/>
«Есть нечто, что кажется истинным сегодня. Но настоящее — иллюзия. Оно тут же превращается в прошлое. Существует только зыбкое прошлое и неясное будущее. Кто властен переписать прошлое во имя будущего — разве не подобен Всевышнему Творцу? Вначале было слово. Важно произнести его, а потом оно обрастет плотью и кровью „
На смерть Жака де Моле.
Все началось в Иерусалиме.
Первый крестовый поход, провозглашенный Урбаном II, двинулся на Ближний Восток в 1096 г. Поначалу это был стремительный поток паломников, невооруженных и недисциплинированных, поднятых энтузиазмом их предводителя Петра Пустынника. Отправившись дорогами Венгрии и Византии, они самым плачевным образом погибли на берегах Босфора. За беспорядочной толпой следовала армия крестоносцев, прибывших из Франции и Фландрии во главе с Готфридом Бульонским и его братом Бодуэном (Балдуином). По дороге к ним присоединились и другие крупные феодалы: После длительных переговоров с византийским императором крестоносное войско прошло через Константинополь, пересекло Малую Азию, осадило Антиохию и в июле 1099 г. приступом взяло Иерусалим.
Готфрид Бульонский отказался от королевской короны, приняв скромный титул “Защитника Гроба Господня». Но после смерти Готфрида в 1100 г. брат Балдуин наследовал ему как король Иерусалимский и «управлял делами королевства с великим мужеством и умом». В последнем 1118 г. его правления. Восточное королевство еще ограничивалось узкой полосой земли, протянувшейся по побережью от Антиохии до Яффы. Оно расширялось на севере, образуя графство Эдессу, в то время как на крайнем юге, по ту сторону Мертвого моря, подобно наконечнику копья в Египет врезался замок Монреаль — цитадель Заиорданской сеньории; прибрежные же города Аскалон и Газа оставались в руках каирских сарацин. Толпами прибывали паломники и арендаторы-колонисты, привлеченные ловкой политикой Балдуина I… Однако разбойники тоже наводнили дороги, захватывая паломников, грабя и убивая многих из них.
Паломники нуждались в защите и именно этой цели посвятил себя, основав в 1118-м году новый рыцарский орден, шампанский рыцарь по имени Гуго де Пейен. Об этой личности мы почти ничего не знаем, кроме того, что Гуго был уже немолод. Но во многом он должен был походить на идеал — благородного «Защитника Гроба Господня», будучи доблестным, набожным и исполненным великого простодушия. Девять монашествующих воинов приняли обет бедности. Сохранилась их печать — два всадника на одном коне. Вот их имена /орфография может варьироваться/:
— Гуго (Хуго) де Пэйнс ( де Пейен )
— Годфруа де Сент-Омер
— Андре де Монбар
— Гундомер
— Годфруа
— Рорал ( Ролан )
— Жоффрей Бизо ( Жоффруа Бизо )
— Пэйн де Мондезир ( Пейен де Мондидье )
— Аршамбо де Сент-Эйнан ( Сент-Аман)
Под черно-белым флагом — босеаном, в обычных мирских одеждах, они и начали свою загадочную партию. Кстати слово baussant попросту означает «окрашенный в два цвета», в данном случае — черный и белый. Тогда же впервые прозвучал клич ордена «Vive Dieu Saint Amour!» — «Да здравствует Бог Святая Любовь!».
Король Иерусалима Балдуина I лично отвел рыцарям резиденцию — помещение, находившееся с южной стороны дворца иерусалимского короля и примыкавшее к церкви гроба Господня. В свое время она была мечетью аль-Акса, святыней мусульман. На том же месте, по преданию, находился и храм царя Соломона… Так и возникло название — храмовники или тамплиеры (По-французски храм — «тампль» (le temple)). Полное же наименование звучало: «Pauperi commilitiones Christi Templicue Salomoniacis» — «Бедные соратники Христа и Соломонова Храма».
