Оглавление
контрольнойработы по дисциплине«Историяотечественногогосударстваи права»
на тему «Созданиесовременнойсудебной системыи милиции. Октябрь1917- 1918 гг.»
Введение
Раздел1. Судебные органы
Раздел2. Правовые основысоздания органовмилиции в 1917—1918гг.
Раздел3. Правовые основысозданияуголовно-розыскныхорганов
Заключение
Списокиспользованнойлитературы
Введение
Осуществляямероприятияпо переустройствуобщества, советскаявласть встретилаотчаянноесопротивлениестарого мира.Буржуазия, военщина, буржуазнаяинтеллигенция в своей ненавистик Советам впервые же днипосле победыОктября в Петроградеи Москве делаютпопытки опрокинутьвласть Советов, а после неудачипереходят киным методамборьбы с советскойвластью. ВрагиреволюцииорганизуютсопротивлениеСоветам, используянаиболее отсталые, разложившиесяэлементы старогообщества. Этосопротивлениевыливаетсяв формы контрреволюционногосаботажа, заговоров, восстаний, террористическихи диверсионныхактов, шпионажа.
Суровые условияклассовойборьбы требовали, чтобы карательныеорганы большевиковне проявлялик своим врагамизлишней мягкости.
Раздел1. Судебные органы
Октябрьскаяреволюция 1917года дает законченныйи классическийпример нереформаторских, а действительнорешительныхреволюционныхпреобразованийсудов.
ПослеОктября в рядемест странынаселение, недожидаясьдиректив сверху, само приступилок ликвидациистарых судови созданиюновых. Они поначалуносили разныеназвания: народныйсуд, пролетарскийсуд, революционныйсуд, суд общественныйсовести и т. д.Обобщая опытсудебногостроительства,24 ноября 1917 г. СНКпринимаетдекрет «О суде»(№ 1). ДекретомВременногорабочего икрестьянскогоправительстваот 24 ноября 1917года (Декретомо суде № 1) былиупраздненыобщие судебныеустановления, институт судебныхследователей, прокуратура, адвокатура, приостановленадеятельностьмировых судей1.Было решеносоздать местныесуды в составеизбираемыхСоветами постоянногосудьи и двухочередныхзаседателейдля рассмотрениядел уголовных— если наказаниене превышаетдвух лет лишениясвободы и гражданских— с ценой искадо трех тысячрублей. Решенияместных судовдолжны былибыть окончательными, их апелляционногопересмотране предполагалось, однако, приназначенииболее строгогонаказаниянежели семьдней лишениясвободы, допускаласькассационнаяжалоба на съездместных судей.
Новыесуды создавалисьна принципахвыборностисудов и участиянаселения вотправленииправосудияв качествезаседателей.Местные судьидолжны былиизбиратьсяна основаниипрямых выборовнаселением, а до этого —местными Советами.
Советысоставлялисписки очередныхзаседателейи определялиочередь их явкина сессию. Декретвременно возложилпредварительноеследствие наместных судей.Это была чрезвычайнаямера, посколькуона нарушалапринцип разделенияследствия исуда2.Для следствияпо делам, подсуднымревтрибуналам, Советы создавалиследственныекомиссии.
Крометого, учреждалисьреволюционныетрибуналы длярассмотрениядел о контрреволюционныхпреступлениях, мародерстве, хищениях, саботажеи злоупотребленияхторговцев, промышленников, чиновниковв составепредседателяи 6 очередныхзаседателей.Ревтрибуналыизбиралисьгубернскимиили городскимиСоветами. Судьями заседателямпредписывалосьруководствоватьсяреволюционнойсовестью иреволюционнымправосознанием.
В качествеобвинителейи защитниковпо уголовнымделам, причемсо стадиипредварительногоследствия, допускались«все неопороченныеграждане обоегопола». Местныесуды руководствовалисьстарыми законамив случаях, еслиони не отмененыреволюциейи не противоречат«революционнойсовести». Отмененнымипризнавалисьвсе законы, противоречащиедекретам ЦИKи СНК, а такжепрограммам-минимумпартий РСДРПи СР. Ревтрибуналыв своих приговорахна прежниезаконы не ссылались.
