Реферат по предмету "Исторические личности"


Подводные лодки типа АГ Американский Голланд

С началом первой мировой войны появилась срочная необходимость пополнения состава русских подводных сил. С этой целью были предприняты меры по размещению дополнительных заказов на отечественных предприятиях, а также рассмотрен вопрос о приобретении за границей готовых подводных лодок. Наиболее реальным вариантом было приобретение подводных лодок фирмы Голланда (США), строившихся в тот период для Англии. 22 июня 1915 г. дирекция Ревельского завода Судостроительного акционерного общества «Ноблесснер» проинформировала Морское министерство о предложении фирмы «Electric Boat Company» поставить для русского флота три или пять подводных лодок «системы Голланда». Американская сторона обязалась построить лодки на своей верфи в Ванкувере и доставить в разобранном виде во Владивосток.
Окончательная сборка предполагалась на заводе «Ноблесснер». МГШ признал целесообразным приобретение лодок этого типа. Однако, учитывая, что завод «Ноблесснер» в указанный период строил подводные лодки типа «Барс» и не справлялся с установленными сроками, по результатам проведенного конкурса сборка американских лодок была поручена Балтийскому заводу. Контракт на поставку первых пяти лодок был заключен 18.08.1915 г. Это были лодки системы Голланда типа «602-F». Сдача первых трех лодок планировалась в апреле, двух остальных — в мае 1916 г. Во Владивосток лодки были перевезены на трех пароходах «Монмигль», «Коан мару» и «Гишен мару». Груз первого парохода был неожиданно снят в японском порту Кобэ и его пришлось доставлять пароходом Добровольного флота «Тула». Из Владивостока секции лодок были перевезены по железной дороге в Петроград на Балтийский завод. Сборка лодок началась 2 апреля 1916 г. Работами руководили инженеры фирмы «Electric boat company» во главе с Э. Виллером.
В ходе работ выяснилось, что предварительно оговоренные в контракте монтаж и пригонка частей корпуса и оборудования в США не производились. Пришлось по месту выполнять пригонку заготовленных секций, т.е. выполнять не только сборку, но и вести обычные судостроительные работы. На воду лодки были спущены с помощью крана в августе 1916 г. Испытания проводились в Кронштадте, Бьерке-Зунде и Ревеле под руководством американских инструкторов и завершились успешно. Вместе с тем, комиссией были отмечены и недостатки проекта — подвсплытие лодки после торпедной стрельбы, ненадежная работа американских лагов, неудовлетворительная обитаемость. В строй лодки вступили в сентябре-ноябре 1916 г. Отмеченные при сдаче недостатки устранялись в зимний период на Ревельском заводе «Ноблесснер». Все пять лодок базировались на специально оборудованный транспорт «Оланд». 8 июня 1916 г. все лодки были включены в списки судов флота под литерно-цифровыми обозначениями «АГ-11», «АГ-12», «АГ-13», «АГ-14», «АГ-15». Судьба этих лодок оказалась трагической. Одна лодка не вернулась из боевого похода, четыре лодки во избежание захвата их германскими войсками пришлось взорвать вместе с плавбазой «Оланд» в Ганге (полуостров Ханко) из-за невозможности вывода в условиях тяжелой ледовой обстановки.
Учитывая достаточно быструю перевозку и сборку лодок типа «АГ», Морское министерство заключило еще три контракта (19.09.1916 г., 25.10.1916 г., 08.02.1917 г.) на поставку 12 подводных лодок: 6 — для Черноморского флота, 3 — для Балтийского флота и 3 — для флотилии Северного флота. Новые лодки имели незначительные конструктивные отличия от лодок «602-F» и относились к типам «602-GF» и «602-L» (Черноморские лодки) и «602-R».
Черноморские лодки по три в каждой партии перевозились во Владивосток пароходами «Ункай мару», «Гарольд Доллар», «Хазель Доллар», «Стрида» и «Арабиен». Сборка черноморских лодок выполнялась Николаевским отделением Балтийского завода. Сборка первой лодки началась 28 марта, второй — 30 марта, третьей — 29 апреля 1917 г. Работами руководили представители фирмы «Electric Boat Company» — Джонстон, инженер-механик Р.Б. Гилмор, инженер-электрик Т.А. Грейвс. 21 августа 1917 г. первые три лодки зачислили в списки Черноморского флота под литерно-цифровыми обозначениями «АГ-21», «АГ-22» и «АГ-23». Второй партии из трех лодок, доставленных в Николаев, позднее были присвоены обозначения «АГ-24», «АГ-25» и «АГ-26». «АГ-21» вступила в строй в 1918 г., «АГ-22» — в 1919 г., «АГ-23» — 21 октября 1920 г.
