РОССИЙСКАЯАКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТРОССИЙСКОЙИСТОРИИ
ФАТЕЕВАндрей Викторович
ОБРАЗВРАГА В СОВЕТСКОЙПРОПАГАНДЕ1945-1954 гг.
Специальность07.00.02 – Отечественнаяистория
АВТОРЕФЕРАТ
диссертациина соисканиеученой степени
кандидатаисторическихнаук
Москва– 1998
Работавыполнена вЦентре «Россия, СССР в историиXX века» Институтароссийскойистории РоссийскойАкадемии наук.
Научный руководитель:
доктор исторических наук,
Ю.Н.Жуков
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук
Т.А.Кудрина,
кандидат исторических наук
В.А.Невежин
Ведущая организация:
Московский педагогический университет
Защитасостоится«_19__»___мая_________1998 г.в _11__ часов назаседанииДиссертационногосовета Д.002.33.01 позащите диссертацийна соисканиеученой степенидоктора наукпри Институтероссийскойистории РоссийскойАкадемии Наукпо адресу: 117036 г.Москва, ул. ДмитрияУльянова, 19.
Сдиссертациейможно ознакомитьсяв научной библиотекеИнститутароссийскойистории РАН.
Авторефератразослан«___»____________1998 г.
Ученыйсекретарь
Диссертационногосовета
кандидатисторическихнаук О.М.Вербицкая
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАИССЛЕДОВАНИЯ
АКТУАЛЬНОСТЬТЕМЫ. В переломныемоменты историиперед современникамивозникаетнеобходимостьпереосмыслитьнезыблемыепрежде понятия, что само посебе являетсямоментом поисканового образажизни и ценностей.Диалог с прошлымпозволяеттрансформироватьприемлемыеценности ивыработатьновые. В этойсвязи представляетсяобщественнозначимым изучениеконкретно-историческогосодержаниятаких феноменовпропаганды, как «образврага» и «советскийпатриотизм».
Научнаяактуальностьдиссертациисвязана с тем, что в отечественнойисториографиинет специальныхработ, посвященныхформированиюобраза врагасоветскимипропагандистамипосле Второймировой войны.Не разработанаструктурафеномена, спорадичнораскрыты егофункции вполитическойсфере общества, совсем не затронутовлияние наэкономическуюи социальнуюсферы. Историки, употребляяв своих работахтермин «образврага», не даютего определение.Часть из нихсчитает, чтообраз врагапорожден толькосубъективнымипричинами.
Всоветской ироссийскойисториографииотсутствуютисследованияо роли образаврага в советскойвнешней политике, воздействиипропагандына жителей иправительстваСША, стран Западнойи ВосточнойЕвропы. Интересдля специалистови преподавателейможет представлятьсравнениестратегии итактики советскихи американскихпропагандистов.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕРАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.Хронологическиерамки диссертацииохватываютпервое послевоенноедесятилетие(1945-1954 гг.). В течениепериода произошлизначительныеизменения вовнутреннейи внешней политикесупердержави их союзников, а вместе с нимиэволюционировалаи пропаганда.Исследованиеначинаетсяс 1941 года, чтовызвано необходимостьюпоказать опытсоветскихпропагандистовпериода Второймировой войны.В диссертацииотражено воздействиеобраза врагана населениеСССР и, по отдельнымвопросам, награждан США, стран Западнойи ВосточнойЕвропы.
ПРЕДМЕТОМисследованияявляется образврага, процессего формированияв рамках советскойпропаганды.В связи с многозначностьюи неопределенностьютерминов, которыеиспользуютсяв историографии, в диссертациидаются определенияважнейших изних. Так, «образврага»– идеологическоевыражениеобщественногоантагонизма, динамическийсимвол враждебныхгосударствуи гражданинусил, инструментполитики правящейгруппы общества.Образу врагапротивостоял«советскийпатриотизм»– идеологическийсимвол, припомощи которогоЦК ВКП(б) формировалу гражданпсихологическуюустановку набезусловнуюполитическуюлояльностьгосударствуи ударный трудв условияхуравнительногопотребленияи распределениядля подавляющегобольшинстваграждан. Висследованиитакже определенытермины «психологическаявойна», «пропаганда»,«информационнаяреальность»,«холоднаявойна»; определениядают ключ космыслениюпредмета диссертации.
НАУЧНАЯРАЗРАБОТАННОСТЬПРОБЛЕМЫ. Отсутствиеспециальныхработ по темедиссертацииобъясняетсянедоступностьюдо начала 90-хгодов секретныхпрежде архивовЦК КПСС длябольшинстваисследователей.Однако в исторической, психологическойи даже художественнойлитературеXX века имеютсяотдельныеработы, которыеотчасти затрагиваютпроблему формированияи функционированияобраза врагав различныхстранах мира.
Так, американскийфутурологО.Тоффлер считает«дезинформацию»важнейшимпризнакоминдустриальныхобществ.Один из героевромана Н.Мейлера«Нагие и мертвые»– книга вышлав свет в США в1948 году – с несколькоциничнойоткровенностьютак объяснилсобеседникупричину созданиягосударствомтревожногосостояния уграждан припомощи образаврага: «Машиннаятехника нашеговека требуетконсолидации, а это невозможно, если не будетстраха, потомучто большинстволюдей должнобыть рабамимашины, а этоведь не такоедело, на котороеони пойдут срадостью».
