Реферат по предмету "Исторические личности"


Петровская революция Век Просвещения Методические указания

МИНИСТЕРСТВООБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОНИКИИ МАТЕМАТИКИ
(Техническийуниверситет)

КафедраИстории и политологии

Методическиеуказания студентампо теоретическому
изучениюкурса “Россияв мировой истории”
Петровскаяреволюция. ВекПросвещения.

Москва1998.

Составители: профессорПопова Т.Г., ОганесянМ.Н.

Петровскаяреволюция. ВекПросвещения./Методическиеуказания потеоретическомуизучению курса“Россия в мировойистории”/Моск.гос.институтэлектроникии математики;
Сост.: ПоповаТ.Г., ОганесянМ.Н. М.,1998

Методическиеуказаниярекомендуютсястудентам Iкурса всехспециальностейдля написанияконтрольныхработ, рефератови подготовкик семинарскимзанятиям иэкзаменам.

ТЕМА7
ПЕТРОВСКАЯРЕВОЛЮЦИЯ
Впроцессесамостоятельнойработы по изучениюданной темыруководствуйтесьследующимпланом:
7.1 Экономическиеи социально- политическиепредпосылки
Петровскихпреобразований.
7.2 Экономическиереформы ПетраIи их последствия.
7.3 Реформысистемы органоввласти и управления.
7.4 Основные направлениявнешней политикиПетра I.

Вкачествевспомогательногоматериалаиспользуйтестатьи историкаЕ. В. Анисимова“Петр I: рождение империи’’(“Вопросыистории” .1987. №7), главу “Русскаяимперия в XVIIIвеке’’из “ Русскойистории’’ Г. Вернадского.(м. 1997). Обратитевнимание насоответствующиематериалыХрестоматии(док.№1-11).
ПравлениеПетра Великогооткрыло в русскойистории новый период. Россиястала европеизированнымгосударствоми членом европейскогосообществанаций. Быстроразвиваласьпромышленностьи торговля, втехническомобучении инауке появилисьбольшие достижения.Но успехи этогопериода сопровождалисьглубокимивнутреннимиконфликтами.
Подумайте, какие экономическиеи социально- политическиепредпосылкиопределилиПетровскиепреобразования (корпоративнаяобщественнаясистема; малоподвижноедеспотическоегосударство; слабая экономика- в стране действовалонемного больше3/>десятков мануфактур; отсутствиепо существуармии; вялый, преимущественносезонный характерторговли; отсутствиесветскогообразования, медицины; утратастратегическиважных территорийи др.).
Какимобразом Петр преодолелэкономическуюотсталостьстраны? Из прошлогоматериала вызнаете, чтоРоссия былаземледельческойстраной, беднойкапиталамис ограниченнымивнутреннимивозможностямиих концентрации, с малыми людскимиресурсами ис высокой долейнепроизводительныхрасходов. Петровскаяпромышленнаясистема вывелаеё на тот уровень, который западноевропейскиеморские державыдостигали входе ,, революциицен’’, открывшейдорогу частнойинициативеи первоначальномунакоплениюкапитала.
Многиеисторики полагают, что созданиесистемы государственногопопечительствапромышленности- великое делоПетра и егоглавная заслуга.Суть системы- жесткий протекционализм, правительственнаяопека над отдельнымиотраслямипромышленностии отдельнымирегионами, ускоренноеразвитие мануфактур, где техническиеновшествасочеталисьс принудительнымтрудом, государственныемонополии игарантии, предоставляемыечастным лицам.
Действительносозданныеорганы управленияторговлей ипромышленностью- Берг —, Мануфактур-, Камерц — коллегиии Главный Магистратявлялись институтамигосударственногорегулированияэкономики, бюрократическимиорганами торгово- промышленнойполитики самодержавияна основемеркантилизма.Отрабатывалисьпринципы иприемы управленияэкономикой, характерныедля последующихлет и незнакомыеРоссии предшествующейпоры. Это преждевсего — необыкновеннаяжесткостьрегламентаций, разветвленнаясистема ограничений, опека и надзорза торгово — промышленнойдеятельностьюподданных. До1717 года государствовоздействовалона экономикучерез системузапретов, монополий, пошлин, налогов, т.е. через открытыеформы принуждения.Когда чрезвычайнаявоенная ситуацияминовала, быласоздана административно- контрольнаябюрократическаясистема, котораяс помощью уставов, регламентов, привилегий, отчетов, проверок, стремиласьнаправитьэкономическуюжизнь страныв нужном государствунаправлении.
Благодаряпетровскойсистеме, тяготыкоторой всецелолегли на податныесословия, Россияк екатерининскомувремени достиглавысокого, поевропейскиммеркам, уровняпромышленногоразвития, врамках традиционногообщества еёотсталостьбыла преодолена.
Целяммодернизациистраны служиласоциальнаяи сословнаяполитика. Обратитевнимание наследующиефакты:
— введение новойсистемы учетанаселения иналогообложения, нового принципаобложения — подушной подати.В этих целях- перепись населения.В результатепроизошлозакреплениесуществующихсоциальныхструктур, усилениевласти помещиковнад крестьянами, распространениеналоговогобремени нановые группынаселения;
— попытка экономическойи политическойстабилизацииправящегокласса.В соответствии с Указом о порядкенаследованиядвижимых инедвижимыхимуществ от23 марта 1714 г. всеземельныевладения дворянинадолжны былипередаватьсяпо наследствутолько одномустаршему сынуили дочери, апри их отсутствии- одному из членовсемьи. Дворянскоепоместье уравнивалосьв правах с боярскойвотчиной. Различиймежду ними нестало — поместье, как и вотчина, стало наследуемым.Следовательноэтот указ знаменовалслияние двухсословий феодаловв единый класс;
— особенностииспользованиярабочей силы- разрешениеУказом 18 января1721 г. частныммануфактурампокупать крестьяндля использованияих на заводскихработах. Темсамым промышленныепредприятия, где зарождалсякапиталистическийуклад, превращалисьв крепостническуювотчиннуюмануфактуру.
Крепостничестводеформировалои процесс образованиябуржуазии.Мануфактуристы- владельцыкрепостных- не ощущалисвоего социальногосвоеобразия.Они стремилисьповысить свойсоциальныйстатус путемполучениядворянства.