Подводные лодки «АГ-24», «АГ-25» и «АГ-26» достраивались после гражданской войны в условиях разрухи, нехватки комплектующих деталей и оборудования. Сборка лодок «АГ-24» и «АГ-25» начата 22 ноября 1919 г., а «АГ-26» — 26 октября 1920 г. Работами по сборке этих лодок руководил известный инженер-механик Я.С. Солдатов, принимали участие ряд военных специалистов, среди которых был и будущий главный конструктор подводных лодок XII серии типа «М» П.И. Сердюк. Эти лодки Черноморского флота принимали участие в Великой Отечественной войне, совершили по 15- 20 боевых походов и добились значительных успехов. За время службы в составе советского ВМФ лодки типа «АГ» неоднократно переименовывались.
Сборка трех лодок для Балтийского флота («АГ-16», «АГ-17» и «АГ-18») и трех лодок для Севера планировалась на Балтийском заводе в Петрограде. Доставка лодок на Север предполагалась баржами по внутренним водным путям. Корпуса этих последних шести лодок были изготовлены в США уже к сентябрю 1917 г. Однако, из-за сложной политической и экономической обстановки в России Верховная морская коллегия 29 ноября 1917 г. аннулировала контракт. Лодки эти в США были достроены и вошли в состав ВМС США под наименованиями Н-4 — Н-9.
Конструкция подводных лодок типа «АГ» была удачной. Лодки были однокорпусными. Корпус имел круговое сечение почти по всей длине, эллиптическая форма кормовой оконечности придавала ему каплевидную форму. В верхней части корпуса была установлена надстройка с палубным настилом, переходящая у ахтерштевня в гребень. В настройке размещались заваливающиеся носовые горизонтальные рули, шпили подводного и надводного якорей, газоотводы двигателей, сигнальный буй с телефоном и т.д. Боевая рубка, расположенная над центральным отсеком, имела верхнюю и нижнюю крышки, что позволяло использовать ее в качестве шлюзовой камеры для выхода подводников из лодки в аварийных ситуациях. Лодки были оборудованы двумя перископами, один для наблюдения из центрального отсека, второй — для наблюдения из рубки. На ходовом мостике между тумбами перископов была установлена труба подачи воздуха к дизелям в бурную погоду или при движении в позиционном положении. Управление заглушками трубы осуществлялось из рубки. В нижней части корпуса имелся коробчатый киль, выполнявший роль главной осушительной магистрали. Прочный корпус был разбит водонепроницаемыми переборками на 4 отсека. В трех отсеках, кроме центрального, имелись выходные люки и удлиненные комингсы для обеспечения аварийного выхода подводников. Система погружения состояла из восьми заполнявшихся самотеком балластных цистерн, оборудованных кингстонами и клапанами вентиляции. Главные балластные цистерны располагались в оконечностях и в средней части внутри прочного корпуса. Это, хотя и потребовало увеличения диаметра прочного корпуса, но зато ускорило процесс погружения и улучшило внутреннее размещение. Управление лодкой было сосредоточено в центральном посту, была предусмотрена и возможность управления из рубки. Кормовые горизонтальные рули располагались за винтами, что увеличило их эффективность.
В целом подводные лодки типа «АГ» хорошо зарекомендовали себя благодаря надежности действия механизмов, хорошей мореходности, большей живучести и наличию спасательных средств для выхода подводников в аварийных ситуациях. Отдельные лодки находились в строю около 30 лет, вели активные боевые действия в период Великой Отечественной войны. Они по праву относились к наиболее совершенным в своем классе в период первой мировой войны. *** «АГ-11»
Тип «АГ»            Изготовлена в 1915 г. в Ванкувере (США). В разобранном виде доставлена на пароходе во Владивосток, а затем по железной дороге на Балтийский завод в Петрограде. Сборка секций начата 2 апреля 1916 г. Сдаточные испытания проводились в Кронштадте, Бьерке-Зунде и Ревеле в период с 24 августа по 2 сентября 1916 г. и закончились успешно. 2 сентября 1916 г. лодка вошла в строй. 6 сентября 1916 г. подводная лодка «АГ-11» подняла военно-морской флаг и начала кампанию.
После обучения личного состава с 4 ноября 1916 г. находилась в получасовой готовности в Ревеле. В период с 1 по 5 декабря отрабатывала торпедные стрельбы. В зимний период 1916-1917 гг. на заводе «Ноблесснер» в Ревеле устранялись замечания, отмеченные при проведении сдаточных испытаний.
В компанию 1917 г. «АГ-11» осуществляла боевое патрулирование на позициях Балтийского флота. Совершила 5 боевых походов. В декабре 1917г. все боевые выходы русских подводных лодок были прекращены. В зимний период 1917- 1918 гг. базировалась на Ганге (Финляндия) вместе с другими лодками IV дивизиона и плавбазой «Оланд». 3 апреля 1918 г. германские корабли, с трудом преодолев плотные льды, высадили в Ганге десант. Вывести лодку из Ганге не было возможности из-за тяжелой ледовой обстановки и отсутствия ледокола. Чтобы лодка не досталась Германии, экипаж вынужден был взорвать лодку.
