Во второй половине июля в Японии будет проходить саммит «восьмерки», и местом для его проведения избраны острова Окинава, находящиеся на самом юге Японии. На встрече руководителей государств будет присутствовать и президент Путин. Лидеры крупнейших мировых держав, собравшись на Окинаве смогут, надеюсь, показать пример творческого сотрудничества для блага всего человечества. Я же являюсь историком, который родился и живет на Окинаве и изучает ее прошлое и культуру.
Я впервые в Москве и в России, но уже давно мечтал здесь побывать, чему есть множество причин, из которых назову лишь две.
146 лет тому назад, в 1854 году по европейскому летосчислению Окинаву, тогда называвшуюся Королевством Рюкю, посетил фрегат «Паллада», капитаном которого был Путятин, и на котором присутствовал знаменитый русский писатель Гончаров. Верувшись в Россию, Гончаров в своей книге о путешествии подробно описал и Окинаву. Важно и то, что на корабле находились два важных для истории Окинавы человека. Один из них — член российской дипломатической миссии Гошкевич, а второй — священник русской Православной Церкви Аввакум. Оба они имели опыт изучения положения в Азии и Китае во время пребывания в Пекине. Тогда же в Пекине учился один рюкюсец. Его звали Макиси Тётю и он в течение трех лет поддерживал с Гошкевичем и Аввакумом отношения тесной дружбы, так что при его возвращении на родину он получил от них памятные подарки.
А через 10 лет они прибыли на Окинаву на «Палладе» и в порту состоялась их историческая встреча с Макиси Тётю. Россия тогда все дальше распространяла свои связи в Азии, и вот двое русских встретились на Окинаве с другом из местных жителей. Об этой встрече с Макиси Тётю Гончаров пишет в своей книге.
Еще одна причина моего интереса к России связана с именем русского языковеда Николая Невского. Еще до 1917 года он приехал в Японию заниматься исследованиями и не смог вернуться на родину сразу после революции, продолжив научную работу в Японии. Был он и на Окинаве и занимался изучением острова Мияко, что было около 80 лет тому назад. Еще до поездки на Окинаву, Невский познакомился в Токио со студентом, приехавшим с острова Мияко. Два месяца он обучался у этого студента диалекту Мияко, так что когда на сошел с корабля на острове, смог разговаривать с местными жителями на их языке. На острове я встречал пожилую женщину, которая была тогда совсем маленькой девочкой, и теперь еще помнит то удивление, которое вызвал не похожий на местных жителей европеец, заговоривший на привычном для островитян диалекте. Результаты лингвистических исследований Невского на острове Мияко и теперь еще высоко ценят окинавские ученые и продолжают внимательно их изучать.
Эти два события — визит фрегата «Паллада» 146 лет назад и приезд на Окинаву Невского 80 лет назад весьма заинтересовали меня как историка и вызвали желание побывать в России. ЭКОЛОГИЯ И ВОЙНА
Окинава имеет репутацию уникальной территории в составе Японии. Страна в целом состоит из 47 префектур, но лишь в одной из них — на субтропических островах Окинавы — никогда не выпадает снег. Острова эти окружены богатейшими, как на Гавайах, коралловыми рифами, и изобилуют редкими представителями мировой фауны, так что и по своей природе она отличается от остальных областей Японии. Весьма своеобразным окинавским животным является, например, дикая горная кошка о-ва Ириомотэ. Водится здесь и не летающая птица Ямбарукуина.
Только Окинава — это префектура, составленная из множества островов, 47 из которых обитаемы, и вместе с акваторией имеющая самую крупную территорию, восточная (о-в Китадайто) и западная (о-в Ёнагуни) точки которой разделены 1000 километрами, а южная (о-в Хатэрума) и северная (о-в Иоо) — 400 километрами.
Природа Окинавы влияла и мифические представления людей. По мнению жителей некоторых островов, боги живут за линией морского горизонта в стране Нираиканаи. В день праздника местные жрицы (ибо мужчинам божества не видны) встречают бога на морском берегу и провожают в селение. Несколько дней бог гостит на острове, для него устраиваются пиршества и увеселения (танцы, связанные с подобными традициями вы через несколько дней сможете увидеть во МХАТе). При завершении праздника женщины вновь провожают бога на берег, и он удаляется в свою страну.
Такие праздники устраиваются во многих местах, так что бог, должно быть, весьма занят. Подобные представления могли возникнуть только в островном государстве.
К сожалению, война нанесла серьезный урон замечательной природе островов, не менее, чем культуре их населения.
