--PAGE_BREAK--В 1876 г. кандидат в президенты от демократов Сэмюэл Тилден (штат Нью – Йорк) получил больше голосов, чем республиканец Рутерфорд Б. Хейс из штата Огайо. Однако результаты выборов подверглись пересмотру, в ходе которого большинство голосов было приписано Хейсу. Так состоялась закулисная сделка лидеров обеих партий: президентом США стал, как и прежде, республиканец, но в обмен на обязательство вывести с территории Юга еще находившиеся там федеральные войска. Придя в 1877 г. к власти, Хейс ликвидировал этот последний элемент чрезвычайного положения на Юге, с помощью которого велась его радикальная Реконструкция.
1.2 Внешняя политика администрации Э. Джонсона Изобилие острых внутренних проблем в годы президентства Э. Джонсона не означало абсолютного бездействия его администрации во внешнеполитической сфере. Госсекретарь США Уильям Стюард был убежденным экспансионистом или, как его назвал американский историк Т. Бейли, «экспансионистом с полуглобальным (т.е. ограниченным рамками Западного полушария. – Авт.) аппетитом». Оставаясь по возможности в стороне от внутриполитических склок, он продолжал внешнеполитическую линию американского государства, сформулированную «доктриной Монро». Ассоциация личности Стюарда с внешнеполитическими решениями двух американских администраций – А. Линкольна и Э. Джонсона – тем более правомерна, что эти два президента не обладали ни достаточным опытом внешнеполитической деятельности, ни необходимыми знаниями, чтобы возглавить это направление государственной политики.
С 1861 по 1868 г. внешняя политика Соединенных Штатов формировалась и осуществлялась под контролем и при непосредственном участии У. Стюарда. В 1867 г. в первую очередь его усилиями были аннексированы коралловые острова Мидуэй, расположенные в Тихом океане к северо-западу от Гавайских островов. В том же году правительство США настояло на выводе из Мексики французских войск, поддерживавших неугодный американцам режим императора Максимилиана, марионетки Наполеона III. Реализации подписанного в октябре 1867 г. договора с Данией о приобретении Соединенными Штатами за 7,5 млн долл. двух островов из архипелага Виргинских островов помешали землетрясение и ураган, практически разрушившие их (сенат отказался утвердить это приобретение). В 1868 г. был подписан американо-китайский Договор Берлингейма (по фамилии американского посланника в Китае), который уточнял американские права в Китае, регулировал вопросы двухсторонней торговли и гарантировал неограниченную китайскую иммиграцию в Соединенные Штаты.
Активный сторонник расширения владений США в Западном полушарии, Стюард считал, что латиноамериканцы, англичане и русские своей деятельностью в Северной Америке закладывают основы для будущего могущества его страны. «Стоя здесь и обращая свой взор к Северо-западу, – заявил он в одном из своих выступлений, – я вижу русского, который озабочен строительством гаваней, поселений и укреплений на оконечности этого континента как аванпостов Санкт-Петербурга, и я могу сказать: «Продолжай и строй свои аванпосты вдоль всего побережья вплоть даже до Ледовитого океана – они тем не менее станут аванпостами моей собственной страны, монументами цивилизации Соединенных Штатов на Северо-западе».
Стюард, руководствуясь торгово-экономическими интересами США, неизменно подчеркивал важное значение для американского государства тихоокеанского севера и обеспечения доступа «американского флага» в порты Сибири, Камчатки, Курильских и Алеутских островов.
В марте 1867 г. Стюардом и российским посланником в США Э.А. Стеклем, действовавшим по поручению российского императорского двора, был подписан Договор о продаже Соединенным Штатам Русской Аляски. В числе уступленных по договору Россией территорий в Северной Америке и в Тихом океане были: весь полуостров Аляска (по линии, проходящей по меридиану 141° з. д.); береговая полоса шириной в 10 миль южнее Аляски вдоль западного берега Британской Колумбии; архипелаг Александра; Алеутские острова с о. Атту; острова Ближние, Крысьи, Лисьи, Андреяновские, Шумагина, Тринити, Умнак, Унимак, Кадьяк, Чирикова, Афогнак; острова в Беринговом море: Св. Лаврентия, Св. Матвея, Нунивак и острова Прибылова – Сент-Пол и Сент-Джордж. Общий размер уступаемой Россией территории составлял 1519 тыс. км2, вместе с которой Соединенным Штатам передавались все недвижимое имущество, все колониальные архивы, официальные и исторические документы. Местные жители получали право вернуться в Россию в течение трех лет или, по желанию, остаться в США.
