыепоколения россиян получают представление об английской демократии исключительнопо книгам Дионео». Нами были изучены очерк «Английская губерния»,[8]в которой сравниваются политические системы и местное самоуправление Англии иРоссии.
Противоположный лагерьпредставляла Новикова О. А. – защитница русской монархии, жившая в Англии.[9]О. А. Новикова была знатоком английской психологии и внесла свой вклад висследование национального характера. Она рассмотрела национальные предрассудкиангличан и русских и сделала вывод, что в сравнении с Англией Россия богататолько духовно, но в соответствии со старомодными взглядами, как она пишет,«это богатство не вовсе заслуживает презрения».[10]
Целью настоящей работыявляется раскрытие того образа Англии, который был создан русскими эмигрантамис выяснением динамики изменения этого образа на протяжении исследуемогопериода.
Для достижения этой целинеобходимо решить следующие задачи:
1) изучить взглядырусских эмигрантов на политическую, экономическую и социальную системы Англии;
2) исследоватьотношение русских эмигрантов к английской культуре и менталитету;
3) проанализироватьдинамику взглядов русской эмиграции на эти проблемы.
Заявленные цель и задачиопределили структуру работы. В основе структуры лежит проблемно-тематическийпринцип. Хронологические рамки работы ограничиваются XIX в.
Глава 1. Политический строй Англии глазамирусских эмигрантов
В XIX в. Британскаяимперия являлась сильнейшим государством. «… Англия непобедима на море, и… ее финансовые ресурсы вполном порядке».[11]Англия XIX века имела передовую формуправления, устойчивые демократические институты, активно формирующеесягражданское общество. Все это не могло не интересовать русских эмигрантов.Некоторые из них на своем опыте убедились в прогрессивности английскойполитической системы, в особенности в сравнении с Россией. Н. И. Тургеневвспоминал: «Мне из достоверных источников известно, что моей выдачи серьезнотребовали у Каннинга. Но я узнал также, что в ответ на ноту, требовавшую моейвыдачи, английский министр ограничился тем, что удостоверил ее получение, неговоря ни слова по поводу ее содержания».[12]
В связи с этой ситуациейН. И. Тургенев возмущался неосведомленности русских дипломатов о политическихправах человека в Англии: «Что же делают эти русские дипломаты за границей,если они не знают даже азбуки социального строя страны, в которой онипребывают, ее законодательства и руководящих начал ее управления? Требоватьвыдачи у английского министра, у Каннинга! Повторяю, это – нечто невероятное».[13]
Дионео так характеризоваланглийскую систему правления: «Королевские войска не остановились бы перед тем,чтобы заарестовать или расстрелять сколько угодно революционеров; но те жереволюционеры, выбранные в парламент, представляли в глазах войск уже нечтонеприкосновенное…».[14]
Надо сказать, чтоэмигранты восхищались также гражданской позицией английской прессы инезависимостью прессы от правительства, что тоже наилучшим образом познавалосьв сравнении с политически отсталой николаевской Россией (речь идет о процессенад декабристами): «Поведение периодической печати в Англии и во Франции вовремя этого процесса было таким, каким оно должно было быть. Прессарегистрировала факты, которые доходили до нее с театра событий; она делалазамечания и высказывала свои соображения лишь в тех пределах, какие допускалаприрода самих фактов и степень их достоверности. Ни одна английская, и ни однафранцузская газета, по крайней мере, из тех, которые я знаю, не принимала зачистую монету все, что говорилось в докладе следственной комиссии; ни одна нежелал придавать этой канцелярской стряпне той веры, которой заслуживают вподобных случаях обвинительные акты, составленные в странах, где правосудиесовершается в законных формах и определяется ими. Все, наоборот, не находязащиты рядом с обвинением, воздерживались от того, чтобы занять определеннуюпозицию по отношению к обвинителю, являвшемуся в то же самое время судьею, иобвиняемому, лишенному всякой возможности не только защищаться, но и отвечать».[15]Мало того: по словам русской эмиграции, «некоторые газеты открыто призналиневозможность высказаться при отсутствии элементарных начал всякого правильногосудопроизводства».[16]
