НиколайМихайлович
Карамзин
1766– 1826 гг.
Доклад
«ИСТОРИЯ
ГОСУДАРСТВА
РОССИЙСКОГО»
ПодболотовАлександр
9«А»
«ИсториягосударстваРоссийского»Н. М. Карамзина– последнийи наиболеезначительныйв его творчестветруд. Этот выдающийсяпамятник русскойкультуры представляетсобой уникальныйсплав историческойи общественно-политическоймысли, литературныхи языковыхисканий концаXVІІІ- первой четвертиXІXвека. «ИсториягосударстваРоссийского»– крупнейшеедля своеговремени достижениерусской и мировойисторическойнауки, первоемонографическоеописание русскойистории с древнейшихвремен по началоXVІІ в., опирающеесяна огромныйкруг историческихисточников.Фундаментальныйтруд Карамзинавызвал бурныеи плодотворныедля развитияисториографиидискуссии. Вспорах с егоконцепцией, взглядами наисторическийпроцесс и событияпрошлого возникалииные идеи обобщающиеисторическиеисследования– «Историярусского народа»Н. А. Полевого,«История Россиис древнейшихвремен» С. М.Соловьева идругие. Утрачиваяс годами взначительнойстепени собственнонаучное значение,«История государстваРоссийского»Карамзина исегодня сохраняетсвою общекультурнуюи историографическуюценность. С нееначиналосьприобщениек отечественнойстарине несколькихпоколенийрусских читателей, из нее черпалисюжеты многиеписатели, драматурги, художники имузыканты.Поэтому трудКарамзинавходит в корпустех классическихтекстов, беззнания которыхне может бытьполноценнопонята историярусской культурыи историческойнауки. Феномен«Истории государстваРоссийского»объясняетсятем, что онаявилась синтезомтворческойдеятельностивыдающегосяписателя ипроницательногоисторика.Карамзин-художник, преодолеваянеизбежнуюограниченностьсвоей исходнойисторическойконцепции, обеспечилсвоему трудудолгую жизньи признательноевнимание потомков.
Внаши дни трудКарамзинавоспринимается, прежде всего, как выдающеесяпроизведениерусской классическойлитературы, как образецисторическойпрозы. Такаяоценка сочинениюКарамзина быладана еще А. С.Пушкиным, развившимтрадиции «ИсториигосударстваРоссийского»в своих историческихи литературныхсочинениях.Тем не менее, работа Карамзинаотнюдь не полностьювытеснена ииз современногонаучного обихода.Мнения, выводы, оценки источников, фактическиеданные «ИсториигосударстваРоссийского»чаще всегоуточняются, оспариваются, но не игнорируются.Особо значимыте части труда, которые основанына утраченныхв московскомпожаре 1812 г. источниках.
Пришловремя, и нашаотечественнаянаука, отечественнаякультура вновьобратилиськ «ИсториигосударстваРоссийского»Н. М. Карамзина.
Потребностьв этом обращенииназревала вобществе постепенно.Годы величайшихреволюционныхперемен в нашемОтечестве, острейшихклассовыхсхваток, годытяжелейшихвоенных испытаний, идеологическихбитв и боренийчеловеческихчестолюбий, за которымистояли приведенныев грозное инеодолимоедвижение народныесилы, годыобщественныхпотрясений, миллионы человеческихдрам, в ходекоторых рушилисьбылые ценности, в том числе иценности культуры, казалось, навечноотодвинулив общественноенебытие «ИсториюгосударстваРоссийского»Карамзина, какрудимент старойдворянскойкультуры, какпамятникветхозаветнойстарины и наивныхпредставленийинтеллигентаначала XІX в. омире истории.А если и вспоминалиего творение, то зачастуюсо снисходительнойусмешкой, ироническимизамечаниямив адрес все тойже карамзинскойархаики.
Нов последнеевремя, с середины80-х годов, когдав общественаступил периодпереосмысленияисторическогопути истекшихпослереволюционныхдесятилетий, период небывалогообщественногоотрезвления, разрушениямноголетнихдавящих идеологическихстереотипов, хлынул потокновых идей, озарений, открытий, возврата кжизни многихбылых творенийчеловеческогодуха, от которыхдолгие годыбыло отлученонаше Отечество; хлынул потоки новых надежд, новых иллюзий, смысл которыхеще предстоитпостигнутьнашему и грядущимпоколениям.Вместе с этимипеременамик нам вновьвернулся Н. М.Карамзин сосвоей бессмертной«ИсториейгосударстваРоссийского».