I.Объединение русских земель вокруг Москвы
Образование централизованного государства — важный этап в развитии русской государственности, предопределивший многое в ее дальнейшем развитии, в укреплении духовного, культурного единства складывающейся русской народности. Процесс централизации осуществлялся на протяжении двух, насыщенных бурными, драматичными событиями, веков.
Выделим несколько факторов, которые оказали влияние на процесс образования централизованного русского государства.
а) Природно-климатический и экономический факторы..
На всем пространстве территории, составившей историческое ядро Русского государства, были малоплодородные почвы. В период, который мы рассматриваем, подсечная система земледелия, дававшая высокие урожаи (сам-10, сам15), но требовавшая постоянных громадных усилий целого коллектива людей, сменилась паровым трехпольем. Это давало крестьянину огромную экономию труда, но привлекло за собой снижение урожайности до сам-1.7, 2-,3. Кроме того, при паровом трехполье скудные почвы стремительно «выпахивались» и теряли плодородие. И для восстановления плодородия снова нужно было применять подсеку и перелог с помощью общинного труда. Необычайно низкий уровень урожайности сохранялся на территории исторического центра России около 400 лет. Причины — худородность почв и короткий цикл сельскохозяйственных работ (125-130 раб.дней). В течении четырех столетий русский крестьянин находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее у него не хватало, как и на заготовку кормов для скота. Что же из этого следовало? При обилии земли крестьянин не был в состоянии обрабатывать большие площади. А при низкой урожайности это приводило к низкому проценту товарных излишков, или к их отсутствию. Товарное производство развивалось медленно. Объем совокупного прибавочного продукта был крайне низок. А это имело громадное значение для формирования определенного типа государственности на территории исторического ядра России, вынуждая господствующий класс создавать жесткие рычаги государственного механизма, позволяющие изымать ту долю прибавочного продукта, которая шла на потребности развития самого государства, общества и правящего класса. Отсюда идут и истоки жесткого режима крепостного права, и колонизации все новых и новых территорий, ибо увеличить прибавочный продукт можно было только за счет прироста земледельческого населения и освоения новых пространств при сохранении экстенсивного характера земледелия. И еще одно важное последствие. Развитие экономики России как по преимуществу земледельческой привело к замедлению процесса отделения промышленности от земледелия, что, в свою очередь привело к замедлению процесса городообразования. Особенности ведения крестьянского хозяйства наложили неизгладимый отпечаток и на русский национальный характер. Это способность русского человека к крайнему напряжению сил, духовных и физических, легкость к перемене мест. Тяжкие условия труда, сила общинных традиций, постоянная угроза обнищания способствовали выработке в русском человеке необыкновенного чувства доброты, коллективизма, готовности к самопожертвованию.Говоря об экономическом развитии русских земель, мы должны учитывать и то отрицательное влияние, которое было оказано на него татаро-монгольским завоеванием. Монгольское нашествие привело к падению роли городов в экономической жизни Руси, к резкому сокращению населения, к оттоку значительной доли прибавочного продукта в Орду в виде дани, хотя монголы отказались от прямого включения русских земель в состав Золотой Орды и не посягнули на православную веру.
Таким образом, мы видим, что особенности природно-климатических условий во многом предопределили особенности формирования русского централизованного государства. В отличие от стран Западной Европы, рост городов, развитие торговли, формирование единого национального рынка и складывание на этой основе экономического единства не являлись основными причинами образования централизованного государства на Руси в рассматриваемый период.
б) Социально-политические факторы
Централизация — процесс не стихийный. Его осуществляли конкретные исторические субъекты — люди, группы людей, народы, наделенные разумом и волей. Кто же был заинтересован в объединении земель ? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, что собой представляло русское общество в XIII-XIV вв.
Крупные землевладельцы. - вотчинники — князья, бояре, духовенство. Иерархия. — великие князья; удельные князья; бояре и служилые князья; слуги под дворским (управяющим княжеским хозяйством) — княжеская администрация, впоследствии называемая дворянством. Землевладение на вотчинном и условном держании островками вкрапливалась в море крестьянских общин. до конца XV в. в Северо-Восточной Руси преобладали так называемые черные земли. Для черных земель было характерно общинное землевладение крестьян с индивидуальным владением приусадебным участком и пашенной землей. Отношения в общине регулировались посредством выборного крестьянского волостного самоуправления под контролем представителей княжеской администрации — наместников и волостелей.