В смысле масштабов ущерба, причиненного войной, опыт Окинавы также выделяется среди других японских территорий. Более полувека тому назад Япония развязала Тихоокеанскую войну против коалиции государств во главе с Соединенными штатами, поражение в которой с течением времени становилось все более очевидным. Весной-летом 1945 года воюющие стороны столкнулись в особо ожесточенных наземных сражениях на Окинаве, служившей важнейшим оборонительным плацдармом для японской стороны и наступательным для противника.
Жители Окинавы, чья зона обитания стала полем сражений, потеряли в огне войны 25 процентов соотечественников. Было уничтожено почти все многовековое культурное наследие островов, погибли замечательные по красоте традиционные пейзажи. Как жертвы войны всемирно известны подвергшиеся атомной бомбардировке города Хиросима и Нагасаки, однако и Окинава — один из тех районов, о которых не следует забывать, говоря о войне в Японии. АМЕРИКАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ И ВОЗВРАТ ТЕРРИТОРИИ ЯПОНИИ
В результате поражения в Тихоокеанской войне Окинава единственной из 47 префектур была отделена от остальной Японии и долго находилась под управлением Соединенных Штатов, а с развитием холодной войны на ее территории была моментально создана система американских военных баз, и она стала незаменимым опорным пунктом геостратегии США. Сложилась ситуация, когда по определению одного журналиста, «не американские базы находились на Окинаве, но Окинава — на базах».
Американская оккупация продолжалась долгих 27 лет, и за это время стали очевидны две проблемы. Первая — конфликт интересов американской администрации, для которой приоритетны задачи баз, с одной стороны и населения островов — с другой. Вторая — сложность национальной самоидентификации для окинавцев, не понимавших, кому они, собственно, принадлежат? Политическое стремление разрешить эти две проблемы породило движение за вывод Окинавы из американской юрисдикции и возврат ее Японии.
15 мая 1972 года в соответствии с японо-американским межправительственным соглашением Окинава была возвращена Японии и вновь стала одной из ее 47 префектур. Международные политологи оценивают это как редкостный случай мирного возвращения территории, утраченной в результате военного поражения, однако до осуществления желаемого понадобились многие страдания и усилия людей. Итак, Окинава обладает отсутствующим у других префектур Японии опытом 27-летнего пребывания вне политической структуры страны и затем возврата в нее в результате настоятельных требований населения. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Минуло уже 28 лет с тех пор, как закончился период американского правления и Окинава была возвращена Японии. За это время инвестиции японского правительства в инфраструктуру Окинавы, помощь ее производительным силам, экономике способствовала уверенному развитию региона.
Однако на островах по сей день расположены 75 процентов всех американских баз в Японии, и подобное распределение бремени вряд ли можно признать справедливым.
В отношении «ущерба от баз», то есть связанных с ними несчастных случаев, правонарушений американских военнослужащих и т.д., жители Окинавы по-прежнему подвержены самому большому риску в сравнении с другими японцами. К тому же Окинава — это район столкновения различных взглядов и идеологических установок по вопросу о базах, ибо в союзных отношениях Японии и Америки базы эти занимают важнейшее стратегическое положение. Таким образом, еще одна особенность Окинавы в том, что это регион, сотрясаемый политическими спорами о базах.
Уже вышеперечисленных четырех обстоятельств — проблем экологии, военного опыта, эпохи американского правления и возврата в состав Японии, а также остающихся на островах военных баз -достаточно, чтобы понять, сколь уникально положение Окинавы в Японии. И тем не менее, именно здесь в июле состоится встреча руководителей крупнейших держав мира.
Впрочем, уникальность Окинавы не исчерпывается упомянутыми сложностями. Необходимо принять во внимание и более глубокие и давние проблемы истории. К ПРОБЛЕМЕ ИСТОРИИ: СТРАНА ПОД НАЗВАНИЕМ «КОРОЛЕВСТВО РЮКЮ»
По данным археологов несколько тысяч лет назад Окинава и основная территория Японии имели много общего в культуре. С этим сходятся и наблюдения лингвистов. Известно, что историю Окинавы формировали люди, говорившие на древнеяпонском. Таким образом, в культуре и языке Окинава и Япония имеют общие корни.
Японский язык подразделяется на две неравные группы диалектов. В первую, охватывающую основную территорию страны и 99 процентов 130-миллионного японского населения, входят диалекты районов Тохоку, Канто, Кансай, Кюсю и т.д., а во вторую, соответствующую оставшемуся одному проценту (1 млн. 300 тыс. человек) — окинавские диалекты Амами, Кунигами, Сюри, Наха, Яэяма и т.д. По мнению лингвистов, причина столь непропорционального разделения диалектных групп в том, что еще в глубокой древности из общего протояпонского языка выделились и затем долгое время развивались самостоятельно две линии: основной японской территории и Окинавы.
