«Малыестраны» Западной Европы в 1945—2000 гг.
(Австрия,Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Люксембург)
План
1. «Малые страны»Западной Европыпосле Второй мировой войны
2. Особенностисоциально-экономического и политического развития «малых стран» Западной Европыво второй половине ХХ в.
3. Международное положение «малыхстран» Европы
1. «Малыестраны»Западной Европы после Второй мировой войны
Послевоенное развитие«малых стран» Европы складывалось по-разному в силу их разной судьбы в годывойны. Австрия была первой страной, подвергшейся гитлеровской агрессии, ипропаганда о принадлежности австрийцев к расе господ не могла не отложитьотпечаток на сознание народа. Кроме того, на ситуацию в стране оказывалоогромное влияние присутствие четырех держав-победительниц. Швейцария,остававшаяся всю войну формально нейтральной, не только не была свидетелемвоенных потрясений и не понесла материального ущерба, а, наоборот, пожиналапреимущества своего особого положения. А вот положение Бельгии, Нидерландов иЛюксембурга, прошедших через длительную оккупацию фашистской Германией,сложилось схожее. В течение 10 послевоенных лет на положение в Австрии, наполитику ее правительства и позиции политических партий, на настроениянаселения оказывала влияние четырехсторонняя оккупация страны.
Сразу после освобожденияВосточной Австрии в апреле 1945 г. войсками СССР началось восстановлениеавстрийской государственности. Христианско-социальная партия появилась наполитической арене иод новым названием: Австрийская народная партия (АНП). Онаотказалась от преемственности с ХСП, связанной с австрофашистским режимом, носохранила ориентацию на идеи солидаризма, патриотизм и христианские ценности.Социал-демократическая партии была воссоздана также под новым названием:Социалистическая партия Австрии (СПА) и стала ведущей силой послевоеннойАвстрии. Эти партии начали создавать органы местной власти, правительстваземель (Нижней Австрии, Бургенланда и Штирии) и Временное правительство,возглавляемое канцлером К. Реннером (СПА) и политическим советом.
27 апреля Временноеправительство приняло декларацию о независимости Австрии, в которой говорилось,что аншлюс, навязанный в 1938 г. австрийскому народу, объявляетсянедействительным и все обязательства, возложенные на австрийцев по отношению кГермании, аннулируются. Кроме того, был принят ряд законов демократическогохарактера и касающихся вопроса денацификации. Эти действия Временногоправительства встречали поддержку со стороны советского руководства.
Правительства западныхдержав — США, Англии и Франции — всячески игнорировали Временное правительство,опасаясь (и не без основания) консолидации демократических сил и чрезмерноговлияния Советского Союза. Не без помощи западных оккупационных властей наконференции представителей земель было принято решение о проведениипарламентских выборов в ноябре 1945 г. В результате выборов глава Временногоправительства К. Реннер был избран президентом Республики и образовалоськоалиционное правительство АНП и СПА. Формирование политики этого правительствав большой мере формировалось в органах Союзнической комиссии по Австрии —Союзническом совете и Исполнительном комитете.
Если в 1946 г. Союзнический совет принимал согласованные решения в духе политики антигитлеровской коалиции,как, к примеру, решение о денацификации государственного аппарата Австрии, орасформировании военных и полувоенных австрийских и немецких организаций встране и пр., то с началом «холодной войны» западные оккупационные державы всебольше переходили к саботажу и срыву соглашений. Допускались нарушенияконтрольного соглашения в вопросах денацификации и демократизации Австрии,фактически не была проведена демилитаризация военной промышленности страны.Особенно остро встал вопрос о «перемещенных лицах», т.е. иностранцах,оставшихся после войны в западных странах, среди которых было немало активныхнацистов. Таким лицам, в нарушение контрольного соглашения, австрийскоеправительство под защитой западных оккупационных держав предоставилогражданство. С одной стороны, западные державы саботировали реституциюимущества, награбленного гитлеровцами и подлежащего возврату СССР и другимстранам, с другой — они содействовали возвращению германским монополиям ихимущества в Австрии. западная европа социальныйполитический
Таким образом,Союзническая комиссия превратилась в формальный орган, а линия западных державво многом ориентировала политику австрийского правительства.