В XIV веке вместо многих терминов, обозначавших различные категории крестьянства, появляется новый термин «крестьяне». В его среде выделялись две категории: чёрные крестьяне, жившие общинами в селах, не принадлежавших отдельным феодалам, и крестьяне владельческие, жившие на надельных землях в системе феодальной вотчины. Чёрные крестьяне платили налог.
Крестьяне владельческие были лично зависимы от феодала, но степень этой феодальной зависимости была различной. В период формирования централизованного государства основной формой зависимости становится полевая барщина.
В конце XIII-XIV вв. с постепенным ростом владельческих и удельных земель возникает потребность в рабочих руках для их обработки — в полевой барщине. Крестьяне, оставаясь в массе в этот период еще свободными и будучи вынужденными в поте лица трудиться на свою землю (вспомним низкую урожайность и короткий цикл полевых работ), физически не могли и не хотели работать на поле помещика. Нужна была сила, способная их заставить. Такой силой могла стать крепкая государственная власть. Однако прикрепление крестьян к земле еще не стало главной целью землевладельцев. Они в тот период были больше заинтересованы в привлечении на свои территории свободного земледельческого и ремесленного населения, в освоении новых земель, в колонизации. В этом смысле колонизация населения в Северо-Восточные земли находила поддержку у тех, кто стремился к единению земель и созданию единой государственной власти. На почве экономической и политической необходимости у феодальной знати начинает складываться общий центростремительный интерес. И вот этот эгоистичный, своекорыстный интерес господствующего сословия действительно, как писал В.О.Ключевский, встретился с народными нуждами и стремлениями. И не только на почве колонизации. Прежде всего на почве борьбы с внешней опасностью, с татаро-монгольским игом, сковывавшим исторические силы народа, мешавшим его дальнейшему развитию.
Процесс объединения русских земель вокруг Москвы был трудным. Александр Ярославич Невский был последним князем, обладавшим сильной властью в пределах Северо-Восточной Руси. После его смерти в 1263 г. великокняжеская столица Владимир пришла в упадок, и в борьбу за обладание владимирской короной вступили младшие князья из периферийных княжеств. Основным содержанием начального этапа. объединительного процесса (конец XIII-первая половина XIV вв.) было появление в Северо-Восточной Руси крупных феодальных центров и выделение среди них сильнейшего. Главными соперниками в борьбе за рольцентра объединения стали Москва и Тверь, превратившиеся из столиц небольших периферийных княжеств в крупные экономические и политические центры Северо-Восточной Руси. Экономическому подъему и политическому возвышению этих княжеств способствовало быстрое увеличение их населения за счет притока в эти менее доступные для грабительских набегов татар земли крестьян и ремесленников. Существенную роль в этой борьбе играла Орда. Перед ней стояла дилемма: чтобы держать Русь в повиновении и черпать из нее доходы, нужна была централизованная власть. Но сильный князь был бы опасен, а единство Руси под его властью — прямая угроза владычеству Орды. Поэтому Орда не могла допустить усиления одного князя и постоянно вмешивалась в соперничество московских и тверских князей, искусственно подогревая его. После драматической борьбы Юрия Даниловича Московского и Михаила Ярославича Тверского, закончившейся гибелью обоих в Орде, пришло время Ивана Дани.ловича Калиты. (брат Юрия, 1328-1340, внук Невского).
Время, исторический процесс требовали появления на Руси личности, способной понять ордынскую политику, найти ее сторону, нейтрализовать её губительное действие. Иван Калита очень точно уловил, что нужно Орде в тот момент, когда тверской князь убил его брата: регулярный и всё возрастающий сбор дани хану, минуя ордынских вельмож, успевающих перехватить значительную долю того, что предназначалось хану. Необходимо было упорядочить сбор дани. Личные интересы Калиты победа над Тверью, получение ярлыка — требовали мирных отношений с Ордой. Он воспользовался восстанием в Твери против татарского баскаческого отряда во главе с Чол-Ханом и пошел с татарами карать Тверь. 50-тысячное ордынское войско жестоко расправилось с тверичами и подвергло все Тверское княжество такому погрому, что тверские князья надолго выключились из борьбы за политическое господство. Иван Калита получил ярлык на великое княжение и право собирать ордынский выход. На некоторое время наступила тишина на русской земле.
