Реферат по предмету "Исторические личности"


НИ Костомаров об обычаях русского народа

Реферат натему

Н.И. Костомаровоб обычаях
русскогонарода

Н.И.Костомаров — историк русскогонарода

Среди титановроссийскойисторическоймысли XIX в., рядомс Н. М. Карамзиным, С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским, занимает видноеместо НиколайИванович Костомаров (псевдонимы— Иеремия Галка, Иван Богучаров).Творчестворусско-украинскогоученого историкаи археографа, фольклористаи этнографа, поэта и просветителяоказало большоевлияние надуховное развитиесовременникови долго ещебудет жить впамяти благодарныхпотомков.
Большуюроль в пробуждениии развитии уН. И. Костомароваинтереса кжизни и историческомупрошлому народа, преимущественнов сфере фольклористикии этнографии, сыграло еголичное знакомствос Г. Ф. Квиткой, И. И. Срезневским, А. Л. Метлинским, А. О. Корсуноми другими известнымилитераторамии учеными, атакже егоознакомлениес их творчествоми историческимидумами, народнымисказками ипересказами.Как поэт-романтикН. И. Костомаровсоединил всвоем творчестве“историческиеи легендарныемотивы, внесв перепевы изукраинскогофольклора, конкретныечерты историческогопрошлого” [2,12]. Вообще, характеризуяН. И. Костомаров, уместно отметить, что он любилслушать музыкальныепроизведенияЛ. Ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф.Листа, ему оченьнравиласьмузыка М.И. Глинки, Н.И. Лысенко, он читал наизустьна языке подлинникастихи И. Гете,“Божественнуюкомедию” Данте, не говоря ужео произведенияхрусских авторови родного творчества, которые ученыйзнал превосходно: ему, например, не составлялотруда прочестьпо памяти былину“Садко”.
Основнойзадачей обществаН.И. Костомаровсчитал “распространениеидей славянскойвзаимностикак путямивоспитания, так и путямилитературными”[4, 178]. Таким образом, еще до возникновенияКирилло-Мефодиевсогообщества Н. И.Костомаровпридерживалсяумеренныхвзглядов ивидел главнуюцель преждевсего в распространенииидеи единенияславянскихнародов. В условияхниколаевскойреакции пропагандаидеи освобожденияимела большоеобщественно-политическоезначение.
ОсновноетребованиеН. И. Костомаровак историкусостояло в том, чтобы его трудыимели целью“строгую, неумолимуюистину” и непотакали застарелымпредубеждениямнациональногочванства[4, 62].Относительнозамечаний вего адрес освободномобращении систочникамии сочинительствеистории, тоименно в этомученый виделпризваниеисторика, ибо“сочинять”историю, по егопонятию, значит“уразумевать”смысл событий, давать им разумнуюсвязь и стройныйвид, не ограничиваясьпереписываниемдокументов.Очертить внемногих главах, представитьв сжатом видеисторическиеявления можнотолько тогда, считал он, когдамы изучили ихподробности, когда мы владеем“большим запасомфактов” [2,132]. Н.И. Костомаровпризнавалпоступательноеразвитие человеческогообщества иотрицательноотносился кмнению о возможностиповорота вспятьхода историческойжизни. Но приэтом ученыйглубоко ошибался, с утверждая, что дело истории— исследоватьпричины частныхявлений, а непричину причин.Он также отвергалтеорию, согласнокоторой следуетпризнаватьв истории лучшимвсе, что случилосьпозже, но то, что уже свершилось, считал необходимымрассматривать,“как совершенное”[2, 130]. Отсюда, необольщаясьотменой крепостногоправа в России, Н. И. Костомароввсе же усматривалв этом событииновые зачаткив ее истории.Следовательно, костомаровскаясхема историиРоссии построеннаяна теории борьбыдвух начал(удельно-вечевогои единодержавного), не исключаласвоего продолжения.
Основнойкостомаровскойконцепциейистории являлосьпризнание увсех народов“федеративныхначал”, из которыхдолжна быласложитьсяфедерация.Поэтому онпридавал большоезначение изучению“удельно-вечевогомира” и виделв этом “важнейшуюподмогу дляуразумениянастоящего”, более того —для “практическихцелей и в настоящем, и в будущем”[5, 201].
В 1860 годуН.И. Костомаровпубликует в”Санкт-Петербургскихведомостях”новое сочинение”Очерк домашнейжизни и нравоввеликорусскогонарода в XVI и XVIIстолетиях”.Есть основанияполагать, чтонаписать егоавтор решилне только потому, что ”не находилсочинения, гдебы в целомизображениибыла представленажизнь нашегонарода” [Очрки,108], но и потому, что выходившиеотдельнымистатьями в”Отечественныхзаписках” частибудущей книгиИ.Е. Забелина”Домашний бытрусских царей”в начале 50-х годоввызывали уКостомароважелание создатьальтернативныйтруд в соответствиисо своим пониманиемистории, какистории народа.Полемичностьэтого сочиненияотразиласьдаже в заголовке:”Вы, представителигосударственнойшколы, интересуетесьбытом царей, я — бытом народа”[Очерки, 108].
В этойсвоей работеН.И. Костомаровподробно идоступнымязыком рассказываето значительныхи мелочах чертахобыденной жизнипредставителейшироких народныхмасс — по еговыражению ”онашей старойдомашней жизни”.