Советскоегосударствоособое вниманиеуделяло созданиюревтрибуналовкак механизмузащиты новойвласти. Посколькуони не обладалисилой преемственностисо старой судебнойсистемой, ихсоздание былоделом срочным.За короткийсрок были изданынормативныеакты, регулировавшиеорганизацию, процессуальныйпорядок, подсудностьтрибуналови следственныхкомиссий. Подобныхактов в отношенииобщих судовза это времяне было издано.Первым актомбыло «Руководстводля устройствареволюционныхтрибуналов»Наркомюста(28 ноября 1917 г.), затемвышла Инструкцияревтрибуналам.В обоих актахсмертная казньв качестве мерынаказанийотсутствовала.
С ноября1917 г. по май 1918 г. всятерриторияРСФСР покрыласьсетью трибуналов.Они были созданыпочти во всехобластных игубернскихгородах, почтиво всех уездахи даже в рядеволостей ипоселков PCФСР.Посколькутрибуналы былисозданы раньшеместных судов, им пришлосьрассматриватьи все уголовныеи подчас дажегражданскиедела, нарушаянормы декрета«О суде» № 1 оподсудноститрибуналови местных судов.
В мае1918 г. при ВЦИК былсоздан Ревтрибуналдля разбирательствадел общегосударственногозначения. Виюне 1918 г. учреждаетсяКассационныйотдел при ВЦИК, рассматривавшийкассационныежалобы и протестына приговорыревтрибуналов.По мере стабилизацииобстановкисеть трибуналоврезко сокращалась.Они сохранялисьлишь в столицах, губернскихгородах, крупныхузловых станцияхи промышленныхцентрах.
C1918 года шел процессприспособленияревтрибуналовк чрезвычайнойобстановкегражданскойвойны. Они сталипревращатьсяиз специальныхсудебных органовв чрезвычайныеспециальныесудебные органы.Был ликвидированинститут народныхзаседателей, резко сократилсясостав трибуналов: с семи человекдо трех (одиниз ЧК), избираемыхместными Советамии исполкомами.Это усиливалокоординациюдвух органов, но, конечно, увеличило рискпроизвола прирассмотрениив трибуналахдел, переданныхиз ЧК.
Трибуналсам решал, допуститьли к участиюв деле обвиненияи защиты, ноесли допускалсяобвинитель, трибунал обязанбыл допуститьили назначитьзащитника1.Трибунал былвправе отменитьпрения сторон, если признавалдело выясненным.Все это быличрезвычайныеправа по ведениюпроцесса. Этинормы повышалиоперативность, но ущемлялиинтересы сторони прежде всегоподсудимого.
«Положениео ревтрибуналах», принятое ВЦИК12 апреля 1919 г., предоставилотрибуналамправо определениямеры репрессии, что было правомнормотворчества(4). «Положениео ревтрибуналах»от 18 марта 1920 г.подтвердилоэто право, нолишь в пределахдействовавшихдекретов. Всвязи с переломомобстановкив борьбе сконтрреволюциейянваря 1920 г. былоотменено применениесмертной казниорганами ВЧКи ревтрибуналами, кроме военных.В мае 1920 г. в связис наступлениембелополяковсмертная казньвновь вводиласьв 23 губерниях, объявленныхна военномположении.
Кромеобщих ревтрибуналов, в годы гражданскойвойны действовалиреволюционныевоенные трибуналы(РВТ). Они сталисоздаватьсяв войсках поприказамРеввоенсоветов(PВC) с июля 1918 г. Противих введениявыступал рядработниковСНК (имелсядаже декретСНК от 4 мая 1918 г., запрещавшийсоздание армейскихтрибуналов)(5). Вначале создавалисьтрибуналы науровне армиии фронта, с конца1918 г. начали появлятьсяих отделы придивизиях ибригадах. ДляруководстваРBT был созданРеволюционныйвоенный трибуналреспублики.С января 1920 г.стали создаватьсяРВТ в тылу, ввойсках внутреннейохраны, а с апреляРВТ округов.В партизанскихрайонах Сибиривоенные ревтрибуналыдействовалина основе нормативныхактов, принятыхна съездахпартизанскихармий.
СоветНародных КомиссаровРСФСР издалДекрет о суде№ 3 (20 июля 1918 года), которым быларасширенакомпетенцияместного суда, юрисдикциякоторого былараспространенана все дела, кроме дел опосягательствахна человеческуюжизнь, изнасиловании, разбое, бандитизме, подделке денег, взятках, спекуляции.