Тактико-технические элементы Длина, м 45,8 Ширина, м 4,81 Осадка, м 3,76 Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение 47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1 Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4 Запасные торпеды 4 *** «АГ-12»
Изготовлена в 1915 г. в Ванкувере (США). В разобранном виде доставлена на пароходе во Владивосток, а затем по железной дороге на Балтийский завод в Петроград. Сборка секций начата 2 апреля 1916 г. На воду спущена 19 августа 1916 г. Сдаточные испытания проводились в Ревеле, куда лодка прибыла своим ходом 8 сентября. В строй вступила 16 сентября 1916 г.
После обучения личного состава с 4 ноября 1916 г. находилась в получасовой готовности в Ревеле. В зимний период 1916-1917 гг. на заводе «Ноблесснер» в Ревеле устранялись замечания, отмеченные при проведении сдаточных испытаний. В компанию 1917 г. осуществляла боевое патрулирование на позициях Балтийского флота. Совершила 4 боевых выхода. В декабре 1917 г. все боевые выходы русских подводных лодок были прекращены. В зимний период 1917-1918 гг. базировалась на Ганге (Финляндия). 3 апреля 1918 г. германские корабли, с трудом преодолев плотные льды, высадили в Ганге десант. Вывести лодку из Ганге не было возможности из-за тяжелой ледовой обстановки и отсутствия ледокола. Чтобы лодка не досталась Германии, экипаж вынужден был взорвать лодку.
Тактико-технические элементы Длина, м 45,8 Ширина, м 4,81 Осадка, м 3,76 Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение 47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1 Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4 Запасные торпеды 4 *** «АГ-13» («АГ-16»)
Изготовлена в 1915 г. в Ванкувере (США). В разобранном виде доставлена на пароходе во Владивосток, а затем по железной дороге на Балтийский завод в Петрограде. Сборка секций начата 2 апреля 1916 г. На воду спущена 31 августа 1916 г. Сдаточные испытания проводились в период с 24 сентября по 17 ноября в Кронштадте, Бьерке-Зунде и Ревеле. В связи с тем, что переход из Петрограда в Ревель осуществлялся только военной командой, по ходатайству флота на еще не принятой в состав флота лодке 11 октября 1916 г. был поднят военно-морской флаг. В строй вступила 17 ноября 1916 г.
В зимний период 1916-1917 на заводе «Ноблесснер» в Ревеле устранялись замечания, отмеченные при проведении сдаточных испытаний. В компанию 1917 г. осуществляла боевое патрулирование на позициях Балтийского флота. Совершила 3 боевых похода. 8 июля 1917 г. ПЛ «АГ-13» переименована в ПЛ «АГ-16». В декабре 1917 г. все боевые выходы русских подводных лодок были прекращены. В зимний период 1917-1918 гг. базировалась на Ганге (Финляндия). 3 апреля 1918 г. германские корабли, с трудом преодолев плотные льды, высадили в Ганге десант. Вывести лодку из Ганге не было возможности из-за тяжелой ледовой обстановки и отсутствия ледокола. Чтобы лодка не досталась Германии, экипаж вынужден был взорвать лодку.
Тактико-технические элементы Длина, м 45,8 Ширина, м 4,81 Осадка, м 3,76 Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение 47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1 Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4 Запасные торпеды 4 *** «АГ-14»
Изготовлена в 1915 г. в Ванкувере (США). В разобранном виде доставлена на пароходе во Владивосток, а затем по железной дороге на Балтийский завод в Петрограде. Сборка секций начата 2 апреля 1916 г. На воду спущена в сентябре 1916 г. Сдаточные испытания проводились в период с 4 октября по 17 ноября 1916 г. в Кронштадте, Бьерке-Зунде и Ревеле. В связи с тем, что переход из Петрограда в Ревель осуществлялся только военной командой по ходатайству флота на еще не принятой в состав флота лодке 19 октября 1916 г. был поднят военно-морской флаг. В строй вступила 17 ноября 1916 г.
В зимний период 1916-1917 гг. на заводе «Ноблесснер» в Ревеле устранялись замечания, отмеченные при проведении сдаточных испытаний. В компанию 1917 г. осуществляла боевое патрулирование на позициях Балтийского флота. Совершила 3 боевых похода. 18 сентября 1917 г. лодка вышла в очередной боевой поход на позицию к северо-западу от Стейнорта (район Либавы). Возвращение лодки планировалось 23 сентября. Лодка из боевого похода не возвратилась. Командиром погибшей в боевом походе ПЛ «АГ-14» был старший лейтенант А.Н. фон Эссен, сын командующего Балтийским флотом адмирала Н.О. фон Эссена.
