Содержание
Введение
1. Римская рабовладельческая республика
1.1 Общественный строй
1.2 Государственный строй
2. Кризис и падение Римской республики. Римская империя
2.1 Реформы Гракхов
2.2 Общественный строй Римской империи в период принципата
2.3 Государственный строй римской империи
2.4 Римская империи в период домината
3. Римское право
3.1 Сравнение римского права периода республики и периода Римской империи
3.2 Гражданское право Римской империи
Заключение
Список литературы
Введение
Долгая, тысячелетняя история Рима подразделяется на три основных периода. Первый период—так называемый царский—продолжался, согласно римской традиции, с 754 по 510 г. до н. э., т. е. около 150 лет. В течение этого времени, особенно же в правление последних римских «царей», происходит складывание общественных классов и государственного аппарата. Второй период начинается с низложения последнего римского царя Тарквиния Гордого и утверждения республиканского строя. Римская традиция относит эту революцию к 510—509 гг. до н. э. Период Римской республики продолжался вплоть до 27 г. до н. э. С этого же времени начинает существование Римская империя, отчего и весь третий период называют периодом империи. Республиканский строй уступает место монархическому. В свою очередь, история Римской монархии подразделяется на два этапа: принципата и домината. Концом Западной Римской империи принято считать узурпацию римского престола варваром Одоакром. Это произошло в 476 г. н.э. Восточная Римская империя (Византийская) во главе с Константинополем продолжала существовать еще в течение целого тысячелетия.
История возникновения и развития Древнего Рима очень интересна своим своеобразием как в общественных так и внутригосударственных отношениях. По этому выбрав именно такую тему данной работы необходимо более детально рассмотреть те условия при которых происходило возникновение Римской республики, ее падение, позднее возникновение Римской империи. Проследить как изменялось государственное устройство в разные периоды существования Римского государства. Также необходимо проанализировать и правовое регулирование общественных отношений Древнего Рима, особенности гражданского и уголовного права. Исследование и изложение этих вопросов на основе научной литературы и есть заданием данной работы.
1. Римская рабовладельческая республика
Историю Древнего Рим можно отчислять приблизительно с VIII или начала VII века до н.э. в это время начинает развиваться земледелие, скотоводство, позже строительное дело, ткачество и др. Население города составили две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, и их антагонисты—плебеи.
Первые были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию.
Курии обладали общими земельными владениями, полученными, согласно преданию, когда легендарный римский реке («царь») Ромул делил римскую землю на 30 частей—по числу курий (оставив ее общей для всего города). Как роды, так и курии имели свои особые праздники; практиковались периодические общие трапезы куриатов. Каждая курия имела своего вождя, собиралась на собрания, решавшие внутренние дела, и с единым мнением выступала на общем собрании всех 30 курий. Каждая из них имела по традиции один голос.
Общее народное собрание, куриатные комиции, принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве верховной апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну.
Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин —сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от «сенекс» — старейший). Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.
Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий «царю» (рексу). Он соответствовал греческому базилевсу. Исторические предания называют первым «царем» римской общины Ромула, а всего насчитывают семь рексов (так называемый царский период истории Рима).
Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно только. что они стояли вне родовой организации и поэтому не могли принимать участие в управлении общиной. Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках.
Когда с течением времени земельный фонд Рима, состоявший в прилегающей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения) и Рим обратился к политике завоеваний. плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся для них с вопросом о политических правах. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.
Самой первой среди них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает шестому римскому рексу Сервию Туллию, правившему городом в середине V] в. до н. э. (578—533 гг.).
Самым существенным в реформе Сервия Туллия было произведенное ею разделение патрициев и плебеев на пять общих для тех и других разрядов, или классов, в зависимости от имущественного положения. Первый класс составили все те (как патриции, так и плебеи), имущество которых достигало 100 тыс. ассов. Из них образовали 80 центурий (сотен). Второй класс с цензом в 75 тыс. ассов получил 22 центурии; третий класс с цензом в 50 тыс. ассов — 20 центурий; четвертый класс с цензом в 25 тыс. ассов — 22 центурии; наконец, пятый с цензом в 11 тыс. ассов — 30 центурий. Одну-единственную центурию составляли «пролетарии», т. е. граждане, лишенные имущества, а их, конечно, было не «сотня»1.
Еще первый римский реке Ромул имел, по преданию, дружину, составленную из всадников. Она была, по всей видимости, его военной опорой. При Сервии Туллии число всаднических сотен (центурий) достигло 18, и это несмотря на то, что по своему богатству всадники должны были превосходить граждан первого разряда, т. е. иметь более 100 тыс. ассов (в имуществе).
Таким образом было создано 193 центурии. Вместе они составляли верховный орган Рима — центуриатные комиции, собрание центурий (вече). Каждая центурия имела один голос и, следовательно, выступала как единое целое. Первыми по установленному порядку голосовали всадники и 80 центурий первого класса. Если они выступали согласно, на том дело и кончалось: остальные центурии к голосованию не привлекались. Требуемое большинство голосов было налицо (98 от 193). Так достигался главный эффект: решающее влияние в делах государственного управления оставалось за богатыми.
Этой же реформой город Рим был разбит на четыре территориальных округа—трибы. Начиная с 471 г. до н. э. собрания плебеев по трибам, так называемые трибутные собрания, получили право издавать постановления общего характера, обязательные для одних плебеев. Обязательными для всей римской общины, т. е. и для патрициев, постановления трибутных собраний сделались (по одной из версий) с принятием закона Валерия и Горация в 449 г. до н. э.
Реформа Сервия Туллия еще далеко не уравняла патрициев с плебеями. Для такого уравнения потребовалось по крайней мере два столетия. Этому процессу способствовало и оскудение патрицианских фамилий, сокращение их числа, что было результатом главным образом экономических процессов. Из 35 самых знатных римских фамилий к 300 г. до н. э. осталось всего 15. Пройдет время, и самые богатые из патрициев смешаются с самыми богатыми из плебеев, составив верхушку римского правящегося класса — нобилитет.
1.1 Общественный строй
Краеугольным камнем неписаной римской конституции становится правило: люди не равны друг другу. Рабы не люди, а вещи.
Римское гражданство приобреталось, как правило, рождением от полноправных отца и матери. По достижении совершеннолетия римский юноша приводился на форум (площадь в Риме, где совершался суд) и записывался в соответствующую трибу. С этого момента он становился политически полноправным. С политическим полноправием связывалось: 1) право участия в народном собрании; 2) право быть избранным на должность в римском правительственном и судебном аппарате; 3) право служить в войске.
Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», т. е. права распоряжения имуществом. Пока был жив отец и сын находился под его властью (т. е. в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он совершать не мог, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Только глава семьи мог обращаться за судебной защитой своих интересов, составлять завещание, быть свидетелем при составлении завещания другим лицом.
Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Согласно римским законам, женщины «вследствие присущего им легкомыслия» не могли совершать сделок, а тем более участвовать в политической жизни.
Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступление, а тоже вследствие ссылки или изгнания.
Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб. Но он не мог замещать выборных должностей и служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы.
Отпущение на волю совершалось разными способами: виндиктой, т. е. в присутствии магистра — консула, претора или проконсула; по цензу, т. е. включением раба в какой-нибудь из разрядов, созданных реформой Сервия Туллия (как если бы раб был свободным человеком); по завещанию. Господин мог поставить условием освобождения денежный выкуп, отработку в течение определенного количества лет или дней, исполнение определенного дела, ежегодные денежные взносы и т. д1. --PAGE_BREAK--
По мере того как Рим из незначительного поселка превращался в столицу огромного средиземноморского «круга земель», состав его населения стал пополняться иностранцами. Многие приезжали сюда для ведения торговых дел и здесь оставались. Называли их перегринами. В своих отношениях, а тем более в своих спорах с римлянами перегрины претендовали на то, чтобы учитывались право и обычаи их собственной страны. В отношениях между собой они держались главным образом этих обычаев. Таким образом в пределах одного и того же города возникают и обособляются две несхожие системы права: одна для римских граждан, другая для перегринов — право квиритское и право перегринское.
Перегринское право стало называться со временем «правом народов». Было бы ошибкой видеть в нем международное право, поскольку предметом последнего являются межгосударственные отношения. Это то же римское право, но только предназначенное для особого круга имущественных правоотношений. Как и вольноотпущенники, перегрины могли приобретать права римских граждан за особые заслуги перед Римом или на основе специальных актов государственной власти, распространявшихся на отдельные группы иностранцев.
Начиная с III—II вв. до н. э. основным работником в Риме становится раб. Расцвет римского земледелия находится в неразрывной связи с существованием мелких и средних рабовладельческих поместий,' в каждом из которых было занято от 5 до 30 рабов. Сотни рабов использовались на изнурительных и губительных работах в рудниках (медных, серебряных и др.). Многие тысячи рабов были заняты на строительстве домов, сооружении храмов и дорог, в разного рода мастерских. Квалифицированный раб-ремесленник высоко ценился на рынке.
Главным источником рабства служила война. За разрушением знаменитого Карфагена последовало превращение в рабство всех его жителей. Массу рабов поставлял Риму мировой рабовладельческий рынок того времени.
Не меньшее значение имело и естественное воспроизводство рабов: дети, прижитые от связи раба и рабыни, считались собственностью их господина. Распространенным и прибыльным занятием было обучение домородных рабов каким-либо профессиям, в том числе интеллигентным. Находились хозяева, которые специализировались на отдаче квалифицированных рабов в наем или на их продаже.
В официальной теории, бесстрастно излагаемой римскими юристами, человек умирает в рабе. Возникает «говорящее орудие» — вещь, которой ее собственник вправе распорядиться по своему усмотрению, вплоть до уничтожения. Рабу не положено иметь семью, дети раба не имеют отца. Все, что ни приобретает раб (находкой, дарением, работой), находится в собственности господина.
Убийство чужого раба приравнивалось, по закону Аквилия (первая половина III в. до н. э.), к убийству чужого четвероногого животного и, следовательно, • приводило к возмещению убытков. За легкий проступок раба наказывали обыкновенно тем, что обязывали с надетой на шею двузубой пилой обходить окрестности, громко объявляя о содеянном. За поступки, которые господин считал серьезными, раба наказывали бичеванием, заковыванием в цепи или колодки, заточением в карцер, продажей в гладиаторы, в рудники.
При всяком допросе раба подвергали пытке. О смертной казни постановляли обыкновенно на некоем подобии суда, которым являлся семейный совет.
Самой распространенной формой классовой борьбы рабов было, пожалуй, бегство, в особенности бегство за пределы Италии, на родину, во враждебные Риму страны (Парфию, Египет и др.). Государство принимало многочисленные меры, направленные на искоренение этого «зла», установив суровые наказания для пособников и укрывателей, требуя непременной выдачи беглых рабов при заключении мира с другими государствами и пр. Отнюдь не редкостью было убийство господина, опустошение его поля, сожжение его виллы и пр.
Высшей формой классовой борьбы рабов с ненавистным им строем были восстания, наиболее известным из которых было восстание Спартака, поднятое в 74 г. до н. э. группой гладиаторов из города Капуи. Восстания рабов оканчивались поражениєм и массовыми казнями.
1.2 Государственный строй
В конце VI в. до н. э. последний римский реке был устранен, и на его место стали выбирать двух консулов. С этого времени начинается история Римской республики, просуществовавшей около 500 лет.
Главным органом власти Римской республики сделался сенат, развившийся из совета старейшин римского союза племен. По числу родов сенаторов было первоначально 300, и это число оставалось неизменным вплоть до диктатуры Суллы (I в. до н. э.), когда количество сенаторов было удвоено. С исчезновением старых родов и курий сенаторов (по закону 318 г. до н. э.) стали назначать особо уполномоченные лица, избранные народным собранием,—цензоры. Требовалось, чтобы сенатор происходил из родовитой семьи, был богат, занимал перед тем какой-нибудь важный пост1.
Всякий вопрос, предложенный на решение центурий, обсуждался предварительно в сенате. Это правило распространялось на все случаи замещения важных должностей.
Когда сенат находил, что решения народного собрания «не соответствуют интересам Рима», он объявлял их недействительными или предлагал должностным лицам, ответственным за эти решения, отказаться от своих должностей. Не имея прямой законодательной власти, сенат присвоил себе право толкования законов, которое нередко оборачивалось созданием новых законов. Только судебные решения народных собраний были для сената неприкосновенными.
В ведении сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; внешние сношения; военное дело, включая назначение командующих, и т. п. От него зависело назначение на почетную и доходную должность в провинцию, в завоеванную страну. Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования по делам об измене, заговоре, изготовлении ядов, злонамеренном убийстве.
По той роли, которую играл сенат, и по тому, из кого он состоял. Римскую республику называют аристократической. И это вполне соответствует действительности.
Но тем самым по форме правления Римская республика отличается от афинской. Объясняется это главным образом экономической отсталостью раннереспубликанского Рима, низким уровнем его ремесленного производства и торговли. Вплоть до III в. до н. э. Рим был по преимуществу земледельческой общиной. Соответственно этому политическое господство принадлежало здесь земельной аристократии.
В соответствии с реформой Сервия Туллия в Древнем Риме существовало два вида народных собраний — центуриатные и трибутные. Первые долгое время считались главными. Собрания созывались по приказу консула, претора, народного трибуна. Начинались они с религиозных обрядов, за которыми следовало чтение законопроекта и голосование. Председательствующий мог в любое время распустить собрание. Оно автоматически расходилось при некоторых неблагоприятных знамениях (буря, эпилептический припадок и пр.).
Центуриатные комиции избирали всех высших начальников — магистратов республики — консулов, цензоров, преторов и некоторых других. Здесь же принимались или отвергались законопроекты, внесенные магистратами.