Такимобразом, активноегосударственноепромышленноестроительствосоздавалоэкономическуюбазу развивающейсянации. Одновременносдерживалотенденциикапиталистическогоразвития. Естествененвопрос, на которыйвы должны ответить- была ли альтернативаизбранномупути?
Еслипринять завоеваниеРоссией береговБалтийскогоморя как обязательноеусловие дляполноценногоразвития государстваи признать, чтомирная уступкаШвецией выходак Балтике былаисключена, тосозданиепромышленностив предельносжатые срокибыло действительнонеобходимостью.Разделяетели вы эту точкузрения ?
Несмотряна то, что обществонаходилосьпод контролемгосударстваи лишалосьвозможностипроявлятьинициативу, самостоятельность, результатыреформ, проведенныхПетром I, были оченьзначительны.
Ужепри Петре I: 1) промышленностьвыросла в 7-10 раз(было 20-30 мануфактур, стало более200); по металлустрана вскореоказалась напервом местев мире; 2) созданыкрупнейшаяв Европе регулярнаяармия, артиллерия, современныйфлот; 3) пробито,, окнов Европу’’, завязаныразнообразныедипломатическиеи торговыесвязи, из-зарубежа приглашенысотни специалистов;4) построенановая столица- Санкт-Петербург; заложены новыегорода, прорытыканалы.
Особоследует сказатьоб образованиии культуре.Почти через600 лет после ЕвропыРоссия активновводила светскоеобразование.Появилисьинженерные, медицинские, горные, штурманские, военные, ремесленныешколы, школыначальногообучения. Этобыл колоссальныйпрорыв. БылаобразованаАкадемия наук.
Развернутоиздание светскихкниг, преждевсего учебных: ’’Арифметика’’,“ Букварь ’’,’’ ГрамматикаСлавянская’’и даже славяно-греко-латинский’’Лексикон’’(Cловарь).Печаталиськниги по военным, морским делам, по юриспруденциии истории, художественныепроизведения.Осуществленпереход отцерковнославянскогона новый гражданскийшрифт. Создаваласьсветская культура, свободная отцерковнойрегламентации.Светская живопись, театр, библиотеки- все это входитв жизнь российскогообщества. Выдавалосьразрешениена выезд заграницу дляполученияобразования.
Познакомьтесьв Хрестоматиис содержаниемУказа ПетраIоб образованииРоссийскойАкадемии наук( док. №9 ).
Кконцу первойчетверти XVIIIвека сложиласьгосударственнаясистема органоввласти и управления.
Познакомьтесьс материаламиХрестоматии: о созданииправительствующегоСената, О Коллегиях, об учреждениигуберний и орасписаниик ним городов( док.№ 5,6,4). Документыпетровскойэпохи помогутвам получитьзримое представлениео системегосударственногоуправления, становленииабсолютноймонархии. Дляабсолютноймонархии характерномаксимальноесосредоточениевласти (каксветвкой, таки духовной ) вруках однойличности, наличиесильногоразветвленногопрофессиональногобюрократическогоаппарата, сильнойармии, ликвидациявсех сословно- представительныхорганов и учреждений.
Всяполнота законодательной, исполнительной, и судебнойвласти сосредоточиласьв руках Петра, который послезавершенияСеверной войныполучил титулимператора.В 1711 г. был созданновый высшийорган исполнительнойи судебнойвласти — Сенат.Члены Сенатаназначалисьимператором.В порядкеосуществленияисполнительнойвласти Сенатиздавал указы, имеющую силузакона. В 1722 г. воглаве Сенатабыл поставленгенерал-прокурор, на котороговозлагалсяконтроль задеятельностьювсех правительственныхучреждений.Генерал-прокурордолжен былвыполнятьфункции ’’окагосударева’’.Этот контрольон осуществлялчерез прокуроров, назначаемыхво все правительственныеучреждения.В первой четвертиXVIIIв. к системепрокуроровдобавиласьсистема фискалов, возглавляемаяоберфискалом.В обязанностифискалов входилодонесение обовсех злоупотребленияхучрежденийи должностныхлиц, нарушавших’’казенный интереc’’.
Взаменустаревшейсистемы приказовв 1717-1718 гг. былосоздано 12 коллегий, каждая из которойведала определеннойотраслью илисферой управленияи подчиняласьСенату ( см. док. №6 ). Главнымисчитались триколлегии: Иностранная, Военная иАдмиралтейство.В компетенциюКомерц-, Мануфактур-и Берг- коллегиивходили вопросыторговли ипромышленности.Три коллегииведали финансами: Камер — коллегия- доходами, Штатс-коллегия- расходами, аРевизион- коллегияконтролировалапоступлениедоходов, сборподатей, налогов, пошлин, правильностьрасходованияучреждениямиотпущенныхсумм. Юстиц-коллегия ведалагражданскимсудопроизводством, а Вотчинная, учрежденнаянесколькопозже, — дворянскимземлевладением.Был созданГлавный магистрат, ведавший всемпосадскимнаселением; ему подчинялисьмагистратыи ратуши всехгородов. Коллегииполучили правоиздавать указыпо тем вопросам, которые входилив их ведение.
В1708-1709 гг. была начатаперестройкаорганов властии управленияна местах. Странабыла разделенана 8 губерний, различавшихсяпо территориии количествунаселения. Так, Смоленскаяи Архангелогородскаягубернии своимразмером малоотличалисьот современныхобластей, аМосковскаягуберния охватывалавесь густонаселенныйцентр, территориюсовременныхВладимирской, Ивановской, Калужской, Калининской, Костромской, Московской, Рязанской, Тульской иЯрославскойобластей, накоторой жилапочти половинавсего населениястраны. В числогуберний вошлиПетербургская, Киевская, Казанская, Азовская иСибирская ( см.док. №4 ).
Воглаве губерниистоял назначаемыйцарем губернатор, сосредоточивавшийв своих рукахисполнительнуюи судебнуювласть. Пригубернаторесуществовалагубернскаяканцелярия.Губернаторподчинялсяне только императоруи Сенату, но ивсем коллегиям, распоряженияи указы которыхзачастуюпротиворечилидруг другу.
Губерниив 1719 г. были разделенына провинции, число которыхравнялось 50.Во главе провинциистоял воеводас канцеляриейпри нем. Провинции, в свою очередь, делились надистрикты(уезды) с воеводойи уезднойканцелярией.Некоторое времяв царствованиеПетра уезднаяадминистрациябыла замененавыборным земскимкомиссаромиз местныхдворян илиотставныхофицеров. Егофункции ограничивалисьсбором подушнойподати, наблюдениемза выполнениемказенных повинностей, задержаниембеглых крестьян.
