Первая мировая война стимулировала экономическое развитие Соединенных Штатов Америки. Они оказались в эти годы в необычайно благоприятном положении.
Соединенные Штаты успешно использовали события в Европе для дальнейшего обогащения. Они выступили в роли главного поставщика военных материалов, продовольствия и сырья воюющим государствам. Стоимость американского экспорта за годы войны увеличилась более чем втрое — с 2,4 млрд дол. в 1914 г. до 7,9 млрд дол. в 1919 г. Общая чистая прибыль американских монополий в течение 1914—1919 гг. составила около 34 млрд дол.
Другим важнейшим итогом войны стало изменение международного финансового статуса США: они превратились в основного кредитора европейских государств, а Нью-Йорк стал международным финансовым центром. США предоставили займы европейским странам на военные нужды в размере свыше 11 млрддол.
Таким образом, важным итогом развития США в 1914—1919 гг. было дальнейшее увеличение их экономической мощи, усиление их позиций в мировой экономике, закрепление за ними положения наиболее могущественной страны мира.
Летом 1920 г. экономический подъем военных и первых послевоенных лет сменился экономическим кризисом. В этом первом послевоенном кризисе перепроизводства проявилось противоречие между разбухшим на военных заказах производственным аппаратом американской промышленности и узким рынком сбыта, вызванным покупательной способностью населения. Экономический кризис вызвал значительные разрушения во всех сферах хозяйственной жизни страны. Объем промышленного производства к апрелю 1921 г. сократился по сравнению с июнем 1920 г. в среднем на 32 %.
Число безработных к 1922 г. достигло почти 5 млн человек.
Кризис производству в промышленности переплелся с глубоким и разрушительным аграрным кризисом.
К 1923 г. США удалось преодолеть экономические трудности, вызванные последствиями первой мировой войны и кризисом 1920—1921 гг. Экономический подъем, продолжавшийся до середины 1929 г. и связанные с ним увеличение позиций США в мировой экономике, повышение уровня и качества жизни американцев получили в экономической истории название «американское процветание» (невмешательство государства, «индивидуализм»).
«Великая депрессия» 1929—1933 гг. и обострение социальных противоречий. Паника на Нью-Йоркской фондовой бирже 24 октября 1929 г. стала первым симптомом кризиса экономики США, переросшего в кризис мирового капиталистического хозяйства в целом.
Экономический кризис 1929—1933 гг. был самым глубоким кризисом перепроизводства за всю историю капитализма. Около четырех лет экономика капиталистических стран находилась в состоянии полнейшей дезорганизации.
Гигантская разрушительная сила кризиса проявилась в резком падении промышленного производства. Общий объем продукции американской промышленности по сравнению с докризисным уровнем 1929 г. в 1930 г. составил 80,7 %, в 1931 г. — 68,1, а в 1932 г. — 53,8 %. Период с лета 1932 г. до весны 1933 г. стал временем наибольшего углубления кризиса.
В 1929—1933 гг. произошло около 130 тыс. коммерческих банкротств. За четыре года, с 1929 по 1932, прекратили существование 5760 банков, т.е. пятая часть всех банков страны с общей суммой депозитов более чем в 3,5 млрд дол.
В 1933 г. в США, по данным правительственной статистики, насчитывалось 12,8 млн полностью безработных, доля которых в общей численности рабочей силы составляла почти 25 %.
Реформы администрации Ф.Д.Рузвельта («новый курс»), их результаты и значение. Теоретическую основу «нового курса» составили воззрения английского экономиста Дж.М. Кейнса о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики для обеспечения бесперебойной работы рыночного механизма.
Реформы новой администрации охватили все сферы экономики: промышленность, сельское хозяйство, финансовую и банковские системы, а также социальные и трудовые отношения.
Был принят чрезвычайный банковский закон, в основу которого был положен дифференцированный подход к открытию банков. Меры по «очищению» банков привели к сокращению их числа. Если в 1932 г. в США насчитывалось 6145 национальных банков, то через год — 4890. В целом за 1933—1939 гг. при сокращении числа банков на 15% объем их активов вырос на 37 %.