Трибутные собрания имели поначалу ограниченную компетенцию, однако уже с 449 г. (по другой версии — с 287 г.) до н. э. и они получают законодательные функции (исключение — законы о войне и мире). Когда трибутное собрание созывалось и возглавлялось народным трибуном, его компетенция ограничивалась избранием плебейских магистратов—народных трибунов, эдилов и др. В этих случаях голосовали одни плебеи.
Число центурий с течением времени было увеличено, и в III в. до н. э. их было уже 373. Объясняется это главным образом приростом населения. Происходит и некоторая демократизация центуриатного собрания. Каждый разряд населения получает по 70 центурий. Резко возросло количество триб Реформой Сервия Туллия1.
Правительственная власть в Римской республике складывалась из некоторого числа коллегий. Все они избирались народными собраниями сроком на год. По истечении этого срока члены коллегий были ответственны за свои действия и могли быть преданы суду за злоупотребления. Члены коллегий считались равными в своих полномочиях, но каждый из них мог наложить запрещение — вето — на действия своего коллеги. В этом усматривали гарантию от произвольных и вредных распоряжений власти.
Важнейшее значение имели первые две коллегии: коллегия консулов (первоначально два лица) и коллегия преторов. И те и другие обладали властью. С этим связывалось прежде всего командование войском, право созыва народного собрания и сената (а также председательствование в собрании и сенате), право издавать приказы и чинить суд над гражданами.
Консулы были высшими магистратами республики. В их руках находились дела текущего управления. Они следили за исполнением законов.
Консулы имели «почти неограниченную власть во всем, что касается приготовлений к войне и вообще военных походов», включая набор войска и расходования военной казны. Они были властны подвергнуть наказанию (вплоть до смертной казни) любого из подчиненных им в военном лагере.
Коллегия преторов (сначала два лица, затем восемь) была непременной инстанцией при решении судебных дел—уголовных и гражданских. Вместе с тем претор имел право замещать консула в его отсутствие, командовать войском.
Цензоры, избираемые раз в 5 лет, распределяли граждан между центуриями (по их цензу) и трибами. Они же (по закону Овиния 312 г. до н. э.) составляли списки сенаторов и в соответствии с тем получили право отвода неугодных лиц. Решения цензоров не подлежали запрещению трибунов.
Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Должность эта была учреждена около 494 г. до н. э. в результате ожесточенного столкновения плебейства с патрициатом.
Трибунат был строго плебейским учреждением. Трибунов было сначала два, потом пять и наконец десять. Трибуны имела право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключением приказов диктатора). Они могли налагать вето на постановления сената и народных собраний. Кроме того, трибун был наделен правом арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу.
Чтобы подчеркнуть исключительность этой магистратуры, всякое посягательство на личность трибуна было объявлено преступлением не только против государства, но и против религии. Это не помешало патрициату осуществить политическое убийство двух самых выдающихся трибунов Древнего Рима — братьев Тиберия и Гая Гракхов.
Перечисленные магистратуры относят к категории ординарных, обыкновенных. Исключительной, экстраординарной магистратурой считалась должность диктатора. Он назначался консулом по уполномочию или под давлением сената для «спасения отечества» в таких особых случаях, как война, внутренние смуты и пр. Диктатор обладал неограниченной властью, подкрепляемой опорой на специально выделенное ему конное войско. Он не отвечал за свои действия, ему не угрожало вето народного трибуна. Единственно, в чем он был ограничен,—это в сроке полномочий: не более 6 месяцев! продолжение
--PAGE_BREAK--
2. Кризис и падение Римской республики. Римская империя
2.1 Реформы Гракхов
Во II в. до н. э. после победы над Карфагеном и Македонией Римское государство господствует на всем пространстве земель, омываемых Средиземным морем. Завоеванные страны стали неисчерпаемым источником рабов. Сотни тысяч их были проданы за бесценок в земледельческие поместья новой римской знати — сословия нобилей. Принадлежали к этому сословию только те, чье имущество оценивалось не меньше чем в один миллион сестерций.
Рост числа крупных поместий (латифундий) сопровождался прямо противоположным процессом разорения римского крестьянства. Оно не выдерживало конкуренции дешевого рабского труда. Не имея доступа к новым земельным фондам, оно задыхалось от малоземелья, порожденного дроблением участков между наследниками, а еще больше грабежом и захватом их земель богатыми. Оно находилось в тисках кабальных займов.
Неизбежным результатом этого процесса было крайнее обострение никогда не прекращавшейся борьбы между мелким и крупным землевладением. Кульминацией борьбы стали реформы братьев Гракхов.
В 133 г. до н. э. избранный трибуном Тиберий Гракх предложил закон, по которому устанавливался максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках,— 1000 югеров на семью (около 250 га). Излишки подлежали распределению между безземельными и малоземельными, с тем чтобы крестьянин, как говорил сам Тиберий, получил клочок земли, постоянный кров и обзавелся собственным алтарем. Но одной земли было мало. Крестьяне нуждались в скоте, инвентаре, семенах. Нужны были деньги, а они находились в распоряжении сената. Между тем именно сенат, выражавший интересы нобилей и состоявший из последних, оказывал упорное сопротивление реформе.
Тиберию, проведшему закон через народное собрание, пришлось трижды нарушить римскую конституцию. Он потребовал смещения своего коллеги—народного трибуна Октавия, наложившего вето на законопроект о земле. Большая часть триб приняла сторону Тиберия, и его требование было удовлетворено. Он предложил затем, чтобы не сенат, как было до того, а народное собрание само решило вопрос о субсидиях, необходимых для осуществления земельной реформы. И эта мера была осуществлена. Оставалось последнее — добиться переизбрания на новый срок. Народ стоял на стороне Тиберия. Тогда сенат, обвинив Тиберия в том, что он стремится к единоличной диктатуре, и выставив себя в качестве поборника республиканских институтов, организовал убийство народного трибуна. Со смертью Тиберия Гракха, как того и следовало ожидать, осуществление реформы было фактически приостановлено.
Новый подъем движения связан с именем Гая Гракха. Выдающийся оратор и политический деятель, человек редкого благородства, Гай Гракх был избран на ту же должность, что и его старший брат. Продолжая дело Тиберия, он пытался найти опору в среде римского обедневшего плебса. В его интересах было проведено снижение цен на хлеб, организованы земледельческие колонии на завоеванных землях и пр. Деятельность Гая была прервана его трагической смертью, его убийством. Сенат снова торжествовал победу.
Юридическим основанием аграрной реформы братьев Грак-хов было то, что по старинной традиции римская территория считалась общественной собственностью. Поэтому были возможны ее переделы. Этой возможностью воспользуется в свое время и Юлий Цезарь. Но уже в 111 г. до н. э. в интересах мелкого и среднего землевладения был принят закон Тория, которым устанавливалось, что всякий, кто «будет иметь» не более 30 югеров пашни (8,5 га), может считать это поле в своей собственности.
Реформы Гракхов, имевшие целью возрождение свободного римско-италийского крестьянства, открывают собой эпоху гражданских войн, завершившуюся победой нобилитета и падением Римской республики.
