Реферат по предмету "Исторические личности"


Крито Микенская цивилизация

--PAGE_BREAK--Разгадать впервые тайну письма Б удалось англичанину М.Вентрису. В 1953г. он вместе с Дж. Чадвиком опубликовал статью с кратким изложением открытия[7].
Они выдвинули ряд доводов в пользу того, что линейное письмо Б – письменность древних ахеян, греческого населения, обитавшего на территории Пелллопоннеса до вторжения туда дорийских племен. Спасаясь от нашествия дорийцев, многие ахейцы бежали на Кипр и принесли с собой ахейский язык и письменность. исходя из этих фактов, Веньприс и Чедвик определили фонетическое значение многих языков по аналогии с кипрским языком.
Изучению дешифровки линейного письма Б большое внимание уделил известный советский ученый профессор С.П. Лурье. Согласившись с мнением Вентриса, он ввел дополнение в изучение письма[8]. Авторы труда «Всемирная история»: у истоков цивилизации. Обращают внимание на то, что ахейское письмо было доступно лишь образованным специалистам; его знали служители в царских дворцах и какой-то слой имущих горожан[9]. Важным для них также считалось, что ахейцы к XV веку уже имели знаки для гласных звуков, что весьма способствовало выработке алфавитного письма.
Прочтенные таблички с письмом Б в основном представляют собой документы финансово – административного характера. В них содержатся данные о раскладке обложений, распределении натуральных повинностей и скота по пастбищам, инвентарные списки, списки жертвоприношений богам, данные, связанные с призывом в войско и др.
А. Бартонек в своем труде златобильные Микены уделил большое внимание характеру изготовления табличек с письмом, их хранению. Вот некоторые выдержки из главы, тексты на микенском диалекте: «Таблички изготовляли из сырой глины, затем выравнивали и по еще влажной поверхности острым резцом наносили знаки, а затем сушили, на солнце… Таблички укладывались в плетеные корзины. Когда дворец сгорел, все воспламеняющиеся материалы погибли, остались лишь обожженные жаром и расколовшиеся на части таблички… Изучение почерков писцов позволяет нам делать и некоторые выводы относительно того, каким образом велось хозяйственное делопроизводительство. Так, установлено, что в Пилосе того времени, к которому относятся наши записи, существовало особое лицо, ведавшее инвентаризацией колес от колесниц. В Кноссе один и тот же писец составлял все записи, касающиеся шерсти, одежды и женщин-работниц»[10]. Также Бартонек считал, что данные таблички были лишь вспомогательным писчим материалом. Какой более долговременный материал использовался в дворцовом хозяйстве, остается лишь предполагать. Чаще всего склоняются к мысли. Что долговременным материалом могла служить звериная шкура, т.к. на Кипре в Iтыс. До н.э. учитель чтения и письма назывался «человеком, рисующим на шкуре».
Кроме того, открытие глиняных табличек с письмом Б, позволило узнать много имен собственных и географических названий, которые совпали с топонимикой Гомера. Содержание надписей, бесспорно, доказывает существование в Пелопоннесе крупного государства с центром в Пилосе.
Таким образом, расшифровка глиняных табличек указывает на то, что в данный период существовали и развивались государства с большим бюрократическим аппаратом, частной собственностью на землю и развитым рабовладением.
2.2 Государственное управление и социально-экономическая структура Микенской Греции. Экономические и социальные отношения на Крите
Микены находятся на Пелопоннесе, на полпути от Коринфа до Аргоса. Микенский холм был заселен в начале III тысячелетия до н.э. Он удобно расположился в центре небольшой плодородной долины, где протекает река Персея, и недоступен противнику. Очевидно, по этой причине поселение, названное Микены, постепенно расширялось.
Открытие микенских табличек окончательно опровергло предположение о существовании крупной микенской державы, управляющийся из единого политического центра Микенские дворцы с их архивами были центрами независимых правителей, а небольшие Микенские государства на территориях, окруженных естественными географическими границами (горы, береговая линия), явились прообразом греческих городов – государств I тысячелетия до н.э. Самая обширная территория управлялась из Кносского дворца, расцвет которого приходится на рубеже XV – XIV вв. до н.э. Царство Нестора простиралось приблизительно на 80 км с севера на юг и около 50 км с запада на восток, т.е. было по размерам приблизительно в 2 раза меньше Крита, Территория которого составляет около 8300 кв.км.(Из книги А. Бартонека «Златообильные Микены»)[11].
