Реферат по предмету "Исторические личности"


Национально-политические программы чешских просветителей конца XVIIIпервой половины XIX вв

Контрольная работа на тему:
«Национально-политические программы чешских просветителей конца XVIII–первой половины XIX вв.»
Введение
Проблема Просвещения в Чешских землях в качестве самостоятельной проблемы долгое время не рассматривалась, поскольку само распространение здесь идей Просвещения считалось лишь следствием заимствования западной общественной мысли. Идеологические процессы, связанные с генезисом просветительской мысли в Чешских землях крайне сложны и многоплановы. Разногласия между разными учеными существуют по вопросам времени зарождения идей Просвещения, периодизации развития этих идей и даже собственно их существования в Чехии, о чем говорилось выше. Так основной период господства просветительских идей И. Клабоух относит к 1750 – 1780гг., выделяя т.н. терезианский (50-60е гг.) и йозефинский (70-80гг.) этапы. Время предшествующее этому, он оценивает как период распространения взглядов, подготовивших усвоение просветительских доктрин. Э.Винтер склонен отодвигать начало просветительского этапа вт. пол. 17в., связывая его с именем М. Марция (1595 – 1667), В. Магни (1586-1661), отчасти с Б. Бальбиным и его кругом, а для н. 18 в. – с деятельностью Ф.А. Шпорка. По мнению Винтера духовное развитие чешских земель эпохи раннего просвещения прошло 3 этапа: до 1700г., 1700-1749гг., 1749-1770 гг. Мыльников считает, что если критерием взять внутреннюю закономерность эволюции идеологии, то в истории развития Просвещения в Чешских землях можно выделить 4 этапа: первичное ознакомление с нею чешского общества, последующее усвоение и переработка того, что наиболее созвучно данной среде, — этап раннего просвещения, который привел к расцвету просветительских идей в Чешских землях (собственно чешское просвещение к.70 – н. 90х гг. 18 в.), и последовавший затем его упадок, означавший, однако, переход в начале 19 в. к иным идеологическим концепциям. Как уже сказано выше, проблема Просвещения в Чехии очень сложна и спорна, относительно нее существует огромное разнообразие мнений. Одна из встретившихся мне состоит в том, что в к.18 – первой половине 19 в. идеи Просвещения в Чехии приобрели некий национальный характер, т.к. именно в это время происходит процесс формирования у чехов национального самосознания. Различные общества, кружки, отдельные чешские просветители обращаются к истории Чехии, своему национальному чешскому языку, выступают за его и свое равноправие в Империи. Недаром время распространения и господства подобных идей получило звучное и, наверное, отчасти даже гордое название «Эпоха национального Возрождения».
Глава 1
Конец 18 и начало 19 в. в истории Чехии известны в литературе как время «национального возрождения». Оно характеризовалось возникновением и развитием национального движения, пробуждением национальной культуры и общим подъемом общественной жизни. «Национальное возрождение» было вызвано к жизни развитием капиталистических отношений, как считает ряд ученых, в основном советской эпохи.
Конец 18 и пер. пол.19в — время складывания чешской нации. В то время в большинстве стран Европы образование наций протекало вместе с превращением их в самостоятельные национальные государства, а в ряде стран Восточной Европы сложились многонациональные государства. Одним из таких государств являлась Австрийская империя. Главенствующей нацией в Австрийской империи были немцы. Консолидирующиеся в нации народы империи отказывались мириться со своим положением и отвечали на политику руководящих слоев господствующей немецкой нации развертыванием национального движения. Развитию общественного национального движения в чешских землях в к. 18в. способствовали как внешнеполитические условия, неблагоприятные для Австрийской монархии (непрерывные войны с Францией обернулись хозяйственным и финансовым кризисом), так и внутриполитические условия (правительства Марии Терезии и Иосифа II проводили мероприятия, направленные на полную и окончательную ликвидацию политической и этнической самостоятельности, входивших в состав Габсбургской монархии народов.Одним из таких мероприятий было, например, провозглашение в 1781г. немецкого языка общегосударственным. Вследствие чего затем возникают выступления в защиту чешского языка. Фактически просвещенный абсолютизм Марии Терезии, Иосифа II и их преемников почти окончательно упразднил чешскую государственную самобытность. Можно даже сказать, что Чехия превратилась в провинцию Габсбургской монархии.