Упадок римского народовластия, каким бы оно ни было, вызван был главным образом развитием рабовладения и частной собственности на землю. Резкие различия состояний находились в противоречии с институтами, возникшими и созревшими в эпоху относительного равенства. Наконец, римские республиканские учреждения сложились как органы управления городом, полисом. Выполнять те же функции в отношении своей огромной державы, в которую превратился Рим, они не могли. Эту задачу выполнила Римская империя.
2.2 Общественный строй Римской империи в период принципата
Различия в положении свободных людей, установленные в древний период, исчезают. Верхушку класса рабовладельцев составляли два сословия. Нобили превратились при императоре Августе (I в. до н. э.) в сенаторское сословие, пополнявшееся за счет людей, выдвинувшихся на государственной службе. В сословие всадников вошли достаточно богатое люди (минимальный ценз—400 тыс. сестерций)1, поставлявшие государству ответственных чиновников и офицеров. Как сенаторы, так и всадники происходили из различных частей империи. Управление городами находилось в руках сословия декурионов— как правило, средних землевладельцев1.
Консолидация господствующего класса облегчила управление огромной империей, позволила правительственной машине с большим успехом выполнять главную политическую функцию—подавления рабов. Уже при Августе интересы рабовладения были ограждены с помощью энергичных мер. Они сводились к предотвращению новых выступлений рабов, к решительному ограничению отпуска рабов на волю, к расширению репрессий против них.
Император Август восстановил, в частности, закон, обрекавший на казнь всех тех рабов, которые находились в доме в момент убийства их господина (на расстоянии окрика) и не пришли ему на помощь.
Между тем экономическое развитие все более определенно указывало на невыгодность рабского труда. Никакой надсмотрщик и никакие наказания не могли заменить экономического стимула. Лишенный самого необходимого, раб делал только то, к чему его непосредственно принуждали, и делал лишь так, чтобы избежать бича. Ни одно усовершенствование на приносило достаточной пользы.
Понимая это, хозяева стали все более широко предоставлять рабам земельные участки-пекулии. Рабы были обязаны отдавать за них определенную долю продукта, обычно половину урожая. Другая половина оставалась в их полном распоряжении. Выгодность этой новой формы эксплуатации была несомненной.
Но для того чтобы она могла получить большее распространение, нужно было дать правовую защиту тем отношениям, в которые волей-неволей вовлекался раб-пекулиант. Старое римское право запрещало ему продавать что-либо на рынке, а между тем без этого он не мог существовать. Право запрещало ему брать взаймы, нанимать скот или сдавать его в наем, покупать что-либо, вступать в договорные отношения вообще. Старое право запрещало рабу заявлять иски в суде и отвечать по искам, предъявляемым к нему самому. Все эти ограничения были несовместимы с ведением самостоятельного хозяйства. Постепенно, хотя и медленно, соответствующие интересы были урегулированы к выгоде владельца пекулия.
Одновременно с тем в Римской империи совершается и другой важный процесс—превращение свободного крестьянина в арендатора-издольщика — колона. Развитие колоната было результатом грабежа крестьянской земли и связанного с этим роста латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из-за границы, явившееся следствием уменьшения военной мощи империи, с одной стороны, и усиления оказываемого ей сопротивления—с другой.
Обязательства колонов носили как денежный, так и натуральный характер. Колонат начался с краткосрочной аренды. Но она была менее выгодна арендодателю. Только длительный срок аренды мог обеспечить его постоянной рабочей силой, породить в колоне желание улучшать землю, возводить постройки и т. п.
Удовлетворяя требования землевладельцев, закон 332 г. положил начало прикреплению арендаторов к земле. Самовольно покинувшие поместья возвращались силой. В то же время было запрещено сгонять колонов при продаже земли. Колоны стали предшественниками средневековых крепостных. Наступает кризис рабовладения. Начинается переход от рабовладения к феодализму. В этом сложном процессе раб подымается до положения крепостного человека, свободный крестьянин опускается до него. К концу империи вводится запрещение убивать раба, разобщать семьи рабов при продаже, облегчен порядок отпуска роба на волю1.
Ремесленники, организованные в «коллегии», т. е. сообщества, во многих отношениях сходные со средневековыми цехами, должны были «навсегда оставаться в своем состоянии», что означало для них насильственное и потомственное «прикрепление» к профессиям.
2.3 Государственный строй римской империи
Принципат (от слова «принцепс», как называли императора по его званию «первого сенатора») сохраняет еще видимость республиканской формы правления и почти все основные учреждения республики. Собираются народные собрания и сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но словесная приверженность исторической традиции и принципам республиканского управления была прикрытием произвола и самовластия.
Император — принцепс — соединяет в своих руках полномочия диктатора, консула, цензора, трибуна, верховного жреца. В зависимости от рода дел он выступает то в одном, то в другом качестве. Как цензор он комплектует сенат, назначая одних сенаторов и изгоняя других. Как трибун он отменяет действия любого органа власти, арестовывает граждан по своему усмотрению и т. д. Как консул и диктатор он командует армией и осуществляет общее верховное управление империей.
Народные собрания приходят к крайнему упадку. Уже после убийства Гракхов авторитет собраний и их влияние резко падают. Обыкновенным явлением сделался подкуп голосов, точно так же как и постоянные насилия над комициями — разгоны, преследования участников и пр.
Император Август, несмотря на подчеркивание своего, уважения к комициям и проведенную по его желанию либерализацию самих комиций (уничтожение цензовых разрядов в центу-риатных комициях, разрешение заочного голосования для жителей муниципий и римских колоний), отнимает у народных собраний судебную власть—важнейший элемент республиканской свободы.
Вместе с тем собрания лишаются своего исконного права избирать магистратов. Сначала было решено, что кандидаты на должности консулов и преторов проходят предварительную проверку в специальной комиссии, составленной из сенаторов и всадников, т. е. апробацию, затем в 14 г. (при императоре Тиберии) выборы магистратов были переданы сенату.
Средоточием всех высших учреждений империи сделался двор принцепса. Среди них особого упоминания заслуживает императорская канцелярия с юридическим, финансовым и другими отделами. Никогда еще государство не проявляло такой изобретательности в отыскании источников обложения, как в период империи, никогда еще не была столь многочисленна армия чиновников финансового ведомства. продолжение
--PAGE_BREAK--
2.4 Римская империи в период домината
В III в. н. э. (с 284 г.) в Риме устанавливается неограниченная монархия. Это период домината (от «доми-нус» — господин). Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, которых назначает император. Среди этих ведомств следует отметить прежде всего два: государственный совет при императоре (орган, подготовлявший законопроекты и обсуждавший по поручению императора вопросы политики) и финансовое ведомство. Во главе военного ведомства стоят назначенные императором генералы.
Чиновники получают особую организацию. Им присваивается форма одежды. Для них устанавливаются привилегии. Они получают право на пенсию.
Утверждение домината связывается с именем и реформами римского императора Диоклетиана, сына вольноотпущенника, сделавшего блестящую военную карьеру и в 284 г. провозглашенного римским императором.
