Реферат по предмету "Исторические личности"


Судьба и участие Григория Распутина портрет на фоне заката империи

ГосударственныйКомитет РФ пофизическойкультуре испорту
Камскийгосударственныйинститут физическойкультуры

Реферат

Судьбаи участие ГригорияРаспутина:
портретна фоне закатаимперии.
Выполнил: студент Назипов Р.Ш. Курс 1, гр. 14
Проверила: Низамова. М.С. канд. ист. Наук, доцент

НабережныеЧелны
2002
План
1. Введение 3
2. Биография Error: Reference source not found
3. Приезд в Петербург. Error: Reference source not found
5. ГОДЫ СТРАНСТВИЙ Error: Reference source not found
6. Судьба Error: Reference source not found
7.Заключение Error: Reference source not found
8.Список литературы Error: Reference source not found

Введение

Имя ГригорияРаспутина частоможно услышатьв наше время.Для одних этонадпись наводочной этикетке, для других-воспоминаниео трагическойсудьбе Царскойсемьи, завершившейся17 июля 1998 года. Досих пор этоличностьнеоднозначная, таинственная, до конца неисследованнаяисториками, вокруг которойне умолкаютспоры. Появляетсявсе большеверсий относительноего влиянияна императорскуюсемью, политикуи судьбу России.Кто же был этотпресловутыйГришка- распутникили святой, простой проходимецили действительноличность, откоторой зависеласудьба России?
Возможно, историяв скором времениответит на этивопросы, ноиногда хочетсясамому попытатьсяво всем разобраться, ведь это — нашаистория, а значитона не должнабыть нам безразлична.

2.Биография

Долгое времяисторическиесведения оРаспутине былине доступныширокой публике.О нем можнобыло узнатьтолько изЭнциклопедическогословаря:ІРаспутин (Новых)ГригорийЕфимович(1872-1916), фаворит Николая2и его жены АлександрыФедоровны.Выходец изкрестьян Тобольскойгубернии, вмолодостиконокрад. Выдаваясебя за ІпровидцаІи ІисцелителяІ, проник в придворнуюсреду и приобрелбольшое влияниена государственныедела. Убит вдекабре 1916г.монархистами.ІЛюбопытствующиедовольствовалисьлишь этой лаконичнойхарактеристикой.Сейчас намизвестно гораздобольше.
БиографиюРаспутина можноразделить надва периода: жизнь до приездав Петербурги после. О первомэтапе-жизнив Сибири- известнонемного. Онродился в селеПокровскомТобольскойгубернии, младшийсын в зажиточной, по тем временам, крестьянскойсемье- большойдом много земли, скотина, лошади.Распутины-деревенскоепрозвище, закрепившеесяза ними почтиофициально.Точное происхождениеего неизвестно.Может быть, отслов «распутство»,«распутье», а может, «распутывать».Характеротца это подтверждает-он и выпить непрочь, и живетс размахом, ипо-деревенскисмекалистый.Детьми особоне занимался, не заставлялпостигатьнауки, так какбольший толквидел в жизненнойшколе. БратьяМихаил и Григорийживут привольно, их университеты-деревня, безграничныепросторы полейи лесов. В нихесть что-тоживотное, дикое, тесно переплетенноес почти фанатическойправославнойверой. Но недолгоони были вместе.Однажды игралиони на берегуреки Туры, дадоигрались-оба в воду полетели.Река бурная, течение сильное, вода холодная-болезни неминовать. Михаилане спасли, аГригория «отмолили»…Поправившись, он рассказывает, что сама Богородицаявилась емуи приказалавыздоравливать.Это потрясловсю деревню.Там, вдали отцивилизации, процветаетистинная, непоколебимаявера. Простотанравов не мешаетистово молиться, соблюдать всеобряды, трепетновзывать к целительнойсиле природы-Богу. Грубаяплотская реальностьсоседствуетс самыми возвышеннымидуховнымичувствами.После выздоровленияГригорий часторазмышляетнад своим исцелением.Он уверен, чтоего благословилисилы небесные.Так начинаетсяего духовноестановление.
Повзрослев, он все большетянется кстранствиям, к тем,. кого называют«старцами», божьими людьми.Возможно, эторезультатзахватывающихрассказовстранников, находившихприют в домеРаспутиных, а может быть-истинное призвание.Григорий внимаетпосланцам неот мира сего, широко открывглаза. Его мечтастать такимже, как они. Оннадоедаетродителямразговорамио том, что Богзовет егостранствоватьпо белу светуи отец, согласившись, наконец благословляетего. Григорийначинает сокрестныхдеревень, дивитсявсем тяготами унижениям, которые выпадаютна долю божьихлюдей.
В девятнадцатьлет он женитсяна красавицеПрасковьеДубровиной, которую встречаетна праздникев храме. Первоевремя их семейнаяжизнь протекаетмирно, но репутацияГригория нетак уж чиста, к тому же онглубоко переживаетсмерть первогоребенка. В 1892г.его обвинилив краже кольевиз монастырскойограды и выслалина год из деревни.Это время онпроводит встранствиях, совершаетпаломничествопо святым местам, где обучаетсяСвященномуПисанию и грамотеу старцев. Идетбез определеннойцели, от монастыряк монастырю, спит у монахови крестьян, кормится послучаю с чужихстолов, благодаритхозяев молитвамии предсказаниями.В 1893г. отправляетсяв Грецию, а повозвращениив Россию- наВалаам, Соловки, в Оптину пустыньи другие святыниправославнойцеркви. Во времякратких посещенийродного домаон усерднозанимаетсяхозяйствоми одновременновосстанавливаетсилы для отправленияв новые скитания.Его посещенияознаменовалисьрождением троихдетей: Дмитрия-в1895г., Матрены(Марии)-в1898 и Варвары-в1900г.
Жизнь Распутинаполна черныхи белых полос.То он чист, какангел, то бросаетсяв крайности, дает волю своейширокой натуре.Для одних онясновидец ицелитель, длядругих- кающийсягрешник, длятретьих, такихже как он, — духовныйучитель. Дурнаяслава, переплетеннаясо славой подвижникаи старца, доходитдо столицы. Егообвиняют впринадлежностик секте хлыстунов, но не найдядостаточныхдоказательств, дело закрывают.
Что привело«старца Григория»в Петербург? Возможно, болееширокое поледеятельности.Не блеск столицыего влечет, априсутствиевысших духовныхлиц. Рядом сними он мог бысовершенствоватьталант целителя, истинно верующего.Он уверен, чтодействует поволе Господа.
Начинаетсявторой этап.Весной 1903г. 34-летнийРаспутин пребываетв Санкт-Петербург.Вот некоторыеосновные датыэтого периода.
1 ноября 1905г.-Великиекнягини Милицаи Анастасия, дочери князяНиколая Черногорского, устраиваютнеофициальнуювстречу Распутинас императороми императрицейв своем именииЗнаменском.
15 ноября 1906г. Перваяофициальнаявстреча Распутинас Государем.Царь отмечает, что он «производитвпечатление».
Октябрь 1907г.- Первое исцеление царевича.
Начало 1911г.-Поездка на Святую землю. Впечатления от нее Распутин описал в своих записках под названием «Мои мысли и размышления».
Лето 1911г.- возвращение в С.-Пб.
1 сентября 1912г-императорская семья выезжает в Польшу, в Беловежскую пущу.
2 октября- резкое ухудшение здоровья цесаревича.
12 октября, полдень- Императрица телеграфирует об этом Распутину, который молитвенно помогает. Ответ: «Болезнь не такая уж страшная. Не давай врачам изгаляться!».
1914г.- Распутин поселяется в собственной квартире на ул. Гороховой, 64.
29 июня 1914г. — Покушение на Распутина.
2 января1915г.- несчастный случай с А.Вырубовой, исцеление ее Распутиным.
22 ноября 1916г. — Заговорi против Распутина.
Ночь с 16 на 17 декабря 1916г.- Убийство Г.Е.Распутина во дворце князя Юсупова.
Следует отметить, что Распутинчередовал жизньв Петербургес регулярнымпосещениемПокровского-по крайней мерераз в год онбывал дома. Тамже он укрывался, как только егоположение вобществе становилосьнеблагоприятным.

