Реферат по предмету "Исторические личности"


Ремесло техника и транспорт Древнего Египта

Работапо историимировых цивилизаций
потеме:

РЕМЕСЛО, ТЕХНИКА И ТРАНСПОРТДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Выполнил: ученик 10 «В»класса, школы№653СУХАРЕВ РУСЛАН
МОСКВА
1998 год

ПЛАН

Введение
Ремесло и его техника:
а)Гончарное
б)Стекольное
в)Изготовлениекирпича-сырца, процесс и технологиястроительствапирамид
г)Столярное
д)Металлургия
е)В мастерскойу кожевникаи ткача
Транспорт:
а)Колесницы
б)Водный транспорт

ВЕДЕНИЕ
Переходот присваивающегохозяйствасобирателей, охотников ярыболовов кпроизводящемупищу хозяйствуземледельцеви скотоводовпроизошелвЕгипте в серединеV тысячелетиядо н. э. в результатеусовершенствованиякаменныхорудии труда.На основанииархеологическихнаходок известно, что жителинеолитическихпоседенииЕгипта не толькозанималисьземледелиеми приручениемдиких животных, но умели ииспользоватьи обрабатыватьмягкие и дажетвердые каменныепороды кость, глину и дерево.
ПРОРЫВВ МЕТАЛЛООБРАБОТКЕ.НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Периодрасцвета Среднегоцарства преждевсего характеризуетсяпрорывом наметаллургическомфронте. От временXII династиисохранилосьнемало предметов, в которыхзафиксированопределенныйрезультатпопыток приданиямеди диктуемыхпотребителемтого временикачеств: твердости,износостойкости,прочности.В Переходныйпериод добавкик меди встречаютсяразнообразные, однако магистральныйпуть улучшениясвойств медныхсплавов нащупанне был. А вотпосле того, какна престолевоцаряютсяпотомки АменемхетаI, стали появлятьсяизделия гдесплав меди соловом настолькоблизок в процентномотношении кбронзе, чтопоявлениенеобходимыхдобавок внезначительныхобъемах становитсяпросто вопросомвремени. Причемвесьма важно, что из новогосплава выполненынекоторыеорудия производства(скребки, сверла, резцы), чтосвидетельствуютоб осознанномприменениинайденногорецепта улучшенияхарактеристикизделий измеди.
Ибо(если быть совершенноточным) с оловоммедь начинаютсплавлять вконце Переходногопериода: существуютнесколькостатуэток, датируемыхгодами Х—Х1династий ивыполненныхиз подобногосплава. Но отсутствиеприкладногозначения сделанногооткрытая говоритскорее о егослучайности, чем о результативностипланомерногопоиска решенияпоставленнойзадачи. Несмотряна то, что процентноесоотношениемежду чистомедными изделиямии их бронзовымианалогами(употребляяобозначение«бронза» длясплавов медис оловом, необходимоучитывать, чтов Древнем Египтезначение термина«бронза» несколькоотличалосьот современного, и, скорее всего, подразумевалоруду, из которойвыплавляласьмедь: «бронзу»(а точнее, слово, которое принятопереводитьподобным образом)в Египте «добывалив рудниках», за ней отправлялисьв экспедициив горные районы)менялось годот года в пользупоследних, всеже новая массавещей изготовляласьпо-прежнемуиз меди бездополнительногоприплава. Районы, где попадаютсяизделия избронзы, достаточнообширны, но всеже можно выделитьнесколькоочагов металлургическогопромысла, гдебыла освоенатехнологияизготовлениясплава — По периметрурайонов попаданиеизделий избронзы, видимо, случайное, связанное сестественнымраспространениеминструментовторговцамии артелямимастеров. Очаги«бронзового»производствапрактическивсе расположеныдостаточноблизко к месторождениям, олова, и следует, видимо, сделатьвывод о закономернойслучайностиоткрытия нужногосостава сплава, Вызваннойгеографическойсоотнесенностьюареалов обработкимеди и олова.Кроме измененийв структуреметалла, изкоторогоприготовлялисьорудия труда, происходитобогащениеноменклатурыизделий. В Среднемцарстве значительноусложнилосьустройствометаллическихинструментов, многое свидетельствуето комплектностииспользованияодной и той жеосновы дляпроведенияразличных работв быту производстве.Появляютсясъемно-накладныеприставкиизделию, и, сменяянасадки, можнобыло теперь, к примеру, скрести, сверлить изачищать отверстия.Можно отметитьулучшениеконструктивныхсвойств известныхиздревле и, казалось бы, практическине поддающихсяусовершенствованиюпредметов.Например, топорв период Среднегоцарства за счетпоявленияособого шипана основанииметаллическойчасти, позволившегоплотнее захватитьтопорище, сталболее надежным.Это дало возможностьсделать болеемассивнымострие, улучшитьрычаговыекачества инструментаи одновременноза счет искривлениярукоятки облегчитьтруд работника.Хотя уже самопо себе обладаниеорудиями трудаиз металлаоблегчалоработу тому, кто имел возможностьприобрестидостаточнодорогой ималодоступныйинструмент.
Впериод Среднегоцарства продолжаютбытовать ивстречатьсядостаточношироко каменныеизделия. В городскихразвалинахвремен XII династиив несколькихдесятках километровот столицы близцарской (!!!) пирамидыбыли найденыкремниевыетопоры, тесла, ножи, мелкиескребки илиножички, лезвиясерпов. Там жебыла обнаруженакожаная сумка, в которой лежалибок о бок остаткимедных орудийи фрагментыинструментовиз кремния. Каки встарь, мастер, очевидно, предпочиталпоберечь дорогойинструментиз меди длядоводки изделия, и черновыеработы проводилкаменнымирезцами и теслами.И это близ столицы!