В1921 году былаопубликованакнига социопсихологаВ.М.Бехтерева«Коллективнаярефлексология».Основываясьна своих наблюденияхпериода Первоймировой войныи революцийв России, автор, в частности, выделил однуиз функцийобраза врага: создавать«патриотическоевозбуждение», которое являетсясредствомдуховногоподчиненияграждан властнымструктурамдля мобилизациина решениеэкономическихи политическихзадач, способствоватьизоляции массот идей противника.Термин «образврага» Бехтеревне употреблял, но показывалповсеместное– в США, Германии, России, егоформированиеи использованиегосударством.
Обобщеннуюкартину опытапропагандистовпо созданиюобраза врагадавала книгаамериканскоголиберальногожурналистаД.Селдеса «Говорятфакты...» В 1944 годуее специальноперевели дляознакомлениясекретарейЦК ВКП(б).Селдес показалцели, задачи, средства, приемыведения пропаганды.Ее главнымпризнаком онсчитал протаскиваниеидей, выгодныхвласти, а главнымметодом воздействияна объект пропаганды– дискредитацию.
Объективностьвыводов Селдесаподтверждаетсястатьей американскоготеоретика ипрактикапсихологическойвойны ПоляЛайнбарджера«Психологическаявойна в периодвторой мировойвойны». Лайнбарджертакже обращалвнимание наклассовыйисточник пропаганды, ее длительнуюфункцию и принципы.
В50-х – 80-х годах вСССР так и непоявилисьспециальныеработы, посвященныетехнологиисоздания образаврага. Этотнедостатокотчасти восполнялсявыходом в светпропагандистскихпроизведений, в которых разбиралисьприемы западнойпропаганды, а также публикациеймонографийзападных теоретиковпо вопросамведения психологическойвойны.
Научнуюценность представляютнемногие специальныеработы советскихавторов, в которыхрассматриваютсяобщие принципыи приемы работыпропагандистскогоаппарата. Это, например, трудыВ.Л.Артемоваи Ю.А.Шерковина.
Рольобраза врагав период холоднойвойны отметилряд западныхисториков.А.М.Филитов всвоей книгеприводит мнениянекоторых изних. Так, американскийисследовательД.Ергин сделалвывод о направленииидеологическойпереориентациив США: антикоммунистическинастроенная«элита» СШАраспространиласвои идеи навсю нацию.Западногерманскийисторик В.Лотписал об использованииадминистрациейпрезидентаГ.Трумэна «призракавнешней угрозы»для проведенияполитики впользу военно-промышленногокомплекса(ВПК). С точкизрения А.М.Шлезингера-младшего, холодная войнапорождала упропагандистовобеих сторонапологетическиеаксиомы, составленныеиз взаимозаменяемых«зеркальныхфраз».
Многиеиз западныхавторов скептическиотносятся кидее о наличиисоветскойугрозы для СШАв 40-е годы. Носуществуети иная точказрения. Так, Р.Никсон и в1990 году был уверен, что опасностьимелась, чтоон предотвратилее, «разоблачив»бывшего сотрудникагосдепартаментаЭ.Хисса как«коммуниста».
Упоминанияо формированиидержавамиобраза врагапосле войнывстречаютсяв российскойи зарубежнойисторическойлитературепервой половины90-х годов. Однакоэтим работамприсуши упомянутыевыше недостатки.Так, в статьеВ.С.Лельчукаи Е.И.Пивоварапроцесс возникновенияобраза врагапредстаетупрощенным, однолинейным, как спланированнаяакция недобросовестногосоветскогоруководства.Несколькопо-иному смотритна проблемуголландскийисследовательИван ВанденБерге.С его точкизрения, вседело в непониманиисторонамимотивов другдруга. В формировании«образа США»у И.В.Сталина, отмечает Берге, решающую рольсыграл «опыт, вынесенныйиз второй мировойвойны», подкоторым подразумеваетсявера в непредсказуемостьи кровожадностьпротивоположнойстороны. Наэтом основанииБерге сделалвывод о якобыимевшейсявозможностипредотвратитьхолодную войну.
Нарядус А.М.Филитовым, С.Перришем, М.М.НаринскнмИ.Берге подчеркнулважнейшуюфункцию образаврага – удержаниегосударствомв повиновениисобственногонаселения, показал жесткуюсцепку мер иконтрмер, которые предпринималидруг противдруга супердержавы, противоположностьих интересов, детерминировавшиххолодную войнувне зависимостиот желанийисторическихдеятелей.В результатеприведенныеБерге аргументыне соответствуютего выводам.Образ врагапорожденстолкновениемсупердержав, ростом внутриполитическойи социальнойнапряженностив государствахпосле войны, которые ипредопределилимнения политиков.
ВдокументальномисследованииГ.Костырченкотакже подчеркиваетсясубъективизмСталина.С точки зренияавтора, антисемитизмСталина детерминировалсяпрежде всегоборьбой завласть в государствеи страхом передамерикано-сионистскойопасностью.
