Тема: Семьчудес света: древний мир, средние векаи наше время.
/>
ДРЕВНИЙМИР
Еще в глубокойдревности людинаходили вземле странныекаменные предметы, удивительнонапоминающиепо форме изделияиз металла: топоры, наконечникистрел и копий, охотничьи ножи, пилы… Сверхъестественноепроисхождениеподобных находокни у кого невызывало сомнений.На древнемВостоке поклонялись«громовымтопорам» кактаинственными грозным божествам.Древние грекии римляне считали, что камни, похожиена наконечникистрел,—«остриягромовых стрел»—могут отклонятьудары молнийи отводить
вредоносныечары волшебников.Подобные, суевериясохранялисьи в средниевека.
Лишь в XVI и ХУЦвв. некоторыеученые началинаконец догадываться, что «громовыетопоры» и «остриямолний» созданычеловеческимируками. Такомусовершенноновому взглядуспособствовалиВеликие географическиеоткрытия XVI—XVIIIвв. (см. т. 1 ДЭ, ст.«Эпоха' Великихгеографическихоткрытий»).ИзумленнойЕвропе открылсяцелый мир народов, населявшихобширные пространстваСеверо-Восточнойи Южной Азии, ТропическойАфрики, Америки, Австралии иОкеании. Мореплавателии землепроходцысообщали всеновые и новыесведения о«диких» народностях, которые былинезнакомы сдобываниеми употреблениемметаллов иизготовлялиутварь и орудияиз камня, кости, дерева и раковинморских моллюсков.В музеях Парижа, Лондона, Мадрида, Лиссабона, Амстердамаи Петербургапоявилосьмножествоизделий этихнародов.
Оказалось, что каменныеорудия «дикарей»удивительносхожи с «громовымитопорами» и«остриямимолний». Болеетого, у многихученых возникласмелая для этойэпохи мысльо том, что нетолько орудияиз камня иликости, но и весьобраз жизнисовременных«дикарей» вомногом похожна образ жизнипервобытныхпредков цивилизованныхнародов. Вдальнейшемдесятки энтузиастовпутешественникови исследователей, собрали богатейшиесведения о«малокультурных», как их тогданазывали, народах.
/>
Сцена охоты.Наскальный.рисунок. Мезолит.
32 года средидиких австралийцев
Одним изпервых европейцев, кто близко, насобственномопыте, узналжизнь дикихплемен, былВильям Бакли.В начале XIX в. вместе с другимиосужденнымипривезли изАнглии в Порт-Филлип.Здесь тогданаходиласьодна из каторжныхтюрем, выстроенныханглийскимивластями вдалекой Австралии.
Через тримесяца ВильямБакли бежал, но заблудилсяв окрестныхлесах. Случайнонаткнувшиесяна обессилевшегоБакли аборигены(коренные жителиАвстралии)спасли его отголодной смерти.
Вильям Баклипрожил средиаборигеновЮго-ВосточнойАвстралии 32года и вернулсяв цивилизованныймир уже в преклонномвозрасте. Егоподробныймногодневныйрассказ былзаписан и изданв 1835 г.
АборигеныАвстралииничего не зналио земледелии, и у них не былодомашних животных, если не считатьполудикойсобаки динго.Все орудия ониизготовлялииз камня, раковин, костей и дерева.Этими грубымиинструментамиони мастерилиохотничьеоружие, браслетыи пояса, плелимешки и сумки, вили веревки.Огонь добывалитрением друго друга двухпалок.
Из года в годкочевали аборигеныв поисках пищи.Охотились наживотных иптиц, ловилирыбу в рекахи озерах, выкапываликорни и луковицырастений, собиралиягоды, листья, личинки насекомых, опустошалиптичьи гнезда, отбирали меду пчел и ос, вылавливалимоллюскови ракообразныхна морскомпобережье.
Там, где пищибыло много, аборигены разбивали лагерь, задерживаясьна одном местена два-три дня, а то и на несколькомесяцев. Придлительныхостановкахстроили прочныехижины-шалаши, из жердей, веток, камней, земли, торфа.