Но необходимо также отметить, что просвещенный абсолютизм в то же время заложил основы для национального возрождения чешского народа, способствовал накоплению в его среде сил и средств, которые при благоприятных обстоятельствах могли послужить делу воссоздания национально-политической самобытности Чехии. Этими благоприятными сторонами просвещенного абсолютизма были заботы о развитии материального благосостояния и просвещения народов Габсбургской державы. Лозунг, провозглашенный с высоты престола, пробудил дремавшие силы в чешском обществе.
На арену выступила громадная масса народа в лице многочисленных рядовых мелких «будителей»: писателей, журналистов, юристов, учителей, священников, крестьян, сельских и городских интеллигентов. Благодаря их деятельности широчайшие слои чешского народа вовлекались в общественное движение. Эпоха Просвещения в Чехии в рассматриваемый мной период характеризуется появлением национально-политических идей, что связано с осознанием чехами самих себя как отдельной нации с одной стороны, а с другой стороны возникновение подобных воззрений было связано с политикой правительства и как бы было ответом на его попытки задушить этот процесс. При Франце I всякое проявление прогрессивных идей беспощадно подавлялось. Все национальные организации были взяты под надзор. Цензурные предписания стали значительно строже. В осуществлении полицейских мероприятий ведущую роль играл князь Клемент-Венцелт Меттерних. Реакционный режим правительства Меттерниха лег тяжелым бременем на чешский народ. Свобода слова и печати была ликвидирована, была установлена система шпионажа, организована широкая сеть явной и тайной полиции. Аресты и обыски по анонимным доносам стали обычным явлением. В чешских землях проводилась усиленная германизация. Органы чешского самоуправления были уничтожены. Налоги и новые законы вводились без согласия сейма. Годы меттерниховского режима были временем черной реакции. Но они не смогли сломить возникающего национального движения чехов. Более того, начатая Меттернихом усиленная германизация вызвала сильное противодействие.
В условиях национального гнета и политики германизации в национальном движении в чешских землях на первое место выдвинулась борьба за сохранение и развитие национальной культуры и языка. Защитниками родного языка родного языка и культуры были первые «будители» — Крамериус, Вавак, братья Таммы, Томса, Рулик и многие другие. В к. 18 в. и самом начале 19 в в Чехии выступила группа молодых мелкобуржуазных интеллигентов (среди которых следует назвать Г. Добнера, Ф. Пельцеля, В. Дуриха, И. Добровского), которая выступила с рядом научных трудов, посвященных чешскому языку и литературе. Следует отметить, что большинство этих ученых, выступая в защиту чешского языка, писало свои книги на немецком или латинском языках. Это объяснялось тем, что большинство грамотного населения Чехии – дворянство, буржуазия, чиновничество – получало в то время образование на немецком языке. Чешский язык находился в таком упадке, что многие не верили в то, что он действительно способен сохраниться. Но, тем не менее, труды первых чешских филологов сыграли немалую роль в ходе чешского «национального возрождения».
Вообще распространение национально-политических идей в Чехии в к. 18в. связано с Пражским университетом. Освобожденный от владычества иезуитов и схоластики он создал в Чехии известный контингент ученых и просвещенных людей, которые объединились в 1784г. в «Королевское ученое общество». В 1785г. Состоялось его первое заседание в Каролинуме. Общество ставило своей целью исследование природы и истории Богемии, издавало свой журнал на немецком языке. Пробудившиеся интеллектуальные силы страны в последующие годы вызвали к жизни целый ряд культурно-просветительских учреждений. Но следует иметь в виду, что во всей этой деятельности Чешского общества сначала преобладал областной, а не национальный характер. Трудились на благо Чехии не только чехи, но и немцы, и онемеченные чехи. Даже работы ученых в области чешской истории и чешского языка на первых порах писались на немецком и латинском языках. Таковы работы Геласия Добнера, издавшего в 1764-1785г. первое собрание исторических источников Чехии и латинский перевод чешской хроники Гайка 16в. с комментариями в 6 томах; профессора Пражского университета Пельцеля, издавшего в 1783 и 1784гг. два тома Scriptores rerum bohemicarum и написавшего на немецком языке две монографии о Карле IV и Вацлаве IV и краткую историю Богемии; Добровского, написавшего целый ряд критических исследований по древней истории Чехии и славянства вообще на немецком языке. Чешские ученые на первых порах были уверены в окончательном торжестве германизма и скептически относились к намерению возродить чешскую национальность. Об этом говорили, например, Добровский и Пельцель. Но при всем этом национальная струя с самого начала примешивалась к культурно-общественному движению Чехии. Еще в 1774г. граф Франциск Кинский издал на немецком языке брошюру в защиту прав чешского языка «Воспоминание чеха об одном важном предмете»; в следующем году появилось на латинском языке апологетическое рассуждение о чешском языке иезуита Балбина; в 1783г. Карл Там издал уже на чешском языке «Защиту чешского языка», а в 1785г. Ганке из Ганкенштейна — на немецком языке – «Рекомендация чешского языка». Национальная струя все более и более стала окрашивать чешское общественно-литературное движение; скептицизм стал все более и более уступать место бодрой вере и радостным надеждам относительно национального будущего Чехии.