Вследствие того, чтоАвстрия мало пострадала во время войны, экономика ее была восстановленадовольно быстрыми темпами. Кроме того, этому способствовал план Маршалла.Политика лидирующей партии СП А была направлена на создание системы «социальногопартнерства» на производстве, особой модели государственного регулирования,развитой системы социального обеспечения, что оказалось весьма эффективным длястабилизации экономического положения уже к середине 50-х гг..
Важное место вполитической жизни Австрии занимала проблема заключения державамиантигитлеровской коалиции Государственного договора с Австрией. На протяжениинескольких лет оставался нерешенным ряд вопросов: о «перемещенных лицах»,предупреждении милитаризации и долгах Австрии. Предложения о решениях этих идругих вопросов поступали попеременно от западных держав, Советскогоправительства и политических сил Австрии, однако в силу известных причин онипопеременно отклонялись. В конечном итоге на совещании министров иностранныхдел в 1954 г. в Берлине представитель Австрии заявил, что «Австрия не имеетникаких намерений присоединиться к каким-либо военным союзам». Для СССР вопросо невключении Австрии в НАТО или какие-либо другие военные блоки был принципиальным.Советское правительство пошло на двусторонние переговоры с Австрией, которыесостоялись в Москве в апреле 1955 г., а 15 мая 1955 г. во дворце Бельведер в Вене представители СССР, США, Англии, Франции и Австрии подпи1 салиГосударственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии.
В сентябре 1955 г. оккупационные войска вышли из страны. 26 октября Национальный совет Австрии принялфедеральный конституционный закон о постоянном нейтралитете страны, чтообязывало Австрию не вступать ни в какие военные союзы, не допускать на своейтерритории иностранных военных баз. 6 декабря четыре великие державы заявили опризнании австрийского нейтралитета. 14 декабря Австрия была принята в члены ООН.
Из периода Второй мировойвойны швейцарская экономика вышла с совершенно нетронутым производственнымаппаратом. Хотя в годы войны предприятия легкой промышленности и туристическийбизнес переживали не лучшие времена, все предприятия, связанные с выполнениемзаказов для воюющих стран, а именно: металлообрабатывающая, машиностроительная,химическая отрасли — работали на полную мощность. Кроме того, за счетослабления конкурентов увеличился экспорт Швейцарии.
Особенностиконституционного устройства Швейцарии заключаются в выделении большой ролиместным органам самоуправления (кантонам). Каждый кантон пользуется широкимиправами: имеет свое правительство и парламент. Поэтому основной чертойполитической жизни страны является децентрализация. Парламент состоит из двухпалат: верхней — Совета кантонов и нижней — Национального совета.
У власти в течение всегопослевоенного периода стояла коалиция четырех партий:Радикально-демократической, Консервативно-католической, Партии крестьян,ремесленников и бюргеров и Социал-демократической партии. Все эти партии имелипримерно одинаковое число мест в Национальном совете и были представлены почтиодинаково в правительстве — Федеральном совете, что предопределило отсутствиесерьезной оппозиции в стране.
Швейцария и после войнысохраняла нейтралитет во внешней политике. По этим причинам она не вступила вООН, однако стала членом ЮНЕСКО и других специализированных организаций ООН.
Бельгия достаточно быстрооправилась после войны, что объясняется не только тем, что она мало пострадалаот военных действий и фашистской оккупации, но и усиленной эксплуатации Конго.Ежегодно из Конго монополия выкачивала до 10 млрд бельг.фр. Продажастратегического сырья, добываемого в Конго, а именно урана, меди, кобальта,промышленных алмазов, приносила дополнительный доход.
Нидерланды пострадали отвойны значительно больше, чем Бельгия. Фашисты вывезли из страны ряд заводов, атакже угнали на принудительные работы около 500 тыс. голландцев. Трудноеэкономическое положение усугублялось потерей колониальных владений в Индонезии(до войны эксплуатация этих владений составляла до 1/3 национального доходастраны), а начатая война за восстановление голландского господства в этомрайоне стала требовать новых крупных расходов. Несмотря на такую ситуацию,Голландия уже к 1948 г. превзошла довоенный уровень промышленного исельскохозяйственного производства. Это можно объяснить успешным экспортомпродукции сельскохозяйственного производства, на котором специализироваласьстрана, а также усиленным проникновением американского капитала (на сменуанглийского) в голландские сферы производства.
