В настоящее время цветником в садоводстве принято считать участок, предназначенный для размещения газонов, дорожек, цветущих и декоративно-лиственных растений, а также малых архитектурных форм. Цветники могут выполнять не только эстетическую функцию, но и служить в качестве площадки для отдыха.
Прежде чем приступить непосредственно к описанию создания цветников, следует перечислить общие правила их размещения и составления. Одним из наиболее важных моментов в оформлении цветочной площадки является правильное планирование. План лучше всего нанести на лист бумаги и уже затем руководствоваться им в процессе размещения элементов цветника.
В процессе проектирования цветника на плане необходимо отметить его местоположение, а также обозначить размер и очертания будущей цветочной композиции. Измерение участка осуществляют с помощью специальных угломерных инструментов и измерительной ленты или рулетки.
Кроме того, в план нужно включить и местонахождение в саду основных коммуникационных линий, а также построек, которые будут располагаться вблизи цветника. Отмечается на плане и направление дорожек, обочины которых планируется украсить цветами.
В настоящее время фитодизайнерами приняты общие параметры идеально оформленного сада, в котором под древесные культуры должно быть отведено не более 40-50% общей площади приусадебного участка, под кустарниковые насаждения — не более 20%, под газоны — от 8 до 18%, под цветник — 5-8% и под дорожки — около 20%. Приведенные данные, безусловно, помогут как начинающему, так и уже опытному дизайнеру-цветоводу правильно разместить элементы цветника и достойно оформить свой сад.
Цветник, как целостный фитоорганизм и один из элементов оформления сада, представляет собой совокупность трех составляющих: 1) различные виды цветочных насаждений; 2) дорожки; 3) газоны. Все они должны соответствовать друг другу и находиться в гармонии.
Для того чтобы создать гармоничную и завершенную композицию на участке, следует воспользоваться так называемым правилом золотой, или классической, пропорции, согласно которому цветочные площадки, газоны и дорожки должны использоваться в соотношении 3:5:8.
Кроме того, во время планирования следует определить форму цветника. Последняя должна соответствовать окружающему ландшафту, форме построек, насаждениям и т. д. Только находясь в полной гармонии с соседними элементами дизайна, цветник станет органичной частью сада — созданного руками человека целостного фитоорганизма.
У современных садоводов наибольшей популярностью пользуются цветники правильной формы. Чаще всего на приусадебных участках можно встретить цветочные площадки прямоугольной, круглой, ромбовидной, овальной, треугольной формы. Однако наиболее смелые фитодизайнеры-любители отдают предпочтение произвольным формам, которые часто являются тем акцентирующим элементом садового ландшафта, который способствует выделению наиболее красивых и оригинальных площадок на участке.
Для размещения цветников фитодизайнеры советуют подбирать открытые для солнечных лучей и дневного света площадки. Однако тенелюбивые растения лучше всего высаживать в затененных и защищенных от солнца местах.
При этом опытные цветоводы не рекомендуют высаживать цветы непосредственно у стены дома или какой-либо хозяйственной постройки.
Для того чтобы защитить цветник от холодных ветров, на западной и северной сторонах участка нужно организовать живую изгородь из деревьев и кустарников.
Подобные защитные изгороди целесообразно также расположить на прилегающей к улице стороне участка, вдоль проезжей части. Подобные меры помогут защитить садовые насаждения от дорожной пыли, а хозяев — от шума. В том случае, если планируется использовать садовый участок и в зимнее время, лучше всего высадить на нем, помимо листопадных, и вечнозеленые растения.
После составления плана участка и нанесения основных его объектов можно приступать к разработке проекта цветника. При этом в процессе проектирования следует учитывать местоположение близлежащих деревьев и других растений, а также построек. Лучше выполнять проект в масштабе 1 : 10.
Современными фитодизайнерами были разработаны правила составления цветника.
Среди них особенно важно учитывать следующие:
1. Наиболее яркой по цветовой гамме следует делать центральную часть цветника, которая называется клумбой. Она может быть как одним из элементов цветника, так и самостоятельной частью цветочного украшения сада. С помощью клумбы можно также украсить бассейн или какое-либо архитектурное сооружение.
2. Детали, составляющие цветочный орнамент, не рекомендуется делать чрезмерно мелкими. В противном случае композиция будет казаться невыразительной. Опытные цветоводы предпочитают составлять из цветов крупные рисунки, складывающиеся из деталей простой конфигурации. Именно в таких композициях особенно хорошо виден каждый элемент.
3. Каждый элемент (вид) цветника обязательно нужно располагать на некотором удалении от соседнего. При этом композиции отделяются друг от друга газоном.
Проблема правильной компоновки составляющих элементов является наиболее важной в процессе озеленения сада и оформления цветника. При создании цветочной площадки лучше всего использовать такие виды растений, которые имеют наиболее яркие декоративные признаки, например: махровые и крупные цветки, листья какой-либо необычной окраски (серебристые, пятнистые), растения с конической, шаровидной или плакучей кроной и т. п. При этом цветочная композиция может быть построена как на гармоничных, так и на контрастирующих сочетаниях элементов.
Каких-либо строгих правил компоновки растений в цветнике на сегодняшний день не существует. Главным путеводителем цветовода при создании маленького шедевра фитодизайна — яркой и выразительной цветочной композиции — является только собственный эстетический вкус.