Важнымитогом и законодательнымзакреплениемвсей реформаторскойдеятельностиПетра явилсяТабель о рангах(1722) — закон о порядкегосударственнойслужбы. Принятиеего означалоразрыв с предшествующейпатриархальнойтрадициейуправления, воплощеннойв местничестве.Установивпорядок чинопроизводствав военной игражданскойслужбе не познатности, апо личнымспособностями заслугам, табель о рангахспособствовалконсолидациидворянстваи расширениюего составаза счет преданныхцарю лиц изразных слоевнаселения .
Вэтой связиподумайте иопределитесвое отношениек следующемувопросу. Важнейшимэлементомполитическойкультуры петровскоговремени с еётрадициямипатриотизмабыло служениеОтечеству, России. Но основной, определяющейоказаласьтрадицияотождествлениявласти и личностисамодержцас государством.Для политическойистории Россиив дальнейшемэто, как известно, имело самыесерьезныепоследствия, ибо любое выступлениепротив носителявласти трактовалоськак выступлениепротив персонифицируемыхв его личностигосударственности, России, народа. Разделяетели вы эту точкузрения ?
Приизучении последнеговопроса темыобратите вниманиена содержаниевоенной реформы, западное июжное направлениевнешней политикиРоссии.
Западное- основноенаправлениевнешней политикиРоссии в 1699-1721 гг.Главные задачи:1) борьба за выходк Балтийскомуморю; прорывэкономическойизоляции, откоторого зависелуспех реформв России, преодолениеее экономическойотсталости;2) приобретениехозяйственно-освоенныхземель в Прибалтике;3) обеспечениебезопасностизападных исеверо-западныхграниц России.
Южное- основноенаправлениевнешней политикиРоссии в началеи в конце царствованияПетра I(90-е гг. XVIIв. — до 1699 г., 1722-1724 гг.).Главные задачи:
1) борьбаза выход к Черномуморю;
2)обеспечениебезопасностиюжных границРоссии; 3)приобретениеновых территорийи новых подданных.
Подумайте, какими обстоятельствамиопределяласьактивная внешняяполитика ПетраI?
Кконцу XVIIв. обширноеРусское государство, территориякоторого простираласьот Каспийскогоморя на Юге доПолярногоокеана на Севереи от Польши наЗападе до Тихогоокеана, Камчаткии Китая на Востоке, занимало вмеждународныхотношенияхместо, не соответствовавшееего действительнымсилам и возможностям.
Вплотьдо начала XVIIIв., сфера участияРоссии в европейскихмеждународныхотношенияхограничиваласьсоседними странами Восточнойи Юго-ВосточнойЕвропы — Польшей, Швецией и вассаломОсманскойимперии — Крымскимханством. Участиев западноевропейскихделах Россияне принимала, а ее политическиеконтакты состранами ЗападнойЕвропы былиэпизодическими.Правительствазападноевропейскихстран в своюочередь принималив расчет силыи возможностиРоссии тольков тех случаях, когда делокасалось пограничныхс Россией государств.Полностьюотрезаннаяот Балтийскогоморя, Россиязадыхаласьв тисках блокады, фактическиосуществлявшейсяее западнымисоседями. Онабыла лишенаестественныхнепосредственныхсвязей с передовымив те временагосударствамиЗападной Европы, что тормозилоее развитиеи сохранялоотставаниеот стран Западав технике икультуре. Дажеее внешняяторговля в товремя шла либочерез соседниестраны, оказываясьпод контролемШвеции и Польши, либо веласьпо Белому морюи Ледовитомуокеану, вокругСеверной Европы, путем трудным, далеким, опаснымдля тогдашнихнебольшихпарусных кораблей.Едва ли нужноупоминать, чтои те немногочисленныесуда, которыеприходили всеверные портыРоссии, былисудами иностранными, так как собственноготоргового флотау России небыло.
Военнаяреформа былапервоочереднымпреобразовательнымделом ПетраI, наиболеепродолжительными самым тяжелымкак для негосамого, так идля народа. Онаимела оченьважное значениев нашей истории; это не простовопрос о государственнойобороне: реформаоказала глубокоедействие и насклад общества, и на дальнейшийход событий. Обоснуйтеэтот вывод .
Познакомьтесьпо Хрестоматиис ,, Уставомвоинским’’Петра I, который регламентировалсостав и организациюармии, отношениякомандирови починенных, обязанностиармейских чинов( док №2 ); письмомПетра Iцаревичу Алексеюо победе надПолтавой, выдержкамииз Ништадскогомирного договора1721 г.(док. №1 ,3 )
Напервом этапе, ставшем ввидупоражения подНарвой оборонительным, военной инициативойвладела Швеция, чьи полки занялиПольшу, Саксонию, вторглись вРоссию. ПоэтомуПетр решалпроблему сохраненияи преобразованияармии, накоплениявоенного потенциаластраны. Воспользовавшисьотсутствиемкрупных шведскихсил в ВосточнойПрибалтике, сумел занятьИнгрию и основатьПетербург иКронштадт.
Полтавскаяпобеда позволилаПетру перехватитьинициативу, которую онразвил, укрепивсвое положениев Ингрии, Карелии, заняв Лифляндиюи Эстляндию, а затем вступивв Германию, гдепри содействииДании, Саксонии, отчасти Пруссиии Ганноверабыло начатонаступлениена шведскиевладения вПомерании. Втечение неполныхшести лет союзники вытеснилишведов из всехих заморскихвладений. Нов ходе разделашведских владенийотчетливопроявилисьизменившиесяпод влияниемблистательныхпобед на сушеи на море претензииРоссии.
Во-первых, Петр отказалсяот прежнихобязательств, данных союзникам, ограничитьсястарыми русскимитерриториями, отторгнутымишведами послеСмуты началаXVIIв., — Ингрией иКарелией. Занятыесилой русскогооружия Эстляндияи Лифляндияуже в 1710 г. были включены всостав России.Резко усилившиесяармия и флотстали гарантиейэтих завоеваний.Во-вторых, начинаяс 1712 г. Петр сталвмешиватьсяв германскиедела.
Ништадтскиймир 1721 г. юридическиоформил нетолько победуРоссии в Севернойвойне, приобретенияРоссии в Прибалтике, но и рождениеновой империи: очевидна связьмежду празднованиемНиштадтскогомира и принятиемПетром императорскоготитула. Возросшуювоенную мощьцарское правительствоиспользовалодля усилениявлияния наБалтике.
