Реферат по предмету "Исторические личности"


Табель о рангах Петра I как система реформирования бюрократического аппарата

Содержание

Введение
История создания «Табели о рангах»
1.1Преобразованиегосударственнойслужбы
1.2Создание «Табелио рангах»
Формирование бюрократического аппарата
2.1Основные принципыформированиябюрократическогоаппарата
2.2Эволюция «Табелио рангах»
2.3Знаки отличияновой бюрократиии их значение
Характеристика «Табели о рангах»
3.1Особенности«Табели о рангах»в сравнениис зарубежнымзаконодательством
3.2«Табель о рангах»как НПА
Итоги реформы
Заключение
Списокиспользуемыхисточников
Приложение1
Приложение2
Введение

Термин«бюрократия»происходитот сочетанияфранцузского«bureau» — «бюро»,«канцелярия»и греческого«kratos» — «власть»и означаетбуквально«господствоканцелярии».
В этомсмысле «бюрократия»может бытьистолкованав различныхзначениях, как:
узкий, привилегированный чиновничье-административный слой;
Специфическая форма социальной организации, в которой исполнительная власть практически независима и проявляет тенденции к произволу, формализму, стремлению подчинить правила и задачи деятельности организации целям своего сохранения и укрепления.
Сейчас, во время формированиябюрократическогоаппарата современнойРоссии, этотвопрос становитсяочень актуальным.При его созданиизаконодательдолжен учитыватьисторическийопыт решенияэтой проблемы.
Важнойвехой мировойистории новоговремени являютсяреформы ПетраI, т.к. они означалиначало процессамодернизациии европеизациив мировом масштабе.При сохраненииизвестнойпреемственности, новая системаучреждений, созданных вРоссии первойчетверти XVIII века, означала в тоже время радикальныйразрыв с предшествующейпрактикойуправления.Качественноновыми чертамипетровскойи всей имперскойадминистративнойсистемы посравнению сприказнойсистемой Московскогогосударствастали — унификация, централизацияи дифференциацияфункций аппаратауправления.Административныереформы Петра, которым онпридавал большоезначение, воплощаяв себе модернизациюи европеизацию, выступалипервыми в рядуподобныхпреобразованийнового времени.
Создаваяновую системуформированиябюрократическогоаппарата, ПетрI стремилсярешить поставленныезадачи:
Создание регулярной армии
Создание действенного аппарата государственного управления
Окончательная ликвидация системы местничества
Привлечение дворянского сословия на государственную службу
Важнейшимитогом и, вместес тем, законодательнымзакреплениемвсей реформаторскойдеятельностиПетра в областигражданской, военной и судебнойадминистрацииявилась знаменитаяТабель о рангах(1722г.).
Онапредставляласобой законо порядкегосударственнойслужбы, обозначившийразрыв с предшествующейпатриархальнойтрадициейуправления, воплощеннойв местничестве.Основное историческоезначение Табелисостояло врационализацииадминистративнойслужбы: в ееоснование вкачестве важнейшегопринципапроисхождения, знатности родаили «породы»был положенпринцип служебнойгодности. Всоциальномплане это означалоизвестнуюдемократизациюправящегосословия, посколькубыло узаконеноприобретениедворянствавыслугой ипожалованиемгосударя (а непередачейсословныхпреимуществлишь по наследству).
В процессеюридическогооформлениядворянскогосословия вРоссии ведущееместо принадлежитТабели о рангах.В начале XVIII векагосподствующийкласс, разделенныйна различныесословныегруппы, былсплочен в единыйкласс — сословие.Тогда же вырабатываетсяи единый термин, обозначающийэто сословие.Вначале былоиспользованопольско-немецкоеслово шляхетство, но уже к 20-м годамоно заменяетсястариннымрусским словом- дворянство.
Табельо рангах явиласьнормативнымактом, которыйподвел итогпреобразованиямгосударственногоаппарата изаконодательнозакрепил новыйпорядок прохождениягосударственнойслужбы. Тем неменее, старыечины продолжалисуществоватьв течение всегоцарствованияПетра и дажепри его преемникахпочти до второйполовины XVIII в.
Петровская«Табель», определяяместо в иерархиигосударственнойслужбы, в некоторойстепени давалавозможностьвыдвинутьсяталантливымлюдям из низшихсословий. «Дабытем охоту податьк службе и онымчесть, а не нахалами тунеядцамполучать»-гласила однаиз описательныхстатей закона.
Целямикурсовой работыявляются:
проследить историю создания «Табели о рангах» Петра Великого;
рассмотреть «Табель о рангах» как исторический документ и с правовой точки зрения
выделить основные принципы формирования бюрократического аппарата по петровской «Табели о рангах»
«Табельо рангах» являетсяодним из важнейшихнормативноправовых актов, созданных приПетре I.Кроме этого, она являетсяважным этапомв развитиироссийскогоправа в целом.Практическивсе авторы, пишущие о ПетреПервом, частозатрагиваютэту тему: Анисимов, Баггер, Буганов, Мавродин, Павленко.Историки, пишущиене только оПетре I, ао формированиироссийскойгосударственности, тоже затрагиваютэту тему: Ключевский, Платонов, Титов.Исследователи, пишущие неисторию России, а историючиновничьегомира и формированиебюрократии, не могут незатронуть этутему, так как«Табель о рангах»является важнойступенью вистории развитиябюрократическогоаппарата вРоссии. Тольколишь после неестала постепенноформироватьсябюрократияв современномпонимании этогослова.
История создания «Табели о рангах»