Так, цветник может быть составлен и из декоративно-лиственных, и из декоративно-цветущих растений (однолетних и многолетних). Цветочная площадка оформляется с использованием сочетания зимующих в грунте многолетних культур и культур, корневища и луковицы которых нужно выкапывать с наступлением холодов и заморозков.
Многие цветоводы при оформлении приусадебного участка отдают предпочтение односезонным композициям, которые могут быть составлены как только из однолетних, так и из однолетних и многолетних растений. Лучше всего, если последние будут занимать нецентральное место в таком цветнике. Многолетние цветочные культуры являются главным элементом в многосезонных композициях. Такие растения не пересаживают, а потому их сочетания должны быть предварительно разработаны, чтобы в дальнейшем составлять основу цветника, в который могут быть включены и однолетники.
Современные фитодизайнеры при оформлении садового цветника часто используют растения, выращиваемые в горшках или кадках. Такие цветы являются настоящей находкой для цветовода, ведь с их помощью можно легко изменять ту или иную площадку, придавая ей разнообразные вид и окраску.
Помимо прочего, кадки и горшки сами являются красивым и выразительным элементом декора, способным значительно преобразить цветник.
Кроме того, растения в них могут стать основой для так называемых передвижных цветников. Обычно для оформления передвижного цветника используют такие виды цветочных культур, как гортензия, фуксия, лантана, бугенвиллея, гибискус и др.
Данные растения не могут зимовать в открытом грунте, поэтому их выращивают в теплицах, а затем, с наступлением лета, выносят на открытые площадки.
Сочетаемость растений в цветнике с точки зрения их цветовой гаммы является одним из важнейших моментов в садовом дизайне. Со вкусом подобранная гамма цветочной композиции оказывается главным условием создания гармоничной, выразительной композиции, способной удивлять и радовать окружающих. Для того чтобы правильно оформить цветник, каждому цветоводу нужно помнить об основных принципах соответствия элементов цветовой гаммы.
Как известно, к основным цветам спектра относятся следующие: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. При этом красный, оранжевый, желтый и зеленый составляют группу теплых цветов, а голубой, синий и фиолетовый — холодных.
Белый цвет считается нейтральным, а потому может сочетаться с самыми разными оттенками. Черный цвет, напротив, ассоциируется с тревогой и опасностью. В сочетании с основными цветами спектра он обычно используется для создания контраста в композиции.
Наиболее выразительными и яркими оказываются цветочные композиции, составленные на основе контраста теплых и холодных цветов.
Даже самый незначительный контраст заставляет напрягаться глаза человека, не говоря уже о резких контрастных сочетаниях, например голубого и желтого или красного и зеленого цветов. Именно по этой причине дизайнеры рекомендуют на начальном этапе подготовки площадки для цветника тщательно разработать его цветовую гамму.
Для того чтобы получить гармоничную с точки зрения цветового сочетания композицию, лучше всего воспользоваться следующим правилом: цветочные растения яркой окраски должны занимать в цветнике не более 1
/5
общей площади выбранной площадки, а цветочные культуры нейтральной или неяркой окраски — около 4
/5
площади участка. Только при таком условии можно добиться гармонии в сочетаемости тех или иных цветов.
Цветочная композиция может быть составлена как на основе сочетания различных оттенков одного цвета, так и с использованием нескольких различных цветов. При этом залогом гармоничности может стать правильно выбранный фон.
В садовом дизайне фоном обычно служат зеленые части растений. Зеленый цвет не случайно был выбран цветоводами в качестве фона — он хорошо сочетается почти со всеми основными цветами, при этом слегка стушевывая чрезмерно яркие и, напротив, высвечивая блеклые соседние цвета. Кроме того, известно, что зеленый цвет благотворно влияет на психику, ассоциируясь со спокойствием, гармонией и умиротворением.
В процессе создания цветника и определения его цветовой гаммы нужно помнить и о его местоположении, а точнее, о точке его обзора. В том случае, если планируется разместить цветочную площадку на открытом месте недалеко от дорожки или беседки, лучше всего включить в его состав низкорослые растения нейтральных тонов. Такой цветник можно сделать односторонним.
Если планируется расположение цветника у жилой постройки и его обозрение с балкона, то в этом случае нужно использовать высокие растения. Акцент в такой композиции следует перенести на форму и составление выразительной цветовой палитры. Расположение цветника на значительном удалении от площадки обзора предполагает размещение на переднем плане композиции из растений теплых тонов, а на заднем из холодных. Это обусловлено той особенностью, что на большом расстоянии все цвета сливаются, а детали рисунка утрачивают резкость в очертании. В результате целостность элементов цветочной композиции оказывается нарушенной.
Часто при оформлении цветников садоводы используют растения с листьями самой разной окраски: сизой, серовато-зеленой, пестрой и т. п.
Высаживать цветочные культуры, имеющие темные листья, рекомендуется в центральной части площадки, с тем чтобы создать акцент в композиции и придать последней завершенность. Для фона и в сочетаниях с цветами светлой и бледной окраски такие растения обычно не используются.
Особенно осторожно дизайнеры советуют использовать цветочные культуры, имеющие цветки желтой окраски. Как известно, желтый цвет обладает способностью визуально увеличивать и приближать предметы.
