Реферат по предмету "История"


Анализ процесса создания империи, а также систем реформ и нововведений при династии Цинь

СодержаниеВведение
1 Экономическая, социальная и политическая обстановка вКитае в V-III вв. до н.э.
1.1 Условия для объединения страны
1.2 Уничтожение остатков самостоятельности покоренныхцарств
2 Методы управления и реформы Шихуанди в империи Цинь
2.1 Система административно — государственного управления
2.2 Территориальное деление
2.3Управление в судебной и идеологической системе
2.4 Унификация письменности
2.5 Аграрная реформа
2.6 Финансовая реформа, унификация единицизмерения
2.7 Другие методы укрепления государственной идеспотической власти
3 Причины быстрого падения династии Цинь
4 Роль правления династии Цинь в историидревнекитайского государства
Заключение
Список источникови литературы

Введение
 
Данная работа посвящена методам управления империейдинастией Цинь в Древнем Китае, что представляет особый интерес резкимпротивостоянием 2-х идеологических направлений в государственности –конфуцианства и легизма. В столкновении конфуцианства и легизма вырисовываетсяпроблема государственности (одна из первых и в наше время) – роль стихийного,традиционного и рассудочного в строительстве государства и права.
Объект исследования: социальная история Китая.
Предмет исследования: процесс создания империи,а также систем реформ и нововведений при династии Цинь.
Территориальные рамки исследования: царства Вэй,Чжао, Хань, Цинь, Ци, Янь и Чу.
Хронологические рамки:
Термин «Чжаньго» («Сражающиеся царства»)впервые упоминается в памятниках V-III в.в. Тогда им обозначали семь сильнейших царств: Чжао,Хань, Вэй, Ци, Янь, Цинь и Чу, внешняя и внутренняя политика которых активновлияла на ход исторических событий. После того как царство Цинь, возвысившись,уничтожило шесть своих соперников и было создано первое в истории Китаяцентрализованное государство, этот политико-географический термин постепеннотрансформировался в название исторического периода (453-221 гг. до н.э.) [14,199].
Первостепенными и важнейшими источниками поистории этого периода являются письменные источники. Прежде всего, это перваясводная всеобщая история Китая «Ши Цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня.
Это — по выражению Ю.Л.Кроля, «первая Всеобщаяистория Китая» [15, 8], созданная величайшим историком Сыма Цянем, при двореханьского императора У-ди. О деятельности Цинь Шихуана можно судить по главе 6«Основные записи о деяниях Цинь Шихуана» [19, 178]. Сам автор для себя считалглавным не просто изложить и описать события, а постараться объяснить ихвнутреннюю логику, причинность и закономерность их развития.
В III веке до н.э. была написана «Шанцзюньшу» («Книга правителяобласти Шан»). Ее авторство приписывается государственному деятелю царства ЦиньГуньсун Яну (Шан Яну). В «Шанцюньшу» содержится богатый фактический материал ожизни различных классов и слоев населения в царстве Цинь.
«Шанцзюньшу» — один из наиболее ценныхисточников для изучения сущности и содержания реформ Шан Яна [19 ,170].
Истоки древнекитайского законодательстваописаны Бань Гу в 23 главе «Обозрение законов» («Ханьшу») [19, 185].
Еще один немаловажный источник — «Чжаньгоцэ»(«Планы Сражающихся царств») – единственный дошедший до нас исторический труд, специальнопосвященный от начала до конца событиям и деятелям времени Чжаньго. В немпредставлены речи, беседы, послания, имеющие сведения о самых разных сторонахжизни китайского общества и государства.
Отдельную группу письменных источников поистории Китая V-III вв. составляют военные трактаты.
Важнейшими из них считались «Сунь-Цзы» и«У-Цзы». Оба труда помогают расширить, уточнить знания о военно-политическихколлизиях, потрясавших страну в V-III вв. до н.э., о военной мысли и практике, различныхсобытиях гражданской истории [14, 200].
Также в сочинениях философов и мыслителей тоговремени есть немало сведений об обстановке, нравах и событиях этого периода.
Целью данной работы является рассмотрениепроцессов, которые привели к созданию единого государства и причин, сделавшихцарство Цинь центром объединения.
Для достижения данной цели предусматриваетсярешение следующих задач: выявить условия и предпосылки для создания централизованногогосударства, для этого проанализировать социально-экономическую обстановку вДревнем Китае; рассмотреть и проанализировать реформы Цинь Шихуанди; сделатьвыводы о методах правления и роли династии Цинь в истории древнекитайскогогосударства.