Посуды дляприготовленияпищи у австралийцевне было. Затокаждая австралийскаясемья имелав своем распоряжениитак называемуюзернотерку— большой плоскийкамень, на которомженщины небольшимбулыжникомрастиралитвердые корнии зерна, раскалывалиорехи, дробиликости животных.Корни, клубни, семена предварительновымачивалив воде или подпекалив костре, а ужзатем растиралина камне. Змейсворачиваликольцом и запекалив золе. Мелкихживотных, птиц, гусениц и улитокжарили на углях.Крупную дичьразрубали начасти и жарилина раскалённыхкамнях, забросавсверху кускамикоры и песком.
/>
/>
/>
КАМЕИНЫЕОРУДИЯ ПЕРВОБЫТНОГОчеловека
/>
/>
Орудия нижнегопалеолита.
/>
Как толькоестественныезапасы пищиистощались, люди двигалисьдальше, захватываявесь свой немудреныйскарб. Мужчинынесли каменныетопоры, копья, метательныепалицы — бумеранги, палки для добыванияогня;
женщины —корытца изкоры, сосудыдля воды изсушеных тыкв, мешки и сумки, плетенныеиз растительныхволокон, зернотерки.Женщины переносилии маленькихдетей.
Единственнойодеждой взрослымслужили наброшенныена плечи иподвязанныеспереди у шеишкуры кенгуруили динго.
Каждая община, т. е. группасовместноживущих людей, состояла изнекоторогочисла семей.Между общинамиобычно царилмир. Порой онивраждовали, и изредка делодаже доходилодо вооруженныхстолкновений.Но чаще общиныприглашалидруг друга вгости, устраиваявремя от временишумные совместныепиры, празднества, вместе охотилисьи ловили рыбу, регулярнообменивалисьпищей и изделиями;
члены соседнихобщин вступалив браки и т. д.
/>
Орудия мезолита
/>
Орудия неолита, четыре наконечникастрел, шлифованныйтопор, долото.
АборигеныАвстралииотнюдь не быликаким-то страннымисключением.Со временемплемена полубродячихохотников исобирателейбыли обнаруженыучеными ипутешественникамии во многихдругих уголкахмира:
в Севернойи Южной Америке—индейскиеплемена (шошоны, команчи, индейцыКалифорнии,
ботокуды, огнеземельцыи многие другие), в
Африке —бушмены, вЮго-ВосточнойАзии — кубу, андаманцы, тоала, ееманги, аэта. Повсюдуосновные средстватруда этихнародов, иххозяйственныйи семейный быт, общинная организацияв главных своихчертах, несмотряна тысячи местныхособеннегстей, были удивительнопохожи.
Длинныедома ирокезов
И все же вновом мире, впервые открывшемсяевропейцам, племен охотникови собирателейоказалось нетак уж много… Большинствународов Азии, Африки, Америкии Океании давнобыли известныземледелиеи скотоводство.Однако многиеиз этих народовне умели ещедобывать иобрабатыватьметаллы, и всяих жизнь разительноотличаласьот европейскойсвоей простотойи отсутствиемэксплуатациичеловека человеком.К числу такихнародов относилисьи ирокезы, племенакоторых в началеXVII в. заселялиобширныепространствапо берегамсевероамериканскихозер Онтариои Эри.
Жили ирокезыв так называемыхдлинных домах.В селении стоялообычно от 10 до30 длинных домов.Каждый из нихпри ширине в6—10 м. ивысоте до 8 л»был длиной от60 до 90 м.
Населениеодного длинногодома вело общеехозяйство. Вкаждой овачире— так называлосьэто домохозяйство— насчитывалосьот 50 до 200 человек(т. е. 10—12 и болеесемей). Всемидомашнимиделами управлялаумная, энергичная, обычно пожилаяженщина, которуювыбирали изсвоей средызамужние ирбкезки.
ПодобноаборигенамАвстралии, ирокезы изготовлялиоружие и орудияиз камня, дерева, кости. Но основнымисточникомсуществованияирокезов были„не готовыедары природы, а выращиваемыена предварительнообработаннойземле растения.Главной земледельческойкультурой уирокезов былакукуруза (маис), поля которойзанимали десяткии сотни гектаров.На обширныхполях, возделанныхирокезами, росли такжетыквы и бобы, на огородахоколо домов— табак, подсолнечник, земляная груша, горох, конопля, арбузы и кабачки.