Языки, отправившиеся, образно говоря, с одной станции, поезд истории все дальше развозил по двум взаимно расходящимся маршрутам. На рубеже 14 и 15 веков на островах Окинавы возникло суверенное государство, именуемое Королевством Рюкю и развивающееся в ином, нежели основная территория Японии, направлении. В королевстве сложилась особая система правления с центром в замке Сюри.
С тех пор на протяжении 500 лет королевство поддерживало дипломатические и торговые отношения с Китаем, Японией, Кореей, странами ЮВА, развиваясь как типичная морская держава Восточной Азии. За этот период, усваивая культуру азиатских стран и проявляя собственную культурную самобытность, оно сформировало оригинальную традицию культуры Окинавы или Королевства Рюкю. В Японии нет больше префектуры с подобным багажом истории и культуры. Итак, Окинава — уникальный район Японии, до нового времени развивавшийся в русле собственной, не похожей на остальную территорию страны истории и обладавший особой культурой.
Среди прочих внешних связей с азиатскими странами особое место занимали взаимоотношения с Китаем. Правитель королевства Рюкю был вассалом китайского императора, и особо доверительные отношения между ними обеспечивали Рюкю постоянный режим благоприятствования в торговле с Китаем.
Подобные контакты с Китаем длились целых 500 лет, и есть основания полагать, что за это время по официальным каналам в Китае побывало 50-60 тысяч рюкюсцев.
Диалог с азиатскими странами оказал сильное воздействие на общеяпонский культурный базис Окинавы и привел к созданию особенной модели культуры. Так, например, в среде социальной элиты он породил оригинальную эстетику, в центре которой стояли музыкально-театральные жанры. Все эти достижения монархической эпохи ныне сохраняются как «традиционная культура». ОТВЕРГНУТЫЕ ТРАДИЦИИ
Весной 1879 года недавно образовавшееся на основной территории современное японское государство в авторитарной манере упразднило Королевство Рюкю и учредило окинавскую префектуру. Это вызывало определенное сопротивление со стороны Окинавы, но в в итоге японское правление было принято и таким образом 121 год назад началась история префектуры Окинава.
Создание более века тому назад окинавской префектуры оказало решающее воздействие на регион, хранивший традиции Королевства. Страна, накопившая богатейший опыт контактов с Китаем и другими азиатскими странами, в одночасье стала японской заштатной провинцией. Новое японское государство повернулось спиной к Азии и стремительно перестраивалось по европейским образцам. Девизом тогдашней Японии было «дацуа нюо» — вырваться из /отсталой/ Азии и войти в /передовую/ Европу".
Но при таком подходе более всего в Японии азиатски ориентированная Окинава также попадала в отсталые, и накопленный ею опыт традиций отрицался. В то время многие окинавцы владели не только нормативным пекинским диалектом китайского языка, но и провинциальным диалектом Фучжоу. Не мало из них получило образование в лучших учебных заведениях Китая. Но теперь они оказались никому не нужны.
Администрация Королевства располагалась в замке Сюри. Сохранились вопросы экзамена для зачисления на высшие чиновничьи должности. Пройдя один профессиональный тест, нужно было приступать к более сложному написанию сочинения. Однажды экзаменующимся была предложена следующая тема. Судно с жителями одного из мелких окинавских островков занесено в Китай. Китайское правительство оказало поддержку потерпевшим бедствие и вызвалось на своем корабле вернуть людей в Рюкю. Со своей стороны Королевство намерено в будущем году послать за ними в Китай собственный корабль. Требуется составить дипломатический документ, в котором вместе с выражением признательности китайскому правительству за оказание помощи необходимо убедить последнее в целесообразности возврата людей на рюкюском корабле.
Конкурсный рейтинг тогдашнего экзамена составлял 300 человек на место. Итак, Окинава располагала высоко образованными профессиональными кадрами, в том числе и дипломатическими, что свидетельствует о силе культурной традиции. Однако вследствие учреждения префектуры все это оказалось невостребованным. Для интеллигенции Окинавы события 1879 года стали радикальным переломом, повергшим их в растерянность и отчаяние. Об этом говорит хотя бы то, что ни один из них не оставил мемуаров.
