Общепринятая хронология основных событий в Монголии во второй половине XII в. отсутствует. Нет точных сведений и о дате рождения Темучжина, будущего Чингис-хана. Очевидно лишь, что это была пора развала первого государства монголов Хамаг монгол улуса в 50-60-х годах XII в. Его отец, Есугай-баатур, был отравлен татарами, с которыми родня Темучжина враждовала. Девятилетний Темучжин остался с матерью, Оэлун-фучжин, покинутой людьми, подчинявшимися ранее Есугаю-баатуру, среди которых самыми сильными были тайчиуты, создавшие свой улус. Юношей Темучжин на почве соперничества вместе со своим младшим братом, Хасаром, убил их сводного брата Бектера. За это он был подвергнут правителем тайчиутов Торгутай-Кирилтухом «законному наказанию»: забит в шейную деревянную колодку, кангу, — и содержался у тайчиутов как заключенный. Возможно, этот факт породил имеющиеся в некоторых источниках сведения о том, что в юные годы Темучжин был в плену и рабстве. Бежав от тайчиутов, Темучжин постепенно обзавелся нукерами и в 70-80-х годах XII в. сделал первые шаги в сложной политической борьбе. Он обратился за помощью к Тоорил-хагану, правителю кереитов. Тоорил-хаган был побратимом (анда) отца Темучжина, он пообещал Темучжину «собрать его разрозненный улус». Нападение на ставку Темучжина меркитов, пленивших жену Темучжина, Борте, дало повод Тоорил-хагану выступить в поход против меркитов при условии, что в нем примет также участие молодой представитель монгольского ханского рода Чжамуха. В детские годы Чжамуха и Темучжин были побратимами. В момент конфликта большая часть монголов шла за Чжамухой, признававшим старшинство Тоорил-хагана в рамках традиционной дипломатии тех мест и тех лет и считавшего его старшим братом, а себя — младшим. Чжамуха принял участие в походе на меркитов, которые были разбиты. Темучжин возвратил жену, союзники получили добычу и рабов. Рашид ад-дин указывает точную дату похода на меркитов — 1177-1178 гг. Темучжин уже в этом походе проявил свой характер, постановив, чтобы и впредь в войнах с меркитами «никого из меркитов не оставляли в живых, а всех убивали» (Рашид ад-дин). После меркитского похода Чжамуха и Темучжин стали совместно править монголами. Однако позднее, к II 80 г., если верить Рашид ад-дину, Темучжин отделился от Чжамухи, будучи уже обладателем собственного улуса. Часть монгольской знати, в том числе представители природных монгольских ханов, пошли за Темучжином. Этой знатью Темучжин был провозглашен ханом, избранником «Вечного синего Неба». Именно в это время Темучжин получил свой титул Чингис-хан, смысл которого не имеет общепринятого объяснения. Многие сходятся на том, что это тюркское тенгис, «океан», и титул означал «хан-океан», «хан, власть которого безбрежна, как океан». Расхождения в датировке этого события, важнейшего и в жизни Монголии, и в личной карьере Чингис-хана, достигают десяти лет. Мы уже упоминали, что Рашид ад-дин указывает 1180 г., монгольский историк Ш.Сандаг и китайский историк Хань Жулинь — 1189 г., Л.Гамбис -1190 г.
Чингис-хан, видимо, искренне верил в свою избранность высшими силами, в свое предназначение объединить всю Монголию, да и не только Монголию, а весь доступный мир. Эта вера подогревалась его ближайшим сподвижником — шаманом Кокочу (Теб-Тенгрием). Устраивая свой улус, организуя аппарат управления, Чингис-хан поставил высшими администраторами своих сподвижников и сторонников. Управлять всеми должностными лицами, а также гвардией и нукерами были поставлены Боорчу и Чжелме. Во главе армии встал младший брат Чингис-хана, Хасар. Командование передовыми частями армии было поручено Субетай-баатуру, которого Чингисхан называл «своей опорой и щитом».
