Реферат по предмету "Исторические личности"


Окинава как фактор многообразия Японии - историко-культурные аспекты

Во второй половине июля в Японии будет проходить саммит «восьмерки», и местом для его проведения избраны острова Окинава, находящиеся на самом юге Японии. На встрече руководителей государств будет присутствовать и президент Путин. Лидеры крупнейших мировых держав, собравшись на Окинаве смогут, надеюсь, показать пример творческого сотрудничества для блага всего человечества. Я же являюсь историком, который родился и живет на Окинаве и изучает ее прошлое и культуру.
Я впервые в Москве и в России, но уже давно мечтал здесь побывать, чему есть множество причин, из которых назову лишь две.
146 лет тому назад, в 1854 году по европейскому летосчислению Окинаву, тогда называвшуюся Королевством Рюкю, посетил фрегат «Паллада», капитаном которого был Путятин, и на котором присутствовал знаменитый русский писатель Гончаров. Верувшись в Россию, Гончаров в своей книге о путешествии подробно описал и Окинаву. Важно и то, что на корабле находились два важных для истории Окинавы человека. Один из них — член российской дипломатической миссии Гошкевич, а второй — священник русской Православной Церкви Аввакум. Оба они имели опыт изучения положения в Азии и Китае во время пребывания в Пекине. Тогда же в Пекине учился один рюкюсец. Его звали Макиси Тётю и он в течение трех лет поддерживал с Гошкевичем и Аввакумом отношения тесной дружбы, так что при его возвращении на родину он получил от них памятные подарки.
А через 10 лет они прибыли на Окинаву на «Палладе» и в порту состоялась их историческая встреча с Макиси Тётю. Россия тогда все дальше распространяла свои связи в Азии, и вот двое русских встретились на Окинаве с другом из местных жителей. Об этой встрече с Макиси Тётю Гончаров пишет в своей книге.
Еще одна причина моего интереса к России связана с именем русского языковеда Николая Невского. Еще до 1917 года он приехал в Японию заниматься исследованиями и не смог вернуться на родину сразу после революции, продолжив научную работу в Японии. Был он и на Окинаве и занимался изучением острова Мияко, что было около 80 лет тому назад. Еще до поездки на Окинаву, Невский познакомился в Токио со студентом, приехавшим с острова Мияко. Два месяца он обучался у этого студента диалекту Мияко, так что когда на сошел с корабля на острове, смог разговаривать с местными жителями на их языке. На острове я встречал пожилую женщину, которая была тогда совсем маленькой девочкой, и теперь еще помнит то удивление, которое вызвал не похожий на местных жителей европеец, заговоривший на привычном для островитян диалекте. Результаты лингвистических исследований Невского на острове Мияко и теперь еще высоко ценят окинавские ученые и продолжают внимательно их изучать.
Эти два события — визит фрегата «Паллада» 146 лет назад и приезд на Окинаву Невского 80 лет назад весьма заинтересовали меня как историка и вызвали желание побывать в России. ЭКОЛОГИЯ И ВОЙНА
Окинава имеет репутацию уникальной территории в составе Японии. Страна в целом состоит из 47 префектур, но лишь в одной из них — на субтропических островах Окинавы — никогда не выпадает снег. Острова эти окружены богатейшими, как на Гавайах, коралловыми рифами, и изобилуют редкими представителями мировой фауны, так что и по своей природе она отличается от остальных областей Японии. Весьма своеобразным окинавским животным является, например, дикая горная кошка о-ва Ириомотэ. Водится здесь и не летающая птица Ямбарукуина.
Только Окинава — это префектура, составленная из множества островов, 47 из которых обитаемы, и вместе с акваторией имеющая самую крупную территорию, восточная (о-в Китадайто) и западная (о-в Ёнагуни) точки которой разделены 1000 километрами, а южная (о-в Хатэрума) и северная (о-в Иоо) — 400 километрами.
Природа Окинавы влияла и мифические представления людей. По мнению жителей некоторых островов, боги живут за линией морского горизонта в стране Нираиканаи. В день праздника местные жрицы (ибо мужчинам божества не видны) встречают бога на морском берегу и провожают в селение. Несколько дней бог гостит на острове, для него устраиваются пиршества и увеселения (танцы, связанные с подобными традициями вы через несколько дней сможете увидеть во МХАТе). При завершении праздника женщины вновь провожают бога на берег, и он удаляется в свою страну.
Такие праздники устраиваются во многих местах, так что бог, должно быть, весьма занят. Подобные представления могли возникнуть только в островном государстве.
К сожалению, война нанесла серьезный урон замечательной природе островов, не менее, чем культуре их населения.
