«Мыслящаяистория» С.П.Шевырева
ШиринянцА. А.
Если бы, можнобыло всю современнуюнауку назватьодним именем, то приличнобы ей было, какмне кажется, наименованиемыслящей истории.
С. П. Шевырев.История поэзии
Степан ПетровичШевырев (18.10.1806, Саратов — 08.05.1864, Париж) — выдающийсярусский мыслитель, политическийпублицисттрадиционалистскоготолка, поэт«тютчевскойплеяды» илитературныйкритик, ученый-историклитературыи искусства, христианскийпедагог и организаторуниверситетскогообразования.Вся его жизньсвязана с Россией, Москвой и Московскимуниверситетом.Связь эта выразиласьв том, что четыредесятилетия, начиная с учебыв Благородномпансионе приМосковскомуниверситетеи посещениялекций в самомуниверситетедо увольнениясо службы в1857 г. и последнихлет жизни, проведенныхза границей, Шевырев добросовестноработал наблаго России, твердо и резкозащищая всерусское и московскоеот нападокнедоброжелателей, пропагандируясинтез общечеловеческихценностей ирусской духовнойкультуры вхарактерномдля себя методологическомключе «мыслящейистории». Такая«история»вполне адекватнообъяснялаидеальный мирчеловека, который, как доказывалШевырев, неесть мир отвлеченнойфантазии, а«творится изматериаловчеловеческойже действительности»(1).
В конце 1827 — начале1828 гг. Шевыревполучил предложениестать наставникомсемнадцатилетнегокнязя А. Н. Волконскогои сопровождатьего в поездкезаграницу. ВИталии онипровели почтитри года винтенсивныхнаучных трудах, изучая историюлитературы, искусства иархитектуры(исключая лекционнуюсессию в Женевскомуниверситетев ноябре 1831 —апреле 1832 гг.), ивернулись вРоссию в 1832 г. (2)
По совету М. П.Погодина Шевыреврешил статьпреподавателемМосковскогоуниверситета, дабы, как онсам писал, «связатьсвою участьс судьбой этоговеликогообразовательногоучрежденияв России» (3). Попротекции С.С. Уварова, емуразрешено былопретендоватьна место адъюнкта(т. е. помощникапрофессора)по кафедрерусской словесности, которую послесмерти А. Ф.Мерзляковас 1831 г. возглавилИ. И. Давыдов.Чтобы занятьэту должность, Шевырев, неимевший ученойстепени, долженбыл написатьдиссертациюна свободнуютему и прочестьпробную лекцию, тему которой— «Изящныеискусства вXVI веке» — задалуниверситетскийСовет. Как вспоминалПогодин: «Шевыревизбрал Данта, заперся в своейкомнате…, месяцевшесть не выходилникуда со двора, перечитал всеисточники, ужеему знакомые, и написалклассическоерассуждениео Данте, какомуне было подобногов русской литературе»(4).
Погодин в своейвысокой оценкесочиненияШевырева оказалсяабсолютно прав.Выбрав предметомдиссертационногорассуждениятворчествоДанте и обратившиськ тщательномуанализу «БожественнойКомедии» (5), С.П. Шевырев всвоем диссертационномтруде демонстрируетнезаурядныеспособностивдумчивогои умного исследователя, знатока нетолько культурыи истории Италии, но и всего Запада(включая античныйпериод). Егонаблюденияподчас поражаютглубинойпроникновенияв суть вещейи экспрессией(6).
Так, например, рассуждая окультурно-историческихпредпосылкахпоявленияфеноменальногопо своей энциклопедичности(и по своемумасштабу)произведения, созданногогением Данте(7), Шевырев указываетна два существенныхобстоятельства.Первое касаетсятого, что в XIII векенаправлениеума во всехсферах жизнибыло богословским, все науки тоговремени считалисьлишь приготовлениемк богословиюкак вершинечеловеческогознания. Второе— того, чтобогословиебыло тесносвязано с политикойи народнойжизнью.
Действительно, богословиетого временисущественноотличалосьот современногоС. П. Шевыреву.В силу переплетенностинауки и религии, политики ирелигии — оно(богословие)носило характер, с одной стороны, схоластического, рационального, догматическоготеоретизированияученых (8), с другой, активно вмешиваясьв мирскую жизнь, борясь за«миродержавную»роль католическойрелигии (в лицепапы римского)с властьюимператорской, неизбежнопринималопубличныйхарактер, аапеллируя вэтой борьбек религиозномучувству народа, пытаясь воздействоватьна народноевоображениеблизкими ипонятными емуобразами изобласти языческихверований, поэзии, мифологиидревнего мира(9), неизбежнопринимало чертыиррациональные, символические, становилосьчастью народногосамосознания.