История Монголии последних двух десятилетий XII в.-это история борьбы Чингис-хана и его соперников за власть над монголами и Монголией. В этой борьбе Чингис-хан пользовался поддержкой Тоорил-хана; главным его соперником был Чжамуха. Желание видеть в них носителей двух различных путей развития монголов (Чжамуха — «демократ», Темучжин — «степной аристократ», по В.В.Бартольду и Б.Я.Владимирцову; Чжамуха — «консерватор», борец за «племенное состояние монголов», Темучжин — «борец против племенной иерархии, племенного порядка», по П.Рачневскому, и т.п.) вряд ли имеет основание. Социальные силы, стоявшие на стороне как Чжамухи, так и Темучжина, были одного порядка. Представители ханского правящего монгольского клана, нойоны, нукеры принимали сторону той или другой личности, а не боролись за ту или иную идею. Идея была одна — объединение всех монголов, реставрация Хамаг монгол улуса под властью одного хана и, как логическое развитие такого объединения, усиление — объединение под властью монгольского хана всей кочевой ойкумены. Объединение и сильная централизованная власть были выгодны скотоводам-кочевникам, особенно после периода разброда, обеспечивая им порядок и относительную безопасность от взаимных грабежей.
Около 1187 г. или несколько позже произошло первое крупное военное столкновение Чжамухи и Чингис-хана в Далан-Балчжутах, в верховьях р. Оной. Источники противоречиво сообщают об его исходе. Большинство исследователей доверяют «Тайной истории» и склонны считать, что свое первое большое сражение Чингис-хан проиграл, хотя силы соперников были примерно равны — по 30 тыс. воинов с той и с другой стороны. Чжамуха заживо сварил 70 военачальников Чингис-хана, попавших в плен.
После поражения при Далан-Балчжутах Чингис-хан почти на десятилетие выключается из активной борьбы. П.Рачневский высказывается за то, что эти годы Чингис-хан провел или на территории чжурчжэньской империи Цзинь, или возле ее границ. С середины XII в. цзиньские императоры проводили в сопредельных монгольских степях политику «сокращения совершеннолетних». Раз в каждые три года экспедиционный корпус Цзинь вторгался в пределы Восточной Монголии и истреблял местное мужское население или угонял его в рабство в Цзинь. В ответ кочевники столь же регулярно разоряли пограничные области империи чжурчжэней. Много хлопот империи причиняли своими набегами татары.
В 1196 г. в поход против татар выступила армия под командованием Ваньянь Сяна. Татары были разбиты у р.Керулен и бежали по р.Ульдза. Их преследовал цзиньский корпус под командованием Ван Аньго, который предложил Тоорилу и Чингис-хану выступить против татар. Кереиты и монголы Чингис-хана разгромили татар у оз.Торей. За эту помощь Чингисхан и получил от цзиньских властей упоминавшийся выше чин чаутхури. Тоорил-хаган получил титул вана (князя) и впредь стал именоваться Ван-хан (Онг-хан). Получение чина от чжурчжэней способствовало укреплению положения Чингис-хана.
В 1198 г. армии Цзинь совершили новый поход в Восточную Монголию против хунгиратов и других татаро-монгольских племен. Однако в результате внутренних неурядиц внешнеполитическая активность чжурчжэньского государства стала ослабевать. Это создало Чингис-хану благоприятные условия для закрепления в Восточной Монголии. Произошли перемены и на западе Монголии, где найманский улус распался на два во главе с Таян-ханом и Буюрук-ханом. В 1198-1199 гг. кереитский Ван-хан, Чжамуха и Чингис-хан с молчаливого одобрения Таян-хана нанесли поражение Буюрук-хану. Однако перед решающим сражением Ван-хан и Чжамуха тайно ночью покинули Чингис-хана в надежде, что найманы расправятся с ним. Но найманы вместо этого всеми силами обрушились на кереитов, и Чингисхану самому пришлось идти выручать своего «хана-отца». Вероятно, в 1200 г. Чингис-хан совершил поход против.тайчиутов. Столь велика была его ненависть к тайчиутам, что сражение с ними — единственное, про которое точно известно, что Чингис-хан участвовал в нем лично. В бою он был ранен.