1 Экономическая, социальная и политическая обстановка вКитае в V-IIIвв. до н.э.
К V-III вв. до н.э борьба, которая велась в период Восточного Чжоуза поглощение соседних территорий, продолжала нарастать. В 403 г. до н.э. три знатных дома наследственных сановников Хань, Чжао и Вэй в княжестве Цзиньпровозгласили себя правителями. Так начался этап самой ожесточенной борьбы — период «Сражающихся царств» — Чжаньго. Если в период Восточного Чжоу некоторуюроль в политической жизни страны еще играла царская династия наследственныхаристократов, выступавшая в качестве родоначальника и всеобщего владыкиПоднебесной, то к началу периода Чжаньго эта династия уже утратила своезначение. Ее власть распространялась лишь на небольшую территорию (в 249г. дон.э. Цинь окончательно уничтожило и это небольшое государство Чжоу) [7, 277].
В 246 г. до н. э., когда на престол вступил Цинь Ши-хуан,. земли государства Цинь уже включали областиБа, Шу, Хань-чжун, Юань, Ин, Шанцзюнь, Хэдун (юго-западная часть провинцииШаньси), Тайюань и Шандан. За горным проходом Ханьгу лежали область Инъян истарые земли государства Чжоу. С точки зрения территории и границ Цинь обладалобольшими преимуществами над другими царствами.
Жители шести восточных царств стали подданнымиЦинь. Для них это означало не просто смену властелина, но и во многом переменувсего образа их жизни. Основной идеологией в Цинь, в отличие от других царств,где распространилось конфуцианство, было учение фацзя или легизм. Вопрекивзглядам конфуцианцев легисты считали, что процветание государства зависит неот добродетелей государя, а от строгого и неуклонного исполнения законов [17,23]. Политическая деятельность Шихуанди и его сановников основывалась только налогике закона. В связи с этим всякое отступление от закона по мотивам добротыили гуманности считалось недозволенной слабостью. Суровая справедливостьотождествлялась с волей Неба, и служение ей, по понятиям Шихуанди, составлялоглавную добродетель государя. Он имел железную волю и не терпел никакогосопротивления. Вскоре все население Поднебесной почувствовало жесткую рукунового императора. Сыма Цянь так характеризует порядки, установившиеся вимперии Цинь: «Преобладали твердость, решительность и крайняя суровость, вседела решались на основании законов; считалось, что только жестокость иугнетение без проявления человеколюбия, милосердия, доброты и справедливостимогут соответствовать пяти добродетельным силам. До крайности усердствовали вприменении законов и долго никого не миловали» [10, 452].
На территории Цинь имелисьдва крупных хозяйственных района — области Ба и Шу, богатые медью, железом илесом — и скотоводческие районы северо-запада, населенные племенами жун и ди.Обладая огромными материальными ресурсами, Цинь могло вести длительные войны. В«Шицзи» говорится: «Земли в районе Гуаньчжун занимали приблизительно третьПоднебесной, население не превышало трех десятых населения Поднебесной, абогатство составляло шесть десятых богатств Поднебесной» [5, 187]. Этосоотношение вряд ли точно соответствует действительности, однако по своейэкономической мощи Цинь наверняка занимало преимущественное положение.
Чжаньго – период серьезных изменений вэкономической, социальной и политической жизни Китая. Развитие экономики,прежде всего, связано с распространением железных орудий труда. Если в ПериодВосточного Чжоу железо считали грубым металлом, пригодным лишь для изготовлениясельскохозяйственных орудий, то в период Чжаньго оно нашло широкое применение.Такие сельскохозяйственные орудия, как соха, серп, коса, мотыга и др.,изготовлялись из железа. Из него же делали плотничьи инструменты (топоры, пилы,сверла, долота), орудия женского труда (шилья, иголки). Кромесельскохозяйственных и ремесленных изделий, из железа стали изготовлятьпредметы военного обихода, например, кольчуги, булавы, пики. В некоторыхрайонах уже умели плавить сталь. Раньше всего сталь начали плавить в царствах Уи Юэ. Впоследствии улучшенный метод выплавки распространился по всему царству Чу.В царстве Хань изготовляли главным образом дорогие мечи. Наиболее известными вэтом отношении были Елучэн и Тансицунь [20, 301]. Однакожелезо еще не могло вытеснить бронзу в области изготовления оружия. Нонесомненно, что железо добывалось в гораздо большем количестве и находило болееширокое применение, чем медь. В V-IV вв. до н.э. появились плавильные горны, в которых можнобыло поддерживать температуре, достаточно высокую для получения жидкогометалла. Древнекитайские металлурги открыли способы придания чугуну большейпластичности и получения так называемого «ковкого чугуна». Наличие в периодЧжаньго знаний о добыче руды в достаточной мере свидетельствует о быстрыхтемпах развития горного дела [6, 217].
Достижения древнекитайских металлургов икузнецов периода Чжаньго, которые впервые начали в широких масштабахизготовлять железные орудия труда, оказали непосредственное влияние на развитиесельскохозяйственного производства. Железные лемехи, найденные как на севере,так и в центральном районе служат наиболее ранними бесспорными свидетельствамираспространения пашенного земледелия. Однако, из-за того, что лишь ограниченноечисло крестьянских хозяйств располагало необходимой тягловой силой, пахота спомощью плуга, движимого воловьей упряжкой, очевидно, не могла в V-III вв. до н.э.стать ведущей системой земледелия. Обработка земли по-прежнему в значительноймере основывалось на ручном труде. Но и в этой области применение железныесельскохозяйственных орудий привело к значительному повышению производительноститруда [6, 219].
Параллельно этому происходили изменения всоставе культивировавшихся растений. В большинстве центральных районов сначалом Чжаньго посевы обыкновенного проса начали сокращаться, и место ведущихкультур заняли бобовые и чумиза. Распространение бобовых было связано споявлением в древнем Китае первых ростков плодосменной системы земледелия. Вусловиях характерного для того времени роста народонаселения в центрально-китайскихцарствах земледельцам приходилось отказываться от паровой системы и искатьметоды более рационального использования земельных угодий. Для восстановленияплодородия почвы они начинают прибегать к определенному чередованию культур, всостав которых входили и бобовые. Это было связано также с улучшением обработкиземли и применением удобрений. Рост агротехнического мастерства привел к тому,что в некоторых районах земледельцы стали многократно собирать урожай в течениеодного сельскохозяйственного года. В это время значительно шире, чем впредыдущий период, начинает возделываться рис [6, 208].
На начало второй половины I тысячелетиядо н.э. падает активная деятельность по созданию системных гидротехническихсооружений в бассейнах Хуанхэ и верховьев Янцзы. С ирригацией повсюду былсвязан переход к интенсивной системе земледелия.После осуществления царством Цинь в конце IV — середине III в. до х.э.водохозяйственных мероприятий в бассейнах рек Вэйхэ (притока Хуанхэ) и Миньцзян(притока Янцзы) орошаемое земледелие становится основой экономики циньскогогосударства и залогом его хозяйственного подъема [20, 302]. Большие ирригационные работыпроизводились в этот период и в других сильнейших царствах, расширивших своитерритории до пределов речных долин.
Однако не согласованные между собойлокальные гидротехнические предприятия отдельныхцарств часто были чреваты губительными последствиями. Так, возведение береговыхдамб на Хуанхэ царством Ци привело к страшным наводнениям в царстве Вэй,расположенном выше по течению реки. Тем не менее, достигнутые в этот периодуспехи в борьбе с разливами Хуанхэ в нижнем и среднемее течении привели к быстрому росту населения в этих регионах. Проведениекомплекса необходимых ирригационно-мелиоративных работ и строительствомногопрофильных оросительных систем наряду с усовершенствованием сельскохозяйственной технологии (введение пахоты на волах, болееэффективных методов удобрения, изобретение водоподъемных механизмов) позволилозначительно повысить общую продуктивность земледельческого производства, чтоотвечало насущным потребностям древнекитайскойэкономики. Именно с этого времени развитие культуры поливного земледелиястановится важнейшим фактором прогресса китайской цивилизации [12, 284].
Расширение и интенсификация сельскохозяйственного производства,строительство обширных ирригационных систем намного,по сравнению с предыдущим периодом, увеличили потребности сельского населения иадминистрации царств в ремесленной продукции. Земледелие и царские работы вовсевозрастающих количествах поглощали железные орудия труда новых иусовершенствованных форм, изготовление которыхтребовало высокой степени дифференциации металлургического и кузнечногоремесел. Только достаточно развитое городское специализированное производствомогло в больших масштабах удовлетворять эти требования [17, 116].
Действительно, из сообщений источников ирезультатов археологических раскопок известно, что в период Чжаньго города переживали период расцвета,выражавшегося в увеличении их числа, их размеров, в стремительном ростегородского населения. В «Планах Сражающихся царств» сказано, что в древние времена «число жителей даже больших городов непревышало трех тысяч семей», а в V-III вв. до н.э. «города с десятью тысячами семей стали столь многочисленны, что смотрели друг надруга» [9, 205].
В период Восточного Чжоу царства Ли и Циславились своим ремеслом. В период Чжаньго во всехцарствах, расположенных к востоку от гор Тайхан, наблюдался дальнейший подъемремесла. Мастера по дереву делились на семь категорий, мастера по металлу – нашесть, кожевники и рисовальщики – на пять, шлифовальщикии ювелиры – на пять, гончары – на две категории [6, 220]. Этисведения позволяют говорить о дифференциации ремесла. Все ремесла быликазенными.
Войны, происходившие в период Чжаньго,достигали колоссальных размеров, в отдельных войнах с обеих сторон участвовало до миллиона солдат. Для производства оружияи военных припасов требовалось большое количество рабочих рук(рабов-ремесленников). Поэтому казна была вынуждена разрешить простымремесленникам из народа свободно производить и обменивать изделия широкого потребления. Уже в конце периода Восточного Чжоусуществовали ремесленники из народа, которых называли «сто ремесленников,живущих в рядах» или «люди ремесленных рядов». К периоду Чжаньго их становилосьвсе больше и больше. Земледельцы и ремесленники ведутоживленный обмен. Все это привело к расцвету частной торговли. Во всех городахсреднего размера имелись рынки, и поэтому эти города назывались «поселениями срынками» [14, 202].
К периоду Чжаньго относятся первыеупоминания торгового обмена, происходившего междуКитаем и «варварской» периферией, который приносил китайским торговцам огромнуюприбыль и обогащал пограничные царства Цинь, Чжао, Янь и Чу.
Подъем производства, развитие частногоремесла и торговля привели к усовершенствованию древнекитайской денежной системы. В обращение было пущено несколькостабильных типов бронзовых монет. В центральных владениях Хань, Чжао и Вэйотливали лопатовидные монеты, в Ци и Янь – ножевидные, а в Цинь – круглые.Каждый их типов характеризовался определенным весом идостоинством. На юге, в царстве Чу, где добывали золото, имели хождение золотыемонеты в форме небольших пластинок [6, 223]. Существует мнение, что в то времяторговцам разрешалось самим чеканить деньги и, получив право на чеканку монет,торговцы открыли себе еще более широкую дорогу кбогатству.
В период Чжаньго эволюция городскогоремесла и торговли происходила в условиях возникновения больших государств,разрушения экономической изоляции отдельных районов и уничтожения разного родавнутренних барьеров. По сравнению с предыдущимвременем районы сбыта ремесленной продукции необычайно расширились. Сложилисьновые условия для дальнейшей специализации и разделения труда в сфереторгово-ремесленной продукции. Это определило рост значения денежного хозяйства в период Чжаньго. К началу Чжаньго здесь завершилосьпревращение крестьянского надела в индивидуально-семейное владение,передававшееся по наследству, а так же сложилась всеобщая военно-податнаясистема[7, 398].
B V-III вв. до н.э. в Китае господствующий класс представляли: наследственная аристократия(«линчжу»), землевладельцы-помещики («дичжу»), и ученые-чиновники («ши») икрупные торговцы. К периоду Чжаньго наследственная аристократия лишилась своихособых политических прав. В то же время в каждом изцарств крупные официальные посты занимали как пришлые наемные сановники издругих родовых фамилий, так и местная родовая аристократия. При решении серьезных государственных дел вансоветовался со своими сановниками из родственной ему местной аристократии. Они имели право низложить вана. Однако в шести восточныхцарствах аристократия еще сохраняла свою мощь. Поэтому в политическом иэкономическом отношениях они отставали от Цинь.
В класс землевладельцев входили военачальники, министры и чиновники,которые имели земли и усадьбы. В период Чжаньгоосновным способом приобретения собственности на землю стала купля-продажаземли, и «человек, имевший деньги, мог наслаждаться всеми радостями жизни» [6, 224].
Некоторые помещики занималисьодновременно и торговлей. Так, существовалинетитулованные богачи-землевладельцы, которые имели по тысяче финиковых пальм,тысяче каштановых деревьев и т.д. Были помещики, вышедшие из крестьян. Придворе класс землевладельцев имел право участвовать в решении политическихвопросов. Общий подъем класса землевладельцев нанессильный удар власти наследственной аристократии. Вместе с тем в процессе скупкипомещиками земель крестьяне теряли все больше и больше обрабатываемых имиземель [7, 399].
К V-III вв. до н.э. ученый-сановник превратился в самого активного члена общества. Подавляющеебольшинство ученых-чиновников являлось представителями класса землевладельцев,принимавших участие в политической деятельности. После краха системы сильных родоввлияние ванов и аристократии было ослаблено. Онинуждались в защитниках, поэтому им пришлось обратиться за помощью кученым-чиновникам из класса землевладельцев. Группу «ши» можно в основном разделить на четырекатегории: в первую категорию входили ученые – проповедники конфуцианства,моизма, даосизма, номинализма, легизма и т.д.Представители этой категории пользовались большой известностью иуважением. Ко второй категории относились политические деятели. Хорошо знаяполитические теории, обладая большими способностями и красноречием, онидобивались крупных чиновничьих постов, богатств изнатности. К третьей категории относились специалисты в области астрономии,географии, медицины и т.д., а так же бродячие ученые, которые добывали себепропитание и одежду за счет предсказаний, гаданий и т.п. Наконец, четвертой категорией были различные нахлебники иприживальщики. С помощью аристократов, военачальников и министров они жили засчет народа [6, 225].
Хотя эти четыре категории «ши» по своемусоставу и общественному положению были различны, у них была общая цель – укрепить положение господствующего класса.
В период Чжаньго крупные богатые торговцы, так же как иученые-чиновники, являлись самыми активными членами общества. Крупных торговцевможно разделить на три категории. К первой относились торговцы, занимавшиеся политической деятельностью. Ко второй – торговцы,занимавшиеся сельским хозяйством и скотоводством. К третьей – вкладывавшие своикапиталы одновременно и в крупное ремесло. Среди людей, используемых в торговомделе, были приказчики. Например, бедняки часто шли всемьи богатых купцов, учились торговле и потом торговали вместо них [5, 159]. Большинство этих людей купцы превращали в рабов путемростовщических махинаций и купли. Поэтому крупные торговцы фактически являлисьрабовладельцами [6, 228].
Таким образом,господствующие классы в период Чжаньго состояли из ослабевшей и одряхлевшейнаследственной аристократии и молодого поднимавшегося класса землевладельцев(включая ученых-чиновников и крупных торговцев).
Следующую ступень в общественной лестнице занималикрестьяне. Они составляли большую часть населения и занимали важное место впроизводстве. Условия жизни крестьян были в основном одинаковыми во всехцарствах. Торговцы и землевладельцы, пользуясь трудным положением крестьян,ссужали им деньги под большие проценты, приобретаязерно, землю и рабов. Крестьяне, подвергавшиеся жесточайшей эксплуатации,прилагали все силы, чтобы найти средства к существованию, многие бросализемледелие и искали применения в ремесле. Обезземеленные крестьяне брались за любую работу: нанимались работниками в купеческие лавки ипревращались в батраков. Немалое число крестьян устремилось в столичные города,нанимаясь там на временную работу, на строительство оросительных сооружений. Ночасто эта работа не могла обеспечить крестьянамсредства к существованию, и им ничего не оставалось, как продавать себя врабство [6, 231].
Особенностью периода Чжоу является то, что все средства производстванаходились в собственности ванского дома. Как говорилось: «Под всем небом неттакой земли, которая не принадлежала бы ванну, повсей земле от края до края нет таких людей, которые не были бы слугами ванна».Вся земля и весь труд в сельском хозяйстве находились в собственности ванна.Людям предоставлялось лишь право пользования, но не право собственника [2, 29].
В период Чжаньго мелкое ремесло иторговля получили более широкое распространение, чем во времена ВосточногоЧжоу. Во всех царствах значительная часть населения промышляла мелким ремесломи торговлей. Люди, относившиеся к этой категории,сами изготавливали изделия, и сами продавали их на рынке. Представителигосподствующего класса выступали за то, чтобы запретить ремесленникуизготовлять орудия на дому. Ясно, что свободные самостоятельные мелкиеремесленники и торговцы занимали важное местов производстве, они были основным подспорьем крестьянского производства.
В обществе имелось также определенное количество рабов из военнопленных,преступников и бедняков. Власти и семьи богачейиспользовали их для выполнения различных работ, но чаще в ремесленном производстве. Государственные ремесленникиизготовляли вещи для аристократии и вооружение. Так же рабский труд применялсяв сельском хозяйстве и на рудниках.[6, 232].
В период Чжаньго феодальное общество состояло в основном изземлевладельцев и крестьян. Но главную роль прирешении политических вопросов в восточных царствах по-прежнему играланаследственная аристократия. Длительные войны между Цинь и шестью другимицарствами свидетельствовали о том, что тогда в основном шла борьба между государствами, где власть полностью принадлежала землевладельцам, игосударствами, в которых власть разделяли наследственная аристократия иземлевладельцы.[6, 233].
Военнаясистема в Цинь была лучше, чем в других государствах. «В Цинь возвеличивали завоенные заслуги независимо от общественного положения человека: каждый проявлялхрабрость, стремясь добиться военных заслуг» [6, 239]. Поэтому в политическом ивоенном отношении княжество Цинь обладало преимуществами.
Таким образом, результатом экономических и социально-политическихпреобразований, охвативших древнекитайское общество во второй половине периодаЧуньцю, было то, что к началу Чжаньго во всех центральнокитайских царствахместо автономных клановых областей заняла единаятерриториально-административная организация.
1.1.Условия для объединения страны.
К этому времени уже былисозданы все условия для объединения страны. Эти условия следующие.
Водное и сухопутноесообщение.
В период Западного Чжоу отродовых владений чжоуских правителей во все стороны расходились проезжиедороги. В период Восточного Чжоу существовало уже морское и речное сообщение,которое получило дальнейшее развитие в период Чжаньго. Особенно развито былосообщение по внутренним рекам. Центральным путем для торговли была р. Хуанхэ.Она соединялась со всеми реками, по ним можно было ездить по всему Китаю. В«Шицзи» говорится, что водным путем можно было проехать от Инъян по Хуанхэ наюг, по каналу Хунгоу, который соединен с рекам Ци, Жу, Хуай и Сы, в княжестваСун, Чжэн, Чэнь, Цай, Цас Вэй, расположенные в Центральной равнине [5, 203].Множество каналов, соединяя большие и малые реки, образовывало сеть водныхсообщений, связывавшую все южны и северные районы, что способствовалообъединению страны.
В период Чжаньго имеласьразвитая торговля. Жителям озерных мест необходим был лес, жителям гор — соль,рыба. В связи с торговым обменом население всех частей страны в своейхозяйственной жизни зависело друг от друга [6, 241], каждое царство нуждалось вустановлении торговых отношений, невозможно было держать границы своегогосударства на запоре.
Во всех царствах строилисьплотины. Во время засухи из-за воды постоянно возникали распри, в периодпроливных дождей воду спускали на территорию соседних владений. Например, когдакняжество Восточное Чжоу собиралось сажать рис, Западное Чжоу не дало воды (в 367 г. до н. э. Чжоу было разделено на два царства — Восточное и Западное); земли царств Вэй и Чжаонаходились на возвышенности, а земли Ци — в низине; если воды Хуанхе непрорывали дискую плотину, они затапливали земли Чжао и Вэй [18, 96]. Задержка ипуск воды были для землевладельцев и крестьян вопросом жизни или смерти.Установление единого управления ирригацией являлось общим требованием обоихклассов.
Развитию водного и сухопутногосообщения препятствовали сторожевые посты на переправах, городские стены иогромные крепостные рвы, сооруженные в каждом царстве. Препятствием на путиразвития торговли были жестокие поборы. Если путешественник проходил черезтаможню, таможенный чиновник взимал с него пошлину и вымогал взятку [4, 34]. Развитиюирригации мешали различные плотины, которыми огораживалось каждое государствоот своего соседа. Это все были искусственные препятствия. Только приобъединении всей страны можно было уничтожить или хотя бы уменьшить всебедствия, порожденные разобщенностью отдельных районов страны.
Кроме вышеуказанных,имелись еще две причины, которые играли очень большую роль в объединениистраны. К ним относятся, во-первых, требования объединения со стороны малых царств.В период Чуньцю имелось свыше 100 больших и малых государств. Существовалитакие мелкие государства, как Цзюй, Чжу, которые должны были держать вготовности по 1000 боевых колесниц. Подати, которые маленькое царство должнобыло платить большому, трудовые повинности, которые оно должно было отбывать,ущерб, приносимый междоусобными войнами, а также огромные непроизводительныерасходы правителей и аристократии на роскошь — все это ложилось тяжелымбременем на крестьян [18, 97]. Особенно велики были страдания населения мелкихцарств.
Во-вторых, объединениятребовала и общность культуры. Хотя есть мнение, что со времени Западного Чжоукитайская народность населяла территорию Центральной равнины, а различныенекитайские племена жили лишь в районах, окружающих равнину, однако фактическина Центральной равнине жило разноплеменное население, причем некитайскиеплемена обладали определенной силой и вели постоянную борьбу с китайцами. Вконце периода Восточного Чжоу производительные силы китайцев шагнули вперед,повысилась их культура, поэтому они постепенно ассимилировали различныеплемена, жившие на Центральной равнине и пограничных с китайцами территориях.
Государство Чу, населенноеплеменами мяо, объединило южные районы страны, культура Чу развивалась дальше,и разница между китайской культурой и культурой Чу в конечном счете стерлась.Различные племена восточных и в течение продолжительного времени соприкасалисьс китайской культурой, они последовательно входили в состав царств Ци, Лу и Чу.Цинь, находившееся на западе, испытывало влияние племен жун и ди; впредставлении правителей восточных царств циньцы ассоциировались с этимиплеменами, но в начале периода Чжаньго, когда культура Цинь стала болеевысокой, Цинь превратилось в государство китайской культуры.
Различные племена, жившиена севере и северо-востоке, в процессе борьбы и культурного общения с царствамиЧжао, Янь и др. частично слились с китайской народностью, а большая часть ихотошла за Великую китайскую стену. В период Чжаньго на обширной территории — отВеликой стены, проходившей в царствах Цинь, Чжао и Янь на севере, и до древнихгосударств У и Юэ на юге, расположенных на берегу моря, в основном существовалатолько китайская культура. На этой территории жило около 20 млн. чёловек,имевших общую культуру. Такие крупные представители конфуцианского учения, какМэн-цзы и Сюнь-цзы, настаивали на проведении гуманной политики, чтобыПоднебесная «утвердилась как единое целое» [4, 54].
Таким образом, несмотря наперечисленные выше преимущества, царство Цинь не смогло бы завершитьобъединения страны, если бы в Китае не сложилась благоприятная для этогообстановка.
1.2. Уничтожение остатковсамостоятельности покоренных царств.
Послепроведения реформ Шан Яна, в том числе важнейшей из них — военной, заменившей бронзовое оружие железным, а колесницы — маневреннойконницей, царство Цинь, превратившееся по типу государственного строя ввоенно-бюрократическую монархию, становится наисильнейшим в древнем Китае исразу же вступает на путь агрессии. Одной из первых былазахвачена область Шу-Ба в Сычуани с ее плодородными землями и горнымибогатствами (в первую очередь — железо); эта область была яблоком раздора междуЦинь и Чу. После осуществления здесь крупных оросительных работ Цинь обеспечилосебе добавочный, очень важный источниксельскохозяйственной продукции. Приобретение богатств Сычуани облегчило Циньдальнейшую экспансию [9, 207].
Вконце IV в. циньцы захватили верхнее течение р. Ханьшуй (юг Шэньси) и западХэнани, вплотную столкнувшись с царствами Чу, Вэй и Хань.Напрасно центральные царства заключали против циньских царей союзы; онипостепенно теряли свои территории; наконец, путем подкупа, обмана и интригциньцам удалось развалить противостоявшую им коалицию и в 278 г. до х.э.захватить столицу Чу — г. Ин. Но оно и после потеридревней столицы оставалось сильнейшим соперником Цинь. Вскоре последовалакровопролитнейшая война Цинь с Чжао, стоившая сотни тысяч убитых.
Хотя Цинь и очень расширило своивладения за счет других царств, они еще оставались достаточно сильны [11, 26].
В241 г. до х.э. царства Вэй, Хань, Чжао и Чу заключили против Цинь новый военныйсоюз, но и их соединенные войска также потерпели поражение. Кроме них циньцампротивостояли еще Янь и Ци — т.е. всего шесть царств, все прочие уже погибли в ходе междоусобных войн. В 238 г. до х.э. на циньскийпрестол взошел энергичный молодой правитель Ин Чжэн, и ему удалось разбить всехсвоих противников поодиночке, захватывая одну территорию за другой в течениесемнадцатилетних непрерывных войн. Каждую захваченнуюстолицу он приказывал сровнять с землей. В 221 г. Цинь завоевало последнеесамостоятельное царство — Ци на Шаньдунском полуострове. После этого Ин Чжэнпринял совершенно новый титул высшей верховной власти — хуанди(«император»). Первый император древнегоКитая вошел в историю как Цинь Шихуанди — «Первый император Цинь».Столица царства Цинь, г. Сяньян на р. Вэйхэ (совр. Сиань), была объявленастолицей империи [9, 210].
Объективновыполняя задачу объединения областей первого и второго подразделений общественного производства, Цинь Шихуанди не ограничилсяпокорением древнекитайских царств, но продолжил экспансию на севере и юге.Завоевания и колонизация стали лейтмотивом всей внешней политики Первогоимператора. Объединивдревнекитайские царства, руководители империи сделали все, чтобы ослабитьцентробежные силы и тенденции. В 221 г. до н. э. по указу императора у всегонаселения страны было конфисковано оружие, из которого было приказано отлитьколокола и массивные бронзовые статуи [12, 286]. Около 120 тыс. семейнаследственной знати из различных царств было переселено в новую столицуимперии Сяньян с тем, чтобы оторвать их от родных корней и разместить поближе кимператору.
Огромнаярегулярная армия Цинь Шихуанди была вооружена железным оружием, усилена кавалерией. К этому времени на северной периферииимперии складывался с поразительной быстротой мощный племенной союз сюнну(гуннов), их набеги на Китай сопровождались угоном тысяч пленников. Противсюнну выступила 300-тысячная циньская армия, нанесшаяим поражение и оттеснившая их кочевья за излучину р. Хуанхэ. Чтобы обезопаситьсеверную границу империи, Цинь Шихуанди приказал возвести гигантскоефортификационное сооружение — так называемую Великую Китайскую стену, соединиви значительно расширив звенья крепостныхоборонительных укреплений, ранее сооруженных отдельными царствами вдоль ихсеверных границ для защиты от вторжений кочевников. Одновременно были снесенывнутри страны стены между прежними царствами. Цинь Шихуанди предпринялзавоевания в Южном Китае и Северо-Восточном Вьетнаме,ценой огромных потерь его армиям удалось добиться подчинения древневьетнамскихгосударств Намвьет и Аулак. Под властью империи Цинь оказалась огромнаятерритория, охватывавшая разные по этническому составу, хозяйственным занятиям и уровню общественного развития регионы, что немогло не сказаться на результатах крутых мероприятий Цинь Шихуанди, не учитывавших этиразличия, и на самой судьбе его династии [20, 305].
Таким образом, большиепреимущества, которыми обладало царство Цинь, с одной стороны, и сложившиесявнутри страны условия для объединения — с другой, дали возможность Циньпокончить с феодальной раздробленностью, существовавшей в течение 800 лет, исоздать абсолютистское феодальное государство с централизованной властью.