Ирокезыобрабатывализемлю главнымобразом припомощи длиннойзаостреннойпалки. Для рыхленияпочвы применяласьи деревяннаялопата. И мужчины.и женщины работалисообща, коллективно.Сев продолжалсяс апреля поиюнь;
сбор урожая—с августа пооктябрь.
Кукурузухранили в глубокихямах, выкопанныхв сухих песчаныхместах и выстланных сухимилистьями иеловыми ветвями.Хранили кукурузуи в виде длинныхгирлянд, которыеплели долгимиосенними вечерамивсе жителипоселка — мужчиныи женщины, молодежьи старики. Сплетенныегирляндыразвешивалисьпод скатамикрыш и подспециальновыстроенныминавесами иливнутри жилищав виде своеобразныхзанавесей. Былиу ирокезови амбары — круглыевысокие башнисо стенами изкоры вяза. Благодарявсему этомуирокезы запасалистолько зерна, сколько им былонеобходимодо нового урожая.
В конце октября, после уборкикукурузы, мужчинына лыжах отправлялисьв леса на охоту.В середине зимыохотникивозвращалисьв селения, нагруженныедобычей. Охотадавала не толькомясо, но и шкуры, из которыхженщины выделывалиодежду, обувь, одеяла. А веснойи летом мужчиныловили рыбу, в реках и озерах.
Примитивноеземледелиележит в основехозяйства оченьмногих народов.Одни из нихобитают в странах, где на сменужаркому летуприходит суроваяснежная зима, другие — в царствевечнозеленойрастительности.Одним водывсегда не хватает, другие постоянноборются сизбытком влагив почве. Но гдебы ни жилинароды-земледельцы, их быт, их общественнаяжизнь, их духовныймир, их связис другими народами— все это всегданеизмеримосложнее, многограннееи богаче, чему любого народа— охотникови собирателей.
Льюис ГенриМорган
Однако вернемсяк ирокезам. Входе европейскойколонизациибольшая частьирокезов былауничтоженаили вытесненасо своих племенныхтерриторий.Жалкие остаткикогда-то многолюдныхплемен доживалисвой век вразбросанныхи удаленныхдруг от друганебольшихдеревнях. Здесь-тов 1818 г. около одного, из ирокезскихпоселений внебольшойживописнойдеревенькес поэтическимназваниемАврора родилсябудущий неутомимыйисследователькультурноотсталых народовЛьюис ГенриМорган.
Дети-ирокезыбыли его сверстникамии товарищамипо играм. С юношескихлет Морганкрепко дружилс Элисрм Паркером— ирокезомиз племенисенека. В сопровождениисвоего другаМорган посещалселения ирокезов, изучал их прошлоеи современныйбыт, их общественныепорядки. В 1847 г.некая компаниядобыла у правительстваобманным путемдоговор науступку ей заничтожную ценучасти врритории, еще остававшейсяу племени сеека.Морган выехалв столицу СШАВашингтон идобился расторженияжульнического|договора.
/>
Один из способовизготовлениякаменных орудий(техника отжима).
Ирокезывысоко оценилиуслугу Моргана.|S1октября 1847 г. вторжественнойобстановке|Морган былпринят в родЯстреб племениенека и получилимя Лежащийпоперек, чтозначило в переносномсмысле мост, указывая а рольМоргана какпосредникамежду индейцамии «белыми».Став ирокезом, Морган узналмного нового: старики открылиему немалосведений, державшихсяв строжайшемсекрете от«бледнолицых»
Исследуяобщественноеустройствоирокезов, Морганузнал, что всевзаимоотношениямежду ирокезамистрого зависелиот степени IXродства. Кровныеродственникиовачир образовывалитак называемыйрод. Каждый родunoaродовоеимя: Волк, Медведь, Олень, Черепаха, Бобр, Ястреби т. д. Сородичи, члены одногорода, были обязаныпомогать другдругу. Весь роднес ответственностьза преступление, совершенноекем-либо из егочленов. Деятельностьюрода и его сношениямис другими родамируководилродовой совет, в который ходиливсе взрослыемужчины и женщины.Мужчина и женщина, принадлежавшиек од ному роду, не имели прававступать вбрак. Муж и женапоэтому всегдапринадлежалик разным родам, а каждая семьявсегда состоялаиз членов поменьшей мередвух родов.Несколькородственныхмежду собойродов образовывалиплемя. Каждоеплемя имелосвою территорию.Все члены племениговорили наодном языке.
