План
Введение
1. Биография Айтеке би
2. Казахские Бии. Их роль в общественнойжизни казахов в XVII-XVIII веках
3. Айтеке би и его деятельность вМладшем жузе
4. Айтеке би и «Жеты жаргы»
Заключение
Список литературы
Введение
Бий — в переводе сказахского означает «судья, избранный народом». Они были разного масштаба — местного (аульного), регионального, родового, племенного и так далее. ЧоканВалиханов свидетельствует: «Чтобы обрести имя бия, нужно было не раз показатьперед народом свои юридические знания и свою ораторскую способность». Будущиебии учились в восточных медресе в Хиве. Бухаре. Самарканде… Из поколения впоколение они передавали юридические знания, основанные на законах шариата ижитейского нравственного опыта.
Мы знаем имена трехвеликих сынов народа, трех славных мудрецов — Толе-би, Казыбек-би и Айтеке-би (Әйтекеби). Они стали для казахов непреходящим символом единства. Их страстные речиовладели умами потомков, как изречения из священных книг. Их историческое значениеперед казахским народом, их значимость в нашей истории невозможно переоценить.И в том, что мы сохранились как народ, что дали имя суверенному государству,что водрузили нынче знамя независимости, в том, что на священной земле предковпроживаем в благополучии, мире и согласии, мы, нынешнее поколение казахов,всецело обязаны им. И низко склоняем головы перед их бессмертной благословеннойпамятью.
1.Биография Айтеке би
Айтеке би Байбекулы Айтеке,Айтык — казахский би, возглавлявший Младший жуз до Абулхаир-хана. Айтеке биявляется близким родственником великого Жалантос-батыра, который правилСамаркандом и его округой при Есим-хане. Генеалогическое древо Айтеке биследующее. У Алима было шесть сыновей: Жаманак (Шекты), Карамашак (Тор-ткара),Айнык (Карасакал), Уланак (Каракесек), Тегин-болат (Карасакал), Кенжебай(Култели). Все шесть сыновей стали известными в народе под вымышленными именамии положили начало отдельным родам. У одного из них — Карамашака — было четыресына: Оразгелъды, Ораз, Жаншукыр, Караш. У одного из них — Караша — было двасына: Аппак и Токпан. От Токпана, в свою очередь, происходят три сына: Тогамыс,Шобан, Сейткул. У одного из них — Сейткула — от двух жен родилось восемьсыновей: от старшей жены — Сары: Сейтпамбет, Толеш, Акша, от младшей жены — Касы: Жалантос, Матай, Дуйсеней, Турикмен, Коян (Кожамкул). У Акшы было шестьсыновей: Шал, Байбек, Конысбек, Жоламан, Бекпамбет, Бокенши. От одного изсыновей — Байбека — происходят три сына: Кешубай, Кашкын, Айтеке. Айтеке би,являясь одним из влиятельных биев казахского ханства при правлении Тауке-хана,сделал ощутимый вклад в разработку и принятие «Жеты жаргы». Этотсборник законов играл большую роль в процессе дальнейшей феодализацииказахского общества. Нельзя сказать, что эти законы были отмечены печатьюгуманизма, но все же благодаря Айтеке би и другим биям, принявшим участие всоставлении законов, не были узаконены пережитки типа кровной мести, Айтеке биофициально был советником хана. Он принимал активное участие в строительстве единогоцентрализованного казахского ханства. Вместе с Толе би и Ка-зыбек би Айтеке бикак бы пронес через годы эстафету казахской государственности от Тауке-хана доАбылая. Он думал и заботился о том, чтобы все три жуза казахского государствабыли в единстве, сплоченности и согласии. Айтеке би проявил себя мудрым,справедливым бием, судьей при решении сложных внутренних и международныхпроблем, человеком сильного ума, одаренным военным деятелем, внесшим большойвклад в организацию отпора джунгарским завоевателям. Он также обладал большимталантом ораторского искусства, был человеком, умеющим убеждать людей. Айтекеби, начиная с 25-летнего возраста, постоянно принимал участие в ежегодныхсборах авторитетных людей и правителей трех жузов, которые проводились сначалав Ордабасы, затем в Культобе и Улытау. На этих собраниях, которые сталитрадиционными со времен Тауке-хана, обсуждались проблемы практическогоупрочнения единства нации. На этих собраниях разрешались споры между биями,которые порождались различного рода разногласиями и случаями откровенной враждымежду жузами и родами. Несмотря на то, что Айтеке би был младше Толе би иКазыбек би по возрасту, его слово имело большой вес при разрешении тех или иныхразногласий. Айтеке би, пользовавшийся непререкаемым авторитетом, поройвыступал сдерживающим фактором в горячих спорах, происходивших между отдельнымибиями, сохраняя разумный паритет мнений. Многие прислушивались к нему ипоследнее слово, как правило, оставалось за ним. У Айтеке би было три сына:Отебас, Косыбай и Жал-тыр. Сам он, будучи самым младшим из трех великих биев,умер раньше них в возрасте 57 лет. Он был похоронен в 75 км от Ташкента близпоселков Кауыншы и Шыназ.
