Введение
Язычество Древней Руси
Социальные предпосылки крещения. Русь перед выбором веры
Крещение Руси и церковная организация
Церковь в период Монголо-татарского нашествия и ее роль в борьбе за объединение вокруг Москвы
Заключение
Введение
Религиябесспорно имеетположительноевлияние нажизнь человека: его поведение, быт, характер, если конечноэто не вера вМолоха илиВуду. Даже совсемне верующийв Бога человек, атеист, временамиобращаетсяк Богу, когдау него большоегоре или радость.Иногда человекв приливе чувствговорит: “ПомогиБоже мне”, илитам кому-нибудь, или Спасиботебе господии т.д. и т.п. Во всеммире многорелигий и верований.Я решила посветитьсвою работуодной из большихрелигий –христианству– тому христианствук которомуотносятсябольшинстволюдей в России– православию.
В недавнеесоветское времямы слышали восновномотрицательноеотношение крелигии: “религия– это яд, религия– это плохо.Если мол человекверит в Бога, значит этотчеловек слабохарактерный, безвольный”.А так ли это? Вспомним АлександраНевского илиДмитрия Донского.Разве они былислабохарактернымиили безвольнымилюдьми? Нет онибыли мужественнымивоинами, блестящимиполководцами.Благодаря имРоссия избавиласьот иноземногоига. С именемБога шли русскиев бой: “За веру, Царя и Отечество”и побеждали!
Благодаряновому подходук религии, современномуплюрализмумнений и настоящейсвободе совестивзгляд на церковьу большинствалюдей поменялся.А то что к религиив наше времядругой подход, чем раньше, этобесспорно. Яхочу осветитьв своей работемного неизвестното, что от насскрывали годами, чему нас неучили. Раньшев Вузах былтакой предмет“Научный атеизм”.В нем рассказывалио всех религиях, но как-то однобоко.Говорили иписали о нихотрицательно.Но ведь благодарярелигии появиласьписьменность, например –православнаяграмота. Ведьшколы были втесной связис церковью.(Чтобы статьсвященником, надо уметьчитать богословскуюлитературу).До революциив каждом большомселе, я уж неговорю о городах, были церковно-приходскиешколы, где училине только читать“Псалтырь”и “Апостол”, а учили считатьи писать. Да ясогласна с тем, что имелисьи отрицательныемоменты. Быликостры инквизициии монастырскиетюрьмы. Но вэтом не религиявиновата, адеятели отрелигии. Тольковека те былитемными, я бысказала варварскими.В век просвещения, который приходитсяв России навосемнадцатоестолетие, людитоже верилив Бога. Взятьнапример МихаилаЛомоносоваили ЕкатеринуII. Православнаяцерковь ужене преследовалалюдей так рьяноза другой взглядна религию, заневерие в Христа.
Были в Россиимусульманскиемечети и буддийскиехрамы, а на западеРоссии католическиецеркви и монастыри.
Пик атакина церковь иверу вообщепришел на XXвек, а еслиточнее на 1930 год, когда в СССРсоздавалиськолхозы. Воткак описываетэто время английскийисторик АлланБуллок: “Нападкина крестьянствосопровождалисьяростной борьбойпротив Православнойцеркви, оплотатрадиционнойкрестьянскойкультуры, котораяс точки зрениясталинскогоруководства, была одним изглавных препятствийна пути коллективизации.В деревнях нетолько закрывалисьцеркви, с нихсбивалиськресты, с колоколенснималиськолокола, сжигалисьиконы. Множествостаринныхрусских церквейбыло разрушеноили повреждено, а огромноечисло священниковбыло арестовано.Хотя многиемонастыри иявлялись, посуществу, образцовымисельскимихозяйствами, они были закрытаи тысячи монахови монахиньотправилисьв Сибирь. Сообщалось, что к концу30-го года былозакрыто около80% деревенскихцерквей”. (АлланБуллок. “Гитлери Сталин” Iтом). Как видите, комментарииизлишни. Чтомогли коммунистыпредложитьвзамен верыв Бога. Своюрелигию – верув светлое будущее– коммунизм.Свой иконостас– фотографиичленов ЦК КПСС.Люди пересталиверить в Бога, а они сталилучше? Конечно, бесспорно ито, что научныезнания, напримергеография, расходятсяс богословскойточкой зренияна построениемира. Но сутьне в этом. Ярассматриваюцерковь и еедеятельностьна определеннойотрезке времени, с 988 года по XIVстолетиевключительно.Мне простоинтересновзглянуть нате времена систорическойточки зрения, глазами современногочеловека. Отначала еёдеятельности, в определенномпромежуткевремени наопределеннойтерритории.В данный момент– это Русь, время– средние века, церковь –православнаярусская.