1.1Преобразованиегосударственнойслужбы

В XVIIв. боярствостало постепенноутрачиватьсвое былоезначение. Изовсех сил оностаралось«удержатьсяна плаву». «Двараза остаткибоярства пыталисьзахватить всвои руки делагосударства: в конце 1681года, накануне самойотмены местничества», т. е. законодательногоразрушениясвоей служебнойорганизации.Второй раз в1730 году – «предпринятабыла попыткаовладеть центральнымуправлениемпосредствомолигархическисоставленногоВерховноготайного совета.Против попыткиверховниковподнялосьдворянство».
Отменаместничествав 1682 году явиласьлишь началомпреобразованиягосударственнойслужбы в России.Необходимобыло упорядочитьновую системуназначений, отрегулироватьпроизводствов чины такимобразом, чтобыгосударственнаяслужба сплачивала, а не разобщаласкладывающуюсябюрократию- опору развивающегосяабсолютизма.Попытка установитьновую системучинов, предполагавшаявнесение измененийв структуругосударственныхорганов, былапредпринятаеще в царствованиеФедора Алексеевичав проекте Уставао служебномстаршинствебояр, окольничихи думных людейпо 34 статьям, где ясно прослеживаетсястремлениеправительствапривести системучинов в соответствиес требованиямивремени. Проектне был проведенв жизнь, он интересенкак один изпутей решениявопроса. То, что преобразованияв этой областиназрели, быловидно и длясовременников.Так, князь Щербатов, современникпетровскихпреобразований, писал, что, «хотяместничествобыло уничтожено, порядок незаведен, ибов бояре и вокольничиепроизводилисьпо-прежнемупо знатностиродов, а не позаслугам». Такуюпрактику полностьюне преодолели Петр I. Хотяцарь и выдвигалсвоих единомышленниковна высшиегосударственныепосты, в рядеслучаев дажеон не мог пойтипротив устоявшегосяправила: например, в начале Севернойвойны главнокомандующимбыл назначенпредставительзнатного боярскогорода Б.Ф. Шереметьев.
Ещеуказом 1701г. былокатегорическиопределено, что все служилыелюди с земельслужбу служат, а даром земляминикто не владеет».Здесь под землямиимелись в видупоместья. Нозатем указом1704 года к ним былиприравненыв правовомотношении ивотчины.
Всемиэтими мероприятиямиПетр Великийне предполагалсоздать класслюдей, превращающихгосударственнуюслужбу в доходнуюпрофессию иотождествляющихсебя с правительством, свои личныевыгоды и интересыкорпорациис пользой иинтересамигосударства.«Преобразовательне щадил чиновничество, не замедлившеевоспользоватьсясвоим привилегированнымповедениемв ущерб и вовред народу.»24 декабря 1713 годалицам всехзваний, и великих, и малых, запрещаетсябрать посулыи пользоватьсяказеннымидоходами подпредлогомторга, подрядаи т. п.; за нарушениезакона виновный«жестоко нателе наказан, шельмован, всего имениялишен и из числадобрых людейизвержен исмертию казненбудет». Самиобывателиобязаны обличатьтаких преступников«не выкручиваясьтем, что страхаради сильныхлиц или что егослужитель».Не ограничиваясьуказами, правительствопреследоваловзятки и казнокрадство«особыми печатнымиобъявлениями, которые оповещалисьнароду чтениемв церквах». Темне менее, ужев июне 1720 годаНестеров докладывалцарю, что поступиломножество жалобна губернаторов, вице-губернаторови других должностныхлиц.
Правовойстатус дворянствабыл существенноизменен принятиемУказа о единонаследии1714г. Этот акт имелнесколькопоследствий:
Юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия “недвижимая собственность”. На ее основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательственных отношений.
Установление института майората — наследование недвижимости только одним старшим сыном, целью которого было сохранения от раздробления земельной дворянской собственности.
Наследование заставляло его представителей служить за жалование; быстро стал формироваться бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.
Этоположение Указавызвало наибольшеенедовольствосо стороныдворян (онобыло отмененоуже в 1731 году).
«Функциягосударственнойслужбы объединяетдворянствов политическии юридическиконсолидированнуюгруппу».
«Петрразработалцелую системупревращенияпросто дворянв служилыхлюдей, ибо внеслужбы их жизнь, в сущности, царем не мыслилась.Следствиемэтого сталапрактикаобязательногообучения дворянскихдетей, ибо безэлементарногообразованиянельзя былослужить. ПричемПетр, как и всегда, действовалвесьма решительно.Указ от 20 января1714 года уникаленв русской истории: дворянину, непостигшемуоснов знаний, необходимыхдля службы, запрещалосьжениться...»
В ходереформ государственногоуправленияпоявляютсяновые чины, которые царьраздавал, основываясьглавным образомна личных качествахназначаемых.«Местничались»теперь не толькопотомки древнихбоярских родов, но и новая знать, причем именноспоры последнейвынудили царяв 1719 году издатьуказ о пресеченииместничествав коллегиях.
«Подвопли родителейдворянскиеотроки отправлялисьза счет государства(отсюда применяемыйк ним термин«пенсионеры»)заграницу, гдеони обучалисьспециальностям.В отечествеэти функциивыполнялиМорская, Инженерная, Артиллерийскаяакадемии… Однакосамой важнойшколой дворянбыла гвардия– Преображенскийи Семеновскийполки, где онибыли обязаныслужить с малыхлет». Они служилис людьми изнизших классовобщества, которыепоступали порекрутскимнаборам. «Отего личныхспособностейи усердия зависеловыбиться вофицеры; личнаязаслуга выдвигалав офицеры ипростогокрестьянина-солдата».
Болеетого, Петр стремилсяпреградитьпродвижениепо службе темдворянам, которыене служилирядовыми, всамом нижнемчине, не прошлишколы гвардии.26 февраля 1714 годабыл издансоответствующийуказ. Тот жепринцип зафиксированв воинскомУставе 1716 года:«Шляхетствуроссийскомуиной способне остаетсяв офицерыпроисходить, кроме что служитьв гвардии». Ниодин дворянинне мог статьофицером, еслине был солдатом; но любой офицер, кто бы он нибыл по происхождению, становилсядворянином.
Самодержавиюбыли нужны нетолько солдатыи офицеры, нои чиновникиучреждений.Генеральныйрегламентзакреплялзаконодательнымпутем идею огражданскойслужбе русскогодворянствакак «одной изважнейших формисполненияобязанностейперед государеми государством».
В Генеральныйрегламент былавнесена глава, которая предполагалаобучать дворянскихдетей канцелярскомуделу. С 1722 годадля дворянскихдетей былавведена специальнаяканцелярскаядолжность –камер-юнкер,«исполнятькоторую надлежалобез послаблений».
К концупервой четвертиXVIII векасложилисьпредпосылкисоздания новойсистемы формированиябюрократическогоаппарата, однойиз которыхявляется отсталостьстарых принципов

1.2 Создание«Табели о рангах»

Табельо рангах создаваласьприблизительнос 1719 по 1722 год. Однакопервые шаги, подготовлявшиепоявление этогодокумента, относятся кболее раннемупериоду. В донесенииЯкова БрюсаПетру I, датированном13 июля (года нет, по предположениюН.А. Воскресенского, не ранее 1702 года), говорится оботсылке царюописания кчинам, которыебыли у «агленскогокороля у артиллериина войне и вовремя миру».
Основнаяработа по сборуматериала леглана Иностраннуюколлегию. Изучалосьзаконодательствоо чинах Англии, Франции, Голландии, Дании, Пруссии.В подготовительныхматериалахимеются какподлинныетексты иностранныхзаконов, таки их переводына русскийязык. Наиболееподходящимибыли сочтенызаконодательстваДании (1699 и 1717 гг.)и Пруссии (1705 и1713 гг.). Некоторыеиз этих актов(английский, датский, прусский)относили кклассам в общейпоследовательностине только должностныхлиц разноготипа, но и обладателейродовых титулов(графов, баронов)и просто дворян(«которые вотчиныв том государствеи землях имеют»), лиц, имевшихдуховные иученые звания, кавалероворденов (орденовСвятого Духа, Слона, ЧерногоОрла и др.). Ниобладателиродовых титулов, ни дворяне-помещикив Табель о рангахне попали. Дворянеоказались внеглавной служебнойиерархии и дляпопадания внее должны былипоступать нагосударственнуюслужбу. Не упускаласьиз виду и русскаяпрактика: сохранилсятекст «Показанийдревнейшихрусских чиновгражданскихи придворныхс изъяснениемкаждого», подготовленныйпо приказуПетра. Важнуюроль сыгралои предшествующеепетровскоезаконодательство.
«Однакоцарь многократнопредупреждалпротив слепогокопированияи механическогоперенесенияшведских образцовна русскуюпочву. В указеот 9 мая 1718 г. осоставлениирегламентаЮстиц-коллегиион рекомендовалиспользоватьдва источника: Уложение 1649г.и «уставы шведские».Среди источниковТабели о рангахВоскресенскийназывает впервую очередьрусскую практику, потом челобитные, и лишь на третьемместе находится, по его мнению, иностранноезаконодательство.
Отдельныеположения этогонормативногоакта действовализадолго до егообнародования.«Напомним, чтоПетр при подборесоратниковруководствовалсяне породой, апринципомслужебнойгодности».Появление вокружении царятаких выдающихсясподвижниковиз лиц, не принадлежавшихк потомственномудворянству, как Меншиков, Шафиров, Ягужинскийи др., относитсяк концу XVII– началу XVIIIвв. «Такие должности, как канцлери вице-канцлер, тоже появилисьв обиходе ранее1722 года – сразуже после Полтавскойвиктории».
В подготовкеТабели активноеучастие принималсам Петр I: сохранилисьего проектыи замечанияна текст этогодокумента.Работа былазавершена вначале 1721 г. 1 февраляПетр подписалэтот акт, но, придавая емубольшое значение, распорядился:«Сие не публиковатьи не печататьдо сентябрямесяца, дабыеще осмотреться, ежели что переменить, прибавить илиубавить, о чемнадлежит вСенате во времясей отсрочкидумать: так либыть всем чинамили которыепеременитьи как? И своемнение к сентябрюизготовить, а особливо отех чинах, статскихи дворовых, которые отранга генерал-майораи ниже». Мненияо Табели былизатребованыне только отСената, но и отВоенной иАдмиралтейскойколлегий.
Своемнение Сенатпредставил20 сентября 1721года. Военныеи морские чиныне вызвализамечаний. Поэтому поводуговорилось:«Понеже о воинскихсухопутныхи морских чинахсочиненныйпорядок в рангахсходен противрангов другихгосударей, особливо жефранцузского, яко древнегои самодержавногокороля, тогоради об оныхничего к переменепотребногоне рассуждаемпоказать вомнении своем...».Замечания подругим категориямчинов сводилисьглавным образомк уточнениюклассов (рангов)некоторых изних, применительнок тому, как этобыло в другихстранах. В заключениепредлагалосьприравнятьк рангам Табелиряд исконносуществовавшихв России «чинов», которыми ковремени составленияТабели обладалинекоторые лица:«Притом жевсеподданнейшедоносим, понежееще осталисьв древних чинахнекоторыеперсоны, а именно: бояре, кравчие, окольничьи, думные дворяне, спальники, стольники ипрочие чины, того радипредлагается, не изволит лиего царскоевеличествооных по их животопределитьпротив другихрангами, ибов России из техчинов нынеопределеныи впредь определяемыбыть имеют вгубернаторы, в вице-губернаторы, в воеводы иежели рангиим будут неопределены, то от подчиненныхим будет не безпротивности».Однако этарекомендацияне была принята.
Но Петрпостоянновносил в Табельизменения.Окончательноподписанныйвариант Табелио рангах отличаетсяот опубликованного: в последнийбыли внесеныизменения ужепосле утверждения.Такая тщательнаяотделка документаи активноеучастие царяв его составленииговорят о большомзначении, котороепридавалосьэтому акту.
К началуXVIII в системаформированияаппаратагосударственныхслужащих устарелаи нуждаласьв реформировании.В ходе реформконца XVII –начала XVIIIвв. сложилисьпредпосылкинеобходимыедля этого.Воспользовавшиськак зарубежнымтак и отечественнымопытом, ПетрПервый создалпринципиальноновую системукомплектованиягосударственногоаппарата, просуществовавшую, с некоторымиизменениямидо начала XXвека.
Формирование нового бюрократического аппарата
--PAGE_BREAK--
2.1 Основныепринципы формированиябюрократическогоаппарата