То, что сделал Диоклетиан, может быть сведено в основном к следующему: а) для наилучшего управления огромной империей верховная власть была разделена между четырьмя соправителями. Двое из них, носившие титул августов, занимали первенствующее положение, управляя каждый своей половиной империи—Западной и Восточной; б) армия, увеличенная на одну треть, была разделена по роду службы: одна часть ее размещалась на границах империи, охраняя последние, другая находилась в том месте, где в ней была нужда; в) административная реформа привела к разукрупнению провинций и одновременно с тем к их объединению во вновь созданные области (диоцезы). Италия окончательно теряет свое привилегированное положение: как и другие части империи, она была разделена на провинции и диоцезы (хотя Рим продолжал, по крайней мере официально, считаться еще столицей всей империи); г) вместо косвенных налогов разного рода был введен прямой поземельно-подушный налог, взыскиваемый в натуре—зерном, мясом, шерстью и пр.; размер обложения был значительно увеличен; д) империя получила полноценную золотую монету (ходящую наряду с серебряной и медной); е) рост цен вызвал к жизни известный эдикт 301 г., установивший максимальные цены на продаваемые товары1.
Будучи ответственными перед государством за поступление налогов от всех находившихся от них в зависимости людей, крупные землевладельцы получили возможность усилить свою власть над ними; тому же способствовала и военная реформа, в силу которой те же землевладельцы получили право посылать на военную службу определенное количество зависимых людей.
Дело, начатое Диоклетианом, продолжил император Константин, известный главным образом благодаря своей церковной политике, благоприятной для христианства (313—337 гг.). Среди многих и разнообразных мер, осуществленных в правления Константина, привлекает внимание осуществляемая линия на закрепощение крестьян-колонов и ремесленников.
В соответствии с императорской конституцией 332 г. колон был лишен права переходить из одного имения в другое. Не подчинившийся этому распоряжению заковывался в кандалы, как раб, и возвращался прежнему владельцу; принявший беглого колона уплачивал его господину полную сумму причитающихся податей. О прикреплении ремесленников можно судить, например, по указу 317 г., которым предписывалось, чтобы мастера монетного дела «навсегда оставались в своем состоянии» (Кодекс Феодосия, V, 91, X, 20).
При Константине столица империи была перенесена в город Византии, названный Константинополем (11 мая 330 г.). Соответственно с тем сюда были переведены из Рима высшие правительственные учреждения и создан новый сенат.
Окончательное разделение империи на две части—Западную (со столицей в Риме) и Восточную (со столицей в Константинополе) — было произведено в 395 г.
3. Римское право
Римское право характеризуется и тончайшей разработкой разного рода правовых институтов, детализацией правил должного поведения, ясностью аргументации, точностью формулировок, высокой юридической техникой. Сказанное в особенной степени относится к праву частной собственности, институту договора, к наследственному праву.
Развитию римского права, тому, что оно получает «классическое завершение», способствовали многие обстоятельства. Прежде всего сказался высокий уровень товарных отношений, достигнутый Римом в периоды поздней республики и принципата. Не меньшее значение имел «всесветный» характер самой империи, породивший потребность примирения на каком-то уровне многих и различных правовых систем, исторически возникших и существовавших в завоеванных странах, прежде всего в Греции, Египте, Сирии и др. Римские юристы имели возможность воспользоваться результатами правового развития культурных инонациональных частей империи, особенно Афин. Нельзя не отметить, наконец, то внимание, которое уделялось праву, и тот почет, который воздавался имени и мнению выдающихся юристов.
Первая римская кодификация права восходит к середине V в. до н. э. Она получила название Законов XII таблиц. В течение многих веков они считались в Риме основным источником права — публичного и частного.
Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках. Законы XII таблиц выставлялись на городской площади. Никто поэтому не мог «отговариваться незнанием закона». По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ряды граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.
Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.
От слова «цивитас», что значит «город», «городская община», право таблиц называли «цивильным», т. е. принадлежащим данной совокупности граждан; от слова «квирит» (как любили называть себя в торжественных случаях сами римляне в честь бога войны Януса-Квирина) — «квиритским». От «цивитас» происходит доныне существующий более узкий термин «цивилистика», означающий «гражданское право», совокупность институтов, служащих регулированию имущественных отношений.
3.1 Сравнение римского права периода республики и периода Римской империи
Примечательной чертой Законов XII таблиц было четко проведенное разделение вещей на две категории. К первой принадлежали земельные участки (в Италии), рабы, рабочий скот, строения и сельские сервитуты, ко второй—все остальные вещи.
Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способе отчуждения вещей: при их продаже, дарении и пр. Отчуждение земли, рабов, рабочего скота и строений должно было совершаться в строго установленной форме. Она называлась (манципация).
Манципация производилась следующим образом. Продавец и покупатель (если взять наиболее частый случай) приглашали пять свидетелей (не менее) и весодержателя. Покупатель (приобретатель) касался рукой купленной им вещи («хватал роба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот… (раб) принадлежит мне и я купил его за эту медь»1. Продавец мог ограничиться молчанием, которое считалось знаком согласия.
Медный слиток бросался на весы, символизируя уплату денег. В этом обряде пережиточна сохранилось воспоминание о тех временах, когда еще не умели чеканить монету и металл переходил из рук в руки в виде слитков определенного веса. Из этого можно заключить, что обычай манципации много древнее Законов XII таблиц, знающих уже и денежный штраф.
Отсутствие хотя бы одного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде и т. д. было достаточными основаниями для признания сделки недействительной, даже если были уплачены деньги.
Присутствие свидетелей, как и все другие условия манципации,—дань традиции. Свидетели играли двоякую роль. Запоминая самый факт сделки и ее условия, они обязывались удостоверять ее законность каждый раз, когда это требовалось (например, при судебном споре); кроме того, свидетели же были последним напоминанием о том контроле, который в свое время осуществляла община во всем, что касалось сделок с землей, рабами, рабочим скотом.
Такой вид собственности, который принято называть античной, возникает благодаря объединению—путем договора или завоевания — нескольких племен, избирающих местом поселения один из родовых поселков. Непременным атрибутом античной собственности является рабство. Движимая, а впоследствии и недвижимая частная собственность развивается в данных условиях как отклоняющаяся от нормы и подчинения общинной собственности форма. Античная собственность имела форму государственной собственности, вследствие чего право отдельного индивида на нее ограничивалось простым владением. Настоящая частная собственность появляется у римлян, как и у всех древних народов, лишь вместе с движимой собственностью.
Долговое рабство, узаконенное XII таблицами, отличалось крайней суровостью. Договор займа, по которому средством обеспечения являлись «мясо и кровь» должника, назывался в Риме нексум — кабала. По способу заключения нексум похож на манципацию (свидетели, медь, формула). При просрочке платежа кредитор, пользуясь дозволением суда, «налагал на должника руку», что означало заточение в оковах. Помещенный в подвал дома кредитора должник трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. «В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу», что означало рабство.
Долговое рабство больше всего угрожало плебеям, лишенным той защиты и помощи, которую давали патрициям род и курия. Ликвидация долгового рабства стала вопросом острой борьбы.
