Реферат по предмету "Исторические личности"


Реформы 60 70-х гг XIX века

МинистерствообразованияРоссийскойФедерации
ТюменскийГосударственныйНефтегазовыйУниверситет
Практическаяработа по истории
Тема:«Реформы 60 –70-х гг. XIXвека»
Выполниластудентка 1курса группыЭАТ-04 заочногоотделения
КурмановаЛариса Мухаметкалыевна
Тюмень
2004
Реформы60 – 70-х гг. XIXвека
План:
Россия в середине XIX века
Подготовка и отмена крепостного права
Судебная, земская, военная и в области образования
Значение.
Список литературы:
Б.В. Леванов «История России. Вторая половина XIX – XX вв.» // Курс лекций; часть 1. — Брянск, “Грани”, 1992.
Федоров В.А. Отмена крепостного права // «История России XIX – начала XX века» — М.: “ПРОСПЕКТ” 2002.
Федоров В.А. Реформы 1863 –1874 гг. // «История России XIX – начала XX века» — М.: “ПРОСПЕКТ”, 2002.
Реформы60 – 70-х гг. XIXвека
A) Россияв середине XIXвека (представление)
Вовторой половинеXIXстолетия Россиябыла самойбольшой посвоей территориидержавой, снаселениемв 126 млн. человек.Вся полнотавласти принадлежаласамодержцу, возглавлявшемусильное централизованноегосударство.Главной опоройцаря выступалидворяне-помещики, занимавшиеведущие постыв государственномуправлении.В распоряжениимонарха находилосьармия, котораядаже в мирноевремя насчитываласвыше миллионачеловек, а такжежандармско-полицейскийаппарат.
Однойиз особенностейстраны являетсяее расположениена стыке двухтипов цивилизации– восточнойи западной. Сполуазиатскойопорой монарховв виде общинывнизу.
В30 – 50-е гг. XIXвека конфликтмежду развитиемпроизводительныхсил страны исковавшей ихсистемой крепостногохозяйствавымелся в формукризиса. Техническая, промышленнаяи административнаяотсталостьРоссии послужилапоражениемв Крымскойвойне (1853 – 1856). Экономикаи финансы страныбыли расстроены, отставаниеот ведущихкапиталистическихгосударств, Европа сталотаким, что Россиигрозило опасностьоказатьсянавсегда внепутей мировойцивилизации.Взволнованноеобщественноемнение требовалоперемен.
B) Подготовкаи отмена крепостногоправа
Предпосылки и подготовка крестьянской реформы
Александр IIкак реформатор
19февраля 1855 г. нароссийскийпрестол вступилАлександр II(1818 — 1881) – старшийсын НиколаяI.Со вступлениемего на престолво всех слояхрусского обществапробудилисьнадежды насерьезныеперемены.
Посвоей натуреАлександр IIне был реформатором.Николай привлекАлександра– к участию вгосударственныхделах: ввел егов состав Государственногосовета и Сената, назначалпредседателемдвух секретныхкомитетов покрестьянскомуделу 1846 и 1848 гг. в1848 г. АлександрIIодобрял жесткиемеры НиколаяI.
Однако, вступив напрестол, Александрнашел в себемужество признатькрах политическойсистемы своегоотца и необходимостьсерьезныхперемен. Ужев первый годего царствованиябыл сделан рядпослаблений.Но среди первостепенныхи неотложныхзадач, вставшихперед АлександромII, была отменакрепостногоправа.
Предпосылки крестьянской реформы
Предпосылки, которые в конечномсчете привелик отмене крепостногоправа в России, складывалисьуже давно. Впоследниедесятилетияперед реформой1861 г. они выражалисьв первую очередьв углублениисоциально-экономическихпроцессовразложениякрепостничества.Другой важнойпричиной явилсясоциальныйфактор – нарастаниеиз десятилетияв десятилетиекрестьянскихбунтов.
«Крестьянскийвопрос» давносерьезно беспокоилроссийскоесамодержавие, а в царствованиеНиколая Iон приобрелособую остроту.При нем разрешениякрестьянскоговопроса былосоздано 9 секретныхкомитетов, однако они недали существенныхрезультатов.
Впервыео необходимостиотмены крепостногоправа АлександрIIофициальнозаявил в краткойречи, произнесеннойим 30 марта 1856 г.перед представителямимосковскогодворянства.Упомянув освоем нежеланиисейчас «датьсвободу крестьянам», царь вынужденбыл в то же времясказать онеобходимостиприступитьк подготовкеих освобожденияввиду опасностидальнейшегосохранениякрепостногоправа, указывая, что «лучшеотменить крепостноеправо сверху, чем ждать, когдаоно будет отмененоснизу». Сознаваягосударственнуюнеобходимостьпроведенияреформ, в первуюочередь крестьянской, царь последовательношел к намеченнойцели.
