Реферат по предмету "Исторические личности"


Образ иноплеменников по Повести временных лет 1060-1110 Доклад

ОБРАЗИНОПЛЕМЕННИКОВ
ПОПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХЛЕТ
(1060-1110)

1. Предметисследования.
Анализируетсяотрывок «Повестивременных лет», записи с 1060 (6568) по1110 (6618) включительно(50 лет). Это заключительныйфрагмент летописи.

2. Историческиеусловия.
Это времяправленияЯрославичей, потомков ЯрославаМудрого (1019-1054). Это– период складыванияфеодальнойраздробленности.Власть самовластныхправителейудельных княжеств- местных князей- все болееусиливается, все сильнеестановятсясепаратистскиетенденции, всеслабее и слабеестановитсявласть Великогокиевскогокнязя, котораяпосле смертиМстиславаВеликого (1125-1132)становитсячисто номинальной.Междоусобныевойны междуудельнымикнязьями опустошаютРусскую землю.Каждый из нихруководствуетсясвоими личнымимеркантильнымиинтересами, заботится лишьо благе и процветаниисобственногокняжества, стремитсяподчинить себесоседей, возвыситьсянад ними, севна киевскийстол. В силуэтих и множествадругих причинкаждое отдельноекняжествооказываетсянеспособнымсвоими силамипротивостоятьиноземнымнашествиям.Более того, очень часторусские князьяв собственныемеждоусобицывтягиваютвойска соседнихнародов: поляков, половцев идругих. Всеэто, без сомнения, со всех сторонослаблялоДревнерусскоегосударство.

3. Образиноплеменников.
В промежутокс 1060 по 1110 год влетописи упоминаютсяразнообразныенароды, с которымиРусь так илииначе имелакакие-либоконтакты. Этои греки, и дунайскиеболгары, и хазары, и берендеи, имногие, многиедругие.
Наиболеечасто, более50 раз, на страницаханализируемогофрагмента«Повести временныхлет» встречаютсяупоминанияо половцах — обитателяхподнепровскихстепей, беспокойныхи воинственныхсоседях древнерусскихкняжеств. Впервыеупоминаниео половцахвстречаетсяв записи под1061 годом: «Впервыепришли половцывойною на Русскуюземлю», – сообщаетлетописец.
Именнопо отношениюк половцамхронист применяетнаиболее яркиеи выразительныеэпитеты. Чащевсего он называетих «погаными».Однако этоттермин, имеющийв современностинегативныйоттенок, летописециспользуетв несколькоином значении.Дело в том, чторусское прилагательное«поганый»происходитот латинского«paganus», что значит«язычник».Поэтому, называяполовцев «погаными», автор «Повестивременных лет»прежде всегоимеет в видуих конфессиональнуюпринадлежность, или, вернеесказать, отсутствиетаковой. Болеедесяти раз ванализируемомфрагментеприменяетсяэтот эпитет.
Вообще, главным фактором, определяющимотношениехрониста киноплеменникам, является ихконфессиональность.Отсутствиеу половцевпринадлежностик какой-либоконфессиивызывает к нимособое недоверие, а в отдельныхслучаях и неприязньлетописца.
Наиболеесильные эпитетыприменяет автор«Повести временныхлет» к врагам, разоряющимхристианскиесвятыни. Так, в связи с разграблениемКиево-Печерскогомонастыряполовцы характеризуютсяи как «безбожныевраги», «окаянные».Половецкийхан Боняк удостоилсядаже названия«шелудивым»и сравненияс хищником.Хронист называетих «оскорбителями»,– оскорбителями, прежде всего, христианскихсвятынь, храмов, монастырей.Некрещеныеиноплеменникидля него – «безбожныесыны Измаиловы, посланные внаказаниехристианам», проливающиехристианскуюкровь, губящиехристианскиедуши и русскуюземлю. Повторяясь, следует сказать, что отсутсвиехристианскойверы во врагахбыло главнымдля летописца, определяющим, наряду с патриотизмом, его отношениек воинственныминоплеменникам.