Важное значение имело перемещение главы Русской православной церкви в Москву. Со времени киевского князя Владимира Русская земля имела одного митрополита. Место его пребывания было для князей очень важным делом. Город, в котором жил глава русской церкви, считался столицей Русской земли. В 1299 г. митрополичий престол с митрополитом Максимом был переведен из Киева во Владимир. Во время феодальной войны между Москвой и Тверью князья, конечно, стремились заручиться поддержкой митрополита. Дальновидный Иван Данилович, распоряжавшийся в Москве еще при жизни своего старшего брата Юрия, в 1326 г. построил в городе первую каменную церковь Успенский собор и предложил митрополиту Петру, подолгу жившему в Москве, совсем покинуть Владимир. Пётр согласился, но в том же году умер и был погребен в Москве. Его приемник Феогност окончательно сделал Москву центром русской митрополии. Поэтому перенос столицы из Владимира в Москву некоторые историки относят к 1326 г.
Калита добился очень нужного для московской политики союза с мятежным и сепаратистским Новгородом. Этот союз был закреплен в 1335 г. в результате поездки в Москву по приглашению Калиты новгородских властей — посадника, тысяцкого и архиепископа.
С первого и до последнего дня своего великого княжения Иван Калита поддерживал тесные связи с Золотой Ордой, ездил в Орду, жил там по нескольку месяцев, щедро одаривал хана, его жен, исправно платил дань, чем заслужил полное доверие Орды, не упуская при этом возможности утаивать часть ордынской дани. Это позволяло ему укрепить позиции Московского княжества, заложить основы его могущества. Калиту называют первым собирателем земли русской, положившем начало возвышению Москвы. Он уделял много времени и внимания строительству новой столицы Русской земли — Москвы. После Успенского собора вскоре были выстроены Архангельский собор, ставший усыпальницей московских князей, и придворная церковь Спаса на Бору. После пожаров в 1331 и 1337 гг., уничтоживших старый Кремль, Иван Калита в 1339-1340 гг. соорудил новую крепость из дубовых брёвен. К сожалению, от Кремля Ивана Калиты ничего не сохранилось.
Умер Иван Данилович в 1340 г., приняв монашество. История помнит его как мудрого политика, заложившего первые камни фундамента русского централизованного государства. Мощным союзником его политики была православная церковь. И такая политика, позволявшая мирно трудиться, находила поддержку в народе.
Со второй половины XIV в. Северо-Восточные земли с центром в Москве получили название «Великая Русь». Отсюда и происходит наименование «великорусский народ».
Со второй половины XIV в. начинается второй. этап объединительного процесса, основным содержанием которого был разгром Москвой своих основных политических соперников и переход от утверждения за Москвой её политического главенства на Руси к государственному объединению вокруг неё русских земель и организации общенародной борьбы за свержение ордынского ига.
Другим выдающимся деятелем эпохи образования централизованного государства, возглавившим борьбу с татаро-монголами, был Дмитрий Иванович Донской. (1369-1389). Он родился в 1350 г. и значительную часть своей молодости провел в Золотой Орде. Дмитрий Иванович успешно продолжал дело своего деда Калиты — крепил могущество Москвы. В этом огромную поддержку ему оказывал митрополит Алексей, оставшийся верным московской династии и использовавший авторитет церкви для предотвращения княжеских усобиц.
Отличительной чертой московского князя была воинская доблесть. В 1362 г. одиннадцатилетним юношей он выступил со своим войском против недруга Москвы — суздальско-нижегородского князя, который вынужден был уступить великокняжеский стол Москве. С той поры в период княжения Дмитрия Ивановича войны почти не прекращались. Московский князь смело вступил в борьбу с сильными врагами — Тверью, которая вновь окрепла, Рязанью, Литвой. После страшного московского пожара 1366 г., уничтожившего Кремль, Посад, Загородье, Заречье, Дмитрий Иванович, предвидя упорную борьбу со своими противниками, решил укрепить столицу. Менее чем за два года на месте сгоревшей крепости были воздвигнуты белокаменные стены. Были укреплены и дальние подступы разросшейся столицы — построены крепости монастыри.