Подготовка крестьянской реформы
3января 1857 г. былобразованСекретныйкомитет «дляобсуждениямер быта помещичьихкрестьян» подпредставителемкнязя А.Ф. Орлова.Это был последний, десятый посчету, секретныйкомитет покрестьянскомувопросу. Первымиизъявили наэто согласиепомещики трехзападных(«литовских»)губерний –Виленской, Ковенской иГродненской.В ответ 20 ноября1857 г. последовалцарский рескриптгенерал-губернаторуэтих губернийВ.И. Назимовуоб учреждениииз числа местныхпомещиков трехгубернскихкомитетов дляподготовкиместных проектовреформы. 5 декабря1857 г. последоваланалогичныйрескриптпетербургскомугенерал-губернаторуграфу П.Н. Игнатьеву.В течение 1858 г.рескрипты былиданы и остальнымгубернаторам, и в том же годув 45 губерниях, в которых находилисьпомещичьикрестьяне, былиоткрыты комитетыпо подготовкеместных проектовосвобождениякрестьян. Сопубликованиемрескриптови началомдеятельностигубернскихкомитетовподготовкакрестьянскойреформы сталагласной. 16 февраля1858 г. Секретныйкомитет былпереименованв «Главныйкомитет покрестьянскомуделу».
Вгубернскихкомитетахразвернуласьборьба междулиберальнымменьшинствоми крепостническимбольшинством, нередко принимавшаяострый характер.Летом 1858 г. АлександрII предпринялпоездку поРоссии. Гдезаявил о своейрешимостиосвободитькрестьян ипризвал дворянподдержатьдругие готовившиесяпреобразования.
Судьбыкрестьянстварешались вцентральныхучрежденияхи губернскихкомитетов, готовившихреформу. 4 декабря1858 г. Главныйкомитет принялновую программуреформы, предусматривавшуюпредоставлениекрестьянамих наделов всобственностьпосредствомвыкупа, правительственноесодействиев выкупе путеморганизациикредита, введениекрестьянскогосамоуправленияв рамках общины.Эта программалегла в основуразрабатываемогопроекта «Положенийо крестьянах, выходившихиз крепостническойзависимости».
4марта 1859 г. в качестве«рабочего»органа приГлавном комитетебыли учрежденыРедакционныекомиссии. Наних возлагаласьрассмотрениематериалов, предоставленныхгубернскимикомитетами, и составлениепроектов законовоб освобождениикрестьян. Этобыл вневедомственный,«нетрадиционный»орган, которыйпроделал основнуюработу в подготовкепроекта «Положенийо крестьянах».
10октября 1860 г.Редакционныекомиссии завершилисвою работу, и проект «Положений»поступил вГлавный комитетпо крестьянскомуделу, где онобсуждался.16 февраля 1861 г.обсуждениепроекта «Положенийо крестьянах, выходящих изкрепостнойзависимости»было завершено.Подписание«Положений»было приуроченок 19 февраля –6-й годовщинеАлександраII на престол.
Содержание «Положений» 19 февраля 1861 г. и их проведение в жизнь
Всостав «Положений»19 февраля 1861 г.вошли: «Общееположение», четыре «Местныхположения опоземельномустройствекрестьян»,«Положениео выкупе», «Положениеоб устройстведворовых людей»,«Положениео губернскихпо крестьянскимделам учреждениях», а также ряд«правил» — «Опорядке введенияв действиеПоложений»,«О крестьянахмелкопоместныхвладельцев»,«О приписанныхк частным горнымзаводам» и пр.Действие этихзаконодательныхактов распространялосьна 45 губерний.
Правовое положение крестьян
Вопросо личном освобождениикрестьян в 1861г. не получилеще окончательногоразрешения.Черты внешнеэкономическогопринужденияеще продолжалисохранятьсяна периодвременно-обязанногосостояниякрестьян: запомещикомоставалосьправо вотчиннойполиции натерриторииего имения, емув течение этогопериода подчинялисьсельские должностныелица, он могтребовать сменыэтих лиц, удалениеиз общины неугодныхему крестьян, вмешиватьсяв решения сельскихи волостныхсходов. Но спереводомкрестьян навыкуп эта опеканад ними помещикапрекращалась.