Однако в то же время этаполитической свободой могли воспользоваться не только «мятежники», но и«угнетатели». Так, в 1848 г. «Лондон был убежищем всех беглецов от революции».[17]В. С. Печерин писал, что «Меттерних с семейством поселился возле нас».[18]После «весны народов» Англия стала прибежищем «падших величин, прибиваемых совсех сторон к английскому берегу».[19]
В то же время внешняяполитика Англии вызывала у русских эмигрантов определенную неприязнь, особеннов отношении к России. О. А. Новикова писала: «Мы в России никак не можемпонять, почему англичане позволяют… страху перед военной мощью России проникатьв речи консервативных политиков и вносить элемент предубеждения во взглядыминистров».[20]Поэтому О. А. Новикова не могла понять «… враждебности, которую многиеангличане испытывают к моей стране». [21]Впрочем, как признавали сами эмигранты, в том числе и из монархического лагеря,причина неприязни и опасений коренилась в разнице политических систем двухстран: «… великий поэт Теннисон ненавидит Россию. «… мы, англичане, не можеммириться с режимом, основанном на кнуте!».[22]
Русской эмиграции немогла импонировать и колониальная политика Британской Империи: «Англия каждыйгод присваивает новые территории с такой легкостью, которая изобличает дляиностранцев все лицемерие декларируемого ими нежелания расширять границы своейимперии».[23]Русская эмиграция выступала также против «постыдной торговли опиумом с Китаем».[24]
Неудивительно, что п»оложениерусского, приезжающего в Англию, далеко не всегда приятно. Англичане намеренывидеть в каждом русском скрытого врага, интригующего против английскихинтересов».[25]Как отмечают источники, «… русскому нельзя посетить Лондон, чтобы не бытьзаподозренным в шпионаже».[26]
Разумеется, эта позицияотносилась не ко всем англичанам. Русскими эмигрантами отмечались «… теплыеписьма, которые появились в «Daily News» и в «Times» в 1876 году, авторами которых былиангличане, живущие в Москве».[27]О. И. Новикова вспоминала: «В прошлом году в Англии была анонимно опубликованацелая подборка клеветнических заметок. Мои английские друзья настаивали нанеобходимости их опровергнуть».[28]
Определенную роль ввосприятии английской политической системы русскими сыграло поражение России вКрымской войне и общее осознание необходимости преобразований заставлялопо-иному рассматривать многие вопросы, связанные с Англией. Постепенно сходятна нет мнения о ее скором и неизбежном падении в результате экономическогокраха. В конце XIX столетия Дионео характеризоваланглийский строй так: «Яркая, сочная зелень пастбищ, крепкая и прочная, каканглийский строй».[29]
Таким образом, в средерусской эмиграции укрепилось мнение о незыблемости английской системыправления, идущей по пути предоставления гражданам реальных прав и свобод,базирующихся на уважении парламентской традиции. Поэтому Англия всегда былаопределенным образцом для российских либералов и сторонников конституционногоправления.
Глава 2. Экономика
Англия XIX века имела развитую экономикуИмперии. Это была богатейшая страна, в которой взгляд русского эмигрантавосхищали и способ ведения сельского хозяйства, и промышленность.