2 Методы управления и реформыШихуанди в империи Цинь
Завершивзавоевание всей страны, после присоединения Ци встал вопрос о том, как быть сзавоеванными царствами. Некоторые сановники советовали Ши-хуанди отправить тудаправителями своих сыновей [11, 146]. Однако глава судебного приказа Ли Сы несогласился с таким решением и, ссылаясь на печальный пример династии Чжоу,заявил: «Чжоуские Вэнь-ван и У-ван жаловали владения во множестве сыновьям,младшим братьям и членам своей фамилии, но впоследствии их потомки сталиотчужденными и сражались друг с другом как заклятые враги, владетельные князьявсе чаще нападали и убивали друг друга, а чжоуский Сын Неба не был в состояниипрекратить эти междоусобицы. Ныне, благодаря вашим необыкновенным дарованиям, всяземля среди морей объединена в одно целое и разделена на области и уезды. Еслитеперь всех сыновей ваших и заслуженных чиновников щедро одарить доходами отпоступающих податей, то этого будет вполне достаточно, и Поднебесной станетлегче управлять. Отсутствие различных мнений о Поднебесной — вот средство кустановлению спокойствия и мира. Если же снова поставить в княжествахвладетельных князей, будет плохо». Ши-хуанди последовал этому совету [10, 451].Своей внутренней организацией Цинь также не походила ни на одно из чжоускихцарств. Вместо иерархии феодальных владетелей здесь строго проводилась в жизньидея централизации. Завоеватели-циньцы занимали в ней привилегированноеположение, им принадлежали все руководящие чиновничьи должности в государстве. Законыцарства Цинь были дополнены жестокими уголовными статьями.
«Порядок в государстве достигается тремяпутями: законом, доверием, властью. Закон – это то, чего сообща придерживаютсяправитель и сановники. Доверие – это то, что сообща устанавливают правитель исановники. Власть – это то, чем распоряжается лишь один правитель» — так Шан Янвидел роль закона в управлении государством [19, 171].
2.1 Система административно — государственного управления
Для управления огромной страной с учетомсуществующего опыта была создана сложная система власти, в которой боролисьцентростремительные (страна управлялась из единого центра; сила личности ЦиньШихуана; возможность контроля всех уровней общества) и центробежные (отсутствиеединства в машине управления, изоляция императора центральным аппаратом)тенденции. Один человек от своего имени не может управлять огромной страной,делать это он может лишь как представитель группы или класса. В империи Циньродился «император — бюрократия», который выступил как «государство-эксплуататор»и стал на века определяющим качество китайской политики фактором [16, 28].
Государственный аппарат возглавлял самимператор, имевший неограниченную власть. Ближайшими помощниками были двапервых советника (чэнсяна). В их функции входило осуществление всех указанийимператора и руководство работой административных органов [18, 46]. Чэнсяныпомогали сыну неба управлять всеми делами [1, 4; 5, 61].
Весь аппарат разделялся на органы центральногои местного управления. Центральные органы подразделялись на ведомства: военное,судебное, финансовое, ведомство императорского двора, ведомство обрядов,ведомство по охране императора и верховная прокуратура [18, 47].
2.2 Территориальное деление
Для создания местных органов управления всястрана была разделена на 36 крупных областей, границы которых не совпадали сочертаниями прежних царств и княжеств. А во главе их стояли «цзюньшоу»(губернаторы). Области делились на уезды — «сянь» во главе с «сяньлинами», ауезды — на волости («сян») и более мелкие единицы -«тины». В каждом «тине» былопо 10 общин — «ли» [18, 54].
Бюрократия занималась повседневнымосуществлением политических функций. Чиновники не пахали, не сеяли, нопроцветали, изымая часть прибавочного продукта общества в виде доли от налогов,согласно рангу, и «черных доходов» коррупции. Осуществление политическихфункций стало основой самосознания бюрократии, которое формировалось с однойстороны под влиянием выгод принадлежности к классу бюрократии (почет,материальное довольствие, привилегии), с другой, под давлением жесткой системы,создававшим круговую поруку: В случае нарушения приказа наказанию подвергалсяне только провинившийся чиновник, но и тот вышестоящий, который в свое времяпорекомендовал его на эту должность. В этих условиях, конечно, старалисьрекомендовать «своих», принимать решения в свою пользу, покрывать нарушения.Ибо «чиновник видевший /или/ знавший /о преступлении/, но не сообщивший об этомвластям подвергался тому же наказанию, /что и преступник/» [18, 53].
Всемногочисленные чиновники, вплоть до самых высших, получали за свой труд твердофиксированное жалованье из государственных хранилищ, чаще всего натурой, в видеопределенного и зависевшего от должности и ранга количества зерна. Лишьсчитанные представители 19-20-го рангов имели право на кормления, т. е. навзимание налогов с крестьян определенной пожалованной им в условное владениетерритории, но при этом административной власти в рамках этой территории они неимели, их права там ограничивались взиманием налогового сбора. Строгоцентрализована и хорошо организована была и система разнообразных и весьматяжелых государственных повинностей, будь то гигантские строительные работы,обязанность снабжать армию, возить продовольствие и снаряжение, участвовать вобщественных работах на местах и т. п.