Впровинции, гдеуровень жизнибыл на порядокниже, нередкимбыло почтиполное отсутствиев арсеналеремесленникаизделий изметалла. Вынужденновся работапроизводиласькремниевымиорудиями, производствокоторых, естественно, сохранялосьи расширялось.Изготовлениекремниевыхножей запечатленона несколькихрисунках периодаXI—XII династий, причем художникявно не понаслышкебыл знаком сдеталями процессаобработкикремня. Возможно, в подобномсосуществованиибронзовых икаменных изделий— авангардаи арьергардатехническогопрогресса —или опережавшихосновную массумедных изделий, или архаичновыглядевшихна их фоне, следуетвидеть последствиявременногопревращениямеди на внутреннемрынке в эквивалентторговогообмена, приобретения
этимметалломдвойственногозначения. Водних случаяхего ценностьопределяласьпо одним критериям, в других — повторым. Однакопостепенномедь в качествеI общего эквивалентавытесняласьв период Среднегоцарства золотоми серебром.Соответственноуменьшаетсяи употреблениекаменных орудийв строительствеи на производстве.Способствовалоснижению спросана медные изделия использованиеновых породкамня в Египтепериода Среднегоцарства. Объединениестраны сделаловозможнымварьированиематериала, поиск наиболееподходящегодля нужд строительства.Чаще всегопо-прежнемуиспользуютизвестняк, особенно привозведениихрамов и гробниц, но
вместес тем растетприменениекрасного гранита, добывавшегосяв каменоломняхАсуана, алебастраи песчаника.
Впериод Среднегоцарства произошелеще один технологическийпрорыв египетскойцивилизации.В долине Нилабыло освоеностеклоделие.Потенциальнаяважность этогооткрытия весьмавелика. Этимсамым обогащалисьвозможностиювелиров, людейзанимавшихсяизготовлениемпосуды и врачеванием.ВЕгипте Среднегоцарства продолжаласовершенствоватьсядеревообработка(несмотря нато, что леса всвязи с переменойклимата исчезаютпрактическиполностью)Свидетельствомискусностирезчиков подереву служатизображенияи хорошо сохранившиесяпредметы, изготовленныев большинствеслучаев изпривозногодерева, в частности, из ливанскогокедра или киликийскойсосны. Для обработкидерева существовалдостаточнобольшой наборразличныхинструментов, в том числетопоров, пил, тесел, резцов, сверл и колотушек.Широкогораспространениядостигло ткацкоедело. Из льнаумели изготовлятьнесколько видовтканей: плотную, грубую парусину, мешковину, платьевую тканьразличнойтолщины вплотьдо тончайшей, шедшей наизготовлениеодеяний жрецов.Научилисьделать тканиплиссированные.Работа веласьобычно на низкихгоризонтальныхстанках изображенияи модели которыхпопадалисьне раз археологам.В Египте Среднегоцарства развиваетсятакже плетениекорзин и циновокиз тростника, камыша и папируса, обработка кожи.Однако основнымзанятием египтянпо-прежнемуостается земледелие.
Появлениемедных орудийспособствоваловыработкиновых способовобработкикамня, кости идерева, а следовательно, значительномуповышениюпроизводительноститруда и уровнямастерства.Особенно увеличилоськоличествои качествоорудий земледельческоготруда, которыепозволилинаселениюосушить болотаи создать системубассейновогоорошения, чтозначительнорасширилоплощадь пахотныхземель. Развитиеземледелия, основанногона ирригации, и скотоводствапривело к излишкупродуктовсельскогохозяйства, который населениесмогло употребитьна содержаниеремесленников, жрецов и представителейвласти. Такимобразом, появлениемедных орудийтруда вызвалозначительныйпрогресс вразвитиипроизводительныхсил и создалоусловия дляотделенияремесла отсельскогохозяйства ивозникновенияраннеклассовогогорода как егоцентра.
РЕМЕСЛОИ ЕГО ТЕХНИКАГОНЧАРНОЕ
Однимиз древнейшихпроизводствв Египте былогончарное: глиняные горшкииз грубой, плохоперемешеннойглины дошлидо нас от эпохинеолита (VI-Vтысячелетиядо н.э.). Изготовлениекерамическойпосуды началось, как и в современномЕгипте, с размешиванияногами глины, политой водой, к которой иногдадобавлялимелкорубленуюсолому – дляуменьшениявязкости глины, скорейшеговысыхания ипредотвращенияпри этом чрезмернойусадки сосуда.
Формовкасосудов внеолитическийи додинастическийпериоды производилосьвручную, позднеев качествевращающейсяподставки сталиприменятькруглую циновку– предшественницугончарногокруга. Процессработы на гончарномкруге изображенна росписи вгробнице Среднегоцарства вБени-Хасане.Под ловкимипальцами формовщикаглиняная массапринимала формыгоршков, мисок, чаш, кувшиновкубков, большихсосудов состроконечнымили закругленнымдном. В росписинового царствасохранилосьизображениебольшого глиняногоконуса, сформованногона гончарномкруге, — сосудделают из еговерхней части, которую отделяютот конуса бечевкой.При изготовлениибольших горшковформовалисначала нижнююего часть, азатем верхнюю.После того каксосуд был сформован, его сначаласушили, а затемобжигали.Первоначальноэто делали, вероятно, прямона земле — накостре. На рельефев гробнице Тиимы видим изображениегончарной печииз глины, напоминающейрасширяющуюсякверху трубу; дверца печи, через которуюзагружалитопливо, расположенавнизу. Высотапечи на росписиНового царствав два раза большечеловеческогороста, а таккак сосуды внее загружалисверху, то гончаруприходилосьподниматьсяпо лестнице.