Принимая решение о продаже Аляски Соединенным Штатам, российское правительство руководствовалось в первую очередь не финансовыми, а политическими соображениями. Александр II был твердо убежден в том, что этот акт устранит возможные будущие противоречия между Россией и США и будет содействовать укреплению фактического союза между ними. В оправдание заключенной сделки ее инициаторы в придворных кругах России ссылались на невозможность защитить далекие территории от агрессивных планов «владычицы морей» Великобритании и неизбежных посягательств на них американских золотодобытчиков и охотников.
Реакция как американской, так и российской общественности на заключение договора была неоднозначной. В обеих странах было немало политических деятелей и органов печати, выступавших с полярно противоположных позиций при оценке значения и последствий договора. Для американских противников приобретения Аляски характерными были заявления, подобные сделанному, в частности, еженедельником «Харперс»: «Нельзя было найти более неподходящего момента, чем этот, для территориальной экспансии Соединенных Штатов… эта территория станет в действительности дальней колонией с чуждым нам населением… В практическом плане вопрос заключается в следующем: разумно ли расширять нашу территорию в любом направлении такой ценой». В политических кругах северных штатов, т.е. сторонниками приобретения Аляски, высказывалось суждение, что США должны были отплатить России сторицей за ее поддержку в годы Гражданской войны. Под влиянием сообщений о задержке по вине Конгресса Соединенных Штатов выплаты России оговоренной суммы российское общественное мнение стало все больше склоняться к неприятию факта продажи Аляски.
Американский консул Ю. Скайлер, в частности, докладывал в Вашингтон: «Добровольная сдача части принадлежавшей России территории была осуществлена вопреки мнению всех россиян, и огромная масса русских была недовольна решением правительства отдать Аляску. Единственным утешительным обстоятельством было то, что она была приобретена Соединенными Штатами, к которым тогда существовало поистине дружеское отношение. Даже шесть месяцев назад предполагалось предоставить широкие льготы и возможности американцам, занятым предпринимательством здесь или приезжающим сюда. Но ситуация изменилась с тех пор, как конгресс задержал выплату денег».
Решение правительства о приобретении у России Аляски было негативно встречено в США критиками американского экспансионизма. Они находили в этой сделке много общего с тем, как были приобретены Западная Флорида и Техас. У. Стюард подвергался резкой критике со стороны ряда видных политических деятелей и органов печати США, а сама Аляска называлась «причудой Стюарда», «морозильником Стюарда» и «Мордовией». Однако более дальновидными оказались политики, которые распознали в Аляске «разводной мост» между Северной Америкой и Азиатским материком. С именем президента Джонсона приобретение Аляски никак не связывалось и на отношении к нему в политических и общественных кругах США ни в коей мере не сказалось.
1.3 Окончание периода Реконструкции. Правление У. Гранта У Джонсона не осталось никаких шансов добиться выдвижения своей кандидатуры на второй президентский срок – он потерял поддержку Юга и не смог завоевать поддержку Севера. Никто другой не мог служить символом победы и возрождения Союза в большей степени, чем Грант, и на выборах в ноябре 1868 г. ему отдали свои голоса около 73% членов Коллегии выборщиков и около 53% рядовых избирателей.
В инаугурационной речи нового президента особо стояли два предложения, подчеркивавшие важность «правильного обращения с исконными жителями страны – индейцами» и напомнившие американцам о проблеме, отошедшей на второй план в годы Гражданской войны и Реконструкции, но остававшейся нерешенной в течение еще многих десятилетий.