Крестьянское самоуправление
Вводилисьсельские иволостныеорганы управления.Первой ячейкойявлялось сельскоеобщество, котороедо этого составлялоимение помещика.Сельское общество(общину) объединялиобщие хозяйственныеинтересы –общие угодьяи общие обязательстваперед помещиком.Сельское управлениездесь состоялоиз сельскогосхода, представленногодворохозяевами, старосты, егопомощника исборщика податей, избираемыхна три года.Кроме них, сельскийсход нанималсельскогописаря, назначал(или избирал)смотрителязапасногохлебного магазина, лесных и полевыхсторожей. Сельскийсход ведалвопросамиобщинногоземлепользования, раскладкойгосударственныхи земскихповинностей, имел правоудалять изобщества «вредныхпрочных членов», устранять отучастия в сходена три годатех, кто совершилкакие-либопроступки.Решения сходаимели законнуюсилу, если заних высказалосьбольшинствоприсутствующихна сходе. Насельском сходеизбиралисьпредставителина волостнойсход из расчета– один человекот 10 дворов.
Волостнойсход выбирална три годаволостногостаршину, егопомощникови волостнойсуд в составеот 4 до 12 судей.Волостной сходведал раскладкоймирских повинностей, составлениеми проверкойрекрутскихсписков иочередностьюрекрутскойповинности.Волостной судрассматривалкрестьянскиеимущественныетяжбы, еслиразмер претензийне превышал100 рублей, и делапо маловажнымпроступкам, руководствуясьнормами обычногоправа. Все делавелись устно, лишь вынесенныеприговорызаписывалисьв «Книгу решенийволостногосуда».
Мировые посредники
Мировыепосредникибыли призваныпроводитьправительственнуюлинию – учитыватьпрежде всегогосударственныеинтересы, пересекатькорыстныепоползновенияоткровенныхкрепостникови требоватьот них строгопридерживатьсярамок закона.Однако средимировых посредниковбыли и представителилиберально-оппозиционногодворянства, критиковавшиеграбительскиеусловия реформы1861 г. и выступавшиеза дальнейшиепреобразованияв стране.
Значение отмены крепостного права
Реформа1861 г. ударила«одним концомпо барину, другимпо мужику»(Н.А. Некрасов).Являясь грабительскойпо отношениюк крестьянам, она в известноймере ущемлялаи экономическиеинтересы помещиков: личное освобождениекрестьянстваликвидироваломонополиюпомещиков наэксплуатациюдарового крепостноготруда, реформазаставилаотдать крестьянамв собственностьих надельнуюземлю. Подавляющеебольшинствопомещиковвстретилореформу 1861 г. сраздражением, надеясь, чтоизданный законскоро будетизменен в желаемомдля них духе.Отовсюду посыпалисьжалобы помещиковна грозящееим разорение.Помещичьяфронда нашласвое выражениев начале 1862 г. вдворянскихгубернскихсобраниях, накоторых раздавалисьоткрытые протестыпротив нарушения«священнойдворянскойсобственности»и выносилисьпредложенияизменить впользу дворянстваизданный закон.
Крестьянскаяреформа 1861 г.несмотря насвою непоследовательностьи противоречивость, явилась в конечномсчете важнымисторическимактом прогрессивногозначения. Онастала переломныммоментом, граньюмежду Россиейкрепостнойи Россией свободногопредпринимательства, создав необходимыеусловия дляутверждениякапитализмав стране.
Судебная, земская, военная и в области образованияСудебнаяреформа
Подготовкасудебной реформыначались вконце 1861 г. 20 ноября1864 г. императорутвердил проектысудебных уставов.Судебные уставыпредусматривалибессословностьсуда и егонезависимостьот административнойвласти, несменяемостьсудей и судебныхследователей, равенство всехсословий передзаконом, состязательностьи гласностьсудебногопроцесса сучастием в немприсяжныхзаседателейи адвокатов.
Вводилисьновые судебныеучреждения– коронный имировой суды.Коронный судимел две инстанции: первой являлсяокружной суд(обычно в пределахгубернии, котораясоставляласудебный округ), второй – судебнаяпалата, объединявшаянесколькосудебных округови состоявшаяиз уголовногои гражданскогодепартаментов.