Продолжаясвои исследования, Морган обнаружилсходное общественноеустройствои у остальныхплемен североамериканскихиндейцев. Акак обстоитдело у другихнародов мира? И Морган разослалписьма буквальново все концыземли. Полученныеим ответы былиудивительнооднообразны.Оказалось, чтоу всех без исключениякультурноотсталых народов—w.у полубродячихохотников исобирателей, и у оседлыхземледельцев—племеннойстрой, родоваяорганизация, отношенияродства лежалив основе ихобщественногоустройства.При этом чемближе, чем теснеебыло родство, тем больше ичаще родичибыли обязаныпомогать другдругу. Недаромвзаимная помощь, коллективизмотношений былиосновным закономжизни этихнародов.
Обдумываяэти факты, Морганзадал себевопрос, а что, если этотобщественныйпорядок —обязательныйэтап.в историческомразвитиичеловеческогообщества? Нотогда он долженбыл господствоватьв далеком прошломи у ныне цивилизованныхнародов Европыи азии. Собычным длянего энтузиазмоми энергиейМоргай немедленнообратился кизучению прошлогогреков, римлян, германцев.Результатыисследованийпревзошли самыесмелые егоожидания.
В 1877 г. в знаменитомтруде «Древнееобщество»Морган нарисовалвеличественнуюкартину историипервобытногообщества. Моргандоказал, чтородо-племеннойстрой и отношенияродства определялив прошломобщественноеустройствовсех без исключениянародов земли.
Материалистическоепониманиеистории
Карл Маркси Фридрих Энгельсвысоко оценилинаучный трудамериканскогоученого. «Великаязаслуга Моргана,—писал Энгельс,—состоит в том, что он открыли восстановилв главных чертахэту доисторическуюоснову нашейписаной историии в родовыхсвязях североамериканскихиндейцев нашелключ к важнейшим, доселе неразрешимымзагадкам
древнейгреческой, римской и германскойистории». Маркси Энгельс подошлик выводам Морганас точки зренияматериалистическогопониманияистории.До Маркса иЭнгельса ученыеобычно считали, что история, в отличие отприроды, неподчиняетсяникаким законам, а судьбы народовзависят исключительноот прихотейи поступковвыдающихсядеятелей:
вождей, полководцев, царей и пр.
Маркс и Энгельсвпервые доказали, что историческийпроцесс направляетсяне сознаниеми волей отдельныхличностей, атеми материальнымиусловиями, вкоторых людиживут, трудятся, воспитываютсвоих детей.Маркс и Энгельспоказали, чтообраз жизнилюдей преждевсего зависитот того, какимспособом онидобывают себесредства ксуществованию, т. е. от уровняобщественногопроизводства.
Мы уже знаем, что ученые, исследуя образжизни культурноотсталых народов, обнаружилизначительноесходство вспособах веденияхозяйства, вобщественнойжизни и в религиинародов, отделенныхдруг от другаморями и океанами, горами и пустынями.
Мы знаемтакже, что многиесовременныеобычаи, обрядыи верованиякультурноотсталых народовудивительнонапоминаютобычаи, обрядыи верования, о которых упоминаетсяв мифах, легендахи историческихпреданияхцивилизованныхнародов.
В светематериалистическогопониманияистории этиудивительныена первый взглядфакты получилиобъяснение.Все дело в том, что развитиепроизводстваи общественныхотношенийу различныхнародов подчиняетсяодним и тем жеединым длявсего человечестваисторическимзаконам. Однакохозяйство икультура уодних народовразвиваютсябыстрее, а удругих медленнее.Там, где природныеусловия былиболее благоприятными, а людей былобольше, развитиепроизводствашло быстрее.И наоборот, там, где природныеусловия былиособенно трудными, а людей жилосравнительномало, производстворазвивалосьмедленнее. Вотпочему наиболееотсталые народыживут в тропическихджунглях, впустынях, насеве ре Канадыили там, гденаселение втечение тысячелетийбыло изолированоот других народов, как это случилось, например, саборигенамиАвстралии.
Поэтому-то«дикари» XIX в.и могут служитьсвоеобразнымисточникомнаших знанийо далеком прошломчеловечества: ведь когда-тонаши предкижили так жеили, вернее, почти так же, как они.