2. Казахские Бии. Ихроль в общественной жизни казахов в XVII-XVIII веках
Со сложным историческимпериодом борьбы казахского ханства против джунгарского, нашествия в конце XVII-начале XVMI веков связаны деятельность выдающихся биев Толе, Казыбека, Айтеке.В общественной жизни казахов этого периода они играли очень большую роль, о чемсвидетельствует, например, всеказахский съезд, который состоялся осенью 1726года в местности Ордабасы, на возвышенной сопке над рекой &адам. На съездбыли приглашены ханы Абулхаир, Абулмамбет, Самеке, Кушик, Жолбарыс, султаны,бии разных родов во главе с Толе би Апибекулы, Каздауысты Казыбек би, Айтеке бии другие полководцы и батыры. Целью этого съезда было проведение широкойполитики по объединению всех казахских родов против джунгар.
Вышеназванные бии вэпоху Тауке хана входили в высший законодательный совет «Жеты жаргы». Посколькуони представляли интересы целых жузов, йх называли «Орда би». В каждом родебыли также свои предводители — бии; уполномоченные советом аксакалов.
В начале XVIII, векаэтническая история казахов была связана с Туркестано-Ташкентским оазисом. Врезультате смешения оседлых жителей предместий Ташкента с обедневшими казахамив 30-40-х годах XVIII века образовалась маргинальная группа — курама(численность более 100 тыс.). Причинами формирования этой группы являются территориально-этническаяблизость и «годы великого бедствия» (актабан шубырынды). Из различных данныхизвестно, что" летние пастбища казахских родов охватывают Южную Сибирь июг Урала.
В этническом составеказахов были представлены почти все тюркские племена, и отчасти племенамонгольского происхождения. Несмотря на сложную международную обстановку втечение XV-XVII веков казахам удалось сформировать четкую структуру этноса.Основу этнического организма составляли племена, состоящие между собой вгенеалогическом родстве. Существовали три этнополитические объединения — жузы,руководимые улусными биями (Толе, Казыбек и Айтеке).
В Старшем жузенасчитывалось 11 племен (старшие племена — жалайыр, ошакгы, дулат), в Среднемжузе — 6 племен (старший — аргын) и в Младшем 3 союза племени, объединяющиевсего 25 племен. Из трех племен старшими считались алимулинцы. Связующей нитьюплемен служат не столько генеалогические отношения, сколько необходимостьвыживания перед лицом сильнейшей угрозы: во-первых, от джунгаров, во- вторых,от китайцев, в-третьих — от русских.
В XVIII веке Как ираньше большие сеймы и советы проходили в ставках верховных правителей, нопервостепенную роль в них играли бии.
Толе би (1663-1756)Алибек улы — выдающийся государственный деятель Казахского ханства, оратор,главный судья Старшего жуза, один из создателей свода законов «Жеты Жаргы» приАз-Тауке.