3.Приезд в Петербург.

Слава Распутинаопередила егосамого- слухо его подвижническойжизни дошелдо столицы истал известенвысшим духовнымчинам. По приездев Петербург, благодарярекомендательномуписьму, егопринимает ЕгоСвятейшествоФеофан, инспекторДуховной Академии, который видитв нем истинногосына русскойземли, самобытногохристианина, не церковного, а божьего человека.Распутин производитвпечатлениене только своейдуховностью, но и внешностью.Наиболее яркоего описываетА.Труайя:
«Мужиквысокого роста, худой, с длиннымии прямыми волосами, клочковатойбородой, на лбушрам. Лицо, изрезанноеморщинами, широкий носс раздувающимисяноздрями. Болеевсего привлекаютвнимание егоглаза. Взглядвыдает магнетическуюсилу. Рубашка, стянутая наталии ремнем, не закрываетбедер. Широкиештаны заправленыв сапоги с высокимиголенищами.Несмотря надеревенскийстиль, он чувствуетсебя удобнои привольнов любом обществе».Безусловно, такой человекне мог остатьсяв столиценезамеченным.Под покровительствомепископскоймантии владыкиФеофана емуоткрываетсядоступ сначалав петербургскиевеликосветскиедуховные кружки, затем черезих влиятельныхпредставительниц-во дворец князяНиколая Николаевича.Его репутациюподтвердилавстреча с ИоанномКронштадтскими то, что владыкаФеофан былдуховникомимператрицы.
Несомненно, Распутину неудалось бы такбыстро пробитьсяв «верхи», еслибы не было дляэтого соответствующихобстоятельств.Одним словом, ему повезло.Вот эти обстоятельства.
Во-первых, духовностьимператрицы, глубокая вераи доверие своемудуховнику, имевшему вглазах ее нетолько личный, но и церковныйавторитет. Невызывал сомненияу императрицыРаспутин ещеи потому, чтосоставлялименно то явлениерусской жизни, какое особеннопривлекалоимператрицу, видевшую в еголице воплощениеобразов, с которымиона впервыеознакомиласьв русской духовнойлитературе.
Во-вторых, характерИмператора, его довериежене и религиозность.
В-третьих, церковныеавторитетыискали способпотрясти сознаниеверующих, испорченноезападным влиянием.В их глазахРаспутин и былтем добрымгением, способнымсоединитьверующих снебесами, анарод- с царем.
Однако, длябольшинствалюдей Распутинне был «старцем».Это подтверждалего образ жизни, позволявшийему проживатьв столице, посещатьсвоих многочисленныхзнакомых, тогдакак настоящиестарцы живутв монастырях, уединяясь всвоих келиях.Люди не знали, что о нем думать, так как многиеего действиябыли для нихнеобъяснимы-исцелениябольных, загадочныепредсказания, влияние наболезнь цесаревича.
Вот почемуПетербургпоначалу занялв отношенииРаспутинасреднюю позицию, не имея полногопредставленияо нем и предпочитаяотноситьсяк нему с доверием, чтобы«не согрешить»перед Богом, чем открытопорицать. Многиепросто боялисьРаспутина ине отрицалиего влиянияна окружающих, но за неимениемобъясненийопасалисьосуждать его.