Египетскаякерамика вхудожественномотношении неможет сравнитьсяс греческой.Но для разныхпериодов можновыделить ведущиеи в то же времянаиболее изящныеформы сосудов, особенно длядодинастическогопериода. Длятасийскойкультуры характерныбокаловидныесосуды, расширяющиесячашеобразнов верхней части, черного иликоричнево-черногоцвета с процарапанныморнаментом, залитым белойпастой, длябадарийской– керамикамногообразныхформ, покрытаякоричневойили краснойглазурью, счерными внутреннимистенками икраем. Сосудыкультуры НагадаI– темногоцвета с белыморнаментом, НагадаII –светлые с красныморнаментом.Наряду с геометрическимбелым орнаментомна сосудахНагада Iпоявляютсяизображениефигур животныхи людей. Во временаНагада IIпредпочиталиспиралеобразныйорнамент иизображенияживотных, людейи лодок. Во временаНового царствагоршечникинаучилисьрасписыватькувшины и сосудыразличнымисценами, заимствованнымииногда у резчиковпо камню и дереву, но чаще порождаемыесобственнойфантазией, — встречаютсягеометрическийи цветочныйорнаменты, изображениявиноградныхлоз и деревьев, птиц, пожирающихрыбу, бегущихживотных.
Цветкерамики зависелот сорта глины, облицовки(ангоба) и обжига.Для ее изготовленияупотреблялиглину в основномдвух сортов: коричнево-серогоцвета с довольнобольшим количествомпримесей(органических, железистыхи песка), котораяпри обжигеприобреталакоричнево-красныйцвет, и серуюизвестковуюпочти безорганическихпримесей, приобретающуюпосле обжигаразные оттенкисерого цвета, бурую и желтоватуюокраску. Первыйсорт глинывстречаетсяповсюду в долинеи Дельте Нила, второй – лишьв немногихместах, преждевсего в современныхцентрах гончарногопроизводства– в Кенне и Белласе.
Самаяпримитивнаякоричневаякерамика, частос темными пятнамив результатеплохого обжига, изготовляласьво все периоды.Хорошего красноготона сосудовдостигаливысокой температуройпри бездымномобжиге в заключительныйстадии илиоблицовкойиз жидкой красной( железистой)глины. Черныесосуды получали, зарывая ихраскаленнымипосле обжигав мякину, котораятлела от соприкосновенияс ними и сильнодымила. Чтобысделать у красныхсосудов черныйверх или внутренниестенки, коптящеймякиной покрывалитолько этичасти. До обжигана сосуды моглинакладыватьсветлую глину, разведеннуюводой, котораяне только повышалаводонепроницаемость, но и придавалаим после обжигажелтоватыйтон. Врезнойорнамент, заполненныйбелой глиной, и росписькрасновато-коричневойкраской (окисижелеза) на тонкойоблицовке белойглиной наносилисьдо обжига. Современ Новогоцарства светло-желтыйгрунт расписываликрасками послеобжига.
СТЕКЛО
Каксамостоятельныйматериал стеклостали использоватьсо времени XVIIдинастии.Особеннораспространенооно было впоследующую,XVIIIдинастию.От времениНового царствадошли стеклянныевазы, свидетельствующиео зарождениипроизводствастеклянноймозаики. Составстекла былблизок современному(силикат натрияи кальция), нооно содержаломало кремнеземаи извести, большещелочи и окисижелеза, благодарячему моглоплавиться приболее низкойтемпературе, что облегчалоизготовлениестеклянныхизделий. В отличиеот современного оно большейчастью совсемне пропускалосвета, иногдапросвечивало, еще реже – былопрозрачным.
Вдревнем Египтеприменяли такназываемое«катанное»стекло. Егоплавили в тиглях, и только послевторой плавкионо приобреталодостаточнуючистоту.
Передтем как изготовитькакую-нибудьвещь, ремесленникбрал кусокстекла и сноваего разогревал.Для того чтобысделать сосуд, мастер сначалалепил подобиетакого сосудаиз песка; затемэту форму облеплялимягким тёплымстеклом, насаживаливсё на длинныйшест и в такомвиде прокатывали; от этого поверхностьстекла становиласьгладкой. Еслисосуд хотелисделать нарядным, с узорами, тона него наматывалиразноцветныестеклянныенити, которыево время прокаткивдавливалисьв ещё мягкиестеклянныестенки сосуда.При этом, разумеется, старалисьподбирать цветатак, чтобы узорхорошо выделялсяна фоне самогососуда. Чащевсего такиесосуды делалисьиз тёмно-синегостекла, а нитибрали голубые, белые и желтые.
Чтобысуметь изготовитьмногоцветноестекло, стекольщикидолжны хорошознать своёдело. Обычнов лучших мастерскихимелись старыемастера, владевшиесекретамисоставленияцветных стекольныхмасс. Путёмопытов мастераустанавливаласьразличнаяокраска стекла, получаласьот добавленияв массу красителей.Для получениябелого цветанадо было прибавлятьокись олова, для жёлтого—окисьсурьмы и свинца; марганец давалфиолетовыйцвет, марганеци медь—чёрный; медь в различныхпропорцияхокрашиваластекло в синий, бирюзовый илизелёный цвет, другой оттеноксинего получалсяот прибавлениякобальта.
Тщательнооберегали своисекреты старыестекольщики, потому чтотолько благодаряэтим знаниямценился ихтруд, и славилисьизделия ихмастерских.

ИЗГОТОВЛЕНИЕКИРПИЧА-СЫРЦА, ПРОЦЕСС И ТЕХНОЛОГИЯСТРОИТЕЛЬСТВАПИРАМИД
С появлениеммедных орудийтруда и развитиемтехники обработкикамня вечныежилища богови умерших –храмы и гробницы– стали строитьиз более прочногоматериала –камня. Но дворцы, дома и крепостипродолжалискладыватьиз кирпича-сырца.Поэтому культовыеи заупокойныесооружениясохранилисьдо наших дней, а гражданскиестроения разрушались.