Тактико-технические элементы Длина, м 45,8 Ширина, м 4,81 Осадка, м 3,76 Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение 47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1 Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4 Запасные торпеды 4 *** «АГ-15»
Изготовлена в 1915 г. в Ванкувере (США). В разобранном виде доставлена на пароходе во Владивосток, а затем по железной дороге на Балтийский завод в Петрограде. Сборка секций начата 2 апреля 1916 г. На воду спущена в сентябре 1916 г. Сдаточные испытания проводились в период с 14 октября по 14 ноября 1916 г. в Кронштадте, Бьерке-Зунде и Ревеле. В связи с тем, что переход из Петрограда в Ревель осуществлялся только военной командой, по ходатайству флота на еще не принятой в состав флота лодке 30 октября 1916 г. был поднят военно-морской флаг. В строй вступила 17 ноября 1916 г.
В зимний период 1916-1917 гг. на заводе «Ноблесснер» в Ревеле устранялись замечания, отмеченные при проведении сдаточных испытаний. Компанию 1917 г. начала с отработки боевой подготовки личного состава — 30-31 мая успешно совершила практический выход. 8 июня лодка отошла от борта плавбазы «Оланд» и направилась в западный район для выполнения учебного погружения. В районе находился минный заградитель «Ильмень». Придя в район, командир ПЛ «АГ-15» лейтенант М.М. Максимович решил произвести срочное погружение с хода. Экипаж минного заградителя видел как ПЛ «АГ-15» начала погружаться с увеличивающимся дифферентом и вскоре ушла под воду. На поверхности осталось четыре человека. Трое из них — командир, боцман и рулевой — были подобраны с минного заградителя, а четвертый — штурман, не умевший плавать, утонул. Через час после аварии к месту гибели лодки прибыли водолазы, которые зафиксировали, что лодка лежит на грунте на глубине 27 метров без крена и дифферента с открытыми кормовым и рубочным люками и, что в носовом и кормовом отсеках находятся подводники, отвечающие на стук по корпусу лодки. Через три часа после аварии из лодки была выпущена учебная торпеда, в которой лежала записка, сообщающая о нахождении в носовом отсеке 11 человек и просьбу о помощи. Помощь могла быть оказана только путем подъема лодки, а подъем мог быть произведен только спасательным судном «Волхов», вошедшим в строй 1 июля 1915 г. Однако, на момент аварии спасательное судно «Волхов» находилось в Ревеле. По тревоге спасательное судно вышло для оказания помощи, но его приход к месту аварии был возможен только на следующий день. --PAGE_BREAK--
Не дождавшись помощи подводники первого отсека решились на самостоятельный выход. Под руководством старшего офицера лейтенанта К.Л. Матыевича-Мацеевича подводники, проведя около 10 часов в полузатопленном отсеке, подняли давление, открыли люк и вместе с пузырем воздуха выбросились на поверхность. Последним покинул лодку старший офицер. На поверхность выбросило 6 подводников, из которых в живых осталось 5 человек. 18 подводников погибло во время этой совершенно нелепой аварии.
Как выяснилось, кок, приготавливавший обед, не поставив в известность командира, открыл для проветривания кормовой люк. Этот люк плохо просматривался с мостика и командир, не зная об открытом люке, дал команду на погружение.
Спасательное судно «Волхов» прибыло к месту аварии только утром 10 июня. Подъем лодки начали в 13 часов 13 июня. Лодку сильно засосало в грунт и пришлось делать промывку грунта под корпусом ПЛ. Сдвинуть лодку удалось к 19 час. 15 июня. Окончательно лодка была поднята 16 июня 1917 г. Это было первое использование спасательного судна «Волхов» по прямому назначению. 22 июня спасательное судно «Волхов» привело лодку в Ревель, где она силами мастерских судна в течение месяца была отремонтирована и вновь вступила в строй.
В декабре 1917 г. все боевые выходы русских подводных лодок были прекращены. В зимний период 1917-1918 гг. базировалась в Ганге. 3 апреля 1918 г. германские корабли, с трудом преодолев плотные льды, высадили в Ганге десант. Вывести лодку из Ганге не было возможности из-за тяжелой ледовой обстановки и отсутствия ледокола. Чтобы лодка не досталась Германии экипаж вынужден был взорвать лодку.
Тактико-технические элементы Длина, м 45,8 Ширина, м 4,81 Осадка, м 3,76 Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение 47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1 Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4 Запасные торпеды
*** «АГ-21»
Изготовлена в 1916 в Ванкувере (США). В разобранном виде доставлена на пароходе во Владивосток, а затем по железной дороге в Николаев. Сборка секций начата 28 марта 1917 г. на стапелях отделения Балтийского завода в Николаеве и производилась под руководством американских инженеров. На воду спущена в 1917 г. В списки флота Черного моря зачислена 21 августа 1917 г. В строй вступила в 1918 г.
