Реферат по предмету "Исторические личности"


Семь чудес света - древний мир средние века и наше время история цивилизации реферат

Тема: Семьчудес света: древний мир, средние векаи наше время.

/>
ДРЕВНИЙМИР
Еще в глубокойдревности людинаходили вземле странныекаменные предметы, удиви­тельнонапоминающиепо форме изделияиз металла: топоры, наконечникистрел и копий, охотничьи ножи, пилы… Сверхъестественноепроисхождениеподобных находокни у кого невызывало сомнений.На древнемВостоке поклонялись«громовымтопорам» кактаинст­венными грозным божествам.Древние грекии римляне считали, что камни, похожиена наконечникистрел,—«остриягромовых стрел»—могут отклонятьудары молнийи отводить
вредоносныечары волшебников.Подобные, суе­вериясохранялисьи в средниевека.
Лишь в XVI и ХУЦвв. некоторыеученые началинаконец догадываться, что «громовыетопоры» и «остриямолний» созданычеловече­скимируками. Такомусовершенноновому взглядуспособствовалиВеликие географиче­скиеоткрытия XVI—XVIIIвв. (см. т. 1 ДЭ, ст.«Эпоха' Великихгеографическихоткрытий»).ИзумленнойЕвропе открылсяцелый мир наро­дов, населявшихобширные пространстваСеверо-Восточнойи Южной Азии, ТропическойАфрики, Америки, Австралии иОкеании. Мо­реплавателии землепроходцысообщали всеновые и новыесведения о«диких» народностях, которые былинезнакомы сдобываниеми употреблениемметаллов иизготовлялиутварь и орудияиз камня, кости, дерева и раковинморских моллюсков.В музеях Парижа, Лон­дона, Мадрида, Лиссабона, Амстердамаи Пе­тербургапоявилосьмножествоизделий этихнародов.
Оказалось, что каменныеорудия «дикарей»удивительносхожи с «громовымитопорами» и«остриямимолний». Болеетого, у многихученых возникласмелая для этойэпохи мысльо том, что нетолько орудияиз камня иликости, но и весьобраз жизнисовременных«дикарей» вомногом похожна образ жизнипервобытныхпредков цивилизованныхнародов. Вдальней­шемдесятки энтузиастовпутешественникови исследователей, собрали богатейшиесведения о«малокультурных», как их тогданазывали, народах.
/>
Сцена охоты.Наскальный.рисунок. Мезолит.
32 года средидиких австралийцев
Одним изпервых европейцев, кто близко, насобственномопыте, узналжизнь дикихпле­мен, былВильям Бакли.В начале XIX в. вместе с другимиосужденнымипривезли изАнглии в Порт-Филлип.Здесь тогданаходи­ласьодна из каторжныхтюрем, выстроенныханглийскимивластями вдалекой Австралии.
Через тримесяца ВильямБакли бежал, но заблудилсяв окрестныхлесах. Случайнона­ткнувшиесяна обессилевшегоБакли аборигены(коренные жителиАвстралии)спасли его отго­лодной смерти.
Вильям Баклипрожил средиаборигеновЮго-ВосточнойАвстралии 32года и вернулсяв цивилизованныймир уже в преклонномвоз­расте. Егоподробныймногодневныйрассказ былзаписан и изданв 1835 г.
АборигеныАвстралииничего не зналио земледелии, и у них не былодомашних живот­ных, если не считатьполудикойсобаки динго.Все орудия ониизготовлялииз камня, рако­вин, костей и дерева.Этими грубымиинстру­ментамиони мастерилиохотничьеоружие, браслетыи пояса, плелимешки и сумки, вили веревки.Огонь добывалитрением друго друга двухпалок.
Из года в годкочевали аборигеныв поисках пищи.Охотились наживотных иптиц, ловилирыбу в рекахи озерах, выкапываликорни и луковицырастений, собиралиягоды, листья, личинки насекомых, опустошалиптичьи гнез­да, отбирали меду пчел и ос, вылавливалимол­люскови ракообразныхна морскомпобережье.
Там, где пищибыло много, аборигены разбивали лагерь, задерживаясьна одном местена два-три дня, а то и на несколькомесяцев. Придлительныхостановкахстроили прочныехижины-шалаши, из жердей, веток, камней, земли, торфа.
Посуды дляприготовленияпищи у австралийцевне было. Затокаждая австралийскаясемья имелав своем распоряжениитак называемуюзернотерку— большой плоскийкамень, на которомженщины небольшимбулыж­никомрастиралитвердые корнии зерна, рас­калывалиорехи, дробиликости животных.Корни, клубни, семена предварительновы­мачивалив воде или подпекалив костре, а ужзатем растиралина камне. Змейсворачи­валикольцом и запекалив золе. Мелкихжи­вотных, птиц, гусениц и улитокжарили на углях.Крупную дичьразрубали начасти и жарилина раскалённыхкамнях, забросавсверху кускамикоры и песком.