Изображениесцен формовкикирпича-сырцаи строительстваиз него раннееНового царстване сохранились.Однако этоотсутствиекомпенсируетсяросписью вгробнице верховногосановника XVIIIдинастии Рехмира, на которойдетально изображеныпроцесс изготовлениякирпича-сырцаи его кладкапри сооружениижитницы Амона.Полагают, чтопредставленнаяв гробницестроительнаяплощадка находиласьв Луксоре илиГурне. Она быларасположенавозле небольшогоквадратноговодоема, окруженногодеревьями, изкоторого дваработникачерпали водув большие высокиесосуды с заостреннымдном. Водойувлажняли ил, чтобы он лучшесмешивалсяс соломой, смачивалиего и при формовкекирпичей. Наросписи видно, как двое работниковвскапываютил моты­гамии перемешиваютего. Третийработник меситногами смесьила с соломой.Он же вместес работниками, орудующимимотыгами, наполня­етполученнойсмесью корзинки, которые наплечах переносятк формовщикудругие работники. Работник, формующийкирпичи, аккуратноза­полняетмокрой смесьюпрямоугольнуюдеревяннуюформу, снимаетизлишек еедощечкой исмачиваетповерхностьводой. Последующейстадией работызанят другойформовщик—онодной рукойслегка похлопываетпо ребру перевернутойформы, а другойприподнимаетза ручку еепротивоположныйконец, чтобыбыстро снятьформу, не повредивпри этом кирпич.За работойформовщиковнаблюдаетнадсмотрщик, сидящий наглиняной скамеечке, с палкой в руке.Деревяннаяформа дляизготовлениякирпича быланайдена в поселенииXII в. до н. э. в Кахуне.В таких же формахизготовляютсовременныекирпичи-сырцы.
Процесси техникастроительствапирамид былитрудоемки ипросты. Строительствопирамиды начиналосьс кладки центральногоядра на выровненнойплощадке каменногоплато, для чегоприменялинекоторыепростейшиеприспособления.Ядро пирамидыокружали плотноприлегаю­щимистелами, которыеоканчивалисьступенями-площадками.Каменные плитыядра укладывалигоризонтальнымирядами, стен— с небольшимуклоном внутрь, для достижениябольшей устойчивости.Кладку ядраначинали снизу, облицовку —с верхней площадки.Щели междустеной и ядромзабивали щебнеми кусками оббитогокамня. Кладкуделали па глиняномрастворе, которыйне отличалсябольшой прочностью.Тщатель­ностьюобработкикаменных плит— обтесываниеми полировкой—добива­лисьплотного прилеганияих друг к другу.Археологибезуспешнопыта­лисьпротащить ниткумежду гранямисмежных плит.Чтобы облегчитьподъем большихкаменных плитна верхние рядыкладки, сооружалинаклонныенасыпи изкирпича-сырцаи леса-платформы.Остатки такихнасыпей обнаруженыв Медуме околопирамиды царяХуни и в Гизеоколо пирамидыцаря Хафра.Леса сооружалииз короткихдеревянныхбалок. Блокисоединялисьмежду собойс помощью широкоговыступа — шипа— л соответствующегоему паза в другомблоке. Для поднятиятяжестей при­менялимедные крюкии канаты. Чтобыподнять камни, их, возможно, помещали такжена деревянныекачалки, которыенаклоняли иподпираликлином. Пометки, сохранившиесяпа каменныхблоках, свидетельствуюто том, что ужев каменоломняхделалась разметкаи указывалось, куда долженбыть положенданный блок.Называли такжестроительныйобъект, на которыйотправляликамень. Дляукрепленияперекрытийделали ложныесводы.Нетсомнения, чтосоставлениеточных планови ориентировкапирамид предшествовалиих сооружению.Для того, чтобыпроизводитьрасчеты и вычерчиватьпланы пирамидныхкомплексовс храмами, подземнойсистемой канализациии дренажа дождевойводы, некрополямии пирамиднымипоселениями, зодчие должныбыли обладатьбольшими знаниямине только вобласти строительногодела, но такжев астрономии, практическойгеометрии игидравлике.
--PAGE_BREAK--СТОЛЯРНОЕ
В грандиозномстроительственачиная с Древнегоцарства довольношироко использовалидерево. Пирамидыи храмы не моглибыть построеныбез транспортныхсредств — судов, барж, саней иполозьев, различныхподъемныхсооружений- простых рычагов, лесов-подмостков, распорок, атакже огромногоколичестваорудий — строительныхмотыг, колотушек, молотов, которыеизготовлялииз дерева. Насудах и баржахперевозилискот, зерно, фрукты и овощи.Расширениевнешних сношенийЕгипта потребовалостроительстваморских парусныхкораблей. Большоеколичестводерева расходовалина орудия трудаземледельцев(сохи, мотыги, простые рычаги, коромысла, иразличныеприспособления, которые употреблялив сельскомхозяйстве, — упряжки, клеткидля птиц и мелкихживотных и т.п. Из деревастроили часовни, беседки, делалипотолки, полы, колонны жилыхпомещений, двери, мебель, лари, саркофаги, статуи и мелкиеподелки.
Изображениястолярныхмастерскихна рельефахв гробницахТии и Мерерука(Древнее царство)показывают, как столярыраспиливаютстволы меднымипилами на доски(рис. 16). Тонкиеи неширокиемедные пилыдлиной от 25 до42 см с наклоннорасположеннымизубьями и деревяннымирукояткамибыли известныв Египте с IIIтысячелетиядо н. э. благодарячему египтянес древнейшихвремен умелиизготовлятьдоски и тонкуюфанеру. Распиливаемыйствол привязываливерхней частьюк столбу, вбитомув землю.Согласнораспространенномумнению, в распилдоски вставляликлин, на верхнемконце которогозакрепленкамень-противовес.Клин служилякобы для расширенияраспила по мерепродвиженияпилы, посколькуегиптянам былеще неизвестенее развод(поочередноеотгибаниезубьев в обестороны), необходимыйдля предотвращениязажимания пилыраспиливаемымичастями ствола.Но существуетмнение что клинслужил здесьдля натяженияверевок и закреплениядоски в неподвижномположении.