Со времени пребывания у власти администрации Монро федеральные власти стремились отодвинуть границы обитания индейцев подальше от территорий, занятых белыми. Гражданская война нарушила реализацию целенаправленной политики оттеснения индейцев на запад континента. Подобно тому как произошел раскол во всей стране, разделились в своем отношении к Гражданской войне и индейские племена. Индейцы чокто, чиксо, крики, семинолы и чероки, практиковавшие рабство, поддержали Конфедерацию, направили своих представителей в Конгресс Конфедерации и даже пообещали пополнить армию конфедератов своими воинами. Они сохраняли верность Конфедерации на протяжении всей войны, а индейский вождь бригадный генерал Стэнд Уэйти официально капитулировал лишь через месяц после окончания войны. В то же время практически все индейцы равнин (Plains Indians) – арапахо, шайенны, пуни, кайова, команчи, навахо, уичита и часть чероки встали на сторону федеральных властей. Исключением стало индейское племя сиу, которое, начав с резни белых поселенцев в 1862 г., продолжало вести кровопролитные сражения с федеральными войсками вплоть до 1876 г.
Столкновения с белыми поселенцами продолжались с удвоенной силой после обнаружения золота на охотничьих землях в Дакоте, принадлежавших индейским племенам. Федеральные войска, направляемые Вашингтоном для защиты индейских охотничьих угодий от наплыва белых золотодобытчиков, обращали, как правило, свое оружие против индейцев. Самыми известными эпизодами войны с индейцами тех лет были: сражение на р. Литл-Бигхорн в Монтане, в результате которого индейцами был полностью уничтожен кавалерийский полк под командованием генерала Дж. Кастера (1876); войны с индейцами племени чирикауа (1885–1886) во главе с их вождем Джеронимо; бойня на р. Вундед-Ни в Южной Дакоте (1890), учиненная над индейцами сиу отрядом федеральных войск под командованием полковника Дж. Форсайта.
После окончания Гражданской войны индейские племена, независимо от того, на чьей стороне они были в военные годы, были вытеснены федеральными войсками в еще более ограниченные по размерам резервации. В 1887 г. Конгрессом США был принят Закон Дауэса о распределении земли (Dawes General Allotment Act). Согласно этому закону, из земель резерваций, находившихся в общинном пользовании индейских племен, стали выделять членам племен на правах временной индивидуальной собственности участки разных размеров в зависимости от их семейного положения и возраста. По истечении 25 лет владельцы этих участков получали их в полную собственность одновременно с предоставлением им американского гражданства. Оставшаяся нераспределенной земля объявлялась избыточной и передавалась в свободную продажу, а вырученные средства передавались в общественный фонд племен. В результате реализации казавшегося справедливым и прогрессивным закона из 138 млн акров земель, некогда принадлежавших индейцам, 90 млн акров оказалось в руках белых поселенцев, а общинная организация жизни индейских племен была окончательно разрушена.
На фоне невразумительной внутренней политики администрации У. Гранта выделялось стремление президента добиться успехов во внешнеполитической сфере. Под руководством деятельного госсекретаря Гамилтона Фиша был внесен вклад в нормализацию отношений с Великобританией и снята острота основных проблем, стоявших перед обеими странами, включая разногласия, вызванные сепаратистскими движениями в Канаде и Ирландии.
Заключенный в 1871 г. Вашингтонский договор поставил точку и на давних спорах Англии и Соединенных Штатов, касавшихся границ рыболовных зон вдоль Атлантического побережья и выплаты англичанами компенсации по «делу «Алабамы». В годы пребывания Гранта на посту президента США российско-американские отношения были омрачены субъективными причинами: Белый дом проявил «неуважение» к сыну Александра II великому князю Алексею Александровичу во время пребывания последнего в США в 1871 г. Однако «неудовольствие» российского императорского дома не привело к сколько-нибудь заметным негативным последствиям.
Грант так и не стал компетентным политиком и тем более не добился заметных успехов в политической или экономическое сфере американского государства. Но на выборах 1872 г. Грант вновь одержал победу, причем на этот раз даже более убедительную, получив 81,2% голосов выборщиков и 55,6% голосов рядовых избирателей. Кандидат демократов X. Грили и кандидаты еще восьми политических партий, принявших участие в выборах, не смогли оказать ему достойного сопротивления.