Замечателенодин из многихконкретныхпримеров приданиясимволического, мистическогозначения событиямпрошлого вконтекстеполитическойситуации всовременнойДанте Италии, раздираемоймеждоусобицами, на которыйобращает вниманиеС. П. Шевырев:«В Раю, устамиЮстиниана, рассказываетсяистория Римскогоорла или Императорскойвласти (10): из сегорассказа мывидим, что началосей власти велиот приезда Энеяв Италию; чтоЭней перенесорла, символсей власти, отвостока к западу, по законномувращению самогонеба; что Константин, против сегозакона, обратилорла от западана восток, чтокрылья сегоже орла Энеева, в лице КарлаВеликого, защитилиХристианскуюцерковь отЛонгобардов.На сей родословнойорла, символаЦесарскойвласти, к коейприцепляетПоэт всю историюРима, начинаяот баснословногосказания обЭнее до КарлаВеликого, основываетДант право сегоорла на защитуцеркви, несправедливостьГвельфов, которыесему знакудерзают противопоставлятьжелтые линии, т. е. Францию, и порицаниеГибеллинов, которые разделяютсей знак отправосудияи ратуют подним за своичастные выгоды(Замечательно, что орел именуетсяптицею бога(т. е. Юпитера)и говорится, что на востокеот временКонстантина; он правил миромпод тенью священныхкрыл своих. Еприм. С. П. Шевырева).Мы видим ясново всем этомсочетание идеймиродержавногосимвола властиРимской, властиИмператорскойи правосудиявсемирного.На сем основанииутверждалосьмнимо-ученымобразом мнениепартии Гибеллинов, которые вовласти Императоравидели олицетворениеправосудиябожественногона земле и началасей властиискали в самыхбаснословныхвременах древнегоРима, видя, каки Гвельфы, вЭнее предначертаниеБожие, и о томсимволе, которыйблистал на ихзнаменах» (11).
В третьем отделениидиссертации, озаглавленном«Дант — философ.Учение Данте, извлеченноеиз Божественнойкомедии»характеризуетсямироучениеДанте, которое, как доказываетС. П. Шевырев, основывалосьна достиженияхнауки тоговремени (12). Посути это мироучениебыло не чеминым, как геоцентрическойсистемой мироздания, освященнойхристианскойидеей (13). Оно, помнению С. П.Шевырева, обуславливаловсе философскоеи нравственноеучение Данте— его идеи Бога, мира, человека, и, в конечномсчете, егополитическиепредпочтениясторонникагибеллинов— политическойпартии, защищавшейимператорскуювласть противпапской в Италии.
В социально-политическомотношениихарактеренлогическийстрой рассужденийДанте-гибеллина, который реконструируетС. П. Шевырев:«Дант допускаетвлияние небана движениячеловеческие, но не на все.Он вооружаетсяпротив мненияфаталистови утверждаетсвободныйпроизвол вчеловеке. Стаким толькопонятием совместнамысль о божественномправосудии, которое награждаетза благо и казнитза зло. Потомувина всех пороковчеловеческихи всего зла, покрывающегомир, находитсяв людях (ЧистилищаП. XVI. — прим. С. П.Шевырева)»(14). И далее: «Какв одном человекепричина злазависит отзлоупотребленияволи: так и вовсем современномчеловечествепричина всехпороков в дурномуправлениимира. Противзлоупотребленияволи узда естьзакон. Человекпринадлежитмиру духовномуи земному. Стражзакона духовногодолжен бытьПапа; стражзакона земногоесть Император.Посему он иолицетворяетПравосудие.Сии два солнцадолжны бы былипоказыватьчеловеку путьБога и путьмира. Но Папажаждет земнойвласти, пастырскойпосох соединилсяс мечем; духовнаявласть наместникаПетрова оскверняетсяприкосновениемсветской стихии,— и вот причинадурному управлениюмира (ЧистилищаП. XVI. — прим. С. П.Шевырева)»(15).
Изложив взглядыитальянскогомыслителя, Шевырев формулируетосновной вывод: учение Дантеесть плод, результатмноговековогоразвития науки; Данте, собравв стройную иправильнуюсистему различныемнения предшественников— ученых ибогословов, перевел их смертвой латынина общепонятный, живой итальянскийязык, тем самым«воплотив наукув поэзию» исделав ее достояниемнарода. В этомглавная заслугаитальянскогомыслителя.
