МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИМУНИЦИПАЛЬНАЯСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 80
РЕФЕРАТ
на тему:
ЛОМКАСТАРЫХ ТРАДИЦИЙ, ЗАРОЖДЕНИЕНОВОЙ КУЛЬТУРЫПРИ ПЕТРЕ I
ВыполнилаПопова А.
ПроверилаШапошник С.Г.
Хабаровск
1999г.
ПетрI «надеялсягрозою властивызвать самодеятельностьв порабощенномобществе ичерез рабовладельческоедворянствоводворить иРоссии европейскуюнауку, народноепросвещениекак необходимоеусловие общественнойсамодеятельности...»1
Вступление.
Внастоящее времянаша странапереживаетпериод реформированияэкономическихи общественно-политическихотношений, сопровождающегосяпротиворечивымирезультатамии полярнопротивоположнымиоценками вразличных слояхроссийскогообщества. Этовызывает обостренныйинтерес к реформамв прошлом, к ихистокам, содержаниюи результатам.Одной из самыхбурных и самыхплодотворныхреформаторскихэпох являетсяэпоха ПетраI. Поэтому возникаетжелание вникнутьв существо, характер процессовиного периодаломки общества, изучить подробнеемеханизмыизменений вогромном государстве.Особый интересвызывают реформы, связанныезарождениемв нашей страненовой культурыи нового бытапод воздействиемевропейскоговлияния. Цельюреферата иявляется анализпроцесса ломкистарых традиций, анализ небывалобурного развитияновых культурныхучреждений, науки, измененийв быту.
Чтобырешить поставленныезадачи, необходимо:
Кратко проанализировать состояние экономической и духовной жизни России накануне царствования Петра I
Изучить, как идеологически обосновывали необходимость реформ выдающиеся мыслители и ученые петровского времени.
Конкретно показать, что сделано для конкретных преобразований культуры, быта, т.е. показать развитие просвещения, науки, искусства, перемены в укладе жизни различных слоев общества.
Проследить влияние культурных петровских реформ на последующее развитие России, а также проанализировать оценки реформ современниками Петра и последующими поколениями. Моя работа охватывает хронологически 1684-1725 годы.
Приизучении вопросов, поставленныхв реферате былаиспользованаследующаялитература:
Большая Советская Энциклопедия, — М.: 1975г. Тома 18, 19, 20, 21.
Вряде статейэнциклопедиираскрываетсядеятельностьвыдающихсялюдей петровскоговремени, хорошообоснованавысокая оценкаличности ПетраI как реформатора.
2.Всемирнаяистория — М.:1958г., т. 5
Вразделе посвященномконцу ХVII и началуХVIII века показанаэкономика икультура Россиив этот период, ЕЕ место в общейкартине европейскойи азиатскойцивилизациитого времени, всестороннераскрыты петровскиереформы и ихзначение.
3.В.В. Мавродин(1998) Рождение новойРоссии.
Авторглубоко исследуетэкономику икультуру России, петровскиереформы, ихвлияние надальнейшуюсудьбу русскогогосударства.
4.Н.Н. Молчанов«ДипломатияПетра I» — М.: 196г.
Книга, как это видноиз ее названия, раскрываетобраз ПетраI как дипломата, его энергичныеусилия по укреплениюмеждународногоположенияРоссии, поиспользованиюдипломатическихпутей для решениязадач коренногоизмененияобщества.
Д.Л. Мордовцев Собрание сочинений., — М.: 1996г. т.т. 10, 11.
Обатома целикомпосвященыисторическимженщинам, начинаяс княгини Ольгии заканчиваяисторическимиочерками оженщинах ХIХвека. Исключительнаяценность даннойкниги состоитв том, что в нейчерез биографиицариц, императриц, боярынь, дворяноки т.д. показанбыт петровскойэпохи в сравнениис предыдущимвременем. Книгаярко, в художественнойформе описываетпроникновениев Россию западнойкультуры, измененияв быту, влияниеэтих процессовна духовный, нравственныйоблик русскогодворянстваи других слоевобщества.
6.Н.И. Павленко.Петр Великий.— М.: 1998г.
ПрофессорН.Павленко, это, пожалуй, ведущий современныйроссийскийспециалистпо эпохе ПетраI. Ему принадлежитмного книг истатей по этомупредмету. Вбольшом исследовании«Петр Великий»в научно-публицистическойи одновременнов художественнойформе всестороннепроанализированадеятельностьимператора.
7.М.И. Пыляев. СтарыйПетербург.Репринтноевоспроизведениеиздания А.С, Суворина 1889г.Издана в Москвев 1990 г.
Книгараскрываетмногие аспектыкультурнойжизни Петербургапетровскойэпохи. В нейпомещено 122 гравюрыиллюстрирующиеградостроительство, принципы заселениягорода, характерфлота, учреждения, учебные заведения, различныесобытия: наводнения, пожары, празднестваи т.д. По этойкниге можнопредставитьграндиозностьи красоту сооруженийпетровскойэпохи, некоторыестороны быта, одежду дворян, военных, простолюдинови т.д.1. Политическиеидеи петровскихреформ, отражающиеобъективнуюнеобходимостькардинальныхизменений встране.1.1Обоснованиенеобходимостиреформ политическимиидеологамии учеными петровскоговремени.