Внастоящее времяимеется толькоодно издание, в котором быласделана попыткадать определениетермину «образврага» – энциклопедическийсловарь «Политология».Под образомврага подразумевается«идеологическийи психологическийстереотип, позволяющийстроить политическоеповедение вусловиях дефицитанадежной информациио политическомоппоненте ио среде в целом».Положи тельныммоментом определенияможно считатьконстатацию: источникомобраза врагаявляется общественныйантагонизм.Вместе с тем, с идеологическойточки зренияобраз врага– символ, имеющийконкретноесодержание, под которыйпропагандистысоздают психологическийстереотип вмассовом сознании.Стоит такжеучесть, что вкритике противникамогут быть ирациональныемоменты, чтоформированиеобраза врагане сводится, как утверждаетавтор статьииз словаря, ксозданию«собственногозазеркально-негативногообраза». Инструментполитики, образврага целенаправленновнедряетсяв общественноесознание итогда, когдао противникеесть полнаяи исчерпывающаяинформация.В этом случаедеятельностьпропагандистовособенно эффективна.
Всередине 90-хгодов проблемойформированияобраза врагаи его восприятиягражданамиразных странв первой половинеXX века занималисьавтор диссертации, Е.С.Сенявская, А.А.Иголкин.
Встатьях автораисследованиябыли рассмотренывопросы: источники условиявозникновенияи развитиясоветскоговарианта образаврага в 1945-начале1950-х годов, егосодержаниеи формы; определенопонятие «образврага»; раскрытыи сопоставленыпринципы иприемы советскихи западных, прежде всегоамериканских, пропагандистов, которые использовалиобраз врагав психологическихоперациях другпротив друга; показано местои роль образаврага в системесоветскойпропаганды, в формированиисоветскогопатриотизма; рассмотренадеятельностьуправления(отдела) пропагандыи агитации ЦКВКП(б), Союзасоветскихписателей СССР,«Литературнойгазеты», русскойправославнойцеркви поформированиюобраза западноговрага; определеныместо и рольантисемитизмав идеологическойобработкесоветскогонаселения.
Встатьях Е.С.Сенявскойанализируетсясодержаниеи трансформацияобраза врагав сознаниипротивниковв период Первойи Второй мировыхвойн. Авторсправедливообращает вниманиена влияниеличного опытасолдат и гражданв осмысленииобраза врага.Важнейшейпредпосылкойвозникновенияэтого феноменаЕ.С.Сенявскаясчитает ксенофобию, психологию«свой-чужой».
Встатье А.А.Иголкинапоказаны приемыанализа прессы, которые использовалиамериканскиепропагандистыдля выявленияорганов печати, враждебныхправительствуво время Второймировой войны.Важную рольдля темы диссертациииграет исследованиеавтором статьироли и значениясимволики впропаганде.
Содержаниерассмотреннойлитературыв той или инойстепени учтенопри написаниидиссертации.
ЦЕЛЬЮдиссертационногоисследованияявляется установлениепричин и условийвозникновенияи формированияв рамках советскойпропагандыобраза врага, его различныхформ; выявлениеструктуры ифункций в различныхсферах общественнойжизни. В соответствиис целью в работепоставленыи решаютсяследующиезадачи:
1. Изучениеопыта пропагандыСССР и другихстран к началу«холоднойвойны»;
2. Исследованиевозникновенияи развитияобраза врагав связи с внешне-и внутриполитическойлинией партийно-советскогоруководстваСССР;
3. Определениеэтапов развитиясоветскойпропагандыв вопросеформированияи воспроизведенияобраза врага;
4. Исследованиепрактическойдеятельностипропагандистскогоаппарата и егоотдельныхруководителей;
5. Сравнениенекоторыхнаправленийдеятельностисоветскогои американскогопропагандистскихаппаратов поформированиюобраза врага;
6. Изучениевлияния образаврага на экономическую, социально-политическую, идеологическуюсферы общества, массовое сознание;
7. Анализэффективностисоветскойпропаганды, причин просчетови форм их проявления;
8. Изучениеформ сотрудничествагосударствас церковью, общественнымиорганизациямив созданииобраза врага.
ИСТОЧНИКОВАЯБАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.Диссертацияоснована главнымобразом наархивных источниках, впервые вводимыхв научный оборот, а также наопубликованныхв печати: документахЦК ВКП(б), внешнеполитическойкомиссии ЦК, правительства, отложившихсяв фонде 17 Российскогоцентра храненияи изучениядокументовновейшей истории(РЦХИДНИ) и фонде4 Центра хранениясовременнойдокументации(ЦХСД). Значительнуюинформациюпо теме диссертациисодержат фонды631 и 634 Российскогогосударственногоархива литературыи искусства(РГАЛИ). Этопротоколызаседанийпрезидиумаи секретариатаСоюза советскихписателей(ССП), иностраннойкомиссии ССП, материалы рядагазетных редакций.
Впротоколахзаседанийоргбюро исекретариатаЦК ВКП(б) содержитсяценная информацияо практическойработе должностныхлиц, редакцийгазет по формированиюобраза врага, номенклатурнойоценке деятельностисоветскихлюдей, обвиненныхв причастностик «космополитизму».В материалахполитбюро ЦКсодержатсядокументы, определяющиеобщие направленияработы советскойпропаганды.