Язычество Древней Руси.
Более тысячилет отделяетнас от тех, ставшихуже легендарными, времен, когдаРоссия, в товремя Русь, стала христианскойстраной. Крестоми мечом на протяжениистолетий насаждаласьновая верасреди русскогонарода. Торжествохристианствабыло достигнутопутем подавленияжесткогосопротивлениянарода, сопровождаласькрупнымиисторическимисобытиями, имевшими зачастуютрагическуюокраску. Событиятех лет скрытыот нас завесойтысячелетия.Большинстволетописей, какисточниковпрошлого сгорелов пожарах войни междоусобицах, когда братвставал набрата, сын наотца. Когдаполчища иноземныхзавоевателейтоптало русскуюземлю Да и простоистлело отстарости и отнедосмотранаших предков.Поэтому вокругпроблемы крещенияРуси до сих порне стекаетострая полемика, сталкиваютсяразличные точкизрения.
Бесспорновлияние христианства на отечественнуюкультуру высоко, но говоря опрогрессивномхарактерехристианизациинельзя не отметитьпобочныеотрицательныепоследствияэтого процесса.Пришедшее наРусь христианствоподавлялопредшествующуюему национальнуюкультуру. Выстроенныйцерковьюидеологическийбарьер на многиевека отгородилРусь от ЗападнойЕвропы и странВостока. Невсегда благоприятнуюроль игралитесные связис византийскойкультурой, находящейсяв состоянииупадка и застоя.
Русь не сразуже и без восторгаприняла христианство.Усвоение новойрелигии непредставлялособой единоразовогои беспроблемногоакта. Ведь крещениеэто еще нехристианизация.Чтобы понятьБога нужнопринять егоне телом, а душой, сердцем. Да ирелигия дохристианизациибыла другая.
ЯзыческоеземлевладельцевВосточнойЕвропы сложилосьво II-I тысячелетиидо н.э., в эпохупервобытногостроя и бронзовоговека, задолгодо возникновенияславянскихгосударств.У древних славянсформировалсякульт: земли, солнца, дождя, рек, источников, т.е. всего, чтобыло связанос производственнойдеятельностьюземледельца.Зависимостьурожая от природныхусловий, отцикличностисельскохозяйственныхработ придавалаи подчинялажизнь земледельца, налаживаласвоеобразныепуты на егомировоззрение.Не располагаянаучными знаниямиоб окружающеммире, причинахпогодных условий, явлений, сменывремен года, рождения исмерти, человекраннего средневековьянаходился вплену сложныхрелигиозных, в частностимагическихверований, обожествляяпостоянноповторяющиесяприродныеявления.
У славян былразный уровеньбогов. Позднийкульт Перунастоял на ровнесо сложившимисяв разное времяи имеющих разноепроисхождениекульта Сварога, Хорса и Ярилы.Наряду с нимипочиталисьбожества плодородияи предков – Роди Рожаницы, богскота, Волос, женское божествоМокошь, множествонизших божеств, духи добра изла – Берегинии Упари, Русалкаи прочие. Современем быРод превратилсябы в главноеБога, что связанос наметившимсяразвитиемрелигиозныхпредставленийв сторону единобожия, т.е. монотеизма.Солнечныесимволы ДревнейРуси тесносвязаны с конем(коньком) иводоплавающейптицей, преждевсего с уткой.Их изображениев виде амулетов– обереговчасто находятпри раскопкахкурганов. Верав существованиезагробногомира заставлялавместе с покойникомкласть в могилувсе, что моглоему пригодиться, в том числежертвеннуюеду. При похоронахлиц, принадлежавшихк социальнойверхушке, сжигалиих наложниц, справлялипоминки такназываемуютризну.