Вконце ХVII века, когда на русскомпрестоле оказалсямолодой царьПетр I наша странапереживалапереломныймомент своейистории. В России, в отличие отзападноевропейскихстран, почтине было крупныхпромышленныхпредприятий, способныхобеспечиватьстрану оружием, тканями, сельскохозяйственнымиорудиями. Онане имела выходак морям — ни кЧерному, ни кбалтийскому, через которыемогла бы развиватьвнешнюю торговлю.Не имела поэтомуРоссия и собственногофлота. Сухопутнаяармия строиласьпо устаревшимпринципам исостояла восновном издворянскогоополчения.
Междустарыми родовитымибоярами и служивымилюдьми — дворянамишла ожесточеннаяборьба за власть.В стране происходилинепрерывныевосстаниякрестьян игородскихнизов. Россияпривлекалак себе жадныевзоры соседнихгосударств— Швеции, РечиПосполитой, которые непрочь былизахватить иподчинить себеРусские земли.
РоссияХVII века ходомисторическогоразвития былапоставленаперед необходимостьюкоренных реформ.Уже до Петравырисовываласьпрограмманеобходимыхпреобразований, во многом совпадающаяс его реформами.
То, что в Россиигрядут великиеперемены, ощущалосьеще в царствованиеотца Петра I, Алексея Михайловича.Но это былилишь преобразовательныенастроения.По образномувыражению В.О.Ключевского, царь АлексейМихайловичпринял в преобразовательномдвижении такуюпозу: однойногой он ещекрепко упиралсяв родную православнуюстарину, а другуюуже занес былоза ее черту, датак и осталсяв этом переходномположении.После смертиАлексея Михайловичауправлениестраной оказалосьв руках кучкибездарных иалчных боярво главе с младшимбратом царицыНатальи Кирилловны, Львом КирилловичемНарышкиным.Это был человеквластный, самолюбивый, но «гораздосреднего ума».2Он окружил себятакими же боярами— без государственногоума и безразличныхк судьбам страны, способным лишьрастаскиватьи разорятьгосударство.
Срединих выделялсяумный и дальновидныйбоярин Голицын.Он способствовалсближениюмолодого Петрас иностранцамиГордоном иЛефортом, чтоимело значительныепоследствиядля формированияличности царяи его западническихнастроений.
Впоследующееврем, в периодсвоего царствованияПетр I умелоподбирал себепомощников.Он окружил себяспособными, энергичнымисоратникамии специалистами, особенно военными.Среди иностранцеввыделяютсяближайшиедрузья царя— Ф.Лефорт, П.Гордон, Я.Брюс и др.Сплоченнаягруппа сподвижниковсформироваласьи среди русских.
Блестящуюполитическуюкарьеру сделалиА.Головин, Г.Головин, братья Апраксины, А.Меньшикови другие. Активнодействовалаи плеяда идеологови мыслителей, обосновавшихнеобходимостьпреобразований.Среди них ведущееместо принадлежитФ.Салтыкову, И.Посошкову, Ф.Прокоповичу.
Впервое времяправления Петрабыли случаиантипетровскойпропагандыпод знаменемидей пришествияантихриста.Типичным являетсярассуждениеодного изцерковников, утверждавшего, что пришлакончина светаи антихристнаслал, а оттакого царякак Петр I надоотступить, ненадо его неслушать, неплатить податей.В ответ на этиидеи появилосьобширное сочинениерязанскогомитрополитаСтефана Яворского«Знамениепришествияантихристаи кончины века».Вместе с темсам С.Яворскийбыл противникомпетровскихпреобразований.Его идеи подчасвдохновлялицаревича Алексеяв борьбе с отцом.
УПетра I не былозаранее разработанногообщего планареформ. Онирождалисьпостепеннои одна порождаладругую, удовлетворяятребованияданного момента.И каждая реформавызываласопротивлениесо сторонысамых различныхсоциальныхслоев, вызываласкрытое и открытоенедовольство.
РеформаторскаядеятельностьПетра I порождалазаговоры иборьбу, отличавшуюсякрайним ожесточением.Петр действовалрешительно, целенаправленнои с крайнейжестокостью.По метко определениюПушкина егоуказы были«нередко жестоки, своенравныи кажется писаныкнутом».3
Внародных массахРоссии петровскиепреобразованиявыразилисьдвояко. С однойстороны тяготыжизни вызывалиглухой ропотнедовольства, с другой — вдуховной жизнинарода отразилсяположительныйобразец Петра– преобразователяв песнях о Полтавскойпобеде, в «плачах»о царе. И т.д.
Рассмотримидеи основныхпредставителейполитическоймысли, обосновавшихреформы.1.2.Ф.Салтыков.