В смысле масштабов ущерба, причиненного войной, опыт Окинавы также выделяется среди других японских территорий. Более полувека тому назад Япония развязала Тихоокеанскую войну против коалиции государств во главе с Соединенными штатами, поражение в которой с течением времени становилось все более очевидным. Весной-летом 1945 года воюющие стороны столкнулись в особо ожесточенных наземных сражениях на Окинаве, служившей важнейшим оборонительным плацдармом для японской стороны и наступательным для противника.
Жители Окинавы, чья зона обитания стала полем сражений, потеряли в огне войны 25 процентов соотечественников. Было уничтожено почти все многовековое культурное наследие островов, погибли замечательные по красоте традиционные пейзажи. Как жертвы войны всемирно известны подвергшиеся атомной бомбардировке города Хиросима и Нагасаки, однако и Окинава — один из тех районов, о которых не следует забывать, говоря о войне в Японии. АМЕРИКАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ И ВОЗВРАТ ТЕРРИТОРИИ ЯПОНИИ
В результате поражения в Тихоокеанской войне Окинава единственной из 47 префектур была отделена от остальной Японии и долго находилась под управлением Соединенных Штатов, а с развитием холодной войны на ее территории была моментально создана система американских военных баз, и она стала незаменимым опорным пунктом геостратегии США. Сложилась ситуация, когда по определению одного журналиста, «не американские базы находились на Окинаве, но Окинава — на базах».
Американская оккупация продолжалась долгих 27 лет, и за это время стали очевидны две проблемы. Первая — конфликт интересов американской администрации, для которой приоритетны задачи баз, с одной стороны и населения островов — с другой. Вторая — сложность национальной самоидентификации для окинавцев, не понимавших, кому они, собственно, принадлежат? Политическое стремление разрешить эти две проблемы породило движение за вывод Окинавы из американской юрисдикции и возврат ее Японии.
15 мая 1972 года в соответствии с японо-американским межправительственным соглашением Окинава была возвращена Японии и вновь стала одной из ее 47 префектур. Международные политологи оценивают это как редкостный случай мирного возвращения территории, утраченной в результате военного поражения, однако до осуществления желаемого понадобились многие страдания и усилия людей. Итак, Окинава обладает отсутствующим у других префектур Японии опытом 27-летнего пребывания вне политической структуры страны и затем возврата в нее в результате настоятельных требований населения. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Минуло уже 28 лет с тех пор, как закончился период американского правления и Окинава была возвращена Японии. За это время инвестиции японского правительства в инфраструктуру Окинавы, помощь ее производительным силам, экономике способствовала уверенному развитию региона.
Однако на островах по сей день расположены 75 процентов всех американских баз в Японии, и подобное распределение бремени вряд ли можно признать справедливым.
В отношении «ущерба от баз», то есть связанных с ними несчастных случаев, правонарушений американских военнослужащих и т.д., жители Окинавы по-прежнему подвержены самому большому риску в сравнении с другими японцами. К тому же Окинава — это район столкновения различных взглядов и идеологических установок по вопросу о базах, ибо в союзных отношениях Японии и Америки базы эти занимают важнейшее стратегическое положение. Таким образом, еще одна особенность Окинавы в том, что это регион, сотрясаемый политическими спорами о базах.
Уже вышеперечисленных четырех обстоятельств — проблем экологии, военного опыта, эпохи американского правления и возврата в состав Японии, а также остающихся на островах военных баз -достаточно, чтобы понять, сколь уникально положение Окинавы в Японии. И тем не менее, именно здесь в июле состоится встреча руководителей крупнейших держав мира.
Впрочем, уникальность Окинавы не исчерпывается упомянутыми сложностями. Необходимо принять во внимание и более глубокие и давние проблемы истории. К ПРОБЛЕМЕ ИСТОРИИ: СТРАНА ПОД НАЗВАНИЕМ «КОРОЛЕВСТВО РЮКЮ»
По данным археологов несколько тысяч лет назад Окинава и основная территория Японии имели много общего в культуре. С этим сходятся и наблюдения лингвистов. Известно, что историю Окинавы формировали люди, говорившие на древнеяпонском. Таким образом, в культуре и языке Окинава и Япония имеют общие корни.
Японский язык подразделяется на две неравные группы диалектов. В первую, охватывающую основную территорию страны и 99 процентов 130-миллионного японского населения, входят диалекты районов Тохоку, Канто, Кансай, Кюсю и т.д., а во вторую, соответствующую оставшемуся одному проценту (1 млн. 300 тыс. человек) — окинавские диалекты Амами, Кунигами, Сюри, Наха, Яэяма и т.д. По мнению лингвистов, причина столь непропорционального разделения диалектных групп в том, что еще в глубокой древности из общего протояпонского языка выделились и затем долгое время развивались самостоятельно две линии: основной японской территории и Окинавы.