Преимущественноеправо на государственнуюслужбу предоставлялосьдворянам (имелосьв виду главнымобразом потомственноепоместноедворянство).Это правопроявлялось, во-первых, вльготных условияхсамого поступленияна службу и, во-вторых, вболее быстромпродвижениипо ее рангам.Ставка на дворянучитывала нетолько значениедворянствакак социальнойопоры самодержавия, но также егоболее высокийв целом образовательныйуровень (дворянамлегче былополучить образование)и имущественнуюобеспеченность.Последнее быловажно ввидусравнительнонизкого материальноговознагражденияза государственнуюслужбу, котораясчиталасьсословнойобязанностьюдворянства.Существовалоубеждение, чтозависимостьгосударственногослужащего отполучаемогоим жалованьялишает егонеобходимойсвободы сужденийи поведения.
Табельо рангах предусматривалавозможностьпоступленияна государственнуюслужбу и представителейдругих свободныхсословий сполучениемсоответствующихклассных чинов.Но такая возможностьрассматриваласькак исключительнаяи в значительноймере вынужденная.
Один из главныхорганизационныхпринциповгосударственнойслужбы заключалсяв том, что государственныйслужащий долженбыл пройти ееснизу вверхцеликом, начинаяс выслуги низшегоклассного чина.Это диктовалоськак необходимостьюзамещения всехдолжностей, так и получениятребуемойопытности(поскольку самапрактика службыбыла главнойшколой профессиональнойподготовкичиновничества)
В каждомклассе необходимобыло прослужитьизвестныйминимум лет(в низших классахобычно 3-4 года).За особые заслугипо службе этотсрок мог бытьсокращен. Переходв следующийкласс предполагалсякак занятиеоткрывшейсявакансии. Всвязи с тем, что гражданскихдолжностейбыло больше, чем военных, в гражданскойслужбе открывалосьбольше вакансий, а потому и движениепо службе таммогло бытьболее быстрым.Учитывалсяи общеобразовательныйуровень государственногослужащего.Законами 1731, 1747 и1757 гг. предусматривалось, что лица, окончившиекурс наук вкадетскомшляхетскомкорпусе и вуниверситете, получали правобыть назначеннымисразу не тольков XIV класс, но ив более высокиеобер-офицерскиечины. Посколькучисло высшихдолжностейвсегда быломеньше числанизших, продвижениепо службе нередкооказывалосьслишком медленными не заинтересовывалов продолжениеслужбы. В связис этим в гражданскойслужбе минимумлет службы вкаждом классесо временемстал рассматриватьсякак максимум, дающий правоназначенияна должностьболее высокогокласса, а приотсутствиивакансий -производствав следующийкласс с оставлениемна прежнейдолжности.Класс как рангдолжностипревращалсяв самостоятельныйправовой феномен -ранг без должности, получившийназвание чинаили классногочина (для отличияот чина вообще, чина как должностии звания), а заего обладателемутвердилосьнаименование«чиновник».«Табель о рангах»перевернуластарую идеюместничества: титул и званиепревратилисьиз основаниядля получениядолжности врезультатпродвиженияпо службе.»
Получениечина болеевысокого класса(на 1-2 ранга), чемкласс фактическизанимаемойдолжности, стало в гражданскойслужбе обычнымявлением. Возможностьэтого предусматриваласьуже в самойТабели, гдеговорилось, что если кто-то«выше рангполучил, нежелипо чину, которыйон действительноуправляет, тоимеет он привсяких случаяхранг вышнегоего чина». Тот, кто получилследующийкласс, становилсякандидатомна соответствующуюэтому классудолжность. Изнесколькихпретендентовстаршим считалсятот, кто раньшебыл произведенв этот класс.Старшинствупроизводствапридавалосьогромное значение.Закон 15 февраля1742 года подтверждалэто с полнойопределенностью:«… как в военнойсухопутнойи морской, таки в штатскихслужбах обретающихсявпредь производитьв чины по старшинствуи заслугам, ане по старшинствуникого непроизводить».13 января 1753 годатакой порядокбыл вновьподтвержден, но делалосьодно исключениедля поощрениялиц, имевших«знатные»заслуги послужбе: последниемогли получатьследующий чинв обход старшихих по службе, но лишь по«высочайшему»усмотрению.В. А. Евреиновпришел к заключению, что «признаниезаконом самостоятельногозначения «табельного»ранга как чина»произошло приЕкатерине II иПавле I. «Сначалав виде частноймеры, а потомв 1767 году как общееправило установленобыло отдельноеот должностиповышение вклассах противкласса, присвоенногозанимаемойчиновникомдолжности».
Возможенбыл и противныйвариант: назначениена должностьболее высокогокласса, чемчин. Необходимостьэтого обнаружиласьсразу же послевведения Табели, когда пришлосьпа гражданскиедолжностивысоких классовназначатьлюдей, не успевшихвыслужитьсоответствующиечины. Чинопроизводствопри этом обычноускорялось.Служащий, назначенныйна должность, класс которогобыл выше классаего чина, имелправо лишь на«почести» подолжности, ноне получал техпреимуществ, которые былипрямо связаныс классом чина(дворянства, например).
Такой чин(не связанныйс должностью)сначала пыталисьобозначатьуказаниемклассов (например, коллежскийасессор VIII класса, а после полученияследующегочина - коллежскийасессор VII класса), но это оказалосьнеудобным, прежде всегопотому, чтокаждая должностьотносиласьлишь к одномуклассу. Поэтомучины гражданскойслужбы сталиобозначатьсялибо наименованияминекоторыхдолжностей(коллежскийсекретарь), либо званиями, относившимисяк классу данногочина (тайныйсоветник), либоспециальносозданныминазваниями(статский советник).
В связи свозникновениемфеномена чина«Табель о рангах»в серединеXVIII в. как бы раздвоилась, превратившисьв своем основномкачестве вперечень чинов, разнесенныхпо родам службыи рангам; вместес тем по-прежнемув соответствиис классамиТабели распределялисьвсе должностив штатных расписанияхгосударственныхучреждений.
Используязарубежныйи отечественныйопыт, Петр Первыйпытался создатьпринципиальноновую, оченьпрогрессивнуюдля того времени, систему формированиябюрократическогоаппарата. Приоцениваниирезультатов, которых емуудалось достичь, нельзя забыватьчто на моментсоздания «Табели»значение«аристократии»было велико, она являласьуже основнойопорой самодержавияв Российскойимперии, и потомуПетр не могсоздать системуформированиябюрократическогоаппарата, основаннуютолько на принципе«выслуги».