Люксембург, несмотря насвои небольшие размеры, входил в первую десятку стран в мире по выработке чугунаи стали, более уо /о их производства шло на экспорт. 91 % производства черныхметаллов принадлежал крупнейшему сталелитейному концерну, что
говорит о высокой степениконцентрации капитала. В металлургической промышленности, дававшей болееполовины национального дохода, было занято более половины рабочих. Такоеоднобокое развитие экономики поставило Люксембург в сильную зависимость отвнешнего мира.
Во внутриполитическойжизни стран Бенилюкса с первых послевоенных лет ведущие позиции заняликонсервативные партии: Социально-христианская партия в Бельгии, Католическаяпартия в Голландии и Христианско-социальная народная партия в Люксембурге. Воппозиции к ним стояли социал-демократические и либеральные партии, которыевременами входили в состав правительственных коалиций. Однако в целом страныБенилюкса занимали позиции политического традиционализма и находились подвлиянием Римско-католической церкви.
Внешняя политика странБенилюкса была обусловлена целым рядом внешних и внутренних факторов. В1945—1949 гг. особое влияние на положение этих стран оказало то, что ихполитика была в большой мере подчинена интересам США и Англии, которые говорилио странах Бенилюкса как об «образце западноевропейского сотрудничества».Большая зависимость стран Бенилюкса от внешнего мира и заинтересованность впривлечении иностранных капиталов, вначале английского, обусловило подписаниеправительствами Бельгии, Нидерландов и Люксембурга еще в сентябре 1944 г. соглашения об унификации таможенных пошлин, а в 1948 г. они объединились в свой собственный таможенный союз. В этом же году вместе с Англией и Францией они подписалиБрюссельский пакт о создании Западного союза (с 1954 г. Западноевропейский союз).
Начало «холодной войны»,включение стран Бенилюкса в план Маршалла и антикоммунистическая волна,охватившая Западную Европу, предопределили выбор политики «атлантизма». Вапреле 1949 г. страны Бенилюкса вошли в Организацию Североатлантическогодоговора. Интересно, что с этой целью из конституции Люксембурга была изъятастатья о нейтралитете.
Что касается колониальнойполитики, то в 1945 г. Нидерланды при поддержке США и Англии развязали колониальнуюборьбу в Индонезии. Война продолжалась до 1949 г. и не принесла победы колонизаторам, вследствие чего голландское правительство было вынужденопризнать независимость Индонезии.
Тенденции экономическогои политического развития стран Бенилюкса, наблюдавшиеся в послевоенный период иокончательно оформившиеся в начале 50-х гг., в значительной степени определилиположение этих стран во второй половине XX в.
2. Особенностисоциально-экономического и политического развития «малых стран» Западной Европыво второй половине ХХ в.
«Большая коалиция»,созданная в Австрии в 1949 г., в которую вошли две ведущие партии, АНП и СП А,просуществовала до 1966 г., причем АНП всегда выдвигала федерального канцлера,а СП А — вице- канцлера. Все послевоенные годы президентами Австрии былисоциалисты. В 1956 г. на политической арене появилась новая партия —Австрийская партия свободы (АПС), национально-либеральная партия снеонацистским уклоном.
Осуществляя политику«социального партнерства» с АНП, Социалистическая партия Австрии была вынужденауступать давлению со стороны своего партнера по правительственной коалиции поряду важных вопросов. Так, в вопросе о передаче нефтяной промышленности Австрииангло-американским компаниям позиция АНП одержала верх, и в декабре 1959 Г. важнейшие позиции в нефтяной промышленности страны были переданы англо-американскимконцернам. В 1960 г. при обсуждении законопроекта о пенсиях СПА сновакапитулировала.
Что касаетсяэкономического развития, то в 50—60-х гг. Австрия делала значительные успехи всовершенствовании структуры общественного производства. Более быстрыми темпаминачали развиваться добыча и переработка нефти и газа, химическаяпромышленность, точное машиностроение, электроника. Необходимо отметить, чтоциклические ухудшения экономической конъюнктуры, кризисные явления в некоторыхобластях промышленности, особенно в 70—80-х гг., носили в Австрии болеесглаженный характер, нежели в других западноевропейских странах, а социальныепоследствия не были столь резки.