Местамиязыческогокульта на Русибыли святилища(капища), гдепроисходилимоления ижертвоприношения.Они представлялисобой округлыеили сложныепо очертаниям, как розетки, земляные илидеревянныесооружения.В центре капищанаходилоськаменное илидеревянноеизображениебогов, вокругнего жгли костры.В жертву богамприносили плодыземли, животныхи птиц, а такжечеловеческиежертвоприношения.Такие святилищаизучены наВолхове подНовгородоми в других местах.Языческийчетырехстороннийидол из рекиЗбруга на Волынидает картинумира предхристианскихвремен. На немизображенытри горизонтальныхряда человеческихфигур, чтосвидетельствуето существованиив представленияхтого временитрех ярусовмира – верхнего, почти бесконечногонеба с устремленнымивверх мужскимииженскими богами, близкого зрителямсреднего –земли и нижнего– подземного, боги которыедержат на себеверхние ярусывселенной. Вверхнем миремогут бытьопознаны Перунс саблей и конем, Дажьбог, женскогобожество срогом изобилияи коньком (Берегиняили Рожаница?)и др.
Обслуживаниемкульта и выполнениемритуальныхдействий занималисьволхвы – кудесники, обладавшиедаром психологическоговоздействияна людей исоставлявшиесоциальныйслой. В древностифункции культабыли соединеныс властью племенныхстарейшин икнязей, но вДревней Русижречество ужеотделилосьот политическойвласти и свидетельстваXI века оязыческихвыступленияхпротив князей, подтверждаютэто.
Формированиегосподствующегокласса, связанногос военной функцией, с внешнеэкономическимпринуждениемизменило традиционноеотношениебожеств и выдвигалодружинногобога молнииПеруна вперед.Именно он позднеестал объектоммонотеистическогокульта придальнейшемразвитии религиина основе язычества, отодвинувбожество Родна второе место.Это поднялоязычество нановую ступеньи делало егогосударственнымкультом. Княжескаявласть вступаетв новые тесныесвязи с культом, святилищасоседствуютс княжескимизамками. Властькнязя заинтересованав идеологическойподдержке состороны волхвов, обеспечивалаих долей данейи военных трофеев.От этого видимои происходитдесятая часть, перенесеннаязатем княземВладимиромна христианскийкульт (Десятиннаяцерковь). В условияхдальнейшейсмены в ДревнейРуси язычествахристианствомвынесение напервое местокульта Перунаспособствовалоукреплениюмонотеизма, но не моглаоставить заметнойпамяти в XI-XIIIвеках, (времена, к которым относятсяписьменныесообщения одревнерусскомязычестве).Этот слой вдвухтысячелетнейтолще язычестваоказался слишкомтонким.
Социальные предпосылки крещения. Русь перед выбором веры
В конце Xвека ориентациявлиятельныхсоциальныхсил на христианство, а точнее на еговосточнуюразновидностьусилилось. Вначале IXвека у славянскихи некоторыхдругих племен, обитавших наобширной территориина смену первобытнойформации приходитранний феодализм.Как и всякоепереходноесоциальноесостояние этотпериод характеризовалсяостротойпротиворечий, неустойчивостью, разнонаправленнымитенденциямиобщественнойжизни. Феодальныйспособ производствана территорииРуси формировалсяв течении VI-VIIIвв. С IX векаведущая рольв экономике, а следовательнов социальныхотношенияхперешла к нему.НО борьба междутрадиционнымпервобытным, рабовладельческими феодальнымукладом непрекращалась.