В декабре 1918 г. была захвачена англо-французскими войсками в Севастополе. 26 апреля 1919 г. при уходе из Крыма была потоплена ими на внешнем рейде Севастополя. В 1926 г. во время тренировочных спусков курсанты Водолазной школы обнаружили ПЛ «АГ-21». Она лежала на грунте на глубине 50 м с креном около 40 град. на правый борт и дифферентом 8 град. на корму. Носовая часть до торпедопогрузочного люка возвышалась над грунтом, а корма вошла в плотный ил. Подъем лодки было решено производить ступенчатым способом с использованием 400 — и 100-тонных понтонов. В кормовой части для протаскивания подъемного полотенца необходимо было промыть туннель. Подготовительные работы были завершены к началу августа 1927 г. Первая попытка, предпринятая 5 августа, оказалась неудачной — 400-тонный понтон выскользнул из стропов. Вторая попытка была предпринята 10 сентября. Понтон всплыл на поверхность с дифферентом 35 град. Нос лодки подвсплыл на 15 м, а корма едва касалась грунта. В таком положении лодку вместе с понтоном отбуксировали до глубины 35 м. Попытка произвести дальнейший подъем лодки окончилась неудачей. Из-за начавшегося периода штормов работы по подъему перенесли на следующий год.
Весной 1928 г. работы были продолжены и 19 мая 1928 г. лодка была поднята на поверхность и введена в Севастопольскую бухту. Корпус лодки оказался в лучшем состоянии по сравнению с однотипными лодками, остававшимися в строю. Было принято решение о восстановлении лодки. 15.10.1928 г. было принято решение об укомплектовании ПЛ личным составом и о присвоении ей нового наименования — «Металлист». После проведения восстановительного ремонта 30 декабря 1930 г. лодка вновь вошла в строй. 8 июня 1931 г. лодка вновь затонула. Во время учебных торпедных стрельб, в результате неправильных действий командира лодки Бебешина, она была протаранена эсминцем «Фрунзе». В результате аварии спаслось всего 9 человек, остальной экипаж погиб. Через 2 дня лодка была поднята и после восстановительного ремонта 1 января 1932 г. вновь вошла в строй.
15 сентября 1934 г. ПЛ «Металлист» переименована в ПЛ «А-5». В 1936-1938 гг. ПЛ «А-5» находилась в капитальном ремонте. ПЛ «А-5» принимала активное участие в Великой Отечественной войне, совершила 12 боевых походов, потопила 4 транспортных и боевых корабля противника. 11 июня 1942 г. лодка «А-5», маневрируя в районе Одесской банки, обнаружила конвой противника в составе румынского транспорта «Ардеаль» (5695 брт), трех буксиров и двух самоходных морских паромов. С дистанции 3,5 кабельтова произвела выстрел торпедой по транспорту «Ардеаль». Торпеда попала в цель, транспорт отвернул с курса и выбросился на мель. Корабли охранения атаковали лодку глубинными бомбами. Близкими взрывами ее сильно подбросило, а затем ударило о грунт. Лодка легла на грунт на глубине 18 м и, исправив повреждения, ушла из опасного района. На третий день «А-5» опять была обнаружена катером-охотником и атакована, но командир искусно маневрируя, вывел лодку из-под удара. 25 июля в 11 час. лодка, находившаяся на боевой позиции в районе Одессы, подорвалась на якорной контактной мине. Вышли из строя вертикальный и кормовые горизонтальные рули, заклинило правую линию гребного вала, погасло освещение, в пятый отсек стала поступать вода. Лодка легла на грунт. В 22 ч. 38 мин. лодка всплыла и на левом электродвигателе отошла на несколько миль от места подрыва. Появившиеся самолеты противника заставили «А-5» погрузиться. Вечером 26 июля после всплытия воентехник 2 ранга В.А. Глушич и главный старшина И.В. Качурин, надев легководолазные костюмы, осмотрели корму. После этого главный старшина С.П. Поляков и старшина 1-й статьи И.И. Дегтяренко освободили правый вал. Лодка в это время находилась в готовности к срочному погружению. Моряки добровольно рисковали жизнью ради спасения «А-5». Четверо суток экипаж во главе со своим командиром старшим лейтенантом Кукуем Г.А. вел мужественную борьбу за живучесть лодки и победил. 29 июля лодка, которую считали уже погибшей, направилась в базу, куда пришла 4 августа.
14 апреля 1944 г., западнее мыса Херсонес, «А-5» потопила быстроходную десантную баржу противника, а 25 апреля атаковала две вражеские канонерские лодки. 11 мая «А-5» уничтожила самоходный паром с солдатами. 12 мая 1944 г. потопила транспорт «Дуростор-2» (1200 брт) и шхуну «Зеепферд».
