ОБРАЗИНОПЛЕМЕННИКОВ
ПОПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХЛЕТ
(1060-1110)
1. Предметисследования.
Анализируетсяотрывок «Повестивременных лет», записи с 1060 (6568) по1110 (6618) включительно(50 лет). Это заключительныйфрагмент летописи.
2. Историческиеусловия.
Это времяправленияЯрославичей, потомков ЯрославаМудрого (1019-1054). Это– период складыванияфеодальнойраздробленности.Власть самовластныхправителейудельных княжеств- местных князей- все болееусиливается, все сильнеестановятсясепаратистскиетенденции, всеслабее и слабеестановитсявласть Великогокиевскогокнязя, котораяпосле смертиМстиславаВеликого (1125-1132)становитсячисто номинальной.Междоусобныевойны междуудельнымикнязьями опустошаютРусскую землю.Каждый из нихруководствуетсясвоими личнымимеркантильнымиинтересами, заботится лишьо благе и процветаниисобственногокняжества, стремитсяподчинить себесоседей, возвыситьсянад ними, севна киевскийстол. В силуэтих и множествадругих причинкаждое отдельноекняжествооказываетсянеспособнымсвоими силамипротивостоятьиноземнымнашествиям.Более того, очень часторусские князьяв собственныемеждоусобицывтягиваютвойска соседнихнародов: поляков, половцев идругих. Всеэто, без сомнения, со всех сторонослаблялоДревнерусскоегосударство.
3. Образиноплеменников.
В промежутокс 1060 по 1110 год влетописи упоминаютсяразнообразныенароды, с которымиРусь так илииначе имелакакие-либоконтакты. Этои греки, и дунайскиеболгары, и хазары, и берендеи, имногие, многиедругие.
Наиболеечасто, более50 раз, на страницаханализируемогофрагмента«Повести временныхлет» встречаютсяупоминанияо половцах — обитателяхподнепровскихстепей, беспокойныхи воинственныхсоседях древнерусскихкняжеств. Впервыеупоминаниео половцахвстречаетсяв записи под1061 годом: «Впервыепришли половцывойною на Русскуюземлю», – сообщаетлетописец.
Именнопо отношениюк половцамхронист применяетнаиболее яркиеи выразительныеэпитеты. Чащевсего он называетих «погаными».Однако этоттермин, имеющийв современностинегативныйоттенок, летописециспользуетв несколькоином значении.Дело в том, чторусское прилагательное«поганый»происходитот латинского«paganus», что значит«язычник».Поэтому, называяполовцев «погаными», автор «Повестивременных лет»прежде всегоимеет в видуих конфессиональнуюпринадлежность, или, вернеесказать, отсутствиетаковой. Болеедесяти раз ванализируемомфрагментеприменяетсяэтот эпитет.
Вообще, главным фактором, определяющимотношениехрониста киноплеменникам, является ихконфессиональность.Отсутствиеу половцевпринадлежностик какой-либоконфессиивызывает к нимособое недоверие, а в отдельныхслучаях и неприязньлетописца.
Наиболеесильные эпитетыприменяет автор«Повести временныхлет» к врагам, разоряющимхристианскиесвятыни. Так, в связи с разграблениемКиево-Печерскогомонастыряполовцы характеризуютсяи как «безбожныевраги», «окаянные».Половецкийхан Боняк удостоилсядаже названия«шелудивым»и сравненияс хищником.Хронист называетих «оскорбителями»,– оскорбителями, прежде всего, христианскихсвятынь, храмов, монастырей.Некрещеныеиноплеменникидля него – «безбожныесыны Измаиловы, посланные внаказаниехристианам», проливающиехристианскуюкровь, губящиехристианскиедуши и русскуюземлю. Повторяясь, следует сказать, что отсутсвиехристианскойверы во врагахбыло главнымдля летописца, определяющим, наряду с патриотизмом, его отношениек воинственныминоплеменникам.
4. Осмыслениелетописцемнашествийиноплеменников.
Древнерусскийхронист непросто фиксировалпроисходящее, но и по-своемуосмыслял историю, давая ей вомногом отличноеот современноготолкование.Нашествияиноплеменниковвоспринималисьим с особых, свойственныхчеловеку тоговремени позиций.
Рассматриваято, как средневековыйлетописецосмыслял историческиесобытия, необходимопостоянноделать поправкуна свойственноеему мировоззрение.В представленииавтора «Повестивременных лет»любое событиепроисходитпо божьемупромыслу, понеисповедимойволе всевышнего.Именно ГосподьБог вкладываетв сердца людейдобрые помыслы, направляетих благие действия.Однако в то жевремя он же инаправляетврагов наразграблениеземель христиан.Это – наказаниеГосподне загрехи. В связис поражениемна реке Альтев 1068 году летописецсообщает: «НаводитБог, в гневесвоем, иноплеменниковна землю, и тогдав горе людивспоминаюто Боге; междоусобнаяже война бываетот дъявольскогособлазна»[122]1.И далее: «Когдаже впадает вгрех какой-либонарод, казнитБог его смертью, или голодом, или нашествиемпоганых...»[122].В записи за1093 год можнопрочитать: «ЭтоБог напустилна нас поганых, не их милуя, анас наказывая, чтобы мы воздержалисьот злых дел.Наказываетон нас нашествиемпоганых; этоведь бич его, чтобы мы, опомнившись, воздержалисьот злого путисвоего»[159].
В пониманииилетописцакаждое событие, каждое происшествиеимело свой, совершенноопределенныйсмысл. Еслибитва происходитв один из церковныхпраздников, то в зависимостиот ее исхода, хронист воспринимаетее как господнеблаговоление, или, напротив, как особо тяжкоенаказание.После двухпоражений отполовцев в 1093году, случившихсяв праздникиВознесенияГосподня и вдень святыхмучениковБориса и Глеба, он приводитслова библейскогопророка «Обращупраздники вашив плач и песниваши в рыдание»[160].
Точнотак же трактуютсяавтором «Повестивременных лет»и природныеявления, которыестановятсядля него «знамениями», предвещающимиисход сражения.«Знаменияведь на небе, или в звездах, или в солнце, или в птицах, или в чем иномне к добру бывают; но знаменияэти ко злу бывают: или войну предвещают, или голод, илисмерть»[121].Знамение называетсядобрым, еслибитва завершаетсяпобедой надврагом и дурным, если происходитобратное. За1102 годом хронистзаписал: «Знаменияведь бываютодни к злу, другиеже к добру»[202].
Иноплеменникичасто привлекаютсярусскими князьямик участию в ихмеждоусобныхстолкновениях.Наиболее частов качественаемной военнойсилы привлекаютсяполовцы и поляки.Кроме того, сами князьяв распрях немогут противостоятьврагу поодиночке, подвергая Русьопустошительнымнабегам соседей.На съезде в1097 году в Любечекнязья пытаютсяпрекратитьусобицы: «Зачемгубим русскуюземлю, самимежду собойустраиваяраспри? А половцыземлю нашунесут рознои рады, что междунами идут войны»[188].В этом фрагменте, безусловно, вразилась иволя самоголетописца.Положить конецбесконечнымраспрям удельныхвластелинов, дать достойныйотпор опустошительнымнабегам иноплеменников, восстановитьвеличие и могуществоРуси – вот истинныйпосыл и страстноежелание автора«Повести временныхлет», к несчастью, как показалаистория, лишенноевсяческойнадежды наосуществление.