Экономическое укреплениебуржуазии приводил Австрийскую народную партию к сдвигу вправо. Одновременнонаметилась тенденция в СПА к проведению более самостоятельной политики. Кризисыв правительстве АНП/СПА к середине 1960-х гг. приобрели хронический характер. Вчастности, летом 1963 г. разногласия по «делу о Габсбургах» привели к победеСПА: Национальный совет принял их резолюцию об отказе О. Габсбургу, отпрыскумонархической династии, в предоставлении австрийского гражданства.
В марте 1966 г., воспользовавшись преимуществом, полученным в Национальном совете на выборах, лидеры АНПпредъявили СПА Ультимативные условия коалиции, которые были отвергнутыпоследней. После 20-летнего существования политической коалиции АНП и СПА былосоздано однопартийное правительство Народной партии. Период в четыре года, втечение которых у власти находилась АНП, возглавляемая Й. Клаусом, был отмечензначительным оздоровлением внутриполитической жизни страны. СПА проводила в этовремя политику «умеренной оппозиции», проводя и далее идею социального партнерства.
После выборов вНациональный совет в 1970 г. СПА впервые образовала самую многочисленнуюфракцию. Победа на выборах позволила председателю СПА, Бруно Крайскому,сформировать однопартийное правительство. С 1970 по 1983 г. Б. Крайский, видный государственный деятель Австрии, сыгравший большую роль в подготовкеГосударственного договора, — генеральный канцлер Австрии. В 1983 г. с утратой абсолютного большинства на выборах в Национальный совет Крайский объявил о своейотставке. Его преемник Ф. Зиновац сформировал коалиционное правительство сАвстрийской партией свободы (АПС). Таким образом, кабинет СПА/АПС располагал107 мандатами, а оппозиционная австрийская народная партия (АНП) — 81.
1986 год связан дляАвстрии со скандалом по поводу обвинения бывшего генерального секретаря ООН,заместителя председателя АНП, Курта Вальдхайма Всемирным еврейским конгрессом втом, что он во время Второй мировой войны, будучи членом нацистской партии,активно участвовал в военных преступлениях, совершенных на Балканах в отношениипартизан.
В 1988 г. международная комиссия историков, которой правительство Австрии поручило разобраться ввоенном прошлом президента, представила результаты своего расследования.Комиссия не нашла доказательств участия главы австрийского государства ввоенных преступлениях, но все же решительно осудила его действия во времявойны. Несмотря на обвинения, Вальдхайм во втором туре президентских выборовнабрал абсолютное большинство голосов по сравнению со своим соперником,социалистом Куртом Штайрером, и стал президентом. Возможно, избирателей привлекновый лозунг АНП в связи с этим скандалом: «Мы, австрийцы, выберем того, когохотим». Скандал отразился на отношениях между СПА и АНП, а в ноябре 1990 г. на выборах победила СПА.
Швейцария в 50-е гг.вышла на 11 — 12 место в мире по объему промышленного производства. На долюпромышленности приходилось примерно 47 % валового национального продукта иоколо 95 % стоимости швейцарского экспорта. Из более 2 млн самодеятельногонаселения свыше 1 млн составляли индустриальные рабочие.
Несмотря на высокуюстепень концентрации капитала, основная доля промышленного производстваприходилась на мелкие и средние предприятия.
Экономика Швейцарии оченьтесно связана с мировым рынком. В 1959 г. по внешнеторговому обороту на душу населения Швейцария стояла на втором месте в мире. Главными торговыми партнерамиШвейцарии были страны Западной Европы.
Огромную роль и особоеместо в экономике страны занимает туристический бизнес, который уже в 50-х гг.значительно окреп. Другой примечательной чертой Швейцарии является стабильнаябанковская система. Постоянный нейтралитет страны и консерватизм ее внутреннейполитической жизни издавна привлекали в эту страну капиталы. Швейцарские банкиполучают колоссальные доходы, одновременно это косвенно благоприятствуетэкономическому развитию страны.