Принимавшиеучастия в судебномразбирательствевыборные присяжныезаседателиустанавливалилишь виновностьили невиновностьподсудимого, а меру наказанияопределялив соответствиисо статьямизакона судьяи члены суда.Решения, принятыеокружным судомс участиемприсяжныхзаседателей, считалисьокончательными, но без их участиямогли бытьобжалованыв судебнойпалате. Решенияокружных судови судебныхпалат, принятыес участиемприсяжныхзаседателей, могли бытьобжалованыв Сенате, тольков случае нарушениязаконногопорядка судопроизводстваили обнаружениякаких-либоновых обстоятельствпо делу. Сенатимел правокассации (отменыи пересмотра)судебных решений.Для этого в егосоставе учреждалиськассационно-уголовныйи кассационно-гражданскийдепартаменты.Для разборагражданскихисков на суммудо 500 руб. и мелкихправонарушенийучреждалсяв уездах и городахмировой судв составе одногосудьи, без присяжныхзаседателейи адвокатов, с упрошеннымделопроизводством.Он обеспечивал«скорое» решениедел с учетом«местных сословий».Мировые судьиизбиралисьна уездныхземских собраниях, а в Москве, Петербургеи Одессе – городскимидумами срокамна 3 года. В губерниях, где не былоземств, мировыесудьи назначалисьместной администрацией.Мировым судьеймог быть избран(или назначен)только «местныйжитель» в возрастене моложе 25 лет,«не опороченныйпо суду илиобщественномуприговору», имевший высшееили среднееобразование«или прослуживший, преимущественнопо судебнойчасти, не менеетрех лет». Мировойсудья был первойинстанцией, представлявшейсобой мировойучасток. Второйинстанциейявлялся уездныйсъезд мировыхсудей. Эта инстанциясоставляламировой уездныйокруг. Решениямирового судьиможно былообжаловатьв уездном съездемировых судей.
Представителейи членов судебныхпалат и окружныхсудов утверждалимператор, амировых судей– Сенат. Послеэтого они позакону не подлежалини увольнениюв административномпорядке, нивременномуотстранениюот должности.Их можно былоотстранитьот должностилишь тогда, когда онипривлекалиськ суду по обвинениюв уголовномпреступлении.В таких случаяхсуд принималрешение о смешенииих с должности.
Судебныеуставы 1864 г. вводилиинститут присяжныхповеренных– адвокатуру, а также институтсудебных следователей– особых чиновниковсудебноговедомства, которым передавалосьизымаемое изведения полициипроизводствопредварительногоследствия поуголовнымделам. Представителиокружных судови судебныхпалат должныбыли иметьвысшее юридическоеобразование.Членами этихсудов назначалисьлица, прослужившие«по судебнойчасти» не менеетрех лет, а судебнымиследователями– занимавшиесясудебной практикойне менее четырехлет. Присяжныеповеренныепомимо высшегоюридическогообразованиядолжны былииметь и пятилетнийстаж судебнойпрактики. Присяжнымизаседателямине могли бытьдуховные лица, военные, учителянародных школ, а также «опороченныепо суду»
Надзорза законностьюдействий судебныхучрежденийосуществлялиобер-прокурорыСената, прокурорысудебных палати окружныхсудов. Ониподчинялисьнепосредственноминистру юстициикак генерал-прокурору.
Судебнымиуставами 1864 г.впервые в Россиивводился нотариат.В столицах, губернскихи уездных городахучреждалисьнотариальныеконторы соштатом нотариусов.
Действиесудебных уставов1864г. распространялосьтолько на 44 губернии(немногим болееполовины губерний)России. Судебныеуставы нераспространялисьна Прибалтику, Польшу, Белоруссию, Сибирь, СреднююАзию, северныеи северо-восточныеокраины ЕвропейскойРоссии.
Всвязи с подготовкойсудебной реформыбыла проведенаи такая важнаямера, как отменателесных наказаний.Изданный 17 апреля1863 г. закон отменялпубличноенаказание поприговорамгражданскихи военных судовплетьми, шпицрутенами,«кошками»(плети с несколькопросмоленнымиконцами), клеймение.Однако телесныенаказания всеже окончательноне отменялись: они сохранялисьдля податныхсословий (доста удароврозгами взаменареста в смирительномили рабочемдоме) и для крестьянпо приговорамволостныхсудов. Принималисьрозги к штрафнымсолдатам иматросам, ссыльными заключеннымв арестантскиеотделения.