Второй президентский срок Гранта был еще менее успешным, чем первый. Спустя шесть месяцев после его инаугурации страну поразил серьезный экономический кризис и началась финансовая паника 1873 г., за которыми последовал продолжительный период экономического спада.
Демократическая партия, воодушевленная своей победой на промежуточных выборах в конгресс в 1874 г., активно готовилась сменить у власти действующую администрацию. Республиканцы столь же самонадеянно стремились удержать эту власть, размахивая «окровавленной рубашкой», т.е. напоминая своим соперникам об их ответственности за Гражданскую войну и называя их «партией предателей». Свою же партию республиканцы стали называть «Великая старая партия» (Grand Old Party – GOP).
Завершение президентства Гранта знаменовало окончание периода Реконструкции, длившегося немногим более десятилетия. Принятый в мае 1872 г. Конгрессом США Закон об общей амнистии (General Amnesty Act) восстановил всех граждан южных штатов (за исключением 500 наиболее активных сторонников сецессии) в гражданских правах. Политические деятели этих штатов стали постепенно отбирать ответственные посты в местных органах власти и отделениях Демократической партии у приезжих с Севера. Проблема рабства перестала привлекать внимание не только руководящих политических и экономических кругов страны, но и белой общественности северных штатов. Однако белыми расистами из легислатур южных штатов предпринимались попытки воспрепятствовать социальным реформам.
В эти годы на Юге страны (несмотря на объявленный в 1869 г. запрет) расширилась деятельность бывших конфедератов и сецессионистов, объединившихся в 1865 г. в тайную террористическую организацию Ку-клукс-клан (Ku Klux Klan). Возникли и другие подобные ей тайные объединения: «Рыцари белой камелии» (Knights of the White Camelia), «Общество белой розы» (Society of the White Rose), «Белое братство» (White Brotherhood), «Бледнолицые» (Pale Faces), «Гвардия Конституционного союза» (Constitutional Union Guards) и т.п. Террор в отношении местного чернокожего населения стал обычным явлением. Законодательные собрания южных штатов систематизировали старые надзаконные сегрегационные кодексы принятием «законов Джима Кроу», устанавливающих высокий налоговый избирательный ценз и повышенные требования к грамотности. Таким образом, значительная часть негритянского населения лишалась права участвовать в выборах, в работе местных органов власти. «Джимкроуизм» законодательно оформил запрет чернокожим посещать рестораны, парки, гостиницы и другие общественные места.
Принятые некоторыми южными штатами (в частности, Миссисипи и Южной Каролиной) «Черные кодексы» (Black Codes), имевшие своей целью обеспечить «переход от рабства к свободе», на деле ограничивали политические и экономические права бывших чернокожих невольников. В 1873 г. решением Верховного суда США было дано разъяснение, что XIV поправка к конституции предусматривала защиту прав чернокожих граждан в случае их нарушения властями штатов, но не предусматривала их защиту от дискриминации со стороны отдельных лиц и компаний. Бывшим рабам была формально дарована свобода, но действительного равенства им удалось добиться лишь во второй половине XX в.
Страна вступила в новую эпоху общественного развития, характерной чертой которой стал высокий уровень политического развития общества с неизбежно сопровождающим его ростом самосознания и активности широких народных масс.
2. «Позолоченный век» 2.1 Администрация Ч. Артура В 1873 г. в США вышел в свет первый роман Марка Твена (1835–1910) «Позолоченный век» (The Guilded Age), в котором в лице главного персонажа полковника Селлерса был выведен сатирический образ беспринципного дельца, одержимого всепоглощающей идеей «делать деньги» и ради этой цели готового на любые преступления. В полковнике угадывались «бароны-разбойники», обретшие в те годы огромные состояния, нефтяной магнат Джон Д. Рокфеллер и стальной магнат Эндрю Карнеги. Название романа стало применяться ко всему периоду американской истории 70–80-х гг. XIX в., характерной чертой которого стал внешний блеск американского общества в условиях наличия множества подспудно существующих проблем и в обстановке всеобщего падения нравов.
