РусскаяПравда
РусскаяПравда – нечтовроде нашегопервогогражданско-уголовногокодекса – вызывалау Ключевскогоудивление, переходящеепорой в растерянность.Он называл ее«кодексомкапитала», посколькубезопасностькапитала законценил дорожеи обеспечивалзаботливееличной свободычеловека. Гривна(слиток серебра)служила единственнойпонятной меройвсего, включаячувство честии жизнь человека.
Так, купец, торговавшийв кредит и ставшийнесостоятельнымпо своей вине, мог быть проданкредиторамив рабство. Пеняв 12 гривен грозилаза похищениебобра из капкана, за уничтожениеполевой межи, за выбитый зуби – за убийствочужого холопа(убийство своегохолопа наказаниюне подлежало).
Заубийство взималасьпеня в пользукнязя и вознаграждениев пользу родственниковубитого –головничество(отсюда, кстати, и слово «уголовник», т.е. убийца).Убийство княжегомужа или членастаршей княжескойдружины стоило80 гривен. Убийствопростого свободногочеловека – 40гривен. В 20 гривеноценивалисьтяжкие увечьяи убийствоженщины… «РусскаяПравда какбудто говоритпреступнику: бей, воруй сколькохочешь, толькоза все платиисправно потаксе», – печальнозаключаетКлючевский.
РУССКАЯПРАВДА — КОДЕКСКАПИТАЛА.
Таковыглавные чертыПравды, в которыхможно видетьвыражениегосподствовавшихжитейскихинтересов, основных мотивовжизни старогокиевскогообщества. РусскаяПравда естьпо преимуществууложение окапитале. Капиталслужит предметомособенно напряжённоговнимания длязаконодателя; самый труд, т.е. личностьчеловека, рассматриваетсякак орудиекапитала: можносказать, чтокапитал — этосамая привилегированнаяособа в РусскойПравде. Капиталомуказываютсяважнейшиеюридическиеотношения, которые формулируютзакон: последнийстроже наказываетза деяния, направленныепротив собственности, чем за нарушениеличной безопасности.Капитал служити средствомвозмездия зате или другиепреступленияи гражданскиеправонарушения: на нём основанасамая системанаказаний ивзысканий. Самолицо рассматриваетсяв Правде нестолько какчлен общества, сколько каквладетель илипроизводителькапитала: лицо, его, не имеющее, и производитьне могущее, теряет правасвободногоили полноправногочеловека; жизньженщины ограждаетсятолько половиннойвирой. Капиталчрезвычайнодорог: прикраткосрочномзайме размермесячного ростане ограничивалсязаконом; годовойпроцент определёнодной статьейПравды «в треть», на два третий, т. е. в 50%. ТолькоВладимир Мономах, став великимкнязем, ограничилпродолжительностьвзимания годовогороста в половинукапитала: такойрост можно былобрать толькодва года и послетого кредитормог искать надолжнике толькокапитала, т. е.долг становилсядалее беспроцентным; кто брал такойрост на третийгод, терял правоискать и самогокапитала. Впрочем, при долголетнемзайме и Мономахдопустил годовойрост в 40%. Но едвали эти ограничительныепостановленияисполнялись.В упомянутыхвопросах Кирикаепископ даётнаставлениеучить мирянбрать лихвумилосердно, полегче — на 5кун 3 или 4 куны.Если речь идёто годовом займе, то вскоре послеМономаха милосерднымростом считали60 или 80%, в полторараза или вдвоебольше узаконенного.Несколькопозднее, в XIII в., когда торговыйгород потерялсвоё преобладаниев народнохозяйственнойжизни, духовныепастыри находиливозможнымтребовать«лёгкого» роста- «по 3 куны нагривну или по7 резан», т. е. по12 или по 14%. Такоезначение капиталав Русской Правдесообщает ейчёрствый мещанскийхарактер. Легкозаметить туобщественнуюсреду, котораявыработалаправо, послужившееоснованиемРусской Правды: это был большойторговый город.Село в РусскойПравде остаётсяв тени, на заднемплане: ограждениюсельскойсобственностиотведён короткийряд статейсреди позднейшихчастей Правды.Впереди всего, по крайнеймере, в древнейшихотделах кодекса, поставленыинтересы иотношениясостоятельныхгородскихклассов, т. е.отношенияхолоповладельческогои торгово-промышленногомира. Так, изучаяпо РусскойПравде гражданскийпорядок, частныеюридическиеотношениялюдей, мы и здесьвстречаемсяс той же силой, которая такмогущественнодействовалана установлениеполитическогопорядка во всёпродолжениеизучаемогонами первогопериода: там, в политическойжизни, такоюсилой был торговыйгород со своимвечем; и здесь, в частном гражданскомобщежитии, является тотже город с тем, чем он работал,- с торгово-промышленнымкапиталом. Мыкончили довольнопродолжительноеи детальноеизучение РусскойПравды. Участвуяв нём послеразбора Начальнойлетописи, вы, вероятно, нев первый разспрашивалисебя, соблюдаюли я соразмерностьв изложениикурса, ограничиваясьбеглым обзоромисторическихфактов и такдолго останавливаяваше вниманиена некоторыхисторическихисточниках.Я вижу этунесоразмерность, но допускаюеё не без расчёта.Следя за моимобзором историческихфактов, вы усвояетеготовые выводы; подробно разбираяпри вашем участииважнейшие идревнейшиепамятники нашейистории, я желалнаглядно показатьвам, как этивыводы добываются.В следующийчас мы сделаемещё один опытподобногоразбора.