4. Осмыслениелетописцемнашествийиноплеменников.
Древнерусскийхронист непросто фиксировалпроисходящее, но и по-своемуосмыслял историю, давая ей вомногом отличноеот современноготолкование.Нашествияиноплеменниковвоспринималисьим с особых, свойственныхчеловеку тоговремени позиций.
Рассматриваято, как средневековыйлетописецосмыслял историческиесобытия, необходимопостоянноделать поправкуна свойственноеему мировоззрение.В представленииавтора «Повестивременных лет»любое событиепроисходитпо божьемупромыслу, понеисповедимойволе всевышнего.Именно ГосподьБог вкладываетв сердца людейдобрые помыслы, направляетих благие действия.Однако в то жевремя он же инаправляетврагов наразграблениеземель христиан.Это – наказаниеГосподне загрехи. В связис поражениемна реке Альтев 1068 году летописецсообщает: «НаводитБог, в гневесвоем, иноплеменниковна землю, и тогдав горе людивспоминаюто Боге; междоусобнаяже война бываетот дъявольскогособлазна»[122]1.И далее: «Когдаже впадает вгрех какой-либонарод, казнитБог его смертью, или голодом, или нашествиемпоганых...»[122].В записи за1093 год можнопрочитать: «ЭтоБог напустилна нас поганых, не их милуя, анас наказывая, чтобы мы воздержалисьот злых дел.Наказываетон нас нашествиемпоганых; этоведь бич его, чтобы мы, опомнившись, воздержалисьот злого путисвоего»[159].
В пониманииилетописцакаждое событие, каждое происшествиеимело свой, совершенноопределенныйсмысл. Еслибитва происходитв один из церковныхпраздников, то в зависимостиот ее исхода, хронист воспринимаетее как господнеблаговоление, или, напротив, как особо тяжкоенаказание.После двухпоражений отполовцев в 1093году, случившихсяв праздникиВознесенияГосподня и вдень святыхмучениковБориса и Глеба, он приводитслова библейскогопророка «Обращупраздники вашив плач и песниваши в рыдание»[160].
Точнотак же трактуютсяавтором «Повестивременных лет»и природныеявления, которыестановятсядля него «знамениями», предвещающимиисход сражения.«Знаменияведь на небе, или в звездах, или в солнце, или в птицах, или в чем иномне к добру бывают; но знаменияэти ко злу бывают: или войну предвещают, или голод, илисмерть»[121].Знамение называетсядобрым, еслибитва завершаетсяпобедой надврагом и дурным, если происходитобратное. За1102 годом хронистзаписал: «Знаменияведь бываютодни к злу, другиеже к добру»[202].
Иноплеменникичасто привлекаютсярусскими князьямик участию в ихмеждоусобныхстолкновениях.Наиболее частов качественаемной военнойсилы привлекаютсяполовцы и поляки.Кроме того, сами князьяв распрях немогут противостоятьврагу поодиночке, подвергая Русьопустошительнымнабегам соседей.На съезде в1097 году в Любечекнязья пытаютсяпрекратитьусобицы: «Зачемгубим русскуюземлю, самимежду собойустраиваяраспри? А половцыземлю нашунесут рознои рады, что междунами идут войны»[188].В этом фрагменте, безусловно, вразилась иволя самоголетописца.Положить конецбесконечнымраспрям удельныхвластелинов, дать достойныйотпор опустошительнымнабегам иноплеменников, восстановитьвеличие и могуществоРуси – вот истинныйпосыл и страстноежелание автора«Повести временныхлет», к несчастью, как показалаистория, лишенноевсяческойнадежды наосуществление.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 01 марта Международный день борьбы с наркотиками Профилактика наркомании и токсикомании
Реферат Природная и экономическая характеристика хозяйства
Реферат БУХГАЛТЕРСЬКИЙ ОБЛІК
Реферат Гражданское право Псковской Ссудной грамоты
Реферат Journal Of Short Stories Essay Research Paper
Реферат Российский рынок страхования (English)
Реферат Организация и методика проведения налоговых проверок
Реферат Монастыри
Реферат Международное и внутреннее положение России накануне мировой войны
Реферат Сомалийская Демократическая Республика в международных экономических отношениях
Реферат Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И.А.Гончарова "Обломов"
Реферат Вплив податкової політики на інвестиційну діяльність
Реферат Батозька битва
Реферат Анализ системы управления персоналом на ООО УК Спецстройгарант
Реферат Ятрышник пятнистый (салеп, кукушкины слезки)