Успех, которогодобился феодальныйуклад, не былпока полным, ни окончательным.Сложилисьусловия неблагоприятныедля феодальногоуклада. Какизвестно классическимвариантом сменыодного видаформации другимна Востоке, даи на Западе(Вспомним ДревнийЕгипет, Грецию, Рим) был рабовладельческий, шедший на сменупервобытнообщинному.История восточныхславян отклониласьот столбовойдороги. Этостало возможнымпотому что насоциальнойарене тоговремени имеласьфеодальнаяформация, онауже охватывалаогромную зонув Европе, Азиии СевернойАфрике. Феодализмпостоянновтягивал в своюорбиту всеновые общности, политическаязрелость которыхпозволяла импорывать связис первобытностью.Как известнорабовладениеу славян, пополнившеесяза счет войн, существовалос VI века, оставалосьна уровнепатриархального, хотя и способствоваловыделению иусилению знати.Таким образом, восточныеславяне пошлипо пути нерабовладельческогоразвития.Первобытнообщиннаясистема смениласьфеодальной, на смену вождюплемени пришелкнязь. Ко второйполовине Xвека феодализмна Руси, просуществовавшийоколо полуторавеков, имел дваважнейшихслагаемых: феодальныеотношения, которые сталииграть ведущуюроль в экономикеи государство, что первое всфере политики.Но третий важныйкомпонентидеологияотсутствовал.Ведь та жерелигиознаяидеологиябывшая в ДревнейРуси, шла с временпервобытнообщинныхи времен военнойдемократии.Ей надо былонайти замену.Становлениерелигий новоготипа, а к нимотноситсяхристианство, сопровождаетсяинтенсивнойборьбой идей, стремлениеидеологическиоформить религиозные представления.И если на землепостроеналестница, Бог, архангелы, ангелы, святыеи наконец, душитех, кто достоинрая после смерти.ПредставителемБога на земле, передаватьпросьбы и чаянияверующих нанебо, молитвойпросить небесаи ниспосланииблаг, защитыстановитьсясвященник. Воткак пишет академикСкадкин С.Д.:“Как бы ни былисильны средствавнеэкономическогопринуждениядля обращениясвободныхсоплеменниковв зависимыхи эксплуатируемыхлюдей, их однихне хватало инаряду с мечомсветским необходимбыл меч духовный– религиозноеобоснованиегосподствагосподствующихи повиновенияим трудящихсямасс”. По своемугеографическомуположению, христианстворелигия, в первуюочередь, европейская.Другая обширнаязона цивилизации– Восток, былазавоеванаИсламом и Буддизмом, поделившимимежду собойзначительноочерченнуючасть. Русьстала перевыбором.
И когда возможностистарой языческойрелигии внутристраны былизначительноисчерпаны ине принеслиожидаемыхрезультатов, взоры правящейверхушки обратилиськ соседнимстранам. Подходящиерелигии у нихимелись. У волжскихбулгар былраспространенислам, у хазар– иудаизм, ВВизантии иЗападной Европе– христианство, в котором всесильнее выделялисьвосточные изападные центры(Константинопольи Рим). Все этирелигии ужестихийно началираспространятьсяна Руси, но влияниеимели разное.Иудаизм несгруз наследия, полученныйот древнееврейскойрелигии. Некоторыетрадиции прошлого, от которогоон так и неизбавился, сильно ограничивалиего возможности.“Иудаизм сосвоим новымуниверсальнымбогом, тожесделал попыткустать мировойрелигией”, такписал Ф.Энгельс– “НО дети Израиляоставалисьвсе времяаристократиейсреди верующихи других”, (т.е.исламистови христиан).Ислам же, обладавшийбольшей мобильностью, и сумевшийбыстро распространитьсяна значительныхпространствахвоплотил в себехарактерныеособенностииного региона.“Ислам – эторелигия, приспособленнаядля жителейВостока” — такписал о нем тотже классик.Наиболее подходящейрелигией оказалосьхристианство, она не содержалатого, чтобысоздавало быему трудностив ВосточнойЕвропе, частитого региона, где ему удалосьзакрепиться.Постепенноскладываютсяхристианскиетрадиции наРуси. В Киевестроится церковьсвятого Ильи-на-Подоле.Немало летправит государством, принявшаяхристианствокнягиня Ольга– названнаяцерковьюравноапостольнойи причисленнаяк лику святых.Существует, предположение, что христианиномбыл ее внукЯрополк, правившийв Киеве в 972-980 гг.Христианствоявно опережалосвоим влияниемислам, иудаизм, к нему склоняласькняжескаявласть. Отношениякиевской Русис христианскиммиром (экономически, политическиеи т.д.) постепенноприобретаютбольшую прочность, чем с мусульманскими тем болееиудаистским.(В 965 г. Хазариябыла разгромленавойском СвятославаИгоревича).Русь явно тяготелак /Византии.Вот в такихусловиях совершалсявыбор религии, к которому былипричастныВладимирСвятославович– получившийот церкви прозваниеКрестительи его окружение.
Крещение Руси и церковная организация
Это событиебыло ускореноходом политическихвзаимоотношениймежду Русьюи Византиейв конце 80-х годовX века.
