Реферат по предмету "Исторические личности"


Причины революции в России 1905-1907 годов Основные события и этапы

Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский психолого-социальный институт
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
Контрольная работа
по дисциплине:
Отечественная история
На тему
Причины революции в России (1905-1907 годов). Основные события и этапы
Выполнил: ст. гр.8Т8/4
Деев Н.В.
Научный руководитель:
Доц. Южакова Л.В.
Рязань 2008
История любой страны складывается из взлетов и падений, периодов процветания и кризисов, побед и поражений. Изучение этих исторических процессов востребовано современным обществом и ставит своей целью непредвзято проанализировать события далекого и недавнего прошлого нашего государства.
Актуальность осмысления отечественной истории обусловлена происходящей в обществе и науке переоценкой ценностей, отказом от ряда традиционных концепций.
В данной работе охвачен переходный период конца XIX — начала XX века. Работа посвящена анализу революции 1905-1907 годов, рассматриваемой как проявление системного кризиса властных и социальных отношений, политических институтов на этапе ранней модернизации аграрного общества в индустриальное.
Работа состоит из трех базовых частей:
рассмотрение причин и предпосылок возникновения революционной ситуации в России;
протекание революции:
результаты революции.
Основной целью работы является осветить этот период как закономерный процесс, отражающий объективные отношения во всех сферах жизни общества, а также адекватность реакции власти на внутренние и внешние вызовы.
Основная задача заключается в представлении сжатого анализа основных событий и идей, отражении закономерностей возникновения революционных настроений в обществе.
К XX веку Россия оставалась единственной страной в Европе, где власть монарха не была ограничена ни конституцией, ни парламентом.
Начало XX века было для России исключительно бурным. Объективная потребность безотлагательного решения многих экономических, политических и социальных вопросов вызвала кризис самодержавной власти и пробудила к активной деятельности все социальные группы и классы российского общества.
В условиях назревающей революции правительство стремилось к сохранению существующего строя. Основной социальной опорой самодержавия были дворянство, армия, полиция, разветвленный бюрократический аппарат, церковь.
К началу XX века 4/5 населения проживало в деревне. Сельское хозяйство было основным сектором экономики. В конце XIX века в русской деревне произошел демографический взрыв, что повлекло снижение среднедушевого земельного надела и проблему излишка рабочей силы. Этот излишек не мог быть поглощен городской промышленностью. Правительство же сдерживало переселение на свободные земли Сибири и Дальнего Востока в угоду дворянству, которое в случае переселения теряло бы возможность дорого сдавать земли в аренду и использовать дешевую рабочую силу. В отчет на это крестьянство все более настойчиво требовало безвозмездной передачи ему части помещичьих земель. Таким образом, главным противоречием в аграрной сфере было противоречие между крестьянами и помещиками по поводу передела земель.
Еще одним немаловажным противоречием было противоречие между зажиточными слоями деревни и сельской беднотой. Вызвано оно было тем, что первые хотели рыночного хозяйствования и получения максимальной прибыли. Существовавшая же в то время общинная система с ее принципом уравнительных переделов земли мешала зажиточным крестьянам добиться своего, выступая на стороне бедноты, которая видела в общине единственный способ избежать разорения.
Российская промышленность тем временем достигла высоких показателей по объему выпускаемой продукции, темпам роста, концентрации производства и рабочей силы, привлечению иностранных инвестиций. При этом промышленные рабочие не были защищены трудовым законодательством. Рабочий день длился 10-12 часов, отсутствовало страхование по болезни и инвалидности, штрафы достигали 1/3 зарплаты, запрещались стачки и профсоюзные организации. Все это только усиливало напряженность в обществе.
Правительство же беззастенчиво использовало вековые верноподданнические иллюзии народных масс, их религиозность, политическую темноту.
Важным внешнеполитическим фактором социально-политической напряженности в обществе стало поражение царской России в русско-японской войне (1904-1905 гг.). Эта война привела к большим человеческим потерям, гибели русского флота. Поражение в войне, которая изначально планировалась как «как маленькая победоносная война», поставило под сомнение государственную политику в военной сфере. Однако удаленность театра боевых действий от границ страны, сохранение армией дисциплины и своевременное заключение мира не позволило этому фактору оказать решающее влияние на ход первой русской революции.
