Оглавление
Стр.
Введение
ПесковАлексей Михайловичродился 31 декабря1953 г. в г. Москве.Окончил филологическийфакультет МГУ(1976). Кандидатфилологическихнаук (1972), докторфилологическихнаук (1996). Доценткафедры историирусской литературыфилологическогофакультета(1991). Член союзаписателей РФ.
Областьнаучных интересов: история русскойлитературыХVIII- первой половиныХIХ в… Тема кандидатскойдиссертации«Буало в русскойлитературеХVIII — первой третиХIХ в». Темадокторскойдиссертации«Жизнь и творчествоЕ.А.Боратынского.Научная биография».
Завремя работыв МГУ им прочитаныобщие лекционныекурсы: «Историярусской литературыХVIII в.», «Историярусской литературыпервой половиныХIХ в.» и спецкурспо историиидеологий вРоссии (ХVII-ХIХвв.). Ведет спецсеминарпо проблемамисторико-литературногокомментарияк произведениямХVIII-ХIХ вв. Подготовил2 кандидатовнаук. Авторпредисловийи комментариевк отдельнымизданиям сочиненийрусских писателейХVIII и XIX вв.
Основныетруды:
"Буалов русской литературеХVIII-первой третиХIХ в.",
«БоратынскийЮ. Истиннаяповесть»,
«ПавелПервый, или 7ноября»О книге А. М. ПесковаПавел 1
В1796 году скончаласьЕкатерина II, ина престолвосходит еесын Павел Петрович, прождавшийочень долгочаса. Оченьмного вдругстали писать, размышлятьо Павле Петровиче, который выгляделкогда карикатурой, а сейчас бросаютсяво многие крайности: или он вообщесветоч, дивныйгений, или опятьже карикатурнаяфигура, котораяотправляетполками в Сибирьи возвращаетсвои приказаниячерез 5 минутпосле.
Итак, царствоватьПавел I началв ночь с 6 на 7ноября 1796 года.После того, какскончаласьЕкатерина. Впамяти потомковего царствованиеосталось какчереда мрачныханекдотов.Достоверностьбольшей частиэтих анекдотовпроверитьнельзя, нопроцитироватьнекоторые изних можно. Например, анекдот, которыйзапечатленодним из юмористов.«Некий бригадирИгнатьев убежалот своей женыв Киев. Там, сказавшисьхолостым, онженился надочери генерал-лейтенантаНилуса. Черезгод первая егожена, узнав оего вторичномбраке, подалапрошение навысочайшееимя. На негопоследовалатакая резолюция:»БригадираИгнатьевапривезть изКиева в Москвуи велеть емужить по-прежнемус первой женою, а второй егожене быть по-прежнемудевицей Нилус".
Всезнают анекдото подпоручикеКиже, и все, вероятно, знаюто том, что люди, которые пережилиэту эпоху, вспоминаютее со страхом.«Время это былосамое ужасное.Государь былна многих вподозрении, сердце болело, слушая шепоты, и рад бы не знатьтого, что рассказывают.Словом, ежедневныйужас». Этовоспоминаниечеловека, которыйпережил этуэпоху, воспоминание, сделанное черезнесколько лет.А вот из письма1800 года одногоиз высокопоставленныхлиц к другому.Один пишетдругому заграницу: «Тиранияи безумие достиглипредела». Каквспоминал одинмемуарист, онспрашивалвпоследствииодного из сенаторов:«Почему же такстрашно быложить?» И отчастиэтот сенаторобъяснил. Онсказал, что «свеликим прискорбиемпринужден былподписать кнути ссылку сынукороткогознакомствасвоего, да ибезвинномупочти». Для чегоже? Боялисьиначе. Боялисьпоступать так, чтобы государьне прогневалсяна тех, кто исполняетего волю. Боялисьдаже перечитьв мелочах.
Скорее, даже опережалижелание государянаказать построже.И можно сказать, что если хорошенькоисследоватьэту эпоху, томожно было бы, наверное, половинуанекдотовпросто отмести, а половиненайти какое-торазумное ицелесообразноеобъяснение.Скажем, например, запрет на быструюезду извозчиковнавернякапоследовалпосле того, какизвозчики сталидавить многонароду. А, запретвыставлятьгоршки на внешнююсторону окна.Когда упалочто-нибудь.
Вероятно, многим нелепымуказам можнонайти какое-тологическоеобъяснение.Надо сказать, что Павел, присвоем короткомцарствовании, а царствовалон 4 года и 4 месяца, создал такуювертикальвласти, которая, в общем и целом, сохраняласьна протяжениипочти XIX века, и можно сказать, до 17 года. Императорво главе, далеегенерал-прокурор, далее то, чтоуже при царствованииАлександра, сразу, вскорепосле убийстваПавла I, былоназвано министром.Министерствавведены былиАлександром.Министерство– это орган, который единоначальноуправляется, в отличие отколлегий, которыеввел в своевремя Петр I.