Изфондов РГАЛИиспользованысведения изпротоколовзаседанийпрезидиумаи секретариатаССП СССР, накоторых анализироваласьдеятельностьредакции«Литературнойгазеты» подискредитациивнешних и внутреннихпротивниковгосударства.
Висследованиибыли такжезадействованыдокументы, опубликованныев разные годыв печати и сборниках: постановленияЦК ВКП(б), аналитическиесправки отделовЦК, стенограммыпленумов ЦККПСС, выступленияруководителейпартии и правительства, перепискаруководителейСССР, США, Великобритании, отчеты о заседанияхмеждународныхконференцийи совещанийи т.п.
Важнымисточникоминформациибыли материалы, опубликованныев центральных, наиболеераспространенных, газетах – «Правде»,«Известиях»,«Комсомольскойправде», «Труде»,«Литературнойгазе те», «КраснойЗвезде»; специальнойгазете агитпропа«Культура ижизнь», журналах«Большевик»,«Крокодил»,«Огонек», «ЖурналМосковскойпатриархии».
Определеннуюзначимостьдля избраннойтемы имеютмемуары.Несмотря наприсущую имсубъективность, предопределеннуюмировоззрениеми целью авторов, они позволяютрасширитьинформацию, содержащуюсяв архивах.
Нарядус мемуарамив исследованиибыли использованыдневниковыезаписи, письмаи статьи членовЦК ВКП(б), известныхписателей иадминистративныхработниковаппарата ССПСССР А.А.Фадееваи В.В.Вишневского.
Вцелом имеющийсякомплекс источниковпозволяетвсестороннепроанализироватьпроцесс возникновенияи развитияобраза врагав советскойпропагандев первом послевоенномдесятилетии.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙОСНОВОЙ исследованияявляется принципсистемности, который предполагаетрассмотрениефактов в совокупности, развитии; изучениеструктуры ифункций предметаисследования, его многообразныхсвязей, образующихопределеннуюцелостность.Существенноезначение дляанализа материалаимела теорияинформации, исследованияпо знаковымсистемам.
НАУЧНАЯНОВИЗНА И ЗНАЧИМОСТЬдиссертацииопределяетсяее предметом.Впервые систематическиисследованпроцесс зарождения, становленияи развитияобраза внешнегои внутреннеговрага в советскойпослевоеннойпропаганде.Развитие образаврага показанов историческомконтексте, всвязи с внутреннейи внешней политикойсоветскогоправительства.Используязначительныйматериал, диссертантизучил воздействиеобраза врагана экономические, политические, социальные, идеологическиеотношения вСССР, массовоеи индивидуальноесознание. Вработе подчеркнутароль государства, номенклатурыв формированииновых идеологическихсимволов. Вэтой связиавтор выделилсущность, содержание, формы образаврага в указанныйпериод, сформулировалопределениепонятий «образврага», «информационнаяреальность».Образ врагаизображен какфеномен большоговремени, объективныйфактор истории, характерныйдля Руси, России, СССР, а такжедругих государств.По ходу исследованиябыло проведеносравнениесодержанияи сущностиобраза врагав период Отечественнойи «холодной»войн.
ПРАКТИЧЕСКАЯЗНАЧИМОСТЬДИССЕРТАЦИИ.Результатыисследованиямогут бытьиспользованыв научно-исследовательскойи педагогическойработе, приподготовкетрудов поотечественнойистории. Послепубликацийстатей авторадиссертациив журнале игазете дляучителей термин«образ врага»был включенв примерныйперечень вопросовдля экзаменовв средней школев классах суглубленнымизучениемистории в 1997году.
АПРОБАЦИЯРЕЗУЛЬТАТОВИССЛЕДОВАНИЯ.Диссертацияобсуждена назаседанииЦентра «Россия, СССР в историиXX века» ИнститутаРоссийскойистории РАНи рекомендованак защите. Потеме диссертацииопубликованытри статьиобъемом 2,3 п.л.и документы-приложенияк ним.
--PAGE_BREAK--ОСНОВНОЕСОДЕРЖАНИЕ
СТРУКТУРАДИССЕРТАЦИИ.Работа построенапо проблемно-хронологическомупринципу исостоит извведения, трехглав, заключенияи библиографии.
ВОВВЕДЕНИИобосновываетсяактуальностьтемы, характеризуетсястепень еенаучной разработанности, определенытерриториальныеи хронологическиерамки, предмет, цель и задачиисследования, важнейшиепонятия, обосновываетсяобъективныйхарактервозникновенияпослевоенногообраза врага.Здесь же данахарактеристикаисточников, изложена научнаяи практическаязначимостьдиссертации, ее новизна.
ПЕРВАЯГЛАВА «Возникновениепослевоенногообраза врага.1943-1947 гг.» состоитиз четырехпараграфов.
Впервом параграфеанализируетсяопыт советскихпропагандистовпо созданиюобраза врага-фашистав период Отечественнойвойны. В своейдеятельностиони опиралисьна установки, закрепленныев КонституцииСССР 1936 года, врешениях XVIII съездапартии и ЦКВКП(б). В годывойны пропагандавелась систематически, комплексно, целеустремленно, с учетом уровнякультуры ипотребностейобъектов воздействия.ЦК ВКП(б) формировалобраз фашиста-нелюдя, чужака, человека-оборотня, порожденногонечеловеческимстроем фашистскойГермании.Одновременносоздавалсяположительныйобраз союзников– США, Великобритании, их лидеров, силСопротивленияво Франции воглаве с генераломде Голлем.