В январе 1934 г. была проведена девальвация доллара.
Девальвация доллара, изъятие монетного золота из частных рук, облегчение доступа к кредиту способствовали повышению цен и создали механизм инфляционного развития американской экономики, одновременно давая тем самым в руки государства средства для проведения реформ в других отраслях хозяйства.
Наступление экономического кризиса в 1937 г. явилось неожиданным. Лишь в 1939 г. экономика США справилась с его последствиями, но до второй мировой войны стране так и не удалось достичь докризисного уровня производства. Индекс промышленного производства в 1939 г. составил 90 °о уровня 1932 г. Уровень безработицы в 6 раз превысил уровень 1929 г. и составил 17 % рабочей силы.
Вместе с тем реформы «нового курса» имели важное значение для развития как американского, так и мирового хозяйства. Они продемонстрировали роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показали, что гибкое и умеренное регулирование экономики, особенно в трудные периоды ее развития, является жизненно необходимым. Со времени «нового курса» государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, применяемое в разных формах, стало неотъемлемой частью рыночного механизма США. Важнейшим итогом реформ было и то, что они ознаменовали серьезный сдвиг в социальном развитии страны.
Особенности развития экономики в первое послевоенное десятилетие.
За годы воины национальный доход США удвоился, более чем вдвое возросло промышленное производство. Поставки сырья, продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, стимулировали обновление основного капитала.
Война ускорила процесс интенсификации сельского хозяйства: механизация и химизация производства стимулировались огромным спросом на американское продовольствие, что позволило фермерам резко увеличить свои доходы.
С окончанием войны перед страной встала проблема реконверсии, т.е. перевода экономики с военных на мирные рельсы. Реконверсия проходила под контролем государства. Была ускорена продажа государственных военных заводов и запасов продовольствия частному бизнесу.
Смягчению послевоенной рецессии способствовали осуществление «плана Маршалла» и война в Корее. «План Маршалла» предусматривал оказание помощи европейским государствам.
Благодаря «плану Маршалла» США избавились от излишков продукции, не находившей сбыта внутри страны, а также смогли увеличить инвестиции в экономику европейских стран.
Стимулирующее воздействие на американскую экономику оказала война в Корее, начавшаяся в январе 1950 г.
За время войны в Корее в промышленность США было инвестировано до 30 млрд дол., т.е. больше, чем за всю вторую мировую войну. Ускорилась амортизация новых промышленных предприятий и оборудования.
Вступление США во вторую половину 50-х гг. XX в. ознаменовалось сдвигами в экономическом и социальном развитии, вызванными началом научно-технической революции. Она происходила на фоне демографических изменений и дальнейшего углубления процесса урбанизации.
Xарактерной чертой НТР стала автоматизация производства, в частности создание и использование в производстве, банковском деле, сфере обслуживания электронно-вычислительной техники.
Быстро возрастала наукоемкость производства.
Порожденные НТР проблемы требовали расширения функций и изменения роли буржуазного государства в плане определения новых приоритетов в стратегии управления экономикой. Эти новые задачи государства нашли отражение в программе «новых рубежей», предложенной демократической администрацией Дж. Кеннеди в начале 60-х гг.
В основу социально-экономической программы правительства Кеннеди была положена идея стимулирования тем-дюв экономического роста.
В 1961—1962 гг. правительству Кеннеди удалось провести через Конгресс ряд важных мер в социальной области, предусмотренных в программе «новых рубежей». Так, минимум почасовой заработной платы, составлявший в 1955 г. 1 дол., увеличивался до 1,25 дол.
В арсенале средств государственного регулирования администрация широко использовала рычаги бюджетной, налоговой и кредитно-денежной политики. В 1962 г. был сокращен срок амортизации основного капитала для всех корпораций и введена налоговая скидка на капиталовложения. Эти меры позволили существенно увеличить рост инвестиций.