/>
/>
/>
КАМЕИНЫЕОРУДИЯ ПЕРВОБЫТНОГОчеловека
/>
/>
Орудия нижнегопалеолита.
/>
Как толькоестественныезапасы пищиисто­щались, люди двигалисьдальше, захватываявесь свой немудреныйскарб. Мужчинынесли каменныетопоры, копья, метательныепали­цы — бумеранги, палки для добыванияогня;
женщины —корытца изкоры, сосудыдля воды изсушеных тыкв, мешки и сумки, пле­тенныеиз растительныхволокон, зернотерки.Женщины переносилии маленькихдетей.
Единственнойодеждой взрослымслужили наброшенныена плечи иподвязанныеспереди у шеишкуры кенгуруили динго.
Каждая община, т. е. группасовместножи­вущих людей, состояла изнекоторогочисла семей.Между общинамиобычно царилмир. Порой онивраждовали, и изредка делодаже дохо­дилодо вооруженныхстолкновений.Но чаще общиныприглашалидруг друга вгости, устраи­ваявремя от временишумные совместныепиры, празднества, вместе охотилисьи ловили рыбу, регулярнообменивалисьпищей и изделиями;
члены соседнихобщин вступалив браки и т. д.

/>
Орудия мезолита

/>
Орудия неолита, четыре наконечникастрел, шли­фованныйтопор, долото.
АборигеныАвстралииотнюдь не былика­ким-то страннымисключением.Со временемплемена полубродячихохотников исобирате­лейбыли обнаруженыучеными ипутешествен­никамии во многихдругих уголкахмира:
в Севернойи Южной Америке—индейскиепле­мена (шошоны, команчи, индейцыКалифорнии,
ботокуды, огнеземельцыи многие другие), в
Африке —бушмены, вЮго-ВосточнойАзии — кубу, андаманцы, тоала, ееманги, аэта. По­всюдуосновные средстватруда этихнародов, иххозяйственныйи семейный быт, общинная организацияв главных своихчертах, несмот­ряна тысячи местныхособеннегстей, были уди­вительнопохожи.
Длинныедома ирокезов
И все же вновом мире, впервые открывшем­сяевропейцам, племен охотникови собирате­лейоказалось нетак уж много… Большинствународов Азии, Африки, Америкии Океании давнобыли известныземледелиеи скотовод­ство.Однако многиеиз этих народовне умели ещедобывать иобрабатыватьметаллы, и всяих жизнь разительноотличаласьот европей­скойсвоей простотойи отсутствиемэксплуа­тациичеловека человеком.К числу такихна­родов относилисьи ирокезы, племенакоторых в началеXVII в. заселялиобширныепростран­ствапо берегамсевероамериканскихозер Он­тариои Эри.
Жили ирокезыв так называемыхдлинных домах.В селении стоялообычно от 10 до30 длинных домов.Каждый из нихпри ширине в6—10 м. ивысоте до 8 л»был длиной от60 до 90 м.
Населениеодного длинногодома вело общеехозяйство. Вкаждой овачире— так называлосьэто домохозяйство— насчитывалосьот 50 до 200 человек(т. е. 10—12 и болеесемей). Всемидомашнимиделами управлялаумная, энергич­ная, обычно пожилаяженщина, которуювы­бирали изсвоей средызамужние ирбкезки.
ПодобноаборигенамАвстралии, ирокезы из­готовлялиоружие и орудияиз камня, дерева, кости. Но основнымисточникомсуществованияирокезов были„не готовыедары природы, а выращиваемыена предварительнообработан­нойземле растения.Главной земледельческойкультурой уирокезов былакукуруза (маис), поля которойзанимали десяткии сотни гекта­ров.На обширныхполях, возделанныхироке­зами, росли такжетыквы и бобы, на огородахоколо домов— табак, подсолнечник, земляная груша, горох, конопля, арбузы и кабачки.
Ирокезыобрабатывализемлю главнымобразом припомощи длиннойзаостреннойпалки. Для рых­ленияпочвы применяласьи деревяннаялопата. И мужчины.и женщины работалисообща, кол­лективно.Сев продолжалсяс апреля поиюнь;
сбор урожая—с августа пооктябрь.
Кукурузухранили в глубокихямах, выко­панныхв сухих песчаныхместах и выстланных сухимилистьями иеловыми ветвями.Хра­нили кукурузуи в виде длинныхгирлянд, ко­торыеплели долгимиосенними вечерамивсе жителипоселка — мужчиныи женщины, мо­лодежьи старики. Сплетенныегирляндыраз­вешивалисьпод скатамикрыш и подспециаль­новыстроенныминавесами иливнутри жилищав виде своеобразныхзанавесей. Былиу иро­кезови амбары — круглыевысокие башнисо стенами изкоры вяза. Благодарявсему этомуирокезы запасалистолько зерна, сколько им былонеобходимодо нового урожая.
В конце октября, после уборкикукурузы, мужчинына лыжах отправлялисьв леса на охоту.В середине зимыохотникивозвраща­лисьв селения, нагруженныедобычей. Охотадавала не толькомясо, но и шкуры, из которыхженщины выделывалиодежду, обувь, одеяла. А веснойи летом мужчиныловили рыбу, в ре­ках и озерах.
Примитивноеземледелиележит в основехозяйства оченьмногих народов.Одни из нихобитают в странах, где на сменужаркому летуприходит суроваяснежная зима, другие — в царствевечнозеленойрастительности.Одним водывсегда не хватает, другие постояннобо­рются сизбытком влагив почве. Но гдебы ни жилинароды-земледельцы, их быт, их об­щественнаяжизнь, их духовныймир, их связис другими народами— все это всегданеизме­римосложнее, многограннееи богаче, чему любого народа— охотникови собирателей.
Льюис ГенриМорган
Однако вернемсяк ирокезам. Входе евро­пейскойколонизациибольшая частьирокезов былауничтоженаили вытесненасо своих пле­менныхтерриторий.Жалкие остаткикогда-то многолюдныхплемен доживалисвой век враз­бросанныхи удаленныхдруг от друганебольшихдеревнях. Здесь-тов 1818 г. около одного, из ирокезскихпоселений внебольшойживо­писнойдеревенькес поэтическимназваниемАврора родилсябудущий неутомимыйисследо­вателькультурноотсталых народовЛьюис Ген­риМорган.
Дети-ирокезыбыли его сверстникамии то­варищамипо играм. С юношескихлет Морганкрепко дружилс Элисрм Паркером— ироке­зомиз племенисенека. В сопровождениисвоего другаМорган посещалселения ирокезов, изучал их прошлоеи современныйбыт, их общест­венныепорядки. В 1847 г.некая компаниядобыла у правительстваобманным путемдого­вор науступку ей заничтожную ценучасти врритории, еще остававшейсяу племени сеека.Морган выехалв столицу СШАВашингтон идобился расторженияжульнического|договора.

/>
Один из способовизготовлениякаменных орудий(техника отжима).