Послекоренногоперелома в ходевойны междусоюзникамиобострилисьпротиворечия.Пропагандистывели полемикус американскими«обозревателями», выражавшимиинтересы правыхкругов США. Врезультатев годы войныначали складыватьсяпервые информационныепредпосылкипослевоенногообраза врага.
Вовтором параграферассматриваетсяпроцесс становленияпредпосылокпослевоенногообраза врагав мае 1945 – марте1946 года. Конфронтациясупердержавпо всем направлениямвнешней политикипорождалавзаимное недоверие, обвинения вневыполнениипринятыхобязательств, критику в СМИ.Накоплениенегативнойинформациио союзникахсоздавалоинформационныепредпосылкидля возникновенияобраза врага.
КонфронтациясупердержавобостряласьвследствиесознательнойполитикиправительстваСША, направленнойна уничтожениеялтинско-потсдамскихсоглашений.С осени 1945 годаСМИ США последовательноформировалиобраз советскоговрага.
Экономическийинтерес – стремлениеполучить американскийкредит в 6 млрд.долларов, желаниесохранитькоалицию, заставлялисоветскоеправительствосдерживатьусердие пропагандистов.Правительствоопределилополитическимпротивникомтолько абстрактные«круги» и отдельныхреакционеровЗапада, органыпечати, которыепозволяли себеантисоветскиевыпады по «злойволе». С марта1946 года их олицетворялУ.Черчилль.Редакции газетизбегали обобщенийо характереэкономическогои политическогостроя западныхдержав, выделялипримеры сотрудничествасоюзников, публиковалипозитивнуюинформациюо них. Однакорост антисоветизмана Западе привелправительствоСССР к решениюусилитьконтрпропагандистскуюработу.
Третийпараграф посвященанализу деятельностиполитбюро, оргбюро, секретариатаи УПА ЦК ВКП(б)по реорганизациисоветских газет– важнейшегосредства пропаганды.Содержаниеперестройкисводилось кподбору новыхкадров, созданиюсети корреспондентскихпунктов заграницей, изменениюпубликацийв духе «партийности».
Врезультатевесной-летом1946 года изменилисьмасштаб и глубинакритики Запада.Следствие, контрпропагандапо мере обострениямеждународныхотношенийпревращаласьв причину «холоднойвойны».
Завершаетглаву параграф, показывающийпроцесс возникновенияобраза врагапод влияниемуглубляющейсяконфронтациисупердержавв июне 1946 – августе1947 гг. и ростасоциальнойнапряженностив СССР. В течениегода объективновозниклаинформационнаяреальность, отрицательнотрактующаямногие явленияна Западе. Среднемуслою государственныхслужащих в СССРобраз врагапонадобилсядля отвлечениявнимания гражданот социальныхпроблем. Чиновникиоказывалидавление наЦК ВКП(б), предлагалиразличныеварианты образаврага.
ОднакоЦК партии иправительствопо-прежнемуне спешилиначинать«психологическуювойну» противЗапада, ограничилиськампанией, направленнойна укреплениеморально-политическогоединства советскогообщества.РуководителиУПА ЦК ВКП(б) вапреле 1947 годаразработали«План мероприятийпо пропагандесреди населенияидей советскогопатриотизма», в котором источникомопасностипредставалабстрактный«капиталистическийЗапад». Объективноэто был шаг к«психологическойвойне». Субъективносоветскиелидеры былинастроеныиначе: еще вапреле и мае1947 года И.В.Сталинлояльно высказывалсяо политическомстрое США ипризывал ксотрудничеству.
Однакопосле публикациив июне 1947 года«плана Маршалла»пропагандистывпервые впослевоенноевремя использовалиобраз внешнегои внутреннеговрага – образамериканскогоимпериализма, американскихшпионов и ихагентов изчисла советскихграждан.
Летом1947 года ЦК ВКП(б)полностьюпересмотрелустановкипропагандыв духе «холоднойвойны».
ВТОРАЯГЛАВА «Советскийвариант образаврага в первыегоды холоднойвойны. Сентябрь1947 – июнь 1951 гг.»– центральнаяглава диссертации, состоит из пятипараграфов.В первом рассматриваетсявторая перестройкапропагандистскогоаппарата, проходившаяв июле 1947 – июле1948 гг. Ее содержаниесводилось кмобилизацииаппарата наовладение всемиприемами исредствамиведения психологическойвойны, к централизациидела пропагандыв ЦК ВКП(б). Политическимпротивникомбыл объявлен«империалистическийлагерь» воглаве с США иВеликобританией.
Вовтором параграфепоказан процессформированияагитпропомтрех форм образаврага, которыесоответствовалинаправлениямполитикиправительстваСССР, а такжефункционированиеобраза врагав сентябре 1947– сентябре1949 гг. Перваяформа – американскийимпериализм, становлениекоторой закончилосьв апреле 1949 годаодновременнос принятиемЦК ВКП(б) «Планаантиамериканскойпропагандына ближайшеевремя». Милитаризм, экспансионизм, человеконенавистничествоамериканскихруководителейизображалисьследствиемнеразумностии отсталостивсего общественногоустройстваСША, американскогообраза жизни.