4. ОтношениеРаспутина сЦарской семьей.
Определяющимв отношенииЦарской семьик Распутинубыло то, что онисцелял царевича.Как известно, наследникцаревич АлексейНиколаевичстрадал гемофилией.Эта болезньпередаласьпо материнскойлинии и выражаласьв плохом свертываниикрови. Каждыйушиб мог привестик внутреннемукровоизлиянию, каждая ранамогла статьопасной дляжизни. Естественно, как любую мать, это мучаетимператрицу, она чувствуетв этом своювину и стремитсяискупить ее.Когда выяснилось, что Распутин, путем внушения, лучше справляетсяс проявлениямиэтой болезни, чем все доктора-специалисты-это создалодля старцаГригория совершенноособое положение.Императрицавидит в немчеловека, откоторого, впрямом смыслеэтого слова, зависит жизньее горячо любимогосына.
Кроме того, для Их ВеличествРаспутин былживым представителемнарода, воплощениемкрестьянства, маленькимчеловеком. Ихпоражала егоманера держатьсебя, котораяпо отношениюк другому человекусчиталась бынеприличной.Его деревенскийговор, бесцеремонность, неуклюжесть-все это обращалосьв его пользу.Его поведениебыло прямопротовоположноманере придворныхкругов, проникнутыхединственнойцелью- произвестивыгодное впечатлениена Государя.На фоне ихпритворства, его искренностьи простодушиепоражали своейестественностьюи были неоспоримы.Они не были«деланными», это объясняетсяпростымипредставлениямиРаспутина оЦаре, типичнымидля русскогокрестьянина.Для него Он-источник милостии правды. Вотчто пишет обэтом князьН.Д. Жевахов: «Любовь Распутинак Царю, граничащаяс обожанием, была действительнонепритворной, и в признанииэтого фактанет противоречий.Царь не мог непочувствоватьэтой любви, какую оценилвдвойне, потомучто она исходилаот того, ктоявлялся в Егоглазах не тольковоплощениемкрестьянства, но и его духовноймощи.». Он необманывалдоверие императораи постепенно«между Государеми Распутинымвозникла связьна чисто религиознойпочве: Государьвидел в немтолько «старца»и, подобно многимискренне религиознымлюдям, боялсянарушить этусвязь малейшимнедовериемк Распутину, чтобы не прогневатьБога. Эта связьвсе большекрепла и поддерживаласьстолько жеубеждениемв несомненнойпреданностиРаспутина, сколько, впоследствии, дурными слухамио его поведении, которым государьне верил, потомучто они исходилиот неверующихлюдей…».
После первойвстречи с РаспутинымГосударь лишьотметил, чтоон «производитбольшое впечатление».Впоследствиион придерживалсямнения, чтоГригорий- человек«чистой веры».Тем не менее, не так доверяя«старцу», какАлександраФедоровна, Николай IIпоручает генералуВ.Н. Дедюлину, комендантудворца, и егопомощникуподвергнутьРаспутинапристрастному, но учтивомудопросу. По ихмнению, он мужикхитрый и фальшивый; дальнейшиеотчеты секретныхагентов сообщаюто самозванце, лжепроповеднике, показывая, кемон являетсяв реальнойжизни. ЧленыЦарской фамилиитакже пытаютсяоткрыть Государюглаза на происходящее.Он терпеливовнимает всему, но при этом непринимаетникаких действийпротив Распутина.Что касаетсяИмператрицы, то она не верилатолкам, всебольше распространявшимсявокруг Распутина, так как считалаих клеветойи отказываласьиз-за этоголишиться человека, умевшего несколькимисловами побеждатьнедуг ее сына.Несмотря надальнейшиеразоблачения, для Царскойсемьи(т.е. дляИмператора, императрицыи их детей) Распутиннавсегда осталсясвятым, и ничтоне могло заставитьих изменитьэто убеждение.

