Индекс Итальянской фирмой «FIAT» на судостроительной верфи Сан-Джорджио в г. Специи строились небольшие подводные лодки, конструктором которых был Чезаре Лауренти. В период 1911-1917 гг. фирма «FIAT» построила несколько типов таких подводных лодок, поступивших на вооружение Италии, Португалии, Бразилии, Испании. В январе 1914 г. находившийся в Петербурге директор фирмы предложил Морскому министерству России приобрести одну из строившихся на верфи Сан-Джорджио подводных лодок.
Их отличительной особенностью было то, что они имели двойной корпус. Внутренний прочный корпус размещался в средней части наружного корпуса и ограничивался двумя переборками «высокого давления», выдерживающими напор воды на глубине 20 метров. В этом внутреннем корпусе размещалось все основное оборудование лодки, а в подводном положении — весь экипаж, кроме двух торпедистов, находившихся в носовом отсеке. Вне внутреннего корпуса в оконечностях лодки размещались аккумуляторные батареи, дифферентные цистерны и жилой отсек. Условия обитаемости в жилом отсеке были тяжелыми, на команду из 17 человек было всего 4 постоянных койки. Весь корпус делился водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков, из них 3 находились во внутреннем корпусе, что обеспечивало непотопляемость лодки при затоплении одного отсека в надводном положении или на глубине до 10 метров.
Водяной балласт располагался в межкорпусном пространстве, которое по высоте разделялось платформой с погибью, обеспечивающей сток воды из верхней полости при всплытии. Из нижней полости межкорпусного пространства, находящегося ниже грузовой ватерлинии, забортная вода при всплытии откачивалась или продувалась. В верхней части прочного корпуса размещалась проницаемая легкая надстройка. Для улучшения мореходности шпигаты надстройки закрывались специальными заглушками с помощью тяг, приводившихся в действие с палубы. В надстройку убирались выдвижные кормовые и носовые горизонтальные рули.
Для обеспечения аварийного всплытия на лодке имелось два отрывных киля по 6 т, а для подъема лодки на ней имелись 100-тонные рымы. Испытания лодок этого типа показали чрезмерную остойчивость в надводном положении и недостаточную всхожесть лодок на волну. Переход лодки на ходу из надводного положения в подводное занимал 6-7 минут. При постройке лодок применялся метод натурного макетирования средней части прочного корпуса, что значительно ускоряло работы по монтажу устройств и трубопроводов.
Для ознакомления с лодкой в Италию была направлена комиссия под председательством начальника подводной части Главного управления кораблестроения генерал-майора Е.П. Елисеева. 22 мая 1914 г. был заключен контракт на приобретение лодки, предусматривающий переход лодки под итальянским флагом в Севастополь, где должна быть произведена окончательная приемка лодки и передача ее Российскому флоту. 22 июня лодка была спущена на воду и начались достроечные работы и испытания. Однако, в связи с начавшейся 1-й мировой войной, итальянское правительство, ссылаясь на требование Гаагской конвенции, заявило о невозможности продажи подводной лодки воюющей стране. 18 февраля 1915 г. эта лодка вошла в состав итальянского флота под названием «Argonauta». После вступления Италии в войну на стороне Антанты для формирования флотилии Северного Ледовитого океана 25 октября 1916 г. был оформлен заказ на приобретение новой лодки. В России предполагалось назвать эту лодку «Ф-1».
Командиром был назначен старший лейтенант И.И. Ризнич, который вместе с экипажем в марте 1917 года прибыл в г. Специю. Подводной лодке присвоили наименование «Святой Георгий». 8 апреля 1917 года «Святой Георгий» спустили на воду, 7 мая были подняты российский флаг, гюйс и вымпел. Испытание лодки и обучение экипажа продолжались до начала июня. 13 июня лодка в сопровождении парохода перешла в Геную для окончательного приготовления к переходу в Архангельск. Легендарный переход подводной лодки «Святой Георгий» начался 18 июня 1917 г. Первые дни похода едва не оказались трагическими. Подводную лодку по ошибке атаковал испанский крейсер, но лодка успела погрузиться под воду. За Гибралтаром лодка попала в сильный шторм. Волны захлестывали рубочный люк, помпы едва успевали откачивать поступающую воду. Пришлось сделать остановку в Лиссабоне. Переход до Плимута прошел сравнительно спокойно и 22 июля лодка ошвартовалась в Плимуте. Стоянка продолжалась до 20 августа.
