НАРЫШКИН СЕМЕН КИРИЛЛОВИЧ
(1710 — 1775)
Русскийполитический и государственный деятель.
Род Нарышкиных вошел в русскую историю благодарятому, что его представители играли важную роль в политической и культурнойжизни России. По имени Нарышкиных даже был назван архитектурный ихудожественный стиль, распространенный в конце XVII начале XVIII века.
По преданию, Нарышкины происходили от татарскоговельможи Нарышкина, который в 1463 году перешел на русскую службу. Однаковозвышение этой семьи относится лишь к концу XVII века, когда царь АлексейМихайлович женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной, которая стала матерьюимператора Петра I.
Один из членов этой семьи, Семен КирилловичНарышкин, получил превосходное домашние образование, и, казалось, ничто не моглопомешать его придворной карьере. Однако после смерти Петра I, когда на престолвступила Елизавета Петровна, он попадает в опалу, и ему приходится уехать изРоссии.
Семен Кириллович поселился во Франции и принялвымышленную фамилию Тенкин. В Россию он вернулся только в 1741 году, посколькубыл пожалован придворным чином камергера. Правда, императрица Елизавета неизменила своего отношения к Нарышкину и немедленно отправила его за пределыстраны: Нарышкин был назначен посланником русского престола в Англии.
Однако на этом посту он пробыл всего семь месяцев.На обратном пути в Россию, проезжая через Германию, Нарышкин был представленпринцессе Ангхальт-Цербстской, будущей императрице Екатерине II. В то времяНарышкин и не подозревал, что встреча изменила судьбу. Всего через три года емупришлось встретить принцессу Софью-Фридерику, приехавшую в Россию в качественевесты будущего императора Петра III.
Сопровождая будущую императрицу, Семен Кирилловичучил ее даже тому, как нужно садиться в русские сани, поскольку этот экипаж вту пору в Европе был не известен. И, тем не менее, несмотря на почетноепоручение, Нарышкин продолжал оставаться на грани оплаты. Известен случай,когда императрица Елизавета во время бала подозвала к себе его жену МариюПавловну, которую все единодушно считали самой красивой придворной дамой, исрезала ножницами все украшения с ее платья. Подобные унижения были нередкостью в поведении Елизаветы.
Сам Семен Кириллович, как иего жена, считался первым щеголем своего времени. Однако не меньше. Чем еготуалеты, был известен его театр, который он организовал в Петербурге дляувеселения двора. Это был второй в истории России придворный театр ( первый былорганизован немецким актером при дворе царя Алексея Михайловича).
С именем Нарышкина связано и своеобразноенововведение в русском быту. Еще в начале пятидесятых годов XVIII века онорганизовал в своем имении так называемый роговой оркестр. Он состоял изнескольких десятков музыкантов, каждый из которых мог сыграть на длинном рогетолько одну ноту. В качестве руководителя такого уникального коллектива СеменКириллович пригасил из Польши композитора и капельмейстера В. Мареша. Роговаямузыка звучала в имении Нарышкина каждую субботу и, по мнению современников,была очень мелодичной, по своему звучанию напоминая органную.
Когда же на престол вступилаЕкатерина II, Семен Кириллович Нарышкин, наряду с Потемкиным, оказался в числесамых приближенных к императрице людей. Он был пожалован званием генерал-аншефаи назначен обер-егермейстером. 16 августа 1760 года Нарышкин был награжденвысшим российским орденом Андрея первозванного.
Тогдаже на землях, которые принадлежали семье Нарышкиных, и зародился новыйархитектурный стиль – русское или нарышкинское, барокко. Первой постройкой вэтом стиле стала церковь Покрова в Филях – подмосковной усадьбе Нарышкина.Позже крепостной зодчий яков Бухвостов построил в стиле нарышкинского бароккоцеркви в Троице-Лыкове, Рязани, а также храм Спаса в Уборах. Для всех этихпостроек характерна яркая декоративность, сочетание различных геометрическихформ, зрительная легкость. Недаром известный искусствовед И. Грабарь назвал этистроения Бухвостова «кружевной сказкой».
Автор Заруба Кирилл Волгоград2003 год.