Материалистическоепониманиеистории первобытногообщества наиболеечетко и полнобыло изложеноЭнгельсом в1884 г. в книге«Происхождениесемьи, частнойсобственностии государства».С тех пор накопилосьогромное количествоновых сведенийо далеком прошломчеловечества.Следы существованияпервобытныхлюдей обнаруженыархеологамичуть ли не вовсех уголкахземли. Числонаходок непрерывнорастет.
Немало новыхподробностейузнали за этовремя ученыеи о жизни современныхкультурноотсталых народов.Благодаря всемуэтому нашизнания о первобытномобществе стализначительнополнее и конкретнее.Однако книгаЭнгельса досих пор по правуостается настольнойкнигой каждого, кто серьезноинтересуетсяисторией первобытногообщества.
Что такоепервобытнообщинныйстрой
Мы познакомилисьс историейвозникновениянауки о первобытномчеловечестве.Теперь мы вправеспросить: а какже выгляделопервобытноеобщество вцелом и каковыего отличительныечерты?
Весь первоначальныйпериод человеческойистории, начинаяс появлениядревнейшихобезьянолюдейи кончая возникновениемпервых классовыхобществ, ученыеназывают эпохойпервобытнообщинногостроя или эпохойдоклассовогообщества. Этасамая длительнаяв историичеловечестваэпоха делитсяна две части.Первая частьохватываетвремя от очеловеченияобезьяны вплотьдо появлениячеловекасовременноговида; иначеговоря, перваячасть — времястановлениячеловека иобщества (тод.т.7 ДЭ, ст. «Происхождениечеловека»).Вторая частьначинаетсяс моментавозникновениялюдей современноговида и кончаетсявместе с самимдоклассовымобществом.Самой главнойи самой важнойособенностьюпервобытнообщинногостроя былоотсутствиеэксплуататорови эксплуатируемых, богачей и бедняков.Оказывается, десятки и дажесотни тысячлет люди прекраснообходилисьбез частнойсобственности.Люди доклассовогообщества жилисравнительнонемногочисленнымии относительносамостоятельнымигруппами —общинами. Всечлены общиныбыли равны, всебез исключенияучаствовалив общественномпроизводстве, сотрудничаядруг с другоми помогая другдругу в беде.Это и понятно: люди мало зналиоб окружающемих внешнеммире, их
СРЕДНИЕВЕКА
Средние века, средневековье—такназвали гуманисты— люди эпохиВозрождения время от паденияЗападной Римскойимперии доначала Возрождения(XIV—XVI вв.). Гуманистыставили себев заслугу то, что они возродилилитературу, науку и искусстводревних грекови римлян откудапроисходити само названиецелой историческойэпохи — «Возрождение».
Предшествующийпериод гуманистысчитали временемварварстваи невежества, когда господствоваливсяческиесуеверия, поддерживаемыекатолическойцерковью. Периодмежду античнойкультурой иВозрождениемгуманисты сталиназывать среднимвеком, средневековьем.С XVII в. это названиевошло во всеучебники историии сохранилосьв буржуазнойлитературедо наших дней.Начало среднихних веков буржуазныеисторики связываютс падениемЗападной Римскойимперии (V в. н.э.),
конец — совзятием Константинополятурками (1453) илиоткрытиемКолумбом Америки(1492).
Марксистскаяисторическаялитературатоже пользуетсяпонятием «средниевека», но вкладываетв него другоесодержание.Средневековье— это в р е м я господствафеодальногостроя. По учениюМаркса — Энгельса— Ленина, историячеловеческогообщества развиваетсязакономернои в своем развитиипереходит отодного строяхозяйственныхи общественныхотношенийк другому, болеесовершенномуи прогрессивному.Средние века— период отпадения рабовладельческогостроя до появлениякапиталистического.Начало среднихвеков на территорииЕвропы относитсяко временипадения ЗападнойРимской империипод ударамиварваров, т.е. германцеви славян. С ихприходом палрабовладельческийстрой и началсяпроцесс образованияфеодальногостроя. Концомсредних вековмарксистскаянаука считаетвремя первыхбуржуазныхреволюций.