2.3 Управление в судебной и идеологической системе
Глобальные нововведения императора вызвалисильнейшее недовольство, выразителями которого стали конфуцианцы, желавшие ктому же взять под свой контроль систему образования. Тогда против них выступилпервый министр Ли Сы с памфлетом «они (конфуцианцы) восхваляют древность,чтобы порочить современность».
Став хозяином империи, Цинь Ши хуанди следовалпостулатам легистов. Он запретил учениеКонфуция и преследовал конфуцианство, потому что оно со своей ориентацией на прошлоепрепятствовало его преобразованиям [18, 161].Раздосадованный сопротивлением конфуцианцев, Цинь Ши-хуанди в гневе приказалсжечь все конфуцианские сочинения и закопать живьем 460 виднейших конфуцианцев.Но и это не помогло [8, 176].
Легизм с его разработанной теориейцентрализованного административно-территориального управления, по сути, сталофициальной идеологией Циньской империи, превратил династию Цинь в великую имогучую систему правления [16, 26].
Судебное ведомствопредставлял окружной судья, он же являлся начальником всех тюрем округа. Отверховной прокуратуры в округ направлялся цзяньюйши, контролировавший работувсех чиновников округа, включая самого начальника округа [16, 56].
Попримеру Шан Яна Цинь Шихуанди ввел карательную систему, предусматривавшую какмассовый вид наказания порабощение государством всех членов семьи преступника втрех поколениях, а также семей, связанных между собой системой взаимнойответственности, круг которой расширился настолько, что каре одновременноподвергались целые группы сел. Преступления, которые представлялись властямособо тяжелыми, карались казнью не только виновного, но и всех егородственников в трех поколениях [18, 154]. Введенные при Цинь Ши Хуанди, попримеру Шан Яна, чрезвычайно жестокие меры сурово карали за малейшие поступки.Многие преступления наказывались мучиельными казнями: отрезанием носа,разрубанием колен, вырыванием ребер. Обезглавливание было наиболее легким видомсмертной казни. Существовали такие виды казни, как разрубание пополам,разрывание колесницами, зарытие заживо, разрубание по частям и другие болеежестокие и омерзительные виды умерщвления.
2.4 Унификацияписьменности
ПриЦинь Шихуанди была унифицированы китайская письменность. До династии Цинь в различныхкняжествах имелись свои письмена. Из-за этого существовало препятствие вкультурном обмене. После объединения под властью Цинь «сяочжуань» (один извидов китайского древнего письма) стала общепринятой письменностью. Развитиекитайского иероглифа было узаконено, создана общеимперская упрощенная системаписьма, введен категориальный принцип разграничения и объединения иероглифов нагруппы по смысловым ключевым элементам, и утверждены стили письма, в том числе,и современное написание (ли шу).
Единаяписьменность давала возможность для развития делового общения населенияразличных округов и уездов страны, стимулируя их дальнейшее сближение [18,153].
В213 г. до н. э. по приказу Цинь Шихуана были сожжены все книги исторического ифилософского содержания, были оставлены только трактаты по агрономии,математике и другим практическим знаниям. Император запретил все частные школы,оставив лишь государственные учебные заведения, в которых преподавание велосьпод пристальным наблюдением специальных инспекторов.