Конец 50-х гг. был назван«периодом процветания». Однако во время производственного и финансового подъемапоявились черты «перегрева экономики». В 1964 г. правительство приняло ряд чрезвычайных декретов, которые, по сути, были олицетворением первого вмешательствагосударства в частное предпринимательство в истории страны. Был искусственносужен приток иностранного капитала, ограничены возможности полученияпредпринимателями банковских кредитов, право на строительство новых(производственных) объектов и расширение существующих площадей. Эти мерыкоснулись в основном мелкого и среднего предпринимательства, однако какой-либооппозиции в стране не сложилось. Более того, рабочих и служащих призывали недобиваться повышения зарплаты и сокращения рабочей недели, которая была однойиз самых продолжительных (47—50 часов).
К концу 60-х гг.«антиперегревные меры» были отменены. Все эти годы у власти в Швейцариипродолжала находиться коалиция четырех партий (трех буржуазных иСоциал-демократическая).
В середине 60-х гг.возникли ультраправые группировки: «Бдительность» во французской частиШвейцарии и «Движение против засилья иностранцев» в немецкой. Проблемаиностранной рабочей силы в целом являлась весьма острой. Ввоз иностраннойрабочей силы увеличился в связи с быстрым расширением производства и туризма,однако показатели условий труда и быта, оплата труда, социальное страхование ипр. были, значительно ниже, чем у швейцарских граждан. Шовинистическиенастроения вылились в то, что под лозунгом «спасения швейцарцев от поглощенияих иностранцами» депутат парламента Шварценбах, поддерживаемый ультраправымигруппировками, потребовал в 1968 г. удалить из страны 300 тыс. иностранныхрабочих (из 800 тыс.). Официальные круги не поддержали это мероприятие, так какудаление такого количества рабочих не могло не отразиться на экономике страны.
Другим острымвнутриполитическим вопросом в 50—60-х гг. было равноправие женщин. Весьмапримечательно, что Швейцария (за исключением Лихтенштейна) оставалась последнейстраной Европы, где женщина была лишена основного политического права. Женщиныне имели права не только избирать и быть избранными в общегосударственныйпарламент и в органы местного самоуправления, но и принимать участие вкантональных и общешвейцарских референдумах. В 1958 г. предложение о равноправии женщин было вынесено на референдум. Разумеется, референдум былпроведен с участием одних мужчин и предложение не прошло. Против политическогоравноправия женщин жестко выступали клерикальные круги. Только в трех кантонахсторонники женского равноправия одержали победу. В конце 60-х гг. еще внескольких кантонах женщины были допущены к участию в референдумах, но не вкантональных выборах. 1 марта 1969 г. 3 тыс. женщин организовали «поход наБерн». Требования, выдвигаемые ими, заключались в уравнении их в политическихправах, в возможности занимать любые должности, в доступе к высшему испециальному образованию, а также к ликвидации неравенства женщин в оплатетруда.
Страны Бенилюкса в своемэкономическом развитии в 50— 60-х гг. сделали значительный рывок. Однакомодернизация производства, его структурная перестройка, вступление стран вОбщий рынок вызвали социальную напряженность и рост рабочего движения.
Вступление Бельгии в ЕЭСусилило неравномерность развития различных отраслей промышленности. Из-законкуренции вслед за ухудшением положения в хлопчатобумажной, цинковой исудостроительной отраслях настал черед угольной промышленности. Бельгийскийуголь не конкурировал с более дешевым заграничным, что привело в 1959 г. к необходимости закрытия ряда шахт. Началось забастовочное движение. В конце 1960 г. в так называемой «великой стачке» участвовало более 1 млн трудящихся. Она была направленапротив «единого закона» («закона нищеты») правительства Г. Эйскенса,предусматривавшего увеличение налогов, сокращение ассигнований на социальныенужды, замораживание зарплат и пр. в целях выведения из кризиса ряда отраслейпромышленности. Забастовочное движение продолжалось все десятилетие, причем внем наметилась тенденция к совместным действиям сначала отраслевых объединенийВсеобщей федерации труда и Конференции христианских профсоюзов, а затем и самихпрофцентров. Мировой экономический кризис середины 70-х гг. еще больше обострилвнутриполитическую ситуацию. В этих условиях потерявшая свою популярностьСоциально-христианская партия, находившаяся у власти в коалиции со сменяющимидруг друга Либеральной партией (с 1961 г. — Партия свободы и прогресса) и Бельгийской социалистической партией, попыталась пересмотреть свою политику. Ещена II Ватиканском соборе (1962-1965), одним из острых вопросов которого былообновление церкви, главы бельгийского и нидерландского епископатов выступали заприспособление католицизма к новым условиям, последовательную реализациюпринципов солидаризма и демократии. СХП пыталась реализовать эти идеи, выдвинувпрограмму «социального программирования», которая заключалась в применениипрактики консультаций профсоюзов, предпринимателей и правительства.
