Царскаявласть по “Основнымзаконам” 1906 года.
Политико-правовыефакторы, которыепривели ктрансформациигосударственногои политическогостроя России, стали проявлятьсязадолго дореволюционныхсобытий 1905 г(нарастаниестуденческогодвижения, увеличениезабастовоки стачек, крестьянскихбунтов).
Напути конституционногостроительствав России важнейшимивехами стали:Манифест 17октября 1905г.,провозгласивший введениегражданскихсвобод и организациюзаконодательногооргана (Государственнойдумы), ограничивающеймонархическуювласть, и Основныезаконы 23 апреля1906 г., определившиедвухпалатнуюсистему, носохранившуювесьма широкиепределы дляимператорскойвласти. В Основныхзаконах отмечалось, что вместе сДумой и Государственнымсоветом императоросуществляетзаконодательнуювласть, но безимператорскогоутвержденияни один законне приобретаетсилы.
Государственныйсовет былпреобразованв феврале 1906года, а в апрелеему был придан государственно-правовойстатус второйпарламентскойпалаты. НоваяструктураСовета состоялаиз общего собрания, двух департаментов, двух присутствийи канцелярии.
Сянваря 1905 г. Советминистровстал действоватьна организационныхначалах 1861 г. Воктябре 1905 г.происходитего реорганизация– Совет министровстановится постояннодействующиморганом. Акт, которым былоосуществленопреобразование, назывался: “Омерах к укреплениюв деятельностиминистерстваи главныхуправлений”.Функции упраздненногов апреле 1906 г.Комитета министровпередаваласьчастично Советуминистров, частичноГосударственномусовету. Министрыбыли ответственнытолько передцарем, и им женазначались, правительствоеще не приобрелохарактера“буржуазногокабинета”. Вэто время наблюдаетсядовольно частаясмена председателейСовета министров(с 1905 по 1916 – Витте, Горемыкин, Столыпин, Коковцев, Горемыкин).
20 февраля1906 года вышло“УчреждениеГосударственнойдумы”, в которомопределялисьее компетенция: предварительнаяразработкаи обсуждениезаконодательныхпредложений, утверждениегосударственногобюджета, обсуждениевопросовстроительстважелезных дороги учрежденииакционерныхобществ. Думаизбираласьна 5 лет. ДепутатыДумы былинеподотчетныизбирателям, их отстранениемогло осуществлятьсяСенатом, Думамогла распускатьсядосрочно решениемимператора.С законодательнойинициативойв Думу могливходить министры, комиссии депутатови Государственныйсовет.
Одновременнос “Учреждением”было принятоновое Положениео Государственномсовете, которыйстал верхнейпалатой, обладающейтеми же правами, что и Государственнаядума. Все законы, принятые Думой, должны былизатем поступатьв Государственныйсовет и лишьв случае принятияих Советомпредставлятьсяна утверждениеимператору.ПоловинуреформированногоГосударственногосовета составляли выборные члены, половину –члены “по высочайшемуназначению”, председательи вице-председательежегодно назначалисьимператором.В избираемуючасть Советавходили представителиот духовенства, Академии науки университетов, от земскихсобраний, отдворянскихобществ, отторговли ипромышленности(всего 98 членов).Такое же числочленов ежегодноназначалосьимператоромво вторую частьСовета из высшихгосударственныхсановников.Одно и то желицо не моглоодновременно быть членомГосударственнойдумы и Государственногосовета.
23 апреля1906 г. были изданы“Основныегосударственныезаконы” (изменениекоторых моглоосуществлятьсятолько по инициативеимператора, но не Думы илиСовета). В гл.1 была данаформулировкаверховнойвласти: “ИмператоруВсероссийскомупринадлежитверховнаясамодержавнаявласть”. Властьуправлениятакже принадлежалаимператору“во всем ееобъеме”, нозаконодательнуювласть императоросуществлял“в единениис Государственнымсоветом иГосударственнойдумой” и никакойновый законне мог бытьпринят без иходобрения ивступить в силубез одобренияимператора.Однако ст.87 Основныхзаконов предоставлялавозможностьимператорупо представлениюСовета министровпринимать указызаконодательногохарактера вслучаях, когдаимелась такаянеобходимость, а сессия Думы и Совета прерывались.Но после открытиязаконодательнойсессии в течениедвух месяцевтакой указдолжен былвыноситьсяна одобрениеДумы, иначе онавтоматическипрекращал своедействие.
НеподлежалиобсуждениюГосударственнойдумой и Государственнымсоветом вопросыоб исключенииили сокращенииплатежей погосударственнымдолгам, о кредитахМинистерствудвора, о государственныхзаймах.
Весной1906 года Дума началасвою работу.Источник будущихколлизий былзаложен в самомустройстверусской конституции, давшей Государственномусовету одинаковыезаконодательныеправа с Думой.Необходимоотметить, чтоГосударственныйсовет состоявшийнаполовинуиз государственныхчиновниковбыл консервативныморганом, постоянносдерживавшийлиберальныепорыва Думы(отмена исключительныхзаконов, полнаяамнистияполитзаключенных, отмена смертнойказни и т.д.)