На русские деревни спокосившимися избами совершенно не было похоже капиталистическое сельскоехозяйство Англии: «По лугам, изрезанным рядами темных буков, высоких вязов иразвесистых дубов, медленно бродят жирные, кудлатые, сонные овцы с большимиоранжевыми таврами на руне. Задумчивые коровы, гладкие, крупные, с громаднымвыменем, стоят под ветлами на берегу ручьев»;[30]«Телята тоже преисполнены британским self-respect. Они чинно стоят у воды, вместо того,чтобы гарцевать по лугу, задрав хвост колом».[31]
Природа Англии связываасьс ее высоким экономическим развитием: «Луга чередуются парками и нивами, накоторых колосится высокий ячмень».[32]
В то же время русскиеэмигранты, в частности, Дионео, за глянцевой картинкой замечали и скрытыеэкономические реалии: «Всюду в этих местах жирные овцы вытеснили ужеземлепашцев».[33]Тот же Дионео отмечает, что заработная плата пастухов (15 – 16 шил. в неделю)выше того, что получают плугари (12 – 15 шил. в неделю).[34]Так что наблюдения о характере английского сельского хозяйства приводили квыводам о его капитализации и специализации, подчиненности нуждампромышленности: «Среди волнистой равнины, на берегу реки виден небольшой городс дымящимися высокими фабричными трубами. Всюду в этих местах жирные овцывытеснили уже землепашцев».[35]
Экономика Англии,конечно, не могла не восхищать русских, даже порой вызывая зависть: «… еефинансовые ресурсы в полном порядке».[36]Традиционные для России сетования на дороги, являющиеся, по сути, одним изэкономических показателей, в Англии превращались в восхищенно-завистливыеапологии тем же дорогам, олицетворяющим тепеерь экономическое могущество: «Конивезут шарабан по великолепной дороге, мощеной асфальтом и перерезывающей всеграфство».[37]
Однако русские эмигранты,как уже говорилось, не идеализировали способы достижения экономического роста –ведь деньги Англии текли рекой и из колоний, и за счет той же «постыднойторговли опиумом с Китаем».[38]
В глаза русскимэмигрантам бросался и набираюбщий силу атрибут капиталистического производства– назойливая реклама: «Среди полей видны столбы с наглыми, назойливыми,крикливыми и бесстыдными рекламами на них: «Пилюли от печени», «Красные пилюлидля бледных людей», «Голубые пилюли от плохого освещения», «Пилюли, излечивающиевсе болезни».[39]
Таким образом, изучениеисточников показывает, что уже тогда проявились типичные черты рекламного бума,типичные информационные приемы: «Пилюли носят звучные названия неизвестногопроисхождения, которые должны действовать гипнотизирующим образом на публику»;[40]«Иные рекламы составлены в стихах; в других – в названии пилюль соблюденааллитерация, т. е. повторяющиеся буквы во всех словах»;[41]«Все живое в Англии степенно и проникнуто чувством собственного достоинства;зато особенно крикливы и наглы рекламы».[42]
Таким образом, восхищениеразвитой экономикой Англии у русских эмигрантов было далеко от любования иидеализирования, они замечали и скрытые тенденции экономического развитияБритании.
Глава 3. Социальный строй
Имея развитую экономикуИмперии, передовую форму правления, устойчивые демократические институты,активно формирующееся гражданское общество, Англия, вместе с тем, являла внаиболее явной форме невиданные доселе социальные проблемы и противоречия, которыезамечали и представители русской эмиграции.
Естественно, что в полезрения в первую очередь попадали бедняки: в богатой и развитой Англии нельзябыло не заметить низший класс. В. С. Печерин о своем путешествии на плохом,некомфортабельном транспорте отмечает, что «это было очень плохое и ненадежноесудно, на коем обыкновенно перевозили скот и – бедных людей!».[43]
Русские эмигрантызамечали контрасты английского общества: «… этот страшный муравейник, где стотысяч человек всякую ночь не знают, где прислонить голову, и полиция нередконаходит детей и женщин, умерших с голода, возле отелей, в которых нельзяобедать, не истративши двух фунтов». [44]
А. И. Герцен посвятилистории одного человека, от благополучия скатившегося к нищете благодаря крахубанка, где хранились все его счета, целое сочинение: «Трагедия за стаканомгрога».[45] В ней он показал, как зыбко бывает благополучие человека в мире, где банкротствоили мошенничество банкира уничтожает все его сбережения – «все до фардинга»,[46]и человеку остается «самому утопиться да детей утопить».[47]С большой эмоциональностью он рисует трагедию «старшей горничной герцогини…сделавшейся прачкой»,[48]однако при этом дает понять, сколь тяжелы бывают для психического здоровьячеловека социальные условности: больше, чем потеря денег, по семье несчастныхбьет потеря социального статуса, хотя, по мнению А. И. Герцена, «в сущности, бытьнапыщенным лакеем в Quen’s hotel или скромным половым «Георга IV» – разница не бог знает какая».[49]
Таким образом, в средепрежде всего социалистической эмиграции высказываются мнения, неприукрашивающиеанглийскую действительность. Но и в целом русские эмигранты в большинстве своемотчетливо видели основные внутренние проблемы и противоречия Англии.
