Реферат по предмету "Исторические личности"


Культура России 17 - 18 век Обмирщение Расширение культурных связей с Европой

Главноеуправлениеобразованияи науки
Профессиональноеучилище №31

/>


Выполнила: СаитхановаР.
Проверила: Карпук Н.А.

Бакал
2004
Содержание.
1. Введение 3 стр.
2. Культурныереформы ПетраI 5 стр.
2. РеформыЕкатерины II 9 стр.
4. Заключение 12 стр.
5. Информационныеисточники 13 стр.

ВВЕДЕНИЕ

УмомРоссию не понять,
Аршиномобщим не измерить,
Уней особеннаястать:
В Россиюнадо верить.
Ф.И.Тютчев

Русская культура- это, по выражению Д.С. Лихачева, громадноеразнообразиевозможностей, идущее от множества истоков-учителей. «Век разумаи просвещения»- так говорилио своем временивеликие мыслителиXVIII столетия, провозвестникиновых революционныхидей. В историюмировой культурыXVIII век вошел какэпоха большихидейных иобщественно-историческихсдвигов, острейшейборьбы сфеодально-монархическимиустоями и религиознымдогматизмом.Распространениематериалистическогомировоззренияи утверждениедуха свободолюбиянашли яркоеотражение вфилософии, науке, литературе, в просветительскойдеятельностикрупнейшихфилософов, ученых, писателейэтого времени- Дидро и Гольбаха, Вольтера иРуссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносоваи Радищева.
В новый периодвступает ирусская культура, пережившаяна рубеже XVII иXVIII столетиизнаменательныйперелом. Последолгого временинасильственнойкультурнойизоляции, обусловленнойтрехвековыммонгольскимзавоеванием, а также влияниемправославнойцеркви, старавшейсяоградить Русьот всего «еретического»,«западного»(в том числеобразованности, нравов, формкультурногобыта), русскоеискусствовступает напуть общеевропейскогоразвития ипостепенноосвобождаетсяот оков средневековойсхоластики.Это был первыйвек развитиясветской культуры, век решительнойпобеды нового, рационалистическогомировоззрениянад суровыми, аскетическими, догмами религиознойморали. «Мирское»искусствоприобретаетправо на общественноепризнание иначинает игратьвсе более важнуюроль в системегражданскогообразования, в формированииновых устоевобщественнойжизни страны.И вместе с темрусская культураXVIII века не отвергаласвоего прошлого.
Приобщаяськ богатомукультурномунаследию Европы, русские деятелив то же времяопирались накоренныеотечественныетрадиции, накопленныеза длительныйпредшествующийпериодхудожественно-историческогоразвития, наопыт древнерусскогоискусства.Именно в силуэтой глубокойпреемственностиРоссия сумелав течение XVIII векане только принятьактивное участиев общем процесседвижения мировойкультуры, нои создать своинациональныешколы, прочноутвердившиесяв литературеи поэзии, вархитектуреи живописи, втеатре и музыке.
К концу столетиярусское искусстводостигаетогромных успехов.