продолжение
--PAGE_BREAK--Обращаясь к личностям государственных деятелей, занимавших пост президента США, историки реже всего вспоминают Честера Артура, воздавая должное лишь его мастерству элегантно одеваться и подобающей джентльмену манере поведения. Даже несколько вето, наложенных им на выполнение ряда решений прежних администраций, были успешно преодолены конгрессом, часто конфликтовавшим с республиканским президентом. Опасения американских трудящихся по поводу растущего притока дешевой рабочей силы иммигрантов из Китая дали основание Конгрессу США принять в 1882 г. закон, полностью запрещающий иммиграцию из Китая в течение ближайших 10 лет. Президент, вынужденно подписав этот закон, вызвал ликование на Западе страны и негодование у политических деятелей и прессы северо-восточных штатов, усмотревших в этом решении нарушение демократических традиций американского государства.
Расхождения между президентом и конгрессом по вопросу о китайских иммигрантах были не единственным случаем несовпадения взглядов по вопросам внешней политики. Артур провел переговоры о заключении договора о строительстве канала по территории Никарагуа, но сенат отказался от его ратификации. Он приступил к осуществлению программы взаимного сокращения таможенных тарифов с Мексикой и Испанией, но и эта инициатива не была реализована. Конгресс проигнорировал и его рекомендации по пересмотру генеральных тарифов и установил в 1883 г. тарифы, сохранившие исключительно высокие протекционистские ставки.
За годы президентства Артуру, однако, удалось использовать накопившиеся к тому времени от получения высоких тарифов средства, осуществив выплаты по национальному долгу и предложив новую программу строительства военно-морского флота. В числе немногих свершений его администрации заслуживают упоминания также запрет полигамии, объектом которого были мормоны из штата Юга, и принятие Закона Пендлетона о гражданской службе (Pendleton Civil Service Act), установившего систему замещения некоторых федеральных должностей на основе конкурсных экзаменов – так называемую «систему заслуг» (merit system), и создавшего Комиссию гражданской службы США. «Система заслуг» легла в основу системы государственной службы в том виде, в каком она существует и в настоящее время.
2.2 Внутриполитическая ситуация
За период с 1890 по 1910 г. в США иммигрировало около 12 млн. человек. Американские демографы отличают эту иммиграционную волну от 8-миллионной волны иммиграции 1850–1880 гг. из Северной и Западной Европы – Англии, Ирландии, Скандинавских стран, а также из Китая. После 1880 г. основную массу иммигрантов составили исповедовавшие христианство или иудаизм и принадлежавшие в основном к средним классам выходцы из Южной и Восточной Европы (в 1900 г. – 84,9%), ставшие благодатной средой для распространения идей социальной справедливости. Итальянцы, греки, выходцы из Балканских стран и Австро-Венгрии, поляки и россияне, оседавшие преимущественно в крупных промышленных городах Северо-Востока и Среднего Запада США и умножавшие число дискриминируемых крупным капиталом страны трудящихся, заметно увеличивали численный состав профессиональных рабочих союзов и накал всевозможных движений протеста. К этому же времени началась и иммиграция японцев, оседавших преимущественно в Калифорнии. К 1910 г. рабочие-иммигранты составляли более половины контингента рабочей силы страны.
Экономический кризис четко обозначил контраст между образом жизни малочисленного состоятельного слоя американского общества и подавляющего большинства трудовой Америки. Происходившая на протяжении этих лет промышленная революция умножила ряды рабочего класса страны, но создала одновременно множество ранее неведомых социальных проблем.