Так страна подошла к революции.
Правительственный лагерь был неоднородным. Правые стремились блокировать все попытки реформирования, отстаивали безграничное самодержавие, выступали за беспощадное подавление революционных выступлений. «Либеральные бюрократы» в отличие от правых понимали необходимость расширения и укрепления социальной базы монархии, а также осуществления комплекса мероприятий, отвечающих назревающим потребностям капиталистического развития России.
К началу XX века в результате развития промышленности, транспорта, торговли, образования в стране сформировалось общественно-политическое движение, ставшее в оппозицию режиму Николая II. Образовались два основных оппозиционных течения: либеральное и социалистическое (революционное).
В это время в стране сложился либеральный лагерь. Представители торгово-промышленной буржуазии не стремились к борьбе с царизмом. Они не отличались особым радикализмом и явно отставали в своей оппозиционности от либерально настроенных помещиков и особенно от дворянской и буржуазной интеллигенции, которые наиболее полно выражали капиталистическую тенденцию развития страны.
Осенью 1904 года, накануне революции, либералы активизировали свою деятельность и создали нелегальные организации («Союз земцев-конституционалистов», «Союз освобождения»). В ноябре 1904 земцы провели съезд, высказавшись за реформы государственного управления. Месяцем раньше, в октябре, «Союз освобождения» также провел съезд, на котором была разработана практика проведения банкетных кампаний, которые должны были довести до сведения царя и правительства общественное мнение о необходимости реформирования. Несмотря на масштабность проведения (за 3 месяца — более 120 банкетов по всей России, 50 тысяч участников), банкетная кампания не дала реальных результатов, но она отражала настрой общественного мнения на реформы и усиление давления на самодержавие.
Социалисты были неоднородны, их доктрины имели существенные различия. Одни (эсеры) опирались на народнические идеи, другие (социал-демократы) — на идеи марксизма. Социалисты рассматривали борьбу либералов за политические реформы как прогрессивную, но недостаточную. В отличие от видящих будущее измененным мирным путем либералов, они провозглашали совей конечной целью социальную революцию с переделом собственности. Частная собственность рассматривалась ими как основная причина несправедливого распределения общественного богатства.
Новый шаг в своем развитии набирающая обороты оппозиция сделала в октябре 1904 года, когда впервые в российской истории либералы и революционеры провели в Париже совещание, где выработали общую позицию. Тогда было принято решение активизировать деятельность каждой организации в пределах их программ.
Либералы выдвигали следующие политические требования:
амнистия политическим заключенным;
создание выборного представительного органа.
Основной целью либералов была замена самодержавия правовым буржуазным государством в форме конституционной монархии, разделив власть между дворянством, буржуазией и народными массами. Революцию они считали недопустимым и трагическим результатом недальновидности властей и чрезмерных желаний низших классов общества.
Стоявшие во главе революционного движения социал-демократы и эсеры выдвигали следующие требования:
свержение самодержавия;
создание республики;
введение демократических свобод;
созыв Учредительного собрания.
Методы борьбы с самодержавием революционеры видели в виде стачек, демонстраций, распространения нелегальной литературы, индивидуального террора, подготовки вооруженных восстаний. В отличие от либералов они не имели материальных средств, их главным преимуществом были организованность, готовность рисковать жизнью, фанатичная вера в свои идеи. К тому же им было гораздо легче распространять свои взгляды в стране, где большую часть составляли рабочие и крестьяне, которые поддерживали коренной передел собственности.
В первой российской революции 19025-1907 гг. на стороне революционных сил находились выдающиеся представители оппозиционного движения: П.Н. Милюков, А.И. Гучков, В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий. Однако и в правительственном лагере находились талантливые государственные деятели С.Ю. Витте и П.А. Столыпин. Они проявили не меньше таланта и энергии, чем революционеры. Благодаря их советам и практическим действиям власть впоследствии сумела справиться с революцией.