5. ГОДЫ СТРАНСТВИЙ
Сегоднябольшинствуиз нас труднопонять, чтовкладывалосьв слова “странник”,“странничество”русским человекомв XIX веке. Это былипонятия, с которымижила СвятаяРусь, а обычайстранничестваносил народныйхарактер.
Былив крестьянскойсреде люди, которые совершалистранничествоне раз и не двав жизни, а регулярно, почти каждыйгод. У них былисвои хозяйства, дома: возвращаясьдомой, они продолжаликрестьянствовать.Таким регулярным, опытным, по егособственнымсловам, странникоми был ГригорийРаспутин. Онне бросал своегокрестьянскогохозяйствавплоть до смертии, где бы ни был, как правило, на весенниеработы и уборкуурожая приезжалв Покровское.
Настоящихстранниковможно былоузнать по внешнемувиду — строгий, серьезный, пронизывающийвзгляд, одеждаиз грубого, крестьянскогосукна, перепоясаннаяремнем илипросто веревкой.Из-под одеждыиногда выглядывалавласяница илидаже вериги.В руках посох, ноги босы. Примернотак выгляделво временасвоих странствийи ГригорийРаспутин, тригода он носилвериги.
Вдень странникипроделывалидесятки верст, несмотря напогоду. ХодокомРаспутин былхорошим, неустанным.Как сам онрассказывает:“Я шел по 40-50 верств день и не спрашивални бури, ни ветра, ни дождя. Мнередко приходилоськушать, по Тамбовскойгубернии — наодних картошках; не имея с собойкапитала и несобирал во век: придется — Богпошлет, с ночлегомпустят — тут ипокушаю.
Такне один разприходил в Киевиз Тобольска, не переменялбелья по полугодуи не налагалруки до тела- это веригитайные, то естьэто делал дляопыта и испытания, нередко шелпо три дня, вкушалтолько самуюмалость. В жаркиедни налагална себя пост: не пил квасу, а работал споденщиками, как они; работали убегал в кустымолиться. Неодин раз пахалпашню и убегална отдохновениена молитву”.
По-видимому, первым монастырем, где совершилсвое богомольеГригорий Распутин, был Абалакскиймужской монастырь, находившийсяв красивейшемместе на берегуИртыша. Историюэтого монастыряРаспутин часторассказывали в Петербурге, и в Москве.
«Мнеприходилось- рассказываетГригорий Распутин,- переноситьнередко всякиебеды и напасти; так приходилось, что убийцыпредпринималипротив меня, что разные былипогони, но навсе милостьБожья! То скажут:“Одежда неладная”, то в чем-нибудьда забудутсяклеветникинеправды. Сночлега уходилс полночи, авраг завистливвсяким добрымделам, пошлеткакого-нибудьсмутителя, онпознакомится, чего-нибудьу хозяина возьмет, а за мной погоня, и все это пережитомною! а виновниктот час же находится.Не один разнападали волки, но они разбегались.Не один разнападали хищники, хотели обобрать, я им сказывал:“Это не мое, авсе Божье, вывозьмите уменя, я вам помощник, с радостьюотдаю”, — им что-тоособенно скажетв сердцах их, они подумаюти скажут: “Откудаты и что такоес тобой? “Я человек- посланныйбрат вам и преданныйБогу”.
ВерхотурскийНиколаевскиймонастырь, располагавшийсяв Пермскойгубернии, ГригорийРаспутин обычнопосещал неодин, а собирална паломничествокрестьян изокрестных сел.Шли пешкомсотни верстстарым сибирскимтрактом отТюмени на Туринск, а потом на городВерхотурье.
Странничестводля Распутина- не самоцельи тем более несредство уходаот жизни, а внесениев нее духовногоначала, приданиеей высшегосмысла черезподвижническоеслужение. Григорийосуждает странников, для которыхбогомолье сталосвоего родапрофессией, которые избегаюттруда. Он этогоне принимает.
ВстранствованииГригорий измождаетсвою плоть дотого, что емуначинают являтьсявидения. “Злодейвраг завидовалвсему моемудоброму делу, то он являлсяв виде нищего, а все-таки знатно, что не нищий, а враг в тумане.Я успевал в товремя крестнымзнамением себяосенять, и вдругисчезал какпрах. То мнеказал, что деревняеще более как30 верст, смотришьиз-за леску ивышел на долинку- тут и село. Экойсатана!”
Григорийне лукавит, необманывает, не стесняетсяпризнаватьсяв своих человеческихслабостях.Порой его охватывают“помыслы нечестивые, усталостьнеописанная, голод невысказанный, жажда питьянеопределенная”.Но Григорийпонимает, чтоэто искушение.Старается сним бороться, хотя это даетсянелегко. Когдапосле дальнейдороги приходитв село, возникаетстрастноежелание попитьи поесть. Ноэто искушение, и его надопересилить, пойти в церковь, отстоять службу, а потом ужедумать о едеи питье.
Самойдалекой дорогойГригория в этотпериод сталопаломничествов киевскиемонастыри. ОтПокровскогодо Киева свыше3000 верст. Какую-точасть этогорасстоянияон преодолевална пароходе, иногда подвозиликрестьяне насвоих телегах, однако основнойпуть Григорийшел пешком.Вставая ранона рассвете, выходил натощак.Шел от села кселу, от деревник деревне, отмонастыря кмонастырю, питался тем, что подаваликрестьяне иличто в путизарабатывалподенной работой.Ночевал гдепридется, кудаположат: и визбе, и в сарае, и на сеновале, а бывало, и вчистом полена кочке: “березонькапод боком изорьку не проспишь”.