Однимиз горячихсторонниковпреобразованийв России былРусский государственныйдеятель Ф.Салтыков.4Он обучалсяморскому делув Голландиии Англии, созданодва трактатао реформах в1713 году «Пропозиции», в 1714г. «Изъявленияприбыточныегосударству».В этих сочиненияхСалтыков разработалидею развитияв кратчайшиесроки образования(в том числеженского), книгопечатания, библиотек, строительствамануфактури расширенияторговли. Трактатыобосновывалинеобходимостьпоиска северногоморского путив Индию и Китай, освоения среднейАзии, Сибирии др. Салтыковсторонникустройствакупеческихкомпаний, расширенияэкспорта исокращенияимпорта. ИдеиСалтыков, абыли весьмаблизки к реальныммерам ПетраI.1.3.И.Посошков 5
Значительныйслед в Русскойэкономическоймысли и публицистикеоставил одиниз идеологовпетровскоговремени И.Т.Посошков. Этобыл разностороннийодаренныйчеловек. Выходециз ремесленногосословия, онзанималсяразличнымиремеслами, сталкупцом, предпринимателем, землевладельцем.Посошков написалнесколькоинтересныхпроизведений.Главным из нихявляется «Книгао скудости ибогатстве».Это разноплановоесочинениеобосновываетнеобходимостьреформ в различныхобластях жизнироссийскогообщества. Однойиз важнейшихмер преодоленияскудости Посошковсчитает реформууправления.
Главнейшейпричиной скудостив России онсчитал отставаниесельскогохозяйства, которое объяснял, прежде всего, жестокойэксплуатациейкрестьянства, его предложениерегламентироватькрестьянскиеповинностиносило прогрессивныйхарактер. СторонникпреобразованийПетра I, посошковвыступал заразвитиепромышленностии торговли, предлагалусилить исследованияместорасположенияполезных ископаемых, расширитьстроительствомануфактур.Он предлагалвзимать налогисо всех сословий, кроме духовенства, с учетом имущественногоположенияплательщика, выдвигал идеювсеобщегопросвещениянаселения, формальногоравенства всехперед судом.Идеи Посошковане вызвалисочувствияу властей ипосле смертиПетра он былзаточен вПетропавловскуюкрепость, гдеи умер в 1726г. 1.4.Ф.Прокопович6
Крупнейшимидеологомпетровскойэпохи заслуженносчитаетсяФеофан Прокопович.Подлинное имяего Елеазар, а Феофаном онстал в памятьсвоего дяди.Это был неутомимыйсподвижникПетра I, человекразностороннеобразованныйи много повидавший.Он окончилКиево-Могилянскийколлегиум, переехал вПольшу, принялуниатство, иотправилсяв Рим для продолженияобразования.Вернувшисьв Киев, возвратилсяв православие.Прокоповичсразу и решительноподдержалпреобразовательнуюдеятельностьПетра I. В 1715 годуон был вызванв Петербург, где стал помощникомцаря в управлениицерковью, вуничтожениипатриаршестваи учрежденииСинода.
ЛитературнаяпублицистическаядеятельностьПрокоповичабыла подчиненаобоснованиюи защите политическихи культурныхмероприятийПетра. В «Словео власти и честицарской» онзащищал неограниченнуюсамодержавнуювласть и правомерностьсуда над царевичемАлексеем.
В«Слове похвальномо флоте Российском»прославлялсоздание сильноговоенно-морскогофлота. В «Духовномрегламенте»обосновал новуюсистему управленияцерковью воглаве с синодом.
Прокоповичписал русскиеи латинскиестихи, но наибольшеевлияние налитературусвоего времениимел как проповедник.Его проповеди— яркий образецпублицистическогожанра. Преждецерковногодолга он призывалисполнить долггражданский, служить государствуа не церкви. Всвоих проповедяхон отказывалсяот нагромождениясловесныхукрашений ириторическихфигур.
Прокоповичпринимал участиев созданииАкадемии наук.Он оставил рядисторическихсочинений:«Истории императораПетра Великогоот рожденияего до Полтавскойбаталии, „Краткуюповесть о смертиПетра Великого, Императорароссийского“и другие. В этихсочиненияхон не толькопрославлял, но и идеализировалПетра.2. Новаяорганизацияпросвещения.Развитие науки.2.1.Открытие школразличноготипа. Появлениепрофессиональногообразования.
Развитиепросвещенияи науки приПетре I тесносвязано с нуждамиразвития экономики, создания армиии преобразованиемгосударственногоаппарата. Впетровскоевремя обучениепереходит отцеркви к государству, богословиеуступает местоприкладнымнаукам. ВеличайшимдостижениемПетра являетсято, что он заставилроссийскихдворян учится, хотя и преимущественнонасильственнымиметодами.
Реформыв сфере образованияявлялись логическимпродолжениемтех процессов, которые проходилив Московии ещедо царствованияПетра I. Однакошкол было крайнемало и некоторыеиз них влачилижалкое существование.Уже начальныйэтап преобразованиявыявил трудностис подготовкойспециалистови вообще грамотныхлюдей. Нельзябыло находитьсяв постояннойзависимостиот иноземцевпри комплектованииармии, флотскихэкипажей, вудовлетворенииколоссальныхпотребностейв мастерахкораблестроения, горного делаи т.д. Практическине былоспециалистов-артиллеристов, фортификаторов, медиков, рудознатцев, астрономов, геодезистови др. Петр I вынужденбыл обращатьсяк иностраннымспециалистам.Но это имелосерьезныеотрицательныепоследствия.Иностраннымспециалистамприходилосьплатить жалованиев три-четырераза большечем отечественным.Зачастую нарусскую службуприезжали нелучшие, недостаточноквалифицированныелюди. Некоторыеофицеры готовыбыли служитьлюбому, ктобольше заплатит, они были лишенычувства долга, патриотизмаи не выдерживалипервых же серьезныхиспытаний.
