Реферат по предмету "Исторические личности"


Конституционный процесс в Украине Конституция Украины 1996 года

Конституционныйпроцесс в Укра­инев конце 80-х — первойполо­вине 90-хгодов
В жизни обществи государствконституциииграют особуюроль. Конституцияявляется высшимправовым актом— ОсновнымЗаконом, закономнад законами, фундаментомразвития социальныхи политическихотношений, гарантиейобеспеченияправ и свободчеловека игражданина.
Уже в конце80-х годов, в ходеосуществленияполитики«гор­бачевскойперестройки»стало очевидно, что КонституцияСССР не отвечаетперспективедемократическогоразвития общества.Уже в тот периодв нее были внесеныотдельныеизменения, ка­савшиесяотмены ст. 6, устанавливавшеймонопольнуювласть Коммунистическойпартии, разрешениявыдвигатькандидатовв депутаты насобранияхизбирателей, проведениявыборов наальтернативнойоснове. Этиизменения имелибольшое значе­ниедля демократизацииукраинскогообщества ивпервые в ис­ториипозволилиизбрать в составвысшего законодательногоор­гана страныпредставителейразличныхполитическихсил.
16 июля 1990 г. ВерховнаяРада принялаДекларациюо го­сударственномсуверенитетеУкраины, котораядолжна быластать фундаментомновой Конституции.Отдельныедепутаты предлагалиутвердитьДекларациюв качестве«Малой Консти­туции».Однако прокоммунистическинастроенноебольшинст­воВерховной Радыс этим не согласилось.
И все-таки ееположения имелинемаловажноезначение дляУкраины. Во-первых, Декларацияпровозгласилагосударст­венныйсуверенитетУкраины как«верховенство, самостоятель­ность, полноту и неделимостьвласти республикив пределах еетерриториии независимостьи равноправиево внешнихсноше­ниях», заложив основыукраинскойнезависимостиеще во вре­мяпребыванияреспубликив составе СССР.Был закрепленряд новых положений, касавшихсявведения принципаразде­лениявласти назаконодательную, исполнительнуюи судеб­ную, исключительногоправа народаУкраины навладение, пользованиеи распоряжениеее национальнымбогатством; действия натерриторииреспубликизаконов СССРтолько в тойчасти, котораяне противоречитзаконодательствуУкраины.
Декларацияопределилаобщую стратегиюразвития право­войсистемы государства, ключевым элементомкоторой явля­ласьКонституция.В октябре 1990 г.Верховная РадаУкраины создаетКонституционнуюкомиссию, котораядолжна былараз­работатьконцепцию новойКонституции.
Это заданиебыло довольносложным, посколькуУкраина имелав то время толькоограниченныйсуверенитет, а союзные структурыпродолжалиоказыватьдавление нареспублику.
Однако уже кноябрю 1991 г. былподготовленпервый проектКонституцииУкраины. Нодраматическиесобытия конца1991 г. и обретениенезависимостиУкраины радикальноповли­яли наизменения рядаее положений.Принятием Актапровоз­глашениянезависимостиУкраины 24 августа1991 г. наше госу­дарствосделало окончательныйвыбор путисвоего развития.
Уже в концеянваря 1992 г.Конституционнаякомиссия раз­работалановый проект, который послеправовой экспертизыи обсужденияв парламентерешением ВерховнойРады Украиныбыл вынесенна всенародноеобсуждение.
Обсуждениепроекта продолжалосьс 15 июля по 1 декабря1992 г. В нем принялоучастие около200 тыс. гражданУкраи­ны. В ходеобсуждениявысказывалисьпредложенияв отноше­ниичеткого закрепленияпреобладанияинтересовчеловека надинтересамигосударства, разграниченияполномочийраз­личныхветвей властии др.
С учетом результатовобсужденияв предложенныйпроект быливнесены соответствующиеизменения. 26октября 1993 г.доработанныйвариант постановлениемВерховной Радыбыло решеноопубликоватьв средствахмассовой информации.
В конце 1993 — начале1994 г. по Украинепрокатиласьвол­на политическихбаталий, связанныхс выборами вВерховную Радуи выборамиПрезидента.Вопрос о принятииновой Кон­ституцииотодвинулсяна второй план.
Только в сентябре1994 г., после обращенияПрезидентаУк­раины онеобходимостипродолженияконституционногопро­цесса, формируетсяновый составКомиссии поразработкепро­екта Конституции.РуководителямиКомиссии сталиПрези­дентУкраины иПредседательВерховной Рады.Открывая за­седанияКомиссии 17 ноября1994 г., ПрезидентУкраины Л. Кучмаподчеркнул, что в Украиневозобновленпроцесс кон­ституционныхреформ, которыйбыл приостановленпочти на год.Комиссия призналанеобходимымвзять за основупроект Конституциив редакции от26 октября 1993 г.