2.2 Эволюция« Табели о рангах»

Изменения«Табели о рангах»начались ещепри жизни ПетраI и продолжалисьпри его ближайшихприемниках.В основном онишли по следующимнаправлениям:
Пополнение и изменение перечня должностей
Повышение рангов отдельных чинов и должностей
Дальнейшее развитие принципа заслуги и выслуги
По мере увеличениячисла должностей(особенно вгражданскойслужбе) обнаруживалось, что обойтисьбез широкогопривлечениянедворян нагосударственнуюслужбу нереально.Поскольку вусловиях сословногостроя Россииисполнениегосударственнымислужащими ихдолжностныхобязанностейбыло возможнолишь в том случае, если чиновникбудет иметьстатус дворянина, Табелью о рангахпредусматривалось, что каждый, выслужившийпервый (низший)классный чин, получал дворянство.Еще 16 января1721 г. право надворянствобыло установленов общем порядкедля всех офицеров.В законе говорилось:«Все обер-офицеры, которые произошлине из дворян, оные и их детии их потомкисуть дворянеи надлежит имдать патентына дворянство».Причислениек дворянствудавало рядльгот (о чемподробнее мыбудем говоритьдалее), что былосерьезнымстимулом кпоступлениюна государственнуюслужбу. В военнойслужбе уже XIVкласс сообщалпотомственноедворянство; в гражданскойже - лишь VIII, анизшие чиныдавали тольколичное дворянство.Статус личногодворянствабыл созданспециальнодля данногослучая и имелцелью несколькосдержать изамедлитьпополнениерядов потомственногодворянстваза счет служилогосословия. Этоподтверждалосьи указом от 31января 1724 года, которым предписывалось«в секретарине из шляхетства(дворянства)не определять, дабы потом [не]могли в асессоры, советники ивыше происходить», т. е. производитьсяв чины, дававшиеправа потомственногодворянства.Однако здесьже допускалосьисключение: разрешалосьпроизводитьв эти классытех «из подьяческогочина, кто какоезнатное делопокажет и заслужит».В дальнейшемпод давлениемобстоятельств(недостаткародовых дворяндля замещениявакантныхдолжностейгосударственнойслужбы, с однойстороны, и общеговозрастаниячисла самихэтих должностей, особенно вначале XIX в. в связис введениемв России министерскойсистемы управления, -с другой) притокна государственнуюслужбу недворянпостоянновозрастал.Вследствиеэтого 11 июня1845 года класс, дававшийпотомственноедворянствов гражданскойслужбе, былповышен до V;VI - IX классы сталидавать личноедворянство, а Х - XIV - личноепочетное гражданство.В военной жеслужбе потомственноедворянствостал даватьVIII класс, а низшие -только личное.9 декабря 1856 годаправо на потомственноедворянствов гражданскойслужбе былопередвинутона один классвыше (вместоV на IV), а в военной -с VIII на VI класс(VII - XIV классы давалиличное дворянство).В 1880-е гг. предполагалосьи в военной, ив гражданскойслужбе повыситькласс, дающийдворянство, с VI и IV до III, но этонамерение небыло реализовано.1 августа 1898 годав гражданскойслужбе быливведены новыеограничения: чин IV классастал даватьсятолько послепяти лет пребыванияв предыдущемчине и нахожденияв должностине ниже V класса.2 августа 1900 годак этому былодобавлено ещеодно условие -общий срокслужбы в классныхчинах не менее20 лет.
Установивчеткую иерархиювсех чинов,«Табель о рангах»предписываластрогое соблюдениепринципа ихстаршинства(приоритетастаршинства)и связанногос ним чинопочитания.
Несмотряна то, что «Табельо рангах» действоваладо начала XXвека, она немогла оставатьсябез измененийв течение стольпродолжительногосрока и потомуэти изменениябыли неизбежны.