Кроме того, даже светло-желтые оттенки всегда притягивают к себе взгляд. Поэтому опытные цветоводы, как правило, желтые цветы размещают в центре клумбы, создавая яркую основу композиции.
Оранжевый цвет также зрительно увеличивает размер предметов.
Цветники, созданные с использованием оранжевых цветов, внешне кажутся пышнее и больше других. Опытные дизайнеры советуют сочетать растения с оранжевыми цветками с декоративно-лиственными культурами, имеющими листья сероватого или серебристого цвета.
Все оттенки синего, голубого и фиолетового обладают особенностью визуально удалять предметы. Особенно выразительны сочетания синих, голубых и фиолетовых цветов с ярко-желтыми, розовыми, розово-синими и т. п.
Эффектно выглядят композиции, построенные на сочетании таких цветочных культур с растениями, имеющими с серые и серебристые листья.
Как уже было сказано выше, контрастные композиции строятся на сочетании резко различающихся цветов. Однако дизайнеры не рекомендуют часто использовать такой способ составления цветника. Лучше всего использовать близкие цвета, контраст между которыми минимален. При этом не нужно забывать о том, что существуют растения, самостоятельно создающие резкий контраст (в качестве примера можно привести ярко-красные гладиолусы с зелеными листьями или желтые нарциссы с насыщенно-зелеными листьями).
Профессиональные дизайнеры советуют размещать цветники рядом с домом, на площадке, находящейся перед парадным подъездом. Правильно составленные композиции помогут создать у гостей впечатление праздничности и торжественности.
Места отдыха (патио, бассейны и беседки) рекомендуется оставлять открытыми. Такие участки можно украсить газоном или карликовыми растениями. Опытным цветоводам можно порекомендовать украсить такие площадки композициями, основанными на контрасте пастельных тонов. Особенно привлекают внимание цветники, составленные из розовых и голубых, светло-желтых и светло-фиолетовых или белых и голубых цветов.
Резкий контраст между отдельными тонами можно стушевать, если разместить между ними так называемые переходные цвета.
Так, например, сочетание желтого и фиолетового не будет казаться чрезмерно контрастным, если расположить между ними бежевый, нежно-розовый и насыщенно-сиреневый цвета. Подобного эффекта можно добиться, если разместить между яркими цветами растения с цветками белого цвета.
Нужно заметить, что для оформления цветника профессиональные дизайнеры часто используют контрастные композиции. Наиболее популярными в этом случае являются аранжировки, основанные на сочетании желтого (бархатцы) и синего (лобелия) цветов. Однако цветоводам-любителям лучше всего не рисковать и начинать с составления простых композиций, в основе которых лежат гармоничные сочетания. В противном случае можно прослыть человеком, не имеющим эстетического вкуса. Так, например, если ту же синюю лобелию высадить рядом с фиолетовой вербеной, то клумба будет выглядеть невыразительной и кричащей.
Обычно при составлении цветочных композиций, основанных на резком контрасте, используют способ так называемого промежуточного перехода цветов. Такой эффект можно создать за счет поочередного применения цветов, составляющих спектр. При этом один тон всегда будет главным и основным, а другие — вспомогательными, необходимыми для того, чтобы подчеркнуть основной и высветить его достоинства. В качестве примера можно упомянуть композицию, в которой главным является синий цвет, а размещенные поочередно голубой, фиолетовый и сиреневый выгодно подчеркивают его.
Фитодизайнеры советуют использовать синие цветы для оформления живой изгороди, а также для украшения стен построек или каких-либо решеток и навесов. Эффектно выглядят композиции, составленные на основе сочетания синих цветов и вечнозеленых хвойных деревьев и кустарников, которые образуют своеобразный фон для первых.
По утверждению психологов, цветники с промежуточным цветовым переходом весьма благотворно влияют на психику человека и обладают, в зависимости от гаммы, успокаивающим или, напротив, тонизирующим (но нераздражающим) действием. Среди ярких композиций с промежуточным переходом нужно отметить сочетания различных оттенков красного, желтого или оранжевого цвета. Они вселяют в человека уверенность в себе, оптимизм, побуждают к активности.
Но это происходит лишь в том случае, если аранжировка гармонична, т. е. составлена правильно, без нарушения цветового равновесия. Среди цветников с промежуточным цветовым переходом наибольшей популярностью, особенно у начинающих цветоводов, пользуются композиции, располагающиеся в несколько ярусов. Обычно первый ярус составляют карликовые или низкорослые растения (мышиный гиацинт, пролеска, голубые крокусы), цветение которых происходит, как правило, в период с апреля по май.
Во втором ярусе обычно находятся декоративные культуры средней высоты (фиалка, незабудка, бруннера), цветущие в июне или июле. В третьем ярусе размещают высокие цветы (астра, синеголовник, колокольчик, дельфиниум, эхинацея), период цветения которых приходится на период с июня по сентябрь.
А украсить многоярусный цветник помогут однолетние и многолетние почвопокровные растения (барвинок, седум и т. п.).
Большой популярностью у цветоводов пользуются и монохромные цветочные композиции. Такие аранжировки, несмотря на видимую простоту, требуют от составителя тонкого вкуса и эстетического чутья. Основу подобных цветников составляют растения с цветками одного тона, различающиеся по размеру и форме. Германцы поэтично называют такие композиции цветочными снами.