Практическиемеры по созданиюотечественныхучебных заведенийведут своеначало ко временипребыванияПетра в Англии, где он нанялтрех преподавателей.Эти преподавателибыли предназначеныдля школынавигационныхнаук.
Однакодо открытиянавигационнойшколы приходилосьиспользоватьдругой способобучения —посылать русскихучеников заграницу. Приэтом им вменялосьв обязанностьне столькоусвоениетеоретическихзнаний, сколькоприобретениепрактическихнавыков вкораблестроении, в управлениикораблем вовремя боя, кораблевождении.Учащиеся постигалинауки не столькоза партой, сколькос топором вруках на верфии т.д.
Особоследует подчеркнуть, что отправкарусских людейза границу дляобучения производилакрутой переворотв сознаниисовременников.В допетровскиевремена общениес иностранцамине поощрялось.Разрешениена выезд зарубежполучали лишьдве категориилюдей: лица, находившиесяв составе посольстви купцы (гости).Для купцов этобыла существеннаяпривилегия: среди промышленно-торговогонаселениястраны толькогости имелиправо покидатьпределы страныдля заключенияторговых сделок.Теперь отправкарусских заграницуне только незапрещалась, но и поощряласьи даже проводиласьв принудительномпорядке. В „ГисторииСвейской войны“автор повествует, что в 1699 году»государь далпозволениевсем своимподданнымездить в иностранныеевропейскиегосударствадля обучения, которое раньшебыло запрещенопод казнию; ине только позволял, но еще к томуи понуждал."--PAGE_BREAK--
7
Этоновшествомногим былосовершенновраждебно.Интереснопривести впример первогоученика обученногов Европе. Этобыл сподвижникПетра I ПетрВасильевичпостников.После обученияв славянско-греческо-латинскойакадемии егоотправили вИталию обучатьсямедицине. ВПадуанскомуниверситетеон получил двеученые степени— доктор медициныи философии.
Егоэрудиция изнание европейскихязыков пригодилисьцарю во времяего первогопутешествияза границу, онсопровождалПетра в Амстердамеи Лондоне, консультировалцаря по поводуприобретенияколлекций имедикаментов.Позже он былиспользованна дипломатическойслужбе.
Регулярнаяпрактика отправкинедорослейна учебу заграницу начинаетсяс конца 1696 года, когда был опубликовануказ об отправкев разные государстваучиться всякимнаукам для 61человека. Изних 39 человекехали в Италию,22 в Голландиюи Англию. В числеотправленных23 человека быликняжескогорода.
Петрлично составилдля этих учениковинструкцию, в которой изложилпрограммуобучения. Вчисло наук, которые надлежалоодолеть царьвключил навигациюи кораблестроение.О результатахобучения выдавалисьсвидетельстваиностранныхучителей, этобыли специальныедипломы. Кромеучебы стольник,— посыльныйза границуобязан былобучить овладеваемойспециальностиприкрепленногосолдата илисержанта, атакже нанятьна русскуюслужбу по дваискусныхмастера-кораблестроителя.Таким образом, общее числоотправившихсяза границу наобучение составляло122 человека.
Вдальнейшемэта практиказаграничногообучения вошлав систему. Однакоэто был не главный, а вспомогательныйпуть развитияпросвещения.
Впервой четвертиХVIII была созданацелая сеть школначальногообучения. Открытыцифирные школыдля дворян, приказных, дьяческих иподьяческихдетей 10-15 лет.Скоро было уже42 таких школыглавным образомв провинциальныхгородах.8
Наиболееважными в системепетровскогопросвещенияявляются техническиеучебные заведения.В Москве в 1701 г.начались занятияв Навигационнойи Артиллерийскойшколах, а позднеевместо навигационнойшколы былаучреждена вПетербургеМорская академия.В 1712г. в Москвеоткрыласьинженернаяшкола. Медицинскийперсонал готовилсяв Медицинскомучилище приМосковскомгоспитале.Создание системыподготовкикадров позволилоосвобождатьсяот иностранцевнаемников, ипрежде всегов офицерскомкорпусе. Ужепосле Прутскогопохода Петруволил в отставкусвыше 200 генералови офицеров-иностранцев.К 20 годам ХVIII векаофицерскийкорпус на 90% состоялиз русских. 92.1 Первыеучебники. Введениегражданскогошрифта.
Дляоткрывшихсяшкол выпускаласьразнообразнаяучебная литература— буквари, пособияпо математике, механике и др.Преподавательнавигационнойшколы Л. Магницкийиздал знаменитую«Арифметику».С января 1703 годав Москве сталавыходить перваяпечатная газета«Ведомостио военных ииных делахдостойныхзнания и памяти, случившихсяв Московскомгосударствеи иных окрестныхстранах».
Распространениюпечатной литературыспособствоваловведение в 1710году новогогражданскогошрифта, болееупрощенногопо сравнениюс начертаниемстарых церковно-славянскихбукв.2.3.развитие науки.Учреждениеакадемии наук.
Замечательныеуспехи в петровскоевремя былидостигнутыв развитиинауки: географии, физике, механике, в поисках новыхторговых путей, в картографии, в изученииископаемыхбогатств страны.В 1697 году В.Атласовпровел экспедициюна Камчатку.В начале ХVIII векабыла открытасеверная группаКурильскихостровов.