Культурныереформы ПетраI.
В конце XVII в., когдана русскомпрестоле оказалсямолодой царьПетр I, наша странапереживалапереломныймомент своейистории. В России, в отличие отосновныхзападноевропейскихстран, почтине было крупныхпромышленныхпредприятий, способныхобеспечитьстрану оружием, тканями, сельскохозяйственнымиорудиями. Онане имела выходак морям — ни кЧерному, ни кБалтийскому, через которыемогла бы развиватьвнешнюю торговлю.Не имела поэтомуРоссия и собственноговоенного флота, который охранялбы ее рубежи.Сухопутнаяармия строиласьпо устаревшимпринципам исостояла главнымобразом издворянскогоополчения.Дворяне неохотнопокидали своипоместья длявоенных походов, их вооружениеи военная выучкаотставала отпередовыхевропейскихармий. Междустарым, родовитымбоярством ислуживымилюдьми дворянамишла ожесточеннаяборьба за власть.В стране происходилинепрерывныевосстаниякрестьян игородскихнизов, которыеборолись ипротив дворян, и против бояр, так как они всебыли феодалами-крепостниками.Россия привлекалак себе жадныевзоры соседнихгосударств- Швеции, РечиПосполитой, которые непрочь былизахватить иподчинить себерусские земли.Необходимобыло реорганизоватьармию, построитьфлот, овладетьпобережьемморя, создатьотечественнуюпромышленность, перестроитьсистему управлениястраной. Длякоренной ломкистарого укладаРоссии нуженбыл умный италантливыйруководитель, незаурядныйчеловек. Такими оказался ПетрI. Петр не толькопостиг велениевремени, но иотдал на службуэтому велениювесь свой незаурядныйталант, упорствоодержимого, присущее русскомучеловеку терпениеи умение придатьделу государственныйразмах. Петрвластно вторгалсяво все сферыжизни страныи намного ускорилразвитие начал, полученныхв наследство.
Главным содержаниемреформ в областикультуры, былостановле­ниеи развитиесветской национальнойкультуры, светскогопросве­щения, серьезныеизменения вбыту и нравах, осуществляемыхв плане европеизации.
Важные измененияв жизни странырешительнотребовалиподготовкиквалифицированныхкадров. Находившаясяв руках церквисхоластическаяшкола обеспечитьэтого не могла.Стали открыватьсясветские школы, образованиеначало приобретатьсветский характер.Для этогопотребовалосьсоздание новыхучебников, пришедших насмену церковным.
Петр I в 1708г. ввелновый гражданскийшрифт, пришедшийна смену старомукирилловскомуполууставу.Для печатаниясветской учебной, научной, политическойлитературыи законодательныхактов былисозданы новыетипографиив Москве иПетербурге.
Развитиекнигопечатаниясопровождалосьначалом организо­ваннойкниготорговли, а также созданиеми развитиемсети библио­тек.С 1702г. систематическивыходила перваярусская газета«Ве­домости».
С развитиемпромышленностии торговли былисвязаны изуче­ниеи освоениетерриториии недр страны, что нашло своевыражение ворганизацииряда крупныхэкспедиций.
В это времяпоявилиськрупные техническиеновшества иизобретения, особенно вразвитии горногодела и металлургии, а также в военнойобласти.
В этот периоднаписан рядважных работпо истории, асоз­даннаяПетром Кунсткамераположила началосбору коллекцийисторическихи мемориальныхпредметов и редкостей, оружия, материаловпо естественнымнаукам и т.д.Одновременностали собиратьдревние письменныеисточники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов.Это было началоммузейного делав России.
Логическимитогом всехмероприятийв области развитияна­уки и просвещениябыло основаниев 1724г. Академиинаук в Петер­бурге.
С первой четвертиXVIII в. осуществлялсяпереход кгра­достроительствуи регулярнойпланировкегородов. Обликгорода сталиопределятьуже не культоваяархитектура, а дворцы и особня­ки, дома правительственныхучрежденийи аристократии.В живописи насмену иконописиприходит портрет.К первой четвертиXVIII в. относятсяи попытки созданиярусского театра, в это же времябыли написаныпервые драматурги­ческиепроизведения.
Изменения вбыту затрагивалимассу населения.Старая при­вычнаядолгополаяодежда с длиннымирукавами запрещаласьи заме­няласьновой. Камзолы, галстуки ижабо, широкополыешляпы, чул­ки, башмаки, парикибыстро вытеснялив городах старуюрусскую одежду.Быстрее всегораспространиласьзападноевропейскаяверхняя одеждаи платье средиженщин. Запрещалосьношение бороды, что выз­валонедовольство, особенно податныхсословий. Вводилисьособый «бородовойналог» и обязательныймедный знако его уплате.
Петр I учредилассамблеи собязательнымприсутствиемна них женщин, что отражалосерьезныеизменения ихположения воб­ществе.Учреждениеассамблейположило началоутверждениюв среде русскогодворянства«правил хорошеготона» и «благородногопове­денияв обществе», употреблениюиностранного, преимущественнофранцузского, языка.
Процесс европеизацииРоссии в эпохуПетра Великого– наиболеепротиворечиваячасть Петровскихреформ. Еще доПерта былисозданы предпосылкиширокой европеизации, заметно усилилисьсвязи с зарубежнымистранами, вРоссию постепеннопроникаюткультурныезападноевропейскиетрадиции, дажебрадобритиеуходит корнямив допетровскуюэпоху. В 1687 г. былаоткрытаСлавяно-греко-латинскаяакадемия –первое высшееучебное заведениев России. И всеже деятельностьПетра былареволюционной.В.Я. Уланов писал:«Новым в постановкекультурноговопроса приПетре Великомбыло то, чтотеперь культурабыла призванасозидательнойсилой не тольков области специальнойтехники, но ив ее широкихкультурно-бытовыхпроявлениях, и не только вприложениик избранномуобществу… нои по отношениюк широким массамнарода."
Важнейшимэтапом в проведенииреформ сталопосещениеПетром в составеВеликого посольстваряда европейскихстран. По возвращенииПетр направляетмного молодыхдворян в Европудля изученияразличныхспециальностей, главным образомдоя овладенияморскими науками.Царь заботилсяи о развитииобразованияв России. В 1701 г.в Москве, в Сухаревойбашне открываетсяШкола математическихи навигацкихнаук во главес профессоромАбердинскогоуниверситета, шотландцемФорварсоном.Одним из преподавателейэтой школы былЛеонтий Магницкий- автор «Арифметики...».в 1711 г. в Москвепоявляетсяинженернаяшкола.
Петр стремилсяк тому, чтобыкак можно скореепреодолетьвозникшую ещесо врементатаро-монгольскогоига разобщенностьРоссии и Европы.Одним из еепоявлений былоразное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводитРоссию на новыйкалендарь –7208 год становиться1700-м, а празднованиеНового годапереноситьсяс 1 сентября на1 января.
Происходиливажные измененияв быту дворян, переделавшиероссийскоедворянство»по образу иподобию»европейского.В 1717 г. выходиткнига «Юностичестное зерцало2– своего родаучебник этикета, а с 1718 г. существовалиАссамблеи –дворянскиесобрания пообразцу европейских.
Однако нельзязабывать о том, что все этипреобразованияисходилиисключительносверху, а потомубыли достаточноболезненныкак для высших, так и для низшихслоев общества.
Петр стремилсясделать Россиюевропейскойстраной во всехсмыслах этогослова и придавалбольшое значениедаже самыммелким деталямпроцесса.