«В Америке началась эра – эра архимиллионеров и денежных королей неслыханной роскоши и великолепия и в то же время эра ужасающей бедности и суровой нищеты», – писал американский социалист Моррис Хилквит. Соседство полуразрушенных городских жилищ бедняков с эффектными архитектурными сооружениями, построенными по проектам известных архитекторов, в том числе пользовавшегося особым успехом Генри X Ричардсона, становилось все более распространенной отличительной чертой крупных городов. Основная масса роскошествующих богачей проигнорировала призыв дальновидного магната и филантропа Эндрю Карнеги к «скромной жизни и отказу от броской экстравагантности», выдвигая в поддержку неизбежности «выживания сильнейшего» дарвиновскую теорию борьбы за существование. К теоретическим обоснованиям разумности складывающегося общественного строя подключались интеллектуальные силы в лице видных представителей литературы и искусства, объявлявших предпринимательскую элиту страны движущей силой общественного прогресса. В эти годы были изданы труды Генри Джеймса, Эдит Уортон, Хорейшо Алджера, Вильяма Дина, Ха Уэллса и других писателей, создававших привлекательные образы персонажей и их «дорогу к успеху» на основе биографий реально существующих личностей, чтобы было «делать жизнь с кого».
В 1867 г. объединились Германский общий союз рабочих и Коммунистический клуб Нью-Йорка, образовав Социальную партию Нью-Йорка и его пригородов (The Social Party of New York and Vicinity), которая приняла политическую платформу, представлявшую собой нечто среднее между принципами Интернационала и программой Национального рабочего союза.
Идеей более эффективной организации рабочего движения прониклись и афроамериканцы. В 1869 г. был создан Национальный профсоюз цветных с целью объединения негритянских рабочих и кооперативных ассоциаций. Однако чернокожие политики подчинили стоявшие изначально на первом плане экономические задачи профсоюза сугубо целям политической предвыборной деятельности, что и привело к его распаду в 1874 г.
Одним из методов, способствовавших укреплению единства рабочих, стало проведение отраслевых, а со временем и общенациональных забастовок. В 1871 г. состоялась стачка углекопов Пенсильвании, которая продолжалась более шести месяцев и в которой приняли участие 30 тыс., человек. В кровопролитных событиях, связанных с этой забастовкой, были обвинены члены тайной группировки шахтеров ирландского происхождения «Молли Магвайрс» (Molly Maguire’s). После подавления стачки были арестованы 24 наиболее активных ее участника, десять из которых были позднее повешены по приговору суда.
Безработица, начавшаяся в результате экономического кризиса, осложнилась в 1877 г. большой железнодорожной забастовкой. В 80–90-х гг. состоялось около 23 тыс. стачек, в которых приняли участие более 6,5 млн. рабочих. Из наиболее крупных выступлений этих лет были объявленная профсоюзами всеобщая забастовка в Нью-Орлеане, забастовки шахтеров в Теннесси, железнодорожных стрелочников в Буффало и рабочих медных рудников в Айдахо. Одной из крупнейших в истории страны стала состоявшаяся в 1882 г. в Гомстеде (штат Пенсильвания) стачка 3 тыс. рабочих-сталелитейщиков заводов, которые принадлежали стальному магнату Э. Карнеги. На ее подавление были брошены силы частного детективного агентства Пинкертона, к услугам которого часто прибегали в те годы американские промышленные корпорации. В вооруженных столкновениях между бастующими и силами, брошенными на их усмирение, погибли девять рабочих и три агента. Спустя четыре месяца стачка была подавлена, ее лидеры были внесены в «черные списки», а профсоюзные комитеты, принявшие участие в ее организации, распущены.
Администрация США все чаще принимала сторону работодателей, а местные судебные органы выносили все более жесткие наказания забастовщикам.
Ни один закон, ни в одном штате не содержал официального запрещения стачек, но существовали законы, делавшие невозможной эффективную забастовочную борьбу. К 1886 г. в 35 штатах профсоюзная деятельность могла подвергаться судебному преследованию как преступный заговор, и лишь законы в трех штатах поощряли организацию профсоюзов и освобождали забастовочное движение от уголовного преследования за эту деятельность. На борьбу с рабочим движением все чаще привлекались федеральные войска, частные детективные агентства, располагавшие собственными силами усмирения, и полиция штатов. Их столкновения с бастующими рабочими все чаще сопровождались актами насилия и заканчивались кровопролитием, жертвами с обеих сторон и нанесением серьезного материального ущерба.