В 1201 г. сторонники Чжамухи провозгласили его гурханом. За Чжаму-хой шли не только монголы, но и представители многих других племен и народностей Монголии (татары, найманы, меркиты, ойраты, тайчиуты). Обряд возведения Чжамухи в гурханы был совершен у впадения в Аргунь р.Ган. Силы, объединившиеся вокруг него, открыто объявили своими врагами Ван-хана и Чингис-хана. Таким образом, к началу XIII в. произошло четкое размежевание сил, боровшихся за власть в Монголии. Реально союз Ван-хана и Чингис-хана был непрочным, в принципе каждый из ханов-соперников стоял сам за себя. Желая прочно укрепиться в Юго-Восточной Монголии, Чингис-хан в 1202 г. обрушился на татар. Если не считать войны с сородичами-тайчиутами, то это был первый поход Чингис-хана в одиночку против одной из сильнейших татаро-монгольских народностей. Неподалеку от оз. Буир-Нор, в местности Далан-Нумерген, татары потерпели поражение. По выражению Рашид ад-дина, Чингис-хан сделал татар «кормом для своего меча», истребив всех взрослых мужчин и подростков, оказавшихся ростом выше тележной оси. Победа Чингис-хана наметила изменение баланса сил в Монголии в его сторону. Возможно, в это время Чингис-хан имел ставку у оз. Бальчжуна в Северо-Восточной Монголии. Именно здесь его посетили мусульманские купцы Джафар-ходжа, Хасан и Данишменд-хаджиб. Как полагают, именно от них Чингис-хан получил подробную информацию о положении в Восточном Туркестане и Мавераннахре.
Ван-хан предложил Чингис-хану породниться и обещал выдать свою дочь за старшего сына Чингис-хана, Чжочи. Чингис-хан поехал на сговор в ставку кереитов с небольшим эскортом. Однако по дороге Чингис-хана отговорил от поездки один из старых и преданных его сторонников — Мунлик. Чингис решил вернуться, и как раз в это время поступило сообщение, что войска кереитов выступили против него. Кереитов поддержал Чжамуха.
Во время сражения Чжамуха отказался от решительной поддержки кереитов. В бою был ранен сын Ван-хана, Сангум Илха, его жизнь оказалась под угрозой, и кереиты покинули поле сражения. Это, вероятно, спасло Чингис-хана от крупного поражения, если не полного разгрома. Он отступил к оз. Бальчжуна с небольшим отрядом. Те, кто остался с ним и пришел к озеру, в знак клятвы верности пили мутную воду из заболоченного озера. Позже все они получили особые права и привилегии за свою преданность хану в трудную для него минуту. Чингис-хан вынужден был вступить в переговоры с Ван-ханом, во время которых он проявил незаурядные качества дипломата. Он величает Ван-хана «ханом-отцом», полагая тем самым себя «подданным и сыном».
Но уже в следующем, 1203 г. Чингис-хан, отбросив недавнее смирение, даже не делая ночных остановок, двинулся с войсками к ставке Ван-хана. Нападение было неожиданным. После трех суток сражения кереиты были наголову разбиты. Ван-хан и его сын, Сангум, бежали на запад, к границам найманского улуса. В пути они наткнулись на найманский караул. Ван-хан был убит, а его голова доставлена найманскому Таян-хану. Сангум бежал. Чингис-хан, судя по имеющимся сведениям, не истребил кереитов, а расселил их, с тем чтобы они не жили монолитно, и много кереитов раздарил своим близким и воинам, приказал «кереитский народ… раздать во все концы», «всех вдоволь оделил он кереитскими пленниками».
Победа над кереитами осенью 1203 г. — второй крупный успех Чингисхана после разгрома татар. Был уничтожен крупнейший улус Монголии.
Чжамуха в борьбе с Чингис-ханом мог теперь иметь в союзниках только найманов. Если верить «Тайной истории», то найманский хан решил не дожидаться нападения и самому начать войну с Чингис-ханом. Он решил заполучить в союзники онгутов, народ, живший по границе с Цзинь у Великой Китайской стены, и прислал послов. Через послов он просил хана онгутов Алахуша «стать его правой рукой» в борьбе с Чингис-ханом. Алахуш не только отказался быть «правой рукой найманов» в предстоящей войне против Чингис-хана, но и поспешил известить Чингис-хана о намерениях найманов.