Чаще всего монохромные композиции собирают из цветов пастельных тонов: белых, нежно-розовых и бежевых. Однако для их создания можно использовать и яркие, синие, красные и желтые цветы. Фоном для такой аранжировки можно выбрать низкие кустарники, имеющие листья с зубчатым краем, декоративные решетки или вечнозеленые хвойные либо лиственные (с серыми или серебристыми листьями) деревья.
В качестве промежуточного цвета в монохромных цветниках могут быть использованы белый и серый (или серебристый). Белый обладает особенностью стушевывать резкий контраст и, кроме того, придает композиции завершенный и гармоничный вид. Монохромные цветники с белыми вкраплениями всегда выглядят нарядными и невероятно эффектными и выразительными. Однако белый цвет не рекомендуется сочетать с яркими оттенками красного. Наиболее подходящим в этом случае окажется переходное сочетание: красный — розовый — белый.
Как правило, монохромные цветочные композиции размещают на приусадебном участке в местах для вечернего отдыха, поскольку они хорошо видны даже с наступлением сумерек. Для расположения таких аранжировок наиболее подойдут площадки, расположенные недалеко от искусственных водоемов, беседок, дорожек со скамьями и веранд.
почву; 3) при составлении цветника следует учитывать продолжительность периода вегетации и цветения каждого включенного в аранжировку вида растений; 4) высаживать в открытый грунт рекомендуется только те декоративные культуры, которые хорошо переносят колебания температуры воздуха.
При художественном решении пространства сада, при создании на его территории декоративных цветочных композиций необходимо руководствоваться принципами сочетаемости элементов и общими правилами эстетического восприятия. Весьма важную роль при этом играет первостепенная функция зелени, внешний вид отдельных композиций, комбинация цвета, света и тени.
При помощи цвета можно добиться кульминационной точки в оформлении и соответствующего ему психологического и эмоционального воздействия, комфорта. Цвета — это точно определяемые оптические свойства предметов, которые каждым человеком воспринимаются индивидуально. Кроме этого, цветовое воздействие зависит от игры света и тени, а также от особенностей поверхности и структуры цветов и листвы.
Интенсивные цвета на солнце становятся еще сильнее.
Темные цвета без солнца выглядят матовыми и плохо различимыми.
Световые цветовые тона (белые, кремовые, желтые, серо-серебристые), наоборот, при неярком освещении приобретают тусклый оттенок или в полумраке придают растительности более легкий силуэт.
Блестящие листья и цветы отражают свет и производят впечатление более светлых и светящихся.
Матовые листья и цветы поглощают свет и кажутся более темными.
Цвет играет едва ли не важнейшую роль в художественном решении декоративной цветочной композиции, поэтому так важно умело пользоваться им в оформлении при создании цветовой гаммы. Как из отдельных нот, так и из различных цветовых тонов можно подобрать единый гармоничный аккорд. Цветовую палитру, составленную из цветов светового спектра, можно с успехом использовать, если понять закономерности в цветовом оформлении и подобии между цветами. Для этого удобно пользоваться так называемыми цветовым кругом, позволяющим точно соблюдать цветовые соотношения.
Первичными, или основными,
цветами являются красный, желтый и синий. Их также называют "чистыми" цветами, так как они образованы не путем смешения двух или более цветов.
Вторичными, или дополнительными,
цветами являются оранжевый, зеленый, фиолетовый, возникшие в результате смешения двух основных цветов.
К теплым
цветам относятся желтые и оранжевые тона, которые находятся по одну сторону светового спектра.
Холодными
цветами называются синий, бирюзовый и зеленый. Они занимают противоположную сторону светового спектра.
Нейтральным
цветом является белый, соответственно полярным ему служит черный. С ними могут быть смешаны все другие цвета. В результате этого возникают цветовые тона. Если их смешать между собой, то получится серый цвет.
Пастельные
тона возникают в результате смешения остальных цветов с белыми.
Цветовые оттенки
могут возникать в результате смешения спектральных цветов с черным.
Возможности комбинирования цветов
При помощи цветового спектра можно составить многочисленные комбинации.
Отчетливо сменяющие друг друга цветовые тона.
Постепенно переходящие друг в друга цветовые тона.
Комбинации различных тонов одного цвета, составленные в зависимости от различной световой интенсивности одного цвета. Они оказывают особенно спокойное воздействие и выглядят утонченно и элегантно.
Сильно контрастирующие тона. Такая комбинация может быть получена в результате добавки нейтрального цвета, такого, как белый или зеленый, оказывающего связующее, уравновешивающее и успокаивающее воздействие.
Цвета, находящиеся друг против друга в цветовом круге (красный с зеленым, оранжевый с синим, фиолетовый с желтым), создают контрастные соотношения, которые наиболее эмоционально эффектны. Мягкими, гармоничными являются соотношения цветов, расположенных в цветовом круге через "один" (красный с желтым, оранжевый с зеленым, желтый с синим, фиолетовый с оранжевым и т д.). Негармоничны сочетания соседних цветов (зеленый с синим, красный с оранжевым и т.д.). Белый цвет гармонирует со всеми другими цветами. Цветовое оформление сада играет чрезвычайно важную роль в художественном решении его пространства.