Эта вера сначала пробудилась с особой силой в рядах средней чешской интеллигенции. Пражский типограф Вацлав Крамериус с 1789 – 1808г. издавал журнал на чешском языке «Отечественные новости», в котором всячески старался пробудить чувство народности, познание себя в широких кругах чешского общества. Совместно с Прохазкою в 90х гг. 18 в. и первом десятилетии 19в. Крамериус наводнил чешский книжный рынок множеством переизданий старой чешской оригинальной и переводной литературы. Чешская книга получила широкое распространение в обществе и народной массе, чешский литературный язык завоевал себе право гражданства. Общему течению поддались, в конце концов, и те люди, которые раньше сомневались в ценности национальных чешских стремлений. Тот же Пельцель, который склонен был прежде плыть по господствующему течению, и писал только по- латыни и по-немецки, в 90х гг. 18 в. стал издавать на чешском языке Хронику Чехии – связное изложение чешской истории, в которой он соединил все свои предыдущие труды и исследования по чешской истории. Хроника Пельцеля стала народной книгой и способствовала оживлению национально-исторического чувства и сознания в чешском обществе. Даже Добровский поддался общему увлечению и в 1809г. издал подробную грамматику чешского языка, которая обеспечила преподавание этого предмета в высшей и средней школе.
Необходимо, на мой взгляд, отметить и то, что одной из характерных черт начального периода «национального возрождения» в Чехии было участие в происходящих событиях части чешского дворянства, недовольной существующим положением. В отличие от дворянской знати, почти совершенно онемечившейся и опиравшейся на поддержку венского двора, эта часть чешского дворянства стояла на позициях защиты «исторических прав Чешского королевства», на позициях защиты автономии чешского сословного сейма и превращения его в центральный орган власти для всех земель чешской короны. Эта часть дворянства стремилась восстановить те старые права дворянства, которые оно имело до к. 18в., и которые оказались подорванными централистской политикой Иосифа II (в начале 19в. за сеймом сохранилось единственное право – соглашаться с решениями центрального правительства и способствовать их практическому осуществлению).
Дальнейшее возбуждение чешское национальное чувство получило в эпоху Наполеоновских войн, которые всюду в Европе вызвали национальное одушевление. Национальный романтизм, идеализация национальных особенностей, преклонение перед своим прошлым, которые некогда получили такую силу в Германии, перекинулись и в Чехию. Идея национальности становится культом и руководящим началом жизнедеятельности. Студенты, священники, будущие литераторы и ученые теперь отдаются собиранию народных песен и собственным поэтическим опытам в их духе; создается чешский национальный репертуар для постоянного Пражского театра; продолжается работа по выработке чешского литературного языка на основе народной словесности и старой чешской письменности; в Праге стараниями графов Штернбергов возникает в 1818г. Музей Королевства Чешского.
Главными деятелями национального чешского возрождения в это время являются Юнгман, Ганка, Палацкий, Шафарик.