Правящая верхушка Рима пошла на уступки. В 326 г. до н. э. (через 250 лет после закона Солона) долговое рабство было уничтожено и в Риме (закон Петелия). Никто не должен был более, кроме преступников, содержаться в оковах и кандалах; за долги следовало отвечать имуществом, но не телом; закабаленные были освобождены, и было запрещено на будущее время брать должников в кабалу.
Семейные отношения по Законам XII таблиц характеризуются прежде всего неограниченной властью домовладыки. Все живущие под крышей его дома, будь то кровные родственники или приемыши, были членами одной и той же фамилии, агнатами. Имущество семьи считалось их коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только «отец семейства». По смерти последнего оно поровну делилось между агнатами. Когда их не оказывалось, наследовали ближайшие сородичи (братья умершего, их сыновья и т. д.), которых также считали агнатами,, хотя и дальними (братья некоторое время до смерти отца жили под одной крышей).
Дочь переходила в дом своего мужа, попадая под власть его самого и его отца, если последний был еще жив. По отношению к своему родному отцу и своей старой семье вообще она когнатка, кровная родственница, и только. Прав на наследство она, а также ее дети и внуки не имели. продолжение
--PAGE_BREAK--
Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина нередко много, позже политической — не ранее смерти отца. Существовала единственная возможность для освобождения (эманципации) сына при жизни отца—через троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился свободным. По отношению к своей семье он делается когнатом, лишенным, как и замужняя дочь, права наследования.
Жена, так же как и другие домочадцы, была во власти своего мужа. Сама форма брака была для нее унизительной, особенно если он устанавливался покупкой (в форме манципации). Некоторое равенство давал ей только брак без формальностей — «сине ману», без «наложения руки». Такой брак, допущенный законом, устанавливался — хотя и не без обряда — переходом жены в дом мужа. Имущество супругов находилось при этом в их раздельной собственности. Такой брак следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически попадала под его власть — по приобретотельной давности. Чтобы избежать этого, она не менее трех ночей проводила вне дома (у родителей, родственников), и таким образом давность прерывалась. Брак «сине ману» оставался в силе. Дети, рожденные как в «правильном браке», так и в браке «сине ману», признавались законными в равной мере.
Происхождение брака «сине ману» не вполне ясно. Возможно, что первоначально это была некоторая юридически не-| полноценная разновидность брака между патрициями и плебеями, которым «правильный брак» был разрешен только после издания закона Канулея (445 г. до н. э.)1.
Поскольку издержки на содержание семьи лежали на муже, установился обычай, чтобы в браке «сине ману» жена приносила приданое, переходившее в собственность мужа. В случае развода, если последний совершался по вине мужа, оно возвращалось полностью или частью.
В соответствии с патриархальными воззрениями и всем строем римской семьи «даже совершеннолетние женщины,— сообщает Гай, говоря о Законах XII таблиц,— вследствие присущего им легкомыслия» должны были состоять под опекой.
Наследование имущества дозволялось как по закону, так и по завещанию. При этом не исключается, что в самый ранний период истории Рима завещательные распоряжения нуждались в санкции народного собрания, наблюдавшего за тем, чтобы не были обойдены по произволу законные наследники и таким образом не наносился ущерб старым родам и фамилиям.
Господствующей формой брачных отношений в период империи становится брак, при котором нет власти мужа. Обязательным условием брака является согласие брачующихся. Брак по расчету, особенно в среде имущих классов, становится обыкновенным явлением. Римский брак в период империи—типичная форма моногамии; его основанием служит частная собственность, его принципом — господствующее положение мужчины.
Освободившись от религиозных и моральных оков прошлой эпохи, брак сделался легкорасторжимым, непрочным. Император Август пытался исправить положение с помощью законов. Была установлена уголовная ответственность жены за нарушение супружеской верности, ограничены разводы.
В тщетных усилиях упрочить распадающиеся семейные союзы император Август прибег к крайним мерам (18 г. до н. э.). Лицам, достигшим брачного возраста, но не состоявшим в браке, было запрещено принимать наследство по завещанию. Лица, хотя и состоявшие в браке, но не имевшие детей, могли принимать его в половинном размере. Был введен налог на безбрачие. Закон устанавливал брачный возраст от 25 до 60 лет для мужчин, от 20 до 50 лет для женщин.
Несмотря на все эти меры, цель достигнута не была. Раздельность имущества супругов становится общим правилом; издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены (ее приданое). При прекращении брака по вине мужа приданое, как уже говорилось, возвращается жене.
Меняется к лучшему положение детей. Власть отца ослабевает. Убийство детей становится преступлением. Освобождение сына из-под власти отца облегчается. Предоставление сыну особого имущества еще при жизни отца и некоторой связанной с этим правоспособности получает защиту претора. Облегчается порядок усыновления внебрачных детей.
В наследственном праве самым существенным было признание права наследования и за теми кровными родственниками, которые прежде его не имели. Первыми наследовали, как и в старину, дети, а в случае их смерти — внуки. Когда не было ни тех, ни других, призывались братья, племянники (со стороны отца). Если и их не было, претор призывал кровных родственников наследодателя вплоть до шестого колена. Ближайшая степень родства исключала последующую.
В интересах старых римских фамилий и для обуздания произвола, явившегося следствием полного развития частной собственности, римское право встало на путь ограничения свободы завещательного распоряжения. Ближайший родственник, если его обошли наследством, имел право по крайней мере на одну четвертую того, что он получил бы при отсутствии завещания (т. е. по закону). Таким образом вводился принцип обязательного наследования, сохранившийся до наших дней.
Для действительности завещания требовалось наличие двух условий: активной завещательной способности на одной стороне и пассивной завещательной правоспособности — на другой. Между тем в Риме, как и во всем древнем мире, действовало правило, согласно которому военный плен приводил к рабству, чем само собой исключалась как активная, так и пассивная завещательная правоспособность.
Уголовно-правовые постановления Законов XII таблиц отличаются крайней суровостью. Смертной казнью наказывается всякий, кто посмеет потравить или собрать урожай «с обработанного плугом (чужого) поля». Поджигатель дома или хлеба, если он действовал преднамеренно, заключается в оковы, подвергается бичеванию, за которым следует смерть. Всякий вправе убить на месте преступления ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор, застигнутый на месте преступления, подвергался физическому наказанию, а затем выдавался в рабство потерпевшему.
О государственных преступлениях Законы XII таблиц говорят сравнительно немного: устанавливается неправомерность и наказуемость ночных сборищ, подстрекательства врага к нападению на Рим, нарушения постановлений, касающихся общественного порядка, взяточничества судей и др.
Об умышленном убийстве не упоминается вовсе, во всяком случае в тех отрывках, которые до нас дошли. Объясняется это, по-видимому, тем, что меры наказания, следуемые за него, не вызывали сомнений. Следует добавить, что высшие магистраты республики не были связаны точным определением того, что следует считать преступлением. В особых случаях они могли решать этот вопрос по своему усмотрению. Во избежание произвола за каждым римским гражданином признавалось право апелляции к народному собранию. Решение последнего было окончательным.