При использовании растений с длительным периодом развития (деревьев с декоративной листвой, кустарников, декоративных цветущих кустарников, роз, многолетников) игра цветовых тонов должна быть заранее спланирована. При разбивке клумб только с весенними и летними цветами можно придумывать что-нибудь новое. Всегда важно знать, насколько цвета отличаются друг от друга и в какой последовательности они дополняют друг друга. Природа в естественном порядке воспроизводит кроме своих основных цветовых тонов различные цветовые оттенки, формирующие задний план, на фоне которого пестрый цветовой ковер особенно впечатляет. При выборе подходящих цветов следует учитывать цветовую гамму окружающей обстановки, например материал, которым покрываются дорожки и террасы. Садовая мебель и оформительские элементы также должны акцентировать внимание выбранными цветами. Общие правила при оформлении:
· в небольших садах следует использовать минимум цветовых тонов;
· в больших садах при оформлении можно применять значительно более богатую цветовую гамму;
· в садах, ориентированных на окружающий ландшафт, следует осторожно использовать группы деревьев с листвой, окрашенной в контрастирующие красные тона;
· пестрые и многоцветные тона можно использовать в сельской местности в стиле, обычном для этой местности;
· у входа в дом и вокруг него всегда подходящими можно считать растения интенсивных окрасок.
Цвета небольших садов
Небольшие сады выглядят крупнее, если в них использовать ограниченное количество цветов и никаких сильных контрактов. Обилие различных цветов на небольшом пространстве создает ощущение беспокойства и дискомфорта. Хорошо использовать эффект постепенного перехода цветовых тонов один в другой или цвета пастельных тонов. Синие тона на заднем плане увеличивают сад оптически, особенно если не переднем плане высаживать светящиеся желтые и красные тона.
Интенсивные цвета
При помощи таких цветов можно также оптически приблизить задний план сада. Отличающиеся интенсивным красным цветом рододендроны или яркие желтые форзиции широко высаживаются в задней части сада для зрительного эффекта.
Очень важно правильно выбрать цветовые соотношения. Если вы решили использовать основной цвет как доминирующий в композиции, то к нему следует подбирать сопутствующие цвета в пропорциональном соотношении. Влияние цвета оценивается в сочетании с одним или несколькими другими, значительно усиливается в результате этого. Следует обращать внимание на то, насколько основная окраска имеет доминирующее значение, так как одинаковые по размеру, интенсивно окрашенные поверхности, расположенные рядом, обычно выглядят довольно скучными и однообразными, создавая эффект монотонности. При создании цветовых композиций чрезвычайно важно научиться использовать нейтральные цвета.
Встречающиеся в природе яркие цвета обычно не занимают значительного пространства на окружающем фоне, они выделяются по большей части как отдельные островки. Поэтому обычный для окраски листвы зеленый цвет в качестве основного цветового тона в летнем саду особенно важно учитывать при оформлении. Используя богатство оттенков основного цвета, можно строить перспективу (из деревьев, кустарников, трав и наземного покрытия) с разнообразными, сменяющимися по времени года разноцветными листьями и цветами. Зеленый цвет часто бывает настолько интенсивным, что почти не требует дополнительного цветового акцентирования. Чем более разнообразен в цветовом отношении передний план, тем большей должна быть доля нейтральных цветов.
В природе кроме зеленого и белого встречаются еще многие дополнительные промежуточные цвета листьев и трав. Например, сине-зеленые, серебристо-зеленые, бронзовые, золотистые и медные. Серебристые растения выполняют в цветочной композиции роль белого цвета. Растения пастельных цветовых тонов лучше высаживать на переднем плане они оказывают такое же воздействие, как и цвета дымчатых оттенков на расстоянии. Поскольку набор цветущих растений на участке меняется во времени в зависимости от периода их цветения, происходят постоянные изменения в игре цвета. Продуманная планировка позволяет использовать различные растения для поддержания постоянно одного и того же цветового фона или, например, в зависимости от времени года постоянно добиваться новых цветовых эффектов.
Гамму желто-оранжевых окрасок,
имеют цветки или соцветия однолетних цветочных культур: бархатцев, деморфотеки, календулы, космоса серно-желтого, львиного зева, настурции, хризантемы, эшшольции; двулетних — анютиных глазок; многолетних — тюльпана, нарцисса, лилии, лилейника, кореопсиса, хризантемы, рудбекии, гайлардии.
Красные, темно-красные
и розовые
цветки или соцветия имеют однолетние: амарант, астра, вербена, гвоздика, годеция, душистый горошек, кларкия, космос, левкой, львиный зев, мак, настурция, петуния, портулак, флокс Друммонда, цинния, шалфей; двулетние — гвоздика, маргаритка, анютины глазки, шток-роза; многолетние: тюльпан, пион, гладиолус, флокс, аквилегия, астильба, георгина, клубневая бегония, мак восточный, люпин, гвоздика, пиретрум, клематис и роза.
Голубые, синие, сиреневые
или фиолетовые
тона создают цветы следующих культур: однолетние — агератум, астра, василек, душистый горошек, левкой, лобелия, петуния, скабиоза; двулетние — анютины глазки, гесперис, колокольчик, незабудка; многолетние — тюльпан, гиацинт, мускари, сцилла, пушкиния, безвременник, крокус, ирис, флокс, гладиолус, георгина, функция, аквилегия, примула, дельфиниум.