Учитывая сложностиразработкиновой Конституции, отсут­ствиесбалансированностиразличныхветвей власти, Прези­дентУкраины 3 декабря1994 г. предложилВерховной Радерассмотретьконституционныйзаконопроекто власти и орга­нахместногосамоуправления.Вниманиеакцентировалосьна том, чтоэффективноефункционированиеэкономикивозможно толькопри условииналичия сильнойгосударственнойвласти, котораяосуществлялабы управлениегосударственнымсекто­ромэкономики, обеспечиваларуководствонегосударственнымсектором, способствовалаэффективномупроведениюпривати­зациии структурнойперестройкивсего хозяйственногоком­плекса.Однако этотдокумент небыл принят.
Конституционныйдоговор 1995 г. ипродолжениеконституцион­ногопроцесса
Значительноевлияние наобщественнуюжизнь независимойУкраины былополитиче­скоепротивостояниеПрезидентаУкраины и ВерховнойРады. Президентстремился ксо­зданию сильнойисполнительнойвласти, способнойэффективноработать вусловиях углубленияэкономи­ческогокризиса. ВерховнаяРада, пугаяугрозой диктатуры, фак­тическихотела сохранитьсвои полномочия, в том числе иправо вмешиватьсяв решение конкретныхэкономическихвопросов, внепосредственноеуправлениетерриториями.Такое противосто­яниесерьезно осложнялорешение первоочередныхпроблем жизнистраны.
Это вынудилоПрезидента31 мая 1995 г. принятьУказ о проведенииопроса общественногомнения по вопросудоверия гражданУкраины Президентуи ВерховнойРаде.
В ответ на этоВерховная Раданаложила науказ вето ипредложилаПрезидентудо 8 июня 1995 г. податьна рассмотре­ниекандидатурыв состав КабинетаМинистров.
Такое развитиесобытий откладывалона неопределенноевремя решениежизненно важныхдля Украиныконституционныхво­просов. Вэтих условияхЛ. Кучма взялинициативув свои руки.
2 июня Президентподтвердилсвое намерениепровести оп­рос.В тот же деньсостояласьего встречас лидерамифракций, которыеподдержалиидею подписанияКонституционногодого­вораПрезидентаи ВерховнойРады.
Проведениеобщественногоопроса создавалопотенциаль­нуюугрозу роспускаВерховной Рады, рейтинг которой, по дан­нымсоциологическихопросов, в этовремя был довольнониз­ким. Одновременноэто усиливалополитическуюнапряжен­ностьи, следовательно, оказывалонегативноевоздействиена экономикуи общественнуюжизнь.
В создавшейсяситуации ПрезидентУкраины иПредседа­тельВерховной Радыпроявили политическуюмудрость и, от­казавшисьот противостояния,8 июня 1995 г. подписалиКон­ституционныйдоговор.
Заключениедоговора быловажным политическимкомпро­миссом.Договор долженбыл действоватьдо принятияновой Кон­ституцииУкраины с цельюобеспечениядальнейшегоразвития иуспешногозавершенияконституционногопроцесса вУкраине.
Претворениев жизнь положенийКонституционногодогово­расоздавалонадежную правовуюбазу для деятельностиадми­нистрацииПрезидентаи других органовисполнительнойвла­сти. Значительнорасширялсякруг их полномочийи влияние наэкономическиеи общественныепроцессы. ПрезидентУкра­ины былпризнан главойгосударстваи руководителемиспол­нительнойветви власти.Он лично назначалсостав КабинетаМинистров ипремьер-министра.Уже 8 июня 1995 г. надолж­ностьпремьер-министрабыла предложенакандидатураЕ. Марчука, которыйдолгое времяработал в органахгосудар­ственнойбезопасности, а с октября1994 г. исполнялобязанно­стивице-премьера.
Продолжаласьработа надКонституцией, к которой былипривлеченылучшие специалисты.С целью изученияи обобще­нияальтернативныхпроектов 19 июнябыла созданарабочая группаКонституционнойкомиссии, результатомдеятельностикоторой сталаподготовкасогласованногопроекта КонституцииУкраины.
11 марта 1996 г. сопредседателиКонституционнойкомиссии —Президент иПредседательВерховной Рады— подписалиокончательныйпроект ОсновногоЗакона.
Однако он нестал основойполитическойконсолидации.Не­смотря напредложенияЛ. Кучмы принятьэтот документза ос­нову, Верховная Раданаправила егодля изученияи анализа впостоянныекомиссии.