Петромдвигали нетолько политическиемотивы, стремлениедобиться влиянияв Балтийскомрегионе, но иэкономическоеинтересы.Меркантилистическиеконцепции, которые онразделял, требовалиактивизацииторговогобаланса; можноговорить одоминантеторговых задачв общей системевнешней политикиРоссии после Ништадтскогомира. Своеобразноесочетаниевоенно-политическихи торговыхинтересовРоссийскойимперии вызвалорусско-персидскуювойну 1722-1723 гг., дополненнуюпопыткамипроникнутьв Среднюю Азию.Знание конъюнктурымеждународнойторговли побуждалоПетра захватитьтранзитныепути торговлиредкостямиИндии и Китая.Завоеваниеюжного побережьяКаспия мыслилосьотнють не каквременная мера.Присоединивк России значительныетерриторииПерсии (1723 г.), построивтам крепости, Петр вынашивалпроекты депортациимусульман изаселенияприкаспийскихпровинцийправославными.Создание плацдармана Каспиисвидетельствовалоо подготовкепохода на Индию; своеобразный«индийскийсиндром», владевшиймногими завоевателями(ибо нет подлиннойимперии безбогатств Индии), не миновалПетра. С той жецелью былапредпринятаавантюристическаяпопытка присоединитьк империи Мадагаскар, для чего в 1723 г.секретно готовиласьэкспедицияадмирала Д.Вильстера .
Вцелом за времяпетровскогоцарствованияпроизошласерьезнаяметаморфозавнешней политикиРоссии: от решениянасущных задачнациональнойполитики онаперешла к постановкеи решению типичноимперскихпроблем. Петровскиереформы привелик образованиювоенно-бюрократическогогосударствас сильнойцентрализованнойсамодержавнойвластью, опирающейсяна крепостническуюэкономику, сильную армию(численностькоторой продолжалавозрастатьпосле войны).То, что державныйкорабль Петраплыл в Индию, естественновытекало извнутреннегоразвития империи.При Петре былизаложены основанияимперскойполитики РоссииXVIII-XIXвв., началиформироватьсяимперскиестереотипы.
Каждаяэпоха по-новомуоцениваетпетровскиепреобразования, исходя из своихсобственныхпроблем ипредставлений.
Ещев 19 веке выдающийсярусский историкВ.О. Ключевскийписал о трагическомрасколе российскогообщества после реформ ПетраI. Петровскаяевропеизацияне привела кзападному типуразвития России, считал В.О.Ключевский, а раскола обществана два уклада- “почву” и“цивилизацию”. “Почва” — этоогромная массапатриархальногокрестьянства, это традиционныйобщинный укладжизни с нормамиобщинногодемократизма.”Почва” — эторусское православиес его укоромк богатым и егоутешением кбедным. Наконец, “почва” — этороссийскоесамодержавие. “Цивилизация”- противостоящийтрадиционномузападный укладжизни.Этоменьшинствонаселения, образованныеслои, развивающеесяпредпринимательство, интеллигенция, элита, оторваннаяот почвы .
“Почва”развиваетсякрайне медленно, “цивилизация”вбирает в себявсе новейшиедостижения. Именно здесьвозникаетроссийскаянаука, литература, достигшиебольших мировыхвысот .”Почва”говорит нарусском языке, “цивилизация”изъясняется на иностранном.Пропасть междудвумя укладами жизни гигантская.
Развиваяидеи В.О.Ключевского, Н.Бердяев такизлагает своепониманиеистоков русскогораскола: “ Русскийнарод по своейдушевной структуренарод восточный. Россия — христианскийВосток, которыйв течение двухстолетий подвергалсясильному влияниюЗапада и в своемверхнем культурномслое ассимилировалвсе западныеидеи. Историческаясудьба русскогонарода быланесчастнойи страдальческой, и развивалсяон катастрафическимтемпом, черезпрерывностьи изменениетипа цивилизации...
РеформаПетра быланеизбежной, но он совершилее путем страшногонасилия наднародной душойи народнымиверованиями…
Сравнитевысказываниятрех крупнейшихрусских мыслителейо значенииПетра Iдля России.Объясните ихсмысл. Какоепредставляетсяболее справедливыми почему?
— ,, Мы стали гражданамимира, переставбыть гражданамиРоссии. Виною- Петр.’’ (Н. М. Карамзин)
— ,, Воссоединениес Западом значилодля Россиинайти своеместо в Европеи тем самымнайти себя…Утверждаясьв Европе, Россияутверждаласьи в себе’’. (Н. Вейдле)
Помысли Г. Вернадского,,, главный кризисзрел в национальнойпсихологии.ЕвропеизацияРоссии принеслас собой новыеполитические, религиозныеи социальныеидеи, которыебыли воспринятыправящим ивысшим классамиобщества прежде, чем они достиглинародных масс’’.
Висторическойперспективепетровская’’индустриализация’’, отнявшая иискалечившаяжизни сотентысяч безымянныхтружеников, во многом напоминаетсталинскую: те же варварскиеметоды, тот жевременныйуспех, позволившийрезко усилитьвоенный потенциалстраны, — и таже бесперспективностьпринудительногонизкооплачиваемоготруда, ведущаяк нравственнойи физическойдеградациирабочих и вконечном счетек неизбежномуотставаниюэкономикистраны от уровняразвитых европейскихстран. Однакоедва ли Петрмог предложитьстране иныепути решениявопроса .
Определитесвое отношениек этому вопросу.Как результатвашей самостоятельнойработы вы должны:
а) знатьпредпосылкии значениеПетровскойреволюции;
основныереформы;
б)понимать значениеобразованияРоссийскойимперии.
--PAGE_BREAK--
ТЕМА 8
ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ

Впроцессесамостоятельнойработы рассмотритетри вопроса:
8.1 Основныеидеи эпохиПросвещения.
8.2 Войназа независимостьв английскихколониях Северной Америки. ВеликаяФранцузскаяРеволюция .
8.3Внутренняяи внешняя политика Екатерины II.Эпоха просвещенногоабсолютизма.
Восемнадцатоестолетие вошлов мировую историюкак век Просвещения. Прочитайтев хрестоматиидокументы №1-6.