Белые
цветники или соцветия имеют однолетние: арктотис, астра, василек, гвоздика, диморфотека, душистый горошек, иберис, космос, левкой, лобулярия, львиный зев, мак, петуния, портулак, табак, флокс Друммонда, хризантема и цинния; двулетние — гвоздика, колокольчик, маргаритка, анютины глазки; многолетние — тюльпан, нарцисс, гиацинт, лилии, галантус, крокус, пион, ирис, гладиолус, флокс, астильба, георгина, клубневая бегония, аквилегия, примула, люпин, половник, пиретрум, гвоздика.
1. Цветовой треугольник
В световом спектре можно построить равносторонний треугольник, вершины которого в результате его вращения приходятся на все новые цветовые тона. При условии равностороннего треугольника образуются постоянные яркие камбинации цветов (например, красного, синего, желтого), которые гармонично сочетаются путем перехода через осветленные и затемненные формы.
2. Переход цветов
Соседние по спектру цвета одного или двух сегментов цветового круга могут образовать гармоническую привлекательную комбинацию. При этом, однако, следует разделять холодные и теплые тона. Если добавить осторожно немного один или два контрастных цвета, то композиция будет еще живописнее, оживленнее.
3. Цветовые сочетания
Противоположные тона в световом спектре называются комгтементарнылш цветами. В комбинации друг с другом они повышают зрительное напряжение. Если тона (например, сине-оранжевые) не отличаются чистотой, но осветляются белым цветом или затемняются черным, то в результате резкость контраста уменьшается
Создание цветовых сочетаний
Очень важно гармонично сочетать цветочные растения по окраске цветков или соцветий.
Оранжевые, желтые и чисто-красные теплые тона видны с большого расстояния и приближают растения к месту обзора.
Красные сочетаются с белыми и зелеными, оранжевые и желтые — с зелеными, фиолетовыми, синими.
Белый цвет приближает, увеличивает растения, нейтрализует негармоничное взаимодействие тонов, поэтому растения с белыми цветками разделяют несочетающиеся тона.
Синий и фиолетовые цвета отдаляют и уменьшают предметы, при слабом освещении бледнеют и сливаются с зеленым. Во избежание этого от зеленого их нужно отделять белым цветом.
Кроме гармонически контрастных цветов растения можно располагать так, чтобы цвета постепенно переходили один в другой. Например, розовый — в темно-розовый, затем в малиновый и т.д.
Если в цветнике на переднем плане расположить яркие цветы теплых тонов, на заднем — холодных, это зрительно увеличит его пространство. Если сделать наоборот, задний план цветника будет приближаться, а его пространство — сокращаться.
Кроме цвета очень важную роль в оформлении декоративных композиций из растений играет их форма, которая в отличие от цвета практически не изменяется во времени и может служить основой композиции. Под формой следует понимать общий габитус растения: его высоту, тип строения, фактуру. Листья, пожалуй, наиболее выразительные средства, создающие общее впечатление о растении — его цвете, форме или просто характере поверхности. Характер листвы зачастую определяет способ использования растения, его место в растительном оформлении участка. Густая и значительная по площади поверхности листва увеличивает массу растительности таким образом, что она становится развесистой, пышной и доминирующей.
Растения с округлой или пирамидальной формой куста могут служить в качестве акцента в цветочной композиции. Они подходят также для рядового высаживания.
Растения с тонкой структурой листа, такие, как злаковые и разновидности осоки, лучше высаживать группами на ровном открытом участке.
Растения с крупными листьями грубой структуры целесообразнее использовать в качестве солитеров, так как в композиции они подавляют соседние растения.
Растения раскидистой формы со струящейся или нависающей листвой требуют спокойного фона, подчеркивающего их индивидуальность.
Ажурные сложные листья, наоборот, придают внешнему облику растения легкость и утонченность. Большое значение имеет то обстоятельство, является ли жилкование листа тонким или, наоборот, грубым, насколько поверхность листа гладкая, покрытая волосками, как бы припорошена инеем, блестящая или матовая. Красота листьев становится особенно заметной у зеленых растений. Разнообразные травы и папоротники подходят для тенистых участков сада, в которых цветы довольно редки. В этих местах можно лучше всего использовать их возможности. Комбинация мощных, крупных округлых и узких травянистых форм листьев лучше всего подходит для оформления участка у воды или края берега, что соответствует их естественному характеру.
Создание любой формы цветника (клумбы, рабатки, бордюра, миксбордера) требует тщательной подготовки. Перед устройством подготавливают на бумаге чертеж с указанием всех растений и расстояний между ними. Вначале рисуют контуры выбранной геометрической формы и на ней размечают места посадки групп цветов. Если участок под клумбу обрабатывается впервые, это требует особой тщательности. Осенью намеченный участок перекапывают и вносят хорошо перепревший навоз, компост или листовой перегной из расчета 1—2 ведра на 1 м2
. Это улучшает структуру и влагоудерживающую способность почвы. Весной поверхность почвы слегка уплотняют и выравнивают граблями, не следует слишком сильно измельчать грунт. Затем вносят комплексное минеральное удобрение из расчета 20 г серно-кислого аммония или 10 г мочевины, 40 г суперфосфата и 15 г хлорида калия на 1 м2
. Края клумб и бордюров необходимо хорошо очертить, что облегчит стрижку прилегающих газонов. Неглубокая канавка, выкопанная по периметру клумбы, позволит воспользоваться бордюрными ножницами. Цветник должен возвышаться над поверхностью участка на 5—10 см, поэтому на подготовленную площадку добавляют плодородную почву. Когда она осядет и уплотнится, клумбе придают соответствующую форму согласно чертежу, используя для этого шнур, складной метр и деревянные колышки.