Земскаяреформа
1января 1864 г. былпринят закон«Положениео губернскихи уездных земскихучреждениях».По этому законусоздаваемыеземские учреждениясостояли израспорядительных(уездных и губернскихземских собраний)и исполнительных(уездных и губернскихземских управ).И те, и другиеизбиралисьна трехлетнийсрок. Членыземских собранийполучили название«гласных»(имевших правоголоса). Количествоуездных гласныхпо разным уездамколебалосьот 10 до 96, а губернских– от 15 до 100. уездныеи губернскиеуправы состоялииз 4 – 6 членов.--PAGE_BREAK--
Выборыв уездные земскиесобрания проводилисьна трех избирательныхсъездах (покуриям). Всеизбирателиделились натри курии: 1) уездныхземлевладельцев,2) городскихизбирателейи 3) выборныхот сельскихобществ. В первуюкурию входиливсе землевладельцы, имевшие неменее 200 десятинземли, а такжелица, обладавшиедругой недвижимойсобственностьюстоимостьюне менее чемна 15 тыс. рублейили же получавшиегодовой доходсвыше 6 тыс. рублей.Второю куриюсоставляли купцы всехтрех гильдий, владельцыторговых ипромышленныхзаведений вгородах, а такжевладельцыгородскойнедвижимости(в основномдомовладельцы).По этой куриимогли баллотироватьсядворяне идуховенство, если они имелив городахнедвижимостьпо установленнойоценке.
Еслипо первым куриямвыборы былипрямыми, то потретьей, непредусматривавшейимущественногоценза, многостепенными: сначала сельскийдоход выбиралпредставителейна волостнойсход, на которомизбиралисьвыборщики, азатем уже уездныйсъезд выборщиковизбирал гласныхв уездное земскоесобрание.Многостепенностьвыборов потретьей куриипреследовалацель провестив земстве наиболеесостоятельныхи «благонадежных»гласных изкрестьян иограничитьсамостоятельностьсельских иволостныхсходов привыборе представителейв земства изсвоей среды.
Согласно«Положению»о земствепредставителямиуездного игубернскогоземских собранийстановилисьуездный и губернскийпредводителямидворянства.Представителиуправ избиралисьна земскихсобраниях, приэтом председателяуездной управыутверждал вдолжностигубернатор, а губернской– министр внутреннихдел.
Земствавводилисьтолько в великорусскихгуберниях, вкоторых преобладалорусское дворянство.Из 78 губернийРоссии «Положение»о земских учрежденияхраспространялосьна 34 губернии(менее их половины).Земская реформане распространяласьна Сибирь, Архангельскую, Астраханскуюи Оренбургскуюгубернии, вкоторых не былоили почти небыло дворянскогоземлевладения, и национальныеокраины России: Остзейскиегубернии(здесь былосвое местноеуправление, подчиненноенемецким баронам), Литву, Польшу, Белоруссию, ПравобережнуюУкраину (в этихрегионах средиземлевладельцевпреобладалопольское дворянство), на Кавказ, Казахстани Среднюю Азию.Всего предполагалосьизбрать в 34губерниях 13тыс. гласных.Реально былоизбранно 11,5 тыс., половину ихсоставлялигласные первойкурии, чемобеспечивалосьпреобладаниев земствахдворянства.
Земствабыли лишеныкаких-либополитическихфункций. Сферадеятельностиземств ограничивалосьисключительнохозяйственнымивопросамиместного значения.Исполнениеземствамиместныххозяйственно-административныхфункций рассматривалосьсамим правительствомдаже не какправо земств, а их обязанность: ранее этимзанималасьуездная и губернскаяадминистрация, а теперь заботыо местных делахи расходы наних перекладывалисьна земства.Члены и служащиеземств привлекалиськ судебнойответственности, если они выходилиза рамки своейкомпетенции.
Земстванаходилисьпод контролемцентральнойи местной власти– министравнутреннихдел и губернатора, которые имелиправо приостанавливатьлюбое постановлениеземского собрания, признав его«противнымзаконам илиобщим государственнымпользам». Многиеиз постановленийземских собранийне могли вступитьв силу безутверждениягубернатораили министравнутреннихдел. Для выполнениясвоих постановлений(например, длявзысканиянедоимок поземским сборам, исполнениянатуральныхземских повинностейи т.п.) земствабыли вынужденыпорой обращатьсяк земской полиции, не зависевшейот земств.
Нои в предписанныхзаконам пределахкомпетенцияи деятельностьземств всеболее ограничивалосьпоследующимизаконодательнымиактами и правительственнымираспоряжениями.Правительственныеуказы и циркулярыМинистерствавнутреннихдел за 1868 – 1874 гг.ставили земствав еще большуюзависимостьот властигубернатора, ограничивалигласность ипубличностьих заседаний.
Однако, несмотря наэти ограниченияи стеснения, земства сыгралиогромную рольв решении местныххозяйственныхи культурныхзадач. Такимобразом, земства, хотя и ограниченныев правах, показалисвою жизнеспособность, приспособленностьк местным условиями требованиямжизни. Вопрекизаконодательнымзапретам земствапревратилисьв очаги общественнойдеятельности либеральногодворянства.