В 1204 г., имея ставку на р.Халхе в урочище Орноуйн кельтей хада, Чингис-хан провел в своем улусе ряд реформ. Он поделил всех своих подданных на десятки, сотни и тысячи (на группы людей, способных в случае нужды выставить десять, сто, тысячу воинов с оружием, доспехами и конем), поставив во главе этих единиц администраторов-командиров: десятников, сотников, и тысячников. Эта реформа наносила удар по этнической и племенной разобщенности его улуса. Были введены должности управителей — черби. Черби ведали людьми и хозяйством улуса, ханской ставкой и гвардией хана. Служба гвардии была заново регламентирована. Реформы привели в порядок сильно подорванный войной с кереитами улус Чингисхана. Если предположить, что Чжамуха в это время жался к найманам, то улус Чингис-хана уже охватывал практически всю Восточную и Центральную Монголию.
Летом 1204 г. войска Чингис-хана подступили к границам остававшегося независимым найманского улуса. Противники сошлись у горы Наху-гун в Монгольском Алтае. Найманы потерпели полное поражение. Сам Таян-xaн пал в бою. С оставшимися в живых и не попавшими в плен ушел на запад лишь сын Таян-хана, Кучлук. Так не стало еще одного сильного улуса в западных пределах Монголии.
В том же, 1204 г. Чингис-хан совершил поход на меркитов. Проведя зиму 1204/05 г. на южных склонах Алтая, Чингис-хан весной 1205 г. перевалил Алтай и на западных его склонах атаковал бежавших туда правителя меркитов Тохтоа-беки и Кучлука. Тохтоа-беки пал в бою. Кучлук в сопровождении многих недовольных воцарением Чингис-хана в Монголии ушел к кара-китаям на р. Чу.
Вслед за этим большинство сторонников Чжамухи перешли к Чингис-хану. Чжамуха остался лишь с небольшой группой людей, которые скоро предали его. Он был схвачен сопровождавшими его воинами и доставлен к Чингису, который и приказал казнить его (1205 или 1207 г.).
Таким образом, к 1206 г. завершилось смутное для Монголии время когда, по словам одного из приближенных Чингис-хана, «все друг друга грабили», «всесветная брань шла». Это была борьба ханов и борьба этносов — монгольского, кереитского, найманского, татарского, меркитского — за преобладание в Монголии. Одновременно шел процесс сложения нового этноса — одной монгольской народности, вытеснения из Монголии тюркских этносов и монголизации страны. Необъятные просторы оказались под властью монголов и уже убеленного сединами Чингис-хана. Отныне эта земля постепенно получит имя победителей и станет Монголией, а населявшие ее этносы станут забывать свои самоназвания и именоваться монголами. Для части внешнего мира в память о былом могуществе татар они останутся монголо-татарами и татарами.
Оформил объединение курултай, или собрание представителей ханского рода и кочевой знати, который собрался весной 1206 г. у истоков р. Онон. В «Тайной истории» читаем: «Когда он (Чингис-хан. — Е.К.) направил на истинный путь народы, живущие за войлочными стенами, то в год барса (1206) состоялся курултай, и собрались у истоков реки Онон. Здесь воздвигли девятибунчужнее белое знамя и нарекли ханом Чингис-хана». Интронизация Чингис-хана сопровождалась шаманскими обрядами, которыми руководил придворный шаман Теб-Тенгрий.
Следуя давней центральноазиатской традиции, Чингис-хан разделил улус на центр и правое и левое крыло, во главе которых были поставлены темники. Вся Монголия была поделена на 95 военно-административных районов — «тысяч», которые были обязаны выставлять примерно по тысяче конных воинов, во главе с нойонами-тысячниками. Тысячи делились на сотни. Нойоны-тысячники получали от хана хуби (вознаграждение за службу, хуби- означало и удел). Должности темников, тысячников и сотников являлись наследственными. Основной корпус тысячников составили сородичи Чингис-хана и те люди, которые оказали ему помощь в борьбе за власть. По подсчетам некоторых исследователей, население улуса Чингисхана на начало XIII в. составляло 1 млн. человек.