Для борьбыс очередныммятежником, полководцемВардой Фокой, желавшим сестьна трон императораи обладавшимбольшими силами, императорВасилий IIобратился ккнязю Владимируза военнойпомощью, нескупясь приэтом на обещания.Важными условиямидоговора, покоторому былпослан русскийотряд былиженитьба Владимирана сестре ВасилияАнке и принятиеВладимироми его странойхристианства.Это соглашениебыло заключенозимой 987/88 гг. Послепобеды надмятежникомимператорупришлось выполнитьдоговор и отдатьсестру-царевнуза киевскоговеликого князя.Это было редкимисключениемв политическойпрактике империи– в рукепринцессыбыло отказаносыну германскогоимператорабудущему ОттонуII. Чтобыдобиться выполненияусловий договоракнязю Владимирупришлось осадитьи взять в 989 годупринадлежавшийВизантии вКрыму городКорсунь (Херсонес).В нем находиласьепископскаякафедра. Этовизантийскойвладение быловозвращеноимператорув качествевыкупа за невесту.Крещение Владимира, получившегохристианскоеимя Василий, в честь святогопатрона императораВасилияII – ВасилияВеликого, дляскорейшеговступлениядоговора в силумогло произойтиво время пребыванияпосольстваэтого императорав начале 988 года.Хотя Корсунскаялегенда в Повестивременных лети в Житие святогоВладимира даютпротиворечивыеданные, относяего к Корсуню.Что касаетсякрещения киевлянто источникидают две даты, традиционную988 и более позднюю990. По Повестивременных леткрещение киевлянпроисходилов Днепре, поЖитию Владимирав притоке Днепра– реке Почайне.После возвращенияВладимира изКорсуня и появлениявизантийскихсвященников, обращение вхристианстводействительнодолжно былостать широким.
Смена религиозныхкультов сопровождаласьуничтожениемизображениемнекогда почитаемыхбогов, их публичнымпоруганиемсо стороныкняжескойдружины. ТакизображениеПеруна былосброшено в рекуи под смех ибрань дружинниковбыла баграмисопровожденавниз по течению, перед этим былосбито все золотои серебро, которымибыл украшенидол. На местахгде стоялиязыческие боги капища построеныцеркви. Так, нахолме в Киеве, где стоял Перун, была воздвигнутацерковь во имяВасилия Великого.Под Новогородом, в Перыне, гденаходилсяязыческий храм, была построенацерковь рождества.По сообщениюПовести временныхлет Владимир: “Начал строитьв городах церквии назначатьпопов, и людейстали приводитьк крещению повсем городами селам”. Распространениехристианствопроводилоськняжескойвластью иформирующейсяцерковнойорганизациейнасильно, присопротивлениине только жречества, но и различныхслоев населения.МитрополитКиевский Илларионпризнавал, чтокрещение вКиеве происходилопо принуждению:“никто несопротивлялсякняжескомуприказу, грозномубогу и крестились, если не пособственнойволе, то из страхаперед приказавшим, ибо его религиябыла связанас властью”. Вдругих же городахзамена старойрелигии нановую встречалаоткрытоесопротивление.Так в Новгородевведение христианстваепископомИоакимом Корсуняниноми княжескимивоеводамиДобрыней иПумятой насаждаласьсилой. Когда“Пумята крестилмечом, а Добрыняогнем”.
Вскоре послеофициальноговведения христианствана Руси началасьсоздаватьсяорганизациярусской православнойцеркви. Онаимела статусмитрополииконстантинопольскогопатриарха.Возглавлялее митрополитприсылаемыйиз Константинополя.Митрополитжил на подворьекафедральногособора святойСофии в Киеве.Также известно, что основаниюкафедральнойцеркви предшествовалапостройка в990-995 годах каменнойДесятиннойцеркви Богородицы, которой былапередана десятинаот княжескихдоходов. Такв церковномуставе князяВладимира дляэтой церквиуказано: “Сеаз князь ВеликийВладимир, нареченныйв святом крещенииВасилием, сынСвятослава, внук Игоря иблаженнойпамяти княгиниОльги, принялсвятое крещениеот греческихцарей Константинаи Василия и отФотия патриархацарьградского.И потому же…создал церковьсвятой богородицыДесятиннойи дал ей десятинупо всей землерусской, изкняжения всоборную церковьот всякогокняжескогосуда десятуювекшу, а торговдесятую неделю, а из домов навсякое летодесятое, отвсякого скотаи от всякогожита…”. В 1037 –начале 1040 годовна месте этойцеркви былпостроен каменныйхрам (собор), который сохранилсядо сих пор.