Языки, отправившиеся, образно говоря, с одной станции, поезд истории все дальше развозил по двум взаимно расходящимся маршрутам. На рубеже 14 и 15 веков на островах Окинавы возникло суверенное государство, именуемое Королевством Рюкю и развивающееся в ином, нежели основная территория Японии, направлении. В королевстве сложилась особая система правления с центром в замке Сюри.
С тех пор на протяжении 500 лет королевство поддерживало дипломатические и торговые отношения с Китаем, Японией, Кореей, странами ЮВА, развиваясь как типичная морская держава Восточной Азии. За этот период, усваивая культуру азиатских стран и проявляя собственную культурную самобытность, оно сформировало оригинальную традицию культуры Окинавы или Королевства Рюкю. В Японии нет больше префектуры с подобным багажом истории и культуры. Итак, Окинава — уникальный район Японии, до нового времени развивавшийся в русле собственной, не похожей на остальную территорию страны истории и обладавший особой культурой.
Среди прочих внешних связей с азиатскими странами особое место занимали взаимоотношения с Китаем. Правитель королевства Рюкю был вассалом китайского императора, и особо доверительные отношения между ними обеспечивали Рюкю постоянный режим благоприятствования в торговле с Китаем.
Подобные контакты с Китаем длились целых 500 лет, и есть основания полагать, что за это время по официальным каналам в Китае побывало 50-60 тысяч рюкюсцев.
Диалог с азиатскими странами оказал сильное воздействие на общеяпонский культурный базис Окинавы и привел к созданию особенной модели культуры. Так, например, в среде социальной элиты он породил оригинальную эстетику, в центре которой стояли музыкально-театральные жанры. Все эти достижения монархической эпохи ныне сохраняются как «традиционная культура». ОТВЕРГНУТЫЕ ТРАДИЦИИ
Весной 1879 года недавно образовавшееся на основной территории современное японское государство в авторитарной манере упразднило Королевство Рюкю и учредило окинавскую префектуру. Это вызывало определенное сопротивление со стороны Окинавы, но в в итоге японское правление было принято и таким образом 121 год назад началась история префектуры Окинава.
Создание более века тому назад окинавской префектуры оказало решающее воздействие на регион, хранивший традиции Королевства. Страна, накопившая богатейший опыт контактов с Китаем и другими азиатскими странами, в одночасье стала японской заштатной провинцией. Новое японское государство повернулось спиной к Азии и стремительно перестраивалось по европейским образцам. Девизом тогдашней Японии было «дацуа нюо» — вырваться из /отсталой/ Азии и войти в /передовую/ Европу".
Но при таком подходе более всего в Японии азиатски ориентированная Окинава также попадала в отсталые, и накопленный ею опыт традиций отрицался. В то время многие окинавцы владели не только нормативным пекинским диалектом китайского языка, но и провинциальным диалектом Фучжоу. Не мало из них получило образование в лучших учебных заведениях Китая. Но теперь они оказались никому не нужны.
Администрация Королевства располагалась в замке Сюри. Сохранились вопросы экзамена для зачисления на высшие чиновничьи должности. Пройдя один профессиональный тест, нужно было приступать к более сложному написанию сочинения. Однажды экзаменующимся была предложена следующая тема. Судно с жителями одного из мелких окинавских островков занесено в Китай. Китайское правительство оказало поддержку потерпевшим бедствие и вызвалось на своем корабле вернуть людей в Рюкю. Со своей стороны Королевство намерено в будущем году послать за ними в Китай собственный корабль. Требуется составить дипломатический документ, в котором вместе с выражением признательности китайскому правительству за оказание помощи необходимо убедить последнее в целесообразности возврата людей на рюкюском корабле.
Конкурсный рейтинг тогдашнего экзамена составлял 300 человек на место. Итак, Окинава располагала высоко образованными профессиональными кадрами, в том числе и дипломатическими, что свидетельствует о силе культурной традиции. Однако вследствие учреждения префектуры все это оказалось невостребованным. Для интеллигенции Окинавы события 1879 года стали радикальным переломом, повергшим их в растерянность и отчаяние. Об этом говорит хотя бы то, что ни один из них не оставил мемуаров.
Иными словами, новая история Окинавы началась с глубокого разочарования местной интеллигенции. Все окинавские преимущества были утеряны, и региону пришлось довольствоваться ролью отсталой, промышленно не развитой окраины Японии. Символичным проявлением этого стало превращение Окинавы в поставщика рабочей силы, направляющейся на заработки в промышленные районы Японии или за рубеж — на Гавайи, в Южную Америку и т.д. Деньги, тяжким трудом заработанные окинавцами — и мужчинами, и женщинами — на чужбине и присылаемые обедневшим семьям на родину, кое-как поддерживали местную экономику. ЗАДАЧИ НА БУДУЩЕЕ: СПЕЦИФИКА РЕГИОНА ОКИНАВЫ
Через 70 лет после того, как Окинава из азиатски просвещенного Королевства превратилась в самую отсталую префектуру Японии, там разразилась война, а затем последовал период американского управления.