2.3 Знакиотличия новойбюрократиии их значение

ЕкатеринаII признаваласуществованиев России правила«чин чина почитай».Позднее А.С.Пушкин считалэто правило«общеупотребительным», явно противостоящимдругому возможному,«например: умума почитай».По наблюдениямН.В. Шелгунова, чувство личногодостоинствав дворянско-чиновнойсреде в большинствеслучаев трансформировалосьв «достоинствоположения ипринадлежностик чему-то, что, собственно, и давало значениечеловеку… Непомерновысоко ставиласьчесть мундира, достоинстводворянскогозвания, достоинствоположенияначальника…Каждый чувствовалсвое достоинствотолько в первенстве, каждый хотелбыть выше другого, иметь властьнад ним, чем-нибудьот него отличаться, каждый хотелбыть первыми как-то не хотелбыть равным.Гвардеец чувствовалсебя вышекавалериста, кавалериствыше армейца, армеец вышештатского».
Среди проявленийчинопочитанияважное значениеприобрелиформулы титулования- общий титулпо классу чинаили должности.Формулы этине были установленызаконом и сложилисьпостепеннона практике, ориентируясьна западноевропейскиенормы. В первойтрети XVIII в. наиболееустойчивоиспользовалисьтри общих титула:ваше превосходительство(для чинов высшихклассов), вашесиятельство(для сенаторов-при жизни Петра)и ваше благородие(для прочихчинов и дворян).К концу векатаких титуловбыло уже пять(более чем вдругих европейскихстранах): 1 и IIклассы — вашевысокопревосходительство.III - IV классы — вашепревосходительство;V класс — вашевысокородие;VI - VIII классы — вашевысокоблагородие;IX-XIV классы — вашеблагородие.
Обращаетвнимание некотораяалогичностьтакой системы: титул V классапо своим компонентам(высокородие)оказался менее«почетным», чем титул VI- VIIIклассов (высокоблагородие).Титул «высокопревосходительство»по европейскиммеркам оказывалсянеимоверновысок: так обращалисьтолько к главамгосударстви правительств.Вообще нелепымбыло титулованиегосударственныхслужащих формуле»благородие.В Германии, например, аналогичнаяформула применяласьтолько к собственнодворянам, атитул высокоблагородиеупотреблялсяпри обращениик графам.
Пользованиеобщим титуломпо чину былообязательново всех случаяхобращения квышестоящемупо службе илипо общественномуположению.
Применениеобщего титулав сочетаниис частнымититулами почину и должностизависело, во-первых, от того, имелосьли в виду адресование, обращение илиименование(упоминаниев третьем лице); во-вторых, отситуации: устноеили письменноетитулование, служебное иличастное; в-третьих, от того, в какихотношенияхстаршинстваи соподчиненностинаходилиськорреспонденты- собеседники.Наиболее церемоннымбыло официальноеписьменноеадресованиенизших должностныхлиц и просителейк высшим. Досередины XIX в.оно включалокак частный, так и общийтитулы, причемпервый использовалсяи по должности, и по чину и следовалза вторым. Например:его превосходительствутоварищу министрафинансов тайномусоветнику N.Во второй половиневека частныйтитул по чинуи фамилия сталиопускаться.При личномобращенииупотреблялсятолько общийтитул (чащевсего без имени); при именовании, наоборот, чащевсего толькочастный (директорХозяйственногодепартаментаили статскийсоветник); Письменноеадресованиенижестоящемулицу содержалотолько частныйтитул по должности(фамилия неуказывалась).Примерно равныемежду собойдолжностныелица обращалисьдруг к другулибо как к высшим, либо по чину(господин капитан), либо по имении отчеству (вслучае письменногообращения — суказаниемобщего титулаи фамилии наполе документа).
Длярангов полагалсяубор и прочиезнаки отличия:«Понеже знатностьи достоинствокакой особычасто умаляется, когда убор ипрочий поступокчем не сходствует».Уничтожаяпреимуществарождения, «Табельо рангах» вносилав жизнь новоезло: низкопоклонство, пролазничество, чванство чинамии т. д. Дворянамзаведены особысписки; такимобразом положеноначало родословнымкнигам и герольдии.За высшие заслугижалуются иностранныетитулы, герби некоторыеособые праваи преимущества.
Нагляднымвыражениемпринадлежностик государственнойслужбе былаформеннаяодежда. Словомундир рассматривалосьв двух значениях: в широком иузком. В широкомпонимании онообозначалополный комплектофициальноустановленнойформеннойодежды: камзолили жилет, мундирныйфрак, сюртук, штаны, головныеуборы, обувь, шинель и т. п.В узком же смыслепод мундиромподразумевалсялишь главныйэлемент этойодежды – кафтан, а все прочеесчиталосьнеобходимымего дополнением.
Мундирыдолжны былибыть внешнепривлекательны, единообразны(для мундировкаждого рода)и функциональноудобны. Совместитьэти требования, особенно первоеи третье, невсегда удавалось.По мундируможно былоопределитьрод службы, ведомство (илирод войск) икласс чина (ввоенной службе)или должности(в гражданскойслужбе). Первымив России ещев конце XVII в. появилисьвоенные мундиры.Лишь в начале1780-х гг. были введеныгубернскиемундиры длягражданскихчиновникови дворян-помещиков.В конце XVIII в. начинаютвводитьсягражданскиеведомственныемундиры (длячиновниковцентральныхи местных учрежденийкаждого ведомства), в связи с чемгубернскиемундиры с начала1830-х гг. становятсятолько дворянскими.Наконец, в 1796 годупоявилисьпридворныемундиры. Смногочисленнымиизменениямимундиры просуществовалидо 1917 года. Форменнаяодежда могласопутствоватьчеловеку почтивсю жизнь — отгимназии иликадетскогокорпуса довыхода на пенсию(право ношениямундира моглосохраняться).Мундиры изготавливалисьза счет ихобладателей, что ложилосьтяжелым бременемна бюджетгосударственныхслужащих.
Послевведения «Табелио рангах» быстростал формироватьсябюрократическийкорпус. Этодало возможностьне дворянамполучать землив имуществоне благодарятитулу илиродовитости, а исключительноблагодаря своимспособностями старанию. Такбыло задуманоПетром. Но современем дворянамстала делатьпредпочтениев полученииочередных чинови имущества, что отрицалопетровскийпринцип «заслугии выслуги».
Характеристика «Табели о рангах»