ВосхищениеКиевом, и преждевсего Киево-ПечерскойЛаврой, Григорийсохранил навсю жизнь. Когдапосле многихнедель путиоткрылись передним куполакиевских святынь, Григорий встална колени изаплакал.
Вернувшисьиз странствий, Григорий продолжаетзаниматьсякрестьянскимтрудом, но никогдане забываето молитве. Вконюшне онвыкопал себенебольшуюпещерку и втечение восьмилет уходил тудамежду обеднямии заутренямимолиться. “Яудалялся тудаи там мне быловкусно, то естьприятно, чтов тесном местене разбегаетсямысль, нередкои ночи все тампроводил”.
Вначале1900-х годов ГригорийРаспутин — совершенноочевидно духовнозрелый человек,“опытный странник”, как он сам себяназывает. Полторадесятка летстранствийи духовныхпоисков превратилиего в человека, умудренногоопытом, ориентирующегосяв человеческойдуше, способногодать полезныйсовет. И этопритягивалок нему людей.Сначала небольшоечисло крестьяниз окрестныхдеревень приходилок нему, позднееслава об опытномстранникераспространяетсяшире и шире! Кнему приезжаютлюди издалека, он всех принимает, устраиваетна ночлег, выслушиваети дает советы.
Неграмотныйеще в 1897 году, крестьянинГригорий Распутинначинает читатьи писать, осваиваетСвященноеПисание так, что знает егопочти наизусть, толкует егодля всех желающих.
Надозаметить, чтов этом общественномположенииГригория Распутинапока нет ещеничего необыкновенного.В те годы вомногих местахРоссии живутлюди, подобныеГригорию, умудренныеопытом странникови богомольцев, готовые датьдуховный совет.Григорий ещенезнаком нис кем из “сильных”мира сего, ите, кому он помогаетдуховным советом,- свои братья-крестьянеили люди изгородскихнизов. Позднее, когда егомногочисленныенедоброжелателистали искатьв этом периодежизни Распутинакриминал, имне удалось егонайти и пришлосьпридумыватьзаведомую ложь(но об этом всвоем месте).Нет ни одногоубедительногосвидетельства, чтобы в этототрезок жизниГригорий совершилкакой-либонедостойныйпоступок. Напротив, именно в этовремя формируетсяпривлекательныйобраз мудрогокрестьянина, духовногоучителя, человека, слава которогодостигнетстолицы.
--PAGE_BREAK--
6.Судьба
Против этогочеловека объединилосьвсё образованноеобществоРосси.Пожалуй, он оказалсяединственным, кто навлёк насебя такуювсеобщуюненависть.Толькокрестьянеотносилиськ нему иначе, часто говорилио нём с сочувствиеми даже с любовью.Онведь и сам былодним из них.....
Григорий ЕфимовичРаспутин родилсяв крестьянскойсемье в селеПокровскомТобольскойгубернии.Точноевремя его рождениянеизвестно, историки называютразные годы- от 1863 до 1872.
Григорий росзадумчивым, наблюдательнымребенком.Всматривалсяв жизнь природы, зверей и птиц.Любилприсутствоватьпри работесельских лекарей- внимательносмотрел, но неспрашивая.
Мальчик подолгусидел неподвижно, о чём-то сосредоточенноразмышляя.Позжеон вспоминал:«в15 лет в моем селев летную пору, когда солнышкогрело, а птицыпели райскиепесни, я мечтало Боге.Душа моярвалась вдаль.Нераз, мечтая, яплакал и самне знал, откудаслёзы и зачемони. Так прошламоя юность вкаком-то созерцании, в каком-то сне».
Повзрослев, он прожил нескольколет в городе, женился; у супруговродилось троедетей.Но что-топодтолкнулоРаспутина резкоизменить образжизни.Его знакомыеговорили, чтоон стал новымчеловеком".Начал частои горячо молитьсябросил питьи курить.Пересталесть мяснуюи молочную пищуи соблюдал этотпост до концажизни".
Распутин отправилсяв странствия.Нажизнь себезарабатываллюбой подвернувшейсяработой.Побывалв десяткахмонастырей.Посетилправославнуюобитель насвященнойгреческой гореАфон.Дваждыдошёл до самогоИерусалима.
«Он был мечтатель, беззаботныйстранник, прошедшийвдоль и поперёквсю Россию, — писал знакомыйГригория PаспутинаАрон Симанович.-- Во время этихстранствованийон встречалсяс людьми извсех классови вел с нимидолгие разговоры.Приего огромнойпамяти он изэтих разговоровмог многомунаучиться.Такимобразом вовремя его долгихпаломничествсозрел егоособенныйфилософскийхарактер».
В те годы сложилисьи политическиевзгляды Г.Распутина.Онмечтал о царствевольных крестьян, без вечногодворянскогозасилья, гдемужикиимели бы достаточноземли.
В скитанияхРаспутин познакомилсясо многимипремудростями- от врачебногоремесла дотибетскогобуддизма.Правда,
грамоте онпочему-то таки не выучилсядо конца.Писалвсегда
подчеркнутопо-мужицки, сгрубыми ошибкамипочти в каждомслове.
Не раз он помогалбольным, дажесчитавшимсянеизлечимыми.
Однажды в уральскоммонастыреисцелил«бесноватую»-женщину, страдавшуютяжёлыми припадками.
В начале XX столетияРаспутина ужепочтительноименовали:«старцем».Такназывали егоне за возраст, а за опыт и веру.
В это время они приехал вПетербург.
К сибирскомустранникупотянулисьлюди, не находившиеполного утешенияв государственнойцеркви.Онипосещали ГригорияЕфимовича, слушали егорассказы, наставления.Вотчто много летспустя рассказывалаписателю ЭдвардуРадзинскомуодна известнаяактриса. Г. Распутин«стал говорить.Всё было — окротости, одуше. Я пыталасьзапомнить ипотом, придядомой, дажезаписала, ноэто было ужене то. А тогдау всех зажглисьглаза… это былнеизъяснимыйпоток любви… Яопьянела».Особое впечатлениепроизводилиглаза странника,«необыкновеннопроницательные», заглядывающиебудто в самуюдушу собеседника.