Н.И. Костомаровоб обычаяхрусского народа

Начинаетсвой очеркКостомаровс рассказово том, где и какжили наши предки.”Жилые местностив старой Россиибыли: город, пригород, посад, слобода, погост, село, сельцо, деревня, починок”[Очерк, 112]. Он объясняетхарактерныотличия каждогоиз этих населенныхпунктов, происхождениеих названий.Он пишет о том, что возведение\городов и поселковбыло вызванорасширениемпределов русскогомира. Городазаводилисьраньше, чемпоселения; вместах незаселенных, чтоб дать возможностьжителям существоватьна новоселье, надобно былоприготовитьдля них обороны— возвестиограду, т.е.город. В Сибирикаждый шагподчиненияземель властигосударясопровождалсяпостройкоюгородов и острогов.Повсюду в XVI иXVII веках постройкагородов былаодной из первыхзабот правительстваи городовоедело — важнейшейиз повинностейвсего народа.
Во внутренностяхкаменных, земляныхи деревянныхоград, называемымобщим именемгородов, стояликазенные здания.Там была приказнаяизба, где сосредотачивалосьуправлениегорода, посадаили всего уезда; перед сенямиприказной избыставили пушку.Радом находилсявоеводинскийдвор, затемследовали дворысвященников, церковь. Далеебыл казенныйпогреб дляхранения зелейнойказны (т.е. пороху), пушечный амбар, где хранилисьсвинец в свиньях, пули, ядра иоружие. Дляэтих хранилищздания делалисьземляные иликаменные. Вгороде находиласьгосудареважитница, откудараздавалисьслужилым хлебныезапасы илихлебное царскоежалованье. Вгороде былатюрьма, избыслужилых стрельцов, пушкарей, затинщиков.Наконец, в городебыли дворыразных частныхлиц, особеннодворян и детейбоярских, имевшихсвои поместьяв уезде. Этидворы строилисьна случай опасности, когда придетсяпрятаться восаду от неприятеля.В обыкновенноемирное времяхозяева такихдворов там нежили, а оставлялидворников избобылей, которыезанималиськаким-нибудьремеслом илипромыслом итем содержались, и вместе с темуправлялидворами заправо жить вних. Сверх этихчастных осадныхдворов былиеще казенныеосадные дворы, построенныедля простонародияна случай военноговремени. Избыэти были стольпросторны, чтов них по нуждепомещалосьдо двухсотчеловек, и жителиподвергалисьтам всевозможнейшимнеудобствам, какие могутпроисходитьот тесноты; отэтого нередкожители предпочиталискитаться полесам, подвергаясьопасностипопасться подтатарскийаркан, чем идтив осаду.
Посады обыкновеннорасполагалисьпри городахи часто укреплялисьострогами илиосыпями; но вместах, гдеотдаленностьот границы непредставлялаопасности.Посады были без городов.Жители посада— торговцы, ремесленникии промышленники, обязанныеразличныминалогами иповинностямиправительству, называлисьтяглыми. Крометяглых дворовбыли в тех посадахдворы не тяглые, или белые, неподлежавшиетем повинностям, какие налагалисьна тяглых. Тобыли дворысвященнослужителей, дворы церковные, дворы дворяни детей боярских.
Строитьсяулицами былоиздавна обычаему русских. Впосадах улицыносили названиепо именам церквей, построенныхна них; иногдаже по занятиямтех, которыена них жили, например, калачная, ямская, кабацкая; иногда покаким–нибудьсобственнымименам. Вообщеулицы былишироки и довольнопрямы, но оченьгрязные. Тольков Москве и вбольших городахбыло что-топохожее намостовую. Хотяв Москве существовалособый классслужителей, называемыхметельщиками, обязанных местии чистить улицы, однако в переулкахстолицы валяласьпадаль и вомногих местахгосподствоваланевыносимаявонь.
Главнымукрашениемпосадов былицеркви. В посадах, даже в немноголюдных, находилосьмножествоцерквей, несоразмерноес населением.В Белозерске, где всех душв 1674 году считалосьтолько 960, было19 церквей и изних одна каменнаясоборная. Встарые временакаждый зажиточныйчеловек строилцерковь, содержалв ней попа имолился в нейс семьею.