6 марта 1945 г. ПЛ «А-5» награждена орденом Красного Знамени.
27 августа 1945 г. лодку разоружили, исключили из боевого состава флота и переоборудовали в ПЗС. В марте 1947 г. лодку сдали в ОФИ для разборки на металлолом.
Тактико-технические элементы Длина, м 45,8 Ширина, м 4,81 Осадка, м 3,76 Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение 47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1 Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4 Запасные торпеды *** «АГ-22»
Изготовлена в 1916 г. в Ванкувере (США). В разобранном виде доставлена на пароходе во Владивосток, а затем по железной дороге в Николаев. Сборка секций начата 30 марта 1917 г. на стапелях отделения Балтийского завода в Николаеве и производилась под руководством американских инженеров. В списки флота Черного моря зачислена 21 августа 1917 г. На воду спущена в 1918 г. Сдаточные испытания проводились в июне-июле 1919 г. В строй вступила в конце июля 1919 г. Командование флота просило центр выслать 30 мин Уайтхеда калибром 45 см образца 1912 г. с тем, чтобы лодка «могла выйти в море и прекратить хозяйничанье неприятельского миноносца».
14 ноября 1920 г. в составе большей части эскадры Черноморского флота, состоящей из 150 вымпелов, ушла из Севастополя в Константинополь (Турция), затем в военно-морскую базу Франции в Бизерте (Тунис), куда эскадра прибыла 29 декабря 1920 г. В 1921 г. в числе других кораблей «АГ-22» была отремонтирована. В 1922 г. французские власти заставили сдать весь боевой запас. После признания в сентябре 1924 г. Францией Советского государства эскадру расформировали и передали в ведение начальника бизертской военно-морской базы. 24 октября на кораблях эскадры были спущены Андреевские флаги. Начавшиеся переговоры о передаче кораблей эскадры не поддержал Сенат Франции и они остались ржаветь в Бизерте. С 1930 г. Франция начала продавать корабли на слом. ПЛ «АГ-22» была разобрана на металл, год неизвестен.
Тактико-технические элементы Длина, м 45,8 Ширина, м 4,81 Осадка, м 3,76 Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение 47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1 Пулемет 1 Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4 Запасные торпеды 4
*** «АГ-23»
Изготовлена в 1916 г. в Ванкувере (США), в разобранном виде доставлена на пароходе во Владивосток, а затем по железной дороге в Николаев. Сборка секций начата 29 апреля 1917 г. на стапелях отделения Балтийского завода в Николаеве. В списки флота Черного моря зачислена 21 августа 1917 г. 1 июня 1920 г. в присутствии уполномоченного ЦК РКП (б) А.В. Луначарского лодка была торжественно спущена на воду, и ей присвоено новое наименование «АГ-23 им. тов. Троцкого». 5 июня начались сдаточные испытания, продлившиеся до 28 августа. 17 сентября с Каспия прибыли подводники с подводных лодок «Минога», «Окунь», «Касатка» и «Макрель». 8 человек из них были зачислены в экипаж «АГ-23». 22 сентября 1920 г. на первой советской подводной лодке в составе Морских сил Черного и Азовского морей «АГ-23» был поднят военно-морской флаг.
Выход из Буга и Днепра был блокирован флотом Врангеля. ПЛ «АГ-23» 4-5 октября 1920 г. сумела прорвать морскую блокаду и перешла из Николаева в Одессу. В Одессе лодку посетил председатель ВЦИК М.И. Калинин. Получив к этому времени 12 торпед с Балтики, лодка стала выходить на боевое патрулирование. Факт появления первой советской подводной лодки на Черном море оказал серьезное воздействие на врангелевский флот. Корабли и плавучие батареи врангелевского флота, которые в течение всей компании бомбардировали Очаков, стали реже показываться у его берегов. Английское правительство в особой ноте заявило, что советская подводная лодка угрожает английскому флоту и английским кораблям дан приказ в случае встречи с ней атаковать ее. Советский представитель в Лондоне Л.Б. Красин ответил, что «Российская республика имеет право, подобно прочим суверенным государствам, использовать для защиты своих границ и берегов все средства, какие знает техника военного и морского дела». С начала эвакуации войск белого движения из Крыма лодка выходила на перехват врангелевских судов в район Севастополя. 27 февраля 1921 г. атаковала французский миноносец у берегов Кавказа.