Распутинымзаинтересовалсяепископ Феофан.Его поразилособый религиозныйэкстаз, в которыйвпадал иногдаРаспутин. Такоеглубокое молитвенноенастроение, говорил епископ, он встречалтолько в редкихслучаях срединаиболее выдающихсяпредставителейрусского монашества.
В 1908 г. благодаряепископу Распутинвстретилсяс самой императрицейАлександройФедоровной.Граф ВладимирКоковцов так передал содержаниеэтой беседы:«Распутин сталговорить, чтоей и государюособенно трудножить, потомучто им нельзяникогда узнатьправду, так каккругом них всёбольше льстецыда себялюбцы, которые немогут сказать, что нужно длятого, чтобынароду былолегче.
Царю и ей нужнобыть ближе кнароду, чащевидеть его ибольше веритьему, потому чтоон не обманеттого, кого почитаетпочти равнымсамому Богу, и всегда скажетсвою настоящуюправду, не точто министрыи чиновники.которым нетникакого деладо народныхслез и до егонужды. Эти мыслиглубоко запалив душу императрицы».
ПостепенноГригория Распутинастали звать«другом» царскойчеты. Он лечилих детей, особеннобольного наследникаАлексея. Держалон себя с цареми царицей удивительносвободно иестественно.Называл ихпопросту «Мама»и «Папа», а ониего — Григорий.
«Он им рассказывалпро Сибирь инужды крестьян, о своих странствованиях,_ писала фрейлинаАнна Вырубова._ Когда послечасовой беседыон уходил, онвсегда оставлялих величествавесёлыми, срадостнымиупованиямии надеждой вдуше».
Убеждал ихРаспутин все больше притчамии иносказаниями.Епископ Феофанвспоминал:«Сиделии беседовалио политическомположении вРоссии. СтарецГригорий вдругкак вскочитиз-за стола, как стукнеткулаком постолу.И смотритпрямо на царя.Государьвздрогнул, яиспугался, наследникзаплакал, астарец и спрашиваетгосударя: „Нучто? Где ёкнуло, здеся али туто?“.При этом онсначала указалпальцем себена лоб, а потомна серде.Государьответил, указываяна сердце:»Здесьсердце забилось!". «То-тоже, _ продолжалстарец, _ количто будешьделать дляРоссии, спрашивайне ума, а сердца.Сердце-товернее ума!»"
Николай поройстал советоватьсяс Распунинымо назначениитех или иныхважных сановников.Многиевидные чинновники, искавшие продвиженияпо службе, стремилисьтеперь понравитьсяРаспутину, заискивалиперед ним. Вквартиру сибирскогомужика нарядус нищими просителямизачастилимиллионеры, министры иаристократы.
В светскомобществе сталираспространятьсяслухи о разгульномповедении Г.Распутина, егообщении с разнымсбродрм.Действительно, двери его квартирыбыли открытыдля любойпублики.СвоюраспущенностьРаспутин вовсене считалпротиворечащейтрадициямрусского «святогоюродства».Ведьон не был нисвященником, ни монахом.Еслився грязь ипорок в че.ловекевпитаются вего телеснуюоболочку, утверждалон душа его, омытая от этихгрехов, сможетостаться чистоЙ.
«Каким представлялисебе Распутинасовременники?_ замечал А.Симанович. _Как пьяного, грязного мужика, который проникв царскую семью, назначал иувольнял министров, епископов игенералов.Ктому ещё дикиеоргии, похотливыетанцы средипьяных цыган, а одновременнонепонятнаявласть надцарем и егосемьей, гипнотическаясила и вера всвоё особоеназначение.Этобыло всё! Но загрубой маскоймужика скрывалсясильный дух, напряжённозадумывающийсянад государственнымипроблемами».
«В царскойсемье, — продолжалА.Симанович,- он рассказывало русском народеи его страданиях, подробно описывалкрестьянскуюжизнь, причемцарская семьяего внимательнослушала.Царьузнал от негомногое, чтоосталось быбез Распутиндля него скрытым.Распутингорячо отстаивалнеобходимостьширокой аграрнойреформы.»Освобождениекрестьян проведе неправильно,_ говорил ончасто. _ Крестьянеосвобождены, но они не имеютдостаточноземли".Распутинмечтал о крестьянскоймонархии, вкоторой дворянскиепривилегиине имели быместа". Государынясо слов Распутиназаписала такоеего поучение: Родина_ широка, надодать ей просторработы, но нелевым и не правым, левые _ глупы, а правые _ дураки.Почемуда потому чтопалкой научитьхотят ".
Но если царьсоветовалсяс Распутинымо назначениичиновников, то к его политическимсоветам онприслушивалсягораздо реже.Например, Распутин несколькораз без успехаубеждал царяуравнять евреевв правах с остальнымнаселением
В 1915–1916 гг. Государственнаядума добиваласьправа назначатьминистров.Распутинуговаривалцаря склонитьсяперед требованиемвремени.Царьсогласился, но так и не сделалэтого.