Большиедостиженияхарактерныдля этого временив практическоймеханике. Собиралиськоллекции поминералогиии металлургии, ботанике, биологиии т.п. была организованаобсерватория.Для развитияи распространениянаучных знанийв Петербургебыла учрежденаАкадемия наук.2.4.Начало музейногодела.
В1714 году в Россиибыл организованпервый естественнонаучныймузей — Кунсткамера.Впоследствиион был переданАкадемии науквместе с первойв стране публичнойбиблиотекой, располагавшейсяв том же здании.
ПетрI хорошо зналэкспонатыКунсткамеры.Он либо самприобреталих за границей, либо по егоприказам ихдоставлялииз различныхуголков России.Поэтому Петрсчитался лучшимгидом, он любилпоказыватьэкспонаты музеяи рассказыватьо них как иностраннымпослам, так ирусским вельможам.
Первыеэкспонаты длямузея Петрприобрел вовремя первогозаграничногопутешествияв 1697 –1698 гг. Сборредкостейвнутри странытакже связанс инициативойПетра I. Он давалпоручениядолжностнымлицам в провинции.Издавал указыс призывом кнаселениюприносить всечто «зело старои необыкновенно»10:— кости вымершихживотных, птиц, предметы старины, древние грамоты, рукописи ипечатные книги, а так же уродов.За экспонатыполагалосьвознаграждение, а если чиновникне сделаетэтого должнымобразом, емуцарь грозилпотерей чина.Экспедициям, отправлявшимсяна обследованиедальних земель, вменялось вобязанностьсобирать идоставлятьобразцы руд, растений, предметыбыта и всякиередкости. Витоге уже кконцу жизниПетра собраниеКунсткамерыприобрело славучуть ли не самогобогатейшегов Европе.3. Ломкастарых традиций.Поворот к светскостив развитииискусства.3.1.Литературапетровскоговремени.
Литературапетровскоговремени оченьразнородна.Это обусловленотем, что иноземнаякультура массировановнедряласьи в дворянскуюкультуру и внародную. Иэтот процесспроисходилпри условии, что за многиестолетия российскаякультура ещетолком не усвоилавизантийскоеправославноекультурноенаследие.
Влитературепетровскойэпохи народноетворчествомало соприкасалосьс творчествомэлиты. Для культурнойжизни народахарактерното, что крестьянствоосвободилосьот преследованийцеркви архаическо-славянскогоязычества.Стало меньшегонений наязыческиепразднествас их бурнымигудениями, плясками, хороводамии т.д. Важныевехи российскихвойн стализапечатлеватьсяв народе в видебылин, историческихпесен, (преимущественносолдатских)в форме сказок, притчей. В нихотразиласьПолтавскаябитва, взятиеАзова, Нарвы.Народное творчествопредставляетподвиги русскогосолдата. В былинах, историческихпеснях, сказкахотражаетсяв легендарнойформе личностьПетра I.
Читаликрестьяне итрадиционнуюдля них литературу— учительныепроизведения,«жития», сборникидуховных стихов, наговоров, лечебники, календари.
Дворянскаялитератураотражала новыежизненныереалии. В произведенияххудожественнойлитературывыводятся новыегерои — энергичныеи предприимчивыелюди «острогоума» и «достойногоразума». Срединих следуетотметить такиепрозаическиехудожественныепроизведениякак «Повестьо Фроле Скобееве»,«Гистория обАлександре, российскомдворянине»,«Гистория ороссийскомматросе ВасилииКориотском».Герой последнейповести попроисхождениюмелкий дворянинв совершенствепостиг опасноедело морякаи овладелнеобходимыминаучными познаниями.Он заслужилпризнание иуважение австрийскогоимператора,«флорентийскогокороля» и богатогокупца. В тожевремя геройнаделен всемикачествамигалантногокавалера.
Вэтот периодзаметно увеличилоськоличествопечатных книгнерелигиозногосодержания.Это были и научныекниги и словари, и художественнаялитература, и книги житейскогоназначения.Так в 1708 году вышли«Приклады, какопишутся комплименты».Это был новейшийобразец писемразличногосодержанияс употреблениемновейшей лексики.
Алексика петровскоговремени развиваласьпод огромнымвлиянием Запада.Правящий класс, особенно еговерхушка говорилана удивительномязыке, гдеизобиловалииностранныеслова и термины.
Виднейшимпредставителемотечественнойлитературытого временибыл Ф.Прокопович, о котором былосказано выше.
Литературноетворчествопетровскоговремени подготовиловступлениеРоссии в эпохуклассицизма.3.2.Развитие театральногоискусства.
В1702 голу открылсяобщедоступныйтеатр в Москве, в здании. Построенномна Краснойплощади. Игралитам немецкиеактеры группыИ.Купста, О. Фюрста.Репертуарсостоял изнемецких, французских, испанских пьес.Однако такойтеатр был ещередким явлением.Более распространеныбыли частныетеатры, которыезаводила знатьдля узкогокруга зрителей.В петровскуюэпоху театромувлекалисьученики различныхакадемий, духовныхсеминарий ит.д. В их постановкахделались намекина происходящиеполитическиесобытия, напримерна мятежи стрельцов, на измену Мазепы, высмеивалисьпротивникипросвещения.