Весной обкапывают края цветника, отгребая почву от прилегающей дорожки или газона и формируя неглубокую канавку. Это облегчает стрижку газона и применение гербицидов.
Чаще всего практикуется двукратное высаживание цветов для оформления клумб, рабаток и бордюров в течение года — весной и летом. Для летнего
цветения подбирают одно- и многолетние растения, а также двулетники с летним сроком цветения; для весеннего —
луковичные и двулетние растения с весенним сроком цветения.
Растения, предназначенные для весеннего цветения, высаживают в грунт в сентябре—октябре до наступления сильных осенних заморозков, с тем чтобы молодые растения, например рассады двулетников, таких, как маргаритки, анютины глазки, незабудки, турецкой гвоздики, успели хорошо прижиться. Они заменяют растения летнего цветения, которые к этому времени уже засыхают. Колорит ожидаемой цветовой гамме придают высаженные между ними гиацинты, тюльпаны, нарциссы и другие луковичные.
Весеннецветущие растения всегда высаживают на клумбу перед посадкой луковичных. Это позволяет избежать повреждения луковиц при выкапывании лунок для посадки растений, что может произойти, если луковицы высаживают первыми. Кроме того, такая последовательность исключает неравномерность в размещении цветов, когда высаживаемое растение случайно оказывается вблизи скрытой почвой луковицы. Растения рассады хорошо видны на поверхности клумбы, и неоднородность высадки можно сразу исправить.
Растения, цветущие весной, высаживают перед посадкой луковиц, если их выращивают совместно. Луковицы размещают в промежутках между высаженными растениями, придерживаясь первоначального замысла.
Посадку для летнего цветения осуществляют в конце мая — начале июня, когда весенние растения уже отцвели и угроза заморозков миновала. Основой таких насаждений служат однолетние растения с невысокой устойчивостью к пониженным температурам. Перед закаливанием и высаживанием их выращивают в теплице. В схемы летних посадок включают также нежные многолетние растения — фуксии, герань и георгины.
Для цветочного оформления клумб используют одно-, дву- и многолетние декоративные растения. Подбирают их так, чтобы цветение продолжалось с ранней весны до поздней осени.
Расстояние между растениями и глубина посадки зависят от вида растений, выбранных для данного типа насаждений. Основная цель посадки — создать во время цветения равномерный цветовой эффект, охватывающий всю клумбу. Осуществление этого замысла определяется качеством подобранных растений.
Растения высаживают на запланированное место, оставляя между ними такое расстояние, чтобы во время цветения они полностью покрывали поверхность клумбы.
Весеннюю посадку растений, включая луковичные, планируют особенно тщательно, чтобы они зацвели одновременно. Сроки и продолжительность цветения растений следует выверить заранее. Однолетние растения с летним сроком цветения можно выращивать на клумбе путем весеннего посева в открытый грунт.
Цветовые сочетания
При цветочном оформлении клумб, рабаток и смешанных бордюров важно учитывать правила сочетания различных колеров. Различают цвета теплые, холодные, нейтральные (см. с. 662). Лучшие сочетания — сочетания теплых и холодных цветов (красный с зеленым, оранжевый с синим, желтый с фиолетовым). Расположение таких растений рядом дает эффектное, гармонически контрастное сочетание, цвета взаимно дополняют друг друга и кажутся интенсивнее. Менее гармонично, но эффектно сочетание красного с желтым, желтого с синим, зеленого с фиолетовым. Не рекомендуется сочетать оранжевый цвет с красным или желтым, синий с фиолетовым или зеленым. В случае необходимости высадки не гармонирующих по колеру растений между ними размещают белые растения, нейтральные по цвету.
Почву перед посевом семян надо тщательно очистить от сорняков и хорошо обработать с осени. Семена необходимо высевать равномерно, вразброс или рядами, после чего их надо заделать граблями или присыпать почвой слоем до 1 см. При весеннем посеве, если почва недостаточно влажная, ее осторожно поливают из лейки или из шланга с мелким распылителем, чтобы не смыть водой семена. После появления всходов в загущенных местах их 1—2 раза прореживают, оставляя оптимальное число растений. В дальнейшем уход за растениями заключается в поливах, подкормках и прополках при необходимости. Чтобы на клумбе, рабатке или в бордюре не образовывались явные пустые места в результате отцветания растений, рекомендуется сажать вперемежку растения с разным сроком цветения, а также чередовать луковичные с одно- и многолетники растениями. Растения подбирают так, чтобы обеспечить продолжительное цветение с ранней весны до поздней осени.