Югославскиесепаратисты– «клика Тито»– преподносилиськак предателидела социализмав ВосточнойЕвропе, буржуазныеперерожденцы, пособники США, которые довелисвою странудо бедственногоположения.Становлениеэтой формыврага происходилос июня 1948 по сентябрь1949 года.
Образвнутреннеговрага былунифицированпри помощитермина «космополит».В его содержаниевошли социально-политические, моральные, эстетическиеантиценностисоветскогообщества: буржуазность, барство, национализм, двурушничество, клеветничествои т.п. Терминстал удобныморудием манипулированияобщественнымсознанием.Политическимиразновидностями«космополитизма»были признанысионизм, панамериканизм, паниранизм, панисламизм, пантюркизм; в искусстве– декадентство, формализм, искусство дляискусства; вбиологическойнауке – вейсманизм-морганизм.Мифологизацияобраза врагаосуществляласьза счет развитияантисемитизма.
Смая 1949 года упоминанияо внутреннихкосмополитахисчезают состраниц печатидо января 1953 года: продолжениекампании моглоподорвать мифо морально-политическомединстве советскогообщества.Определеннуюроль в ее прекращениисыграли ведомства, руководителикоторых былинедовольныкампанией«критики исамокритики»с использованиемобраза внутреннеговрага.
Втретьем параграфепоказана эскалацияобраза врагав период ростамеждународнойнапряженностив Европе и мире.В сентябре 1949– июне 1951 гг.возникает иразвиваетсяновая формаобраза врага– немецкий«неофашизм», олицетворяемыйК.Аденауэром.
Формыобраза врагавнедрялисьпропагандистскимаппаратом всознание советскихи восточноевропейскихграждан.Сфальсифицированныеполитическиепроцессы встранах ВосточнойЕвропы должныбыли подтвердитьреальностьсуществованияврагов «лагерясоциализмаи демократии».Образ врагаспособствовализоляции«антиимпериалистическоголагеря» отвраждебногоЗапада и развитиюинтеграциистран ВосточнойЕвропы с СССР.
Началокорейской войныповлияло напропаганду: образ врагавнедрялся вобщественноесознание припомощи самыхгрубых приемов, характерныхдля периодаОтечественнойвойны.
ЦКВКП(б) скоординировалработу агитпропа, движения борцовза мир, русскойправославнойцеркви, МИДа, а также привлекзарубежныхжурналистов-коммунистовдля дискредитациивнешнеполитическихпротивников.
Вчетвертомпараграфеанализируетсяработа агитпропа, ССП, министерствакинематографии, комитета поделам искусствпри Советеминистров СССРпо внедрениюобраза врагав общественноесознание припомощи средствдолговременнойпропаганды– книг, кинофильмов, театральныхпостановок, их взаимодействиес газетами. Свесны 1949 годаработа веласьпо «Плануантиамериканскойпропаганды...»
Всозданныхкинофильмах, пьесах, публицистическихпроизведенияхреализовывалисьвсе установкисоветскойпропагандыв отношенииевропейскихи заокеанскихпротивников.Идеологическийзаказ и ненавистьк врагу приводилиавторов произведенийк искажениюзарубежнойи отечественнойистории, порождалипрямую подтасовкуфактов, натяжки, ошибки и упрощения.
Впятом параграфепоказанофункционированиеобраза врагав политической, экономической, социальнойи идеологическойсферах обществав конце 1940-х –начале 1950 х гг., метод и приемыего формирования, эффективностьработы пропагандистскогоаппарата. Спомощью образаврага ЦК ВКП(б)нейтрализовалсоциально-экономическийпротест населения.Вина за противоречияобъявленногосовершеннымсоветскогообщества возлагаласьна врагов, начальников-«ротозеев», бюрократов.Признакибюрократическогоразложениясвязывалисьс признакамиобраза врага.Таким образом, ЦК ВКП(б) приобрелмощный инструментвоздействияна хозяйственныхруководителей.
Главнымметодом формированияобраза врагабыла дискредитациявнешнеполитическихпротивникови объявленныхврагами советскихлюдей.
ТРЕТЬЯГЛАВА «Эволюцияи роль образаврага в первойполовине 1950-х гг.»состоит изчетырех параграфов.В первом показанаэволюция образавнешнего врагав мае 1951 – августе1952 гг. В противоречивоймеждународнойобстановкеобраз врагаиспользуетсядля принужденияСША к заключениюсоглашенияпо Корее; применяетсядля ослаблениявнутриблоковыхсвязей в НАТОс целью заинтересоватьевропейскиестраны в торговлес СССР вопрекиэмбарго, инициированноеСША. ПрактическиежедневноагитпропдискредитировалправительствоФРГ, котороепыталось вступитьв западныевоенные блоки.
Вантиюгославскойпропагандеизменений непроизошло: пропагандистысоревновалисьв хлесткостиобвинений вадрес «кликиТито-Ранковича».
Образвнутреннеговрага в виде«отдельногонесознательногогражданина, имеющего пережиткикапитализмав сознании»использовалсядля охраныгосударственноймонополии насобственность, для созданиякартины социальногоблагополучияв стране, выработкиу населенияпсихологическойустановки нанепротивлениевластям. Однакоидеологическуюбюрократиювсе меньшеустраивалоотсутствиена страницахгазет крайнихформ образаврага.