Начало президентства Кеннеди совпало с фазой циклического подъема в экономике. Однако уже к весне 1962 г. ситуация осложнилась: темпы роста замедлились, уровень безработицы замер на отметке 5,5 %, уменьшился объем капиталовложений. В мае этого же года произошло самое сильное с 1929 г. падение акций на бирже. Отчасти это было вызвано недовольством верхушки крупного капитала политикой «ориентиров» в области цен.
В конечном счете президент вынужден был пойти на некоторую переориентацию своей политики в угоду крупному бизнесу.
Л. Джонсон, сменивший трагически погибшего в ноябре 1963 г. Дж. Кеннеди, приступил к осуществлению социальных реформ, получивших название программы «великого общества». Ее центральным звеном стала «война с бедностью», направленная на улучшение положения беднейших слоев населения США. Согласно статистике в 1964 г. в стране насчитывалось 36,4 млн бедняков, что составило около 20 % населения, т.е. людей, чьи реальные доходы были ниже «уровня бедности».
Наступление на проблему бедности было обусловлено объективными причинами. Во-первых, массовая бедность стала серьезным тормозом для производства рабочей силы и обеспечения необходимого уровня потребления в условиях НТР. Во-вторых, она создавала почву для расовых конфликтов, обострения социальных проблем, роста преступности, безработицы и т.д.
Из федеральных программ важное место принадлежало программе дошкольной подготовки детей бедняков.
Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан, а семьи с доходами ниже «границы бедности» получили право на льготные условия медицинской помощи за счет специальных федеральных субсидий штатам.
В 1968 г. минимум заработной платы был поднят до 1,6 дол. в час.
Всего же на «борьбу с бедностью» за период 1964—1968 гг. было израсходовано 10 млрд дол., общая сумма социальных расходов составила к концу 60-х гг. около 40 % расходной части федерального бюджета. Выделение этих средств стало возможным благодаря экономическому росту: в 1961—1966 гг. ВНП возрос на 4— 6 % в год. Среди основных факторов, способствовавших сравнительно быстрому экономическому развитию США в этот период, были: а) высокий уровень капиталовложений, необходимый для обновления основного капитала в условиях НТР; 6) рост потребительских расходов населения; в) возрастание роли и масштабов государственного регулирования.
Обострение противоречий социально-экономического развития СЩА в 70-е гг.
С осени 1969 г. началось резкое падение промышленного производства, составившее за год 8 %. Оно затронуло как традиционные, так и новые, порожденные НТР отрасли промышленности. Уровень безработицы превысил отметку в 6 % рабочей силы, что составило около 5 млн человек. Покатились вниз стоимость акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, их курс упал на 300 млрд дол. Сократились прибыли корпораций, начались банкротства крупных фирм. Особенностями спада стали рост цен и нарастающая инфляция.
Ситуация в экономике США резко обострилась в связи с мировым энергетическим кризисом, развившемся в конце 1973 г.
Энергетический кризис повлек за собой кризис мирового капиталистического хозяйства 1973—197^ гг. В США кризис проявился в более острой форме, чем в других развитых капиталистических странах, но по своим показателям он уступал «великой депрессии» 1929—1933 гг.
Особенностями проявления кризиса были следующие: во-первых, свертывание производства сопровождалось ростом цен и неконтролируемой инфляцией; во-вторых, рост безработицы и увеличение резервной армии труда не привели к падению уровня заработной платы; в-третьих, циклический кризис производства переплелся со структурным, сырьевым и валютно-финансовым.
Пришедшая к власти в 1976 г. демократическая администрация во главе с Дж. Картером столкнулась с грузом проблем, будораживших экономику Соединенных Штатов с начала 70-х гг. Рост производства шел вяло, по 1,5 % в год, уровень инфляции составлял 6 %, а безработицы — 8 %.
Одной из важнейших перспективных целей экономической политики Картер объявил достижение сбалансированного федерального бюджета к 1981 г., в качестве первоочередных задач — борьбу с безработицей и инфляцией. В правительственной программе, предложенной Конгрессу, предусматривались налоговые льготы для бизнеса в целях стимулирования инвестиций.