Для константинопольскогопатриарха новаяцерковнаяорганизациябыла колонией, куда могли бытьнаправленывсе “лишние”священники.А лишних клириковв константинопольскойпатриархиибыло много. Такв провинциальномгородишкеЭдесса их было200, соответственнов больших городахеще больше.Только епископовв Византии былодо 6000 человек.Так священникина Руси былипоголовногреки. Конечнос течениемвремени, в составеприходскогодуховенстваи монашества, появились, конечно, изначительныйпроцент местногонаселения.Метрополияи епископат, по прежнемуи надолго оставалсяпреимущественногреческим. Вовремя Владимираи к первомудесятилетиюкняжения Ярославасозданы епископиив Белгороде, Новгороде, Полоцке, Туровеи в некоторыхдругих городах.Это времяхристианизациии включениев церковнуювласть основнойтерриториигосударстванаселеннойрусской народностью.К 30-40 годам XIвека послеоснованияЯрославля новойлинии укрепленийпо реке Росисоздается вЮрьеве-городеепископия, названнаяименем святогоГеоргия, патронаЯрослава. Этакафедра должнабыла способствоватьхристианизациии подчинениюКиеву ближайшихкочевников.К 70-80-м годам вРостовскойземле христианствораспространялосьсо значительнымитрудностями.Древнерусскоеи мирянскоенаселениеоказывалоупорное сопротивлениеи даже убилоепископа Леонидаво время восстания.
С русскойцерковью быласвязана древняякафедра архиепископаТмутараканского, центра древнерусскогокняжества наберегах Черногои Азовскогоморей.
Изменениеполитическойструктуры иустановлениепосле смертиЯрослава триумвиратакнязей: Изяславав Киеве, Святославав Черниговеи Всеволодав Переяславлеспособствоваловозникновениюкроме киевской, двух новыхметрополий– Черниговоскойи Переяславской.
НовгородскиеепископыXII-XIII веков – времениразвитияреспубликанскогостроя этогогорода – сталиносить званияархиепископов, сохраняя однакоже подчинениекиевскомумитрополиту, хотя и значилисьпервыми средирусских епископов.Глава церковнойорганизациив Новгородскойархиепископиине назначалсякнязем, а выбиралсяс участиемвече.
К серединеXIII века наРуси было 16 епархий, в значительнойчасти соответствующихкрупным русскимкняжествам.В пору феодальнойраздробленностии существованиясамостоятельныхкняжеств, церковнаясистема из11-16 епископийподчиненныхкак местнымкнязьям, таки Киеву, в определеннойстепени компенсировалинедостатокполитическойцентрализации.Церковь мирилакнязей, былаарбитром в ихспорах, всяческипрепятствовалакняжескоймеждоусобице, хотя видимобезуспешно.На горизонтевстали черныетучи, шли монголы, неся смертьи разорение, полон и вековоерабство русскомународу.
5.Церковьв период Монголо-татарскогонашествия иее роль в борьбеза объединениевокруг Москвы
Разорениеи уничтожениестен сел и городов, разграблениецерквей и монастырейво временамонгольскогонашествияпривело к упадкухозяйств икультуры русскихземель. В годынашествияцерковь былаутешительницейрусского народа.В церквях людипрятались, молились ипогибали вместес церквями.Наступилозапустение.Долго русскаяцерковь, каки народ не моглаоправитьсяот нашествиямонголо-татар.Лишь в 1267 годумитрополитКирилл получилот хана Менгу-Тимураярлык оградившийцерковь отпосягательствасо сторонымонгольскихвластей. А за4 года до этогов столице ЗолотойОрды была учрежденаособая епископия, где полоненныерусские людии приезжавшиекнязья моглипомолитьсяв русском храме.
Панская куриярешила воспользоватьсясложной политическойобстановкойна русскихземлях, и в 1245 годухотела склонитьДаниила Галицкого, а в 1248 году АлександраНевского наунию с католическойцерковью, толькокнязья былиисконно православнымии уния былиими отвергнута.Центром митрополииРусской землистановитсяСеверо-Востосточнаячасть Руси. В1299 году митрополитМаксим – грекпо национальностисделал Владимирцентром митрополии.Церковь становитсяактивным ивлиятельнымучастникомполитическойборьбы, развернувшейсяв XIV-XV веках, в связи с процессомобъединениярусских земельвокруг Москвы.