Резиденций Нестора, по Гомеру, был древний Пилос. Пилосским государством управлял царь – ванака. Непосредственным помещиком царя был воевода – лавагет. В ряде надписей перечисляются административные функции лавагета: он мог освобождать отдельных лиц от повинностей, вздымал с населения налоги, ведал военными делами, и т.д. Ванаке и лавагету подчинялись другие должностные лица, например, басилеи – племенные вожди и др.
Наряду с должностными лицами известную роль в управлении, по – видимому, играло народное собрание. По крайней мере, судя по пилосским надписям, такой важный акт, как сдача земель в аренду, осуществлялся от имени народа.
Царь, воевода, басилеи и другие высшие должностные лица являлись одновременно крупными по масштабам того времени землевладельцами. Помимо них землей владели жрецы и жрицы[12].
Особые полномочия занимали ремесленники. В текстах табличек встречаются упоминания о лицах, занимающихся обработкой металла, дерева, строительным делом, изготовлением ткани и выделкой кожи, изготовлением глиняных сосудов[13]. По мнению Сергеева В.С. ремесленники Пилоса находились в привилегированном положении, материал для своих изделий они получали от государства и ему сдавали свою продукцию[14].
Основу экономического развития, по мнению А. Бартонека, составляла эксплуатация лиц с зависимым или вообще бесправным социальным статусом, однако социальной структурой того времени был чужд четкий разграничительный рубеж, отделявший класс рабов от рабовладельцев, — явление, имевшее место позднее, в I тысячелетии[15].
Важные факторы о существовании рабства и труда рабов дал новейший исследователь Ю.В. Андреев. Он пишет: «Среди документов пиллоского архива немало места занимают списки рабочих отрядов дворцового хозяйства. В каждом таком списке указываются, сколько женщин рабынь в составе отряда, какова их профессия (упоминаются молольщицы зерна, прядильщицы, швеи, банщицы)», сколько при них детей, какай паек они получают и в каком месте работают. Численность отрядов была многочисленной – до 100 с лишнем человек… Наряду с отрядами, в состав которых входят только женщины и дети, в надписях фигурируют и отряды рабов – мужчин, хотя встречаются они сравнительно редко и численно, как правило, невелики – не более 10 человек в каждом. Очевидно, женщин – рабынь было больше, из чего следует, что рабство в то время еще находилось на сравнительно низкой степени развития[16].
В первой половине II тысячелетия до н. э. основные критские общества начинают претерпевать разделения по имущественному цензу. Кносский дворец и аналогичные ему гигантские здания в Маллии, Агиа Триаде и Фесте довольно убедительно доказывают существование государственного аппарата, в определенном смысле – органа насилия*. В Кноссе обнаружены темницы – тюрьмы, изображения вооруженных негров (скорее всего дворцовой стражи), критский иероглиф, изображающий кандалы, наличие большого централизованного дворцового хозяйства. Очевидно, что все это не могло возникнуть в условиях первобытнообщинного строя. Уровень развития производительных сил говорит о том, что критское общество было также рабовладельческим.
Вряд ли без применения силы рабов могли возникнуть сооружения, подобные Кносскому дворцу. Документы, найденные археологами в Кноссе, содержат очевидные указания на существование в то время довольно больших групп рабов, одна из которых называлось мноиты. Правда, уровень развитости рабовладения был не очень высок. Не было больших систем брошения, как во многих других древневосточных государствах: земельные наделы были небольшими. В то же время ремесло достигло настолько высокого уровня развития, что позволяет нам предполагать интерес производителя к качеству продукта.
Немногочисленные данные дают смутное представление о формах собственности на древнем Крите. Множество печатей, которыми иногда клеймили пифосы (большие глиняные сосуды для хранения продуктов), говорит о значительном расширении частного интереса, частнособственнических отношений, хотя печати могли принадлежать и госчиновникам, обслуживающим огромное царское хозяйство. В позднеминойский период наблюдается уже значительное имущественное разделение. Все указывает на развитие частной собственности: дома богатых, их грандиозные гробницы, внешние контакты Крита, в конце концов, использование драгоценных металлов в торговле. Огромное дворцовое хозяйство, очевидно, обслуживалось множеством рабов, свободных ремесленников и земледельцев, которые таким образом отбывали повинности*

Глава 3 История существования Крито – Микенской цивилизации
3.1 Минойская цивилизация
После открытия критской и микенской культур возник вопрос об их датировке. Решению этой проблемы помогли, в частности, хорошо датируемые египетские вещи, найденные на Крите. Сосуды критского и микенского производства были найдены также на территории Египта, причем среди египетских вещей, поддающиеся точной датировке. Это помогло Эвансу разработать основную хронологию памятников материальной культуры Древнего Крита. В соответствии с хронологической системой Эванса все археологические памятники Крита распределяются по 3 хронологическим периодам, условно названы и им минойскими по имени легендарного критского царя[17].