Странно: хронист короля Бодуэна I умалчивает о первых годах тамплиеров. Недомолвками их история полна с самого начала. Странностями — тоже. Формально целью ордена стало сопровождение паломников через населенные воинственными сарацинами земли. Но могли ли выполнить эту задачу девять рыцарей? Что за гигантские подземные пространства на месте Храма Соломона расчищала братия? И тут возникает легенда о сокровищах Соломонова Храма и документах о генеалогии иудейских царей, давших начло королевской династии Меровингов.
В течение первых девяти лет ряды рыцарей не пополнялись. и «Бедные рыцари Христа» могли бы и дальше пребывать в безвестности, если бы к 1126 г. не приняли в качестве собрата графа Гуго Шампанского. Он стал крестоносцем отчасти из сострадания, отчасти с досады — после того, как лишил сына наследства и передал свои земли племяннику Тибо де Бри. Одним из друзей Гуго, ранее получивший от него земли Клерво, для основания монастыря был Бернар Клервоский — вдохновитель второго крестового похода, канонизированный ещё при жизни как Святой Бернар. Он сразу же проникся горячей дружбой к магистру Бедных рыцарей, «моему дражайшему Гугону», и призвал Папу, легата и архиепископов Реймсского и Сансского собрать Собор.
Итак, благодаря св. Бернару Клервоскому и Гуго Шампанскому ( хотя последний и не присутствовал при этом событии) в день святителя Илария 14 января 1128 г. собрался Собор в Труа, где состоялась официальная «регистрация» нового ордена. Возглавлял Собор кардинал-легат Матвей Альбанский, но истинным авторитетом для Собора был Бернар Клервоский, ибо собрание состояло почти целиком из его друзей, учеников и ревностных последователей
Итак, ко всеобщей радости и всеобщему братству, молитвами магистра [титул является подражанием античному Magister equitum (начальник, наставник всадников] Гуго де Пейена, коим милостью Божией положено начало вышеназванному рыцарству, мы собрались в Труа из разных провинций по ту сторону гор на праздник господина нашего святого Илария [епископ Иларий Пикгавийский (т. е. Пуатевинский) (ум. 367), выдающийся богослов, гимнограф и историк Церкви. В западной традиции признается одним из Учителей Церкви] в год от Воплощения Христова 1128, в девятую годовщину возникновения вышеупомянутого рыцарства. И об обычае и установлении рыцарского ордена мы услышали на общем капитуле из уст названного магистра, брата Гуго де Пейена. И, сознавая всю малость нашего разумения, мы то, что сочли за благо, одобрили, а то, что показалось неразумным, отвергли.
Отцы Собора в Труа даровали рыцарям первоначальный устав, предоставили право носить белые плащи (послушникам и сержантам — черные), владеть и управлять землями и вассалами (невзирая на обет бедности) и получать, в качестве милостыни, десятину.
И, о чудо, бедные храмовники и стоявшие на пороге краха цистерианцы — одновременно — получают второе дыхание. Тамплиеры строят на Святой Земле несколько крепостей. А Бернар основывает 69 аббатств. Официально считается что источником средств были пожертвования христианских монархов и благодарность испанцев за помощь в борьбе с маврами, но возможно, источник следует искать в сокровищах Храма Соломона, зарытых по легенде римскими легионероми в 70-х годах от р.х.
Вскоре храмовники стали главной ударной силой в сражениях с сарацинами. Однако постепенно рыцарский дух начал вытесняться иными соображениями.
Дело в том, что Папская булла «Omne Datum Optimum», данная папой Иннокентием II второму Великому Магистру Ордена Роберу де Краону 29 марта 1139 освободила тамплиеров от всякой церковной власти, кроме власти Папы, разрешила принимать в свои ряды отлучённых от церкви и запретила приходским священникам взимать с Тамплиеров десятину и налагать (даже под видом покаяния) на них денежные штрафы, что привлекало в ряды ордена множество приверженцев.