Диссертацияи пробная лекция(16) были признаныудачными иШевырев с 15 января1834 г. приступилк чтению курсапо историивсеобщей словесностив Московскомуниверситете.Что же касаетсянаучной значимостиусилий самогоШевырева, тоон сумел доказать, что поэма Дантеесть «слияниеучености векас народностью»(17), поэзии и религии(18), показал связьсимволического, мифотворческогоначала какобразной формымировоззренияи актуальнойполитики (19). Всеэто, по мнениюсовременногоавторитетногоисследователя, позволяетпричислитьимя Шевыревак Олимпу европейскихдантологов(20). Список литературы
1. Шевырев С. П.История поэзии.// Шевырев С. П.Об отечественнойсловесности/ Сост., вступ.ст., комм. МарковичаВ. М. М.: Высшаяшкола, 2004. С. 110.
2. О разносторонностиинтересов изанятий Шевыревав это времясвидетельствуетего дневник, в котором заметкио России, русскомязыке, буквахять и е, русскомстихосложениичередуютсяс мыслями обоктаве, стихотворнымпереводомотрывка из«ОсвобожденногоИерусалима», заметками опрочитанныхдревних и новыхавторах, о различиимежду трагедиейдревней и новой, краткими, довольнометкими характеристикамисовременныхему русскихписателей иученых, замечаниямио представительномсенате, французскойконституциии т. д. См.: ШевыревС. П. Итальянскиевпечатления/ Вступительнаястатья, подготовкатекста, составлениеи примечанияМедового М. И.— СПб: Академическийпроект, 2006. — 645 с.
3. Цит. по: Воспоминаниео Степане ПетровичеШевыреве. М.Погодина. СПб.,1869. С. 20.
4. Воспоминаниео Степане ПетровичеШевыреве. М.Погодина. СПб.,1869. С. 20.
5. Дант, Данте(Dante) Алигьери(1265–1321), итальянскийпоэт, гуманист, политическийдеятель. Европейскуюизвестностьпринесла емупоэма «Комедия»(«Commedia», соч. 1300–1318, первые печатныеиздания восходятк 1472 г.) в 3 ч. («Ад»,«Чистилище»,«Рай»), описывающаяпутешествиеавтора по загробномумиру. На протяженииXIV–XVI вв. «Комедия»пользоваласьбольшой популярностьюв Италии, еечитали и комментировалинаравне соСвященнымПисанием; свенецианскогоиздания 1555 г. вее заглавиипоявился иутвердилсяв дальнейшейтрадиции эпитет«Божественная»(«La Divina Commedia»).
6. Чего стоит, например, егоэкспрессивныйобраз дрожащейруки природы-художника:«Так как материямешает совершенству; то природаникогда ужене выдаетпроизведенияв том идеале, какой сначалапечатлеет Бог; природа действует, подобно художнику, опытному вискусстве, ноу которого рукадрожит». (Данти его век. Исследованиео БожественнойКомедии. Адъюнкт-ПрофессораС. Шевырева //Ученые запискиимператорскогоМосковскогоуниверситета.М.: Университетскаятипография.1834. Ж 7. С. 159–160).
7. То, что Данте— гений, у С. П.Шевырева невызывало сомнений.В начале своейдиссертациион прямо заявляет:«Дант принадлежитк числу технемногих избранныхнебом гениев, которые олицетворяютв себе самопознаниесвоего века, служа полнымему отражением.Сии гении сутькак бы огромныезеркала, которыеПровидениепо временамнаводит наразные эпохичеловечестваи на которыхвечен остаетсяотпечаток сихэпох, в урок изавет грядущему…Гений внезапен, как свет вовселенной, какчеловек междутварями, каквсе божественноев земном. Рождениеего объясняетсяодним безусловным: да будет!». Понимаянепредсказуемостьпоявлениягениев, Шевыревподчеркиваетсвязь, обусловленностьтворчествалюбого выдающегосямыслителя(гения) временем, в котором онживет: «Генийесть олицетворенныйответ на современныйему вопросчеловечества».(Дант и его век.Исследованиео БожественнойКомедии. Адъюнкт-ПрофессораС. Шевырева //Ученые запискиимператорскогоМосковскогоуниверситета.М.: Университетскаятипография,1833. Ж 5. С. 306–307).
8. «Скажу мимоходом, что, может быть, в сем излишнемподчиненииРелигии сухимформам науки, в сем смешениионой с стихиямиразума и заключалсязародыш будущегоее потрясенияна Западе».(Дант и его век.Исследованиео БожественнойКомедии. Адъюнкт-ПрофессораС. Шевырева //Ученые запискиимператорскогоМосковскогоуниверситета.М.: Университетскаятипография.1834. Ж 7. С. 127).