2.5 Аграрнаяреформа
Т.к.основой жизни государства было признано сельское хозяйство, и крестьянин, тяжкоработающий в поле, а также несущий груз солдатчины в военное время, становитсядо некоторой степени ключевой фигурой [8, 26].
Следуялегистским нормам, Цинь Ши-хуан поощрял земледельческие занятия. Все крестьянеимперии получили наделы земли, налоги и повинности были достаточноумеренными, во всяком случае на первых порах, а земледельцыимели даже право, как уже упоминалось, на административные ранги —это придавало им престиж, вызывало уважение со стороны односельчан,а также давало шанс при выборах на должность старейшин (сань-лао)и т.п. Ремесла и торговля, имевшие уже в основном частныйхарактер, хотя и продолжавшие обслуживать потребности двора и казны,не пользовались открытой поддержкой властей. Однакоих и не преследовали, как к тому в свое время призывалШан Ян. Наиболее богатые из ремесленников и торговцев могли статьоткупщиками, налаживать производство руды, соли или вина, правда, под контролемвластей. Контролировались и цены на важнейшие продукты питания,прежде всего на зерно. Была создана сеть государственных мастерских, кудаотбирались для выполнения трудовых повинностей на определенный срок лучшиемастеровые, умевшие изготовлять оружие или иные высококачественные изделия,необходимые для все расширявшихся престижных потребностей верхов [13, 115].
Узаконеннаясвободная купля-продажа земли в масштабе всей империи, с одной стороны положиланачало невиданному до сего времени обогащению знати, концентрировавшей в своихруках крупные земельные владения, а с другой стороны повлекло за собой массовоеразорение свободных общинников. Земельная реформа Цинь Ши Хуандирассматривалась позднее древнекитайскими государственными деятелями, как преступлениепротив китайского народа. Так, сановник Дун Чжун-шу, писал: «При(династии) Цинь: применили законы Шан Яна: отменили (систему) цзин тянь,господа смогли продавать и покупать (землю). (Тогда) поля богатых протянулисьна сотни ли, а у бедных не стало места, где бы воткнуть шило» [4, 56].
Резкомуухудшению положения свободных производителей способствовало крайнее усиление вимперии Цинь гнета налогов и повинностей. Создание и поддержка ирригационных итранспортных каналов, грандиозные строительные работы, проводящиеся по приказуимператора и его сановников, требовали огромного количества рабочих рук. В этихработах участвовали помимо рабов, обязанные государственными повинностямисвободные земледельцы-общинники. Источники сообщают, что при династии Цинь налогивозросли в двадцать раз по сравнению с древностью, а рабочие и военнаяповинности возросли в тридцать раз. Увеличение поддатного бремени усилилозависимость земледельцев от ростовщиков. Попав в кабалу к кредиторам,земледельцы вынуждены были закладывать свои участки земли, продавать в рабствочленов своих семей, но даже эти меры не спасали их. Окончательно разорившиеся,они продавали свои земли и, оставшись, таким образом, без каких-либо средств ксуществованию, вынуждены были продавать в рабство самих себя. Угрозапорабощения увеличилась в связи с введением новых чрезвычайно жестоких законов.Система взаимной ответственности семей, введенная в свое время Шан Яном вцарстве Цинь, теперь была распространена на всю империю. Количествогосударственных рабов из осуждённых было столь велико, что историк Бань Гуписал: «Одетые в красное (осужденные) заполнили дороги, тюрьмыпревратились в рынки» [1, 45]. Работорговля получила в это времяисключительно широкое распространение: «торговали рабами, как частные лица,так и государственные сановники». По сведениям источников, "(династияЦинь): установила рынки рабов вместе с коровами и лошадьми в одних загонах:Дошло до того, что похищали и продавали жен и детей".