«Имеймужество пользоватьсясвоим умом!»--такнемецкий философИммануил Кант(1724—1804) определилсуть своейэпохи. После Возрождения и Реформацииэто был третийдуховный переворот, практически полностьюпокончившийсо средневековой системой ценностей.
Важнопонять, чтоПросвещение– необходимаяступень в культурномразвитии любойстраны, расстающейсяс феодальнымобразом жизни.Оно явилосьвыражениембуржуазнойоппозициипротив всехпроявленийи пережитковфеодализмав общественныхотношениях, государственномстрое и господствующейидеологии, тормозившихразвитие капитализма.Следовательно, этоинтернациональноедвижение, хотяи не привязанноек определённойхронологии. Распад феодальныхотношенийпроисходилв разных странахв разное время.
Просвещениезародилосьв Англии в конце17в. Одним из егоосновоположниковбыл философДжон Локк(1632-1704), а в 18в. достиглонаивысшегорасцвета воФранции, давцелую плеяду блестящихмыслителей, среди которыхбыли Ф.Вольтер(1694- 1778), Д.Дидро(1713-1784), Ш.Монтескье(1689-1755), Ж.-Ж.Руссо(1712-1778).
Теориипросветителейраспространялисьне только вкругах интеллектуальнойэлиты.Нередкоони становилисьдостояниеммасс и особенноярко это проявилосьв годы английской, американскойи французскойреволюций. Вчастности, английскаяреволюциясередины 17 векадала мощныйтолчок развитиюбуржуазнойидеологии, впервую очередь, идеи «естественногоправа».Уяснитедля себя сущностьэтих идей.
1.Возникновениюгосударствапредшествовалоестественноесостояниеполной свободыв отношениидействий людей, распоряжениисвоим имуществом.
2.Переходот естественногосостояния кгражданскомуобществу — следствиеобщественногодоговора, когдаобщество наделялоопределённуюгруппу людейвластнымифункциями .
3.Государствоне имеет правапокушатьсяна естественныеправа граждани для того, чтобыоно не превышалосвоих полномочий, необходимспециальныйконституционныймеханизм разделениявластей .
4.Сползаниюгосударствак деспотизмудолжен препятствоватьпринцип законности, согласно которомуни для одногочеловека, находящегосяв обществе, неможет бытьсделано исключение.
Провозглашаявысшей цельюсчастье конкретногочеловека, а нечеловечествав целом, английскиепросветителиимели в видупрежде всеголичное преуспевание. Локк подчёркивал: «Мы рождаемсяна свет с такимиспособностямии силами, в которыхзаложена возможностьосвоить почтилюбую вещь…Но только упражнениеэтих сил можетсообщить намумение и искусствов чём-либо вестинас к совершенству.»
ЭпохаПросвещенияпронизанарационализмом.В западноевропейскоймысли он проявилсяещё в средниевека.Однакотогда рациональное отношение к миру сосуществовалос религиозным. В восемнадцатомвеке возникатеизм, отрицающийверу в Бога.Благодарядостиженияместественныхнаук формировалосьпредставление, что все тайнымирозданияраскрыты иВселенная, общество, человекподчиняютсялогичным, доступным разуму законам.
В годыанглийскойреволюцииоформиласьмысль о том, что государственнаявласть — результатобщественногодоговора, заключённогомежду народоми избраннымим правителем.Французскиепросветителидали теоретическоеобоснованиенеобходимостизаключенияобщественногодоговора.Вчастности, Ж.-Ж.Руссо в своёмзнаменитомтрактате «Обобщественномдоговоре »противопоставилсовременноеобщество естественномупервобытномусостоянию, прикотором людибыли равны.Гармония быланарушена, когдапоявиласьчастнаясобственность.Избраннаянародом государственнаявласть на основемудрых законовдля всех безисключениядолжна былаподдерживатьпорядок и баланссил в обществе.
Однакоусловия общественногодоговора, помнению Руссо, оказалисьбыстро забытыми, и подданныеуравнялисьв одном – в своёмбесправии переддеспотизмом. Руссо констатировалтрагическидвойственныйхарактеристорическогоразвития человечества: с одной стороны, богатые плодыцивилизации, с другой — деспотизмправителей.Отсюда, теория естественныхзаконов иестественногочеловека сталазнамениемвремени, а насилиев ответ на деспотизмцарей допустимыми позволительнымявлением .
Теориипросветителейподрывалитрадиционнуюверу в незыблемостьполитическогопорядка: онустановленне Богом, а людьмии лишь на определённомэтапе их историческойжизни. Следовательно, государственныйстрой можнои должно изменять, совершенствовать.Каки в «золотомвеке», будущееобщество должноосновыватьсяна принциперавенства.Каждый членобщества долженприниматьнепосредственноеучастие вуправлении, законодательствеи суде .
Развитиеэтих идей мывидим в главномтруде Ш.Монтескье«О духе законов».Отдавая предпочтениереспубликанскойформе правления, он не виделвозможностив современныхгосударствахдля её становления.Поэтомуотдает предпочтениеконституционноймонархии, вкоторой законодательнаявласть принадлежитвыборным народнымпредставителям, а суд независимот администрации.Обратите вниманиеещё на однуособенностьидеологиифранцузскихпросветителей.Мечтая о новомобществе, допускаявозможностьнасилия дляего становления, они вовсе несчитали, чтореволюция—лучшийспособ решениявопроса .
Насилиюони противопоставлялидуховное просвешениенарода и правителей.Сэтой целью быласоздана «Энциклопедия наук, искусстви ремёсел », многотомныйтруд, которыйвыходил многолет (1751-1776) под редакциейДидро и Ж.Д’Аламбера. Она давалановую системупредставленийо мире, демократическихправах и свободахграждан.
Однако, жизньпоказала—теориипросветителейсыграли совсеминую — революционизирующуюроль в общественномсознании. Английская, американскаяи французскаяреволюции шлипод знаком идейПросвещения, преждевсего теорийестественногоравенства людейи общественногодоговора.ВРоссии эти жетеории вызвалимощную волнуантикрепостническихнастроенийсреди интеллектуальнойэлиты и в XVIII, и вXIX вв.(Н.Новиков, Д.Фонвизин, А.Радищев, декабристы).
Подумайте, почемуидеи просветителейоказали влияниена буржуазныереволюции вЕвропе и Америке.Может быть, потому, что непризывая прямок ниспровержениюгосударственногостроя, просветителивнедряли всознание человекамысль о том, что его волии знаний достаточнодля переустройстваобщества? Согласныли вы с этим ?