Утвердив свою власть над русскими князьями, подчинив Москве Тверь и Рязань, Дмитрий Иванович решился вступить в борьбу с главным врагом Руси — Золотой Ордой. В 60-е годы XIV в. в Золотой Орде власть захватил темник Мамай. Став фактическим правителем Орды, Мамай сумел объединить большую часть прежней территории Золотой Орды и отчасти восстановить её военное могущество. Подготовка к решающему походу на Москву заняла у Мамая два года. За это время он провел широкую мобилизацию не только в Орде, но и в подвластных ей землях Поволжья и Северного Кавказа, затратил большие деньги на наём воинов в генуэзских колониях в Крыму. Им была создана могучая боевая армия с авангардом, флангами, тылом, вооружённая и подготовленная для тысячевёрстного броска. Орду тревожило усиление Руси, где шёл процесс образования единого государства. Первая победа, одержанная русскими над татаро монголами на реке Воже в 1378 г., показывала силу этого государства.
Великий князь Дмитрий Иванович заблаговременно готовился к отражению Мамаевых полчищ, укрепляя единство страны, собирая общерусское войско. На его зов ко всем русским князьям собраться у Коломны с войсками и воеводами откликнулись, по свидетельству летописца, 23 князя. Огромное моральное, духовное воздействие на боевой дух русских войск сыграло благословление преподобного Сергия Радонежского — игумена Троице-Сергиева монастыря, самого влиятельного церковного деятеля общерусского масштаба.
В 1380 г. у притока Дона реки Непрядвы состоялось великое сражение. 150-тысячная русская армия противостояла 180 тысячному татарскому войску. Потеряв две трети своей армии, Мамай бежал. Сражение на Куликовом поле было едва ли не самой кровавой битвой в русской истории. Однако победа не привела к немедленному возрождению независимости Русского государства. Но миф о непобедимости Орды был развеян. Кроме того, победа общерусского войска под руководством Московского князя, благославленная православной церковью, стала сильнейшим фактором духовного единения всех русских. В.О.Ключевский с полным основанием считал, что Московское государство родилось на поле Куликовом. Среди сказаний и песен, сложенных в честь Куликовской битвы, выделяются два сочинения — поэма «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Оба памятника были составлены в монастырских стенах и содержат наибольшее количество сведений о битве.
После Куликовской битвы Орда, несмотря на поход Тохтамыша в 1382 г., не смогла восстановить в прежнем объёме власть над русскими землями. Она была вынуждена признать политическое главенство Москвы на Руси. Перед смертью Дмитрий Донской передал своему старшему сыну Василию I Дмитриевичу (1389-1425) по завещанию великое княжество Владимирское как «отчину» московских князей, не признавая тем самым право хана выдавать ярлык. Процесс слияния Владимирского княжества и Московского завершился. С этого момента Москва утвердила за собой роль и значение территориального и национального центра формировавшегося русского государства. Ещё при Дмитрии Донском были присоединены Дмитров, Стародуб, Улич и Кострома, обширные территории в Заволжье. В конце XIV в. потеряло независимость Нижегородское княжество. Не дала результата попытка удельных князей во главе с галицкими князьями приостановить ликвидацию порядков феодальной раздробленности. Поражение удельных князей создало условия для перехода к завершающему этапу объединения.
2. Образование русского централизованного государства
Значительный вклад в укрепление русского централизованного государства внёс Иван III (1462-1505). Ивану Васильевичу (правнуку Донского) шёл 23-й год, когда власть над Северо-Восточной Русью перешла в его руки. Современники свидетельствуют, что он был худощав, высок ростом, с правильными, даже красивыми чертами мужественного лица. К концу жизни Иван III сосредоточил в руках необъятную власть, которой не обладал ни один европейский государь. Этому послужило не только его честолюбие, но и поддержка всех сословий. Эпоха Ивана III — это эпоха сложнейшей работы русской дипломатии, эпоха укрепления русского войска.