Военнаяреформа
Военныереформы началисьс назначениемв 1861 г. на поствоенного министраД. А. Милютина(старшего братаН.А. Милютина), профессораАкадемии Генеральногоштаба, обладавшеговыдающимисявоенными иличными дарованиями, придерживающегосялиберальныхвоззрений. Сименем Д. А.Милютина, которыйприбывал напосту военногоминистра 20 лет, связанно коренноепереустройстворусской армии.15 января 1862 г. онпредоставилАлександруIIпрограммувоенных преобразований.Она предусматриваласокращениевооруженныхсил в мирноевремя и развертываниеих за счет обученныхрезервов впериод войны, реорганизациюподготовкиофицерскогосостава и созданиеновой структурыуправленияармией. В первуюочередь Милютиндобился сокращениясрока солдатскойслужбы до 15 лет, при этом после7 –8 лет службысолдату предоставлялсявременныйотпуск. Затемв армии былиотменены телесныенаказания –шпицрутены,«кошки», кнути плети. Вследза этим былареорганизованасистема военногоуправления.По изданному6 августа 1864 г.«Положению»вся территорияРоссии быларазделена на15 военных округов, каждый со своимуправлением, непосредственноподчиненнымВоенномуминистерству.В подчинениеВоенному министерствупередавалисьартиллерия, гвардия, инженерныевойска, военно-учебныезаведения (доэтого они имелисвои отдельныеуправления), а на время ведениявоенных действий– действующаяармия.
В1867 г. был принятновый военно-судебныйустав, построенныйна началахсудебной реформы1864 г. Вводилисьтри судебныеинстанции –полковой, военно-окружнойи главный военныесуды. На времявойны учреждалсяГлавный военныйполевой суд.Решения военныхсудов подлежалиутверждениюсоответственнополкового иокружногоначальников, а в последнейинстанции –военного министра.
Всередине 60-хгодов былапроведенареформа военно-учебныхзаведений. В1863 г. кадетскиекорпуса былипреобразованыв военные гимназии, близкие попрограммеобщеобразовательныхдисциплин(помимо специальныхвоенных) к реальнымучилищам. В1864 г. были учрежденывоенные училища, в которые поступаливоспитанникивоенных гимназий.Для специальнойподготовкивоенных инженеров, артиллеристов, кавалеристовбыли созданы16 юнкерскихучилищ с трехлетнимсроком обучения.В практикувводилоськвалификацияофицерскогосостава вовремя прохожденияслужбы. Расширяласьсистема высшеговоенного образованияв военных академиях– АкадемияГенеральногоштаба, Артиллерийской, Инженерной, Военно-медицинскойи во вновьучрежденнойВоенно-юридической.
Этипреобразованиясущественноулучшили боевуюподготовкурусской армии.Всеобщая воинскаяповинностьуже давно былавведена вомногих странахЕвропы, в Россииже долгое времясохраняласьсистема рекрутскихнаборов, введеннаяеще Петром I.Всеобщая воинскаяповинностьдавала необходимыйэффект толькопри условиибыстрой мобилизациинаходившихсяв запасе воинскихрезервов, а этово многом зависитот состояниясредств сообщения.
1января 1874 г. АлександрIIутвердил «Уставвоинской повинности»и специальныйМанифест о нем.Воинская повинностьраспространяласьна все мужскоенаселение, достигшие20-летнего возраста, без различиясословий, т.е.она приобреталавсесословныйхарактер. Длярегулярныхсухопутныхвойск устанавливался6-летний срокдействительнойслужбы. Отслужившиеэтот срок увольнялисьна 9 лет, а поистечении этогосрока зачислялисьв ополчениедо 40- летнеговозраста. Дляфлота устанавливался7-летний срокдействительнойслужбы и 3 годапребыванияв запасе.
Отдействительнойслужбы освобождалисьв первую очередьпо семейномуположению: единственныйсын у родителей, единственныйкормилец всемье при малолетнихбратьях и сестрах, а также тепризывники, у которых старшийбрат отбываетили уже отбылсрок действительнойслужбы. Срокидействительнойвоенной службызначительносокращалисьв зависимостиот образовательногоценза: до 4 лет– для окончившихначальнуюшколу, до 3 лет– городскуюшколу, до полуторалет – гимназиюи до полугода– для имевшихвысшее образование.Если получившийобразованиепоступал надействительнуюслужбу добровольно(вольноопределяющимся), то указанныесроки службысокращалисьвдвое.