Далеевам предстоитизучить развитие, итоги и значениетаких выдающихсясобытий Всемирнойистории какПервая буржуазнаяамериканскаяреволюция(война занезависимость)1775-1783гг. и ВеликаяФранцузскаяреволюция1789-1794 гг. Они явилисьпродолжениемэпохи Просвещения, попыткой претворитьеё идеалы вжизнь.В качествепособия прочитайтесоответствующиеразделы учебника «Всемирнаяистория» подредакциейакадемикаГ.Б.Поляка, профессораА.Н.Марковой(М., изд. «ЮНИТИ»,1997), а также документыхрестоматии: ДекларациюНезависимостиСоединенныхштатов Америки 4 июля 1776г.; Декларациюправ человекаи гражданина 26 августа 1789 г.(док. №7,8 )
Обратитевнимание, чтопервые поселениябританскихколонистоввозникли вСеверной Америкелишь в начале17 в. Однако ужев первой половинеэтого столетияначали появлятьсягорода — будущиецентры промышленностии торговли, атакже первыемануфактуры. 9/10всего населениябыли занятыв сельскомхозяйстве.Активно развивалосьфермерство.Беднейшиеколонистысамовольнозахватывалисвободные земли, становилисьнезависимымисобственникамиземли. Американскаяреволюцияустраниласлабые росткифеодализмав колониях, открыла путьдля быстрогонаращиванияпотенциаламо-дернизации.Подумайте, вчём разницамежду Россией18 века и будущимиСША? Имейтеввиду, что всевероамериканскихколониях феодальныеотношения неимели глубокихкорней.Крометого, колонистыпринесли ссобой не толькодемократическиетрадиции, которыевеками вырабатывалаанглийскаяпарламентскаясистема, но ипередовыеметоды хозяйственнойдеятельности.
4 июля1776г. американскийконгресс принялДекларациюнезависимости.Этим документомвосставшиеколонии провозгласилисебя свободнымии независимымигосударствами, объединившимисяв СоединенныеШтаты Америки.Автором Декларациибыл самый молодойконгрессмен33-летний ТомасДжефферсон, ученики последовательфранцузскихпросветителей. Прочтите вхрестоматииэтот документ.Обратитевнимание нате положения, где обосновываютсяправа и принципыдемократическогоправления.Главным из нихобъявляласьполитическаявласть, исходящаяот народа ипризванная защищать интересывсех граждан: «Мы считаемочевиднымиследующиеистины: вселюди сотвореныравными и всеони одаренысвоим Создателем некоторыминеотчуждаемымиправами, к числукоторых принадлежат: жизнь, свободаи стремлениек счастью. Дляобеспеченияэтих прав учрежденысреди людейправительства, заимствующиесвою справедливуювласть из согласияуправляемых.Еслиже данная формаправительствастановитсягибельной дляэтой цели, тонарод имеетправо изменитьили уничтожитьеё и учредитьновое правительство, основанноена таких принципахи с такой организациейвласти, какие, помнению этогонарода, всегоболее могутспособствоватьего безопасностии счастью».
Провозглашениеправ людей насвободу былобеспрецедентнымдля того времени, когда почтиво всем мирегосподствовалфеодальныйстрой с егосословнымнеравенством, политическимбесправиеми средневековойкосностью.
В 1787 г.была принятафедеральнаяКонституцияСША, в которойвпервые былосформулировано« Народ Соединенныхштатов ».
Конституцияпризнавала: 1. Независимость 13 штатов. Одновременнопризнаваласьсильная федеральная власть. 2. Конгрессстановился законодательным органом. Исполнительнаявласть осуществляласьпрезидентом. 3. Верховныйсуд состоялиз несменяемых, пожизненноизбираемыхсудей .
В ноябре1791г. начал действоватьпринятый Конгрессомзнаменитыйбилль о правах, содержащий 10 поправок к Конституции, провозгласившийсвободу слова, собраний, печати, неприкосновенность личности .
Такимобразом, возниклогосударство с разделениемвластей в частном и в союзномустройстве штатов, гарантирующееполитическое равенство граждан, верховенстволичной свободы, веротерпимость, ответственность власти передобществом.
РезультатВеликой Французскойреволюции былиным. В ходе еереволюционныесилы радикализируютсяи усиливаютсянастолько, чтомонархия сначалапреобразуетсяв конституционнуюмонархию, затембыл казненкороль ЛюдовикХУI и провозглашенареспублика, сменившаясяв свою очередьякобинскойдиктатурой. Цель последней- насильственнымиметодами утвердитьпринципы свободы, равенства, братства. Путьк счастью черезреволюционноенасилие привелк террору, личнойдиктатуре, самоизоляциистраны и, наконец, к антиякобинскомуперевороту.В конечномитоге — к утратеиллюзий векаПросвещения.Его главнаятема — мир познаваеми может бытьуправляемразумом — оказаласьвеличайшимдостижениеми величайшимзаблуждениемэпохи. В 1804 г. Франциябыла провозглашенаимперией ивскоре Наполеонупразднилпоследниеостатки республиканскогостроя.
И темне менее традиционноеобщество рухнуло- исчезли иабсолютизм, и неравенствосословий, изасилие католицизма.Империя усвоиладостиженияреволюции.Аристократияутратила власть.’’Гражданскийкодекс’’Наполеона 1804года закрепилпринцип частнойсобственностии свободы частногопредпринимательства.Наполеон на’’штыках’’принес Европеэтот кодекс, изменив еесовершенно.Выбор вариантаперехода кновому индустриальномуобществу в ХIХстолетии зависелот успешногоили неудовлетворительногоусвоения уроковВеликой Французскойреволюции.
В процессесамостоятельнойработы по этойтеме Вы должныуяснить ееобщеевропейскоеи всемирно-историческоезначение. Онане только уничтожилафеодально-абсолютистскийпорядок воФранции, но ипотрясла егоосновы в другихстранах, ускоривразвитие капитализма.Обратите вниманиена следующиеитоги ВеликойФранцузскойреволюции:
1. Революциясмела все сословныебарьеры. Отменилапривилегиидворянстваи духовенстваи ввела равныесоциальныевозможностидля всех граждан.Прочитайтев этой связив ХрестоматииДекларациюправ человекаи гражданина, принятую НациональнымсобраниемФранции 26 августа1789 г. Обратитевнимание идайте своетолкованиеследующихположенийДекларации:
— Целькаждого государственногосоюза составляетобеспечениеестественныхи неотъемлемыхправ человека.Таковы свобода, собственность, безопасностьи сопротивлениеугнетению.