Ожекто скота (а)взищеть
43.Аже кто взищетькунъ на друзе, а онъ ся начнетьзапирати, тооже на нь выведетьпослуси, то типоидуть нароту, а онъ возметьсвое куны; занеже не далъ емукунъ за многолетъ, то платитиему за обиду3 гривны.
К ст.43. а) В текстепервоначальнобыло слово«скота», переправленноена «кун» («ожекто кунъ взищеть»).
В случаеотказа платитьденьги делорешалось спомощью свидетелей, причем должник, не отдавшийденег – замного летъ –платил заобиду 3 гривны.Решающим былопоказаниесвидетелей– послухов.Слова – «замного лет», –по мнениюСтрумилина(28), указывают«на моментзаключенияоспариваемогодоговора (впрошлое время, несколько леттому назад)».
44.Аже кто купецькупцю дастькуплю в куны(а) или в гостьбу, то купцю предпослухи кунъне имати, послусиему не надобе, но ити ему самомуроте, аже сяпочнеть запирати.
К ст.44. а) В Пушк. «вкуплю дастькуны».
Помнению Владимирского-Буданова, дело разрешаетсяличною присягоюкредитора.Однако смыслстатьи обратный.Купец не долженбрать денегперед послухами, но идет сам кроте, если егобудут обвинятьв присвоенииденег, а он будетотказываться.Передача денегдругому лицуоснована надоверии к нему.Гетц (II, 226)справедливоуказывает, чтов ст.45 (опоклаже) к ротедолжен идтитот, у кого лежалтовар. Различиемежду куплейи гостьбой втом, что купля– торговыеоперации внутригорода или вприлегающейк нему местности, гостьба –торговля синоземнымии вообще отдаленнымистранами. Рожковсчитает, чторечь идет окупеческихтовариществахна вере. Этоподтверждаетсявыражением«в куплю илив гостьбу»; «воснову положенодоверие к известномулицу, к егодобросовестности, так как свидетелисовершеннонеуместны иизлишни»(192–193). Купец связанс другим купцом«складьством», общим участиемв торговомтовариществе.Это – указаниена организациюторговли вдревней Руси(Тихомиров.Города, 142–143).
О поклажаи
45.Аже кто поклажаикладеть оу коголюбо, то ту послуханетуть; но оженачнеть большимьклепати, томуити роте оукого то лежалътоваръ: а толкоеси оу менеположилъ занеже ему въ бологоделъи хоронилътоваръ того.
Передачана хранениетовара илиимущества(поклажи) происходитбез свидетелей.При обвинениив утайке (начнетьболшимь клепати)идет к присягетот, кто хранилпоклажу, потомучто он благодеялъ, т.е. оказывалуслугу. В испорченнойстатье ПсковскойСудной грамотыдоказательстваневиновноститакже представляютсяна волю хранившеготовар или имущество:«хочетъ самъпоцелуетъ(крестъ) или наполе лезеть, или у крестаположитъ своемуисцу». По ПсковскойСудной грамотетакое хранениетоваров илиденег носилоназвание «сблюдение».Порядок этотдержался сдавнего времени, как показываетодин из рассказовПечерскогоПатерика о двухкиевлянах («дванекаа от великыхграда того»), один из которыхоставил своегосына Захариядругому напопечение идал ему своиденьги «насъблюдение»(ПечерскийПатерик, стр.9).
О резе
46.Аже кто даетькуны в резъ, или наставъв медъ, или житово просопъ, топослухи емуставити, какося будеть рядилъ, тако же емуимати.