После смерти Аз-Таукеказахское ханство стало распадаться на отдельные регионы. К этому времени последесятилетий войн промышленность и торговля в городах Туркестана пришла в полныйупадок. А на северо-востоке возник богатый рынок товаров Российской империи.Толе би был сторонником пророссийской партии правящей элиты казахского народа.Но в отличие от многих, он не спешйл вступить в подданство к русскому царю, авместе с Казыбек би и Айтеке би вырабатывает каноны внешней политики, котораябыла чрезвычайно благоприятна для существования казахского народа в дальнейшем.Толе би умер в 93-летнем возрасте и похоронен в Ташкенте.
Казыбек би Каздауысты(1666-1763) Келдибекулы — выдающийся государственный деятель Казахскогоханства, дипломат, главный судья Среднего жуза, вместе с Толе би и Айтеке биучаствовал в работе «Жеты Жаргы».
Свою дипломатическуюкарьеру Казыбек Кельдибекулы начал в 18 лет, находясь в составе посольстваКазахского ханства в Джунгарском ханстве Галдану. Во время этой миссии в немвпервые особенно ярко проявился талант дипломата. Именно благодаря емупереговоры с джунгарами прошли успешно и завершились перемирием.
Ему принадлежат слова,являющиеся основными канонами внешней политики Казахского общества.
Уже в качествё послаКазыбек Каздауысты несколько раз ездил в Джуигарское ханство. В 1742 г. онвместе с Малайсары и другими представителями во главе 90 биев отправился вДжунгарское ханство и освободил Абылая. Казыбек би добился заключения, мирамежду Казахским и Джунгарским государствами на долгое время. Казыбек бируководил внешнеполитическими сношениями Казахского Панства в 40-60 гг, Тогдаостро стояли вопросы, связанные с отношениями с Китаем и Россией. И властиКитайской империи, и власти Российской империи вынуждены были вести переговорыс ханом Абылаем с участием Казыбек бия, который олицетворял политику активногонейтралитета хана Абылая.
Айтеке би Байбекулы(1689-1766) — долгие годы возглавлял Младший жуз. Айтеке би активно ратовал заобъединение казахского народа, за единое и сильное государство, за справедливоеобщество
3. Айтеке би и егодеятельность в Младшем жузе
Айтеке би, имя и славакоторого простирались далеко за пределами исконных территорий Младшего жуза,стал в свою эпоху легендой. Даты его рождения и места смерти установленыприблизительно, считают, что он прожил 56 лет. По данным исследователя М.Исламгалиева он похоронен в фамильном склепе в местности Нурата тау вблизи Самарканда.Общеизвестно, что Айтеке би был современником Толе бия и Казыбек бия, входилвместе с ними в когорту «трех правителей дум» казахского народа в последнейчетверти XVII и первой половине XVIII веков. Он был по возрасту немного моложеих, и был моложе по рангу Жуза (Младший жуз), но достойным их современником посовместной службе общенациональным интересам. Родовое объединение Торткара изМладшего жуза, к которому принадлежал Айтеке би, как и значительная часть рядаказахских родов Младшего жуза, в связи с беспрестанной борьбой за удельнуювласть, нередко переходящей в войны, между отпрысками властвующих династий,перемещались на юг и надолго занимали своими кочевьями эти просторы. Влитературе утвердилось мнение, что Айтеке би большую часть жизни проводил встепных просторах к югу от междуречья Сырдарьи и Амударьи, на владенияхТуранских государственных образований с центрами Бухара, Самарканд, Ургенч.
Прямые предки Айтекебия пользовались известностью в Степи. Так, его предок Ораз би (1299-1385 гг.)был одним из ближайших советников основателя Туранского государства Тимур хана,сделавшего своей столицей Самарканд. Считающийся после Тимур хана и Улугбекатретьим известным правителем Самарканда Жалантос приходился дедом Айтеке бию.