За буллой «Omne Datum Optimum» в 1145 г. последовала другая — «Militia Dei», оповещавшая епископов о том, что тамплиеры отныне имеют право возводить часовни. Это означало, в том числе и снижение дохода обычных церквей, так как многие прихожане потянулись к тамплиерам.
Орден превращался в «церковь внутри церкви», подчиненную, и то до поры до времени, только Папе, политика которого стремилась сделать из рыцарей войско, зависящее только от Рима, послушное орудие для распространения папского влияния и для порабощения местных церквей.
Хотя неудачу второго крестового похода ( 1147-1149-й годы ), определила, в первую очередь, разобщённость войск крестоносцев — она дала почву и для нападок на Тамплиеров. Хотя, единственно, в чем их можно было упрекнуть — это в лучшем знании политических реалий, и желании сохранить Дамаск как буфер между своими владениями и сарацинами. Впрочем и Иерусалимского короля Балдуина III больше интересовал Египет. Однако одну из самых мрачных страниц в Истории Ордена Тамплиеров — потерю Иерусалима в 1187-м году связывают с Жераром де Ридфором, избанным в 1184-м году Магистром ордена Храма Войны — Банкиры.
Однако военные неудачи не подкосили орден, спасательным кругом стала банкирская деятельность. Эта функция вначале должна была лишь обеспечить поддержку паломников в Святой Земле. Но затем в истории Дома появился обычай давать в долг путешественника, первый дошедший до нас договор займа датирован 1135-м годом.
Храмовники очень строго относились к деньгам — честность была их торговой маркой. Военная сила Ордена позволила создать и управлять обширной сетью торговли между Европой, Святой Землей и мусульманским миром. Сильный флот сделал «сеть» Ордена практически единственным безопасным путем в Иерусалим. Храмовники разработали тщательную систему для перевода денежных средств на Ближний Восток — т.е. можно было положить деньги на «счет» в одной стране и получить их по «чеку» в другой.
Именно Тамплиеры -Храмовники ввели в обращение банковские чеки, какими до сих пор пользуются во всем мире
Все возрастающая забота об управлении средствами удвоилась за счет дипломатических операций. Ведь Тамплиеры пользовались неприкосновенностью на любой войне между христианами. Они показали себя ловкими и верными агентами. Связанные родством с благороднейшими фамилиями Европы, они обладали придворным опытом и знали всех.
Таким образом, «бедные рыцари Христовы», не имеющие денег в личном обращении, стали крупнейшими ростовщиками своей эпохи, а парижский орденский дом превратился в центр европейских финансов.
Прибыльная торговля, оживленное банкирское и вексельное дело беспрерывно увеличивали огромные наличные средства Ордена, которые хранились в его главном банке — парижском Тампле. Во второй половине 13 века ежегодный доход Ордена достигал 54 миллионов франков. Во время третьего крестового похода английский король Ричард Львиное Сердце, как всегда, остро нуждавшийся в деньгах, продал или заложил рыцарям Храма захваченный им у Византии остров Кипр, за который в 1191 г. тамплиеры заплатили аванс в 40 тысяч безантов (золотых), а 60 тысяч отдали позднее.
После падения Иерусалима. Ордена Тамплиеров и св. Иоанна заняли и почти все важные замки севера Сирии, расширив или восстановив девять крепостей из десяти. В течение последних двадцати лет XII в. строительство было продолжено. Но соперничество и прискорбная ревность, разделявшая их, заставили воспользоваться для своих сооружений противоположными архитектурными стилями. Тамплиеры, которых всегда подозревали в склонности к ереси и таинственным наукам Востока, возродили традицию Юстиниана, такой, какой она представала в пришедших в упадок крепостях северной Сирии, эту традицию они развили путем ее упрощения. Госпитальеры в силу своей консервативности взяли за образец фортификационную школу, процветавшую во Франции
Замок Паломника, Сафет, Бельвуар в Галилее, Бофор и Аркас в Ливане, Ареймех (Красный Замок), Сафита (Белый Замок) и Тортоза в Сирии, Баграс и Гастен на Оронте, Скала Гийома, Скала Рюссоля, Дарбезак и порт Боннель в Армении являлись тяжким бременем для Дома ордена. Если еще прибавить к этому расходы на содержание монастыря — подвижной силы ордена Храма, которая состояла из 300 рыцарей и, возможно, такого же числа братьев-сержантов монастыря с их оруженосцами, местными наемниками, караваном сменных и вьючных лошадей; и двух монастырей Триполи и Антиохии (не считая боевых сил в Европе, на Иберийском полуострове, — монастыря Испании, лишь вдвое уступавшему монастырю Святой Земли, и всех крепостей на содержании Дома до самой Коимбры), становится ясно, какая финансовая проблема должна была решаться ежедневно магистром и казначеем. На Ближнем Востоке и в Западной Европе укрепилось до пяти тысяч командорств. Они являлись не только крепостями, но и ячейками финансовой сети.