Дела о преступлениях рабов рассматривались, как правило, домашним судом рабовладельца. У раба не было никаких гарантий и никаких прав на защиту. Приговоренный к смерти, он, по обычаю, сбрасывался с Тарпейской скалы.
Уголовное право Римской империи складывалось из массы законов, включая Законы XII таблиц, из постановлений народных собраний и сената. Значительное число новых уголовных законов обнародовали диктаторы и императоры. Законы не исключали произвола. Императоры и магистраты не были связаны законом и могли по своему усмотрению Определять, что преступно и что таковым не является. Естественно, что и наказание было произвольным.
Большое внимание уделяет римский законодатель преступлениям чиновников—взяточничеству, присвоению казенных денег, хищениям государственного имущества вообще и т. д. Виновные в этих преступлениях наказывались большей частью смертной казнью и ссылкой. Кое в чем еще сохраняются старые предрассудки. Среди Тайных убийц, перечисленных в законе Корнелия Суллы, фигурируют «волшебные нашепты-ватели». За одно и то же преступление, например повреждение межи, рабов ссылали на верную смерть в рудники, свободные низших сословий приговаривались к каторжным работам, нобили и всадники наказывались штрафом или ссылкой. В случаях осуждения к смертной казни знатных и солдат казнили мечом, незнатным угрожало сожжение, закапывание в землю. разрывание телегами и т, п. Рабы медленно и страшно умирали, распятые на крестах.
3.2 Гражданское право Римской империи
По теории римских юристов, всю совокупность правовых велений следовало подразделить на две части — право частное и право публичное. К последнему, по известному определению Ульпиана (III в. н. э.), принадлежат все те нормы, которые «относятся к положению Римского государства» как целого; напротив, «частное право» имеет дело с тем, что касается «пользы отдельных лиц».
Таким образом, храмы и дороги, например, были объектом регулирования «публичного права»; отношения, связанные с правом собственности, семейные, наследственные и многие другие считались областью «частного права».
Деление это было признано в средние века в тех странах, где было заимствовано римское право. Оно укоренилось в буржуазном праве, существуя до сих пор. В советской юридической литературе римское гражданское право по традиции именуют римским частным правом.
Практическое значение указанного деления несомненно. Вместе с тем не надо упускать из виду, что любая норма права представляет собой проявление «публичного интереса», выражает волю данного класса. В своем конечном итоге «польза отдельных лиц», урегулированная правом, является пользой класса, к которому эти лица принадлежат.
Старое римское право, включая Законы XII таблиц, постановления народных собраний, а также комментарии римских юристов, относящиеся к этому кругу норм, получили название цивильного права, права римской общины. Преторское право развивалось параллельно цивильному. Наконец, третьим элементом римского права становится с течением времени «право народов».
«Право народов», свободное от древнеримских традиций, отличалось большей гибкостью, оно широко черпает из права и торговых обыкновений других стран, находившихся с Римом в торговых сношениях или становившихся римскими провинциями. Перегринский претор (с 242 г.), творец «права народов», находился в постоянном общении с претором цивильным, и последний нередко прибегал к использованию «права народов» в сложных случаях регулирования правоотношений между самими римлянами.
С развитием экономических связей, в особенности торгового оборота, с предоставлением перегринам прав римского гражданства, благодаря формулярному процессу и тем полномочиям, которые он предоставлял претору (творить новое право), происходит сближение права преторского с правом цивильным; в той же степени идет сближение цивильного права и «права народов». В особенной степени велико было влияние «права народов» на область оборота недвижимости и договорное право Рима. Теоретическая разработка «права народов» осуществлялась под воздействием доктрин греческой философии, привнесенных и усвоенных римскими юристами.
К «праву народов» римские юристы относили как установление рабства, так и отпущение из рабства, поскольку они хорошо видели, что и то и другое не является специфически римским правом, а также и все другие «общие» правоотношения — «разделение имуществ… учреждение торговли, купли-продажи, найма, обязательства, за исключением тех, которые были введены цивильным правом». Таким образом подчеркивается и связь, и различие между цивильным правом как правом данного государства и правом народов как установлениями, «общими для всех». продолжение
--PAGE_BREAK--
Там, где существует коллективная (в том числе государственная) собственность на землю, как это было в республиканском Риме, отношение лица (семьи) к земле поневоле ограничивается простым владением, т. е. пользованием. Право распоряжения, вместе с которым возникает и право собственности, приобретается позже, спустя много веков.
Из существа владения вытекает, что основанием для его возникновения служат раньше всего оккупация (захват вещи), сопряженная с намерением иметь эту вещь для себя, в своей власти. Однако такого рода захват не должен быть ни тайным, ни насильственным: вор никогда не будет признан законным владельцем украденного. Нельзя стать владельцем (в юридическом значении этого термина) с помощью купли-продажи, дарения, мены, наследования и т. п., т. е. таких способов перехода вещей, которые порождают право распоряжения ими, а значит, право собственности. И даже в том случае, когда земельное владение переходит от отца к сыну в порядке наследования, будет считаться, что сын владеет первоначально, ибо всякое приобретение владения по существу своему может быть только первоначальным1.
Таким образом владение возникает из добросовестного (без применения хитрости или насилия) пользования вещью, собственник которой либо неизвестен, либо не заявляет протеста, либо безвестно отсутствует.
Беспрепятственно могли быть присвоены заброшенные земли, дикие звери и рыба, впервые открытые клады, вновь открытые земли и т. д., одним словом вещи, не бывшие в чьей-либо собственности.
Определение права собственности, заимствованное многими буржуазными кодификациями, было дано римскими юристами. Они понимали под ним наиболее полное, наиболее «абсолютное» право пользоваться и распоряжаться вещами. Пользоваться —значит извлекать выгоду; распоряжаться—значит определять судьбу вещей (вплоть до уничтожения).
Но как бы ни было абсолютно право собственника, оно не может быть «неограниченным». Ограничения эти делаются неизбежными вследствие противоположности интересов одного собственника интересам другого собственника.
Многие ограничения были установлены еще Законами XII таблиц.
Особой формой ограничения права собственности является «право на чужую вещь», или сервитут. Различались вещные и личные сервитуты1.
Право проведения воды через чужой участок, вызванное хозяйственной необходимостью, было примером вещного сервитута, которым римское право обременяло одного собственника в пользу другого собственника. В городе был установлен сервитут, дававший право проложить трубу клоаки или водопровод через двор соседа.
Под личным сервитутом понималось право пожизненного пользования чужой вещью при сохранении этой вещи в неприкосновенности.
Определяя существо (содержание) обязательства, римский юрист Павел (III в. н. э.) писал: «Сущность обязательства… состоит в том, чтобы связать другого перед нами, дабы он дал что-нибудь, или сделал, или предоставил».
Всякое обязательство возникает «либо из договора, либо из деликта» (причинения вреда). Неисполнение обязательства влечет за собой право на иск. Иски, учили римские юристы, могут быть как личными (когда мы требуем от другого, чтобы он дал нам что-либо или сделал для нас что-либо), так и «вещными» («когда мы предъявляем исковое требование о том, что телесная вещь наша» или что какое-нибудь вещное право принадлежит нам, например сервитут).