Другим важным вопросом вначале 60-х гг. явился национально-языковой вопрос. На протяжении десятилетийфранкоязычные валлоны находились в привилегированном положении, чемуспособствовал и тот факт, что южная, валлонская часть страны с шахтами исталелитейными заводами была богаче фламандского севера. Однако в последниедесятилетия эти отрасли потеряли былое значение, а на первый план стал выступатьсевер с его развивающейся легкой и электронной промышленностью. Фламандцыдобились еще в 1929 г. того, что фламандский язык был признан вторымофициальным языком. Причиной же новых споров явилось неравномерноераспределение капиталовложений, основной поток которых устремился во Фландрию,благодаря чему экономика Фландрии развивалась в два раза быстрее. В своюочередь, усиление фламандского национализма вызвало реакцию валлонов.
В 1966 г. студенты фламандского факультета Л у венского университета потребовали, чтобы обучение велосьтолько на фламандском языке. Национально-языковая проблема вызывала серьезныеразногласия между партиями. В конце 1970 г. был проведен ряд конституционных реформ, закреплявший существование трёх культурных сообществ (французского,фламандского и немецкого) и четырех лингвистических районов (три названных идвуязычный Брюссель). Изменения в конституции предусматривали также созданиетрех региональных органов власти с широкими полномочиями: для Фландрии,Валлонии и Брюсселя, однако фактически таковых создано не было. Только в 1988 г. бельгийский парламент принял ряд законов, которые превращали страну в федеративное государство.А в 1993 г. была принята поправка к первой статье конституции о федеративномустройстве государства, в соответствии с которой усилилась самостоятельностьобеих частей страны — Валлонии и Фландрии. Мнения об этом акте расходятся:некоторые политики считают его логическим следствием длительного процессаправового урегулирования фламандцев и валлонов, другие полагают, что поправка — это шаг на пути к расколу страны. Символом единства страны остается монархия.
Несмотря на отказ отпомощи по плану Маршалла в 1952 г. и сильное наводнение 1953 г.; экономика Голландии быстро стабилизировалась. В сталелитейной, нефтехимической истанкостроительной отраслях появились крупные предприятия, ориентированные наэкспорт. К концу 1960 г. довоенный уровень промышленного производства былпревзойден более чем в 2 раза.
В Голландии получилоприменение государственно-монополистическое регулирование экономики, котороевыражалось в ежегодном планировании бюджетной и финансовой политики, программахрегионального развития, проектов в области экологии и урбанизации.
Расширение промышленногопроизводства, в частности, объяснялось фактором сбыта продукции на внешнихрынках (в важнейших отраслях экономики экспортировалось от 22 до 50 %продукции). Начиная с 60-х гг. развитию новых отраслей промышленностиспособствовал сбыт их продукции на рынках ЕЭС, хотя для Нидерландов крупнейшимиторговыми партнерами оставались США и Англия.
Большое значение дляНидерландов имели международные связи голландских монополий. Так, огромную рольв жизни страны играли четыре международных концерна: «Ройял датч-Шелл»(англо-голландская нефтяная компания), «Юнилевер» (англо-голландский концерн попроизводству маргарина, мыла и технических жиров), АКЮ (голландско-германскаякомпания по производству искусственного шелка; с 1969 г. АКЗО) и голландско-американский концерн «Филипс».
Необходимость вкапиталовложениях объясняла предоставление государственных субсидий иностраннымкомпаниям (с 1967 г.) при создании новых предприятий, при этом американскийкапитал занимал доминирующее место.