В странахВостока (государствахдревней культуры, таких, как Китай, Индия и др.)феодальныйстрой сложилсяраньше, чем вЕвропе, нопросуществовалдольше. СтраныВостока развивалисьмедленнее, чемевропейские, в частностипотому, чтоевропейскиеколонизаторыс XVII в. порабощалии огрублялиэти страны.
Феодальныйстрой отличаетсяот рабовладельческоготем, что трудящиесяуже не рабы, акрепостные, или зависимые, люди, т. е. люди, обязанные житьв определенномместе и работатьна определенногогосподина —сеньора («сеньор»— значит старший).Положениекрепостногои зависимогочеловека прифеодализменемногим легче, чем раба. Крепостнойне мог уйти отсвоего господина—сеньора. Он былприкрепленк земле, т. е. ксвоему участкуи к своему господину(откуда и самоназвание его—«крепостной»).Крепостнойобязан былработать наполях сеньора, или, как говорилина Руси, на своегобарина (откудаэтот вид работыи назывался— барщина), но, в отличие отраба, крепостнойимел собственноехозяйство, которое он велна участкеземли, принадлежавшейгосподину, имел свою семью(рабы, как правило, не имели семьи).
Иногда крепостной, кроме барщиныили взаменее, обязан былотдавать господину— сеньору частьпродуктов, которые онполучал в своемхозяйстве(оброк), или, какэто было в болеепозднее время, платить определеннуюденежную сумму.
Кроме крепостных, в средние векабыли крестьяне, которые находилисьв менее тяжелойзависимости: они несли меньшуюбарщину, платилименьший оброк, чем крепостные, могли уходитьот своего господинаи переходитьк другому либоуходить назаработки вгорода.
Так как привсех условияхкрепостной, или зависимый, человек работалне только нагосподина, нои на себя, тоон был большезаинтересованв повышениипроизводительностисвоего трудчем раб. Поэтомуфеодальныйстрой болеепрогрессивен, чем рабовладельческий.
Эпоха феодализмадлилась в Европесвыше тысячилет. Ее делятна три периода:V—XI вв. — раннеесредневековье, когда всяхозяйственнажизнь сосредоточиваласьв деревне; XI—XVвв.- период развитогофеодальногоспособа производства, когда ремеслоотделилосьот сельскогохозяйства ипоявилисьгорода какцентры ремеслаи торговли; последнийпериод, до серединыXVII в.,— разложениефеодальногостроя и появлениев недрах феодализмаэлемент капиталистическогохозяйства.
Средние века— это времякрупных крестьянскихвосстанийпротив феодалови феодальныхпорядков, времяборьбы горожанс феодала ивсего народас самой реакционнойсилой средневековья—католическойцерковью. Имейбога церковникивнушали подданным, что их долг —беспрекословноповиноватьсягосподи Тех, кто был с этимне согласен, предавалипыткам и казням.Вместе с темистория среди)веков — этотакже историяразвития просвещения, появленияпервых школи университетеОтдельныероднички новойкультуры кконцу среднихвеков слилисьв единый потоки образовалимогучее культурноедвижение, котороезазвали Возрождением.
В средниевека зародилисьи сформировалисьсовременныеевропейскиегосударствразвилась наукаи своеобразноеискусство|литература.Со временибуржуазныхреволюций впередовыхстранах мираустановилсякапиталистическийстрой и господствобуржуазии.Однако во многихстранах Азиии Африки ещеи до сих порсохраняютсяфеодальныепорядки.
НОВОЕВРЕМЯ
Мы живем вэпоху крушениякапитализма.Социализмвосторжествовалв нашей странеи одержал решающиепобеды в рядедругих стран.Социалистическиереволюции встранах Европы, Азии и Америкипривели кобразованиюмировой социалистическойсистемы. Болеетрети населенияземного шараосвободилосьот эксплуататоров.СССР—самаяпередоваястрана в мире—ужестроит коммунизм.Вопрос о строительствекоммунизмав других социалистическихстранах стоитна очереди.Мощная волнанационально-освободительныхреволюцийсметает колониальнуюсистему. В Азии, Африке и Америкеидет борьбаза освобождениеот колониальногоига.