Опираясь на поддержку церкви, дворянства, посадского населения, крестьян, Иван III смог заложить основу империи и довести до конца борьбу против чужеземного ига. Московские наместники водворились в бывших княжеских столицах — Нижнем Новгороде, Суздале, Ярославле, Ростове, Стародубе, Белоозере. В 1478 г. Иван III завоевал Новгородскую феодальную республику, что определило весь ход дальнейшего политического развития Руси.Вслед за Новгородом московские войска завоевали Тверское Великое княжество. Почти одновременно, в 1480 г. произошло свержение монголо-татарского ига. Властитель одного из остатков распавшейся Золотой Орды — Ахмед-Хан заключив союз с польским королём Казимиром IV, вторгся на русскую землю, чтобы снова заставить Московского великого князя платить дань. Положение осложнялось вспыхнувшим мятежом удельных князей — братьев Ивана III. Проявив незаурядное политическое мастерство, крайнюю осмотрительность и осторожность, Иван III сумел справиться с мятежниками, не допустить участия Казимира IV в союзе с Ахмед-Ханом и избежать генерального сражения с Ордой. " Стояние на реке Угре" кончилось освобождением Русской земли от татаро-монгольского ига. Однако оставались ещё выросшие из Золотой Орды Казанское, Астраханское и Крымское ханства. Борьба с ними была впереди.
В юношеские годы Ивана III опекал митрополит Иона, который решительно выступал против сепаратистской политики удельных князей, за создание сильного централизованного государства, за освобождение его от ордынского ига, против любых притязаний Литвы и Польши. В 1461 г. Иона на смертном одре напутствовал Ивана III разуметь государствование своё как служение, крепить державу свою, скинуть татарскую власть. Иван III выполнил заветы своего духовного наставника — он объединил почти всю Русь и стал первым действительным ГОСУ.ДАРЕМ ВСЕЯ РУСИ..
При Иване III произошли крупные перемены в структуре землевладения и господствующих классов, значительно выросло служилое дворянство и поместное (условное) землевладение. Реформы затронули и армию. Вместо феодальных дружин, поставляемых боярами, армия комплектовалась дворянскими ополчениями, дворянской конницей, пешими полками с огнестрельным оружием (пищалями). Был сформирован аппарат централизованного управления с участием дворянства — Боярской думы, Большого Дворца и Казны.
По мере роста поместного землевладения и роста дворянского сословия (Иван III помещал московских служилых людей на конфискованных землях удельных бояр), неизбежно должен был усилиться нажим на крестьянство, холопов, кабальных людей. Потребность в рабочих руках росла. Складывание новых экономических и социально-политических отношений требовало создания нового законодательного порядка. Поэтому из всех новшеств Ивана III наиболее значительной была судебная реформа., обнародованная в 1497 г. в виде специального сборника законов «Судебника». Вместо многих местных уставных и судебных грамот, по которым осуществлялось судопроизводство, Иван III ввел единое общерусское законодательство. Он запретил посулы (взятки) за судопроизводство и установил единообразные судебные пошлины за все виды судебной деятельности.
По Судебнику на территории всего государства действовали: суд великого князя и его детей, суд бояр и окольничьих, суд наместников и волостелей (территория страны делилась на уезды, уезды на волости и станы. Власть в уездах принадлежала княжеским наместникам, а в волостях и станах — волостелям). Судебник установил обязательность присутствия дьякона на боярском суде, целовальников (дворских, старост) и лучших людей на суде на местах. Но в Судебнике сохранились и некоторые нормы старого права. Так, жалобники могли решать спор «полем», то есть судебным поединком на дубинах. Судьи должны были наблюдать, чтобы один не убил другого.
По Судебнику давнее правило перехода крестьян от одного владельца к другому в течение двух недель в году стало общегосударственной нормой. В единый срок перехода — неделя до 26 ноября и после — крестьянин мог уйти только уплатив все долги и «пожилое». Судебник запрещал кабалить в холопы свободных людей.
Иван III провёл реформу календаря. С 1472 г. (с 7000 г. от сотворения мира) Новый год стали отмечать не 1 марта, а 1 сентября.