Реформы ЕкатериныII

В результатепоследнегов XVIII в. дворцовогопереворота, осуществленного28 июня 1762 г., на русскийпрестол былавозведена женаПерта I, ставшая императрицейЕкатеринойII (1762-1796 гг.).
Екатерина IIначала своецарствованиес подтвержденияМанифеста овольностидворянстваи щедрых одариванийучастниковпереворота.Провозгласивсебя продолжательницейдела Петра I, Екатеринанаправила всесвои усилияна созданиемощного абсолютическогогосударства.
В 1763 г. была проведенасенатскаяреформа с цельюупорядоченияработы Сената, давно превратившегосяв бюрократическоеучреждение.Сенат был разделенна шесть департаментовс четко определеннымидля каждогоих них функциями.В 1763-1764 гг. былаосуществленасекуляризацияцерковныхземель, с чембыло связаносокращение(с 881 до 385) численностимонастырей.Тем самым былаподорванаэкономическаясостоятельностьцеркви, котораяотныне сталаполностьюзависеть отгосударства.Начатый ПетромI процесспревращенияцеркви в частьгосударственногоаппарата былзавершен.
Экономическаябаза государствазначительноукрепилась.В 1764 г. было ликвидированогетманствона Украине, управлениеперешло к новойМалороссийскойколлегии, находившейсяв Киеве и возглавлявшейсягенерал-губернаторомП.А. Румянцевым.Это сопровождалосьпереводом массырядового казачествана положениекрестьян, наУкраину сталираспространятьсякрепостныепорядки.
Екатеринаполучила престолнезаконно итолько благодаряподдержкедворян-офицеров, искала опорув дворянстве, понимая всюнепрочностьсвоего положения.Целая серияуказов расширялаи укрепляласословные праваи привилегиидворянства.Манифестом1765 г. об осуществленииГенеральногомежевания задворянствомбыло закрепленомонопольноеправо владенияземлей, предусматриваласьтакже продажадворянам по5 коп. за десятинузасечных земельи пустошей.
За дворянствомбыли закрепленысверхльготныеусловия дляпроизводствав офицерскиечины, значительновозросли средствана содержаниесословныхдворянскихучебных заведений.Одновременнос этим указы60-х годов закрепляливсевластиепомещиков иполное бесправиекрестьян. СогласноУказу 1767 г. любая, даже справедливаяжалоба крестьянна помещиковобъявляласьтягчайшимгосударственнымпреступлением.
Так помещичьявласть приЕкатерине IIприобрела болееширокие юридическиеграницы.
В отличии отсвоих предшественниковЕкатерина IIбыла крупными умным политическимдеятелем, ловкимполитиком.Будучи хорошообразованной, знакомой струдами французскихпросветителей, она понимала, что правитьстарыми методамиуже нельзя.Политика, проводимаяею в 60-х – начале70-х гг. получиланазвание политикипросвещенногоабсолютизма.Социально-экономическойосновой политикипросвещенногоабсолютизмаявилось развитиенового капиталистическогоуклада, разрушавшегостарые феодальныеотношения.
Политикапросвещенногоабсолютизмабыла закономернымэтапом государственногоразвития инесмотря наполовинчатостьпроведенныхреформ, приближаламомент переходаобщественнойжизни к новой, более прогрессивнойформации.
В течении двухлет ЕкатеринойII была составленапрограмманового законодательствав форме наказадля созываемойкомиссии посоставлениюнового Уложения, так как Уложение1649 г. устарело.«Наказ» ЕкатериныII явилсяитогом еепредшествующихразмышленийнад просветительскойлитературойи своеобразнымвосприятиемидей французскихи немецкихпросветителей.«Наказ» касалсявсех основныхчастей государственногоустройства, управления, верховнойвласти, прави обязанностейграждан, сословий, в большей степенизаконодательстваи суда. В «Наказе»был обоснованпринцип самодержавногоправления:«Государь естьсамодержавный; ибо никакаядругая, кактолько соединеннаяв его особевласть, не можетдействоватьсходно сопространствомстоль великогогосударства…»Гарантией отдеспотизма, по мнению Екатерины, служило утверждениепринципа строгойзаконности, а также обособлениесудебной властиот исполнительнойи непрерывноесвязанное сним преобразованиесудопроизводства, ликвидирующееустаревшиефеодальныеинституты.