2.6 Финансоваяреформа, унификация единиц измерения
Былатак же проведена финансовая реформа, по которой вводились новые деньги сквадратным отверстием посередине и именем правящего императорана лицевой стороне, (сохранившаяся с тех пор до XX в.) ипроизводилась унификация всех имеющихся денежных систем в единую систему. Послереформы право чеканить деньги было только у императора, выплавка монет сталагосударственной монополией. За подделку монет полагалась смертная казнь.
Былиобозначены единые меры веса, длины(полуверста — ли), площади (му) и ёмкостидля всей империи.
Всеэти мероприятия способствовали развитию торговли в Циньской империи. Какотмечает китайский историк той эпохи Бань Гу, с этого времени жемчуг, яшма,черепаховые щитки, каури перестали использоваться, как средства обмена, вкачестве денег стали употребляться только золотые слитки и единая медная монета[1, 15]. Первый император ввел единое денежное обращение с целью созданияблагоприятных условий для экономического развития и укрепления центральнойвласти.
2.7 Другиеметоды укрепления государственной и деспотической власти
В220 г. до н.э. в стране были развернуты большие строительные работы: строилисьпочтовые тракты, создавались оросительные системы, возводились оборонительныесооружения. По всем городам империи сооружались храмы и дворцы. Однако особоевнимание император уделял своей столице — Сяньяну. Для украшения Сяньяна он нежалел никаких средств [5, 32]. По приказу Цинь Ши Хуанди в империи сооружалисьдороги и транспортные каналы, соединяющие столицу со всеми областями огромногогосударства. Для большей сохранности дорог была установлена единая ширина осителег, так как повозки с широкими осями портили колею в мягкой лёссовой почве.
Границыпрежних царств были уничтожены. Если раньше жители каждого царства называлисьименем своего царства, то теперь населению империи запрещалось пользоватьсяэтническими самоназваниями, вместо этого было введено общее название — «черноголовые». Император также отменил аристократические титулы,приравняв тем самым родовую аристократию к «черноголовым». Он несделал исключения даже для своих сыновей и братьев, низведя их допростолюдинов. Был также на всю страну распространен учрежденный еще Шан Яномпринцип круговой поруки. Этот последний приобрел даже более расширенноетолкование, чем прежде: он касался теперь не только крестьян, но также ирекомендовавших кого-либо на должность чиновников, что ограничивало стремлениепристроить к выгодному месту бездарного и неспособного родича или приятеля. Былразрешен откуп от повинностей или наказаний, а также покупка рангов, дабылишние доходы собственников текли в казну. Часть наиболее зажиточных торговцевбыла переселена с их родных мест; крупные откупщики, занимавшиеся солеварением,железоплавильным делом и иными промыслами, находились под контролем власти. Крометого, государство содержало сеть больших казенных мастерских, на которых впорядке отбывания повинностей либо по приговорам суда (государственное рабствопреступников), а также по найму работали ремесленники, в том числе и владельцычастных мастерских. На крупных частных предприятиях работал примерно тот жеконтингент — ремесленники, наемники, рабы различных категорий, включая идолговых, кабальных.
Такимобразом, очевидный военный и экономический эффект легистских реформ и всейдеспотически организованной казарменной администрации Цинь был достигнут, но засчет крайнего истощения людских ресурсов. Хорошо известно, что в 213 г. до н.э. были сожжены те древние тексты, на которые, как на живой укор императору, несчитавшемуся с древними традициями, настойчиво ссылались недовольные [14, 209].
Вся описанная системареформ и нововведений в целом дала немалый эффект, причем весьма быстрый.Строго организованное на основе принципов казарменной муштры государство сумелоза короткий срок осуществить ряд грандиозных проектов. Походы на юг привели кприсоединению к империи значительных территорий племен юэ, в том числе исеверной части современного Вьетнама.