Ирокезывысоко оценилиуслугу Моргана.|S1октября 1847 г. вторжественнойобстановке|Морган былпринят в родЯстреб племениенека и получилимя Лежащийпоперек, чтозначило в переносномсмысле мост, указывая а рольМоргана какпосредникамежду индейцамии «белыми».Став ирокезом, Морган узналмного нового: старики открылиему немалосве­дений, державшихсяв строжайшемсекрете от«бледнолицых»
Исследуяобщественноеустройствоирокезов, Морганузнал, что всевзаимоотношениямежду ирокезамистрого зависелиот степени IXродства. Кровныеродственникиовачир об­разовывалитак называемыйрод. Каждый родunoaродовоеимя: Волк, Медведь, Олень, Черепаха, Бобр, Ястреби т. д. Сородичи, члены одногорода, были обязаныпомогать другдругу. Весь роднес ответственностьза преступле­ние, совершенноекем-либо из егочленов. Деятельностьюрода и его сношениямис другими родамируководилродовой совет, в который ходиливсе взрослыемужчины и женщины.Мужчина и женщина, принадлежавшиек од­ ному роду, не имели прававступать вбрак. Муж и женапоэтому всегдапринадлежалик разным родам, а каждая семьявсегда состоя­лаиз членов поменьшей мередвух родов.Несколькородственныхмежду собойродов образовывалиплемя. Каждоеплемя имелосвою территорию.Все члены племениговорили наодном языке.
Продолжаясвои исследования, Морган об­наружилсходное общественноеустройствои у остальныхплемен североамериканскихин­дейцев. Акак обстоитдело у другихнародов мира? И Морган разослалписьма буквальново все концыземли. Полученныеим ответы былиудивительнооднообразны.Оказалось, чтоу всех без исключениякультурноотсталых народов—w.у полубродячихохотников исо­бирателей, и у оседлыхземледельцев—пле­меннойстрой, родоваяорганизация, отношенияродства лежалив основе ихобщественногоустройства.При этом чемближе, чем теснеебыло родство, тем больше ичаще родичибыли обязаныпомогать другдругу. Недаромвзаим­ная помощь, коллективизмотношений былиосновным закономжизни этихнародов.
Обдумываяэти факты, Морганзадал себевопрос, а что, если этотобщественныйпоря­док —обязательныйэтап.в историческомраз­витиичеловеческогообщества? Нотогда он долженбыл господствоватьв далеком прошломи у ныне цивилизованныхнародов Европыи азии. Собычным длянего энтузиазмоми энер­гиейМоргай немедленнообратился кизучению прошлогогреков, римлян, германцев.Резуль­татыисследованийпревзошли самыесмелые егоожидания.
В 1877 г. в знаменитомтруде «Древнееоб­щество»Морган нарисовалвеличественнуюкар­тину историипервобытногообщества. Моргандоказал, чтородо-племеннойстрой и отношенияродства определялив прошломобщественноеустройствовсех без исключениянародов земли.
Материалистическоепониманиеистории
Карл Маркси Фридрих Энгельсвысоко оценилинаучный трудамериканскогоученого. «Великаязаслуга Моргана,—писал Энгельс,—состоит в том, что он открыли восстановилв главных чертахэту доисторическуюоснову нашейписаной историии в родовыхсвязях североамериканскихиндейцев нашелключ к важнейшим, доселе неразрешимымзагадкам
древнейгреческой, римской и германскойисто­рии». Маркси Энгельс подошлик выводам Морганас точки зренияматериалистическогопониманияистории.До Маркса иЭнгельса уче­ныеобычно считали, что история, в отличие отприроды, неподчиняетсяникаким законам, а судьбы народовзависят исключительноот прихотейи поступковвыдающихсядеятелей:
вождей, полководцев, царей и пр.
Маркс и Энгельсвпервые доказали, что историческийпроцесс направляетсяне созна­ниеми волей отдельныхличностей, атеми ма­териальнымиусловиями, вкоторых людижи­вут, трудятся, воспитываютсвоих детей.Маркс и Энгельспоказали, чтообраз жизнилюдей преждевсего зависитот того, какимспособом онидобывают себесредства ксуществованию, т. е. от уровняобщественногопроизводства.