Столярыстрогали доскимедным теслом, которое заменялодревним египтянамрубанок. Теслобыло привязанок рукояткекожаным ремнемили веревкой.Долотом-стамескойвыдалбливалипаз на доскеили колоде, порукоятке долотабили колотушкой.Пазы выдалбливалидля шипов, посредствомкоторых соединялиотдельные частидеревянныхизделий. Крышкуящика просверливалитрубчатымсверлом — предкомнашего коловорота.Мастер держалодной рукойсверло за головку, другой приводилего в движение, вращая рукоятку.Тиски и верстакбыли неизвестныдревним египтянам.Деревяннуюраму кроватишлифовалималенькимикамнями. Долотом«долбили дверь», теслом ее строгали.
СтолярыДревнего царствауже умели изготовлятьтонкую фанеру, о чем свидетельствуетдеревянныйящик в алебастровомсаркофаге IIIдинастии — онсоставлен изшести слоевфанеры разныхпород дерева(каждый толщинойоколо 5 мм), скрепленныхдеревяннымигвоздиками.Дворцоваямебель, обнаруженнаяархеологамив потайнойгробнице царицыIV династииХетепхерес(кровать, подголовник, два кресла, стул, носилкипортшез и балдахин), позволилаопределитьи другие способыкреплениядеревянныхчастей, известныестолярам Древнегоцарства: связываниекожаными ремнями, которые протягиваличерез небольшие, просверленныев дереве отверстия, соединенияв шип, в лапу иласточкинымхвостом. Ножкикресел, вырезанныев форме анатомическиточно воспроизведенныхлап льва (переданыдаже кровеносныесосуды), а такжепод локотникикресла, украшенныеплавно изогнутымилотосами, показываютсовершенноемастерствостоляров ирезчиков Древнегоцарства.НапротяженииСреднего иНового царстворудия и способыобработкидерева совершенствовались.Медные лезвияорудий постепеннозаменя­лисьбронзовыми, а в период Позднегоцарства — железными.Росписи Новогоцарства показывают, что и тогда встолярныхмастерскихраспил длиннойдоски производилитем же способом, что и в Древнемцарстве, привязавее к столбу.Примитивнаяформа ручнойпилы («лисийхвост») принялаболее современныйвид; кроме того, пересталивставлять клиндля расширенияраспила. Разводпил, возможноизвестный ужеко времениСреднего царства, в Новом царствеповсеместновошел в обиход.Маленькие доскираспиливалисидя не на полу, как в Древнемцарстве, а нанизенькомтрехногомтабурете, упираясьногой в доску, чтобы придатьей устойчивость.Стволы по-прежнемуобтесывалиметаллическимтеслом, за­меняющимрубанок, шлифовалиплоским камнеммелкозернистогопесчаника.Мелкие деталии ножки мебеливырезалидолотом-стамеской.Спорен вопросо времени изобретениятокарногостанка: одниполагают, чтоон стал применятьсялишь в греко-римскийпериод, другие— что он былвведен раньше.Однако точныхдоказательствпоследнегоне имеется, по­сколькуне установлено, были ли ножкинекоторыхстульев и табуретоввырезаны иливыточены настанке.Впервыев это времямебель начинаютфанеровать.Тонкую фанеруумели изготовлятьуже во временаДревнего царства, но скреплялиее де­ревяннымигвоздиками, а с Нового царствафанеру, сделаннуюиз лучших сортовдерева, сталинаклеиватьна менее дорогуюдревесину.Обшитые фанеройстулья былинайдены в гробницеТуи. Росписьна стене в гробницевизира Рехмирапоказывает, как это делалось: столяр ставилклей на огонь, а затем обмазывалим тонкую фанеру, которую приготовилему плотник, после чеготретий мастерполировал ееплоским камнемпесчаника. Клейизвлекали изкостей, кож, сухожилий ихрящей животныхпутем кипячения, выпариванияполученногоотвара и охлажденияв формах, гдеон застывалв твердую массу.
МЕТАЛЛУРГИЯ
Несмотряна то, что медь, добываемаяна Синае, быламягкой, посколькуимела незначительноеколичествопримесей марганца и мышьяка, Древниекузнецы умелиее закаливатьпри помощихолодной ковкии получатьдостаточнотвердый металл.Еще в додинастическиевремена медьдляулучшениякачества сталипереплавлять.Для этой целиупотреблялисьоткрытые керамическиеи каменныеформы. Послеотливки изготовляемоеиз меди изделиеподвергалихолодной ковке.Впоследствии, когда появилисьспециальныещипцы для металла, стали коватьмедь в горячемсостоянии. Приизготовлениикакого-либоорудия илиоружия, напримердолота иликинжала, егорежущий крайотковывалидля отточкии приданиянужной формы.Процесс ковкивызывал изменениекристаллическогосостоянияметалла, прикотором медьстановиласьтверже. Кроменаборов инструментовв гробницахзнати медныеорудия трудабыли найденыархеологамина местах работы- в каменоломняхи копях. На каменныхблоках, из которыхбыли сложеныпирамиды, видныследы толькокаменных имедных орудий.Бронза, т. е. сплавмеди с оловом, тогда еще небыла известна, из меди во временаДревнего царстваизготовлялиорудия дляобработки нетолько дереваи мягких сортовкамня, но такжеи твердогокамня — гранитаи базальта, очем свидетельствуютследы медныхинструментов, оставшиесяна них. Толькоковкой и перековкойорудий древниекузнецы достигалиих поразительнойтвердости.Химическийанализ медныхорудий показал, что со временемметалл терялсвойства, приобретенныековкой.