Процессы концентрации ицентрализации производства в связи с усилением западноевропейской интеграциипроисходили в химической, металлообрабатывающей и текстильной отраслях, а такжев банковской сфере.
В сельском хозяйстве былвзят курс на свободный международный рынок. Это вело, с одной стороны, к массовомуразорению мелких хозяйств, а с другой — к интенсификации и проникновениювысокоразвитых технологий в эту сферу. В ЕЭС Нидерланды занимали первое местопо экспорту целого спектра сельскохозяйственной продукции (животноводство,овощеводство, садоводство, цветоводство).
Во внутриполитическойсфере наиболее сильные позиции занимала Католическая народная партия (КНП),опиравшаяся в своей деятельности как на католическое духовенство, так и нагосударственных чиновников. Программа КНП, базировавшаяся на положениях папскихсоциальных энциклйках, заявляла о перерождении капитализма в «народныйкапитализм», выступала за «систему участия в прибылях», ратовала за«гармонический союз» рабочих и работодателей.
Второй по влиянию былаПартия труда (ПТ), программа которой была во многом схожа с программой КНП.
Внутриполитическая жизньбыла достаточно неустойчива, что выражалось в частой смене кабинетов, пока небыло сформировано объединение в избирательную федерацию«Христианско-де-мократическая акция», куда вошли три партии: КНП,протестантские Антиреволюционная партия и Христианско-исторический союз. Этафедерация выдвинула идею «третьего пути между социализмом и капитализмом» —такого социального устройства, в котором рыночная экономика сочеталась бы с«принципиальными основами демократического государства и плюралистическогообщества». Новая конституция 1983 г. подтвердила курс правящих партий.
Основой экономикиЛюксембурга оставалась черная металлургия. По добыче руды и выплавке чугуна истали на душу населения Люксембург прочно удерживал первое место в мире.Поскольку потребление продукции металлургической промышленности внутри страныне превышало 1—4 %, то соответственно 96—99 % шло на экспорт. Однобокостьэкономики И ее экспортный характер усилили зависимость Люксембурга отиностранного капитала, особенно от американского и западногерманского.
60—70-е гг.характеризуются расширением банковской деятельности в стране, что было связанос развитием западноевропейской интеграции.
Христианско-социальнаянародная партия (ХСНП), программа которой фактически не отличалась от другихклерикальных партий Бенилюкса, оставалась ведущей партией Люксембурга. КоалицииХСНП чередовались попеременно с Люксембургской социалистической рабочей партией(Л СРП) и Демократической партией (Д П).
Несмотря на то чтолидирующая ХСНП и другие сторонники «атлантизма» и верности НАТО выступали засохранение воинской повинности, в 1967 г. палата депутатов приняла закон об упразднении обязательной воинской повинности и формировании армии издобровольцев.
В целом жевнутриполитическая ситуация в Люксембурге отличалась большей стабильностью,что, безусловно, связано с одним из самых высоких уровней жизни в ЗападнойЕвропе.
3. Международное положение«малых стран» Европы
Страны Бенилюкса всемисилами продолжали поддерживать все проекты углубления западноевропейскойинтеграции. Они вошли в Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) с моментаего основания в 1951 г. В 1955 г. конференция министров иностранных дел странЕОУС приняла «Меморандум Бенилюкса» о принципах экономической интеграции,который был составлен по проекту голландского министра Бейена. В 1957 г. было образовано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Брюссель и Люксембург сталистолицами Единой Европы, разместив ряд ее учреждений и организаций. В этом жегоду три страны создали Экономический союз для согласования своейсельскохозяйственной политики. Необходимо отметить, что «европеизм» означал нетолько экономическую интеграцию, но и укрепление военно-политического союзастран Бенилюкса.
Однако наряду состремлением к укреплению своих позиций в Европе путем интеграции, страныБенилюкса оставались верными принципам «атлантизма».
«Атлантическая»ориентация наиболее четко прослеживается в Бельгии, в столице которойрасполагаются военные штабы НАТО. Верная принципам НАТО, она отправила в Кореюсвои войска. В июле 1962 г. правительство Бельгии заключило с правительствомСША соглашение о сотрудничестве в области атомного оружия и так называемой«совместной обороны». Безусловно, одним из факторов, позволившим Бельгиипровести военную интервенцию в Конго, была «дружба» с США. Однако война1960—1963 гг. закончилась для Бельгии безрезультатно.