1 октября 1921 г. лодке был присвоен № 12. После подписания в 1921 г. договора о дружбе с Турцией подводные лодки наряду с другими кораблями стали ходить с визитами в Турцию. В ноябре 1921 г. под литером «ПЛ-16» сопровождала плавбазу подводных лодок «Георгий», на борту которой находилась российская делегация во главе с М.В. Фрунзе, на переходе из Батуми в Самсун (Турция). 31 декабря 1922 г. «ПЛ-16» переименована в ПЛ «Незаможный», а 12 июня 1923 г. в связи с тем, что достраивавшийся эсминец «Занте» был переименован в «Незаможный», лодку переименовали в «Шахтер» №12. В 1928-1929 гг. и в 1932-1934 гг. лодка находилась в капитальном ремонте.
3 апреля 1930 г. в 2 ч. 19 мин. ПЛ «Шахтер», возвращаясь из похода, по вине вахтенного штурмана столкнулась с пароходом «Эльбрус». В результате столкновения разбита крышка правого торпедного аппарата, свернута влево верхняя часть форштевня, заклинен вертикальный руль. При помощи парохода «Эльбрус», а затем эсминца «Незаможный» и буксира «Язон» лодка была доставлена в базу к 22 ч. того же дня. При буксировке лодки эсминцем также имел место случай наваливания лодки на эсминец, в результате которого лодка своими горизонтальными рулями рассекла обшивку эсминца в районе 17-18 шпангоутов.
15 сентябре 1934 г. лодку переименовали в последний раз, присвоив ей наименование «А-1». К началу Великой Отечественной войны «А-1» находилась в Севастополе в ремонте. 26 июня 1942 г., из-за невозможности вывода лодки из Севастополя по техническим причинам, была взорвана экипажем по приказу командования. В апреле 1945 г. лодку подняли и сдали в ОФИ на слом.
Тактико-технические элементы Длина, м 45,8 Ширина, м 4,81 Осадка, м 3,76 Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение 47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1 Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4 Запасные торпеды 4 *** «АГ-24»
Изготовлена в 1916 г. в Ванкувере (США), в разобранном виде доставлена на пароходе во Владивосток, а затем по железной дороге на отделение Балтийского завода в Николаеве. Доставленные секции хранились на заводе до 1920 г., когда начались работы по возрождению флота. Сборка секций начата 1 июня в торжественной обстановке в присутствии уполномоченного ЦК РКП (б) А.В. Луначарского. Лодке было присвоено новое наименование «АГ-24 им. тов. Луначарского». На воду «АГ-24» спущена 2 апреля 1921 г. Сдаточные испытания проводились в период с 17 мая по 7 июля 1921 г. 16 июля 1921 г. на лодке поднят военно-морской флаг, лодка вступила в строй.
1 октября 1921 г. лодке присвоено новое наименование «ПЛ-17». В ноябре 1921 г. «ПЛ-17» сопровождала плавбазу подводных лодок «Георгий», на борту которой находилась российская делегация во главе с М.В. Фрунзе, на переходе из Батуми в Самсун (Турция). Походы в Турцию лодка совершала в 1922, 1923 и 1930 годах.
31 декабря 1922 г. лодка переименована в «Коммунист» № 13. К подводной лодке «Коммунист» был прикомандирован в качестве почетного краснофлотца-подводника Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин. В 1927-1928, 1932-1934 гг. лодка находилась на капитальном ремонте.
15 сентября 1934 г. лодку переименовали в последний раз, присвоив наименование «А-2». В период с 17 по 31 декабря 1935 г. совершила автономное плавание, пройдя 1498,7 миль над водой и 100,2 мили — под водой, первой в составе Черноморского флота вдвое превысила нормы автономного плавания. С 10 февраля 1939 г. до начала Великой Отечественной войны находилась в капитальном ремонте. В войне принимала активное участие. Совершила 17 боевых походов, потопила 1 большую десантную баржу. В период с 7 мая по 3 июля 1942 г. участвовала в прорывах подводных лодок с грузами в осажденный Севастополь, где получила серьезные повреждения от вражеских авиационных бомб, но осталась в строю. В ночь на 3 июля, последней из прорвавшихся лодок, ушла из Севастополя. Вскоре после войны лодка была исключена из списков флота, как устаревшая и передана в ОФИ на металлолом.
Тактико-технические элементы Длина, м 45,8 Ширина, м 4,81 Осадка, м 3,76 Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение 47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1 Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4 Запасные торпеды 4 *** «АГ-25»
Тип «АГ»            Изготовлена в 1916 г. в Ванкувере (США), в разобранном виде доставлена на пароходе во Владивосток, а затем по железной дороге на отделение Балтийского завода в Николаеве. Доставленные секции хранились на заводе до 1920 г., когда начались работы по возрождению флота. Сборка секций начата 11 июля 1921 г. 1 октября 1921 г. лодке присвоено новое наименование «ПЛ-18». На воду лодка спущена 15 апреля 1922 г. Сдаточные испытания проводились в период с 5 мая по 24 мая. В строй лодка вступила 24 мая 1922 г.