Автор устава святой Бернар был прозорлив! Получив белый плащ, посвященный узнавал, что вместе с ним членами братства тамплиерами становились все его родственники. А ведь древние аристократические рода охватывали своими генеалогическими древами многие страны.
Устав тамплиеров служил основой для создания сверхнационального сообщества. Возможно, это был первый проект Единой Европы. Причем, и экономически, и политически более централизованной, чем Священная Римская империя. Что и дало основание считать тамплиеров прародителями масонов
Катары.
Одна из наиболее интересных черт ордена проистекала из его устава. Ради спасения заблудших он разрешал рыцарям контакты не только с язычниками, но и с отлученными от Церкви и преступниками… Веротерпимость храмовников граничила с богоборчеством.
Особенно ярко это проявилось во время гонений инквизиции на еретиков-катаров. Парадокс: многие из них вступили в орден, находившийся в прямом подчинении папе римскому! «Juna, pardjura, jecreta prodere nali» — «Давай клятвы, делайся клятвопреступником, лишь бы только не выдал секрета». В чем же был секрет? Это обстоятельство еще припомнят ордену!
Но вернёмся к катарам. С начала XI века весь Юг Франции или Лангедок охватило новое учение, которое проповедовали странники в простых черных одеждах, перепоясанных грубыми веревками. Последователи называли их «совершенными» или «катарами», что по-гречески означает «чистые». Еще их называли альбигойцами — поскольку одним из основных центров катаров стал город Альби.
Мир, учили катары, является ареной борьбы двух непримиримых начал: Добра и Зла. Дух является творением Добра, а материя, осквернившая и сковавшая дух, создана Злом. Для того, чтобы победило Добро нужно преодолеть нечистую материю, отказаться от всего земного и суетного, стать бедным и целомудренным и таким образом воспринять идею Любви.
Катары считали, что человеку для того, чтобы достичь совершенства, необходим личный опыт, непосредственное общение с Богом. Новое учение отбрасывало все церковную иерархию; его последователи называли папскую церковь, погрязшую в ереси и разврате, «слугой Дьявола». Все, что от нее исходит — лживо и пагубно, а ее таинства не имеют никакой ценности.
Мирная проповедь «совершенных», которые отрицали всякое насилие и строго следовали заповеди «не убий», быстро завоевала сотни тысяч сторонников. Катарские храмы и соборы строились в Альби, Тулузе, Нарбонне, Каркассоне, Перпиньяне, Фуа, практически во всех городах и селах Лангедока. Сам граф Раймунд VI Тулузский, которого называли «королем Лангедока», поддержал новое учение. Катарский дуализм становился официальным вероучением Юга Франции, решительно вытесняя католическую церковь.
Союзником Рима в борьбе против «еретиков» выступил король Франции Филипп II Август, который давно мечтал прибрать к руках богатое и независимое Тулузское графство и присоединить Лангедок к королевским владениям. Долго ждать не пришлось — удобный случай подвернулся в 1209 году, когда в Тулузе был убит папский легат. В убийстве тотчас же были обвинены катары, и папа объявил крестовый поход против еретиков. На следующий год из Лиона в Лангедок и Прованс двинулась огромная армия под предводительством вассала французского короля Симона де Монфора; «идеологическим» руководителем крестоносцев папа назначил аббата Арнольда, настоятеля монастыря Сито.