Юнгман (1773-1847) начал свою деятельность с поэтических опытов на чешском языке, которые он помещал в разных сборниках и журналах, продолжал переводами на чешский язык западных писателей Мильтона, Гердера, Клопштока, Гете и Шатобриана и закончил составлением теории словесности, прозы и стихотворения, истории чешской литературы и огромного чешско-немецкого словаря. Свободное от литературной деятельности время он посвящал бесплатному преподаванию чешского языка в гимназиях и семинариях. Юнгман был вдохновителем Вацлава Ганки (1791 – 1861). Он собирал и издавал чешские народные песни, перевел на чешский язык «слово о полку игореве» и сербские песни Вука Караджича, издавал собственные лирические стихотворения в стиле народной поэзии, а также памятники древнечешской поэзии. Он в сообществе с другим молодым литератором создал подложные памятники древнечешской исторической поэзии и лирики. Эти поэмы и песни составили знаменитые Краледворскую и Зеленогорскую рукописи. Они вызвали восторг как у чехов, так и у немцев. Хотя рукописи и были фальшивыми, они подогрели в значительной степени национальное чувство чешского народа.--PAGE_BREAK--
Еще больше, чем Юнгман и Ганка послужил делу национального воспитания чешского народа Франц Палацкий (1798-1876), знаменитый историограф Чешского королевства. По его настоянию при чешском Музее стал издаваться по-чешски «Временник чешского музея», после чего немецкое издание его должно было прекратиться. Совместно с графом Рудольфом Кинским он основал фонд для издания сочинений на чешском языке. С 30х гг. Палацкий занялся составлением «Истории Чешского народа в Богемии и Моравии». На немецком языке эта история стала выходить с 1836г., на чешском — с 1848г. Произведение Палацкого, основанное на обширном изучении первоисточников, является первой научной историей чешского народа. Также Палацкий создал множество монографических работ и дал целый ряд ценных изданий источников по чешской истории. Он составил план чешского научного словаря, который в третьем издании превратился в энциклопедию знаний, не уступавшую немецким. Усилению славянских чувств в чешском обществе содействовали также ученый Шафарик, поэты Коллар и Челяковский. Шафарик (1795-1861) в 1826г. выпустил на немецком языке « Историю славянского языка и литературы по всем наречиям». Эта книга произвела сильное впечатление в разных славянских странах. Палацкий подал Шафарику мысль написать древнейшую истории всех славян. Результатом этого было появление в 1836, 1837гг. знаменитых «Славянских древностей». Сочинения Шафарика научными данными и средствами углубляли и закрепляли чувства славянского родства и солидарности.
С 1809г. и вплоть до революции 1848г. имперский канцлер князь Меттерних являлся фактическим правителем Австрии. Императоры Франц I и Фердинанд V полностью находились под его влиянием. Насаждавшийся Меттернихом полицейско-бюрократический режим вызвал недовольство во всех землях империи. Сопротивление этому режиму росло повсюду. Так в чешских землях с 30х гг. начался подъем общественно-политической жизни.
В городах Чехии в 30х гг. стали распространяться листовки, призывавшие к борьбе за свободу, против тайной полиции и правительства, против новых налогов. Предпринимались первые попытки создания буржуазно-демократических, политических организаций.
В середине 1830г. поэт-демократ К.Сабина организовал в Чехии тайное студенческое общество «Чешский клуб», выдвинувшее республиканскую программу. В 1835г. К.Сабина сделала попытку создать тайную политическую организацию «Молодая Европа». Однако она так и не была создана. В конце 30х – начале 40х гг. в Чехии появились многочисленные читательские клубы – «беседы». Одной из таких «бесед» была частная читальня, основанная в 1840г. Ф.Л.Ригером и его политическими друзьями, членами которой состояли 19 молодых представителей чешской буржуазной интеллигенции.
В 1843г. для чешской буржуазии и интеллигенции был открыт доступ в т.н. «Промышленное общество, основанное пражским бургграфом Хотеком в 1833г. и бывшее первоначально чисто немецким обществом. Теперь в него вошли чешские деятели Ф. Палацкий, Ф. Браунер, Ф. Ригер, П. Троян, К. Гавличек и др. В 1846г. в Праге возник новый политический центр – чешский буржуазный клуб «Мещанская беседа». Чешская буржуазная интеллигенция все активнее принимала участие в политической жизни страны. Лозунгом чешской буржуазии было полное национальное равноправие во всех областях экономической, политической и культурной жизни.
Настроение, созданное в чешском обществе всей этой пропагандой, в конце концов, стало переходить в дело, определять политические стремления чешской нации. В середине 40х гг. чешский сейм перестает быть пассивным исполнителем правительственных предложений и выступает с требованиями действительного участия в установлении новых налогов, увеличения числа представителей от мещанского сословия, о назначении в гимназии преподавателей чешского языка и т.д.
Вообще в этот период в среде чешской буржуазии определилось два политических направления: радикально-демократическое и либеральное. Первое возглавляли К. Сабина, В. Варва, Э. Арнольд, Ф. Гавличек и другие демократы, еще в 30х гг. пытавшиеся создать революционную организацию. В 1845г. ими было создано тайное общество «Рипил», насчитывавшее в начале своего существования около 30 членов. Чешские рипилисты главной своей задачей считали борьбу против габсбургского абсолютизма и привилегий дворянства. Они хотели бороться за создание демократической республики, за уничтожение барщины и других феодальных повинностей, за улучшение положения рабочих, за полный разрыв с католицизмом. Практическая деятельность общества выражалась в пропаганде среди населения демократических идей и лозунгов борьбы против абсолютизма.