30 ноября1918 г. было введеновоенное положениена всей сетижелезных дорог.В состав фронтовогоРВТ стал входитьпредставительжелезной дороги.18 марта 1920 г. былиучрежденыреволюционныевоенные железнодорожныетрибуналы(РВЖТ). С объявлениемвоенного положенияна водном транспортеаналогичныетрибуналы былиучреждены итам. Процессв PВТ и РВЖТ проходилтак же, как вобщих трибуналах, но их приговорыне могли бытьобжалованыв кассационномпорядке (этавременная мерабыла отмененав 1922 г.).
Доокончаниягражданскойвойны и окончательногоутвержденияСоветскойвласти (точнее, власти большевиков)в судоустройствепроисходилимногие изменения.Так, по настояниюсоюзниковбольшевиков— левых эсеровВЦИК принялДекрет о суде№ 2, на основаниикоторого вискореженномвиде восстанавливалисьокружные суды, отдаленнонапоминающиесуды присяжных.В состав окружныхсудов входилсудья и 12 народныхзаседателей, которые контролировалидеятельностьсудьи и дажемогли его отвести; судья же выполнялпри коллегиинародных заседателейроль юридическогосоветника безправа решающегоголоса1.Гражданскиедела окружныесуды должныбыли рассматриватьв составе 3 членовсуда и 4 народныхзаседателей.
Окружныесуды, просуществовавс марта по ноябрь1918 года, былиупразднены, так как процессоказался слишкомгромоздкими стеснительнымдля большевиков, а старые специалисты-судьи(вот оно, сопротивлениечеловеческогоматериала!)действовалив духе буржуазногоправа.
ХотяДекретом о суде№ 2 предусматривалосьсоздание областныхнародных судови Верховногосудебногоконтроля — этиорганы так ине появились.Целый ряд судебныхрешений пересматривалисьадминистративнымпорядком сотрудниками4-го отдела Народногокомиссариатаюстиции.
ВЦИКРСФСР принялПоложение онародном судеРСФСР (30 ноября1918 года). Учреждалсяединый народныйсуд, работавший, в зависимостиот категориидела, в составеединоличногонародногосудьи, постоянногосудьи и 2 народныхзаседателей, постоянногосудьи и 6 народныхзаседателей.Положениесодержалоправило, запрещающеесудьям ссылатьсяна законы свергнутыхправительств.Судьи избиралисьСоветами иисполкомами.Приговоры поуголовным делами решения погражданскимделам моглибыть обжалованыв кассационномпорядке в Советнародных судей.
В роликассационнойинстанциивыступал советнародных судей, избираемыйгубернскимсъездом народныхсудей. Народныйсуд должен был, по замыслу, рассматриватьпо существувсе дела, кромеуголовных дел, подведомственныхреволюционнымтрибуналам.
В судахвсех инстанцийдопускалосьсудоговорениена местныхязыках. Предварительноерасследованиепо делам, превышающимподсудностьместного суда, производилиследственныекомиссии изтрех человек, избираемыхСоветами1.При Советахсоздавалиськоллегияправозаступников, осуществлявшихкак общественноеобвинение, таки защиту.
Особенностьюпроцесса созданияновых судебныхорганов в первыйпериод былоширокое местноеправотворчество.Оно объяснялосьвысокой творческойактивностьюнаселения, вовлеченногов общественнуюжизнь революцией, отсутствиемюридическогоопыта, а такжемедленнымпоступлениемнормативныхактов из центра.Лишь КонституцияРСФСР 1918 г. отнеславопросы судоустройствак ведениюВсероссийскогосъезда Советови ВЦИК.
В специальнойюридическойлитературеоб этом периоде«революционноготворчества»говоритсядостаточноподробно, причемосновное вниманиеуделяетсяформам, которыебольшевикипробовали иизменяли подвлиянием политическойобстановкилибо каприза.Для целей настоящегоисследованияне так важно, сколько народныхзаседателейучаствовалов рассмотрениитого или иногодела согласнотому или иномудекрету, новажно установитьспецифическиечерты революциипо сравнениюс ранее рассмотреннымиреформами. Кчислу такихособенностейотносятсяследующие.