Иными словами, новая история Окинавы началась с глубокого разочарования местной интеллигенции. Все окинавские преимущества были утеряны, и региону пришлось довольствоваться ролью отсталой, промышленно не развитой окраины Японии. Символичным проявлением этого стало превращение Окинавы в поставщика рабочей силы, направляющейся на заработки в промышленные районы Японии или за рубеж — на Гавайи, в Южную Америку и т.д. Деньги, тяжким трудом заработанные окинавцами — и мужчинами, и женщинами — на чужбине и присылаемые обедневшим семьям на родину, кое-как поддерживали местную экономику. ЗАДАЧИ НА БУДУЩЕЕ: СПЕЦИФИКА РЕГИОНА ОКИНАВЫ
Через 70 лет после того, как Окинава из азиатски просвещенного Королевства превратилась в самую отсталую префектуру Японии, там разразилась война, а затем последовал период американского управления.
Иными словами, азиатский, отсталый регион страны стал важной стратегической зоной сражений Японии и Америки, а после поражения Японии ему выпала участь превратиться в опорный пункт американской армии.
Все вышеперечисленное делает Окинаву уникальным районом Японии. Если окинавцу дать микрофон и спросить его: «Кто вы?», -большинство жителей, наверняка, ответят: «Японец и вместе с тем окинавец», либо:«0кинавец и гражданин Японии». И сейчас еще на Окинаве сохранилась традиция местных именовать «утинантю», а жителей основной территории страны — «яматонтю», что говорит о раздельной идентификации этих понятий.
Окинава — регион с самой острой в японском обществе проблемой самоидентификации. В то же время, являясь важнейшим плацдармом военного сотрудничества с США, он связан с вопросом японо-американских отношений. Можно сказать, что здесь сосредоточены самые жгучие проблемы Японии. НЕОБХОДИМОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ
Отчего скончавшийся в прошлом месяце премьер-министр Обути как глава принимающего государства выбрал местом для проведения саммита «восьмерки» именно Окинаву? Если бы целью ставилось проведение встречи в спокойной обстановке, следовало бы остановиться на Фукуоке, Миядзаки, Осаке или Токио, а не на регионе с самыми острыми в Японии проблемами. По просьбе премер-министра Обути я имел возможность неоднократно высказывать свое мнение по данному вопросу. Оно состоит в следующем.
Саммит — место, где главы ведущих государств мира обсуждают основные задачи на будущее, стоящие перед всем человечеством. А благодаря тому, что Япония как принимающая сторона избрала Окинаву местом встречи, в сферу внимания попадают и ее собственные, специфические задачи.
Можно назвать две такие задачи. Во-первых, проведение саммита в самом азиатски окрашенном регионе Японии следует сделать поводом для глубокого осмысления той ответственности, которую Япония как одно из государств Азии несет за стабильность и развитие на континенте. Во-вторых, необходимо серьезно задуматься о том, как эффективнее использовать в процессе созидания структуры нового японского государства 21 века столь переполненный проблемами и потенциальными возможностями район, как Окинава?
Иными словами, как найти перспективу ответственной позиции для Японии как члена азиатского сообщества в использовании ее внутреннего богатства и разнообразия?
Для этого необходима революционная перестройка сознания и на самой Окинаве. Как, будучи столь своеобразным районом, Окинава должна подходить к будущему Японии и ее международной миссии, каким образом строить теоретические концепции и практические планы в этом направлении? Я и сам сейчас напряженно размышляю над этими вопросами. А критерием истинности для меня при этом служит постоянная сверка с историей, тщательные наблюдения над современностью как частью истории и понимание ответственности перед будущим.
Являясь развитым государством, Япония и сейчас сталкивается с разнообразными проблемами. Традиции и система ценностей, обеспечившие развитие страны, а возможно, и система в целом переживают своеобразную «усталость», и перед страной стоит нелегкий вопрос о путях преодоления этого кризиса. При этом очень важно подходить к решению проблем в мировом контексте, ибо сепаратные подходы не дают настоящего выхода из ситуации. Вместе со многими замечательными представителями интеллигенции я размышляю над тем, в чем должна быть роль Окинавы при решении Японией этих серьезных проблем, что следует делать Окинаве, опираясь на собственный исторический опыт в современных условиях и в отношении будущего Японии? Планируемый саммит на Окинаве — ценный повод для самих окинавцев всесторонне обсудить стоящие перед ними задачи.
Я был бы рад, если мой рассказ хоть в како-то мере помог вам лучше понять японское общество и смысл проведения саммита на Окинаве. Спасибо за внимание. Список литературы
Кураёси Такара. «Окинава как фактор многообразия Японии — историко-культурные аспекты»