3.1 Особенности«Табели о рангах»в сравнениис зарубежнымзаконодательством

Табельо рангах состоитиз двух частей: собственнотабели и пунктовк ней. Структураакта обычнадля документовэтого рода; соответствующееразделениевстречаетсяи в шведскихуставах о чинах1696 и 1705 гг., и в регламентахдатских королейХристиана V(1699 год), ФредерикаIV (1717 год) и др.
В Табелио рангах впервыев истории Россиигосударственнаяслужба четкоразделяетсяна военную игражданскую, а гражданскаяв свою очередь- на статскуюи придворную.Соответственновыделялисьчины: военные, статские ипридворные.
В проектеТабели Остерманаотсутствоваливоинские иморские чины, духовенствои кавалерыордена АндреяПервозванного.За основурасположениячинов Остерманвзял придворнуюслужбу. По нейстроиласьсистема чиновгосударственнойслужбы (1цивилнойштат).
Такойпринцип былзаимствованиз законодательствазападных стран, где огромноеколичествопридворныхбыло строгораспределенопо чинам. ПетрI целиком изменилпринцип построенияТабели. В основуклассификациибыла положенавоенно-морскаяслужба, а придворнаяотодвинуласьна последнееместо.
Сохранилось4 наброска, сделанныеПетром приисправлениипервой редакцииТабели. В первом- перечисленычины морскойи сухопутнойслужбы, определеносоответствиемежду ними. Вовтором наброске, датированном19 января 1721 года, чины гражданскиесоотносятсяс чинами воинскими.Ясно видно, чтопредпочтениеотдается воинскимчинам: высшемувоинскому чину- генералу-фельдмаршалу- не соответствуетникакой гражданскийчин; канцлер, высший чингражданскойслужбы, имеетлишь второйранг. На следующийдень, 20 января, Петр вноситряд исправленийв список чинов, составленныйнакануне. Так, в переписанномнабело документепоявляетсявставка, сделаннаярукою Петра, относящаякавалеровордена
АндреяПервозванногок третьемурангу. В наброскеТабели придворныхчинов высшийпридворныйчин, обер-маршал, приравниваетсяПетром к чинутайных советников, т.е. третьемурангу по первойредакции Табелио рангах. Такоеразмещениечинов являетсяпринципиальнымдля законодательстваПетра I, которыйнеоднократноподчеркивалзначение военнойслужбы в Российскомгосударстве.Даже в самомзаглавии Табелио рангах, написанномлично Петроми внесенномим в третьюредакцию Табелив 1722 году, отмечается, что 3 воинскиевыше прочих.В процессеобсужденияпроекта Табеливысшими сановникамибыло предложеноособо выделитьгвардию. Петручел это пожелание, закрепившеепривилегированноеположениедворян-гвардейцев.
Всечины, помещенныев Табели, разделялисьна классы илиранги. Первоначальнов проекте Остерманабыло представлено13 рангов. Естьточка зрения, что Петр увеличилих число до 14.В каждом изподразделений(воинские, статские, придворные)можно насчитатьлишь по 13 рангов.Число ранговбыло искусственноувеличено засчет секретарейкорабельных, введенных 11-мрангом в морскиечины. В остальныхчинах этот рангне представлен.Однако такоеутверждениене совсем верно, поскольку вовторой редакцииТабели числорангов равняется15 и еще естьдолжности, невключенныедаже в последнийкласс и находящиесякак бы уже зачертой. Так чточисло рангов, скорее всего, пришлось сокращать, а не увеличивать.
В проектеТабели Остерманиспользовалназвания должностей, применяемыев других европейскихстранах, особеннов Пруссии иШвеции, однако, по подсчетамисследователей,34 должностипридворногоштата из 44, названныхОстерманом, уже существовалипри русскомдворе в XVII — началеXVIII в., но под другиминаименованиями.Свыше 90% названийдолжностейгосударственногоуправления, включенныхв проект к весне1719 года, можнобыло найти врусских официальныхдокументах.
Некоторыедолжности небыли включеныв Табель о рангахиз-за того, чтозанималисьони преимущественноодними разночинцами.Табель жерегулировалаглавным образомстатус дворянскойбюрократии.По этой же причиневоинские чиныначиналисьс обер-офицерских, а в статскихчинах не канцеляристов, переписчикови других мелкихслужащих.
Многовнимания былоуделено вопросусоотнесениядолжностейвоинских истатских. Петрв своем проектеТабели сильнопонизил статскиедолжности посравнению своинскими. Входе обсужденияпроекта в Сенате, Военной иАдмиралтейскойколлегиях быловысказаномнение о необходимостиповысить врангах некоторыедолжности, главным образомвысшие.
Особенноотмечалось, что должностьканцлера, соответствовавшаяпо проектуТабели второмурангу, должнабыть повышенадо первогоранга. Петр Iудовлетворилэто: в окончательнойредакции Табеликанцлер имеетпервый ранг.
Второйчастью Табелио рангах являютсятак называемыепункты, в которыхсодержитсяобъяснениедокумента, иизлагаютсяосновные принципыгосударственнойслужбы в России.Такие объяснительныестатьи содержалисьи в аналогичныхзаконах западныхстран. В Табелиих значительнобольше. Содержаниестатей приспособленок российскимусловиям. ПетрI понимал, что, несмотря назначительныезаимствования, Табель о рангахявляется чистороссийскимза коном, поэтомуон вычеркнулиз проектапреамбулы кпунктам указаниеОстермана наподражательныйхарактер закона.
Петровская«Табель о рангах»является важнымэтапом в развитиироссийскогозаконодательстваи формированиибюрократическогокорпуса.
3.2«Табельо рангах» какНПА
    продолжение
--PAGE_BREAK--
ПУНКТ1
В основутекста пунктабыл положенп.1 датской Табелио рангах 1717 года.Содержаниетипично дляправа абсолютноймонархии, вкотором закрепляетсяпревосходствоцарствующейфамилии.
Упоминаниев статье о принцахне по крови, авследствиевступленияв брак с принцессамикрови былоособенно злободневнодля петровскогодвора, посколькук моменту принятияТабели у Петрабыло достаточномного дочерейи племянницпри остромдефиците потомковмужского пола.Однако в российскомзаконе, в отличиеот датского, ничего не говоритсяо привилегированномположениивнебрачныхдетей царскихособ. Для русскогоправа введениетакого положениябыло простоневозможно, посколькупротиворечилобы всему духуправа Российскогогосударства.
ПУНКТ2
Этотпункт был вставленуже при окончательномредактированиипроекта. Онпродиктованисключительноинтересамивоенного дела.Здесь определяетсяподчиненностьвоинских чиновв конкретнойобстановке, что было особенноважно в военноевремя.
ПУНКТ3
Текстэтого пунктабыл заимствованОстерманомиз регламента1696 года КарлаXII. В шведскомрегламентеречь шла, преждевсего, о требованиичиновникамиболее высокихрангов, чем онизаслуживали; в русском вариантеупор сделанна незаконностьтребования, а по сути, присвоениячиновникамиболее высокихпочестей, чемим давал ихранг.
Упоминаетсяв пункте о денежномжалованье, которое приПетре вытесняеттакое вознаграждениеза службу, какраздача земли.Переход к денежнойоплате способствовалформированиюбюрократии, социальнойгруппы, непринадлежавшейк классу феодалов, но стоявшейна страже интересовфеодальногогосударства.
Размерштрафа был взятОстерманомиз шведскогозакона. По этомузакону былопредусмотреночастичноенаправлениештрафов в богадельни.Однако Петрвместо богаделенпостановилотдавать деньгив госпитали.
Исключениемиз общего правила, требовавшеговести себя всоответствиис занимаемымположение, признавалисьдружескиевечера, илиассамблеи. Этисобрания, накоторых можнобыло не соблюдатьранги, специальноупомянуты всвязи со стремлениемправительствапривить господствующемуклассу новыеформы быта.
В этомпункте речьидет также одамах, нарушившихнормы субординации.
ПУНКТЫ4-6
Пункты4-5 имеют источникомрегламент КарлаXII, п.6 взят из датскогорегламента.Остерман тольконемного ихподредактировал.
Согласнозакону, лицоне могло претендоватьна ранг, не имеядолжности, соответствующейданному рангу.Ранг, такимобразом, можнорассматриватькак звание, право на котороедавала должность.
ПУНКТ7
ВведениеПетром I прирусском дворепорядков, установившихсяв других странахЕвропы, кореннымобразом изменилобыт русскихженщин, принадлежавшихк господствующемуклассу. Онидолжны былиприсутствоватьво дворце наторжественныхцеремонияхвместе с мужемили отцом, посещатьассамблеи. Уимператрицыи царевен появилсясвой штат придворныхдам. Этот пунктадресовантолько замужнимдамам.
ПУНКТ8
Еслижены и дочериполучали ранги, соответствующиерангам своихмужей и отцов, то сыновья«знатнейшегодворянства»могли присутствоватьна тожествахпри дворе, норанга никакогоне получали.Здесь закрепленпринцип, положенныйв основу Табелио рангах: 3 никомуникакого рангане позволяем, пока они нами отечествуникаких услугне покажут.
Упоминаемыев пункте титулыграфов и баронов, ранее в Россиине употреблявшиеся, были заимствованыПетром из ЗападнойЕвропы.
Вомногом онидолжны былиподчеркнутьмогуществорусского императора, способноголюбого человекасделать знатнейшимдворяниномРоссийскойимперии. Помимостаринногорусского титулакнязя, Петрввел такжетитул светлейшегокнязя и присвоилего своемуближайшемусподвижникуА.Д. Меньшикову, происходившемуиз незнатногодворянскогорода.