Ставилитеатры и чистоисторическиепо тематикепьесы. Наиболеезнаменита изних была трагикомедияФ.Прокоповича«Владимир».
Виднымидеятелямитеатральногодела былиФ.Прокопович, доктор Бидеон, Федор Жуковский.3.3.Живопись
Петровскоевремя сталопереломными в развитииживописи.Евангелистскиеи библейскиесюжеты в живописизаменяютсясюжетами изреальной жизни.11
Особенновысокого уровнядостигла портретнаяживопись. ПортретыПетра I И.Никитинаотличаютсяглубокойпсихологическойхарактерностью, художник выразилглубокую волюи целенаправленностьгосударственногодеятеля. Набатальныхполотнах Никитина«Полтавскоесражение»,«Куликовскаябитва с глубокимпатриотизмомизображаетсягероическаяборьба русскогонарода противиноземныхзахватчиков.
Петровскоевремя характеризуетсязначительнымразвитием жанрагравюры. Этобыл жанр близкийк повседневностии имевшимиширокий кругценителей.Книги украшалисьгравюрами, гравюры украшалидома. Техникагравюр былавесьма разнообразна, многие гравюрыпосвященыпрославлениюпобед в войнах, строительствуПетербурга.
Вначале ХVIII векаиздаются специальныеуказы, касающиесяподготовкии воспитанияхудожников.Царским указомбольшую группу»мастеровыхлюдей разныххудожеств"переселилив новую столицудля росписицерквей, новыхдворцов и другихработ. За счетказны посылалинаиболее талантливыхзаграницу дляобучения. Срединих можно назватьживописцевА.Матвеева, И.Никитина, Р.Никитина, гравера С.Коровинадругих.
ВРоссию приглашалии иностранныххудожников, оставившихзаметный следв истории нашегоискусства.4.Зарождениеновой архитектуры, изменениестарых архитектурныхтрадиций.4.1 Новыевеяния в архитектуре.
ВХVII веке архитектураносила преимущественноцерковныйхарактер. Петровскиепреобразованиякардинальноповлияли нахарактерархитектурныхпроектов изастройкугородов и барскихусадьб.
Впервой четвертиХVIII века видноеместо в архитектурезанимает гражданскоестроительство.В это времясооружаютсяздания крупныхпромышленныхпредприятий.Хомовный двор, Суконный двор, Арсенал в Москве.Оружейный заводв Туле, заводыкрепости наУрале. Из зданийобщественногопользованиянеобходимоназвать Главнуюаптеку, «Комедийнуюхромину» (театр)в Москве, системумонументальныхзданий в Петербурге.
Вцерковнойархитектуренаступил период, получившийназвание «московскоебарокко». Строятсяхрамы центрическойкомпозиции, устремленныев высь, светлыеи торжественные.Башеннообразныехрамы дошлидо нас в основномв подмосковныхбарских усадьбах.
Однимиз видныхархитекторовтого времениявляется И.П.Зарудный, создавшийзамечательнуюцерковь архангелаГавриила идругие сооружения.В Москве в этотпериод построеныпрекрасныепятиглавыехрамы. Появиласьи принципиальноновая архитектура, основаннаяна системеколонн, портиков, фронтонов, ротонд и т.д.Новые тенденциив архитектуреотразилисьв строительствежилых помещений— палат, дворцов.4.2.Санкт-Петербург.
Уникальнымпо своемуархитектурномуоблику былСанкт-Петербург, основанныйв 1703г. и ставшийстолицей государствав 1712 году.
Петербургбыл не тольколюбимым детищемцаря, но и символомего царствования, выражениемэпохи преобразований.От старых городовПетербурготличалсястрогой планировкойулиц, каменнымидомами, уличнымосвещением, обширнымипарками, площадямии бульварами.
Основнымипутями сообщениябыла системаканалов. Петрлично вникалво все деталиархитектурныхпроектовстроительствагорода, утверждалразмещениеи ширину улиц, места для скверови парков, типызданий. Былисделаны чертежитипов домовдля «именитых»,«зажиточных»и «подлых людей.12
Петербург— это принципиальноновая архитектураРоссии. В основуее положенголландскийвариант бароккосо сдержаннымоформлениеми со стремлениемк максимальнойрациональности.Представителемэтой тенденциибыл выдающийсяархитекторД.Терезини.
Впериод строительстваПетербургаво всем государствебыло запрещенокаменноестроительство, всякий въезжающийи входящий вгород обязанбыл доставлятькамень.
Важнейшимистроениями, представляющимиархитектурупетровскоговремени являютсясобор Петраи Павла, Адмиралтейство, Кунсткамера, Гостинныедворы, Петровскиеколлегии. ВиднымиархитекторамиПетровскоговремени былиЖ.Б.Леблон, А.Растрелли, А.Д. Захаров, И.Коробов и др.