Следуетчитать медъв наставъ. Деньгидавались впроценты (върезъ), зерно –в присоп (илипросопъ), а медъ– в настав, т.е. с условиемвозвращенияссуды продуктамис надбавкой.Термин во просопъДубенскийпроизводитот глаголаприсыпати, «каки поныне делают, т.е. дают взаймызерно под гребловровень с краями, а обратно принимаютот должникав уплату верхом: верх этот называлсяприсопъ» (Рус. Дост., вып. II, стр.80).
О месячнемьрезе
47.О месячныирезъ, оже замало, то иматиему; заидутьли ся куны дотого же года, то дадять емукуны въ треть, а месячныи резъпогренути.Послуховъ лине будеть, абудеть кунъ3 гривны, тоити ему просвое куны роте; будеть ли болекунъ, то речиему тако: промиловалсяеси, оже еси неставил послуховъ.
Указанытри вида процентов: месячные, третныеи годовые.Кратковременныймесячный резбыл в то же времясамым тяжелым.Поэтому еслимесячные процентывзимались втечение года, то их надо былоделать третными.О величине этихвидов процентовимеются различныемнения. Наиболеепростое объяснениеследующее:«Один рез законныйравнялся10 кунам (см.ст. 49), чтосоставит20 процентов, полагая в гривне50 кун. Два резадозволено былобрать в треть(за мало днии); два реза, конечно, были вдвоебольше одного, что составит20 кун на гривнуили 40 процентовв треть… Точнотакой же процентсуществовалв XV и XVI веках:«как в людяхидет, на пятьшестой» (Н.Аристов.Промышленностьдревней Руси.СПб., 1866, стр.217–218).Стоимостьденег, даваемыхв проценты безсвидетелейне должна былапревышать3 гривны. Подругому предположению, взимание резовв треть соответствуетполучениюпроцентов потретям года.По ВопрошаниюКирикову(XII в.): «аще по5 коуне даль, а 3 кунывозми или4». Ключевскийсчитает, чтослова – «куныв треть» – обозначалиполучениепроцентов «надве третий», то есть на100% шло 50%. (См.примечаниек ст. 48.) Регулированиерезов сделанов интересахростовщиков, а не было ограничениемпроцентов.Присяга («рота»)ростовщикасчиталасьдоказательствомего правоты.Только привзимании суммыболее чем в3 гривны требовалисьсвидетели-послухи.
ОуставъВолодимерьВсеволодича
48.ВолодимерьВсеволодичь, по Святополце, созва дружинусвою на Берестовемь: Ратибора Киевьскоготысячьского, ПрокопьюБелогородьскоготысячьского, СтаниславаПереяславьскоготысячьского, Нажира, Мирослава, Иванка ЧюдиновичаОлгова мужа, и оуставилидо третьягореза, оже емлетьвъ треть куны; аже кто возметьдва реза, то тоему исто; пакили возметь трирезы, то истаему не взяти.
ВладимирВсеволодовичМономах созвалдружину в селеБерестове подКиевом. В совещаниипринималиучастие тысяцкие– киевский, белгородский(пригород Киева)и переяславский, так как именнотысяцкие ведалигородским судоми имели прямоеотношение кторговле (вНовгородетысяцкий былпредседателемторговогосуда). Из перечисленныхлюдей известнылишь Ратибор, сидевший в1079–1081 гг. посадникомв Тьмутаракани, Иванко Чюдинович– вероятно, сын Чудина, известногопо КраткойПравде; он былОльговым мужем, т.е. был бояриномОлега СвятославичаЧерниговского(умершего в1115 г.). Мирославупомянут в1134 г.: «принесенабысть дъскаоконечная гробагосподня Дионисьемъ, послал бо беМирослав»(Ип. л., стр.212).Под 1136 г.упомянуто, чтосреди переяславцевбыл убит СтаниславДобрый Тудкович.Замечательно, что имя Нажирпринадлежалотакже одномупереяславцу, упомянутомупод 1162 г. (тамже, стр. 214 и354). По-видимому, Владимир вошелв Киев со своимилюдьми. Совещаниена Берестовомпроизошло послевосстания вКиеве, вспыхнувшегов связи со смертьювеликого князяСвятополкаИзяславичаи приглашениемВладимираМономаха. Восстаниебыло направленопротив ростовщикови тысяцкогоПутяты, дворкоторого былразграблен(там же, стр.198).Повидимому, совещание наБерестове былосозвано передвъездом Владимирав Киев. Смыслпостановленияо резах следующий: если кто беретденьги по третям, то имеет праводва раза братьпроценты иполучить выданнуювзаймы сумму(исто); кто возьметтри реза, теряетправо на получениесуммы обратно.Это подтверждаетвзгляд Ключевского, что «куны втреть обозначалиполучениепроцентов: на100% – 50%. Два раза«в треть» давалиобщую суммудолга – «исто».