Иван III, по мнению большинства историков, был достойным потомком Московских князей — собирателей русских земель. Если в 1462 г. Иван III наследовал княжество, размеры которого едва ли превышали 430 тыс. кв. км, то уже при вступлении на престол его внука Ивана IV в 1533 г. государственная территория Руси возросла более чем в шесть раз, достигая 2800 тыс. кв. км с населением в несколько миллионов человек. Причем основные приобретения были сделаны в годы правления Ивана III. С могущественным русским государством отныне должны были считаться крупнейшие европейские и ближневосточные страны. В годы его правления отчетливо вырисовывались четыре аспекта русской внешней политики: северо-западный ( балтийская проблема), западный (литовский вопрос), южный (крымский) и восточный (казанский и ногайский).
В соответствии с новым политическим положением в качестве государя над объединённой русской землёй Иван III в официальных сношениях называл себя «государем всея Руси», аиногда «царём». С титулом «государь» было соединено представление о неограниченной власти, термин «царь» применялся ранее на Руси по отношению к византийскому императору и татарскому хану и соответствовал титулу " император". При Иване был принят новый герб в виде двуглавого орла. Внешним выражением преемственности с Византийской империей были «бармы» (оплечье) и шапка Мономаха.
Последние годы завершающего этапа объединения русских земель пришлось на начало княжения Василия III (1505-1533).. Василий III был прозван «последним собирателем земли русской».
Василий III завещал великокняжеский престол старшему сыну Ивану IV (1533-1584)..
Великий князь Василий III умер, когда его сыну было три года. После смерти матери, великой княгини Елены (урождённой Глинской) Иван, которому исполнилось тогда восемь лет, остался круглой сиротой. Страной управляла Боярская Дума. Власть переходила от одной боярской группировки к другой. В результате многолетних кровавых распрей верх одержали родичи великой княгини — Глинские. Дядя юного великого князя Михаил Глинский и его бабка Анна по совету и с помощью митрополита Макария сумели подготовить акт большой государственной важности — венчание Ивана на царство. Царь получал корону из рук главы церкви. Этим подчёркивалось, что церковь всецело поддерживает и благославляет единодержавие, а также особое место церкви в государстве. Церковь становилась матерью царской власти и её гарантом. Коронация произошла 16 января 1547 г., когда юному Ивану было 16 лет.
Акт венчания на царство не положил, однако, конца боярскому правлению. С ним покончило народное восстание 1547 г., ставшее стихийным взрывом возмущения боярской междуусобицей и непомерной нуждой.
Результатом восстания было освобождение царя от тяжелой опеки бояр и выдвижение в его окружение новых людей, выражавших интересы служилого дворянства и верхушки городскогопосада. Образовалось правительство, основанное на компромиссе интересов различных сословий. Ключевую роль в формировании новой правящей группы сыграл митрополит Макарий. Мудрый и спокойный политик, находившийся в окружении царя до и после восстания, Макарий был решительным сторонником единодержавия. При его участии в окружении царя оказались те лица, которые символизировали новое правительство — «Избранную раду». Речь идет, прежде всего, об Алексее Федоровиче Адашеве (неродовитом дворянине) и священнике Сильвестре, а также о князьях Андрее Курбском, Воротынском, Одоевском, Серебряном, боярах Шереметьеве, Висковатом и др. Это было фактическое правительство, которое осуществило под руководством царя ряд важных реформ.
Основными целями реформ были:1) создать государство на единой правовой основе, покончить с удельно-феодальными порядками;2) создать такую систему верховного правления, в которой царская власть была бы ограничена «мудрым советом»;3) создать могучее войско центрального подчинения;4) активная внешняя политика, направленная на расширение земель, прежде всего, завоевание Поволжья. Что конкретно было сделано для осуществления этих целей?1) Освобождение дворян от подсудности боярам-наместникам.2) Отмена местничества и установление назначения на службу как государственной обязанности.3) Принятие нового Судебника 1550 г. Он требовал «судных мужей» — присяжных заседателей при каждом разбирательстве, отмены феодальных иммунитетов, тарханных грамот (освобождение от налогов), создания единого законодательства, подтвердившего Юрьев день.4) Земская реформа, которая вводила вместо власти наместников местное выборное самоуправление. Тягловое население (посадское и черносошное) избирало из среды детей боярских «излюбленные головы» или старост для осуществления сбора податей в пользу государства и судебных функций. Таким образом налаживались прямые связи между государством и его населением, жители бывших уделов превращались в подданных одного государства.5) Переписаны все земли и установлена единая система налогового обложения. Установлены новые налоги — " пищальные деньги" на содержание стрелецкого войска и «полоняничные деньги» на выкуп пленных.6) Реформа органов центрального управления, которая включала формирование системы новых приказов: Поместный, Казанский, Посольский.7) Военная реформа, которая предусматривала формирование офицерского корпуса — 1070 дворян — опору царя и самодержавной власти и установила два вида службы — по прибору (по выбору) и по отечеству (по происхождению).