1960-е гг. сталисвидетелями борьбы между сторонниками «атлантизма» и «европеизма», наиболееострые формы которой проявились в Голландии и Люксембурге. Никогда ранеевопросы войны и мира не приобретали такой актуальности. Проамериканская внешняяполитика привела к участию Голландии в «холодной войне». После выхода Франциииз военной организации и отказа Люксембурга от размещения у себя в странештаб-квартиры командования вооруженными силами НАТО в Европе, она «поселилась»в Бельгии. В 1968г. под нажимом общественности Нидерланды и Люксембургподписали Договор о нераспространении ядерного оружия.
На внешнюю политикуШвейцарии и Австрии оказывал влияние их статус нейтралитета. «Постоянныйнейтралитет» был одним из факторов, который принес Австрии политическуюстабильность и экономическое благосостояние. Улучшились отношения с СССР.Территория страны все чаще становилась местом международных встреч.
Благодаря своемунейтральному статусу возросло значение Швейцарии как европейского центрадеятельности ООН. В Женеве находится Европейское отделение ООН, штаб-квартираВсемирной организации здравоохранения, Международной организации труда и ещецелого ряда крупнейших организаций мира.
Определенное давлениеизвне и устремления правящих кругов делали внешнюю политику Швейцарии не всегдаоднозначной. В частности, возникла тенденция «гибко» толковать политикунейтралитета, что обосновывало право на военное сотрудничество сгосударствами-членами НАТО. Так, швейцарская армия сотрудничала с армиями странНАТО в подготовке военных кадров и стандартизации вооружений, а в швейцарскихгородах были размещены филиалы ряда западных фирм, выполнявших заказы НАТО попроизводству вооружения.
В 60-е гг. Швейцариястала проявлять интерес к укреплению отношений со странами Западной Европы, вчастности, она сближается с другими нейтральными странами — Австрией и Швецией.
Еще в мае 1960г.Швейцария и Австрия вошли в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), созданнуюв качестве альтернативы ЕЭС. В отличие от последней, ЕАСТ являлась чистоэкономической организацией, исключавшей создание наднациональных институтов.
Однако в те годы Австрияи Швейцария были только сторонними наблюдателями нового этапа западноевропейскойинтеграции, предложенного французским президентом Ж. Помпиду. Страны Бенилюксактивно участвовали в развитии этих идей, в частности, под руководствомпремьер-министра Люксембурга Вернера был составлен проектвалютно-экономического союза стран ЕЭС, а комиссия под руководством бельгийцаДавиньона разработала концепцию политической интеграции.
Этим проектам удалосьреализоваться значительно позже, поскольку мировой экономический кризис 70-хгг. приостановил преобразования ЕЭС. С середины 80-х гг. Бенилюкс снова самымактивным образом включается в новый этап европейской интеграции. Они поддержалиподписание Маастрихтского договора в 1991 г., в котором были согласованы принципы, в соответствии с которыми будет строиться Европейский союз.
С конца 80-х гг. Австрияи Швейцария стали проявлять интерес к проблемам европейской интеграции, чтовыразилось, в частности, в их более активном участии в деятельности СоветаЕвропы и Организации экономического сотрудничества и развития.
В январе 1995 г. Австрия стала полноправным членом Европейского сообщества. Что касается Швейцарии, то нареферендуме в декабре 1992 г. швейцарцы небольшим большинством голосов (50,3 %)высказались против присоединения страны к будущей объединенной Европе.Преимущества политики формального нейтралитета, которым обладала Швейцария,настолько импонировали населению, что в 1986 г. швейцарцы вновь проголосовали против вступления в ООН. Правящие же круги, заинтересованные в сохранениисобственного конституционного механизма и неприкосновенности, настороженноотносятся даже к сотрудничеству с другими странами в гуманитарной и правовойсферах. С большим трудом и только в 1992 г. парламент ратифицировал Международный пакт 1966г. об экономических, социальных и культурных правах человека.