Остров Крит расположен почти на ровном удалении от Европы, Азии и Африки; имеет длину около 250 км и ширину от 12 до 57 км; разделен перешейками на 3 части: центральную, восточную и западную. Запад острова начал заселятся с середины I тысячелетия до н.э.
Раннеминойский период (XXX – XXII века до н.э.) – это период доклассовых родовых отношений. К этому периоду относятся древнейшие поселения в районе которых были обнаружены неолитические находки, металлические изделия из меди и золота. Применение металлических орудий способствовало улучшению техники обработки изделий из камня и развитию других видов ремесла. Довольно долгую, по мнению авторов «Всемирной истории…», эволюцию прошло гончарное дело: улучшилась техника обжига, возникла и развилась роспись на керамике, хотя, сосуды еще изготовлялись вручную[18].
Под влиянием Египта появились и первые, вырезанные из камня печати. На одной из них имеется изображение ладьи.
Этим же временем датируется толосы – коллективные погребения родового общества; они представляют собой круглые по форме гробницы, вмещающие иногда до 700 скелетов.
Среднеминойский период (XX-XVII века до н.э.) – характерным для этого времени является распространение бронзы. В этот период распространяется сооружение дворцов и постройка доры, связывающих Кносс с Фестом и равнину Мессара с северным побережьем Крита. Керамика представлена сосудами в стиле камарес. Также это время образования государства, возникновение первых классов и социальных групп, возникновение письменности, объединение Крита в единое государство. Среднеминойский период прерывается какой-то катастрофой, вызвавшей разрушение ряда сооружений этой эпохи – дворцов и поселений (около 1700г. до н.э.). некоторые ученые считают что разрушения были связаны с землетрясением. Этому противоречит тот факт, что многие из среднеминойских архитектурных памятников были стерты с лица земли пожарами, следы которых сохранились. В настоящее время в науке господствует взгляд, что причиной этих разрушений было вторжение на Крит ахейских племен с Балканского полуострова, которое произошло, очевидно, в XVII в. до н.э. Но вскоре мирная жизнь на Крите была восстановлена, разрушенные здания отстроены.
Позднеминойский период (XVII-XII вв.до н.э.) – данный период характеризуется максимальным развитием культуры острова Крит и затем постепенным ее упадком вплоть до полного разрушения. Характерное явление данного времени — рост богатства местной знати. Примерно в это же время Крит устанавливает активные связи с Египтом, Сирией, особенно с Микенской Грецией. Происходил дальнейший подъем производства, особенно кораблестроения.
Появляется новое линейное письмо Б. ученые предполагают, что в первой половине XVв. до н.э. остров Крит был завоеван греческим племенем ахейцев.
В XIVвеке до н.э. начинается упадок критской культуры, тянущийся до нового, дорийского завоевания Крита, произошедшего на рубеже XII – XI веков. К этому времени прерываются связи с внешним миром, свертывается торговля, при раскопках ремесленных изделий попадается все меньше и меньше. В орнаменте вместо ярких изображений теперь начинает преобладать стилизация под растения и морских животных[19].
3.2 Микенская (Ахейская) Греция.
По аналогии с хронической периодизацией Эванса была установлена и получила распространение в науке периодизация памятников, обнаруженных на Балканском полуострове и островах Греции. В соответствии с этой периодизацией были выделены следующие периоды развития древнегреческой культуры.
Раннеэлладский период (XXX- XXI вв. до н.э.) – этот период характеризуется низким уровнем материальной культуры, соответствующим первобытнообщинному строю. Только в конце периода появляются первые изделия из бронзы и серебра, а также крупные укрепленные поселения, наиболее известным из которых является цитадель Лерна[20]. Керамические изделия в это время изготавливались еще без гончарного круга. Что касается захоронений, то «захоронения того времени были коллективными, размещались в узких колодцевидных, высеченных в скале могилах»[21].