По отечеству — для дворян и детей боярских предусматривалась служба с 15 лет пожизненно, которая переходила по наследству. Служилое дворянство обеспечивалось поместными дачами и жалованием (от 4 до 7 рублей в год).
По прибору формировалось стрелецкое войско. Стрельцом мог стать каждый свободный человек, служба не являлась наследственной. К концу XVI в. стрелецкое войско насчитывало 25 тысяч человек, вооруженных огнестрельным (пищали) и холодным (бердыши, мечи, сабли) оружием.
Морского флота у Руси тогда не было. В Ливонскую войну Иван IV завёл в Балтийском море каперский флот с целью воспрепятствовать торговле Польши, Литвы и Швеции. В октябре 1570 г. наёмная флотилия Грозного была арестована датским королём, корабли были конфискованы.8) Церковная реформа. В 1551 г. по инициативе Грозного был созван Церковный Собор. Его решения сведены в Сто глав (Стоглавый). Царь держал речь, призвал церковь одобрить реформы и Судебник и предложил исправить церковное строение в нестяжательском духе. Собор во главе с Макарием не одобрил это предложение. Церковно-монастырское землевладение было объявлено незыблемым, покушавшиеся на него названы хищниками иразбойниками. Был достигнут компромисс: Собор разрешал монастырям покупать и продавать земли только с царского дозволения и запрещал церковникам заниматься ростовщичеством. Собор унифицировал все обряды и богослужение.9) В 1552 и 1556 годах было присоединено Казанское и Астраханское ханства. Волжский путь стал русским.
Реформы правительства Ивана IV имели тенденцию не только укрепить централизованное государство, но и превратить его в сословно-представительную монархию. События более поздних лет уничтожили многие результаты этих реформ. Первым приложил к этому руку сам Иван Грозный. Путь, по которому вели государство члены «Избранной рады», мог привести к неполновластию монарха, такому, например, как в Польше, где шляхта фактически управляла страной. Такой пример пугал Грозного. Он перешел к решительным действиям и с целью укрепления самодержавия создал опричнину..
Опричнина… Характеризуемая этим словом система политических и экономических мер, потрясшая современников и оставившая по себе громкую, хотя и разноголосую славу в веках, — была важнейшим делом жизни Грозного. Опричнина — это переход к самовластию Ивана IV, к царскому режиму. Этому верхушечному политическому перевороту предшествовала длительная идеологическая подготовка — прежде всего, публицистические сочинения самого царя, где он страстно отстаивал идею самодержавия. Опричнина — это инструмент принуждения, с помощью которого царь укреплял свою власть. Главная идея опричнины разделение государевых слуг на тех, кто «слугует близко», то есть верен, и на тех, кто «слугует отдалее», кто не столь надёжен. Корпус верных слуг, с помощью которых можно защитить себя и свою власть от покушений окружающих его и ненадёжных «сигликтов», следует пополнять из худородных низов. Возвышение служилого человека — из грязи в князи — должно навечно приковать его к царю. Отсюда не следует, что Грозный создавал свой аппарат власти из одних худородных. На самых высоких постах служили и родовитые, но они были «прослоены» худородными.
Выехав в 1564 г. из Москвы в Александровскую слободу, царь объявил, что покидает своё царство, потому, что «бояре и все приказные люди» чинили всякие убытки и населению страны, и государству, и «понаказати» их ему мешали. Это было не бегство, а трезвый политический расчёт. Цель — заручиться поддержкой посадских людей и выдвинуть свои условия возвращения. Чтобы " ударить челом государю и плакаться", в Александрову слободу отправилась представительная делегация от духовенства, бояр, дворян, приказных людей, купцов и посадских. Выслушав посланцев, Грозный согласился вернуться в Москву, но при условии, что отныне царь по своему усмотрению будет «невозбранно казнить изменников опалою, смертию, лишением достояния без всякого стужения, без всяких претительных докук со стороны духовенства».