В 1311 году представительпатриархаконстантинопольскогосозвал соборв Переславле-Залесском, который сталкрупным политическимсобытием. Нанем присутствовалилишь 2 епископа, остальные былинизшие церковныечины: игумены, монахи, священникии светскиелица. Послекрупных споровсобор утвердилмитрополитом– Петра, отвергнувдве кандидатурыигумена Горонтияи игумена ЛьваставленниковГалицкого итверскогокнязей. Московскийкнязь, с помощьюкоторого Петрполучил митрополиюсдружился сним. В 1313 годувступившийна престол вЗолотой Ордехан Узбек далширокие привилегиирусской церкви, хотя со временУзбека в ЗолотойОрде верх взялимусульмане.В 1328 году Московскийкнязь получилярлык на великоекняжение, в томже году прибылновый митрополит– грек Феогност.В начале 40-х онприехал в Новгородиз-за конфликтамежду Новгородоми новым Московскимкнязем Семономпо прозванию“Гордый” из-заТоржка, и “Тяжекбысть приходего владыцеи монастыремкорм и дары”.В 1343 году он ездилс великим княземв Золотую Ордуи сумел откупилсяот уплаты ежегоднойдани, которуюхотел наложитьхан Джанибекна церковь. Какговорили современникиблагодаряматери хана, которую онвылечил отглазной болезни.На церковныйпрестол всходитАлексей, которыйстал митрополитомпосле смертиФеогпоста иСемеона отчумы. Яркаяличность, вписавшийлучшие страницыв истории Русии церкви тоговремени, причисленныйк лику святыхпосле смерти.Воспитательи наставникмалолетнегов то время ДмитрияИвановича, князя Московского, которому современникидадут имя Донской, миритель князейи предвестникпобеды над игомтатар в Куликовскойбитве в 1380 году.В то же времяжил СергейРадонежский, основателькрупного монастыряТроицко-СергиевскойЛавры, благославившийкнязя Дмитрияидущего набитву, дав емудвух воинов-иноковОслабля и Переевета.Чтобы не говорили, церковь сделалабольшое делодля объединениярусских земельвокруг Москвы.Играя подчиненнуюроль, она былаидеологическипервой в борьбеза крепкоегосударствово время феодальныхвойн и борьбеза крепкоегосударствово время феодальныхвойн и борьбепротив иноверцев.Иго татар былосброшено в 1480году, “стояниена Угре” закончилосьморальным иполитическимпоражениемЗолотой Орды.Было это вовремя ИванаIII. Дань ужене шла в Руси, хотя еще многобыло впередикрови и титаническихусилий дляобъединениягосударствоРоссийского.Церковь, теперьуже патриаршая, отколовшаясяот константинопольской,“Третий Рим”стояла на стражеинтересовМосквы, а значити всей Руси.
6.Заключение
Мне пришлосьписать реферат, используялитературу, изданную вСоветскоевремя. Она восновном относитсяк церкви сатеистическойточки зрения, а значит отношениек церкви предвзятое, в основномкритическое.Возьмем, например, книгу Н.М.Никольского“История русскойцеркви”, изданнаяв 1930 году в разгаргонения нацерковь, освещаетцерковь, ееисторию с позициимарксизма-ленинизма.Книга охватываетпериод от началакрещения Русии заканчивается16-м годом XXвека.
Большой выборматериала всборнике статей, выпущенныхиздательством“Мысль” в 1987 годук тысячелетиюхристианства“Введениехристианствана Руси”. Книгаиздана в разгарперестройкии раскрываетреальные причиныи последствиякрещения Русина культурустраны. Изхрестоматиипо истории СССРя взяла отрывокиз так называемойкниги “Древнерусскиекняжескиеуставы”. В книге“Русское православие: вехи истории”взято описаниерусской церквиво время монголо-татарскогонашествия иего последствия.
В своей работея использовалакнигу писателяДмитрия Балашова“Семеон “Гордый”, при описанииXIV века, временвласти ЗолотойОрды над Русью.Книга не имееткоммунистическойидеологическойокраски. С еестраниц таки веет тем суровыми трудным дляРуси временем.Вообще ДмитрийМихайловичБалашов отличныйписатель-историк.Его серия книго Руси из цикла“ГосудариМосковские”хорошее пособиепо историиРоссии, приэтом хорошочитаются иимеют ценныеисторическиесведения. Жалко, что трагическаясмерть от рукиубийцы прервалаего творчествои мы не прочиталипродолжениеего трудов.Также я пользовалась“ИсториейСССР”, но сведенияее в связи скратким изложениемк сожалениюскудные. Такжея использовалапри написаниисвоего рефератаединственнуюрелигиознуюкнигу, которуюя смогла найти“Основы православия”протоиреяХопко.