Со временРаннего царствадля покрытиядеревянныхизделий употреблялитонкую листовуюмедь — ее прикреплялимедными гвоздиками.Водосточныежелоба в пирамидныхи храмовыхсооруженияхбыли выложенымедными листамибез следовприпоя. Химическийанализ медныхизделии показал, что медь никогдане была чистой— из руды в неепопадали такиепримеси, каксурьма, мышь­як, висмут, марганец, железо, никельи олово, Обычнопроцент примесейбыл невелик, но когда онувеличивался, медь становиласьболее твердой.Учитывая это, со времен Среднегоцарства приплавке в медьстали до­бавлятьолово, чтобыполучить болеетвердый и прочныйметалл — бронзу.Более низкаяточка плавлениябронзы и большаятекучестьоблегчалипроцесс еелитья. Производствоискусственногосплава медис оловом означалопрогресс вразвитиипроизводительныхсил — вступлениеобщества даболее высокуюступень цивилизации, в бронзовыйвек.
В позднююэпоху из бронзыотливали статуэтки- сплошными илиполыми внутри.Для этого применялиспособ литьяпо восковоймодели: из пчелиноговоска изготовлялимодель фигуры, которую собиралисьотлить, покрывалиее глиной инагревали — воск вытекалчерез отверстия, оставленныедля заливкиметалла, а наего место взатвердевшуюформу вливалираскаленныйметалл. Когдаметалл застывал, форму разбивалии поверхностьстатуи отделывализубилом. Также отливалиполые фигуры, но воском покрывалиформовочнуюшишку из кварцевогопеска. Этимспособом экономиливоск и бронзу.Несмотря наширокое распространениебронзы во временаНового царства- из нее изготовлялине только орудия, но и оружие(кинжалы, копья, наконечникистрел и т. п.),- изболее дешевоймеди тоже продолжалиделать орудияи различныепредметы. Вгробнице Тутанхамонамедных предметовоказалосьбольше, чем
бронзовых.В МАСТЕРСКОЙУ КОЖЕВНИКАИ ТКАЧА
Существенноеместо средиремесел занималиобработка кожии изготовлениеиз нее различныхпредметовобихода. Египтянес древнейшихвремен умелиобрабатыватьшкуры, которыев изобилиидоставлялипастухи и охотники.Из кожи делалиремни, служившиедля прикрепленияк рукояткерабочей частимногих орудий(топоров, тесел, мотыг), дляскреплениячастей плугаи деталей мебели, бурдюки дляводы, кошели, мешки, чехлыи футляры длясвитков папирусови драгоценныхизделий, пергамент, сандалии, щитыи колчаны, а сНового царства– детали боевыхи парадныхколесниц, конскиесбруи.
Вотперед намимастерскиекожевников.В глубине однойиз них открытадверь в небольшойдворик, на которомгруппа мужчинзанята обработкойшкур. Один кладётв большой глиняныйсосуд шкурыдля вымачивания, а двое другихпринялись заобработкувымоченных, только чтовынутых изсосуда шкур.Один кожевникочищает шкуруот мездры; вруке он держитинструментс несколькимиостриями, похожийна гребень. Егососед удаляетс кожи скребкомшерсть. Очищенныешкуры сновакладут вымачиватьв другие сосуды.
Всамой мастерскойработникизаняты обработкойсовершенноготовых, чистыхи вымоченныхшкур. Часть ихпромазываютгустым слоемжира, а затемначинают мять.Жир впитываетсяв поры кожи, иона становитсягибкой и мягкой.Другие шкуры'просто растягивают, вырезают изних куски нужнойформы и натягиваютих на приготовленныедеревянныеостовы; такполучаютсящиты, колчаны, передки и бокаколесниц. Всёэто высушиваетсяна солнце. Высохнув, кожаные предметыстановятсятвёрдыми ипрочными. Изкожи обработаннойжиром, делаютсандалии, ремни, конские уздечки, ошейники длясобак. Добавивкрасящие вещества, получают цветнуюкожу.
Вмастерскойтесно и душно.Кожи издаютотвратительноезловоние. Краскиразъедаютпальцы работников, шерсть забиваетсяв ноздри.
Однимиз древнейшихвидов египетскогоремесла былоткачество, которое развивалосьиз плетениякорзин. Сохранилисьобразцы неолитических, бадарийскихи додинастическийплетений излистьев финиковойпальмы, различныхтрав и растений.Остатки полотняныхтканей дошлидо нас еще отэпохи неолита.Лен оставалсядо позднеговремени основнымматериаломдля изготовлениятканей, носохранилисьтакже тканииз травяногои тростниковоговолокна.
Мастерскаяткача заваленасвёрткамиразличныхматерий. Тути грубое, дешёвоеполотно, и дорогие, полупрозрачныеткани; естьткани с цветнымиузорами, естьи отороченныебахромой. Здесьпрядут изготовленноев сельскихместностяхльняное волокно.Сначала волокнорастягиваютмежду двумяпалочками иполучают тонкуюнить. Затем еёскручивают, а скрученныенити, так называемую«ровницу», ссучивают спомощью веретенав одну нитьпряжи.
Веретенопредставляетсобой деревянныйстерженёк снадетым на негокаменным илиглиняным пряслицем, оно помогаетверетену вращатьсядолго и равномерно.