Новая история, или новое времяв историичеловечества,—этоэпоха капитализмаот его возникновенияи до началаего крушенияв Октябре 1917 г.Новую историюделят на двапериода: отанглийскойбуржуазнойреволюциисередины XVII в.(1640) до Парижскойкоммуны (1871) и отПарижскойкоммуны доВеликой Октябрьскойсоциалистическойреволюции.
Капитализмвступил в периодкрушения. Надознать историюкапитализма.Это поможетнам разобратьсяво многих событияхнаших дней.
В капиталистическомобществе существуютдва основныхкласса: буржуазияи пролетариат.Однако населениекапиталистическихстран состоитне только израбочих и буржуазии.Почти во всехстранах естькрестьяне, помещики, мелкиеторговцы, ремесленникии др.
Буржуазныеученые говорят, что рабочий«свободен, какптица». Но этоне так, хотянаемные рабочиепри капитализмелично свободны.Дело в том, чтопролетариине имеют своихсредств производстваи своего хозяйства.Фабрики, заводы, шахты, железныедороги принадлежатбуржуазии.Поэтому пролетарийвынужден продаватьсвою рабочуюсилу предпринимателю: наниматьсяна мануфактуру, фабрику, завод,—иначе он и егосемья умрутс голоду.
Капиталистическое производствоначало возникатьеще в эпохуфеодализма— в средниевека. В XVI—XVII вв., после Великихгеографическихоткрытий, которыепроложилиморской путьв Азию, Америку, Австралию иОкеанию, началосьзакабалениеи ограблениеевропейскимиколонизатораминародов вновьоткрытых
стран. «Рыцаринаживы» беспощаднограбили захваченныестраны.
В Англии, Голландии, Франции и другихевропейскихгосударствах, которые захватиликолонии, скапливалиськрупные капиталы.В XVII в. в ряде странуже существовалимануфактуры— крупныепредприятия, принадлежавшиекапиталистам, на которыхработали наемныерабочие. Номашины намануфактурахприменялисьмало. Товарыизготовлялисьв основномвручную.
Англия былапервой страной, где не тольконакопилиськрупные капиталыу буржуазии, но была и массасвободныхрабочих рук: крестьяне, согнанные крупнымиземлевладельцамис земли, вынужденыбыли искатьработу намануфактурах, а позднее нафабриках. Всередине XVII в.в Англии произошлабуржуазнаяреволюция, утвердилсяновый, капиталистическийстрой. Английскуюреволюциюсчитают началомнового времени, хотя в другихстранах Европыи Азии еще продолжалисуществоватьфеодальныепорядки, а назначительнойчасти территорииАфрики, Америкии Австралиисохранялсяпервобытнообщинныйстрой.
Освобожденнаяреволюциейот оков феодализма, Англия развиваласьбыстрее другихстран. В последниедесятилетияXVIII в. в Англииначался промышленныйпереворот.Распространениемашинногопроизводстваи паровоготранспортаускорило победукапитализмав Европе и СШАи способствовало.закабалениюколоний. Вколониальныхстранах рынкинаводнялисьпривознымифабричнымиизделиями.Местное ремеслоразрушалось, а тысячи ремесленниковразорялись.
Важнейшимсобытием первогопериода новойисторий былабуржуазнаяреволюция воФранции (1789—1794).Она подняланародные массына борьбу противотжившегостроя. Революциярешительно, до основанияразрушилафеодальныепорядки воФранции. Онапроисходилапод лозунгамисвободы, равенстваи братства.Однако во Франциивместо гнетафеодалов установилсягнет капиталистов.
После французскойбуржуазнойреволюциикапитализмпобедил в рядестран Европы, и Америки. Чембольше появлялосьфабрик, заводов, железных дорог, тем многочисленнееи организованнеестановилсяпролетариат.Рабочие устраивалистачки и поднималивосстанияпротив эксплуататоров, борясь за лучшие
условиясуществования, а с серединыXIX в. началасьборьба пролетариатаза власть.
В 1848 г. вышелв свет «МанифестКоммунистическойпартии», написанныйМарксом и Энгельсом.В «Манифесте»раскрыты законыистории человеческогообщества. Маркси Энгельс научнодоказали, чтокапитализмне вечен и будетуничтоженпролетарскойреволюцией.Они полностьюобосновалинеизбежностьпобеды социализма.