Во-первых, революция, вотличие отреформы, невидоизменяетстарые формыи не сооружаетновых системрядом со старыми(как делал, вчастности, ПетрВеликий, юстиц-коллегиякоторого некотороевремя функционироваланаряду с завещаннымиему отцом приказами— Разбойными др.). Революциябезжалостносминает старыеформы и не даетим возродиться, даже если какие-тосилы (в нашемслучае — левыеэсеры) пытаютсявернуть их наарену. Действуяна основанииДекрета о суде№ 1, уполномоченныйследственнойкомиссиипетроградскогоВоенно-революционногокомитета 29 ноября1917 года закрылСенат, главныйвоенный суд, петроградскийкоммерческийсуд, а в ночьна следующийдень — окружнойсуд. Комиссарраспределилпоручения междумладшими работникамисуда, судей ипрокуророввызвал повесткойили доставилпод конвоеми потребовалот них сдачидел и казенныхденег, что ибыло исполнено.Во-вторых, революциянасаждает новыеформы взаменсметенных дооснованиястарых форм, выпуская, какджинна из бутылки, угнетенноеранее правопонимание, давая ход починуснизу, экспериментируяи заигрываясо стихийностью, вольницей.Отсюда — предложениеследоватьреволюционномуправосознанию, игнорируязаконы свергнутыхправительств, поощрениесамочинногосудейства иузаконениеобщегражданскихобвинения изащиты.
В-третьих, во время революцийновые формыюстиции, как, по-видимомуи прочие формы, лишь внешне, ритуальнонапоминаютодноименныеинститутысвергнутогорежима. Фактическиже они представляютсобой структуры, отращенныеполитическимруководством, подобно щупальцам, для удержаниявласти и господстванового режима.Революциясобирает в одинкулак и комкаетвсе относительносамостоятельныеэлементы прежнегогосударства, подминая, еслиудается, такжеи институтыгражданскогообщества. ВЕвропе последующиереформы воздвигнутыхреволюциейинститутоввосстанавливаютравновесиеи систему сдержеквнутри государственноймашины, а такжемежду государствоми гражданскимобществом; вроссийскойистории этогоне произошло, а сохраняласьреволюционноеустройствоправящегорежима. Показательныв этом смыследва высказываниялидеров революционнойсоветскойсудебной системы.Нарком юстицииН. В. Крыленкописал: «Правильное, соответствующееклассовыминтересампролетариата, функционированиесуда может бытьгарантированолишь при наличиисистематическогои повседневногоруководстваим со стороныединой направляющейинстанции, дающей соответствующееуказание покаждому илипо поводу каждоговыдвигаемогожизнью случая»1; в дальнейшемН. В. Крыленкоопубликовали установку, согласно которойсуд — это «реальноеорудие в рукахгосударственнойвласти»[4].Вторая цитатапринадлежитстарому большевику, бывшему присяжномуповеренному, члену коллегииНаркомюстаМ. Ю. Козловскому:«Суды не болееи не менее, какорганы власти, как органыдиктатуры.Забудьте иллюзиио независимостисудов. Надо разнавсегда сказать, что это такиеже органы нашейработы, какорган ВСНХ. Этоисполнительныеорганы властипролетариата».
Приэтом революции, по-видимому, никогда неудается сразупереплавитьв кипящем котлеошметки старыхформ, которыенекоторое времяработают поинерции, чтобызатем погибнутьпод пятойцентрализации.Так, в отдельныхместностяхРоссии продолжалии после сооружениясоветскойсудебной системывыносить решениясельские сходы, суды казиев, аксакальскиеи шариатскиесуды. В-четвертых, революцию отреформы отличаетуничтожениене только старыхформ, но и заполнявшегоих ранее человеческогоматериала; красный терроруничтожил кадрысудейскихчиновников, адвокатов ипрокуроровфизически, новполне достаточнолишения прежнегоперсоналавозможностейдоступа к новойсудебной машинеи заполнениеее угоднымиреволюциикадрами. В СоветскойРоссии прежниечиновникинекоторое времяцеплялись заместа в привычныхструктурах.Удельный весстарых юристовв массе судебныхдеятелей впериод гражданскойвойны составлялне менее 20 процентов; понятно, чтонаибольшаяплотностьстарых кадровприходиласьна провинции, наименьшая— на столицы.Комиссар юстицииЯрославскойгубернии тов.Сергеев ещев 1918 году на съездекомиссаровюстиции Московскойобласти сформулировали принципыполитики поотношению кпрежним кадрами причину жесткогок ним отношения:«Нет особеннойнужды в старыхопытных юристах— на практикеих помощь даетнехорошиерезультаты,— они каждыйдекрет истолковываютпо-своему — поюридическому,— и так, что споритьс ними не приходится, тогда какчувствуется, что декрет этотдолжен пониматьсяиначе». Понятно, почему в составепервых ревтрибуналовоказалось: 90процентовчленов РСДРП(б), 10 процентовбеспартийных; имевших высшееобразование14 процентов, среднее — 26процентов, низшее 60 процентов; низшее образованиеимели в 1918 годeболее 70 процентовсудей обычныхсудов.