— Свободасостоит в возможностиделать все, чтоне приноситвреда другому.Таким образом, осуществлениеестественныхправ каждогочеловека встречаетлишь те границы, которые обеспечиваютпрочим членамобщества пользованиетеми же самымиправами. Границыэти могут бытьопределенытолько законом.
— Законможет воспрещатьлишь деяния, вредные дляобщества. Всеже, что не воспрещенозаконом, тодозволено, иникто не можетбыть принужденк действию, непредписываемомузаконом.
— Законесть выражениеобщей воли. Всеграждане имеютправо участвоватьлично или черезсвоих представителейв его образовании.
— Никтоне может подвергнутьсяобвинению, задержаниюили заключениюиначе как вслучаях, предусмотренныхзаконом, и присоблюденииформ, предписанныхзаконом.
— Свободноевыражениемыслей и мненийесть одно издрагоценнейшихправ человека; каждый гражданинпоэтому можетвысказываться, писать и печататьсвободно, подугрозою ответственностилишь за злоупотреблениеэтой свободойв случаях, предусмотренныхзаконом.
— Общество, в котором необеспеченопользованиеправами и непроведеноразделениевластей, неимеет конституции.
— Так каксобственностьесть правонеприкосновенноеи свяшенное, то никто неможет бытьлишен ее иначекак в случаеустановленнойзаконом несомненнойобщественнойнеобходимостии при условиисправедливогои предварительноговозмещения.
Подумайте, какие из названныхположенийотносятся кчислу политических, экономических, гражданскихсвобод. Приведитефакты, доказывающие, что принятиетакого документаспособствовалорасширениюгражданскихправ во многихевропейскихстранах.
Революция проходила под эгидой представительных выборных органов: Национальное учредительное собрание (1789-1791г.г.), Законодательное собрание (1791-1792г.г.), Конвент (1792-1794г.г.). Это способствовало развитию парламентской демократии, несмотря на последующие откаты.
Революция породила новое государственное устройство — парламентскую республику.
Гарантом равных прав для всех граждан теперь выступало государство.
Во второйполовине ХУIIIв. в правящихкругах европейскихгосударствскладывалосьпониманиенеобходимостимодернизацииэкономическойи политическойсистемы. Этоевропейскоеявление традиционноименуетсяпросвещеннымабсолютизмом.Суть политикипросвещенногоабсолютизмасостояла в том, чтобы, не меняяпо существугосударственныхформ абсолютноймонархии, врамках этихформ, сверхупроводитьреформы вэкономической, политической, культурнойобластях, направленныена модернизациюустаревшихявлений, феодальногопорядка. Монархическуюконцепциюпросвещенногоабсолютизмапроводили вжизнь прусскийкороль ФридрихII Великий (1712-1786), австрийскийимператор ИосифII(1789-1790), освободившийкрестьян открепостнойзависимости.
В России, как и в другихевропейскихстранах, переходнаяэпоха от феодализмак капитализмупородила идеологиюПросвещения.К периодупросвещенногоабсолютизмаотносится времяправленияимператрицыЕкатерины II.
Просвещенныйабсолютизмв России характеризуетсятакими мероприятиями, в которых былизаинтересованыдворяне и самогосударство, но которые вто же времяспособствовалиразвитию новогокапиталистическогоуклада. Важнойчертой политикипросвещенногоабсолютизма, на которуюуказываютисследователи, было стремлениемонархов ослабитьостроту социальныхпротиворечийв своих странахпутем совершенствованияполитическойнадстройки.
На основеидей европейскихпросветителейу Екатеринысложилосьопределенноепредставлениео том, что необходимоделать дляпроцветаниягосударства.
Она решиладать Россиизаконодательныйкодекс, основанныйна принципахновой философиии науки, открытыхэпохой Просвещения.С этой цельюв 1767 г. ЕкатеринаIIпринялась засоставлениесвоей знаменитойинструкции- ’’НаказаКомиссии осоставлениипроекта новогоУложения’’.При его составленииона, по собственномупризнанию,’’обобрала’’Монтескье, разработавшегоидею разделениявластей вгосударстве, и других егопоследователей.Ее политикапросвещенногоабсолюизмапредполагалаправление’’мудрецана троне’’. ’’Наказ’’- компеляция, составленнаяпо несколькимпроизведениямпросветительскогонаправлениятого периода.Главные из них- книги Монтескье ’’Одухе законов’’и работа итальянскогокриминалистаБеккариа(1738-1794) ’’Опреступленияхи наказаниях’’.КнигуМонтескьеЕкатеринаназываламолитвенникомгосударей, имеющих здравыйсмысл.
’’Наказ’’состоял из 20глав, к которымзатем былиприбавленыеще две. Главыразделены на655 статей, изкоторых 294 былизаимствованыу Монтескье.Широко воспользоваласьЕкатерина итрактатомБеккариа, направленнымпротив остатковсредневековогоуголовногопроцесса с егопытками, проводившимновый взлядна целесообразностьнаказаний.Наказ утверждалнеобходимостьсамодержавияв России ввидуобширностипространстваИмперии иразнообразияее частей. Чертыпросвещенногоабсолютизмапросматриваютсяв созданиисудов, отделенныхот административныхучреждений, реализациивыборногоначала призамещениинекоторыхдолжностей, бессословномобучении, провозглашенномв 1786 г. при организациигубернскихи уездных училищ.
Обратитевнимание наоценку ’’Наказа’’ Екатерины IIВ.О.Ключевского:’’Свободнаяот политическихубеждений, оназаменила ихтактическимиприемами политики.Не выпускаяиз рук ни однойнити самодержавия, она допускалакосвенное идаже прямоеучастие обществав управлении…Самодержавнаявласть… становиласьчем-то вроделично-конституционногоабсолютизма.В обществе, утратившемчувство права, и такая случайность, как удачнаяличность монарха, могла сойтиза правовуюгарантию’’(Курс русскойистории. ч.У, с.7).
Познакомьтесьпо Хрестоматиис ’’Жалованнойграмотой дворянству’’(1785г.), ’’Грамотой на права и выгодыгородам Российскойимперии’’(1786г.). (док .№10,11 ) Первойустанавливалисьпринципы организацииместного дворянскогосамоуправления, личные правадворян и порядоксоставленияродословныхдворянскихкниг. Дворянскоезвание рассматривалоськак неотъемлемое, потомственноеи наследственное.