Враждебностьк ГригориюРаспутинуиспытываливсе образованныеслои общества.Монархисты-дворянеи и интеллигенция, как революционная, так и либеральная, сходились вэтом вопросе.«Дворянствопротив меня,– говорил в1916 г. сам Распутин.–Дворянствоне имеет русскойкрови.Кровьдворянствасмешанная.Дворянствохочет меняубить, потомучто ему не нравиться, что около русскоготрона стоитрусский мужик».Жандармскийгенерал А Герасимоввспоминал осозвучныхнастроениях среди простонародья:«Мнеприходилосьслышать солдатскиеразговоры отом, что царьтеперь разуверилсяв дворянах ичиновникахи решил приблизитьк себе „нашегобрата, простогомужика“ и чтоэто тольконачало, чтоскоро вообщевсех „дворянини чиновников“царь прогонитпрочь от себяи наступит»мужицкоецарсяво" ."
19 сентября 1916 годадепутат-черносотенецВладимир Пуришкевичпроизнёс вГосударственнойдуме страстнуюречь противРаспутина.Онгорячо воскликнул:«Не должентёмный мужикдольше правитьРоссией! ».«Вэтот день, –писал В.Пуришкевич,- все депутатыДумы были моиединомышленники...»
В тот же деньи родился замыселубить Распутина.Выслушавобличительнуюречь Пуришкевича, с этим предложениемк нему подошелкнязь ФеликсЮсупов.Потомк заговоруприсоединилисьеще несколькочеловек, в томчисле великийкнязь ДмитрийПавлович.
Исполнениезадуманногоназначили на16 декабря 1916 г.Ф.Юсупов пригласилРаспутина всвой особняк.Привстрече онипо русскомуобычаю расцеловались.Распутиннеожиданнонасмешливовоскликнул:«Надеюсь, это не иудинолобзанье!».
Распутинасобиралисьотравить цианистымкалием.Заговорщикине знали, чтовместо яда имдали безвредныйаспириновыйпорошок.Онинасыпали егов пирожные ирюмки. ЮсуповугощалРаспутинав столовой, уверяя, чтоостальные гостисейчас спустятьсясо второгоэтажа.На самомделе там сиделизаговорщики- В.Пуришкевичи великий князь.Распутин съелнесколькопирожных с«ядом» — безвсяких последствий.КаквспоминалВ.Пуришкевич,«расстроенныйи бледный»Юсупов поднялсянаверх «Представьтесебе, он выпилдве рюмки сядом, съел несколькопирожных иничего; решительноничего, а прошлоуже минутпятнадцать…Гад уже подозрительотноситьсяко мне».
Посоветовавшись, Распутинарешили застрелить.Послевыстрела заговорщикисбежали внизи, по описаниюПуришкевичаувидели такуюкартину:«Переддиваном, нашкуре белогомедведя лежалумирающийГригорий Распутин, а над ним, держаревольвер вправой руке, стоял Юсупов, с чувствомнепередаваемойгадливостивглядываясьв лицо им убитого»старца"."
Они вышлиизкомнаты, оставивФ.Юсупова наединес его жертвой.Тотна всякий случайпрощупал пульс– и не нашёлего, послушалсердце – и неуслышалударов.«Новдруг, – рассказывалон, – можетесебе представитьмой ужас, Распутинмедленно открываетво всю ширьодин свой сатанинскийглаз, вслед заним другой, впивается вменя взглядомнепередаваемогонапряженияи ненавистии со словаыи»Феликс! Феликс! Феликс!" вскакиваетсразу, с цельюменя схватить.Яотскочил споспешностью, с какой толькомог".
Пуришкевичуслышал «дикий, нечеловеческийкрик» Юсупова:«Пуришкевич, стреляйте, стреляйте! Онжив! Он убегает!».«То, что я увиделвнизу, – вспоминалПуришкевич,– могло бы показатьсясном, если быне было ужасноюдля насдействительностью.ГригорииРаспутин, которогоя полчаса томуназад созерцалпри последнемиздыхании, быстро бежалпо рыхломуснегу».
«Феликс, Феликс, всё скажу царице!»– кричал он.
«Я бросилсяза ним вдогонку,– продолжалПуришкевич,- и выстрелил.Промах.Распутинподдал ходу; я выстрелилвторично набегу – и… опятьпромахнулся.Мгновенияшли… Распутинподбегал ужек воротам, тогдая остановился, изо всех силукусил себяза кисть левойруки, чтобызаставить себясосредоточиться, и выстреломпопал ему вспину.Он остановился, тогда я, ужетщательноприцелившись, дал четвёртыйвыстрел, попавшийему, как кажется, в голову, ибоон снопом упалничком в снеги задергалголовой.Я подбежалк нему и изовсей силы ударил ногою в висок».
Убийцы опустилисвязанное телоРаспугина впрорубь на льдуМалой Невкиу Крестовскогоострова.Подлёд его бросилиеще живым. Когдатело нашли, обнаружили, что лёгкие былиполны воды: Распутинпытался дышатьи захлебнулся.Правуюруку он высвободилиз веревок, пальцы на нейбыли сложеныдля крестногознамения.
Имена убийцнемедленностали известныполиции.Ноjnltkfkbcm они оченьлегко: Юсуповаотправили всобственноеимение, великогокнязяз — на фронт, а Пуришкевичавообще не тронули.
Григория Распутинаскромно похоронилив Царском селе.Однакопокоился онтам недолго: послеФевральскойреволюции еготело выкопалии сожгли накостре.
Столичныежители, узнавоб убийствеРаспутина, поздравляли друг друга, радостновосклицая:«Зверьраздавлен!».Францкзскийпосол МорисПалеолог описывалповедениегорожан:«наорд, узнав о смертиРаспутина, торжествовал.Людиобнимались на улицах, шлиставить свечив Казанскийсобор.Рассказывают, что Распутинбыл брошен вНеву живым, иодобряют этопословицей»Собаке собачьясмерть".
Но совсем по-иномувоспринялиубийство Распутинакрестьяне.Онигоревали иоплакивалисвоего «заступникаи мученика».«Длямужиков Распутинстал мучеником,– замечал Палеолог.– Он был из народа; он доводил доцаря голоснарода; он защищалнарод противпридворных; и вот придворныеего убили.Вотчто повторяетсяво всех избах».
Пос ловам ПавлаМилюкова, крестьянеговорили так:«Вот, в кои — то векидобрался мужикдо царскиххором – говоритьцарям правду, и дворяне егоуничтожили».