«ПЛ-18» совершила походы в Турцию в 1922, 1923 и 1929 годах. 25 марта 1923 г. «ПЛ-18» переименована в «Марксист» № 14. 15 сентября 1934 г. лодку переименовали в последний раз, присвоив наименование «А-З». В 1934-1935 гг. «А-З» находилась в капитальном ремонте. В период Великой отечественной войны принимала активное участие в боевых операциях. Совершила 19 боевых походов, потопила 3 транспортных и боевых корабля противника. Утром 29 мая 1942 г. «А-З» в 5 милях от Одессы обнаружила конвой в составе двух транспортов и семи сторожевых катеров. Несмотря на малые глубины, она проникла под водой внутрь конвоя и с дистанции 3,5 кабельтовых выпустила две торпеды. Румынский транспорт «Сулина» (3495 брт), шедший из Констанцы в Херсон с боеприпасами на борту, получил удар торпеды и затонул. Атака была настолько серьезной и внезапной, что ошеломленный противник даже не пытался преследовать лодку. 11 мая 1943 г. «А-З» атаковала и потопила большую десантную баржу «MFP-130», а 12 мая — " MFP -241". 28 октября 1943 г. «А-З» не вернулась из боевого похода, она погибла в Каркинитском заливе.
Тактико-технические элементы Длина, м 45,8 Ширина, м 4,81 Осадка, м 3,76 Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение 47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1 Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4 Запасные торпеды 4 *** «АГ-26»
Изготовлена в 1916 г. в Ванкувере (США), в разобранном виде доставлена на пароходе во Владивосток, а затем по железной дороге на отделение Балтийского завода в Николаеве. Доставленные секции хранились на заводе до 1920 г., когда начались работы по возрождению флота. Сборка секций начата 23 октября 1920 г. в присутствии Главкома Вооруженных Сил Республики С.С. Каменева и Наркома здравоохранения Н.А. Семашко. Лодке было присвоено наименование «АГ-26 им. тов. Каменева». 1 октября 1921 г. лодке было присвоено новое наименование «ПЛ-19». Сборка «ПЛ-19» задерживалась из-за отсутствия штатных дизелей, установленных в 1917 г. на подводный минный заградитель «Краб». На «ПЛ-19» пришлось устанавливать дизеля вдвое меньшей мощности, по 120 л.с., доставленных из инженерной лаборатории Технологического института в Петрограде. На воду лодка спущена 24 февраля 1923 г. 15 мая 1923 г. «ПЛ-19» переименована в «Политработник» № 15. 4 июля 1923 г. на ПЛ «Политработник» поднят военно-морской флаг, 11 июля она вступила в строй.
В августе-сентябре 1929 г. лодка посетила Стамбул. В 1930-1931 и в 1936-1938 гг. лодка находилась в капитальном ремонте. 15 октября 1934 г. переименована в последний раз, лодке присвоено наименование «А-4».
В период Великой Отечественной войны принимала активное участие в боевых операциях флота. Совершила 15 боевых походов, принимала участие в снабжении осажденного Севастополя. В период ожесточенных боев на рубеже бухта Стрелецкая — мыс Фиолент «А-4» под командованием старшего лейтенанта С.А. Трофимчука трижды прорывалась в Севастополь с грузами для осажденного города. 6 марта 1947 г. выведена из боевого состава флота и переоборудована в ПЗС.
Тактико-технические элементы Длина, м 45,8 Ширина, м 4,81 Осадка, м 3,76 Водоизмещение надводное/подводное, т 355,7 / 467,0 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х240 / 2х160 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 10,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1750 / 25 Глубина погружения, м 50
Вооружение 47 мм артиллерийское орудие (устанавливалось в России) 1 Пулемет 1 Торпеды в носовых трубчатых аппаратах 4 Запасные торпеды 4


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ динамики производства и реализации продукции на ООО Абдулинский элеватор
Реферат Умисне вбивство 5
Реферат Amadeus Patron Saint Of All Mediocrities
Реферат Основні види валютних ринків
Реферат Untitled Essay Research Paper Words 1740
Реферат Современные языки программирования
Реферат 21-000-76, 226-00-56 инн 6162046225 кпп 616301001 огрн 1066162012290 окпо 95045703 Юридический адрес: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 132/37, оф. 18 Фактический адрес: 346720. Ростовская область, г. Аксай, ул. Вартанова, 31
Реферат Продуктивность озимой пшеницы сорта Казанская-560 в зависимости от удобрений и элементов питания в почве
Реферат Cpr Essay Research Paper Have you ever
Реферат The Crucible Essay Research Paper In Arthur
Реферат Стратегическое планирование персонала
Реферат Гипотеза как форма развития биологического знания
Реферат Исследование способов комплексной защиты информации в АСУ
Реферат Платежная система Республики Казахстан
Реферат Значение бухгалтерского учета в реализации сх продукции и финансовых результатов деятельности сх