Для действительности договора необходимо: а) согласие сторон — оно не должно быть исторгнуто обманом («одно показывается, а другое делается») или угрозой; 6) его соответствие закону.
Древнейшим типом договора был в Риме договор словесный, или вербальный. Для его действительности требовалось произнесение определенных слов, особенно «даю», «сделаю».
Вербальный договор был очень удобен при некоторых сделках, например при займе. Не надо было называть ни суммы займа, ни величины процента.
С течением времени вербальные договоры стали терять свой строго формальный характер: в конце республики стали писать протокол о произведенной стипуляции. Из обязательства словесного стало возникать обязательство письменное. Римские юристы вынуждены были признать законной и эту форму обязательств, дав ей название договоров (контрактов) литеральных (от «литерой—буква).
В какое-то время судебная практика вынудила римских юристов выделить особую группу контрактов, получивших затем название реальных. Обязанность исполнениями связанная с этим ответственность наступают по ним не с момента соглашения, а с момента передачи вещи, не ранее (отсюда от «рее» — вещь — и название).
По мере роста крупных имений и связанного с этим разграбления крестьянской земли все более широкое распространение — уже с конца республики — приобретает мелкая крестьянская аренда (поля, рабочего скота и т. д.).
Особое место среди консенсуальных контрактов занял договор купли-продажи. Из договора реального, каким он был при господстве манципации (для манципируемых вещей), договор купли-продажи сделался консенсуальным. Ответственность сторон возникала теперь не с передачей вещи, а немедленно по заключении соглашения — в любой из дозволенных форм: письменной, устной. Оборот товаров был значительно облегчен.
Когда вместо ответственности «кровью и мясом» утвердилась одна имущественная ответственность, резко возросло значение залога как наиболее эффективного средства обеспечения обязательства.
Вручение какой-либо ценной вещи кредитору (в качестве средства обеспечения долга) было известно в Риме с глубокой древности, однако единственным средством побудить кредитора-залогопринимателя вернуть вещь была угроза бесчестья. Только в конце республики залог получает, наконец, официальное признание. А в начале империи было постановлено, что при неисправности должника заложенная вещь поступает в продажу, но так, что должнику возвращается излишек, вырученный против суммы долга.
Особым видом залога становится в период империи ипотека недвижимости. Земля, поступившая в ипотеку, оставалась до времени в руках ее собственника. Обрабатывая ее, он мог с большей надеждой трудиться для возвращения займа. Если долг оставался невыплаченным, земля поступала в собственность кредитора.
В ипотеке мог находиться инвентарь арендатора. Мебель квартиранта считалась находящейся в ипотеке квартирохозяина по закону (так называемый законный залог).
Помимо того, средствами обеспечения служили поручительство третьего лица, задаток. Средством установления поручительства служила обычно стипуляция: поручитель в узаконенной форме принимал на себя то же обязательство, что и должник; ему давалось при этом право «обратного», или «регрессного», требования к неисправному, неисполнившему обязательства должнику.
По общему правилу договоры, однажды заключенные, остаются нерушимыми и прекращаются взаимным исполнением.
В особых случаях обязательство может быть прекращено: а) вследствие новации, состоявшей в «перенесении прежнего долга в другое обязательство», заключенное теми же сторонами; 6) вследствие отказа кредитора от своего права (требования); в) по истечении времени (срока, установленного для заявления искового требования,— исковая давность). По преторскому эдикту право на иск могло быть осуществлено в течение года.
В исключение из общего правила должник освобождался от ответственности, если исполнение обязательства сделалось невозможным из-за неустранимых и чрезвычайных событий, не зависящих от воли должника: кораблекрушения, стихийного бедствия и т. д.
Заключение
История Древнего Рима восходит к VIII или началу VII в. до н. э. К этому времени относится появление на семи римских холмах первых родовых поселков. Основу экономической жизни составляло здесь сначала скотоводство, затем земледелие. Соответственно и древние культы, здесь исповедуемые,— культы скотоводческих богов и богинь: богини размножения крупного рогатого скота, богини — покровительницы молодняка и др. Происходит переход от бронзы к железу, появляется соха, движимая волами. Получают известное развитие строительное дело. ткачество, гончарство, производство и др. Общество разделяется на две основные группы. Существуют органы, которые осуществляли управление общественными делами.
Деление общества на две группы, как обычно, сопровождается недовольством какой либо из нее. Не исключение было и Римское государство. Из-за неразрешенных земельных вопросов возникали конфликты, что привело к осуществлению первых реформ. Но и реформы Сервия Тулия не смогли полностью разрешить конфликты между патрициями и плебеями.
Что касается общественного строя в период Римской республики, то тут следует отметить, люди были неравны друг с другом. Существовало большое количество рабов, которые приравнивались к животным. Из-за этого рабы постоянно искали способ освободится от рабства, чем подвергали себя опасности даже в виде смерти.
Государственное управление в римской республике принадлежало в основном сенату. Он распоряжался казной и осуществлял наблюдение за государственным имуществом. Существовали также институты народного собрания, комиции, трибунатные собрания, которые в основном разрешали вопросы граждан.
Не смотря на то, что Римская республика господствовала над всем пространством земель, омываемых Средиземным морем внутри государства велись постоянные конфликты между крупными и мелкими землевладельцами. Были проведены реформы Гракхов, целью которых было возрождение свободного римского-италийского крестьянства, открывают собой эпоху гражданский, завершившуюся падением Римской республики.
Соответственно с изменением государственного устройства изменились и общественные отношения в государстве, правовое регулирование этих отношений, разрешение споров между гражданами, а также органы осуществляющие управление государством и общественными делами.
Список литературы продолжение
--PAGE_BREAK--
Валон А. История рабства в древнем мире. – М., 1941
Жидкова О.А. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. ИНФАРМ-НОРМА. Москва 1997
История государства и права (Рабовладельческое и феодальное государство и право): Учеб. Пособ. // Под ред. П.Н. Галанзы и Б.С. Громакова. – М.: Юридическая литература. – 1980
Косарев А.И. Римское права. Учебник Изд. – М.1986г.
Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. Учебник Изд. – Киев. – 1990г.
Новицкий И.Б. Римское право. Учебник Изд. – МГУ М. 1996г.
Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник. Том І. М.-1998.
Підопригора О.А. Основи приватного права: Пыдручник. – К.: Вища шк., 1995
Подопригора А.А. Основы римского гражданского права. Учебное пособие. – Киев. – 1994г.
Римское частное права. Учебник // Под ред. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Петровского Изд. – М. Юрист. – 1997г.
Хвостов В.М. Система римского права. Учебник. – Изд. – М. – 1996г.
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права зарубежных стран // Под ред. Черниловского. – М., 1973
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права (история Государства и права зарубежных стран): Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Высш.шк., 1983
Шевченко О.О. Історія держави і права зарубіжних країн. «Вентурі». Київ-1994.