Второйпараграф начинаетсяс показа ситуациив СССР наканунеи во время ХIХсъезда ВКП(б).Отсутствиев течение трехлет в оперативнойпропагандеи агитацииобраза внутреннеговрага в егокрайних формахпривело к тому, что гражданепытались рациональнопонять причинынедостатковв СССР, обращаливнимание нарост бюрократизмав государстве, неэффективноеуправлениехозяйствомсо сторонычиновникови их безответственность, возмущалисьростом социальногонеравенства.Другая часть– доведенныхдо отчаяния– граждан направлялав ЦК ВКП(б) анонимныедоносы на местныхруководителей.В доносахиспользовалисьтермины «космополит»,«сионист»,«еврей». Советскиелюди пыталисьобратить вниманиеЦК на свои нуждыв момент, когдаэксплуатацияи унижениестановилисьневыносимы.Наказанияотдельныхчиновниковне снижалиобщую социальнуюнапряженностьв стране.
Партийно-советскоеруководствоприменилоиспытанныйспособ. Организовалоновую идеологическуюкампанию, получившуюназвание «деловрачей». Образврага превратилсяв важнейшийинструментантикризиснойполитикиправительства: акцентируявнимание навредительскойдеятельностизарубежныхполитическихпротивникови мнимых внутреннихсионистов, оностремилосьобеспечитьполитическуюлояльностьграждан, «объяснить»причины недостатковобщества.ОдновременноЦК партии пыталсяактивизироватьдеятельностьхозяйственныхруководителей.«Литературнаягазета» трактоваланевыполнениепланов социально-экономическогоразвития страныи бюрократизмкак деятельностьзарубежнойагентуры, затаившихсяклассовыхврагов, которыепользовались«ротозейством»местных начальников.
Однакоидеологическаякампания немогла остановитьсоциально-экономическийкризис в СССР.Его причинынаходилисьв политическойи экономическойсферах, которыеруководствоСССР не собиралосьреформировать.
Втретьем параграфеизображенпроцесс девальвацииобраза внутреннеговрага в марте1953 – мае 1954 гг. Всередине 1953 годаЦК КПСС допустилошибку: советскиелюди еще помнилио мнимом разоблачениии реабилитацииврачей, какпоявился новыйвнутреннийвраг – Л.П.Берия.Передозировкастоль сильногосредства вусловиях разрядкимеждународнойнапряженностивела к дискредитации, отторжениюобщественнымсознаниемобраза внутреннеговрага.
Весной1953 года со страницпечати исчезаетобраз югославскоговрага, что связанос подготовкойи возобновлениемдипломатическихотношений междуСССР и Югославией.
Вместес тем дипломатическиеконфликты междуСССР и США вынуждалиагитпроп послекратковременногосокращенияантиамериканскойпропагандыв марте-июневновь усиленноэксплуатироватьобраз внешнеговрага. Во времяпредвыборныхкампаний вИталии, ФРГобраз врагаиспользовалсядля нейтрализацииамериканскойпропагандыи достижениявыгодной дляСССР расстановкиполитическихсил. Пропагандана Франциюспособствоваладискредитацииидеи о созданииЕвропейскогооборонительногосообщества(ЕОС).
Вчетвертомпараграфепоказано какэскалацияпсихологическойвойны в июне-декабре1954 года не сопровождаласьреставрациейобраза внутреннеговрага. ЦК КПССисчерпал возможностьпроводитьширокие идеологическиекампании, построенныена его использовании.Девальвацияобраза внутреннеговрага сталаследствиемне только ошибокагитпропа, нои более глубокихпричин: необходимостивступленияСССР в периоднаучно-техническойреволюции, резко менявшеймотивациюсложного трудаи роль человекав обществе; началом ликвидацииГУЛАГа; нежеланиемчиновниковдопуститькровавые чисткив своих рядах.
Потеряотчасти былавосполнена: с середины 1954года важнейшимвнутреннимзлом стал считатьсябюрократизм, против которогоидеологи требовали«разжигать…ярость масс».
Образвнешнего врагаиспользовалсякак во внешне-, так и внутриполитическойпропаганде.Для поддержаниябдительностисоветских людейЦК КПСС допустилвыпуск большогоколичествадетективнойлитературы, в которой впервыев послевоенноевремя был изображенамериканскийшпион, действующийна территорииСССР, а такжесоветскиеконтрразведчики.
Важнейшееполитическоедостижениепериода – проваламериканскихпланов созданияЕОС, чему способствовалапропагандана Францию.
ВЗАКЛЮЧЕНИИподведены итогиисследования, дано определениепонятию «образврага». Образврага – идеологическоевыражениеобщественногоантагонизма, динамическийсимвол враждебныхгосударствуи гражданинусил, инструментполитики правящейгруппы. Предпосылкипослевоенногообраза враганачали складыватьсяеще в периодОтечественнойвойны. В 1945 – первойполовине 1947 годав результатекризиса антигитлеровскойкоалиции иухудшениясоциально-экономическойситуации в СССРвозникли всенеобходимыеи достаточныеусловия дляего появления.