ВПетербурге, прежде всего, отразилосьтакое новоеявление русскойкультуры, какскульптурныекомпозиции.Это особенноярко выразилосьв созданиидворцово-парковыхансамблей, например, воформленииБольшого каскадаПетергофскогодворца. Примеромпарковогостроительстваи парковойархитектурыслужит Летнийсад13
Петербургвошел в мировуюисторию, какодно из чудессвета. Он притягиваетмассу туристов, ученых-исследователей.Даже пресыщенные, повидавшие, кажется, ужевсе чудеса миратуристы — знатокиградостроительстваи архитектуры, восторгаютсявеличественностью, строгостьюи красотой, пропорциямии рациональностьюсооруженийпетровскоговремени. Проспекты, каналы, мосты, парки делаютчесть искусству, архитектуре, всей петровскойэпохе, её мастерам, их талантами огромномусозидательномутрудолюбию.Не даром Петербургназывают СевернойПальмирой.5. Ломкастарых устоевв быту.5.1.Реформированиедворянскогобыта.
Петровскиереформы кардинальноизменили дворянский, да и не толькодворянский, быт. Царь считалсвоим долгомнавести „добрыйпорядок“ вгражданскойжизни государства.В самом начале18 в. царь былозабочен внешнимвидом подданных.
Сближениес западом проявилосьи в том, что ПетрI прилагал массуусилий к тому, чтобы русскийчеловек и внешностьюпоходил наевропейца.
26августа 1698 года, на следующийдень послеприбытия из-заграницы, царьвыступил в ролицирюльника.Он велел податьему ножницыи самоличнообрезал бородыу шокированныхэтой выходкойбояр.
Подобнуюоперацию Петрповтори несколькораз, решив покончитьсо старой русскойбородой. О бритьебороды былиизданы специальныеуказы.
Законодательнобыло установленообложениеналогом тех, кто носил бороду.Знатные и богатыеплатили по 50руб. за бороду, остальные по2 гривны. Сохранившийсядо нашего времениуказ 1705 годаобязывал всенаселениестраны, заисключениемсвященников, монахов и крестьянбрить бородыи усы.
Тем, кто не желалэтого делатьнадлежалоплатить большиеналоги с учетомположения вобществе.
Втакой же ФОРМЕПетр I организовалборьбу с долгополымплатьем. 12 февраля1699 года состоялосьшуточное освящениеу Лефортовадворца.
Гостиприбыли на пирразряженныев традиционнуюрусскую одежду— в шелковыхзипунах яркогоцвета, поверхкоторых былинадеты кафтаныс длиннымирукавами. Поверхкафтанов былаферязь — длинноеширокое платьеиз бархата, затем шуба имеховая шапкас высокой тульей.Царю не нравиласьэта пышнаяодежда, стеснявшаядвижения, имешавшая работе.На пиру ПетрI взял ножницыи принялсяукорачиватьрукава.
Ноу всех рукамицаря одеждуне укоротишь.Поэтому в январе1700г. в Москве, вряде людныхмест были повешенылисты с царскимуказом: боярам, думным чинам, служивым, приказными торговымлюдям носитьиноземныекороткие кафтаны.Были установленысроки переходана новую одеждудля мужчин: конец 1770г. Дляженщин — чутьпозже.
Этиперемены повлиялии на русскуюлегкую промышленность, стали развиватьсямастерскиеи фабрики, производящиеновые видытканей, кружева, обувь, головныеуборы, пряжки, застежки идругие украшения.Петр и здесьне осталсяравнодушнымк происходящему.Производителипредметовобихода длянового быта, предметовроскоши пользовалисьего покровительствоми надзором.Иногда царьспециальнымиуказами обязывалфабрикантовпрежде производитьи пускать впродажу предметыдля новогобыта, а затем, при выполненииэтих условийони могли производитьи продаватьдругие промышленныетовары.
Продавцамдлинного платьяи сапог, лицам, беспошлинноносившим бородыугрожала ссылкана каторгу иконфискацияимущества. В1700 году у воротКремля быливыставленыманекены собразцами новойодежды. Жителисибирскихгородов выпросилиосвобождениеот новой одежды»по скудостисвоей". В конечномсчете камзолы, галстуки, жабо, чулки, башмакии парики вытеснилистарую русскуюодежду. Быстреевсего утвердиласьзападная одеждасреди женщин.
Дворянскийбыт изменялсяи в следствиетого, что царьзаставлялдворян учиться, служить в армиии флоте, в учрежденияхгражданскогоуправления.Указы царярегламентировалиправила поведенияв присутствиях, в судах, в церкви.За нарушениепредписанийпредусматривалсязначительныйштраф и другиенаказания.
ПодданныхПетр I снабдилмассой распорядительныхи нормативныхактов, определяющихих семейную, хозяйственнуюи духовнуюжизнь. Разительныеперемены произошлии в дворцовомбыту. Этомуспособствовалаличность царя.Упрощалисьтрадиции, исчезаласкованность.5.2.Ассамблеи.
Внешняяраскованность, новые формыобщения в дворянскойсреде формировалисьс самого началавступленияПетра I на царство.Одним из яркихпроявленийэтой стороныдворянскогобыта являлисьассамблеи. Онибыли введеныв 1718 году, по указуцаря, ассамблеиузаконили формыобщения царяс нужными иприятными емулюдьми. На ассамблеяхобязательнобыло присутствиеженщин, чтоотражало серьезноеизменение ихположения вобществе. Вскореассамблеиполучили широкоераспространение.На этих вечерахгостей не встречалии не провожали, хозяин могбыть, но мог иотсутствовать.Были игры, танцы, чай, лимонад, шоколад и т.д.каждый мог уйтив любое время.Учреждениеассамблейположило вдворянскойсреде «правилхорошего тона»и «благородногоповедения вобществе», употреблениюиностранного, преимущественнофранцузскогоязыка.5.3.Реформы ПетраI и народныйбыт.