Прядильщикивращают в рукахверетёна иссучивают пряжуиз несколькихнитей, обычноиз двух, иногдаи больше; бываетдаже, что числонитей доходитдо двенадцати.Над головамипрядильщиковукреплены встене палки, к которым приделаныкольца. Черезэти кольца ипродеты нитировницы, котораялежит в сосуде, слегка смоченнаядля того, чтобынити шли ровнее.Некоторыепрядильщикипрядут сразуна двух веретёнах: это опытныемастера, хорошознающие своёдело.
Помимопрядильщиков, в мастерскойработают ткачии ткачихи. Ткацкиестанки различногоустройства: некоторые изних расположеныгоризонтально, другие—вертикально.Последний родстанков былизобретёнтолько во временаНового царства.
«ТРАНСПОРТ»
КОЛЕСНИЦЫ
Во временаНового царстварасцвела новаяотрасль деревообделочногоремесла изготовлениеколесниц. В XVIв. до в, э. египтяневывезли изСирии ханаанскиедвухколесныеколесницы илошадей каквоенную добычу.Затем их получалив качестведани. Но уж вовремена XVIII династииегиптяне саминаучилисьизготовлятьколесницы.Археологиобнаружилив Египте мастерскиеНового царства, в которых ещесохранилисьразличныедетали колесниц, причем колесаимели большейчастью четыредеревянныеспицы. Легкиеколесницы стакими колесамив начале Новогоцарства использоваликак боевые, апозднее -какгоночные приохоте на быстроногуюдичь (росписьв гробницеУсерхета XV в.до н. э.) и привыездах знати.В XIV в. до и. э, сталиделать боевыеколесницы, которые ставилина колеса свосемью спицами(рельеф на кузовеколесницыТутмоса III). Вгробнице Иуи, отца фараонаАменхотепаIII, и в гробницеТутанхамона(XIV в. до н. э.) былинайдены колесницыс шестью спицамив колесах. Патакой боевойколесницеРамсес II сражалсяв Сирии (рельефРамессеума).Полагают, чтоколеса с восемьюспицами оказалисьслишком тяжелыми, и от них отказались.Колесницы почтицеликом сделаныиз дерева, большейчастью из вяза, как, например, колесница, сохранившаясяв гробницеТутанхамона.Открытый сзадикузов состоялиз полукруглойгнутой деревяннойрамы, затянутойкожаным плетением, и закругленноюпередка. Спередиколесницаподдерживаласьподпоркой, скрепленнойкожаными ремнямис дышлом. Легкаягоночная колесницаимела толькодеревянныйостов. Кузов
царскихвыездных ибоевых колесницспереди и внижней частибыл обтянуткожей или холстом, украшен позолотой, росписью поналоженнойштукатурке, усыпан драгоценнымии полудрагоценнымикамнями (покрытиене сохранилосьна найденных: колесницах, не изображенона стенныхросписях).
Дляпридания колесницеустойчивостина поворотахкузов укрепляли
наоси так, чтооба конца последнейвыступали посторонам кузова.Например, ширинакузова колесницыТутанхамонабыта 1, 02 м, а длинаоси между колесами— 1, 75 м, т. е. па 73 смдлиннее. Высотапередней частикузова этойколесницы —1, 25 м. На стенныхросписях можновидеть, как вколесничныхмастерскихмастера гнутдерево и вставляютгнутые портав раму основанияколесницы.Колеса былиискусно сделаныиз нескольких, скрепленныхдруг с другомсегментов, выпиленныхиз подходящейпо толщинедоски. Спицытакже большейчастью изготовлялииз скрепленныхкусков дерева.Обод колесачасто обматывали, как и спицы, толстыми ремнямииз свежей кожи, которая привысыханиискрепляладерево. В мастерскойобычно показанаполировка ужеготового колеса, но не обтянутогоеще кожей. Диаметрколеса колесницыТутанхамона– 92 см. Если колесницабыла гоночной, деревянноедышло, закрепленноеремнями у основаниякузова, длябольшей устойчивостизавязывалиремнями и уярма. Поэтомуоно моглоповорачиватьсявокруг шипа.
Еслив начале XVIIIдинастииегипетскиеколесницы ещенапоминалисвоей формойханаанские, то с XIVв. дон. э. Египетскиемастера сумелинайти новуюформу наиболееустойчивыхколесниц. Сэтого времениих опыт стализаимствоватьиноземныемастера.
ВОДНЫЙТРАНСПОРТ
Судостроениемв Египте занималисьс древнейшихвремен, нопервоначальнолодки и небольшиесуда, предназначенныедля плаваниятолько
поНилу или в протокахДельты, связывалииз стеблейпапируса. Сохранилосьмного рисунковна додинастическойкерамике изНагаде и настенах додинастическийи раннединастическихгробниц визображающихлодки и судас каютой посредине(часто сдвоенной).На основанииэтих рисунковвысказываютпредположение, что каюты моглислужить жилищамидодинастическийегиптянам, поскольку вовремя паводкаи после егоспада в нихбыло безопаснеепребывать, чемна суше, и удобнопередвигатьсяпо многочисленнымпротокам иболотам, оставленнымНилом послепаводка.
В стране, где река служилаосновным путемсообщения, судостроениерано сталоважной отрасльюремесла. Ужево временаДревнего царствастроились нетолько речные, но и морскиесуда, которыеплавали вдольвосточногоберега Средиземногоморя в Библ ипо Красномуморю в Пунт.Речные судабыли прогулочными, грузовыми икультовыми, морские – военнымии грузовыми.