Мы уже знаем, что ученые, исследуя образжизни культурноотсталых народов, обнару­жилизначительноесходство вспособах веде­нияхозяйства, вобщественнойжизни и в ре­лигиинародов, отделенныхдруг от другамо­рями и океанами, горами и пустынями.
Мы знаемтакже, что многиесовременныеобычаи, обрядыи верованиякультурноотста­лых народовудивительнонапоминаютобычаи, обрядыи верования, о которых упоминаетсяв мифах, легендахи историческихпреданияхцивилизованныхнародов.
В светематериалистическогопониманияис­тории этиудивительныена первый взглядфак­ты получилиобъяснение.Все дело в том, что развитиепроизводстваи общественныхотно­шенийу различныхнародов подчиняетсяодним и тем жеединым длявсего человечестваистори­ческимзаконам. Однакохозяйство икультура уодних народовразвиваютсябыстрее, а удру­гих медленнее.Там, где природныеусловия былиболее благоприятными, а людей былобольше, развитиепроизводствашло быстрее.И наоборот, там, где природныеусловия былиособенно трудными, а людей жилосравнитель­номало, производстворазвивалосьмедленнее. Вотпочему наиболееотсталые народыживут в тропическихджунглях, впустынях, насеве ре Канадыили там, гденаселение втечение тысячелетийбыло изолированоот других наро­дов, как это случилось, например, сабориге­намиАвстралии.
Поэтому-то«дикари» XIX в.и могут слу­житьсвоеобразнымисточникомнаших зна­нийо далеком прошломчеловечества: ведь когда-тонаши предкижили так жеили, вер­нее, почти так же, как они.
Материалистическоепониманиеистории пер­вобытногообщества наиболеечетко и полнобыло изложеноЭнгельсом в1884 г. в книге«Происхождениесемьи, частнойсобственностии государства».С тех пор накопилосьогромное количествоновых сведенийо далеком прошломчеловечества.Следы существованияпервобыт­ныхлюдей обнаруженыархеологамичуть ли не вовсех уголкахземли. Числонаходок не­прерывнорастет.
Немало новыхподробностейузнали за этовремя ученыеи о жизни современныхкультурноотсталых народов.Благодаря всемуэтому нашизнания о первобытномобществе стализначи­тельнополнее и конкретнее.Однако книгаЭнгельса досих пор по правуостается настоль­нойкнигой каждого, кто серьезноинтересу­етсяисторией первобытногообщества.
Что такоепервобытнообщинныйстрой
Мы познакомилисьс историейвозникнове­ниянауки о первобытномчеловечестве.Теперь мы вправеспросить: а какже выгляделопер­вобытноеобщество вцелом и каковыего отли­чительныечерты?
Весь первоначальныйпериод человеческойистории, начинаяс появлениядревнейшихобезьянолюдейи кончая возникновениемпер­вых классовыхобществ, ученыеназывают эпо­хойпервобытнообщинногостроя или эпохойдоклассовогообщества. Этасамая длительнаяв историичеловечестваэпоха делитсяна две части.Первая частьохватываетвремя от оче­ловеченияобезьяны вплотьдо появленияче­ловекасовременноговида; иначеговоря, пер­ваячасть — времястановлениячеловека иобще­ства (тод.т.7 ДЭ, ст. «Происхождениечеловека»).Вторая частьначинаетсяс моментавозникно­вениялюдей современноговида и кончаетсявместе с самимдоклассовымобществом.Самой главнойи самой важнойособенностьюпервобыт­нообщинногостроя былоотсутствиеэксплуата­торови эксплуатируемых, богачей и бедняков.Оказывается, десятки и дажесотни тысячлет люди прекраснообходилисьбез частнойсобст­венности.Люди доклассовогообщества жилисравнительнонемногочисленнымии относи­тельносамостоятельнымигруппами —община­ми. Всечлены общиныбыли равны, всебез исключенияучаствовалив общественномпро­изводстве, сотрудничаядруг с другоми помо­гая другдругу в беде.Это и понятно: люди мало зналиоб окружающемих внешнеммире, их