Айтеке получил разностороннеедля своего времени образование, учился в знаменитом Медресе Улугбека и успешноего окончил, овладел рядом восточных языков – арабским, персидским и тюркским.С пяти лет проходил школу у известных златоустов-биев и в семье правителяЖалантоса. Увлекается он искусством внутреннего оформления знаменитыхСамаркандских мусульманских храмов и устройством государства Тимура, Улугбека иЖалантоса. Он присутствует на приемах иностранных послов, в том числе издальнего зарубежья.
Овладение кладезьюмудрости казахских биев, искусством красноречия, соединенного с ученостью итрадицией знаменитых предков, принесли Айтеке бию раннюю известность. К немуобращаются большие и малые, близкие и дальние правители родов и аульныхобъединений за решениями острых и застарелых конфликтов и споров, нарушающихмирную жизнь населения. За советами к нему обращаются государственные деятели,военачальники. Он становится толкователем Степных законов.
Идейные установки имотивы жизни Айтеке бия были сходны с Толе бием и Казыбек бием. Все они своейпервой и изначальной целью ставили служение народу правдой и справедливостью.Все они делили вместе со своим народом горечь поражений и радость побед. СловаАйтеке бия: «Халықтың көз жасын күннің шуағыда келтіре алмайды», — «Народные слезы не высыхают и на солнце», «Өмірім- өзгенікі, өлім ғана — өзімдікі», «Жизнь мояпринадлежит народу, мне принадлежит только собственна смерть» — точно передаютвидение мира и смысл жизни трех великих биев, ставших легендами века.
4. Айтеке би и «Жетыжаргы»
Уже в двадцатилетнемвозрасте Айтеке стал известным бием, популярным судьей – посредником. Внародной памяти зафиксировалась выразительная простота, подлиннаяфилософичность его речей и решений. Если Казыбек бия называли «звонкоголосым»,упоминая имя Айтеке би, на первый план выдвигали отточеность рассуждений,сравнивая его изречения с острым мечом. Сородичи, по достоинству оценив заслугиАйтеке би, в тридцать лет избрали его главным бием Младшего жуза. Тауке ханпригласил Айтеке би войти в состав семи биев – разработчиков свода нормобычного права «Жеты жаргы» определившего в последствии главные принципыгосударственного устройства и правопорядка в Казахском ханстве.
Айтеке би, вместе сТоле бием, Казыбек бием составили главную опору Тауке хана, ставшего во главеКазахского государства в самое судьбоносное время для народа, испытавшеготрагедию поражения и массового переселения на юг. Они были вместе с Тауке ханоми другими народными предводителями в годы поиска путей мобилизации сил народа ивыхода из всеобщего политического кризиса. Крупный законодательный акт «ЖетіЖарғы» принятый на всенародных съездах вблизи Туркестана и отражавшийпатриотическую волю масс, можно отнести к значительным подвигам в первуюочередь трех пророков века – Толе бия, Казыбек бия и Айтеке бия.
Айтеке-би — один изглавных авторов «Жеты-жарги» способствовавший замене кровной мести,принципа кровь за кровь принципом «справедливого наказания» и«откупа», дабы остановить цепь кровавой вендетты между родами.Помощник и советник Тауке хана, сам батыр, вместе с Тауке участвовал вотражения нападения на Сайрам. Совместно с Тауке-ханом, получившем название«великого», «благословенного», поскольку он сплотилказахские земли в рамках единого централизованного государства, имеющегособственную конституцию, он содействовал установлению определенного равновесияв отношениях с ойратами и русскими, способствовал объединению усилий казахов,каракалпаков и киргизов против джунгарского нашествия. Ему принадлежитвыражение, что бий должен быть на высоком нравственном уровне, дабы оставить вдушах современников и потомков яркий след своими разумными решениями. Ихсправедливость Айтеке-би связываете умением «рассечь конский волос строгопосередине».