В Северном море на траверзе мыса Уред лодка была атакована немецкой подводной лодкой, торпеда прошла по корме. 4 сентября «Святой Георгий» достиг мыса Нордкап, а 6 сентября в сопровождении английского тральщика «Iceland» прибыл в Иоканьгу. Переждав сильный шторм, «Св. Георгий» 9 сентября ошвартовался у Соборной пристани Архангельска. В специальном приказе морского министра особо отмечалась сложность «блестящего, исключительного по условиям плавания перехода… свыше 5000 миль… совершенного подводной лодкой малого водоизмещения через целый ряд зон расположения неприятельских подводных лодок, минных заграждений и т.п.». Командир лодки И.И. Ризнич был награжден орденом св. Владимира 4 степени с мечами и бантом, а судовой комитет лодки представил его к награждению «Георгиевским крестом».
Вскоре выяснилась неприспособленность лодки к холодным северным водам. По конструктивным особенностям лодка не могла действовать при температуре ниже 0 градусов, т.к. часть трубопроводов находилась в надстройке выше ватерлинии, при обмерзании заглушек шпигатов надстройки становилось невозможным погружение, во внутренних помещениях отсутствовала не только система теплоизоляции, но и действенная система отопления. В конце октября лодку поставили в док, специальная комиссия Морского генерального штаба единодушно признала лодку недееспособной в местных условиях и предложила отправить ее на Балтику или Черное море для использования в летнее время. Весной 1918 г. лодку начали готовить для перевода по внутренним водным путям на Балтику. К августу ремонт лодки был завершен, отремонтированы все механизмы, кроме левого дизеля. Захват Архангельска интервентами изменил все планы. Чтобы лодка не досталась в качестве трофея и не была уведена в Англию, экипаж увел лодку вверх по Северной Двине, привел ее в негодное состояние и выбросил на мель. Зимой 1918-1919 гг. лодку вновь ввели в строй. 28 марта 1919 г. командир лодки лейтенант П.И. Лазаревич предлагал лодку либо разоружить, либо использовать для охраны промыслов. Однако, это предложение принято не было и в ноябре 1919 г. лодку перевели в Мурманск, где она оставалась до прихода частей Красной Армии. 7 мая 1920 г. лодку переименовали, присвоив ей наименование «Коммунар», и включили в состав Морских сил Северного флота. Летом лодка перешла в Архангельск, где прошла докование, ее довооружили двумя пулеметами.
В августе-сентябре «Коммунар» вместе с плавбазой «Соколица» дважды выходила в южную часть Белого моря. На зиму лодка перешла в Мурманск. Летом 1921 г. вновь возник план перевода лодки на Балтику, но в августе ее законсервировали и сдали на долговременное хранение в Архангельский военный порт. Обследование, проведенное в 1923 г., показало, что находившаяся на плаву лодка получила ряд повреждений, часть механизмов пропала. 5 июня 1924 г. лодку списали, передали в фондовую комиссию для разборки на металл. Однако, лодку не разрезали, она попала в ЭПРОН и еще несколько лет использовалась в качестве судоподъемного понтона.
Тактико-технические элементы Длина, м 45,1 Ширина, м 4,2 Осадка, м 3,2 Водоизмещение надводное/подводное, т 260 / 313 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х360 / 4х125 Скорость надводного/подводного хода, узл. 134 / 95 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 800 (14 узл.); 1720 (9 узл.) / 21 (7 узл.) Глубина погружения, м 45
Вооружение 47 мм орудие 1 Торпеды в съемных наружных аппаратах Уайтхеда 2 Запасные торпеды 2