К январю 1980 г. уровень инфляции достиг сверхвысокой отметки —18%, среднегодовой индекс потребительских цен возрос до 13,5 %. Оказалась недостижимой и главная цель экономической политики демократов — сбалансировать бюджет. В 1981 г. бюджетный дефицит составил 59,6 млрд дол.
К концу 70-х гг. обнажились и другие проблемы американской экономики. Углубился структурный кризис ряда отраслей. Доля США в совокупном промышленном производстве капиталистического мира сократилась с 42 % в 1960 г. до 36,7 % в 1980 г. Уменьшился удельный вес США в общем объеме экспорта капиталистических стран с 18 % в 1960 г. до 13 % в 1980 г.
Итоги развития экономики к началу 90-х гг. Экономические трудности 70-х гг. поставили под сомнение правильность системы государственного регулирования рыночной экономики, вызвали пересмотр теоретических посылок и практики государственной экономической политики США. Кейнсианская концепция была заменена консервативным вариантом государственного регулирования, который на практике осуществлялся в годы правления республиканской администрации президента Р.Рейгана (1981—1988 гг.) и получил название «рейганомики».
Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие основные положения:
1) сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов;
2) ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;
3) дерегулирование предпринимательской деятельности;
4) проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на преодоление инфляции.
Осуществление программы Рейгана столкнулось с серьезными трудностями. В 1980—1982 гг. экономику страны охватил новый экономический кризис, который сказался на положении фирм во многих случаях сильнее, чем кризис 1973-1975 гг.
В 1983 г. в США начался семилетний хозяйственный подъем.
В итоге подъема 1983—1989 гг. реальный объем ВНП и продукция производства в 1989 г. превысили их предкризисные максимальные уровни 1979 г. почти на 28 %. Объем личного потребления в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979 г., что было связано с увеличением численности занятых. Американская экономика смогла создать более 17 млн рабочих мест, главным образом в отраслях сферы услуг. Норма безработицы составила 5 °/о, находясь на самом низком уровне за период после 1973 г. Потребительский спрос свидетельствовал о росте доходов населения и явился стимулом хозяйственного подъема.
Главными факторами экономического подъема 1983— 1989 гг. стали следующие:
1) завершение структурной перестройки экономики, что создало условия для ускорения обновления и расширения основного капитала;
2) устойчивый рост реального объема личного потребления;
3) стабилизация курса доллара на сравнительно низком уровне относительно валют других стран, что позволило привлечь в американскую экономику огромные финансовые ресурсы других стран.
Вместе с тем в 80-е гг. проявились и негативные тенденции в экономическом развитии США.
В конце 80-х гг. после самого длительного подъема экономика США вступила в период резкого замедления темпов роста. За 1989—1992 гг. среднегодовой прирост реального объема ВВП составил около 1 % против 3,8 % в среднем за 1982—1988 гг.
Депрессивное состояние американской экономики в 1989—1992 гг. объясняется нетолько циклическим ослаблением всех основных компонентов спроса, но и воздействием специфических нециклических факторов, важнейшими из которых были кризисные процессы в кредитно-финансовой сфере и сокращение государственных военных закупок.
Острой экономической проблемой начала 90-х гг. стал дефицит государственного бюджета — 290 млрд дол., растущий государственный долг — около 4 млрд, что привело к сокращению инвестиционной активности в стране, вытеснению частных заемщиков с рынка ссудных капиталов и превращению США в крупнейшего должника в мире.
В связи с этим главной задачей демократической администрации Б.Клинтона стало оздоровление экономики путем стимулирования инвестиционного процесса.
Экономическая стратегия президента Клинтона характеризуется следующими чертами:
а) акцентирование внимания на долгосрочных проблемах, активное применение фискальных мер в отличие от монетарной политики;
6) использование государственного регулирования с целью поддержки НИОКР, развития государственной инфраструктуры, создания благоприятных условий для деятельности малого бизнеса;
в) усиление роли государства в решении социальных проблем.
За первые два года правления администрации Клинтона сократился уровень безработицы и инфляции, создано 6 млн новых рабочих мест, более эффективно стали работать структуры бизнеса, снизился дефицит госбюджета, расширилась внешняя торговля.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта www.studentu.ru