С широким распространением в США социалистических идей и активизировавшимся рабочим движением усилился раскол между национальными секциями Интернационала. В 1876 г. на Филадельфийском съезде была создана Рабочая партия Соединенных Штатов (Workingmen's Party of the United States), которая изменила свое название на Социалистическую рабочую партию Северной Америки (Socialist Labor Party of North America) в декабре 1877 г. и В 1886 г. в США повсеместно создавались рабочие партии Объединенная рабочая партия, Партия рабочего союза, Промышленная рабочая партия, Рабочая партия реформ, Рабочая партия и др. В сентябре 1887 г. была образована Прогрессивная рабочая партия (Progressive Labor Party), но ее политический союз с Социалистической рабочей партией не состоялся. Начавшийся кризис в рядах социалистов продолжался вплоть до 1900 г., найдя выражение в последовательном создании партии Социал-демократия Америки (1897) и Социал-демократической партии Америки (1898) во главе с Ю. Дебсом. Объединительный съезд этих двух партий состоялся в марте 1900 г. В июле 1901 г. вновь созданная партия получила название Социалистической партии.
В 1878 г. оформился в национальную организацию созданный в 1871 г. союз рабочих «Рыцари труда» (Knights of Labor). В 1881 г. союз стал привлекать в свои ряды представителей других профессий, включая аграрников и фермеров, надеясь объединить всех трудящихся США в одну организацию. К 1886 г. в нем насчитывалось уже от 500 тыс. до 800 тыс. человек. Однако затем начался упадок союза, многие его члены стали покидать его, переходя в созданную в 1881 г. Американскую федерацию труда (American Federation of Labor).
В 1874 г. была создана Партия гринбекеров (Greenback Party), опиравшаяся на фермеров Среднего Запада. Создание этой партии явилось непосредственным результатом финансового кризиса 1873 г., породившего движение за реформу денежной системы. Забастовки 1877 г. способствовали активизации деятельности партии. В 1878 г. она объединилась с рабочими организациями и стала называться Гринбекерской рабочей партией (Greenback Labor Party). Ее требования включали расширение выпуска бумажных денег (что, по мнению гринбекеров, облегчило бы фермерам выплату накопившихся за ними долгов и повысило бы цены на сельскохозяйственную продукцию), установление жесткого контроля за деятельностью капиталистических корпораций, введение прогрессивного подоходного налога, снижение протекционистских тарифов, введение 8-часового рабочего дня, запрещение передачи земли железнодорожным компаниям и др. На выборах в Конгресс США в 1878 г. гринбекеры получили около 1 млн голосов (13,8% принявшего участия в выборах электората). Какое-то время с ними сотрудничала Социалистическая рабочая партия, но она была еще слишком слаба, чтобы оказать на гринбекеров решающее влияние. Уже в конце 1880 г. союз социалистов с гринбекерами распался.
После 1878 г. начался упадок движения гринбекеров, что стало скорее следствием окончания экономического кризиса, частичного восстановления сельскохозяйственного процветания и возобновления выплат звонкой монетой, сделавшего свободный выпуск серебряных денег более реальной и возможной целью. После 1884 г. ее члены постепенно стали переходить в другие партии, и вскоре гринбекеры прекратили свое существование как самостоятельная политическая сила. Истинными причинами распада партии были ее разнородный состав и отсутствие программы действий. Многонациональность рабочего класса страны, ставшая движущей силой рабочего движения, оказалась в конечном счете и основной причиной его слабости и непредсказуемости. Но гринбекеры сыграли важную роль в формировании базы будущего популистского движения, объединившего фермерские союзы. Их идеи и кадры обеспечили появление в 1891 г. Популистской партии (Populist Party), известной также под названием Народной партии Америки (People's Party of America) – первой в истории Соединенных Штатов политической партии, определившей в качестве своей цели завоевание власти в стране и убедительно выступившей на президентских выборах 1892 г.
Параллельно с ростом активности рабочего класса в стране шел процесс формирования многочисленных общественных организаций, объявивших мобилизацию сил, которые поддерживали те или иные подходы к решению политических, экономических и социальных проблем американского общества.
4 важных закона.