СРЕДНИЕВЕКА

Средние века, средневековье—такназвали гуманисты— люди эпохиВозрождения время от паденияЗападной Римскойимперии доначала Возрождения(XIV—XVI вв.). Гуманистыставили себев заслугу то, что они возродилилитературу, науку и искусстводревних грекови римлян откудапроисходити само названиецелой историческойэпохи — «Возрождение».

Предшествующийпериод гуманистысчитали временемварварстваи невежества, когда господствоваливсяческиесуеверия, поддерживаемыекатолическойцерковью. Периодмежду античнойкультурой иВозрождениемгуманисты сталиназывать среднимвеком, средневековьем.С XVII в. это названиевошло во всеучебники историии сохранилосьв буржуазнойлитературедо наших дней.Начало среднихних веков буржуазныеисторики связываютс падениемЗападной Римскойимперии (V в. н.э.),
конец — совзятием Константинополятурками (1453) илиоткрытиемКолумбом Америки(1492).
Марксистскаяисторическаялитературатоже пользуетсяпонятием «средниевека», но вкла­дываетв него другоесодержание.Сред­невековье— это в р е м я господствафеодальногостроя. По учениюМаркса — Энгельса— Ленина, исто­риячеловеческогообщества развиваетсязако­номернои в своем развитиипереходит отодного строяхозяйственныхи общественныхотноше­нийк другому, болеесовершенномуи прогрес­сивному.Средние века— период отпадения рабовладельческогостроя до появлениякапи­талистического.Начало среднихвеков на тер­риторииЕвропы относитсяко временипадения ЗападнойРимской империипод ударамивар­варов, т.е. германцеви славян. С ихприходом палрабовладельческийстрой и началсяпро­цесс образованияфеодальногостроя. Концомсредних вековмарксистскаянаука считаетвремя первыхбуржуазныхреволюций.