Таквот, император, генерал-прокурор, первоприсутствующийв коллегии, афактическиминистр, и наконец, губернатор.Такая жесткаявертикальвласти былавыстроенаПавлом. Павелпринял рядпостановлений, касающихсяурегулированиясистемы крепостногоправа. Например, в момент егокоронациинаряду с самымглавным актом, который онмечтал обнародовать, когда придетк власти, а этоакт о престолонаследии.То есть впервыев XVIII веке былоофициальнозафиксировано, как должнапередаватьсявласть от монархак монарху. ПетрI, как известно, не оставилподобногозавещания. Таквот, наряду сэтим актом опрестолонаследиибыл принятотдельный акт, касающийсясистемы крепостногоправа, в частностибыло запрещенопомещикампринуждатькрестьян работатьв воскресныеи праздничныедни. И было высказанов этом актепожелание, чтобы крестьянеработали напомещика неболее трех днейв неделю. Былпринят ещецелый ряд актов.Так что нельзяв целом сказать, что Павел илисуровый крепостник, или антикрепостник.
Можносказать так, что он, как ивсякий просвещенныйчеловек XVIII века, совершенноне приветствовалсистему личнойзависимостикрестьянинаот помещика.Поэтому характеренодин из егоуказов о том, что крестьянможно продаватьтолько вместес землей.
Екатеринадопускала оченьбольшие степенисобственнымиже пожалованиями.Тем не менее, например, генерал-прокурорВолконскийпочти все еецарствованиеоставался вдолжности, хотялично он былмалоприятеней. Словом, дляЕкатерины важнобыло то, чтобылюди, которыеуправляютгосударством, были разумные, понимали толкв своем делеи качественноработали. А уПавла быласовершенноиная установка.У него былаустановка нена человека, а на закон. Ипоэтому такоебешеное законотворчествов его 4 года и4 месяца. Он хотелсделать, в общем-то, несбыточное: создать такуюсистему законов, при которойневажно, ктозанимал бысоответствующийпост, главное, что попав наэтот пост, человекпросто выполнялбы законы, ивсе бы шло правильно.Поэтому, и такоеотношение кармии: это непросто игрушки, а как к некоейсистеме, гдевсе действует, очень коротко, ясно и понятно.
Постольку, поскольку вбытность великимкнязем основнаясфера егодеятельности(а он был оченьэнергичными деятельнымчеловеком отприроды, то, что можно назватьхолериком) былазаключенапреимущественнов командованиитеми отрядами, которые быливыделены емудля охраны.Почему такпроизошло, ядумаю, мы ещепоговорим, почему такполучилосьв последние10 лет жизниЕкатерины. Нополучилосьтак, что всяего деятельностьоказаласьсосредоточенана его военныхотрядах. Да, онтам создалзамечательнуюдисциплину, из его отрядоввышли люди, которые потомстали реформироватьармию. В частности, всеми проклятыйАракчеев былреформаторомрусской артиллерии.И, как вспоминалодин из современников, очень многиев то время, когдастали вводитьновый тип пушек, противилисьэтому, говоря:«как же такможно отказыватьсяот пушек, которымигромили турокна берегахКагула и Рымника?»Тем не менее, со временемвыяснилось, что именно этипушки и должныстрелять ужево время следующихвойн.
Словом, Павел во времясвоей деятельностина посту монархастарался ввестижесткий порядок.Я бы сказал, если пытатьсяформулироватькакими-то лозунгамисмысл егоцарствования, то можно былобы назватьнесколько такихпунктов. Этопорядок, дисциплина, законностьи справедливость.То, что он пыталсясделать. Приэтом он старалсяучаствоватьбуквально вовсех делах, особенно поначалу.День его начиналсяв 5 часов утра.Он принималминистров, давал им указания, затем сам внезапноявлялся вкакие-нибудьучрежденияпроверятьдеятельностьи прочее. Приэтом нередкообнаруживалисьдействительносерьезныезлоупотребления, которые он могустранить, нодругое дело, что когда люди, управляющиестраной, живутв постоянномстрахе, чтосейчас приедетгосударь, иесли в их ведомствебудет что-тоне в порядке, то немедленнополетят ихголовы.
Тотут они стараютсясделать так, чтобы государьнашел еще большийпорядок, чемон хочет. Соответственно, степень строгости, дисциплиныи т.д. усиливаласьпо мере того, как она адаптироваласьконкретнымиполковниками, сенаторами, судьями и т.д.Приведу одинпример, казусный, конечно же, издел судопроизводства.Этот примерхорошо свидетельствует, что дела в сфересудопроизводстваобстояли ковремени вступленияПавла на престолне самым лучшимобразом.