Либерально-буржуазное направление, явившееся основой возникшей в дальнейшем национально-либеральной партии, возглавлялось Ф. Палацким, Ф. Ригером, Ф. Браунером,
П. Трояном и др. представителями буржуазной интеллигенции, участвовавшими в пользовавшихся покровительством властей «Промышленном обществе», «Мещанской беседе» и т.п. Это направление представляло интересы более состоятельной части чешской буржуазии. Но необходимо сказать о том, что уже с начала 40х гг. 19в. политика чешской либеральной буржуазии начала приобретать более консервативный характер. Это сказалось в проявленной чешскими либералами боязни массового демократического движения в стране, в их стремлении к союзу с дворянством, к соглашению с Габсбургами, к сохранению и укреплению Австрийской империи. Чешская либеральная буржуазия не ставила вопроса о государственной самостоятельности чешских земель. Она рассчитывала добиться равноправного положения с немецкой буржуазией. В 40х гг. в среде буржуазных либералов возникла т.н. «австрофильская теория», главным содержанием которой являлось утверждение, что чехи, словаки и другие славянские народы Центральной Европы могут процветать только в рамках Габсбугской империи. Впервые австрофильская идея была сформулирована в 1846г. К. Гавличком-Боровским – редактором газеты «Пражские новины».
Особенно значительные требования правительству были предъявлены в эпоху революционного движения, охватившего западно-европейские страны в 1848 и 1849гг. После получения известий о революции во Франции, в Новом Пражском месте в Святовацлавской бане состоялось собрание пражской интеллигенции, на котором был выработан ряд требований. Решили добиваться того, чтобы чешскому языку в школах и канцеляриях были возвращены одинаковые права с немецким, чтобы земли чешской короны были объединены в государственном отношении и имели один общий сейм, чтобы на этом сейме крестьянство имело своих представителей, чтобы был осуществлен выкуп крестьянских повинностей, чтобы вместо учреждений и судов патримониальных были введены королевские учреждения, чтобы общины получили больше самостоятельности, чтобы различные вероисповедания пользовались одинаковыми правами. Комитет из 27 членов во главе с Деймом отправил в Вену депутацию к императору. В Вене тем временем император уволил первого министра Меттерниха, разрешил учредить национальную гвардию и обещал даровать конституцию. Император в общем благосклонно ответил на петиции Богемии, но уклонился от прямого ответа на требование государственного единства Чехии. Снова собрался Святовацлавский комитет и составил вторую петицию, в которой настаивал на объединении Чехии, Моравии, Силезии в одном сейме, на созыве конституционного сейма и на учреждении особого министерства внутренних дел для чешских земель. Император удовлетворил требования второй петиции и согласился на созыв законодательного сейма, на котором должны были заседать и представители мест и сельского населения, признал равноправие чешского и немецкого языков, обещал прислать другого наместника, но вопрос о соединении земель чешской короны отложил до будущего общеимперского сейма. В дальнейшем события приняли такой оборот, который воспрепятствовал осуществлению чешских политических чаяний. Революционное движение в австрийских землях привело к тому, что немцы решили создать Великую Германию, а которую должны были войти и чешские земли. С этой целью был созван пангерманский сейм во Франуфурте. В ответ на это 2 июня в Праге открылся всеславянский съезд. Он предполагал обратиться к европейским народам с манифестом о положении славян, подать петицию императору о нуждах и желаниях отдельных славянских народностей и договориться о взаимной поддержке в рамках закона для достижения равноправия в империи. Съезд выступал за сохранение Австрии, как государства, и удовлетворение славянских национальных требований именно в пределах Австрии. Но волнения в июньские дни, не только прервали мирные совещания о желательных реформах, но и уничтожили труды славянского съезда. Славянский съезд прервал свои заседания. Обсуждение вопросов о будущем положении Чехии было перенесено в Вену, где собрался общеимперский сейм. Но и этому сейму не удалось решить поставленных вопросов. 6 октября в Вене произошел бунт и чешские депутаты покинули город. После совещаний в Праге они обратились к императору с просьбой о созыве вновь законодательного имперского сейма, прерванного волнениями в Вене. Чехи хотели созыва именно общеимперского, а не чешского законодательного сейма, потому что в единстве Австрийской монархии видели защиту своей народности. Имперский сейм собрался в Кромериже 22 ноября 1848г. и скоро начертал проект новой конституции. По этому проекту предполагалось учреждение для всех невенгерских земель единого законодательного сейма, состоящего из двух палат: земской и народной. Но и этой конституции не суждено было войти в жизнь. 