Программаэкономическойполитики неизбежноставила напервый планкрестьянскийвопрос, которыйимел важноезначение вусловиях крепостногоправа. Дворянствопроявило себякак реакционнаясила (за исключениемотдельныхдепутатов), готовая любымисредствамиотстоятькрепостническиепорядки. Купцыи казаки думалио приобретениипривилегийна владениекрепостными, а не о смягчениикрепостнойзависимости.
В 60-е годы былиздан ряд указов, которые нанеслиудар господствовавшейсистеме монополий.Указом 1762 г. разрешалосьсвободно открыватьситцевые фабрикии сахарныезаводы. В 1767 г.была объявленасвобода городскихпромыслов, чтоимело большоезначение. Такимобразом, законы60-70-х гг. создавалиблагоприятныеусловия дляроста крестьянскойпромышленностии ее перерастанияв капиталистическоепроизводство.
Время ЕкатериныII было временемпробуждениянаучных, литературныхи философскихинтересов врусском обществе, временем зарождениярусской интеллигенции.И хотя ею былаохвачена лишьнебольшая частьнаселения, этобыл важный шагвперед. В царствованиеЕкатериныпоявились ипервые русскиеблаготворительныеучреждения.Екатерининскоевремя — это периодрасцвета русскойкультуры, этовремя А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Г.И. Державина, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова, и др.
В ноябре 1796 г.Екатерины нестало. На престолвоцарился еесын Павел(1796-1801гг.). При ПавлеI утвердилсякурс на укреплениеабсолютизма, максимальнуюцентрализациюгосударственногоаппарата, усилениеличной властимонарха.
Заключение
Главным итогомсовокупностиПетровскихреформ сталоустановлениев России абсолютизма, венцом которогостало изменениев 1721 г. титулароссийскогомонарха – пертобъявил себяимператором, а страна сталаназыватьсяРоссийскойИмперией. Такимобразом, былооформлено то, к чему шел Петрвсе годы своегоцарствования– созданиегосударствасо стройнойсистемой управления, сильной армиейи флотом, мощнойэкономикой, оказывающеговлияние намеждународнуюполитику. ВрезультатеПетровскихреформ государствоне было связаноничем и моглопользоватьсялюбыми средствамидля достижениясвоих целей.В итоге Петрпришел к своемуидеалу государственногоустройства– военномукораблю, гдевсе и вся подчиненоволе одногочеловека –капитана, иуспел вывестиэтот корабльиз болота вбурные водыокеана, обходявсе рифы и мели.
Роль ПетраВеликого вистории Россиитрудно переоценить.Как бы не относитьсяк методам истилю проведенияим преобразований, нельзя не признать– Петр Великийявляется однойиз самых знаменитыхфигур мировойистории.
Все реформыЕкатерины IIбыли такженаправленына созданиемощного абсолютистскогогосударства.Политика, проводимаяею, была названа«политикойпросвещенногоабсолютизма».
С одной стороны, Екатеринапровозглашалапередовыеистины просветительскойфилософии(особенно вглавах о судопроизводствеи экономике), с другой –подтверждаланезыблемостьсамодержавно-крепостническогостроя. Укрепляяабсолютизм, она сохраняласамодержавие, внося лишькоррективы(большую свободухозяйственнойжизни, некоторыеосновы буржуазногоправопорядка, мысль о необходимостипросвещения), которые способствовалиразвитиюкапиталистическогоуклада.
Несомненнойзаслугой Екатериныбыло введениеповсеместногонародногообразования.

Список литературы.
Соловьев С.М. Об истории новой России. – М.: Просвещение, 1993
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л.: Лениздат, 1989
Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века: История. Документ. – М.: МИРОС, 1994
Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.