Посады былинемноголюдны.Кроме того, прибеспрерывных, неотвратимыхбедствиях, побуждавшихнарод к шатанию, было невозможно, чтобы в посадахзаботилисьо красоте ипрочностипостройкизданий; притомпожары былисамое повсеместноеи повседневноеявление. Несмотря, однако, на частыебеды от огня, меры противнего были вялыи преимущественнотолько предохранительные.Когда вспыхивалпожар, се действияпротив негоограничивалисьтем, что старалисьломать строения, стоявшие близгорящих зданий.
Жителиземледельческихжилых местностейназывалиськрестьянами, и для обозначения, к какого родавладениям ониприписывались, прибавлялосьприлагательное: монастырскиекрестьяне, владычные, дворцовые, помещиковыили вотчинниковы.В крестьянскомдворе обыкновенножил хозяин нетолько с семьею, состоящей издетей, братьеви племянникови разделявшеюсяна две, на трии четыре семьис общим достоянием, но часто снесколькимипостороннимисемьями работниковили подсоседников, которые неимели своегоугла, жили понайму и в отношенииюридическоми административномвместе с хозяйскоюсемьею составлялиодну единицу.
Вообще сельскоенародонаселение, как и посадское, было скуднои бедно. Частыевойны и морыистреблялиего. При МихайлеФедоровичевся страна наюге от Москвыбыла сожженаи представлялаголую степь.
Недостатокпрочной оседлостине допускалжителей прилагатьстараний осборе запасовпродовольствияна случай скудныхлет. Это препятствовалоувеличениюнародонаселенияи мешало егоблагосостоянию.Многие известиястарых временуказывают наповсеместныепустые дворы, которых обитателиили вымерли, или побиты, илиразбежались.Один англичанин, посещавший
Россию в концецарствованияАлексея Михайловича, говорил, чтона пространствепятисот верстедва можно быловстретитьдесять женщини одного мужчину.
Большинствозданий в Россиив то время былодеревянными; в Москве в XVI векеедва ли можнобыло насчитатьодну восьмуюкаменных, и тепреимущественнобыли кладовыми, а не жильем.При МихаилеФедоровичепоявилась модана каменныедома, а по смертиЦаря Алексеяв 1681 году приказанобыло в Кремле, в Китай-городеи Белом городестроить исключительноодни каменныестроения.
Форма домовбыла четырехугольная.Начиная отцарских дозажиточныхпосадскихспособ расположенияжилых строенийбыл в главныхсвоих чертаходинаков вРусской земле.У царей длякаждого членасемействастроили особыехоромы дажетогда, когдаэти новые хозяеване выходилиеще из детскоговозраста. Точнотак же и у зажиточногокрестьянинадля братьев, сыновей и племянниковхозяина строилисьизбы, соединенныемежду собой; иногда две илитри избы пододной кровлеюсоединялисьмежду собойсенями, иногданесколько избсвязывалисьпереходами.
Такой своеобразныйспособ постройкикак будто выражалсочетаниеродового единствас личною и семейноюотдельностью, и двор русскогозажиточногочеловека напоминалсобою древнююудельную Русь, где каждаяземля стремиласьк самобытностии все вместене теряли междусобою связи.
У простолюдиновизбы были черные, т.е. без труб; дым выходилв маленькоеволоковоеокошко; присобственнотак называемыхизбах былипристройки, называемыекомнатами. Втаком пространствежил бедныйрусский мужик, со своими курами, свиньями, гусямии телками,.посрединевыносимойвони. Печь служилалоговищемцелому семейству, а от печи поверху под потолокприделывалисьполати. К избамприделывалисьразные пристенкии прирубки. Узажиточныхкрестьян, кромеизб, были горницына подклетис комнатами, т.е. двухэтажныедомики. Окнав домах частобыли малы — длясохранениятепла. В богатыхдомах изнутриокна заслонялисьвтулками, обвитымикрасной материей, а с наружнойстороны — железнымиставнями. Вместостекол употребляличаще слюду.