7. Заключение
Существует, по крайнеймере, три мифао Распутине.
«Исчадие ада, корыстныйчеловек, доведшийсо своим окружениемРоссию до краха»-таким предстаётРаспутин впервом мифе.
«Демон», «второйкардинал Ришелье», вечно пьяныйи блудливыймужик с таинственнойрусской душой-любимый мифзарубежныхавторов.
«Талантливыйрусский мужик, спасавшийРоссию и царскийтрон и убитыймасонами»- мифсовременности.
Кем же был Распутинна самом деле?«Хитрость ипростодушие, подозрительностьи детскаядоверчивость, суровые подвигиаскетизма ибесшабашныйразгул, и надвсем этимфанатическаяпреданностьЦарю и презрениек своему собрату-мужику-всё это уживалосьв его натуре, и, право, нуженили умысел, илинедомыслие, чтобы приписыватьРаспутинупреступлениятам, где сказывалосьлишь проявлениеего мужицкойнатуры» — вот, по-моему слова, наиболее точнохарактеризующиеличность Распутина.
Распутин небыл святым, ив этом заключаласьтрагедия Царскойсемьи и России.Для тех, ктобыл им исцелен, он навсегдаостался святым.Таким он былв глазах А. А.Вырубовой, предсказавей несчастныйбрак, а затемисцелив; такимбыл и в глазахИх Величеств, считавшихсяс его благотворнымвлиянием наболезнь наследникацесаревича.У свидетелейего пьяныхоргий, видевшихего однаждыв кабаке отплясывающего«камаринскую»складывалосьсовершеннопротивоположноевпечатление.Что же думалите, кто видели то, и другое? Таких людейпочти не было, потому что обестороны исключаливозможностьприсутствияв Распутинеобеих крайностей.И только мы,, оценивающиеэту личностьспустя более80 лет, можем занятьв отношенииеё справедливуюпозицию «золотойсередины», учитывая обавзгляда. С однойстороны, Распутин- простой мужик.Для него нетразличия междуПетербургоми деревней — везде он ведётсебя одинаково, игнорируязаконы обществаи элементарныеправила приличия.С другой стороны, есть в его личностичто-то интригующее, таинственное.Его страннаярелигиозность, сочетающаяжажду удовольствийс непреклоннойверой, его физическаясила, наконец,«неистребимость»никаким ядом- все это невольновнушает трепет.Нет ли в этихчертах чего-тородного, близкогокаждой русскойдуше? Наверное, в любом уголкеРоссии найдетсяподобный 'Распутин', и каждый русскийунаследовалкакие-то егочерты. Возможно, из-за этих качестврусские остаютсянепонятыми,«дикими» длядругих наций, и это ставитособняком нашустрану в мировомсообществе.
Распутинаобвиняют вовлиянии наполитику ицаря. Если быон действительнообладал таковым, то его смертьдолжна былабы изменитьситуацию, однакоэтого не произошло, а страсти ещебольше накалилисьи «выплеснулись»в революцию…Если имя Распутинатак значительнов истории, почемутогда не замечаютсянынешние новые'распутины', влияние которыхв тысячу разпагубнее исущественнее? Именно ониявляютсяразрушителями, а не простойрусский мужик, для которогона первом местевсегда былине политическиеинтриги, а вкуснаяеда да бабы.
Личность Распутина, рожденнаявременем, таинственнопришла, таинственнои исчезла, закрывеще одну страницуистории России.

8.Список литературы
Григорий Распутин — Сборник исторических материалов в 4-х томах, т.1-М.: Терра, 1997г.
А. Труайя. Распутин, пер. с франц. яз. — Ростов н/Д: Феникс,1997г.
М.Палеолог. Распутин — воспоминания.-М.:1923г.
В.М.Пуришкевич. «Как я убил Распутина», дневник — М.: Советский писатель, 1990г. (репринтное воспроизведение издания 1924 г.)
С.С.Ольденбург. Царствование императора Николая II. — СПб.: Петрополь, 1991г. (репринтное воспроизведение издания: Вашингтон, 1981г.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.