2 февраля 1565 г. царь Иван Васильевич торжественно въехал в столицу, а на другой день объявил духовенству, боярам и знатнейшим чиновникам об учреждении опричнины. Слово «опричь» — близко, около. Основными мероприятиями были:1) выделение опричных территорий — государев удел;2) формирование опричного корпуса;3) формирование опричного двора — верховного руководства главными службами и учреждениями государства. В его подчинение вошли Разрядный, Ямской, Дворцовый, Казённый приказы, то есть силовые ведомства. В опричнине была учреждена Боярская Дума (наряду с Земской боярской думой).
Все оппозиционные самодержавию силы были подвергнуты преследованиям. Жертвами опричного террора стали не только представители оппозиционного боярства, аристократии, но и независимо настроенные дворяне и дети боярские. Жертвами земельного террора, то есть земельных конфискаций стали землевладельцы всех категорий — все, кто оказался не близок царю, не доказал своей преданности. Стремясь создать впечатление всенародной поддержки своей политики, Грозный продолжал созывать Земские соборы из представителей всех слоёв землевладельцев, а также посада. Указ о введении опричнины был представлен на утверждение Земского собора в феврале 1565 г. Жестокая расправа постигла земцев, обратившихся к царю с челобитной об отмене опричнины. Большинство членов Боярской думы (земской) были в годы опричнины уничтожены, Дума превратилась в покорную инстанцию. Последствием опричного террора было: разгром церковной оппозиции — убийство и смещение митрополита Филиппа, расправа с Новгородскими архиепископами Пименом и Леонидом. Разгром земской оппозиции, ликвидация заговора Фёдорова (главы Боярской думы), казни 1570 г., ликвидация внутридинастической оппозиции — уничтожение двоюродного брата царя Владимира Старицкого и его родичей, окончательная ликвидация самоуправления Великого Новгорода — таковы результаты опричнины.
Опричнина была отменена в 1582 г., переименована в Двор, который до конца дней Грозного осуществлял верховное руководство. Смерть Грозного, последовавший затем острый социальный и политический кризис, получивший название Смутного времени, вновь поколебали самодержавную власть, однако ход дальнейших событий показал необратимость процесса укрепления государственности и режима царской власти.
Таким образом, процесс образования русского централизованного государства, в отличие от централизации в странах Западной Европы, определялся больше факторами политическими, духовными и природно-климатическими, нежели собственно экономическими. Этот процесс происходил на основе развития феодальных отношений, тогда как в странах Западной Европы он совпал с зарождением отношений буржуазных.
Большую роль в ходе централизации сыграла политическая активность таких государственных деятелей как Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV. Важную роль в духовном и политическом единении русского народа сыграла православная церковь. Наконец, мощным фактором, ускорившим централизацию, явилось наличие внешней опасности и необходимость борьбы с нею. К концу XVI в. сложилось централизованное русское государство с централизованной властью. Сущность централизации можно выразить в следующих тезисах:1) окончательная ликвидация остатков политической самостоятельности земель;2) развитие общегосударственного права и общегосударственного законодательства;3) складывание общегосударственной системы налогов;4) создание централизованных вооруженных сил, подчинённых самодержавной власти;5) перестройка управления на местах, ликвидация кормлений, создание приказной системы;6) идеологическое и духовное обоснование единодержавия.
Развернувшаяся в эпоху Грозного борьба между феодальной аристократией и дворянством шла не за или против централизации, а за то, какой быть этой централизации, за то, кто и как будет управлять централизованным государством, интересы какой социальной группы оно будет преимущественно выражать, в чьих руках будут командные высоты. Эта ожесточенная борьба с новой силой вспыхнула после того, как была прервана династия Рюриковичей и вопрос о престолонаследии встал с особой остротой.
Список литературы
Белинский В.Г.Полн.собр.соч.Т.10 М.1956.
Карамзин Н.М. История государства Российского.- Т.I.- М.: 1989