В странахВостока (государствахдревней культуры, таких, как Китай, Индия и др.)фео­дальныйстрой сложилсяраньше, чем вЕвропе, нопросуществовалдольше. СтраныВосто­ка развивалисьмедленнее, чемевропейские, в частностипотому, чтоевропейскиеколони­заторыс XVII в. порабощалии огрублялиэти страны.
Феодальныйстрой отличаетсяот рабовла­дельческоготем, что трудящиесяуже не рабы, акрепостные, или зависимые, люди, т. е. люди, обязанные житьв определенномместе и рабо­татьна определенногогосподина —сеньора («сеньор»— значит старший).Положениекре­постногои зависимогочеловека прифеодализ­менемногим легче, чем раба. Крепостнойне мог уйти отсвоего господина—сеньора. Он былприкрепленк земле, т. е. ксвоему участкуи к своему господину(откуда и самоназвание его—«крепостной»).Крепостнойобязан былработать наполях сеньора, или, как говорилина Руси, на своегобарина (откудаэтот вид работыи на­зывался— барщина), но, в отличие отраба, крепостнойимел собственноехозяйство, которое он велна участкеземли, принадлежавшейгос­подину, имел свою семью(рабы, как правило, не имели семьи).
Иногда крепостной, кроме барщиныили вза­менее, обязан былотдавать господину— се­ньору частьпродуктов, которые онполучал в своемхозяйстве(оброк), или, какэто было в болеепозднее время, платить определеннуюденежную сумму.
Кроме крепостных, в средние векабыли кре­стьяне, которые находилисьв менее тяжелойзависимости: они несли меньшуюбарщину, платилименьший оброк, чем крепостные, могли уходитьот своего господинаи переходитьк другому либоуходить назаработки вгорода.
Так как привсех условияхкрепостной, или зависимый, человек работалне только нагосподина, нои на себя, тоон был большезаинтересованв повышениипроизводительностисвоего трудчем раб. Поэтомуфеодальныйстрой болеепрогрессивен, чем рабовладельческий.
Эпоха феодализмадлилась в Европесвыше тысячилет. Ее делятна три периода:V—XI вв. — раннеесредневековье, когда всяхозяйственнажизнь сосредоточиваласьв деревне; XI—XVвв.- период развитогофеодальногоспособа производства, когда ремеслоотделилосьот сельскогохозяйства ипоявилисьгорода какцентры ремеслаи торговли; последнийпериод, до серединыXVII в.,— разложениефеодальногостроя и появлениев недрах феодализмаэлемент капиталистическогохозяйства.
Средние века— это времякрупных крестьянскихвосстанийпротив феодалови феодальныхпорядков, времяборьбы горожанс феодала ивсего народас самой реакционнойсилой средневековья—католическойцерковью. Имейбога церковникивнушали подданным, что их долг —беспрекословноповиноватьсягосподи Тех, кто был с этимне согласен, предавалипыткам и казням.Вместе с темистория среди)веков — этотакже историяразвития просвещения, появленияпервых школи университетеОтдельныероднички новойкультуры кконцу среднихвеков слилисьв единый потоки образовалимогучее культурноедвижение, котороезазвали Возрождением.
В средниевека зародилисьи сформировалисьсовременныеевропейскиегосударствразвилась наукаи своеобразноеискусство|литература.Со временибуржуазныхреволюций впередовыхстранах мираустановилсякапиталистическийстрой и господствобуржуазии.Однако во многихстранах Азиии Африки ещеи до сих порсохраняютсяфеодальныепорядки.