Мы пришлик выводу, чтокрещение наРуси имелобольшое положительноевлияние наисторию страны, на умы людей, быт, семью иобщество вцелом. Вся жизньрусского человекабыла связанас церковью, срелигией, начинаяс рождения.Грудным ребенкомего крестилив церкви. Вхристианскойцеркви крещениене простосимволизируетморальнуюперемену идуховноеперерождение.Крещениемчеловек отрицаетсяот сатаны ипринимаетИисуса Христа.Достигнувопределенноговозраста людивступают вбрак, женятся, тогда происходитцерковноевенчание. Брачующихвенчают “венцамиславы Божьей”.Над ними молятсяи их благословляют, они слушаютслово Божье.В определенноевремя человекидет в церковьна исповедь, чтобы покаятьсяв своих вольныхили невольныхгрехах. С таинствомпокаяния человекпримеряетсяс Богом, послетого, как нарушилсове общениес ним своимигрехами.
Когда жечеловек болели приходит егосмертный часот болезни ли, от старости, в дом зовутсвященника.Происходитобряд елеосвящения, читается молитва“на исход души”.Этим человекдуховно подготавливаетсяк смерти.
Благодаряхристианскойвере Русь выстоялаперед невзгодами.В войнах церковьвдохновлялавоинов на бойс врагами, вовремена большихэпидемий, которыебыли часты наземле. Церковьлечила и ухаживалаза больными, хоронила умерших.При церквяхи монастыряхбыли богадельни– так называлисьраньше домадля инвалидови престарелых.Такие вотположительныестороны православнойцеркви.
Конечно уцеркви былии отрицательныемоменты. Насильственныенасажденияверы, так называемаяРусификация, гонение наиноверцев.Конечно не втаких размерах, как в СредневековойЕвропе, но иРоссии пылаликостры, на которыхсжигали еретиков.Так был сожженпротопоп Аваакум, за то что неотказался отстарой верыи хулил царяи “никоновскуюверу”. Поддержкацарской и феодальнойвласти в еенепопулярныхи несправедливыхделах. Молитвацеркви запоработителей(вспомним времятатарскогоига и временнойоккупациифашистскихзахватчиков).Преследованиепередовыхлюдей, таких, например, какЛ.Н.Толстой.Косность изастой, неприемлемостьзападных новшеств.Только ПетрI повернулРоссию лицомк Европе, благодаряему она сталадогонять западныестраны в наукеи технике, отставот Европы надва столетия.Все это было– не вычеркнешь.
И все же религияимела положительноевлияние на умылюдей, на ихменталитети совесть.
Благодаряработе надрефератом ямногое прочитала, что не зналадо этого. Толькожаль, что книгв защиту русскойцеркви почтинет в продажеи мне пришлосьчитать в основномантирелигиознуюлитературу, что не моглоотразитьсяна моей работе.
Я бы еще многоемогла описатьв своей работена заданнуютему. Так вскользьзадеты илисовсем осталисьв стороне временаИвана Грозного, век XVII, времяпетровскихперемен, золотойвек Екатерины,XIX столетие, советское времяотмечено 30-мгодом XXстолетия.
Я знаю, чтобыне говорилиплохое прорелигию, онаучит добру. Инагорная проповедьХриста – этоэталон человеческойжизни. Живя вXXI веке мыне должны забыватьбога. Ведь Богесть добро, Богесть любовь.
Для рефератаиспользованалитература:
Аллан Буллок. “Гитлер и Сталин. Жизнь и власть”. Том I. Изд “Русич”. Смоленск, 1998 г.
Д.М. Балашов “Семеон Гордый”. Изд. “Современник”. Москва, 1988 г.
Сост. П.П.Епифанов и О.П.Епифанова. “Хрестоматия по истории СССР (с древнейших времен до 1861 г.)” изд. “Просвещение”. Москва, 1987 г.
П.р. Клибанова “Русское православие: вехи истории”. Изд. “Политическая литература”. Москва, 1989 г.
Н.М. Никольский “История русской церкви”. Изд. “Политиздат”. Москва, 1985 г.
П.р. Б.А. Рыбакова “История СССР (с древнейших времен до 1861 г.)” изд. “Высшая школа”. Москва. !983 г.
Отв. Ред. А.Д.Сухов “Введение христианства на Руси”. Изд. “Мысль”. Москва, 1987 г.
Протоирей Фома Хопко “Основы православия”. Вильнюс, 1991 г.