Воткакая история.Дворяне Рязанскойгубернии АнтонТарасов и ГригорийКонев былисхвачены ипосажены подарест в 1757 годупо обвинениюв грабеже. Делопроисходилов конце царствованияЕлизаветыПетровны. Делоо них шло поразным инстанциям, и наконец, в1782 году былопредставленов сенате. Прошло25 лет, пока онинаходилисьпод следствием.А в следующемгоду, в 1783-м, императрицепредставилина подписьприговор олишении ихдворянстваи ссылкой напоселение.Екатерина такдо своей кончиныи не рассмотреладоклада, и оноставался средибумаг в ее кабинете.Когда Павлубыло доложеноо том, он спросил, живы ли преступники.Оказалось, они40 лет находилисьпод стражей, ожидая решениясвоей участи.Резолюцией13 августа 1797 годаПавел приказалих освободить, вменив долговременноесодержаниепод стражейв наказание.
Знакего собственногостремлениябыть во всемсправедливым.И когда он, например, строит так, чтобы в западныхгазетах былонапечатанописьмо из Петербургао том, что Павелготов выступитьв качествеучастникаколлективнойдуэли междумонархами, чтобы решитьвсе европейскиеспоры, то, с однойстороны, конечноже, эта демонстрацияего личногостремления, но, с другойстороны, в общем-то,- это политическоедействие. Онхочет бытьпосредникомв Европе. И ябы сказал, чтосам вызов надуэль монархамЕвропы – это, конечно же, диковатая, сточки зренияокружающейпублики, акция, но тем не менее, это акция, котораякоренится нетолько в личномхарактереПавла. Она коренится, вообще, в тоймеждународнойполитики России, которую Россиявела на протяжении60 лет до Павла.Ибо начинаяс 40-х годов XVIII векароссийскаяармия уже настолькопризнаваласьв Европе, и вообще, Россия былатаким страшнымвоенным соперником, что несколькораз в достаточнокритическиемоменты именнорусские посланникидиктовали наразличногорода конгрессахволю русскихимператриц.Был случай, когда прекратиласьвойна толькопотому, что30-тысячный русскийкорпус выступилза пределыРоссии длятого, чтобыпоучаствоватьв этой войне.Словом, представлениео России какпосредницев европейскихделах уже прочноукоренилоськ концу XVIII века, и Павел мыслилсебя продолжателемэтого деласвоих предшественниц: Екатерины, Елизаветы.
Нопри этом Павелне ведет ипрактическиотказываетсяот долговременныхвойн за присоединениеновых территорий.Он фактическиконцентрируетармию внутрии в таких походах, как тот же самыйальпийскийСуворова будет.
Первое, что он сделал, когда пришелк власти: онотменил рекрутскийнабор, которыйбыл назначенЕкатериной.Он объявил отом, что Россияне участвуетв войнах, чтоРоссии нужноукреплять, прежде всего, обороноспособность.Действительно, он полагал, чтоармия развалена, и что армиюнадо укрепить, и необходимовремя, для тогочтобы это сделать.Но уже через1,5 года послетого, как онпришел к власти, в 98 году европейскиеполитическиеобстоятельствавынудили егоначать военныедействия ужев Европе. А таккак он, конечноже, был противникомвсяких революций, республик ипрочее, естественно, категорическивозмущалсяякобинствомво Франции, топослать войскапротив войскареволюционнойФранции онсчитал деломсовершеннонеобходимым, именно как одноиз дел, благодарякоторому могутбыть восстановленымонархи в Европе.Заключение
«КогдаИван IV пролагалнам дорогу вЦарствие Небесное,- пишет он, — еготрепетали ивсепреданнейшевозгласилиГрозным. КогдаПётр I апостольскимжезлом вбивалв нас сознаниеисторическогодолга передотечеством- его ужасалисяи всеподданнейшенарекли Великим.Когда за то жесамое принялсяПавел I — его убили».Таким вопросомзадаётся современныйисследовательАлексей МихайловичПесков, авторвесьма интересноймонографии«Павел I»
Самже указанныйисторик намечаети ответ напрозвучавшийвопрос. Он говорито Павле I: «У негобыли не тесовременники.Они быстроугадали егомифологическуюсущность, и егоцарствованиескоро разменялосьна цикл скверныханекдотов. Всюжетах этогодлинного цикла, как в кривомзеркале, напечатлелисьвсе черты егоисторическогосана. Царскийгнев предсталистерикойдушевнобольного,царская воля — манией идиота,царская милость — капризамидеспота, царскийсуд — расправойтирана. Сам жеимператор ПавелПервый превратилсяв карикатуруна Петра Великого».Список использованнойлитературы.
Песков А.М. Павел 1. -М.: 1999. -421 с.
Сахаров А.Н. История России с начала XVIII до конца XIX века.—М.: АСТ,1996. – 544 с.