НОВОЕВРЕМЯ
Мы живем вэпоху крушениякапитализма.Социализмвосторжествовалв нашей странеи одержал решающиепобеды в рядедругих стран.Социалистическиереволюции встранах Европы, Азии и Америкипривели кобразова­ниюмировой социалистическойсистемы. Болеетрети населенияземного шараосвободилосьот эксплуататоров.СССР—самаяпередоваястрана в мире—ужестроит коммунизм.Вопрос о строи­тельствекоммунизмав других социалистическихстранах стоитна очереди.Мощная волнана­ционально-освободительныхреволюцийсметает колониальнуюсистему. В Азии, Африке и Америкеидет борьбаза освобождениеот коло­ниальногоига.
Новая история, или новое времяв историичеловечества,—этоэпоха капи­тализмаот его возникновенияи до на­чалаего крушенияв Октябре 1917 г.Новую историюделят на двапериода: отанглийскойбуржуазнойреволюциисередины XVII в.(1640) до Парижскойкоммуны (1871) и отПарижскойкоммуны доВеликой Октябрьскойсоциалисти­ческойреволюции.
Капитализмвступил в периодкрушения. Надознать историюкапитализма.Это помо­жетнам разобратьсяво многих событияхна­ших дней.
В капиталистическомобществе существуютдва основныхкласса: буржуазияи пролетариат.Однако населениекапиталистическихстран состоитне только израбочих и буржуазии.Почти во всехстранах естькрестьяне, поме­щики, мелкиеторговцы, ремесленникии др.
Буржуазныеученые говорят, что рабочий«свободен, какптица». Но этоне так, хотянаемные рабочиепри капитализмелично сво­бодны.Дело в том, чтопролетариине имеют своихсредств производстваи своего хозяй­ства.Фабрики, заводы, шахты, железныедо­роги принадлежатбуржуазии.Поэтому про­летарийвынужден продаватьсвою рабочуюсилу предпринимателю: наниматьсяна ману­фактуру, фабрику, завод,—иначе он и егосемья умрутс голоду.
Капиталистическое производствоначало возникатьеще в эпохуфеодализма— в средниевека. В XVI—XVII вв., после Великихгеогра­фическихоткрытий, которыепроложилиморской путьв Азию, Америку, Австралию иОкеанию, началосьзакабалениеи ограблениеевропей­скимиколонизатораминародов вновьоткрытых
стран. «Рыцаринаживы» беспощаднограбили захваченныестраны.
В Англии, Голландии, Франции и другихевропейскихгосударствах, которые захватиликолонии, скапливалиськрупные капиталы.В XVII в. в ряде странуже существовалиману­фактуры— крупныепредприятия, принадле­жавшиекапиталистам, на которыхработали наемныерабочие. Номашины намануфакту­рахприменялисьмало. Товарыизготовлялисьв основномвручную.
Англия былапервой страной, где не тольконакопилиськрупные капиталыу буржуазии, но была и массасвободныхрабочих рук: кре­стьяне, согнанные крупнымиземлевладель­цамис земли, вынужденыбыли искатьработу намануфактурах, а позднее нафабриках. Всередине XVII в.в Англии произошлабур­жуазнаяреволюция, утвердилсяновый, капита­листическийстрой. Английскуюреволюциюсчитают началомнового времени, хотя в другихстранах Европыи Азии еще продолжалисущест­воватьфеодальныепорядки, а назначительнойчасти территорииАфрики, Америкии Австра­лиисохранялсяпервобытнообщинныйстрой.
Освобожденнаяреволюциейот оков феода­лизма, Англия развиваласьбыстрее другихстран. В последниедесятилетияXVIII в. в Анг­лииначался промышленныйпереворот.Рас­пространениемашинногопроизводстваи паро­воготранспортаускорило победукапитализмав Европе и СШАи способствовало.закабале­ниюколоний. Вколониальныхстранах рынкинаводнялисьпривознымифабричнымиизделия­ми.Местное ремеслоразрушалось, а тысячи ремесленниковразорялись.
Важнейшимсобытием первогопериода но­войисторий былабуржуазнаяреволюция воФранции (1789—1794).Она подняланародные массына борьбу противотжившегостроя. Ре­волюциярешительно, до основанияразрушилафеодальныепорядки воФранции. Онапроисхо­дилапод лозунгамисвободы, равенстваи брат­ства.Однако во Франциивместо гнетафеодалов установилсягнет капиталистов.
После французскойбуржуазнойреволюциикапитализмпобедил в рядестран Европы, и Аме­рики. Чембольше появлялосьфабрик, заво­дов, железных дорог, тем многочисленнееи орга­низованнеестановилсяпролетариат.Рабочие устраивалистачки и поднималивосстанияпротив эксплуататоров, борясь за лучшие
условиясуществования, а с серединыXIX в. началасьборьба пролетариатаза власть.