Согласно «Ясе», или своду законов нового монгольского государства, люди в «тысячах» были прикреплены к месту своего проживания. Ата Малик Джувейни сообщает: «А еще яса такая: чтобы никто из тысяч, сотен или десятков, к которым он приписан, не смел уходить в другое место или укрываться у других, и никто того человека не должен к себе допускать, а если кто-либо поступит вопреки этому приказу, то того, кто перебежит, убьют всенародно, а того, кто его укрыл, ввергнут в оковы и накажут». «Яса», возможно, была введена еще в 1203 г. К сожалению, текст «Ясы» известен лишь в пересказах разных авторов. Очевидно, что это был свод уголовного, гражданского и военного, а также административного права.
Были усовершенствованы службы хозяйственная, двора, военно-полицейская. Был организован своеобразный секретариат, в который назначены составители распоряжений и ханских указов, писцы и переводчики. Делопроизводство велось уйгурским письмом, приспособленным для монгольского языка. По сведениям «Тайной истории» и «Юань ши» («История династии Юань»), употреблению письма монголов обучил уйгур-чиновник на найманской службе Тататунга, хранитель ханской печати. Чингис-хан приказал ему учить читать и писать молодых членов своей семьи и молодых нукеров и нойонов.
Была расширена служба гвардии. В гвардию набирали «сыновей и младших братьев» тысячников и сотников. Служа лри дворе хана, они одновременно становились и заложниками, привязывая прочнее своих старших братьев и отцов к хану. Из числа гвардейцей-кешиктенов набирали чиновников в аппарат управления.
Темники, тысячники, сотники, десятники выполняли различные функции по управлению. Тысячник, в частности, управлял вверенным ему населением, распределял пастбища, руководил перекочевками, организовывал труд пленных ремесленников и земледельцев, собирал налоги хану, следил за состоянием боевых коней, изготовлением оружия и доспехов, отбирал людей на службу и войну, сам мог возглавить отряд от своей тысячи. Наконец, тысячник или сотник обеспечивали работы почтовой службы. Возможно, что они являлись и судьями на местах.
Члены урука Чингис-хана получили хуби — уделы, с числом юрт от 1500 до 10 000. Ко всем родственникам для наблюдения за ними были приставлены нойоны — люди, преданные хану. Уделы были пожалованы и некоторым заслуженным нукерам хана. Право на удел закреплялось ханским указом (ярлыком) и особым символом — дщицей гереге. Особо заслуженные люди жаловались также дархатством — освобождением от повинностей в пользу хана. Повинности обычно состояли из поставок скота (квоты поставок были уточнены при Огодое), кумыса, а также службы кровью, необходимости в указанное время явиться на воинскую службу с оружием, конем и доспехами. По всему улусу была учреждена ямская почтовая служба, заимствованная из Китая. Из Китая же были позаимствованы символы делегирования власти, наделения управителей особыми полномочиями, — верительные бирки, пайцзы из золота и серебра.
Официально государство Чингис-хана именовалось Ехе Монгол улус — «Великое монгольское государство». По некоторым данным, так именоваться оно стало с 1211 г.
В сознании хана и его окружения, в полном соответствии с идеологией региона и эпохи, власть была дарована хану высшим божеством — Небом. Хан обладал двумя видами благодати: силой — кючю и особой харизмой — су. Власть хана полагалась универсальной, универсализм ее состоял в том, что не существовало разницы между властью над реальными подданными его государства и подданными потенциальными. Хан был представителем Неба на земле. Отказ любого правителя, любого народа признать его власть рассматривался как мятеж, подлежащий подавлению силой. Эта выработанная на основании центральноазиатских и китайских представлений о природе власти кагана (императора) концепция, в общем нереалистическая в обычной практике международных отношений, проводилась силой оружия не один десяток лет в ходе монгольских завоеваний. Внутри страны концепция универсальности власти хана была ограничена правом сородичей и знати на утверждение хана в должности на курултае.
Монгольская и отечественная наука связывают появление единого монгольского государства и реформы Чингис-хана с переходом Монголии к феодализму. Часть современных китайских авторов считают государство Чингис-хана рабовладельческим. В том и другом случае следует признать развитость государства, наличие в нем зрелых классовых отношений. Список литературы
1. История Востока; Издательская фирма «Восточная литература» РАН, Москва, 1997