Противостояние власти и народа стремительно нарастало. Критической точкой, открывшей дорогу революции, стали события 9 января 1905 года, вошедшие в историю под названием «Кровавое воскресенье», когда была расстреляна мирная демонстрация, имевшая своей целью передать императору петицию, излагавшую их непосредственные нужды. Однако стоит отметить, что помимо решения своих проблем рабочие требовали созыва Учредительного собрания и прекращения войны с Японией, что было неприемлемым для самодержавия.
Известие о расстреле 9 января в Петербурге вызвало огромное количество забастовок по всей стране. До сентября 1905 года правительство рассчитывало справиться с разрозненными забастовками, вооруженными выступлениями и крестьянскими мятежами с помощью армии и обещания умеренных реформ.
Правительство действительно приняло закон о веротерпимости, ослабило предварительную цензуру печати, подготовило проект выборности половины депутатов законосовещательного Государственного совета.
Однако ни одна из указанных мер не остановила нарастающей революции. Крестьяне захватывали помещичьи земли и грабили усадьбы. Рабочие бастовали и требовали улучшения своего экономического положения, политических реформ. Наряду с рабочими и крестьянами в стачках участвовали 200 тысяч чиновников и служащих государственных учреждений, торговых предприятий и городского транспорта, а также около 500 тысяч представителей демократических слоев общества: интеллигенция, студенты, учащиеся средних и высших учебных заведений. Волнения происходили и в армии, которая ранее всегда была символом крепости самодержавной власти.
Либералы проводили легальные агитационные кампании, требуя принятия конституции по западному образцу. Социалисты организовывали стачки и террористические акты.
В октябре 1905 года началась всероссийская политическая стачка, охватившая все города России. Остановилась работа заводов, фабрик, железных дорог, магазинов, университетов. Главными требованиями стачечников были свержение самодержавия и установление демократических свобод, политическая амнистия и введение 8 часового рабочего дня. Это был несомненно глубокий политический кризис. Для выхода из него Николай II согласился подписать составленный премьер-министром С.Ю. Витте манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
Манифест 17 октября 1905 года провозгласил неприкосновенность личности; свободу совести (выбора вероисповедания), слова, собраний, союзов; созыв законодательной Государственной думы из всех слоев населения. Ни один закон не мог быть принят без одобрения Думы, она распоряжалась расходованием части бюджета.
Если либералами царский манифест был с ликованием встречен, которые рассматривали его как важнейший успех революции. Большевики же считали его не более чем временной уступкой, уловкой царизма. Они настаивать на продолжении борьбы пролетариата за свои права и подготовки к вооруженному восстанию. Они призывали к борьбе за демократическую республику и организовали в Москве с 7 по 18 декабря восстание, которое стало пиком революции. Однако в других городах восстаний не произошло, либералы осудили авантюризм повстанцев, и лояльные императору гвардейские полки подавили вооруженное выступление.
Начало 1906 года было ознаменовано новыми революционными волнениями крестьян, выступлениями рабочих, политическим брожением в армии и на флоте, активизацией деятельности политических партий различных направлений и убеждений.
Выборы в Государственную думу осуществлялись на основе куриальной системы. Голоса по данной системе распределялись следующим образом: крестьяне выбирали 42% депутатов, землевладельцы — 31%, городские собственники и рабочие — 27%. Таким образом, правительство сделало ставку на крестьянство, рассчитывая на его приверженность традиционным ценностям монархии и православия. В центре обсуждения обеих Дум оказался аграрный вопрос, мнения по которому сильно разнились. И в I и во II Думах критиковалась репрессивная политика правительства, а террористические акты и восстания рассматривались как справедливая борьба народа против самодержавно-дворянского режима.
Оппозиционный характер Дум не позволял осуществлять созидательную законотворческую работу, парламент превратился в препятствие для выхода из политического кризиса.
Проведенные выборы и деятельность депутатов I и II Государственных дум не принесли политического успокоения российскому обществу. Ни та, ни другая не проработали положенного пятилетнего срока в связи с их отказом от поддержки правительственного курса. Император воспользовался спадом забастовочного движения, переключением внимания крестьянства на решение аграрного вопроса и противоречием между либералами и социалистами.3 июня 1907 года он распустил Думу и изменил избирательный закон. По новому закону ставка опять делалась на дворянство.