Заключение
Айтеке Байбекулы – одиниз знаменитых правителей Младшего Жуза. Внес большой вклад в объединениеказахского народа. Внук Кокандского хана Акши (1622-1635), родственникСамаркандского эмира бахадура Жалантоса (1622-1656). Айтеке би с пяти летобучался грамоте у аульной муллы. Образование получил в Самаркандском медресеУлугбека, затем в медресе «Шер-дор», где изучал религию, право, астрономию,географию, математику. С детства отличался находчивостью и красноречием, чемпоражал своих сородичей. Широко известен случай, когда он смог рассудить спор,предвосхитив Косуак бия. Мимо мальчика, пасшего ягнят за аулом, проезжаливсадники. Юный Айтеке приветствовал их такими словами: «Разве сыновья казаховчужие друг-другу? Если вы из Старшего жуза, то будьте моими старшими братьями,если вы из Среднего жуза, то будьте моими средними братьями, если же вы изМладшего жуза, то будьте моими младшими братьями». Путников привлекла степеннаяи уважительная манера приветствия и они рассказали о цели своей поездки. Какоказалось они выехали за куном, который должны были выплатить сородичи Косуакбия. «Конь человека из этого края, привязанный к аркану, опоясывающему юрту,лягнул и убил мальчика из нашего рода, игравшего возле юрты», — пояснили они. Вответ Айтеке предположил: «Если конь ударил мальчика у двери, вы получитеполный кун, а если подальше — половину, а если конь стоял за юртой, получитечетверть куна». Как оказалось в последствии, Косуак би рассудил спор таким жеобразом. Уже в двадцатилетнем возрасте Айтеке стал известным бием, популярнымсудьей — посредником. В народной памяти зафиксировалась выразительная простота,подлинная философичность его речей и решений. Если Казыбек бия называли«звонкоголосым», упоминая имя Айтеке би, на первый план выдвигали отточеностьрассуждений, сравнивая его изречения с острым мечом. Сородичи, по достоинствуоценив заслуги Айтеке би, в тридцать лет избрали его главным бием Младшегожуза. Тауке хан пригласил Айтеке би войти в состав семи биев — разработчиковсвода норм обычного права «Жеты жарғы» определившего в последствии главныепринципы государственного устройства и правопорядка в Казахском ханстве. Многимзапомнились слова бия, отражающие его искреннюю любовь к Родине: «Если тыбогат, принеси пользу народу. Если ты воин, сокруши врага. Если же ты, будучибогатым не принесешь пользу народу, будучи воином, не сразишь врага, то станешьчужаком своего народа». Айтеке би играл важную роль в ханском совете прирешении государственных дел, связанных с внешней и внутренней политикой.Выступал за независимость и единство казахского народа, за создание хорошооснащенного и обученного войска.
Список литературы
1. АлимжанК. Суд биев как институт обычного права // Казактын ата зандары. Древний мирправа казахов. Т.П. Алматы: Жетi жаргы, 2004.
2. АртыкбаевЖ.О. История Казахстана, Астана, 2004.
3. БахтыбаевИ.Ж. Отражение принципов правовой категории законности в деятельности институтабиев эпохи «Золотого века» казахской степи. Выступление намеждународной научной конференции, Алматы, 22-23 мая 2008 года //Конституционный совет Республики Казахстан — 28 июня 2008.
4. ГалиевВ.З. Противостояние Казахского и Джунгарского ханств во второй половине ХVIIвека // Институт истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова. — 28 июня 2008.
5. ВалихановЧ.Ч. Записка о судебной реформе // Валиханов Ч.Ч. Избранные произведения. М.:Наука, 1986. С. 318-342.
6. ЗимановС.З. Казахский суд биев – уникальная судебная система. Алматы: Атамура, 2008.
7. Казактыната зандары. Древний мир права казахов. Т.I. Алматы: Жетi жаргы, 2004.
8. Казактыната зандары. Древний мир права казахов. Т.III. Алматы: Жетi жаргы, 2004.
9. КляшторныйС.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алматы: Рауан, 1992.