Главноеукрашение домовсоставлялиобраза: не былов доме покоя, где бы их невисело несколько; их ставили нетолько в жилыхпокоях, но и всенях, лавкахи амбарах. Образаставились впереднем углупокоя, и этотугол задергивалсязанавесом, называемыйзастенок.
Вообще вдомашнем устройствезаметен былу русских обычайукрывать ипокрывать. Впорядочномдоме полы былипокрыты коврами, у менее зажиточных— рогожами ивойлоками.Обивалисьтканью стеныи лавки.
Старинноеблагочестиезапрещаловешать в домахзеркала, стенныекартины и эстампы, но с конца XVII векаони стали постепенновходить в домашнийобиход, сначалацаря, потомзнатных лиц.
Кроватьюв старину служилаприкрепленнаяк стене скамья, или лавка, ккоторой прикреплялидругу лавку.Постель состоялаиз перины, изголовьяи подушек. Улюдей средственногосостоянияобычною постельюслужили войлоки, а бедные спалина печах, постлавшипод головысобственноеплатье, или жена голых лавках.Детские колыбелиделались висящие, а внутри нихвсегда привешивалисьиконы и крестики.
Освещениев домах былосвечами восковымии сальными.Ночью, чтобыиметь огонь, держалисьночники. У простыхпоселян избыосвещалисьлучинами.
Для умыванияупотреблялисьрукомойникии лохани; у богатыхлюдей они былисеребренныеи позолачивались, у людей попроще— медные илиоловянные.
Столоваяпосуда носилаобщее названиесудков. За столомжидка пищаразливаласьв мисы — металлическиеили деревянные.Твердые кушаньяприносилисьна блюдах. Вилкибыли двузубые, но не всегдаупотреблялись.Салфеткамине пользовалисьсовсем: обтиралируки полотенцемили краем скатерти.
Стариннаярусская одеждапредставляетс первого видабольшую сложностьи разнообразие.А вообще одеждабыла одинаковойпо покрою каку царей, так иу крестьян, носила однии те же названияи отличаласьтолько степеньюубранства.
Обувь простогонарода была: лапти из древеснойкоры. Обувьлюдей с достатком составлялисапоги, чеботыи башмаки. Женскаяобувь былапочти та же, что и у мужчин.Рубахи у простонародьябыли холщовые, у знатных ибогатых — шелковые.Русские любиликрасные рубахии считали ихнарядным бельем.Русские штаныили порты шилисьбез разрезов, с узлом, такчто посредствомего можно былоделать их ширеи уже. На рубахуи штаны надевалисьтри одежды, одна на другую.Исподняя быладомашняя, вкоторой сиделидома; если женужно было идтив гости илиприниматьгостей, то поверхнее надеваласьдругая; третьябыла накиднаядля выхода. Изверхней одеждыможно упомянутьзипун, кафтан, епанча, шубаи пр. Обыкновеннорусские людиходили безперчаток идлинные рукаваодежд заменялиим их необходимость.Зимой надевалисьрукавицы. Всеносили пояса.И считалосьне приличнымходиь без пояса.В старину нашикнязья оставлялипояса своимдетям как лучшуюдрагоценность.
Высокие шапкиозначали знатностьпороды и сана.Как бы великолепноне оделся посадский, он не смел одетьвысокую шапку, и даже в самихколпаках —обыкновеннойнародной шапке— вышина соразмеряласьсо знатностьюносившегошапку.
В довершениерусского нарядалюди знатныепривешивалишпаги. Это правопредоставлялосьтолько служивыми тем, которыепо своемупроисхождениюего заслуживали.
Женскиеодежды, посвидетельствамочевидцев, былипохожими намужские, темболее, что последниевообще делалисьдлинные. Нооднако в одеждедвух полов былии особенности, так что можнобыло с первоговзгляда отличитьженщину. Крометого женщиныносили многоразнообразныхукрашений: серьги, кольца, обручи, браслеты, перстни и т.д.Не довольствуясьобильнымиукрашениями, пестрившимидо крайностиодежду, русскаяженщина белиласьи румяниласьи приводилав смех иностранцевсвоим не искусствомв этом деле; недурные собойот природы, русские женщинысовершенноискажали своюкрасоту. Этогомало: они размалевывалисебе шею и рукибелой, красной, голубой и коричневойкраской. Окрашивалиресницы и брови, и причем самымуродливымобразом.