Глава 4. Культура и менталитет
Религиозная жизнь Англииеще с XVII в., как известно, была подчиненакапиталистическому развитию. Поэтому, наряду с основной религией –англиканством, наиболее капитализированное общество являлось «твердынею самогострогого евангелического протестантизма»,[50]особенно в тех местах, где «главное население состояло из богатых купцов,отправляющихся каждое утро в 9 часов с омнибусом в Сити в их торговыеконторы[51]».
В то же время некотораячасть английского общества принадлежала к католическому вероисповеданию, и,кроме того, в Англии велась пропаганда иезуитов (как уже говорилось, к нимпринадлежал и один из русских эмигрантов, В. С. Печерин). От его взгляда неукрылось, что английский (точнее, англиканский) вкус отразился даже наанглийском католицизме, что выразилось в определенной простоте церкви посравнению с континентальной: «Я нашел тут более простоты и вкуса, чем вбельгийских церквах, где церковные украшения часто сбиваются на кукольнуюкомедию или на вызолоченные пряники»;[52]«Проповедь была… просто читана с тетради без декламации и жестов. Англичанетерпеть не могут итальянского размахивания руками и поддельного французскогоэнтузиазма…».[53]Даже католикам в Англии не было свойственно, по мнению В. С. Печерина, «ни малейшегоклерикального педантизма».[54]
Столь же проста была, помнению русской эмиграции, и английская кухня: «… мы присели в кабачке выпитьстакан пива, и при этом случае я видел английскую кухню, доведенную до самогопростого выражения: какой-то путешественник из простого народа схватил на вилкубольшой кусок сырого мяса и, подержав его несколько минут над огнем камина,принялся кушать без дальнейших церемоний».[55]
Русскому эмигранту, дажев высшем обществе привыкшему к определенной соборности и общинности, бросался вглаза и индивидуализм капиталистического образа жизни: «Такого отшельничества янигде не мог найти, как в Лондоне… Нет города в мире, который бы больше отучалот людей и больше приучал бы к одиночеству, как Лондон. Его образ жизни,расстояния, климат, самые массы народонаселения, в которых личность пропадает,все это способствовало к тому вместе с отсутствием континентальных развлечений.Кто умеет жить один, тому нечего бояться лондонской скуки».[56]В то же время «… нервные, романтические натуры, любящие жить на людях,умственно тянуться и праздно млеть, пропадают здесь со скуки, впадают вотчаяние» и замечают «холодность англичан».[57]
В глаза бросались также «чопорностьанглийских дворецких», «величественность слуг»: «Аристократические отели –«официанты в них совершают службу с важностию наших действительных статскихсоветников прежнего времени»;[58]«в градусе поворота головой и глазами, и в тоне, которым он отвечал «Yes, Sir», можно было до мелочи знать лета, общественноеположение и количество издерживаемых денег господина, который звал».[59]
Таким образом,капиталистическая Англия соседствовала с аристократической, где даже слуга был «аристократпо убеждениям, по общественному положению и по инстинктам».[60]В этой Англии «расчетливые скептические и эгоистические европейцы»[61]удивлялись «серебряному подносу со счетом, приводившим в уныние неопытногопутника».[62]
Русским эмигрантам бросаласьв глаза и «британская надменность»:[63]«Если приезжий удерживает свой костюм, свою прическу, свою шляпу, оскорбленныйангличанин шпыняет его, но мало-помалу привыкает в нем видеть самобытное лицо.Если же испуганный сначала иностранец начинает подлаживаться под манерыангличанина, тот не уважает его и снисходительно трактует его с высоты своейбританской надменности».[64]