Петровскиереформы в бытукасались, преждевсего, дворян.Однако царьне оставил безвнимания и такназываемых«подлых людей», все податноесословие. Подданнымпредписывалисьтипы домов, характер застройкис учетом противопожарнойбезопасности, техника сооруженияпечей, размердымоходов, ширина и ткацкогокрестьянскогополотна, уборкахлеба косойс граблямивместо серпови т.д.
Вгородской бытв петровскоевремя вошлигуляния поторжественнымдатам, в честьтой или инойпобеды — взятиеАзова, победапод Полтавой, годовщинаНиштадскогомира и др. В этидни устраивалисьторжественныепроцессии сомножествомукрашений. Вмоде были праздничныефейерверки, на площадяхвыставлялиугощение.
Ивсе-таки влияниепетровскихреформ на народныйбыт было незначительным.Заключение.
Взаключениеследует отметить, что преобразованияв области культурыи быта былиорганичнойчастью реформированиястраны. Реформыкультуры, содной стороныудовлетворялинасущные требованиядругих преобразованийи с другой сторонынередко самислужили импульсомускоренияизменений.Необходимоподчеркнутьтакже, что реформыПетра I былиглобальными.История Россиидо Петра и посленего зналанемало реформ.Главное отличиепетровскихпреобразованийот реформпредшествующегои последующеговремени состоитв том, что ониохватываливсе стороныжизни народа, в то время какдругие внедрялиновшествакасающиесялишь отдельныхсторон жизниобщества игосударства.
Врезультатереформ и активнойвоенной политикистрана получилавыход к балтийскомуморю, было поконченос политическойи экономическойизоляцией, укрепилсямеждународныйпрестиж России, она стала великойевропейскойдержавой.
Наиболеедолговечнымосталось культурноенаследие ПетраI, сохранилисьмногие учреждениякультуры, памятникиискусства иархитектуры, которыми странагордится исегодня.
ПетрI по праву считаетсяодним из яркихисторическихдеятелей мировогомасштаба. Многоисторическихисследованийи художественныхпроизведенийпосвященопреобразованиям, связанным сего именем.Историки иписатели по-разному, порой прямопротивоположнооценивалиличность ПетраI и значениеего реформ. УжесовременникиПетра разделилисьна два лагеря: сторонникови противниковего преобразований.Спор продолжаетсяи по сей день.
ВХVIII М.В. Ломоносовславил Петра, восторгалсяего деятельностью, считал егоидеальныммонархом, лишеннымкаких-либонедостатков.Для Радищева, декабристовПетр был поистинеВеликаном сбольшой буквы.
ЛичностьПетра I занимаетособое местов творчествеА.С. Пушкина.Поэт относилсяк Петру I с глубокимуважением.Петру I посвященытакие произведения, как «Полтава»,«Медный всадник»,«Арап ПетраВеликого».Пушкин былнамерен написатьисторическоеисследованиео Петре I. Но вместес тем поэт видели жесткостьцаря, который«уздой железнойРоссию поднялна дыбы».
Оченьвысокую оценкудеятельностиПетра I далсовременникПушкина историкМ.Н. Погодин в1841 году, то естьпочти полторастолетия спустяпосле великихреформ первойчетверти ХVIII«В руках (Петра)концы всехнаших нитейсоединяютсяв одном узле.Куда мы не оглянемся, везде встречаемсяс этой колоссальнойфигурой, котораябросает от себядлинную теньна все нашепрошедшее, идаже заститнам древнююисторию, котораяв настоящуюминуту все ещекак будто держитсвою руку наднами, и которой, кажется, никогдане потеряеммы из виду, какбы далеко неушли мы в будущее».
Ф.Энгельсназывал ПетраI действительновеликим человеком.В.И. Ленин высокоценил не толькопреобразовательнуюдеятельность, но и личностьПетра I, хотя иназывал егометод преобразованиястраны жестокими варварским.
Однако, как сказановыше, деятельностьПетра подвергаласьсомнениям икритике, а подчаси жестокойхуле. Известныйи авторитетныйисторик Карамзинобвинял ПетраI в измене«истинно-русским»началам жизни, его реформыон называл«блестящейошибкой». Можнобыло бы привестинемало примеровнегативногоотношения кПетру I у славянофилов, ряда писателейпоследующегопериода. Нонаиболее интересноотметить взрыв, всплеск противоречивыхоценок ПетраI и его реформв современныхусловиях. Казалосьбы, в периодреформ егодеятельностьдолжна бытьпримером, однаконаходитсянемало политическихдеятелей ипредставителейтворческойинтеллигенции, отрицательноотносящихсяк этому реформатору.Достаточнонапомнить, чтокинорежиссерН.Михалковназвал ПетраI первым большевиком, вложив в этислова крайненегативнуюоценку реформатору.
Однако, как бы не старалисьочернителиПетра I, в историиего дела оцениваютсякак прогрессивные.