3 Причины быстрого падениядинастии Цинь
 
Для введения новых порядковприменялись самые крутые меры. В стране царил террор, всех, кто высказывалнедовольство, казнили со всем родом, по закону круговой поруки«соучастников» обращали в рабство. За счет порабощения массывоеннопленных и осужденных судами число государственных рабов в империиоказалось огромным. Их труд широко применялся в многоотраслевомцарско-государственном хозяйстве. «Цинь учредила рынки рабов и рабынь, гдеих содержали в загонах вместе со скотом; управляя подданными, всецелораспоряжалась их жизнью» [3, 40], — сообщают древнекитайские авторы,усматривая в этом обстоятельстве, а также в узаконении собственности на землючуть ли не главную причину быстрого падения династии Цинь.
Колоссальных затрат иогромных человеческих жертв требовали не прекращавшиеся далекие походы,строительство Великой стены, ирригационных сооружений, дорог по всей империи,широкое градостроительство, возведение многочисленных дворцов и храмов,наконец, сооружение грандиозной гробницы для Цинь Шихуанди. Государственныхрабов гнали на работы сотнями тысяч, но их не хватало, несмотря на постоянныйприток. Тяжелейшие трудовые повинности легли на плечи основной массы«черноголовых».
В 216 г. Цинь Шихуандииздал приказ, повелевавший «черноголовым» срочно доложить о наличнойземельной собственности, и ввел исключительно тяжелый поземельный налог,достигавший 2/3 дохода земледельцев. Укрывавшихся от налогов и повинностей(бежали общинами во главе с советом старейшин) разыскивали и ссылали на окраиныколонизовать новые земли. Империя преобразовывалась очень быстро, обретаябезусловный Порядок, но не слишком-то заботясь при этомо внутренней Гармонии. Конфуцианцы открыто критиковали императораза отказ от традиций, жестокость наказаний, небрежение к темсамым духовным потенциям нравственности и добродетели, которые были едвали не главным в учении Конфуция и во многомсоответствовали уже сложившимся основам мировоззрения жителей Поднебесной. Именнов этом и было ее слабое место.
История гибели династииЦинь поучительна и заслуживает специального внимания. Как известно, эта темаинтересовала многих, начиная с современников событий. Так, в шестую главу трудаСыма Цяня, посвященную жизнеописанию Цинь Ши-хуанди, включено эссе Цзя И,касающееся причин падения, казалось бы, могущественной империи,просуществовавшей менее 15 лет. Цзя И упрекал Ши-хуана за излишнююсамоуверенность, жестокости и бесчинства, осуждал его за отказ внимать критикеи исправлять ошибки. Он считал, что недовольство и восстание народа в такойситуации были неизбежны. По его мнению, отказ от традиций, пренебрежение ими в конечномсчете стали причиной краха Цинь [13, 118].
Таким образом, внутренниепротиворечия в империи крайне обострились, и это привело к мощному взрывуцелого ряда бунтов, положивших конец династическому правлению.

4 Роль правления династии Цинь в истории древнекитайскогогосударства
Создание на территории древнего Китая единойцентрализованной империи Цинь имело большое значение для дальнейшегоисторического Китая.
Политическое объединение страны, узаконение вмасштабах всей империи частной собственности на землю, последовательноепроведение территориально-административного деления, разделение населения поимущественному принципу, решительное проведение мероприятий, способствующихросту торговли и денежного обращения, — все это расчищало путь дальнейшемуразвитию экономики и общественных отношений в стране. Не случайно еще в периодборьбы Циньского царства за гегемонию, имущественная знать другихдревнекитайских царств сочувственно относилась к его завоевательной политике идаже в ряде случаев оказывало поддержку.
Однако разложение общинных и развитиечастнособственнических и рабовладельческих отношений происходило в различныхобластях древнего Китая неодинаковыми темпами. В Царстве Цинь власть оказаласьв руках новой знати, а в ряде других царств древнего Китая сохранила за собойсвои политические позиции старая аристократия. Мероприятия Цинь Ши Хуанди поцентрализации страны, уничтожение старой аристократии, повышение цен,увеличение налогов и повинностей, разорение мелких и средних производителейпривели к мощному взрыву целого ряда восстаний, положивших конец правлениюЦиньской династии.
Таким образом, мероприятия, осуществленные вЦиньской империи, были подготовлены предшествующим развитием древнекитайскогообщества и особенно теми социально-экономическими изменениями, которые произошлив период V-III вв. до н.э. Многие из этих преобразований были осуществлены ШанЯном в наиболее развитом в социально-экономическом плане царстве Цинь.Некоторые преобразования проводились и в ряде других древнекитайских царств, ногораздо менее последовательно и решительно.
Династия Цинь оказалась недолговечной, носумела выковать всекитайское единство и сделать Китай одной из величайшихимперий в истории [11, 151].
 