В то же время замечаласьи растущая коммерциализация культуры – тот же пример Марии Корелли: «Излюбленнаябольшой публикой романистка усиленно занята в Стратфорде судебными процессами исаморекламированием»,[65]которая «привлекла к суду критиков, отозвавшихся непочтительно об еепроизведениях, и получила фартинг (т. е. копейку) за «убытки». Месяца два томуназад она начала процесс против типографа, обвиняя его в том, что тот выпустилв свет открытки с портретом романистки. Мария Корелли нашла, что на портрете унее «глупый вид», и притянула издателя к суду «за клевету». Присяжные оправдалииздателя, и романистка должна была заплатить судебные издержки».[66]
По замечаниям русскихэмигрантов, «в Англии драмы Шекспира гораздо больше почитаются, чем читаются»:[67]«В Лондоне есть только один театр, который, по традиции, ставит произведенияШекспира по одному в сезон. Большая публика в Англии из всего Шекспира знаеттолько несколько имен, пять-шесть стихов, превратившихся в избитые поговорки,да речь Марка Антония над трупом Цезаря, которая помещена во всех хрестоматиях.В Америке и в британских колониях Шекспира знают гораздо лучше. Но в Англии,как во всем англо-саксонском мире, культ писателя необыкновенно глубок».[68]
В целом надо отметить,что в тех случаях, когда речь шла об английском быте, обычаях, каких-то чистовнешних вещах, где затрагивались этические характеристики, наиболее устойчивыестереотипы, большой разноголосицы мнений наблюдать не приходится.
Заключение
Создаваемая тем или инымавтором картина Англии во многом зависела от того, какую идеологическую «веру»исповедовал автор.
В тех случаях, когда речьшла об английском быте, обычаях, каких-то чисто внешних вещах, гдезатрагивались этические характеристики, наиболее устойчивые стереотипы, большойразноголосицы мнений наблюдать не приходится.
Тогда же, когда вниманиепублицистики останавливалось на более сложных явлениях политического,государственного, экономического характера, общественного строя Англии, мнениячасто сильно разнились, формируясь под влиянием мировоззренческих установок,которых придерживались авторы.
В общем восприятии Англиирусскими эмигрантами XIXстолетия сохраняется многообразие мнений и подходов, которое было вызвано каксложностью самого рассматриваемого объекта, так и усложнением спектра русскойобщественной мысли.
Поражение России вКрымской войне и общее осознание необходимости преобразований заставлялопо-иному рассматривать многие вопросы, связанные с Англией. Постепенно сходятна нет мнения о ее скором и неизбежном падении в результате экономическогокраха.
Русские эмигранты вбольшинстве своем отчетливо видели основные внутренние проблемы и противоречияАнглии и в целом не впадает в идеализацию объекта своего рассмотрения.
Наоборот, в среде социалистическойэмиграции высказываются мнения, неприукрашивающие английскую действительность –например, А. И. Герцен вскрывает «язвы» и «маленькие трагедии» БританскойИмперии.
Список источников и литературы
Литература
1. Ерофеев Н. А. ТуманныйАльбион. Англия и англичане глазами русских. 1825 – 1853. М., 1982.
2. Ерофеев Н. А. Очеркипо истории Англии (1815 — 1917). М., 1953.
3. Титов Д. Н. Англия взеркале русской публицистики 50-х – 60-х годов XIX в. Калининград, 2002.
Источники
1. Герцен А. И. Трагедияза стаканом грога // «Я берег покидал туманный Альбиона…». М., 2003. С. 289 –294.
2. Дионео. Англискаягуберния Англии // «Я берег покидал туманный Альбиона…». С. 329 – 347.
3. Новикова О. А. ОбАнглии // «Я берег покидал туманный Альбиона…». С. 302 – 304.
4. Печерин В. С. В Англии// «Я берег покидал туманный Альбиона…». С. 210 – 213.
5. Тургенев Н. И. ВАнглии // «Я берег покидал туманный Альбиона…». С. 177 – 179.
Примечания