Ссентября 1947 посентябрь 1949 годаЦК ВКП(б) сформировалв общественномсознании триглавные формыобраза врага, которые соответствоваливажнейшимнаправлениямполитики государства: образ внутреннеговрага – космополита; югославскихсепаратистов; образ американскогоимпериализма.К июню 1951 годав связи с возникновениемФРГ был созданобраз немецкоговрага-«неофашиста».Все формыолицетворялиськонкретнымиполитикамии общественнымидеятелямиЗапада, дискредитированнымисоветскимилюдьми и былиобъединенысущностнымпризнакомвраждебностигосударству.
ЦКВКП(б) провелдве перестройкиработы пропагандистскогоаппарата, скоординировалдеятельностьагитпропа, МИДа, русскойправославнойцеркви, Союзасоветскихписателей СССР, редакций газет, а затем и движениясторонниковмира. Это позволилодобиться успеховв распространениисоветскоговарианта образаврага в СССР, Европе и мире.
Формированиевсех форм образаврага проходилосистематически, комплексно, планомерно.Агитпроп создавалв общественномсознаниипсихологическиеустановки повсем признакамобраза врагас расчетом, чтокаждая из нихвоспроизведетв сознанииграждан весьстереотип. Врезультатевозникалаинформационнаяреальность, отрицательнотрактующаявсе стороныобщественногобытия и сознаниягосударства-противника.ОдновременноЦК ВКП(б) проводилполитикуинформационнойизоляции СССР; изымал из обращениявсе источники, содержавшиеиную информацию, не допускалпозитивнойинформациио противнике.
Пропагандаобраза врагапозволила ЦКВКП(б) выполнитьодну из важнейшихзадач – добитьсяотчуждениязначительныхслоев населенияСССР от идейи культурыЗапада.
Советскаябюрократиябыла движущейсилой, способствующейформированиюобраза врага.Ее интерессостоял в контролеза мыслью иповедениемшироких народныхмасс в созданноминдустриальномобществе. Сначалом холоднойвойны эта потребностьусилилась.Необходимостьобеспечитьобороноспособностьстраны в условияхпослевоеннойнищеты и разрухи, невозможностьматериальностимулироватьвысокопроизводительныйсложный трудприводили квозникновениюдругой государственнойзадачи: использоватьдуховные стимулыдля активизациитрудовой активностии достиженияполитическойлояльностиграждан.
Образврага способствовалформированиюсоветскогопатриотизма, играл важнуюроль в функционированииэкономической, политической, социальнойсистемы общества: высшая номенклатурадезинформироваласоветскихграждан, смещалафокус вниманиялюдей с истинныхпричин недостаткови противоречийобъявленногосовершеннымобщества, активизироваладеятельностьхозяйственныхруководителей, сохраняламонополиюгосударственнойсобственности.
Длямифологизацииобраза врагаиспользовалсяантисемитизм.Конъюнктурныйподход к фактамспособствовалискажениюотечественнойи зарубежнойистории, тормозилсамопознаниеличности иобщественноепознание.
Всистеме дипломатическихмер образ врагапомогал удерживатьв советскомгеополитическомпространствестраны ВосточнойЕвропы. С егопомощью ЦКВКП(б) пыталсянейтрализоватьамериканскуюпропагандуи добиться вовремя предвыборныхкампаний воФранции, Италии, ФРГ и другихстранах выгоднойдля СССР расстановкиполитическихсил.
Всистеме пропагандыформы внешнегои внутреннеговрага быливзаимосвязаны, но каждая изних выполняласпецифическиефункции.Дезинформированных, отчужденныхдруг от другапри помощиобраза внутреннеговрага гражданпропагандистызапугивалиобразом внешнеговрага и темсамым добивалисьсплочениянарода вокругобраза И.В.Сталина, правительстваи ЦК ВКП(б). Подобнаяпрактика приводилак развитию вобщественномсознанииавторитаризмаи великодержавности, тормозиласозреваниепредпосылокгражданскогообщества вСССР.
РаботуУправления(отдела) пропагандыи агитации ЦКВКП(б) по формированиюобраза врагаконтролировали: И.В.Сталин; секретариЦК А.А.Жданов, М.А.Суслов, Г.М.Маленков, Н.А.Михайлов.
Образврага военноговремени отличалсяот периода«холоднойвойны». Еслив годы Отечественнойвойны образфашиста-агрессорасоответствовалдействительностии способствовалмобилизациинародов СССРна отпор смертельномуврагу, то впослевоенноевремя дискредитацияполитическихпротивниковприводила кискажениюкартины действительностии объективноспособствовалаконсервацииотживших свойсрок общественныхотношений вСССР.
СПИСОК
ОПУБЛИКОВАННЫХРАБОТ ПО ТЕМЕДИССЕРТАЦИИ
1. Державныйпатриотизмвремен позднегосталинизма// Преподаваниеистории в школе.1995. № 7. 0,5 п. л.
2. Каксоздавалсяобраз врага: у истоков холоднойвойны // История.Еженедельноеприложениек газете «Первоесентября».1996. № 3.1 п. л.
3. «Литературнаягазета» в горячейкупели холоднойвойны // Историческаягазета. 1997. № 2. 0,8 п.л.
*
4. ФатеевА.В. Образ врагав советскойпропаганде.1945 – 1954 гг. М., 1999.