2 декабря 1848г. император Фердинанд отказался от престола в пользу племянника Франца-Иосифа. Новый император, признав принципы конституции, особое внимание уделял необходимости поддержания единства и целостности Габсбургской монархии. Франц-Иосиф распустил Крамерижский сейм и 4 марта 1849г. обнародовал новую конституцию австрийской империи. По этой конституции уже для всех учреждался единый законодательный сейм их двух палат: верхней и нижней. Компетенция сейма по сравнению с прежними проектами была значительно сужена. Централизаторская и абсолютистская тенденция новой конституции сказалась в статье о временном законодательстве. В силу этой статьи в случаях крайней необходимости, когда сейма не было, монарх мог собственной властью издавать временные обязательные законы. В вопросе о местных языках конституция 1849г., исходя из равноправия всех народностей, разрешала употребление местных языков в частной общественной жизни, в преподавании народной школы, и устанавливала, что основанный «Сборник государственных постановлений», может выходить на всех местных языках. Но и эта, урезанная конституция не вошла в жизнь. После подавления Итальянской революции и венгерского восстания Франц – Иосиф не спешил с назначением выборов в сейм, а в 1851г. патентом 31 декабря отменил мартовскую конституцию, и в Габсбургской монархии снова воцарился абсолютизм. Таким образом последняя в рассматриваемый мной период попытка чехов завоевать национальную независимость, а точнее равноправие в рамках Габсбургской империи потерпела крах. Единственным результатом было то, что чешский язык занял определенную нишу в общественной жизни, хотя и этот результата, на мой взгляд, сомнителен. Сомнителен потому, что государственным языком по-прежнему остался немецкий, равноправия с ним чешский язык в этот период так и не получил. Но все же если сравнить то положение, в котором находился чешский язык до начала эпохи национального возрождения, то следует все же признать, что полученный результат явился достаточно значимым.
Заключение
Таким образом, национально-политические идеи, программы чешских просветителей прошли достаточно долгую и сложную эволюцию. Началось все с возрождения интереса к своей истории, с попыток возродить национальный чешский язык, и только потом вся эта деятельность перешла на политическую основу. Причем на этом поприще национально-политические программы представителей чешского Просвещения также прошли некоторую эволюцию. Они прошли путь от господства идей славянского родства, которую выдвинул Шафарик, до «австрофильской теории», выдвинутой Гавличком-Боровским. Обидно только одно, что пройдя такой долгий, сложный путь ни одна из этих идей в полной мере так и не была воплощена в жизнь в рассматриваемый мной период. И хотя определенных, пусть и сомнительных результатов, добиться удалось (чешский язык занял более достойное место в жизни чешского общества, да и в целом для культуры этот период не прошел даром), но все же большая часть стремлений чешских просветителей так и осталась не притворенной в жизнь.
Библиография
История Чехословакии. Т. 1.-М., 1956 г.
Любавский М.К. История Западных славян.- М., 1917 г.
Мыльников А.С. Эпоха Просвещения в Чешских землях. — М.,1977 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Тема "маленького человека" в творчестве Лермонтова
Реферат Материальная и духовная культура восточных славян в VI-VIII веках
Реферат Учет выбытия основных средств 2
Реферат «Применение ит при решении задач теории графов»
Реферат Порівняльний аналіз політичного змісту буддизму та брахманізму, завдання і значення курсу історії вчень про державу і право
Реферат Медико-социальная работа как отрасль социальной работы
Реферат Статистические информационные системы в экономике
Реферат Канцлер казначейства
Реферат Психологічні особливості формування пізнавальних здібностей та пізнавальної активності молодших
Реферат Brainwashing Essay Research Paper Brainwashing is a
Реферат Роль и место России во всемирном хозяйстве
Реферат Программные средства и приёмы работы на компьютере
Реферат Ii всероссийская научная конференция (с международным участием) «межкультурные коммуникации и идеология миротворчества»
Реферат The American Oligarchy Essay Research Paper America
Реферат A Seperate Peace Paper Essay Research Paper