Первые шаги республиканцев в области внутренней политики определялись сложной социально-экономической ситуацией в стране. В 1890 г. по инициативе Белого дома Конгресс США принял четыре важных закона, сохранявших свое значение на протяжении нескольких следующих десятилетий. Первым из них стал Антитрестовский закон Шермана (Sherman Antitrust Law), который ввел жесткие ограничения на деятельность монополий и трестов, отвечавшие интересам американского фермерства и мелкого бизнеса. Несмотря на свое «грозное» название, этот сформулированный в самых общих положениях закон оказался недостаточно эффективным для того, чтобы остановить рост и влияние монополистических объединений. Он несомненно, сыграл заметную сдерживающую роль установлении полного контроля монополий над внутренними внешним рынком и ликвидации свободной конкуренции. Закон Шермана о закупке серебра (Sherman Silver Purchase Act), принятый в интересах владельцев серебряных рудников и сторонников свободной чеканки серебряных монет в западных штатах страны, увеличил количество серебряных денег в обращении. Принятие этого закона удовлетворило на время часть фермерского населения США, считавшего, что свободная чеканка серебряных монет предотвратит участившиеся случаи банкротства фермерских хозяйств, вызванные снижением цен на сельскохозяйственную продукцию.
Протекционистский Закон Маккинли о тарифах (McKinle Tariff Act) полностью отвечал взглядам президента Гаррисона необходимость защиты интересов производителей промышленной продукции и интересам промышленников северо-восточных штатов, повысив и без того высокие таможенные пошлины на ввозимые товары до 49,4% их стоимости. В качестве официального объяснения этого закона было выдвинуто утверждение о необходимости защиты как уже сложившихся, так и еще только зарождающихся отраслей промышленности. Но его принятие привело лишь к росту розничных цен, которое вызвало широкое недовольство в стране промонополистической политикой администрации и привело к поражению республиканцев на промежуточных выборах в конгресс в 1890 г. И наконец, Закон о пенсиях (Dependent Pension Act) повысил пенсии ветеранам-инвалидам Гражданской войны, в результате чего расходы национального бюджета по этой статье увеличились почти вдвое (с 88 млн долл. в 1889 г. до 159 млн долл. в 1893 г.).
Назначение Бенджамина Ф. Трейси министром военно-морского флота ускорило строительство броненосных кораблей новейшей конструкции, что сыграло позднее решающую роль войне с Испанией 1898 г. Бывший генерал Гаррисон, в отличие от своего предшественника, бывшего губернатора штата Нью-Йорк Кливленда, одобрительно относился к тем новым силам, которые подталкивали США к исполнению более важной роли на международной арене. Он не скрывал своей гордости новым военно-морским флотом и расширением торгового, так же как не скрывал интереса к приобретению военно-морских баз за пределами Соединенных Штатов.
2.6 Расцвет США. Президентство У. Маккинли
Конституция Соединенных Штатов не содержала положений, запрещающих кандидату в президенты баллотироваться на третий срок, если между первым и вторым сроком был временной перерыв. Кливленд мог и хотел участвовать в очередных президентских выборах, но его собственная партия отказала ему в поддержке. Слишком много серьезных проблем выпало на долю его администрации, и далеко не все из них были решены. Экономическая депрессия, проявившаяся в многочисленных банкротствах, росте безработицы и в истощении золотых запасов государства, определила отношение к Кливленду. Его кандидатура даже не рассматривалась в июле 1896 г. на съезде Демократической партии, который выдвинул своим кандидатом в президенты популиста У.Д. Брайана, выражавшего интересы южных и западных штатов. Влияние Кливленда на работу съезда было весьма незначительным. Закулисные «кукловоды» в лице крупных предпринимателей и банкиров, в числе которых были М. Ханна, Э. Карнеги, Г. Фрик, назвали в качестве кандидата от республиканцев Уильяма Маккинли – одного из последних ветеранов Гражданской войны, закончившего ее бревет-майором. Президентская предвыборная кампания Маккинли финансировалась из тех же источников, что и все его предыдущие избирательные кампании.
продолжение
--PAGE_BREAK--