Среднеэлладский период (XXI – XVII вв. до н.э.) – между 2200 и 2000годами в южную часть Балканского полуострова хлынула волна греческих племен, самоназвавшихся позже эллинами. Они шли в Эгеиду с Севера. При раскопках многих поселений раннеэлладский культурный слой отделен от последующих прослойкой пепла. Другие раннеэлладские поселения были вообще покинуты жителями. Завоевателей называли миниями.
Источники античности довольно точно указывают границы расселения отдельных эллинских племен на протяжении всего II тысячелетия до н.э. вплоть до начала следующего вторжения – дорийцев. Три основные группы – ионийцы, ахейцы и эолийцы заняли материковую Грецию. Ионийцы жили в Аттике и на северо-востоке Пелопоннеса, ахейцы оккупировали почти весь Пелопоннес, а эолийцы пришли в Фессалию и Среднюю Грецию, исключая Аттику. Все II тысячелетие ахейские племена, заняв наиболее плодородные районы и находясь ближе всех к догреческим центрам культуры (прежде всего к Криту), развивались гораздо быстрее других греческих племен. Они первые создали государство и распространились по всей территории Эгеиды. Микенское царство создано также ими*.
Из за большой прочности устоев военной демократии процесс создания царств в материковой Греции между 1900 и 1700 годами происходил медленнее, чем на Крите. Основным занятием населения было земледелия и скотоводства.
Позднеэлладский период (XVI – XII века до н.э.) – этим периодом датируется наибольшее число замечательных микенских памятников материковой Греции, древнейшие из которых – знаменитые шахтовые гробницы XVII – XVI вв. до н.э. с богатейшим погребальных инвентарем к XVв. До н.э. относятся погребальные камеры с дромосами и купольные гробницы. Крепости и дворцы возникают в XIII и начала XII в. до н.э., т.е. вплоть до того времени, когда на Балканском полуострове начинается новое крупное передвижение племен. Вторгнувшиеся с севера в Среднюю Грецию и Пелопоннес дорийцы уничтожают и разрушают основные центры микенской культуры[22].
Археологические открытия 1820 – 1970 годов показали, что в Микенах, в Иолке, Орхоменге, Гла, Фивах, Афинах, Тиринфе, Пилосе – во второй половине II тысячелетия возникли раннеклассовые государства. Политическая обособленность этих царств, которую так ярко отразили греческие легенды, сочеталась с общностью их производственных и культурных традиций. Поэтому, признавая ведущую роль Микен в XIV – XIII веках, следует определить время между XVII – XIII веками, согласно памятникам письменности и литературы, как период возвышения ахейцев среди всех остальных греческих племен[23].
Для этого времени характерны изменения в формах захоронений. В III – II тысячелетиях насчитывалось 5 основных групп погребений – купольные, камерные, шахтовые, ящичные и ямные.
Ослабление Микен начинается с середины позднеэлладского периода. Предполагается, что жители города ожидали какого-то нападения. Об этом говорит и следующий факт: источники воды были подведены к северным воротам акрополя, а в его северо-восточном углу была сооружена глубокая подземная цистерна, куда вливались воды Персеи. Одновременно перестройке подвергаются оборонительные сооружения Тиринфа. В XIII в. до н.э. прекращаются связи с Египтом.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Жизненный цикл товара на примере ОАО Живая вода
Реферат Frankenstein Protagonist And Antagonist Essay Research Paper
Реферат Інформаційне повідомлення про семінар
Реферат Анализ стихотворения гумилёва Волшебная скрипка
Реферат Дореволюционное кино
Реферат Написание программы "Угадайка"
Реферат Pride That Leads To Tragedy Essay Research
Реферат Использование библейских сюжетов в проектной деятельности учащихся старших классов средней школы
Реферат Методы определения ПАУ в объектах окружающей среды
Реферат Дивидендная политика предприятия ОАО РЖД
Реферат Анализ произведений А Камю
Реферат Управление процессом получения стекломассы в производстве стекла
Реферат Японские методы организации труда и их использование за рубежом и в России
Реферат Индийский поход 327 до н.э.
Реферат 1. Паризька мирна конференція та українське питання на ній. Версальський договір