Позакону 1874 г. отвоинской повинностиосвобождалисьдуховные лицавсех вероисповеданий, представителинекоторыхрелигиозныхсект и организаций(в силу их религиозныхубеждений), народы СреднейАзии и Казахстана, некоторыенародностиКавказа и КрайнегоСевера. По отношениюк русскомунаселениювоинская повинностьфактическираспространяласьна податныесословия, таккак привилегированныесословия благодарясвоему образованиюили прохождениюобучения ввоенно-учебныхзаведенияхпрактическиосвобождалисьот солдатскойслужбы. Сословныеразличия сохранялисьи в самой армии.Командныйсостав русскойпореформеннойармии былпреимущественноиз дворян, хотяформально лицаиз податныхсословий имелиправо поступатьв военно-учебныезаведения ив перспективестать офицерами.Рядовой солдатмог дослужитьсятолько доунтер-офицерскогочина.
С60-х годов началосьперевооружениерусской армии.С 1866 г. гладкоствольноеоружие сталозаменятьсянарезным. Навооружениебыла принятаскорострельнаявинтовка системыБердана. Артиллерийскийпарк заменялиновыми системамистальных нарезныхорудий, началосьстроительствовоенного паровогофлота. С 1876 г. былавведена военно-конскаяповинность: на время войныгодные длявоенных целейконское поголовьеподлежаломобилизациис денежнойкомпенсациейего владельцам.В связи с этимстали регулярнопроводитьсявоенно-конскиепереписи.
Вконце XIXв. в русскойармии былипроизведеныследующиеизменения. Поновому воинскомууставу 1888 г.устанавливался5-летний срокдействительнойслужбы и 13-летнийсрок пребыванияв запасе длявсех родоввойск, с последующимзачислениемв ополчение.С 20 лет до 21 годаповышалсяпризывнойвозраст надействительнуюслужбу. Предельныйвозраст дляополченцаувеличилсяс 40 до 43 лет. Сохранялисьпрежние льготыпо семейномуположению, нов 2 – 4 раза увеличилисьсроки службыдля лиц, окончившихсредние и высшиеучебные заведения, а также длявольноопределяющихся.
Военныереформы 1861 –1874гг. сыграливажную рольв повышениибоеспособностирусской армии.Однако результатыэтих реформсказались несразу. Военно-учебныезаведения ещене могли восполнитьострую нехваткуофицерскихкадров, процессперевооруженияармии затянулсяна несколькодесятилетий.
Областьобразования
a) Школьнаяреформа
28июля 1861 г. былучрежден Комитетдля разработкишкольной реформы.Составленныеим проектыреформы начальнойи средней школыбыли разосланына отзыв известнымрусским и иностраннымспециалистам.14 июля 1864 г. былучреждено«Положениео начальныхнародных училищах».Оно предоставлялоправо открыватьначальные школыкак общественнымучреждениям, так и частнымлицам, но лишьс разрешениявластей. Учредителибрали на себязаботу о материальномобеспечениишкол, а руководствоучебной частьюпередавалосьуездным и губернскимучилищнымсоветам. ВпореформеннойРоссии существоваличетыре виданачальных школ: учрежденныечастными лицами(таких школбыло немного), Министерствомнародногопросвещения(министерские), земствами(земские) ицерковно-приходские, которые подчинилисебе создаваемыепо инициативекрестьян сельские«школы грамоты».
19ноября 1864 г. былутвержден«Устав гимназийи прогимназий».Он вводил принципформальногоравенства всреднем образованиидля людей всехсословий ивероисповеданий.По уставу 1864 г.прежние гимназииразделялисьна классическиеи реальные (теи другие семиклассные).Классическиегимназии давалигуманитарноеобразование: в основу егобыло положенопреподаваниедревних («классических»)языков – латинскогои греческого.В реальныхгимназияхувеличилсяобъем преподаванияматематикии естествознанияза счет сокращениячасов на гуманитарныепредметы. Окончившиеклассическиегимназии получалиправо поступатьв университетыбез экзаменов.Окончившимреальные гимназиидоступ в университетыбыл затруднен: они могли поступатьпреимущественнов высшие техническиеучебные заведения.Уставом 1864 г.учреждалисьпрогимназии– четырехклассныеучебные заведения, соответствующимпервым четыремклассам классическойгимназии: окончившиепрогимназиюмогли поступитьв 5-й класс классическойгимназии.
Несмотряна записанноев законе равенствовсех сословийи вероисповеданийпри приеме вгимназии, в нихиз-за высокойплаты за обучениемогли учитьсяпреимущественнодети привилегированныхи состоятельныхсословий.