Так царизм нарушил сформулированное Манифестом 17 октября положение о том, что ни один новый закон не имеет силы без одобрения думы. Эту ситуацию принято называть третьеиюньским переворотом 1907 года. Он положил конец первой российской буржуазно-демократической революции. Самодержавие устояло.
Несмотря на поражение революции, трудящиеся классы приобрели определенные экономические и политические завоевания. Главный результат заключался в том, что верховная власть была вынуждена пойти на изменение социально-политической структуры, что свидетельствовало о начале развития парламентаризма. Было достигнуто некоторое ограничение самодержавия, хотя у царя осталась возможность принятия законодательных решений и вся полнота исполнительной власти.
Изменилось социально-политическое положение граждан России: введены демократические свободы, отменена цензура, разрешено организовывать профессиональные союзы и легальные политические партии. Буржуазия получила широкую возможность участия в политической жизни страны.
Улучшилось материальное положение рабочих. В ряде отраслей промышленности увеличилась заработная плата и уменьшилась продолжительность рабочего дня до 9-10 часов.
Крестьяне добились отмены выкупных платежей. Была расширена свобода передвижения крестьян и ограничена власть земских начальников. Началась аграрная реформа, разрушавшая общину и укреплявшая права крестьян как землевладельцев, что способствовало дальнейшей капиталистической эволюции сельского хозяйства.
Окончание революции привело к установлению временной внутриполитической стабилизации в России.
После отступления первой российской революции начался непродолжительный период реформирования страны, связанный с именем председателя Совета министров Петра Аркадьевича Столыпина. В основе реформ лежали изменения в отношениях собственности в деревне. Основная идея П.А. Столыпина заключалась в создании всемерном укреплении частной крестьянской собственности на землю на основе разрушения общины. Таким образом, крестьянин становился мелким земельным собственником и одновременно опорой самодержавной власти.
Однако на этом пути П.А. Столыпин столкнулся с проблемой земельного голода в европейской части России. Малоземелье российского крестьянства объяснялось наличием огромных помещичьих владений и довольно высокой плотностью населения в европейской России.
Став председателем Совета министров в июне 1906 года, П.А. Столыпин приступил к осуществлению курса умеренных реформ.
Помимо экономической цели поднять уровень благосостояния деревни реформа имела и политическую цель умиротворения страны. Крестьянина-собственника гораздо сложнее поднять на антиправительственные выступления, чем члена крестьянской общины, проникнутой «коммунистической» идеологией. Переселение крестьян за Урал также должно было снизить остроту классового противостояния крестьян и помещиков. В целом аграрная реформа П.А. Столыпина носила прогрессивный характер. Вместе с тем выход крестьян из общины часто проходил принудительно. Середняки, составлявшие значительную часть российского крестьянства, опасались переходить к индивидуальному хозяйству, продолжали держаться за общину. Лишь кулаки стремились к организации своих хозяйств. Беднота же выходила из общины, чтобы продать землю, так как ведение собственного хозяйства невозможно без достаточных вложений, и уходила в город, пополняя ряды пролетариата. Кроме того, часть переселенцев не смогла устроиться и вернулась в европейскую Россию и также вливалась в ряды рабочего класса. Социальная напряженность в стране опять начала усиливаться.
Помимо агарной реформы П.А. Столыпин задумал целый комплекс реформ в экономике, управлении и общественной жизни, призванный превратить Россию в процветающее правовое государство буржуазного типа. Он понимал, что на повестке дня стоит задача решения острейшего рабочего и национального вопросов, реформа народного образования. Однако он успел приступить только к реформе начальной школы (постепенное введение всеобщего начального образования). Почти все законопроекты, предложенные П.А. Столыпиным, были провалены в Государственном совете. Столыпин не нашел поддержки у царя и его окружения, видевшего в нем разрушителя устоев. Не поддержали Столыпина и демократический силы, считавшие его оплотом реакции.
Реформирование страны «сверху» снова потерпело поражение, что в конечном итоге предопределило революционные потрясения 1917 года.
Литература
Сельванюк М.И., Гладкая Е.А., Подгайко Е.А., «История России», М., 2006
Расторгуев С.В., «История России», М., 2008
Мунчаев Ш.М., Устинов В.М., «История России», М., 1998
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А., «История России», М., 2001


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.