Ужев марте 1919 годаВ. И. Ленинсообщил, чтореволюцияпрежних судей«выгнала исделала суднародным»1.Новые формынаполнилисьадекватнымим человеческимматериалом, низкий уровеньправовой иобщей культурыкоторого выдавалсяза достоинствои воспроизводилсясистемой подготовкиюридическихкадров.
Раздел2. Правовые основысоздания органовмилиции в 1917—1918гг.
ПослеОктябрьскогопереворота,IIВсероссийскийсъезд Советовюридическизакрепил образованиеСоветскогогосударстваи закрепилликвидациюВременногоПравительстваи его органовна местах и вцентре. Центральныеорганы милициипрекратилисвое существование2 декабря 1917 года.
Правовымоснованиеорганизациисоветскоймилиции постановлениеНКВД «О рабочеймилиции» изданное28.10(10.11).17 г. В этомпостановлениине предусматривалисьорганизационныеформы милицейскогоаппарата.
28 октября1917 г. по телеграфуНКВД предписалвсем Советамрабочих и солдатскихдепутатовучредить рабочуюмилицию. Онадолжна быланаходитьсяв ведении Советарабочих и солдатскихдепутатов, власти обязаныбыли содействоватьей в снабженииоружием. В актеничего не говорилосьо сельскоймилиции, новскоре ее сталисоздаватькрестьянскиеСоветы. Декретаоб упразднениимилиции Временногоправительстване было, этотвопрос решалсяна местах Советами1.
Связаноэто было, преждевсего, с взглядамиправящей верхушкина государственноеустройство.Взгляды этисостояли в том, что со сломомстарой государственноймашины, преждевсего, ликвидировалисьармия и полиция, а их функциипереходилик вооруженномународу. Такойвзгляд существовалнекоторое времяпосле Октябрьскойреволюции.Организационно-правовоевыражение этаидея получилав том, что формированиерабочей милициипроисходило, как правило, на основедобровольности, и лишь в отдельныхслучаях формированиепроисходилона основе повинностивводимой Советами.
В силутого, что формированиярабочей милициине имели постоянногоштата, они носилихарактер массовыхсамодеятельныхорганизаций.Однако реальноеположение делпоказалонежизнеспособностьподобногоподхода к организацииОВД. Руководствопартии обладалов то время трезвымумом и здравойпамятью. Ужев марте 1918 годакомиссар НКВДпоставил передПравительствомвопрос об организациисоветскоймилиции наштатных началах.Этот вопросбыл рассмотренна заседанииПравительства, и НКВД былопредложеноразработатьи внести проектположения осоветскоймилиции. 10 мая1918 года коллегияНКВД приняласледующеераспоряжение:« Милиция существуеткак постоянныйштат лиц, исполняющихспециальныеобязанности, организациямилиции должнаосуществлятьсянезависимоот КраснойАрмии, функцииих должны бытьстрого разграничены»1.15 мая это распоряжениебыло разосланопо телеграфувсем губернаторамРоссии. 5 июнятого же года, был опубликованпроект Положенияо народнойрабоче-крестьянскойохране (милиции).В нем уточнялосьи расшифровывалосьраспоряжениеНКВД, котороемы цитировали.Затем, съездпредседателейгубернскийСоветов, которыйпроходил с30.07. по 01.08.18 г. «призналнеобходимостьсоздания советскойрабоче-крестьянскоймилиции». 21.08.1918года СНК рассмотрелпроект Положенияо советскоймилиции. СНКпоручил НКВД, совместно сНКЮ, переработатьпроект в инструкцию, приспособивее (инструкцию)к исполнениюпрямых обязанностеймилиции. И, наконец,21.10.1918 года НКВДи НКЮ утвердилиИнструкциюоб организациисоветскойрабоче-крестьянскоймилиции. 15.10.1918 г.эта инструкциябыла разосланав губернскиеи уездные управлениямилиции. Онаустанавливалаорганизационно-правовыеформы милициидля всей РоссийскойФедерации.Центральныморганом советскоймилиции сталоГлавное управлениемилиции. Оноосуществляло: общее руководстводеятельностьюсоветскоймилиции; изданиеприказов иинструкций, определяющихтехническуюи, обязательно, политическуюстороны работы; надзор задеятельностьюорганов милициии т. п. Основныезвенья аппаратамилиции составлялигубернскиеи уездные управления.Крупные городамогли иметьсвою городскуюорганизациюмилиции, но сособого разрешенияНКВД. Низовоезвено аппарата— участок воглаве с участковымначальником, которому подчинялисьстаршие милиционерыи милиционеры.Губернскиеуправленияявлялись одновременноорганами НКВДи органамигубернскогоИсполкомаСоветов. Вдекабре 1918 годаГУ милицииразработалои утвердилоОбщую инструкциюмилиционерам, Инструкциюрайонным начальниками их помощникам, Инструкциюстаршим и дежурнымпо районумилиционерам, Инструкциюпо употреблениюоружия. Всенормативныеакты были одобреныПервым Всероссийскимсъездом заведующихгубернскимии городскимиуправлениямимилиции2.