Иными словами, азиатский, отсталый регион страны стал важной стратегической зоной сражений Японии и Америки, а после поражения Японии ему выпала участь превратиться в опорный пункт американской армии.
Все вышеперечисленное делает Окинаву уникальным районом Японии. Если окинавцу дать микрофон и спросить его: «Кто вы?», -большинство жителей, наверняка, ответят: «Японец и вместе с тем окинавец», либо:«0кинавец и гражданин Японии». И сейчас еще на Окинаве сохранилась традиция местных именовать «утинантю», а жителей основной территории страны — «яматонтю», что говорит о раздельной идентификации этих понятий.
Окинава — регион с самой острой в японском обществе проблемой самоидентификации. В то же время, являясь важнейшим плацдармом военного сотрудничества с США, он связан с вопросом японо-американских отношений. Можно сказать, что здесь сосредоточены самые жгучие проблемы Японии. НЕОБХОДИМОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ
Отчего скончавшийся в прошлом месяце премьер-министр Обути как глава принимающего государства выбрал местом для проведения саммита «восьмерки» именно Окинаву? Если бы целью ставилось проведение встречи в спокойной обстановке, следовало бы остановиться на Фукуоке, Миядзаки, Осаке или Токио, а не на регионе с самыми острыми в Японии проблемами. По просьбе премер-министра Обути я имел возможность неоднократно высказывать свое мнение по данному вопросу. Оно состоит в следующем.
Саммит — место, где главы ведущих государств мира обсуждают основные задачи на будущее, стоящие перед всем человечеством. А благодаря тому, что Япония как принимающая сторона избрала Окинаву местом встречи, в сферу внимания попадают и ее собственные, специфические задачи.
Можно назвать две такие задачи. Во-первых, проведение саммита в самом азиатски окрашенном регионе Японии следует сделать поводом для глубокого осмысления той ответственности, которую Япония как одно из государств Азии несет за стабильность и развитие на континенте. Во-вторых, необходимо серьезно задуматься о том, как эффективнее использовать в процессе созидания структуры нового японского государства 21 века столь переполненный проблемами и потенциальными возможностями район, как Окинава?
Иными словами, как найти перспективу ответственной позиции для Японии как члена азиатского сообщества в использовании ее внутреннего богатства и разнообразия?
Для этого необходима революционная перестройка сознания и на самой Окинаве. Как, будучи столь своеобразным районом, Окинава должна подходить к будущему Японии и ее международной миссии, каким образом строить теоретические концепции и практические планы в этом направлении? Я и сам сейчас напряженно размышляю над этими вопросами. А критерием истинности для меня при этом служит постоянная сверка с историей, тщательные наблюдения над современностью как частью истории и понимание ответственности перед будущим.
Являясь развитым государством, Япония и сейчас сталкивается с разнообразными проблемами. Традиции и система ценностей, обеспечившие развитие страны, а возможно, и система в целом переживают своеобразную «усталость», и перед страной стоит нелегкий вопрос о путях преодоления этого кризиса. При этом очень важно подходить к решению проблем в мировом контексте, ибо сепаратные подходы не дают настоящего выхода из ситуации. Вместе со многими замечательными представителями интеллигенции я размышляю над тем, в чем должна быть роль Окинавы при решении Японией этих серьезных проблем, что следует делать Окинаве, опираясь на собственный исторический опыт в современных условиях и в отношении будущего Японии? Планируемый саммит на Окинаве — ценный повод для самих окинавцев всесторонне обсудить стоящие перед ними задачи.
Я был бы рад, если мой рассказ хоть в како-то мере помог вам лучше понять японское общество и смысл проведения саммита на Окинаве. Спасибо за внимание. Список литературы
Кураёси Такара. «Окинава как фактор многообразия Японии — историко-культурные аспекты»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Альварадо, Педро де
Реферат Маленькие хитрости или немного о скрытой рекламе
Реферат Политическая философия Макиавелли
Реферат Кризис отрочества
Реферат Анализ деятельности предприятия Вуд Майзер Индустриес Ист
Реферат Сутнісна характеристика предмета політичної економії та еволюція її розвитку
Реферат Помехоустойчивость систем связи
Реферат Пластинчатая пастеризационно-охладительная установка для молока производительностью 10000 лч
Реферат Мировые политические идеологии
Реферат Юрген Хабермас Теория коммуникативного действия
Реферат ABC-анализ в логистике
Реферат Оценка конкурентоспособности гипермаркетов "О'КЕЙ"
Реферат Совершенствование учёта производства в СХПК «Кочетовский» Мичуринского района Тамбовской области
Реферат История государства Древнего Рима
Реферат Расчет металлорежущего инструмента Проектирование и