Предки наши, как знатные, так и простые, вставали рано, летом с восходомсолнца, осеньюи зимой за несколькочасов до рассвета.После омовенияи умыванияодевались иприступалик молению. Вкомнате, назначеннойдля моления, собираласьвся семья иприслуга, хозяин, как домовладыка, читал передвсеми вслухутренние молитвы.Потом все расходилиськ домашнимзанятиям. Вполдень наступаловремя обеда.Прежде всегопили водку изакусывалихлебом, потомподавали вскоромные днихолодные кушанья, состоявшиеиз вареногомяса с разнымиприправами, потом ели горячее, потом жареное, и далее разныеузвары, за нимимолочные кушанья, лакомые печеньяи, наконец, овощныесласти. В постныедни широкопотребляласьрыба. На званыхобедах былоиногда чрезвычайноемножествокушаний — до40 и 50 перемен.Слуги, подававшиекушанья, называлисьстряпчими, несли блюдаголыми и притомне чистымируками.
После обычногообеда ложилисьотдыхать. Этобыл повсеместныйи освященныйнародным уважениемобычай. Известно, что в числеподозрений, обличавшихв Самозванцене царскоепроисхождениеи уклонениек латинскойвере, было ито, что он неспал послеобеда.
Вставши отпослеобеденногосна, русскиеопять принималисьза обычныезанятия. В приказахсобиралисьпо вечерам.Вечер в домашнембыту был временемразвлечений.Русские всегдаужинали, а послеужина благочестивыйхозяин отправлялвечерние моления.После негосчиталось ужене позволительныместь и пить; все скоро ложилисьспать.
В русскомобразе жизнибыло соединениекрайностей, смесь простотыи первобытнойсвежести девственногонарода с азиатскойизнеженностьюи византийскойрасслабленностью.Когда знатный человек одевалсявесь в золотои жемчуг, едална серебре изаставлялподавать себедесятки кушанийза раз, деревенскийбедняк, во времячастых не урожаев, ел хлеб из соломыили из лебеды, коренья и древеснуюкору. Когдазнатные женщиныи девицы незанималисьдаже хозяйствоми, осужденныена бездействие, только длятого, чтобыубить томительнуюскуку, бралисьза вышиваниецерковныхоблачений, крестьянскиеженщины работаливдвое большесвоих мужей.С одной стороныдостоинствомвсякого значительногочеловека поставляласьнедеятельность, изнеженность, неподвижность; с другой стороны, русский народприводил визумлениеиностранцевсвоей терпеливостью, твердостью, равнодушиемко всяким лишениямудобств в жизни.С детства приучалисьрусские переноситьголод и стужу.Детей отнималиот грудей в двамесяца и кормилигрубой пищей; ребятишкибегали в однихрубашках безшапок, босикомпо снегу в трескучиеморозы. Постыприучали народк грубой и скуднойпище, состоявшейиз кореньеви дурной рыбы; живучи в теснотеи дыму, с курамии телятами, русский простолюдинполучал крепкую, не чувствительнуюнатуру.
Но как непротивоположнымкажется образжизни знатныхи простых, натурау тех и другихбыла одинакова: пусть толькобедному простакупоблагоприятствуетсчастье, и онтотчас устроитсебе не подвижностьи тяжеловатость; зато знатныйи богатый, еслиобстоятельствавынудят его, легко свыкнетсяс суровой жизньюи трудами.

Список использованнойлитературы

И. Костомаров в 1817-1860 гг. — Рус. Старина, 1891, №2
Костомаров Н. И. — Твори, т. 1
Iсторiя Украiнскоi РСР, т. 3
Автобиография Н. И. Костомарова. — Рус. Мысль, 1885, кн. 5
Костомаров Н. И. Собр. Соч., кн. 1, т. 1
Взгляды Костомарова. — Киев, Наукова думка, 1984.
Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., Республика, 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.