49.Аже кто емлетьпо10 кунъот лета на гривну, то того не отметати.
Считая50 кунв гривне, получаем20% годовых(от лета), которые разрешалосьбрать.
Ажекоторыи купецьистопиться
50.Аже которыикупець, кделюбо шедъ съчюжими кунами, истопитьсялюбо рать возметь, ли огнь, то ненасилити ему, ни продати его; но како начнетьот лета платити, тако же платить, зане же пагубаот бога есть, а не виноватъесть; аже липропиетьсяили пробиеться, а в безумьичюжь товаръиспортить, токако любо темъ, чии то товаръ, ждуть ли ему, а своя имъ воля, продадять ли, а своя имъ воля.
Длякупца, товаркоторого утонулво время переездана море иличерез реку(истопится, т.е. утонет) илипогиб во времявойны (ратьвозметь) илиот пожара (огнь), предоставляетсярассрочка. Вслучае же винысамого купца, когда он пропьеттовар или пробьется, дело решаетсясамими кредиторами.Слово пробьетсяговорит обобычае ставитьтовар в закладпри спорах, какоб этом упоминаетсяв былине о Садко.Эта статья былаиспользованав Судебнике1497 г.: «О займех.А которой купець, идучи в торговлю, возмет у когоденги или товар, да на пути унего утеряетсятоваръ безхитростно, истонет, илизгорить, илирать возметь, и боярин обыскавъ, да велит датитому диакувеликого князяполетную грамотус великогокнязя печятию, платити исцевуистину безросту. А кто укого взявшичто в торговлю, да шед пропиет, или иным какымбезумием погубиттовар свой безнапраздньства, итого исцю вгибели выдатиголовою напродажу» (СудебникиXV–XVI вв., М.,1952, стр.27). Отермине продадятьсм. след. ст. Купецторгует чужимтоваром и начужие деньги(куны), следовательно, в кредит. Такимобразом, и этастатья заставляетпредполагатьо существованиикупеческихтовариществна вере, на«складьстве».В ней показанаторговля счужими странамиили отдаленнымигородами иобластями.Купцам в дорогеугрожают нетолько стихийныебедствия (пожар, кораблекрушение), но и нападение– «рать возметь»).
О долзе
51.Аже кто многимъдолженъ будеть, а пришедъ господь(а) изъ иногогорода иличюжеземець, а не ведая запуститьза нь товаръ, а опять начнетьне дати гостикунъ, а первиидолжебитиначнуть емузапинати, недадуче емукунъ, то вестии на торгъ, продатиже и отдати жепервое гостиныкоуны, а домашнимъ, что ся останетькунъ, тем же сяподелять; пакили будуть княжикуны, то княжикуны первоевзяти, а прокъв делъ; аже ктомного резаималъ, не иматитому.
К ст.51. а) В другихсписках вместо«господь»написано «гость», что и должнобыть по смыслу.
Гость– купец издругого города, чюжеземець– иностранныйкупец. Такоеже постановлениеимеется в проектедоговора Смоленскас немцамипол. XIII в.:«или немьчьскыйгъсть въ дългъдасть Смоленьскесвои тъварърусину, ачедълженъ боудътъинемъ, Немъчъскомоугъстьи напереде, възати». Приразделе имуществадолжника спервасвою долю получаеткнязь, затемгости, остальное(прок) идет враздел. О фразе:«то вести и наторгъ продати»– имелисьразные мнения.М.А.Дьяконовсчитает, чтотермин « продати»обозначалдействительнуюпродажу разорившегосякупца в рабство.Б.Д.Греков думает, что речь идето продаже имущества, так как от продажикупца в рабствоедва ли можнобыло получитьстоль значительнуюсумму, чтобыхватило расплатитьсяс кредиторами, среди которыхимеется дажекнязь (стр.179).Однако славянское(например, далматское)законодательствознает продажунесостоятельногодолжника врабство. Вопросрешается бесспорнымсвидетельствомпроекта договораНовгорода сЛюбеком 1269г. о продаже вхолопствонесостоятельногодолжника: «апоручится женаза своего мужа, и итти ей в холопствоза долг вместесо своим мужем»(Грамоты Вел.Новгорода, стр.61).