Ещев 1858 г. наряду сзакрытымиженскими учебнымизаведениями– «институтамиблагородныхдевиц» (учрежденнымив XVIIIв. для девиц издворян) – сталиоткрыватьсяженские училищадля девочеки из непривилегированныхсословий. 9 января1862 г. эти училищаполучили свойустав, а 10 ноябрятого же годапереименованыв женские гимназиис более сокращеннойпо сравнениюс мужскимигимназиямипрограммойпреподаванияобщеобразовательныхдисциплин. Вних устанавливалсясемилетнийсрок обучения, однако разрешалосьиметь и 8-й, дополнительный, класс специальнодля подготовкиучительниц
b) Университетскийустав
16июня 1863 г. былпринят Университетскийустав – самыйлиберальныйиз всех университетскихуставов вдореволюционнойРоссии.
По Уставу 1863 г.каждый университетдолжен былиметь 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридическийи медицинский.В Петербургскомуниверситетевместо медицинскогоучреждалсявосточныйфакультет. Вполтора разаувеличилсячисло штатныхпрофессоров.Вводились новыедисциплиныв преподавании, открывалисьновые кафедры.Вдвое увеличивалисьденежные окладыпрофессорами преподавателям.Их статус поТабелю о рангахповышался надва класса.
Устав1863 г. предоставлялуниверситетамдовольно широкуюавтономию.Совет университетаполучал правосамостоятельнорешать всенаучные, учебныеи административно-финансовыевопросы: присуждатьученые степении звания, распределятьгосударственныесредства пофакультетам, разделять самифакультетына отделения, заменять одникафедры надругие, открыватьновые кафедры, отправлятьмолодых ученыхза границу настажировку.Руководствожизнью факультетовпринадлежалофакультетскимисоветам.Университетысвободно выписывалииз-за рубежакниги, журналыи газеты, которыене подлежалипроверке натаможне. Такоеправо имел икаждый профессор.Устав предусматривалвыборностьректора, проекторов, деканов с последующимутверждениемих в должностиминистромнародногопросвещения.
Студенты, как и ранее, делились насвоекоштныхи казеннокоштных.Своекоштныежили дома илив снимаемыхими квартирахи вносили платуза обучение.По окончанииуниверситетаони могли свободновыбрать себерод занятийили службы.Казеннокоштныежили при университетеи на его содержании.По окончанииучебы они обязывалисьотслужить 6 летпо назначению.Однако казеннокоштныесоставлялинебольшую частьстуденчества.По уставу студентыне имели правасоздавать своиобъединенияи подлежалидисциплинарномусуду, избираемомуиз составапрофессоровуниверситетскимсоветом. Припоступлениив университетстуденты давалиподписку подчинятьсяустановленнымв нем правилам.
Устав1863 г. не предоставилправа поступленияв университетыженщинам. Однакоправительствоне могло несчитаться стребованиямипрогрессивныхроссийскихученых датьдоступ к высшемуобразованиюи женщинам, разрешив открыватьчастные женскиекурсы.
D) Значение.
Внутренняяполитика 60 –70-х гг. отмеченапроведениемряда реформ, изменениемобщего политическогокурса царизма, который сталбольше учитыватьпотребностистраны в условияхкапиталистическогоразвития. Всеполитическиепреобразованиябыли проведеныпри полномсохранениипринципов иоснов самодержавия.Это происходилодаже тогда, когда не возможностьпрежних абсолютистскихприемов управлениябыла на лицо.В условияхпроведенияреформ какникогда вставаланеобходимостьединства действийвсех центральныхгосударственныхучреждений.По мнению рядавысокопоставленныхдеятелей, достигнутьэтого возможнобыло путемсоздания кабинетаминистров, возглавляемогопремьером исостоящегоиз представителейодного политическогонаправления.Такое правительстводолжно былогарантироватьполитику отмалообособленныхрешений, принимаемыхимператоромво время встречс тем или инымминистром.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Принципы организации современных денежных систем. Денежная система РФ
Реферат Прибыль. Качество и цена.Политика предприятия
Реферат Права налогоплательщика акцизы объект обложения акцизами
Реферат Проблемы формирования бюджета и развитие межбюджетных отношений региональный аспект
Реферат Проблемы земельного налогообложения в Республике Казахстан
Реферат Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации
Реферат Economy Of Hungary Essay Research Paper During
Реферат Правовое обеспечение процедуры банкротства
Реферат Процесс формирования инвестиционной политики на примере Хабаровского края
Реферат Психологические особенности отношения к деньгам
Реферат Проблема формирования межбюджетных отношений
Реферат Процент за кредит и кредитная политика ЦБ РФ
Реферат Прогнозирование финансовой деятельности предприятия
Реферат Пути роста товарооборота
Реферат Практика в Налоговой инспекции