ПУНКТ9-10
В пунктахчувствуетсявлияние датскогозаконодательства, в котором довольноподробно быларегламентированапридворнаяслужба дам.Пункт 10 говоритименно о придворнойслужбе самихженщин, независимоот положенияих мужей и отцов.То, что рангиза свою службумогли получитьи женщины, свидетельствуето серьезныхпеременах вих правовомположении(имеются в видупредставительницыгосподствующегокласса).
ПУНКТ11
Положение, согласно которомуза достижениевысокого чиналицу из непривилегированныхсословийприсваивалосьдворянство, было известноевропейскомузаконодательству.Все чиновникистатской службыполучалипотомственноедворянствопо достижении8-го ранга. Данныйпункт существенноизменил правовоеположениедворянства, которое теперьмогло пополнятьсяза счет талантливыхвыходцев издругих сословий.Однако дворянствопродолжалобыть замкнутымсословием, идоступ в негооставалсязатрудненным.
Пунктбыл обращентолько к чиновникам, служащим погражданскомуведомству. Этообъяснялосьтем, что Остерман, включившийего в проект, военной службвообще не касался.
ПУНКТ12
В пунктеговорится ослучаях, когдаодно и то желицо занимаетдве и болеедолжности, относящиесяк различнымрангам. Возможностьподобногосовместительстваво время правленияПетра появиласьв связи с бурнымростом государственногоаппарата, содной стороны, и нехваткойлюдей, способныхисполнятьгосударственнуюслужбу, с другой.В рассматриваемомпункте вопросрешен достаточночетко: лицо вовсех случаяхобладает правами, предоставляемымиему высшимрангом, кромеслучаев исполненияим низшей должности.
ПУНКТ13
ПоТабели о рангахПетр ввел вРоссии строгоеразделениемежду военнойи гражданскойслужбой. ДоТабели чиныжаловалисьза заслугинезависимоот исполняемойслужбы. Новыевоенные чиныбыли введеныПетром раньшегражданских.
Представляется, что перваяполовина пунктаносит временныйхарактер: покаесть 1нужда 0 вгодных к гражданскойслужбе дворянах.Отсюда и определеннаяраздвоенностьмежду должностьюи рангом, котораяне должна былабыть такойрезкой. Поэтомувозможно былобольшое количествозлоупотребленийпри присвоениирангов Сенатом, и Петр особоподчеркивает, что эта областьдеятельностиСената ставитсяпод контрольфискалов, хотя, строго говоря, они и так должныбыли бы за этимследить.
Вовторой частипункта устанавливаетсяобычный порядокпрохождениягражданскойслужбы, прикотором вакансиизамещаютсяпутем продвиженияпо службе, а несо стороны, т.е. каждоегосударственноеучреждениедолжно быловоспитать своикадры. Для этогосоздаетсярезерв из молодыхдворян, зачислявшихсяв чин коллегииюнкеров и получавшихв связи с этим14-й ранг. Числоих не должнобыло превышатьсеми человек.Основной ихобязанностьюбыло обучениеделу.
ПУНКТ14
Этотпункт развиваетположения XXXVIглавы ГенеральногоРегламента«О молодых людяхдля обученияпри канцелярии».Но в отличиеот Регламента, в котором речьшла о том, чтобыбудущие чиновникиприлежнымсписываниедел в письмеи арифметикеобучались, Табель о рангахпредъявляетк ним болеевысокие требования.Н.А. Воскресенскийпоказал, чтов основу данногопункта лег указПетра о производствев чины гражданскойслужбы послеустановленныхсроков службыв предыдущихчинах, с учетомполученногообразованияза границейи у себя в Отечестве, от 7 марта 1721 года.Петр, включившийпункт в проектуже после обсужденияего в Сенате, устанавливаетв нем, что правополучить чини стать членомколлегии юнкеровимели лишь те, которые былииспытаны всвоих знанияхв коллегиях, а затем представленыСенату. Согласнозаконодательству, никто в вышнийградус и доминистерскогочина произведенбыть не может, минуя нижниечины (главаXXXVI ГенеральногоРегламента).
Молодыедворяне, получившиечин коллегииюнкеров, изучалиделопроизводство, экономику иправо. Совершенствоватьсвои знанияих посылализа границу.Таков идеальныйпорядок началапрохожденияслужбы. Нозаконодательв порядке исключениядопускает нуждыради и за оскудениемученых приемлиц, которыене учились. Онизачислялисьтитулярнымиколлегии-юнкерамии чина не получали.В Табели о рангахсовершенноопределеннопрозвучаламысль об обязательностиобучения дворяндля работы ваппаратегосударственногоуправления.
ПУНКТ15
Пунктбыл написансамим Петром.В нем говоритсяо присвоениипотомственногодворянстваофицерам начинаяс 14-го ранга. Этотпорядок былобусловленжеланиемправительстваукрепить армию, более всегонуждавшуюсяв толковыхофицерах.
Приокончательнойдоработкепункта былиспользовануказ Петра обустановлениидворянствадля обер-офицеровне из дворяни для их потомковот 10 января 1722года. В Табельвнесли положение, согласно которомудворянствополучали вселица, ставшиеобер-офицерами, а также их дети, родившиесяпосле присвоенияотцу обер-офицерскогочина. Дети же, родившиесяранее, оставалисьв прежнем сословии, но отец могходатайствоватьо записи водворянствоодного сына.
Позднеебыло выведенопонятие личногодворянства.Чиновники, дослужившиесяпо гражданскойслужбе до 8-горанга, и обер-офицерыполучалипотомственноеили, как егоназывали вбыту, столбовоедворянство.Чиновники14-9-го рангов сталивпоследствиирассматриватьсякак получившиеличное дворянство, т.е. обладалирядом льготи преимуществпотомственногодворянства: были освобожденыот телесныхнаказаний, отрекрутскойповинности, от податей, ноне имели правапередать дворянствосвоим детям, не могли иметькрепостныхкрестьян иучаствоватьв корпоративнойжизни дворянства.
ПУНКТ16
Абсолютизмзорко следилза законностьюполучениядворянства.Права и преимущества, которые давалодворянство, привлекалимногих, и возникалимногочисленныеслучаи самозванства.Для борьбы стаким явлениеми предусматриваетсякомплекс мерпо проверкечистоты дворянскогосословия. Сэтой цельюиспользуетсяопыт западноевропейскихстран, где дворянствувыдавалисьдипломы иприсваивалисьгербы. Обязанностьвыдавать ихбыла возложенана герольдмейстера, должностькоторого былаучреждена в1722 году.
«Табельв данном пунктевпервые узакониваетгербы. До серединыXVII века Россиягербов не знала.Они пришли изПольши и Украины».
В пунктеговорится ио пожалованиидворянстване за службу.
Отмечается, что это исключительнаяпрерогативаимператора.Порядок рассмотренияпрошений одарованиидворянстваустановленследующий: впервой инстанцииих долженрассматриватьСенат, а во второй- сам император.
Службаи личные заслугимогли открытьдорогу в сословиедворян сравнительнонемногим. Темне менее, подзнатным дворянствомПетр понималне только выходцевиз древнейшихрусских знатныхродов. На запросСената в 1724 годук императору, считать ли зазнатное шляхетствотех, которыеимеют болееста дворов, илиже по рангам, Петр ответил:«Знатное дворянствопо годностисчитать».
ПУНКТ17
Пунктбыл включенв проект Табелитолько в 1722 году.На ноту, содержащуюсяв нем, оказаловлияние законодательствоДании и, особенно, Пруссии. Тамизвестныедолжностидавали определенныепривилегии, пока их занимали; уходя в отставкуили на другуюдолжность, лицолишалось всехпривилегий.Пункт перечисляетаналогичныедолжностиприменительнок России и полностьюсоответствуетпп.4 и 6 Табели.
ПУНКТ18
Пунктбыл внесенОстерманомв проект Табелииз шведскогорегламента1696 года КарлаXII. Но Петр внесв него существенныеизменения идополнения.Прежде всего, текст пунктабыл приведенв соответствиес LII главой ГенеральногоРегламента.Вместо достаточнорастяжимого«в руках палачабыли» Петрустанавливает: публично наплощади наказаныили хотя толькообнажены илипытаны были.
Восстановлениев ранге моглопроизойтитолько по решениюимператора.Толкованиео пытанных, написанноеПетром, вноситсущественноеизменение вАртикул воинский.Свидетельствоо невиновностипытанного могловыдаватьсятолько царемили фельдмаршалом, согласно толкованиюАртикула, тогдакак толкованиеТабели оставляетэти полномочияисключительноза императором.
ПУНКТ19
Табельо рангах, обусловиввнешние различиямежду рангами,«породилачиновничийpoint d'honour: в оскорбленииначинают видетьобиду не лицу, не сословию, но чину». Закрепленоэто было в п.19.
Большаячасть пунктапредставляетсядобрым советом,«милостивымнапоминанием», как надо одеватьсяи жить в соответствиисо своим чином.Причины такогопопечения ясны: если лицо ведетобраз жизниниже уровня, подобающегоего рангу, этопринижает честьвсего ранга.Если же дворянинживет не посредствам, онможет разориться, посколькумногие жилитолько на своежалованье, аоно выплачивалосьв соответствиемс чином, а не сзапросамидворянина иличленов егосемьи. Пунктсодержит санкцииза невыполнение«милостивогонапоминания», и тем самым егосодержаниюпридаетсянормативныйхарактер.
ПетрПервый задумалсвою «Табельо рангах» какравную для всехвозможностьпродвиженияпо службе.
Итоги реформ