Заключение
 
Исходя из всего вышеизложенного и рассмотревпроцессы, которые привели к созданию единого госдарства, можно сказать, что приуправлении вновь созданной империей необходимо было проявить максимальнуюгибкость. Ли Сы и Цинь Ши-хуанди этого не сделали. Делая ставку на сильнуювласть государя и его министров и чиновников, они не интересовались тем, какотнесутся к их нововведениям подданные императора. Легизм с безоговорочнымповиновением под страхом сурового наказания откровенно презирал народ, считаяего быдлом. «Когда народ глуп», им легче управлять [3, 16]. Отсюда и знаменитыйтезис Шан Яна: «Слабый народ – сильное государство» [3, 35].
Одновременно легизм озлоблял и восстанавливалпротив себя аристократов, ибо он настойчиво посягал на их привилегии. Легизмпризнавал лишь созданную им грандиозную и действительно обладавшую весьмабольшой реальной силой административно-бюрократическую систему управления.Опираясь на эту силу, легисты решительно выступали против древних традиций,презрительно считая их устарелым пережитком и досадным препятствием на путиреформаторской деятельности [8, 177].
Однако эти традиции не были пустым звуком.Именно их роль в качестве социального препятствия на пути решительныхпреобразований оказалась в конечном счете роковой для самих легистов. Силапротивников легизма была в том, что они опирались на широкую социальную базу,поддерживавшую их в сопротивлении тирану. Сам же легизм, как упоминалось,никакой социальной опоры, кроме созданного им аппарата, не имел. Легистыпрезирали любое проявление слабости и непоследовательности в проведении в жизньжестких норм [3, 102].
На примере всей деятельности императорабыло видно, что он явно недостаточно понимал и, главное, практическине учитывал традиционную социально-психологическую ориентированность своихподданных. Фразы из стел, обращенные к потомкам, никак не влиялина смягчение политики, где преобладал безусловный административный диктати практически не было места привычному для людей традиционномуконфуцианскому патернализму. Умело выстроенный Шихуаном и Ли Сы гигантскийаппарат бюрократической администрации давил на подданных.
Такимобразом, все это — и привело к краху империи. Пока был жив Ши-хуан,никто не смел, да и не мог всерьез противостоять аппаратугосударственного принуждения.
Вотличие от конфуцианской традиции, которая гармонично впитывалав себя нововведения и, более того, придавала им обогащенныйи ценный высоконравственной традицией приемлемый для всех облик, легизмотносился к иным доктринам резко отрицательно. Он отвергал все то, чтозарождалось в соответствии с духом этической традиции конфуцианства,что вписывалось в эту традицию и обогащало интеллектуальный потенциалПоднебесной. Тем самым легизм помимо его жесткости и бесчеловечностистановился откровенно реакционным. Он откровенно отрицал все новоеи не соответствовавшее его нормам. Он не любилнеожиданностей, ибо они были для него опасны, не терпел замечанийи тем более критики со стороны оппонентов, ибо это подрывалопрочность его позиций. То есть, в тех условиях, которые уже сложилисьв Китае к концу Чжаньго, легизм оказался нежизнеспособным, но именнолегистские концепции по своему существу были весьма удобны для управленияцентрализованной империей.

Список источников и литературы
 
I. Источники:
1. БаньГу. История Ранней Хань., т. 2. — Пекин, 1958.;
2. Го Мо-Жо. Эпоха рабовладельческого строя. Пер.с кит., ред. Л.И. Думан — М.: Иностранная литература, 1956. — 270 с.;
3. Книгаправителя области Шан (Шан цзюнь шу). Пер. с кит., вступит. ст., коммент. ипослесл. Переломова Л.С. — М.: Эксмо, 1993. — 391 с.;
4. Мэн-Цзы.- СПб., 1999 .;
5. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши Цзи). Пер.с кит. и предисл. Вяткина Р.В., коммент. Вяткина Р.В., Вяткина А.Р., т.1., — М., 1956. — 470 с.;
6. ФаньВэнь-лань. Древняя история Китая. Отпервобытно-общинного строя до образования централизованного феодальногогосударства. — М.: Академия наук СССР, 1958. — 294 с.;
II. Литература:
7. АвдиевВ.И., Вигасин А.А., Дандамаев М.А. и др. История Древнего Востока. Под ред.Кузищина В.И. – М.: Высшая школа., 1979. — 456 с.;
8.Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М.: «Восточная литература»,2001. – 488 с.;
9. Васильев К.В. ПланыСражающихся царств. — М.: Иностранная литература, 1968. — 255 с.;
10. Всемонархи мира. Древний Восток. Сост. К.А. Рыжов. — М.: Вече, 2001.- 501 с.;
11. ЖернеЖ. Древний Китай. Пер. с фр. Н.Н. Зубкова. – М.: «Астрель», 2004. – 157 с.;
12. История Древнего Востока: от раннихгосударственных образований до древних империй. М.: «Астрель», 2004. — 387 с.;
13.История Китая., ред. А.В. Меликсетова. — М.: МГУ, «Оникс», 2007. — 752 с.;
14.Источниковедение истории Древнего Востока. Перлев О.Д., Вигасин А.А., ГеоргадзеГ.Г. и др. — М.: Высшая школа, 1984. — 392 с.;
15.КрольЮ.Л. Сыма Цянь – историк. — М.: Феникс, 1970. – 203 с.;
16.Ломбар Д. Императорский Китай. Пер. с фр. Ю.В. Крижевский. — М.: «Астрель»,2004. — 192 с.;
17.Малявин В.В. Китайская цивилизация.- М., «Астрель», 2000, 631 с.
18.Переломов Л.С. Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае (221– 202 гг. до н.э.). — М.: Восточная литература, 1962. — 244 с.;
19.Хрестоматия по истории Древнего Востока под ред. М.А. Коростовцева и др. — М.: Высшаяшкола, ч. 2, разд. V, гл. V-VI, 1980. — 256 с.;
20.Хрестоматия по истории Древнего Востока под ред.В.В. Струве, Д.Г. Редера. — М.:«Восточная литература», 1963. — 544 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат William ShakespeareS Hamlet Essay Research Paper Role
Реферат Изучение эффективности гидрофитов, как биофильтраторов сточных вод
Реферат Hurrican Report Essay Research Paper Eric RepasLit
Реферат Первая медицинская помощь при остановке сердца
Реферат Robotics Essay Research Paper ADVANCED MANUFACTURING TECHNOLOGY
Реферат Модели олигополии
Реферат Магистрально-модульная архитектура ПК Основные функции центрального процессора Оперативная память
Реферат Организационно-правовые формы юридических лиц в российском законодательстве
Реферат Розрахунок віброізоляції вібромайданчика та віброгасного фундаменту
Реферат Глобалізація й поняття "суспільство" у новітніх соціологічних дискусіях
Реферат Проведение аудита расчетов по НДС по приобретенным ценностям
Реферат Фундаменталистские партии в Алжире
Реферат 6 мероприятий городской целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства в городе Гае», утверждённой постановлением Главы города Гая от 14
Реферат Отрицательное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на организм человека
Реферат ГАТТ: история создания и принципы деятельности