Заслуживаетвнимания указаниеГеродота, чтодревнеегипетскиесуда не имелиребер, т. е. строилисьбез шпангоута, Это подтверждаютсохранившиесялодки и изображениястроительствасудов на рельефахв гробницахДревнего царства.Древнеегипетскиесуда были построеныне только безшпангоута, нои без киля иимели малуюосадку, посколькупредназначалисьдля плаванияпо реке, гдеотмели былине редкостью.Ко времениДревнего царствасудостроителив результатедлительногоопыта выработалиопределенныйстандарт длячастей корпусасудна. На основанииизображенийна рельефахразличныхстадий строительстваречных грузовыхсудов удалосьреконструироватьколичество, форму и местоположениесоставныхчастей корпусаплоскодонныхегипетскихсудов. Каждаясторона корпусамонтироваласьиз семи частой: носовой и кормовой, трех досок, поддерживающихплоское днищележащей на нихболее длинной, узкой и слегкаизогнутой доски(она упираласьсвоими короткимисторонами вверхние частикормовой досок), и бор­та, служившегодля прикреплениявесел. Доскикорпуса изготовлялииз акации, сикоморыи ливанскихпород хвойногодерева. Составныечасти корпусасоединялисьпри помощидеревянныхгвоздей, а такжесистемы пазови шипов. На рельефахгробницы Тии(Древнее царство)изображеныразличныестадии строительствагрузовых судов.Сначала стволыдеревьев сгрубо обрубленнымиветвями скоблилии обтесывалипри помощитопоров и теселзатем распиливалимедной пилой.Части корпусасудна соединялисьследующимобразом: в круглыепазы уже положеннойна место доскивбивали шипыили деревянныегвозди, но недо конца. Навыступы шиповнасаживалидоску так чтобыпазы, выдолбленныев ее нижнейчасти, совпалис шипами. Пазыдля шипов пробивалис помощью долоти колотушек, шипам придавалинужную формус помощью тесел.Размеры пазови шипов должныбыли точносоответствоватьдруг другу, поэтому ихзаранее, рассчитывали.Чтобы вогнатьгвозди и шипыв пазы с помощьюбольших деревянныхкувалд требоваласьбольшая физическаясила. Таким жеспособом накладывалиборт судна, ноэта стадияработы быласопряжена сособыми трудностями, поскольку бортабыли оченьдлинными ипритом выгнутыми.Установкойбортов занималисьпо пять рабочихс стороны, а влодке стоялстарший мастерподавая, подаваякоманды. Снаружирабочий поддерживалрычагом накладываемуючасть в середине, двое другихработников, сидя в лодке, держали ееверевочнойпетлей. За этовремя старшиймастер могпроверить, соответствуютли все пазышипам. Убедившись, что шипы и гвоздивошли в своипазы, он давалкоманду к ихзаколачиваниюкувалдами.Сохранилисьнадписи, передающиекоманды старшегомастера. Полагают, что египетскиесуда былипроконопачены, иначе они далибы течь приспуске на воду.При конопачениичасти корпусаперевязы­валибечевками, сплетеннымииз волокнапапируса, какэто представленов росписи однойгробницы вМедуме. Когдасмазка на всехстыках хорошопросыхала, тройной рядбечевки на носуи корме, видимо, снимали, по­сколькуперевязи невидно на изображенияхготовых судов.Морские судане имели шпангоута, были плоскодонными, с малой осадкой, как и речные.При строительствеих в отличиеот речных судовкрепко перевязываликанатами. Канатподнимал носи корму, и этопомо­гало срезатьвысокую волну.Морские суда, которые моглиплавать и поНилу, былиприспособленытолько длякаботажногоплавания. Когдакорпус суднабыл составлени скреплен, приступалик внутреннейи внешней отделке.Теслами снималисьвсе неровностии выступы. Нарельефе гробницынекрополя вДейль-эль-Гебравиизображенработник, которыйвырезает отверстиедля длинногокола, заостренногоснизу и вилообразногосверху. Такиеколы ставилисьна судне наравных расстояниях, чтобы поддерживатьгоризонтальноположенныежерди, образующиекорпус кабины, обтягиваемыйхолстом. Другойработник делаеттопором зарубкуна носу, отмечаяместо для стволаруля.
Судашли вниз потечению Нилана веслах, вверхпо течению присильном ветре, дующем соСредиземногоморя,- напарусе и веслах.При штиле суднотянули бечевой.На грузовыхсудах размещалосьдо восьмидесятигребцов с каждойстороны, тричеловека накорме направлялисудно с помощьюболее длинныхвесел с большимилопастями. Намор­ских судахчисло гребцовдоходило дотридцати, Большаячасть речныхи все морскиесуда были нетолько приспособ­леныпод весла, нои снабженыпарусами. Насудах Древнегоцарства мач­тавысотой в 3/4 длинысудна ставиласьближе к носу, благодаря чемукор­му приходилосьделать вышеноса, как упапирусныхлодок. Мачтасосто­яла.издвух крепкихшестов, сделанныхиз кедровогодерева или думпальмы, которыебыли закрепленына дне судна, крепко связаныдруг с другомнаверху идополнительноскрепленыперекладинами.Но уже со времениVI Династии мачтыстали делатьиз одного шеста.От верхушкимачты шел кфорштевню икорме. Длинныйпарус был укрепленна мачте с помощьюодной реи ипривязан внизук борту. Во временаСреднего царствастали строитьболее крепкиекорпуса ко­раблей, что достигалосьза счет уменьшенияразмеров отдельныхчастей суднаи увеличенияих количества.Впоследствииэто нашло отражениев номенклатуремногочисленныхкорабельныхчастей, упомянутыхв 99-й главе «Книгимертвых». Мачтустали устанавливатьпосредине суднаи парус делалине продольныйкак ранее, апоперечный, укрепляя инатягивая егомежду двумяреями.

Литература:

Всемирная история. Бронзовый век. Т. 2. Минск, 1998
Древний Восток. По ред. акад. В. В. Струве. Учпедгиз. М.,1961
Культура Древнего Египта. «наука» главная редакция восточной литературы. М., 1976
Перепелкин Ю. Я. «Хозяйство староегипетских вельмож». «наука» главная редакция восточной литературы. М., 1988


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.