1. Бюрократическоеначало в формированиигосударственногоаппарата победилоначало аристократическое.Профессиональныекачества, личнаяпреданностьи выслуга становятсяопределяющимикритериямидля продвиженияпо службе. Признакомбюрократии, как системыуправления, являются: вписанностькаждого чиновникав четкую иерархическуюструктурувласти и руководствоим в своейдеятельностистрогими иточными предписаниямизакона, инструкции.
Положительнымичертами новогобюрократическогоаппарата сталипрофессионализм, специализация, нормативность.Отрицательными- его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.
2. СформулированнаяТабелью новаясистема чинови должностейюридическиоформила статусправящегокласса. Былиподчеркнутыего служебныекачества: любойвысший чин могбыть присвоентолько послепрохождениячерез всю цепочкунизших чинов.Устанавливалисьсроки службыв определенныхчинах.
Принципвыслуги темсамым подчинялпринцип аристократический.
3. Табельо рангах уравниваласлужбу военнуюсо службойгражданской: чины и званияприсваивалисьв обеих сферах, принципы продвиженияпо службе былианалогичными.Но дети дворян-аристократовзаписывалисьв должностьуже после рожденияи по достиженииими пятнадцатилетнеговозраст имелидостаточноважный чин.
4. Подготовкакадров длянового государственногоаппарата сталаосуществлятьсяв специальныхшколах и академияхв России и зарубежом. Степеньквалификацииопределяласьне только чином, но и образованием, специальнойподготовкой.Обучение дворянскихдетей осуществлялосьчасто в принудительномпорядке (зауклонение отучебы налагалисьвзыскания).Дети дворянпо разнарядкенаправлялисьна учение, отуровня их подготовкизависели многиеличные права(например, правона вступлениев брак).
В связи соткрытием вначале XIX в. рядасредних и высшихучебных заведенийчисло претендентовна государственнуюслужбу возросло.К. Ф. Головинотмечал появлениев России «умственногопролетариата» -категориилюдей, которыемогли житьглавным образомза счет знанийи службы. Признавалось, что «Россия -та страна, гдеумственномупролетариатугосударствопредоставляетнаибольшеечисло вакансий; и в Германиии во Франциидоступ к официальнойкарьере гораздотруднее и голоднее, чем у нас. Но ив России свободныхмест не хватает».В этих условиях, с одной стороны, возросли численностьи влияниечиновничества, с другой - опасениясо сторонысамодержавия(особенно подвлиянием революцийна Западе)относительносоциально-политическойориентациичиновничества, его приверженностисуществующемуэкономическомуи политическомустрою. Позднеепоявилась дажехарактеристиканекоторыхсравнительнокрупных чиновниковкак «красных».Но еще болееостро в николаевскоецарствование(не без влияниясатиры Н.В. Гоголя)встал вопросо чисто деловойнесостоятельностибольшинствачиновничества, особенно тех, кто не получилсерьезногообразования.Объектом дискуссиив правительственныхверхах сталифеномен чинови Табель о рангахкак их правоваяоснова. Главныхобвиненийпротив чиновбыло три: провоцированиенепомерногостремлениик получениючинов, возможностьполучения ихпростой выслугойлет и опасноеувеличениечисленностинового, «служилого»дворянства.Было выдвинутои настойчивоотстаивалосьтребованиеотмены чинов.Приверженцамиэтой меры былиНиколай I и егопреемники. Взаписке «Онародном воспитании», составленнойпо поручениюНиколая I, А.С.Пушкин в ноябре1826 года писал:«Чины сделалисьстрастью русскогонарода… В другихземлях молодойчеловек кончаеткруг ученияоколо 25 лет; унас он торопитсявступить какможно ранг, вслужбу, ибо емунеобходимо30-ти лет бытьполковникомили коллежскимсоветником…Конечно, уничтожениечинов (по крайнеймере, гражданских)представляетвеликие выгоды; но сия меравлечет за собоюи беспорядкибесчисленные, как вообщевсякое изменениепостановлений, освященныхвременем ипривычкою».
Сторонникисохранениячипов полагали, что отрицательныепоследствиячинов могутбыть устраненыбез отказа отних в принципе.Апологетомчинов выступилминистр народногопросвещенияграф С.С. Уваров- автор известнойреакционнойформулы «православие, самодержавиеи народность».В 1847 году он подалНиколаю I записку, в которой доказывал, что чины есть«орудие стольмогущественное, что доколе оноостанется вруках властителей, едва ли что-либоможет поколебатьсамодержавнуювласть в ееоснованиях».«В гражданскойжизни всехевропейскихнародов, — развивалУваров своюидею, - отличиеопределяетсяи достигаетсяили родом, илибогатством, или дарованием.Там… толькотри пути к высшимслоям общества».В России иначе.«Известно, чтоу нас… гражданскоезначение всехи каждого зависитот степени, которая определяетсяпо усмотрениювысшей власти»в зависимостиот «службыпрестолу» иотечеству. «Притаком положениипотомок Пожарскогои потомок Мининадолжны наравнеискать благоволенияправительства, заслуживатьофицерскийчин. Граф Шереметев, вступая вовладение обширнымпоместьем, обязан преждевоздать правительству, по мере его, дань личноюслужбой. Карамзиноставался быскромным писателем, если бы взормонарший непоставил быего в общественноммнении несомненноепотрясение, отчасти похожеена смятение».Государственнаяслужба утратит«нравственноемогущественноепривлечение», дворянствоотойдет от нее, и служба «всяперейдет в рукитак называемыхчиновников, составляющихуже у нас многочисленноесословие людейбез прошедшегои будущего..., похожих накласс пролетариев, единственныхв России представителейнеизлечимойязвы нынешнегоевропейскогообразования».Последнееопасение особенноподчеркивалось,«… быстро образуетсяновый разрядлюден с особеннымипонятиями, сособеннымпредрассудкамии мечтами, менеепривязанныхк правительству, а более занятыхсобственнымивыгодами» Каквидим, запискаУварова представляласобой манифестреакционногокурса внутреннейполитики, вкотором чинампридавалосьпоразительнобольшое значение.
Ознакомившисьс запиской С.С.Уварова, НиколайI написал наней: «Многовесьма справедливыхмыслей». Однакосовременники, которым содержаниезаписки сталоизвестно, отнеслиськ ней критически.Так, упоминавшийсяуже В.Я. Стоюнинвысмеял рассужденияУварова о «равенствеперед законом»граждан России.Он же указална одну из главныхпричин, вызвавшихуваровскуюзаписку: «Русскийвельможа испугался, что с уничтожениемТабели о рангахпропадет силавысшего сословия, потому чтолюдям со связямии протекциейчины добыватьбыло легко».
Хотяна протяжениивторой половиныXIX в. вопрос оботмене чинов(или о реорганизациисистемы чинопроизводства)неоднократнорассматривалсяв правительственныхверхах, они всеже просуществовалидо 1917 г. без сколько-нибудьсущественныхизменений.Решающее значениепри этом имелисоображения, подобные выдвинутымУваровым, исопротивлениеэтой мере самогочиновничества.
Заключение
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.