Раздел3. Правовые основысозданияуголовно-розыскныхорганов
Системауголовногорозыска возниклав октябре 1918 года, после утвержденияв составе Главногоуправлениямилиции Центральногоуправленияуголовногорозыска направах отдела.До этого угрозыск, безусловно, существовалв крупных городах, но децентрализовано, и подчинялсяместным Советам.Центр розыскразработалплан реорганизациивсего розыскногодела в России, хотя речь шлафактическио новом созданиирозыскнойсистемы, посколькустарых кадроврасстреляли, а новых не моглои быть.
Правовойосновой созданиясоветскогоуголовногорозыска сталоПоложение оборганизацииотдела уголовногорозыска НКВД, изданное 05.10.18 г., по которомуорганы угрозыскаучреждалисьв городах снаселениемне менее 40-45 тыс.человек. Пригубернскихи городскихуправленияхмилиции созданыбыли отделенияуголовногорозыска. Общееруководствосистемой уголовногорозыска осуществлялНКВД.
Всевопросы строительствааппарата уголовногорозыска ГУмилиции РСФСРрешало совместнос местнымиСоветами. Вноябре 1918 годабыло направленов исполкомыместных Советов.
Заключение
Историяформированияи деятельностисистемы органовмилиции донедавнеговремени представляласьв несколькооблегчённом, канонизированном и во многомидеализированномварианте какпостоянныйпроцесс совершенствованияформ и методовработы. Созданнаяпосле Октябрьскойреволюциисистема подавленияс первых шаговнесла в себебыстро развивающийсязародыш вседозволенностии аморальности, которые обосновывалисьреволюционнойцелеустремлённостью.
Осмыслениеэтого периодавозбуждаетинтерес к основе, к первым годамформированияи существованиясоветскогогосударства, исследованиюзакономерностейи особенностейего развития.
Однойиз главныхцелей советскойвласти былпровозглашенныйВ. И. Ленинымв период подготовкиоктябрьскойреволюции «сломгосударственноймашины», включающий, естественно, уничтожениесуществующейсистемы правосудия.Советскаявласть, писалВ. И. Ленин, сразу отдаласуд на слом, поскольку«безусловнойобязанностьюпролетарскойреволюции было«совершенноуничтожить, смести до основаниявесь старыйсуд» .
Принятыесоветскойвластью, Советомнародных комиссаровРСФСР в 1917–1918 гг.Декрет о суде№ 1 и Декрет осуде № 2 провозгласилиразрушениевсей судебнойсистемы, прежниесуды пересталисуществовать, были отмененывсе законыроссийскогогосударства, были введенытак называемые«народные суды»и «революционныевоенные трибуналы», осуществляющие«революционноеправо» на основанииобращений, призывов иуказанийКоммунистическойпартии.
Списокиспользованнойлитературы
Бойков А.Д., Капинус Н.И. Адвокатура России: Учебное пособие. — М.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова. — 2000. 376 с.
Буков В. А. Суд и общество в Советской России: у истоков тоталитаризма. М.: Изд-во Российской правовой академии Минюста России, 1992. С. 119.;
Виленский Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России. — Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1969;
Мельгунов С. П. Красный террор в России. М., 1990. C. 242.
Полиция и милиция России: страницы истории. М.,1995
Портнов В. П., Славин М. М. Становление правосудия Советской России (1917-1922 гг.) М.: Наука, 1990;
Советская милиция: история и современность 1917-87 гг. М.,87
Стецовский Ю. И. История советских репрессий. Т. 1. М.: Знак-СП, 1997