С окончанием планирования все основные элементы находятся на своих местах, и вы теперь представляете себе будущий вид сада и его возможности. Неплохо затем внести последние штрихи, чтобы придать саду индивидуальность. Солнечные часы, скульптура или купальня для птиц сделают более интересным скучный уголок или создадут композиционный центр патио, в центре газона, в «садовой комнате» или в конце дорожки. Садовые украшения и аксессуары могут развить тему или создать новую. Например, используйте такие приемы, как контраст горшечных растений с почвопокровными. Старая механическая газонокосилка, прислоненная к стволу сучковатой яблони, придает неповторимый аромат крестьянской усадьбы. Продуманный выбор контейнеров может создать определенную атмосферу: терракота ассоциируется со Средиземноморьем. Старые деревянные бочки напомнят сельскую жизнь, расписной цветочный горшок или традиционные каменные урны украсят регулярный сад. Добавьте к этому соответствующую садовую мебель и антураж, тщательно выбранные растения, и обустройство будет полностью завершено. Разнообразие стилей садовой мебели очень широко: от деревенских деревянных скамей до декоративных сидений, навеянных идеями архитектора Lutyens. Возможности огромны, и виды, которые вы можете создать, бесконечно разнообразны, однако вы должны учитывать, что все дополнения обязательно должны гармонировать с общим дизайном сада. Бесспорно, важен и правильный выбор места. Контейнеры различной высоты и размеров лучше выглядят, если их число нечетное, например три или пять. Для создания более регулярного вида размещайте кадки или горшки симметрично с обеих сторон от входа или кресла.
Слева:
набор терракотовых горшков с посаженными в них весенними цветами оживил в начале сезона эту унылую кирпичную стену. Замените летом луковичные растения яркими летниками.
Справа:
два одинаковых, фигурно подстриженных дерева с обеих сторон дверного проема великолепно смотрятся в формальном окружении. Эти спирали - самшит. Чтобы они сохраняли такую форму, их надо стричь 4 раза в год.
Характерные черты
Вода и камни:
мини-водоем в контейнере служит хорошим украшением маленьких садов, также как и рокария - осыпи и мини-альпинарии в каменных раковинах.
Снизу:
большая группа неглубоких терракотовых горшков с посаженными в них разнообразными камнеломками прекрасно смотрится на солнечном участкеудорожки, посыпанной гравием.
Душистые растения:
собранные в контейнерах около дверных проемов или скамеек или разбросанные по всему саду душистые растения дарят вам восхитительный аромат.
Коллекции:
сгруппируйте деревца-бонсаи, посаженные в ориентальные горшки, привлекательно поместив их на приподнятых местах, или посадите травы в традиционном, строго спланированном саду, окруженном низкой изгородью из самшита.
Сверху:
тихий, уединенный угол бордера может стать местом для отдыха, если вы поставите скамейку среди цветов, такую, как это каменное сиденье.
Справа:
оцените законченный проект, все ли его элементы соответствуют друг другу. Прежде чем начнете реальное строительство, измените детали, которые вас не устраивают.
Снизу:
сад, который вначале был безрадостной квадратной площадкой, обрел шик и стиль, наполнившись многообразными элементами, не требующими большого ухода, вместив все на удивительно небольшой площадке.
Фокусные точки:
используйте малые архитектурные формы, такие, как скамейки, солнечные часы или статуи в нише стены, чтобы привлечь внимание; используйте их в конце дорожки, в центре регулярного сада или поддеревом. Используйте арки для обрамления красивого вида.
Мебель:
выбор садовой мебели зависит от типа сада. Деревенская смотрится в саду коттеджного стиля, современная в современных и классическая в традиционных садах.
Отличительные особенности:
фигурно подстриженные деревца в горшках, арки из фруктовых деревьев, ковровые цветники, травяные газоны или скамейки придают индивидуальность любому саду.
Комфорт:
удобная жилая площадка на открытом воздухе: сиденья, обитые материей, позволяют сидеть, откинувшись назад, садовые стол и стулья, столик на колесиках, наружное освещение, стационарный барбекю, лампы от насекомых и свечи, плюс, возможно, и плавательный бассейн.
Справа:
классическая статуя не только добавляет значимости этой традиционной планировке, но и прекрасно смотрится на темно-зеленом фоне. Статуя важна для создания строгой перспективы, обрамленной подстриженным самшитом и тисом.
Пергола затеняет места для сидения и площадку возле барбекю, которая замощена и слегка приподнята, создавая интересный эффект двух уровней.
Джакузи придает новое качество провождению времени во внутреннем дворике и может использоваться круглогодично.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Боккаччо "Декамерон" |
Реферат | Шомбургк Роберт Герман |
Реферат | Антонимы в современной речи. |
Реферат | Кліматоутворюючі чинники та кліматичні пояси |
Реферат | Объектно-ориентированная СУБД прототип |
Реферат | Виготовлення корпуса гідроциліндра Г 29-3 |
Реферат | Разработка общего программного обеспечения |
Реферат | Спільна власність |
Реферат | Методология конституционного права |
Реферат | Олейников Николай Макарович |
Реферат | Изготовление печатных плат в домашних условиях |
Реферат | Образ коня в русской литературе |
Реферат | Белинский. Взгляд на русскую литературу |
Реферат | Інструкція про реєстрацію користувачів в Науковій бібліотеці Наукма |
Реферат | Вяземский Петр Андреевич |