9. «Надо былоновому Христианскомучувству илипоссоритьсяс ним; но, по старойлюбви и доверенностик нему, это былоневозможно; или найти в немотголосоксвоему чувствуи освятить егосимволическимзначением. ТакПарнасс соединенбыл мысленнос Эдемом; райскаявода с нектаромязыческим…»;«Мифологиярешительнопротивиласьчувству религиозному; но нельзя непризнать, чтоона принялахарактер Истории.В нее верили, как в историческоепредание, основанноена событии…Мифология, еслии отверженабыла как Религия, то существовалаво всей силекак Историяи в виде преданиявозбуждалак себе веруученую и народную.»(Дант и его век.Исследованиео БожественнойКомедии. Адъюнкт-ПрофессораС. Шевырева //Ученые запискиимператорскогоМосковскогоуниверситета.М.: Университетскаятипография.1834. Ж 7. С. 131–132; 134–135).
10. См.: Божественнаякомедия. Рай.Песнь VI. 1–8 и др.КонстантинВеликий перенес(в 330 г.) столицуиз Рима в Византию, причем орел, символ римскойимперии, совершилполет с западана восток, противвидимого движениязвезд, тогдакак встарь онлетел вследзвездам, с востокана запад, когда, после паденияТрои, сопровождалродоначальникаримлян Энея, который, прибывв Италию, взялв жены Лавину, дочь латинскогоцаря Латина.После этогоримский орел(господня птица)двести с лишнимлет пребывална рубеже Европы, на берегу Босфора, близ гор Троады, с которых онвпервые взлетелс Энеем, и здесь, в Византии, переходя отодного императорак другому, досталсянаконец Юстиниану(Прим. М. Л. Лозинскогок «Божественнойкомедии»http://lib.ru/POEZIQ/DANTE/comedy.txt).
11. Дант и его век.Исследованиео БожественнойКомедии. Адъюнкт-ПрофессораС. Шевырева //Ученые запискиимператорскогоМосковскогоуниверситета.М.: Университетскаятипография.1834. Ж 7. С. 138–139.
12. «Мысли егоо земле и небене суть ни созданияего собственноговоображения, ни поверьяпростого народа, а знания, принятыеучеными века…она(поэма. — Авт.), под поэтическимпокровом, представлялаполную Энциклопедиюнаук … в комментариик сей Поэмеможно былозаключить всеучение векасо всеми егоподробностями».(Дант и его век.Исследованиео БожественнойКомедии. Адъюнкт-ПрофессораС. Шевырева //Ученые запискиимператорскогоМосковскогоуниверситета.М.: Университетскаятипография.1834. Ж 7. С. 142).
13. «Система мирау Данта естьсистема Птоломеева, но освященнаяидеею Христианскою».(Дант и его век.Исследованиео БожественнойКомедии. Адъюнкт-ПрофессораС. Шевырева //Ученые запискиимператорскогоМосковскогоуниверситета.М.: Университетскаятипография.1834. Ж 7. С. 154)
14. Дант и его век.Исследованиео БожественнойКомедии. Адъюнкт-ПрофессораС. Шевырева //Ученые запискиимператорскогоМосковскогоуниверситета.М.: Университетскаятипография.1834. Ж 7. С. 169.
15. Дант и его век.Исследованиео БожественнойКомедии. Адъюнкт-ПрофессораС. Шевырева //Ученые запискиимператорскогоМосковскогоуниверситета.М.: Университетскаятипография.1834. Ж 7. С. 172
16. Изящные искусствав XVI веке. Лекция, читанная напредложеннуютему в университетскомСовете ищущимстепени адъюнктав МосковскомуниверситетеС. Шевыревым// Ученые запискиИмператорскогоМосковскогоУниверситета.1833. Ж 4. С. 77–133.
17. Дант и его век.Исследованиео БожественнойКомедии. Адъюнкт-ПрофессораС. Шевырева //Ученые запискиимператорскогоМосковскогоуниверситета.М.: Университетскаятипография.1834. Ж 7. С. 134.
18. Дант и его век.Исследованиео БожественнойКомедии. Адъюнкт-ПрофессораС. Шевырева //Ученые запискиимператорскогоМосковскогоуниверситета.М.: Университетскаятипография.1834. Ж 8. С. 372–373.
19. Дант и его век.Исследованиео БожественнойКомедии. Адъюнкт-ПрофессораС. Шевырева //Ученые запискиимператорскогоМосковскогоуниверситета.М.: Университетскаятипография,1834. Ж 7. С. 122–123, 138 и др.
20. См.: Асоян А. А.«Почтите высочайшегопоэта…» Судьба«Божественнойкомедии» Дантев России. М.: Книга,1990. Е С.192.