«Защитники веры» опустошали города и села Лангедока, истребляя всех жителей без разбора. В городе Безье на площадь перед церковью Святого Назария было согнано 20 тысяч мужчин, женщин и детей. Многие молили о пощаде, клялись, что являются верными католиками. Рыцари обратились к аббату Арнольду с вопросом
- Что нам делать, отче? Не умеем мы различать добрых от злых?
«И вот аббат, — пишет хронист, — боясь, чтобы те еретики из страха смерти не прикинулись правоверными..., сказал, как говорят: „Бейте их всех, господь своих узнает!“ И перебито было великое множество...»
Безье горел три дня...
Вслед за Безье пали Перпиньян, Нарбонн, Каркассон… Жители Лангедока оказывали упорное сопротивление крестоносным убийцам. Походы французских войск против катаров, получившие название «Альбигойские войны», продолжались более 30 лет. За это время богатые и процветающие земли Южной Франции превратились в выжженную безлюдную пустыню. В марте 1244 года пала последняя твердыня катаров — крепость Монсегюр, а спустя несколько дней 257 ее защитников были сожжены...
Орден Храма, в течении всех этих лет оставалась в стороне от походов в Лангедок. В ответ на призыв папы принять участие в войне против катаров руководители тамплиеров прямо заявили, что не считают вторжение французских войск в Тулузское графство «настоящим» крестовым походом и не намерены в нем участвовать.
Орден во время Альбигойских войн формально сохранял нейтралитет, однако его командорства в Лангедоке нередко предоставляли убежище катарам и даже защищали их от крестоносцев. Более того, тамплиеры с оружием в руках участвовали в битве при Мюре в 1213 году на стороне катарской армии.
Истоки симпатии к катарам видны невооружённым глазом. Дело в том, что ряды Ордена все время пополнялись выходцами из аристократических семей Прованса и Лангедока. Родовитые катары не только занимали командные посты в южнофранцузских орденских общинах, но и входили в высшее руководство Ордена. И может быть в массовом вступлении катаров в ряды Тамплиеров кроются истоки труднообъяснимого обряды отречения от Христа при вступлении в орден, когда при вступлении в Орден неофиты, если верить документам инквизиционного следствия, должны были отречься от Иисуса Христа и плюнуть на крест (или в его сторону). Причем многие рыцари уточняли, что их наставники-тамплиеры отрицали только божественную сущность Христа, но признавали его боговдохновленным пророком; они порицали поклонение иконам и статуям как идолопоклонство, а про крест говорили, что это не святой символ, а орудие казни.
Показания тамплиеров удивительным образом совпадают с дошедшими до нас сведениями о вероучении катаров. Хотя все священные книги и теоретические труды «совершенных» были сожжены инквизицией, по отрывочным и косвенным данным исследователи восстановили основные катарские догматы. В частности, одним из краеугольных камней этого вероучение было отрицание божественной природы Христа. По мнению катаров, бог не мог воплотиться в нечистой материи, которая, по их представлениям, была создана Сатаной. Поэтому Иисус для катаров никак не мог быть Сыном Божьим, а являлся пророком, которым руководил Святой Дух.
Иисус-пророк проповедовал божественное учение Любви, однако по наущению Сатаны его схватили и распяли на кресте. «Крест Христа, — учили катары, — не должен служить предметом поклонения, так как никто не станет поклоняться виселице, на которой был повешен его отец, родственник или друг».
В 1291 году последние крепости крестоносцев в Святой земли пали под ударами мусульман, неудивительно, что храмовники обосновались на Юге Франции, где Орден владел обширными землями и располагал поддержкой местной знати. Так возникла версия: сокровища из Иерусалима рыцари спрятали в одном из бывших замков еретиков в Южной Франции. Может быть это гипотеза и явилась одной из причин предопределивших КОНЕЦ ОРДЕНА.