В 1848 г. вышелв свет «МанифестКомму­нистическойпартии», написанныйМарксом и Энгельсом.В «Манифесте»раскрыты законыистории человеческо­гообщества. Маркси Энгельс научнодоказали, чтокапитализмне вечен и будетунич­тоженпролетарскойреволюцией.Они полностьюобосновалинеизбежностьпобеды социализма.
В 1871 г. в Парижевпервые в мировойисто­рии рабочимудалось захватитьвласть и соз­датьпролетарскоегосударство— Парижскуюкоммуну. ГероическиборовшаясяКоммуна просуществовалатолько 72 дня.К власти вер­нуласькрупная буржуазия.Со времениПа­рижскойкоммуны началсявторой периодновой истории— период упадкакапитализмаи пере­растанияего в империализм.
До 1917 г. Россияотставала всвоем разви­тииот передовыхстран — Англии, Франции, Германии, США. Татаро-монгольскоеиго, длившеесяболее двухстолетий, задержалоее развитие.В 1649 г., когда вАнглии победилабуржуазнаяреволюция ибыл казненкороль КарлI, в России ещетолько оформлялосьзакрепощениекрестьян.
Крепостноеправо долгозадерживалораз­витиекапитализмав России. И толькопосле освобождениякрестьян в 1861г. в России началсяпериод капитализма.
На рубежеXIX и XX столетийкапитализмвступил в новуюи последнююстадию своегоразвития —империализм, или моно­полистический капитализм.В это времяобразовывалисьмощные объедине­ниякрупнейшихпромышленникови банки­ров— монополии.Они захватилируководствовсей хозяйственнойжизнью капиталистическихстран, подчинилисебе буржуазныепарламен­ты, государственныйаппарат. В рукахмоно­полистовоказалисьшколы, университеты, научные учреждения, печать, театр, кино.
Империалистыдоводят докрайностиэксплуа­тациюнародов своихстран, закабаляюти гра­бят народыдругих стран, особенно отсталых.Крупные капиталистыполучают огромныепри­были отпроизводстваоружия, строительствавоенных кораблейи т. п., поэтомуони стоят забешеную гонкувооружений, за войны.
В концеXIX в., когдазахват колонийбыл уже завершен, началисьграбительскиевойны
между империалистическимистранами запере­дел колоний, за переделмира.
Первая мироваявойна 1914—1918 гг.была империалистическойвойной за переделмира.
Может показаться, что, вступивв стадию империализма, капитализмдостигает своейнаибольшейсилы, но это нетак. Монополиине заинтересованыв производстведешевых то­варовдля народа. Имвыгоднее поддерживатьвысокие цены, чтобы получатьнаибольшуюприбыль. Приимпериализмезамедляютсятем­пы ростапроизводства, многие предприятияне используютсяна полную мощность, а мил­лионылюдей обреченына безработицу.
Империализм— это капитализмпаразитиче­ский, загнивающий, умирающий.Револю­ционныерабочие и ихмарксистскиепартии борютсяза свержение капиталистическогостроя. Усиливаетсяосвободительноедвижение народовколоний. Крайнеобостряетсяборьба и междусамими капиталистическимигосу­дарствами.Обострениевсех противоречийка­питализмаослабляет егои подводит кпроле­тарскойреволюции.Империализм—это канунпролетарскойрево­люции, так учил Ленин.
На рубежеXIX и XX вв. Россия, где про­тиворечияимпериализмаприобрелиособую остроту, стала странойсамого передовогов ми­ре рабочегодвижения. Тольков России воз­никлаподлиннореволюционнаямарксистскаяпартия, большевистскаяпартия" во главес Ле­ниным. Когдав 1914 г. капиталистыв погоне заприбылямиразвязалимировую войну, только большевикиво главе с Ленинымпоследователь­ноборолись замир, за пролетарскуюреволю­цию.В 1917 г. в Россиипобедила пролетарскаяреволюция, совершившаясяпод руководствомленинскойКоммунистическойпартии.
Буржуазныереволюции, ограничивалисьлишь заменой— феодализмакапитализмом;
ВеликаяОктябрьскаясоциалистическаяреволюцияуничтожилачастную собственностьна средствапроизводстваи всякую эксплуатацию человека человеком, вырвала самыекорня эксплуатации.С 1917 г. началсяпериод крушениякапитализмаи победы социализма— сначала вРоссии, затемв других странах.В России былаустановленадиктатурапролетариата— новый типдемократии, демократиидля трудя­щихся.Октябрь 1917 г.открыл новыйпериод всемирнойистории — новейшуюисторию.

Списоклитературы.

Гуревич П. С. Древний мир. Основы культуроведения. — М., 1989.
Завадская Е. Культура Востока в современном западном мире. — М., 1977.
Степанянц М. Т. Средние века. — М., 1997.
Э. А. Арустамов Новое время XIX- XX веков. — М., 2000…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.