В 1871 г. в Парижевпервые в мировойистории рабочимудалось захватитьвласть и создатьпролетарскоегосударство— Парижскуюкоммуну. ГероическиборовшаясяКоммуна просуществовалатолько 72 дня.К власти вернуласькрупная буржуазия.Со времениПарижскойкоммуны началсявторой периодновой истории— период упадкакапитализмаи перерастанияего в империализм.
До 1917 г. Россияотставала всвоем развитииот передовыхстран — Англии, Франции, Германии, США. Татаро-монгольскоеиго, длившеесяболее двухстолетий, задержалоее развитие.В 1649 г., когда вАнглии победилабуржуазнаяреволюция ибыл казненкороль КарлI, в России ещетолько оформлялосьзакрепощениекрестьян.
Крепостноеправо долгозадерживалоразвитиекапитализмав России. И толькопосле освобождениякрестьян в 1861г. в России началсяпериод капитализма.
На рубежеXIX и XX столетийкапитализмвступил в новуюи последнююстадию своегоразвития —империализм, или монополистический капитализм.В это времяобразовывалисьмощные объединениякрупнейшихпромышленникови банкиров— монополии.Они захватилируководствовсей хозяйственнойжизнью капиталистическихстран, подчинилисебе буржуазныепарламенты, государственныйаппарат. В рукахмонополистовоказалисьшколы, университеты, научные учреждения, печать, театр, кино.
Империалистыдоводят докрайностиэксплуатациюнародов своихстран, закабаляюти грабят народыдругих стран, особенно отсталых.Крупные капиталистыполучают огромныеприбыли отпроизводстваоружия, строительствавоенных кораблейи т. п., поэтомуони стоят забешеную гонкувооружений, за войны.
В концеXIX в., когдазахват колонийбыл уже завершен, началисьграбительскиевойны
между империалистическимистранами запередел колоний, за переделмира.
Первая мироваявойна 1914—1918 гг.была империалистическойвойной за переделмира.
Может показаться, что, вступивв стадию империализма, капитализмдостигает своейнаибольшейсилы, но это нетак. Монополиине заинтересованыв производстведешевых товаровдля народа. Имвыгоднее поддерживатьвысокие цены, чтобы получатьнаибольшуюприбыль. Приимпериализмезамедляютсятемпы ростапроизводства, многие предприятияне используютсяна полную мощность, а миллионылюдей обреченына безработицу.
Империализм— это капитализмпаразитический, загнивающий, умирающий.Революционныерабочие и ихмарксистскиепартии борютсяза свержение капиталистическогостроя. Усиливаетсяосвободительноедвижение народовколоний. Крайнеобостряетсяборьба и междусамими капиталистическимигосударствами.Обострениевсех противоречийкапитализмаослабляет егои подводит кпролетарскойреволюции.Империализм—это канунпролетарскойреволюции, так учил Ленин.
На рубежеXIX и XX вв. Россия, где противоречияимпериализмаприобрелиособую остроту, стала странойсамого передовогов мире рабочегодвижения. Тольков России возниклаподлиннореволюционнаямарксистскаяпартия, большевистскаяпартия" во главес Лениным. Когдав 1914 г. капиталистыв погоне заприбылямиразвязалимировую войну, только большевикиво главе с Ленинымпоследовательноборолись замир, за пролетарскуюреволюцию.В 1917 г. в Россиипобедила пролетарскаяреволюция, совершившаясяпод руководствомленинскойКоммунистическойпартии.
Буржуазныереволюции, ограничивалисьлишь заменой— феодализмакапитализмом;
ВеликаяОктябрьскаясоциалистическаяреволюцияуничтожилачастную собственностьна средствапроизводстваи всякую эксплуатацию человека человеком, вырвала самыекорня эксплуатации.С 1917 г. началсяпериод крушениякапитализмаи победы социализма— сначала вРоссии, затемв других странах.В России былаустановленадиктатурапролетариата— новый типдемократии, демократиидля трудящихся.Октябрь 1917 г.открыл новыйпериод всемирнойистории — новейшуюисторию.
Списоклитературы.
Гуревич П. С. Древний мир. Основы культуроведения. — М., 1989.
Завадская Е. Культура Востока в современном западном мире. — М., 1977.
Степанянц М. Т. Средние века. — М., 1997.
Э. А. Арустамов Новое время XIX- XX веков. — М., 2000…