Личныеправа дворянвключали: правона дворянскоедостоинство, право на защитучести, личностии жизни, освобождениеот телесныхнаказаний, отобязательнойгосслужбы.
Имущественныеправа дворянства: полное и неограниченноеправо собственности, на приобретение, использованиеи наследованиелюбого видаимущества.Устанавливалосьисключительноеправо дворянпокупать деревнии владеть землейи крестьянами.Дворяне имелиправо открыватьпромышленныепредприятияв своих имениях, торговатьпродукциейсвоих угодийоптом, приобретатьдома в городахи вести морскуюторговлю. Сословноесамоуправлениедворянствасогласно ’’Жалованнойграмоте’’позволялосоздаватьобщество илисобрание наделенное правами юридическоголица.
Такимобразом, российскоедворянствополучало гражданскиеправа, давнозакрепленныев западномобществе длясобственников.
’’Жалованнаяграмота городам’’определялаединый статусвсего населениягородов независимоот профессиональныхзанятий и родовдеятельности.Это согласовывалосьс идеей создания’’среднегорода людей’’.Единый правовойстатус городскогонаселенияосновывалсяна признаниигорода особойорганизованнойтерриториейс особыми жеадминистративнойсистемой управленияи видами занятийнаселения.Согласно Грамотесоздавалисьорганы городскогосамоуправления: общая городскаядума и шестигласнаядума (органисполнительнойвласти).
Обратитевнимание надве тенденциив социально-экономическомразвитии Россиив екатерининскуюэпоху.
С однойстороны, отказот монополиив промышленностии торговле, поощрениепромыслов, частногопредпринимательства.С другой стороны, усилениекрепостничества, породившеемассовые выступлениякрестьян, в томчисле и вооруженные(ВосстаниеПугачева. Тысячиходоков в поискахправды. Массовоебегство отпомещиков).Попробуйтеответить навопрос, какмогли ужитьсяв политикеединой правящейэлиты стольпринципиальноразличныенаправления- субъективноосознанныйэкономическийлиберализми столь же осознанноефеодально-крепостническоеначало?
Очевидно, здесь следуетвыделить кардинальнуюособенностьистории российскогогосударста- ее природно-климатическиеусловия, которыесоздавали извека в век крайненеблагоприятнуюобстановкудля развитияосновы основее существования- сельскогохозяйства.Поэтому историческаянеобходимостьуже в средневековьепривела в Россиик формированиюособого, необычногодля ЗападнойЕвропы типагосударственностис жесткимирычагамигосударственногомеханизма, т.к.основной функциейгосударствабыли концентрацияи перераспределениеотносительногоминимума прибавочногопродукта винтересахразвития исамого государства, и его господствующегокласса. Следовательно, далеко не случайнойв России былатрадицияцентрализованной, самодержавной, по сути деспотичнойвласти. Не случаенбыл и необычносуровый режимкрепостногоправа. Долгиевека поступательноеразвитие обществаи государстваосуществлялосьглавным образомпутем использованиясверхнапряженноготруда крестьянства.Его же экономическоеположение былона грани потерисобственноговоспроизводства.
Авторыучебника ’’ИсторияРоссии’’под редакциейчлен-корр. РАНА.Н.Сахарова(М.АСТ.1997) утверждают, что усилениережима крепостничествапроизошлоотнюдь не всилу кровожадностипомещиков-крепостников или безропотнойпассивностикрестьянства, а благодаряпрежде всегообъективнымпричинам, главнойиз которойстало бедственноеположениегромадной массыкрестьянскиххозяйств. Природныеусловия притогдашнемуровне земледелияделали трудкрестьян восновном убыточным.Поэтому всеправительстваХУIIIвека, создаваяусловия дляторгово-промышленнойдеятельностикрестьянства, одновременнотормозилислишком стремительноепереключениеогромной массыжителей Нечерноземьяна истинногородские’’занятия’’, так как этомогло привестик падению общественнонеобходимогоземледелия, а, следовательно, и краху государства.Поэтому крепостноеправо во второйполовине ХУIIIв. еще нельзябыло отменить.’’Просвещенныйабсолютизм’’Екатерины IIслужил задачаммодернизациизаконодательнойосновы государства, саморегуляцииобщества, критикикрепостногоправа с морально-нравственныхпозиций.
Согласныли Вы с этойточкой зрения? Аргументируйтесвою позицию.
Дайтехарактеристикувнешней политикиЕкатерины II.Ей удалосьзначительноукрепитьмеждународноеположениестраны, усилитьее влияние наевропейскуюполитику, продвинутьграницы назапад и юг. Каковобыло окружениеРоссии в началеее царствования? Швеция начиналасьнедалеко отПетербурга, Польша стоялана Днепре, вПричерноморье господствовалаТурция. Инойстала картинав конце ХУIIIв.: Польша исчезлакак государство, Крым и Причерноморьестали российскойтерриторией.Екатерина IIокончательноутвердиласьв национальномсамосознаниирусских, когдавключила всостав государстваЗападную Украину(за исключением Галиции), Белоруссиюи большую частьЛитвы (в ходеразделов Польши).Несколькостолетий, современи ИванаIIIРоссия стремиласьосуществитьзаявленныеправа на ’’киевскоенаследство’’- древнерусские территории.При ЕкатеринеIIэто было реализовано, при ней же Россияутвердиласьна берегахЧерного моря.Усиление Россиина мировойарене былостоль заметным, что ФридрихIIВеликий назвалее ’’страшныммогуществом’’, от которого, по его мнению, через полвекабудет трепетатьвся Европа.Плеяда блестящихрусских полководцев: П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, П.В.Чичагов, Д.Н.Сенявин — составилиславу российскойдержавы .
Прочитайтев хрестоматиидокумент №12.Согласны ливы с точкойзрения В.О.Ключевскогона правлениеЕкатерины II? Обоснуйте своюпозицию .
В итогеизучения даннойтемы Вы должныприобрестиследующиезнания и умения:
а) пониматьосновные идеиевропейскогопросветительства;
б) иметьпредставленияо том, что Великая Французскаяреволюция, являвшаясякульминационнымсобытием ВекаПросвещения, оказала огромноевлияние надальнейшееразвитие мировогосообщества;
в) пониматьсуть просвещенногоабсолютизмав России.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.