В начале мая1996 г. постановлениемВерховной Радыбыла созданадепутатскаявременнаяспециальнаякомиссия подо­работкепроекта Конституцииво главе с М.Сиротой. К еерабо­те былипривлеченыпредставителиразличныхдепутатскихгрупп и фракций.
ОбсуждениедоработанногоКомиссиейпроекта в ВерховнойРаде 17—18 июнябыло безрезультатным.Возражениявызвали ужепервые положениядокумента: остатусе украинскогоязы­ка, государственнойсимволике ит.д. Предлагаемыедепутата­миизмененияфактическиискажали основноесодержаниедо­кумента.По определениюмногих политиков, конституцион­ныйпроцесс в Украинев это время непросто затягивался, а за­шел в тупик.
В этой ситуацииПрезидентУкраины 26 июня1996 г. обнаро­довалУказ о проведении25 сентябряВсеукраинскогореферен­думапо вопросупринятия КонституцииУкраины. Нареферен­думпредполагалосьвынести проектОсновногоЗакона, подго­товленныйКонституционнойкомиссией ипринятый заоснову большинствомдепутатовВерховной Радыв марте 1996 г.
Этот шаг Президента, который могпривести кроспуску Вер­ховнойРады, вынудилпоследнююискать компромисси уско­рилконституционныйпроцесс. 28 июня1996 г. после 2 сутокбеспрерывнойи напряженнойработы ВерховнаяРада Украи­ныприняла КонституциюУкраины — ОсновнойЗакон нашегосуверенногогосударства.НоваяКонституцияУкраины
Принятие новойКонституциистало важнойвехой новейшейукраинскойистории. Конституциясостоит изпреамбулы, 14разделов, вкоторых объединена161 статья, и переходныхположений.Новый ОсновнойЗакон — этополити­ко-правовойдокумент, определяющийосновы и путиразвития украинскогообщества.
Конституциязакрепляетосновныедемократические, соци­альныеи правовыепринципы Украинскогогосударства, в кото­ромчеловек, егожизнь и здоровье, честь и достоинство, безо­пасностьпризнаютсявысшей ценностью.Одной из основопола­гающихидей новойКонституцииявляется положениео том, что именногосударствофункционируетдля человека, а не на­оборот.Украинскийнарод являетсяисточникомвласти, кото­руюон реализуетчерез соответствующиеорганы государствен­нойвласти и органыместногосамоуправления.
Конституциязакрепляетпринцип разделениявласти наза­конодательную, исполнительнуюи судебную инезависимостьих одна от другой.Основой внешнейполитики Украины, в соот­ветствиис ОсновнымЗаконом, являетсяобеспечениеее нацио­нальныхинтересов ибезопасностипутем поддержаниямирного ивзаимовыгодногосотрудничествасо всеми странамимира.
Конституциябазируетсяна лучших достиженияхотечест­венногои зарубежногозаконодательства, учитываетприобре­тенныйисторическийопыт и соответствуетлучшим конститу­циямевропейскихстран. Впервыев историиконституционногозаконодательстваУкраины в нейподчеркивается, что нормы Конституцииявляются нормамипрямого действия, а обраще­ниев суд для защитыконституционныхправ и свободчеловека игражданинагарантируетсянепосредственноКонституцией.
Основной ЗаконУкраины регулируетзначительноболее широкийкруг общественныхотношений посравнению спре­дыдущейКонституцией.48 из 161 статьиКонституцииотносит­сяко второмуразделу «Права, свободы и обязанностигражда­нина», который аккумулируетсодержаниетаких важных, при­знанныхво всем миремеждународно-правовыхактов, как Все­общаядекларацияправ человека.Декларацияо праве на раз­витие, Концепция оправах ребенкаи другие. ЭтопозволилонаполнитьКонституциюновым демократическимсодержани­ем, значительнорасширитьсистему прави свобод человекаи гражданинав Украине, приблизитьгосударствок мировым стандартамв отношенииих защиты.
В соответствиис ОсновнымЗаконом Украинаявляется уни­тарным, соборнымгосударством.Государствоявляетсянацио­нальнымпо своемупроисхождению, поскольку егообразованиепроизошло наоснове осуществленияукраинскойнацией, всемукраинскимнародом правана самоопределение.
Основным вопросомлюбой конституцииявляется вопросвласти. ОсновнойЗакон Украиныгласит, чтоединственнымисточникомвласти в Украинеявляется еенарод. Этосвиде­тельствуето демократическомхарактерегосударства, народ ко­торогоможет свободновысказыватьсвое отношениек власти навыборах иреферендумах.
Единственнымзаконодательныморганом властив Украине являетсяВерховная Рада.Кроме законодательных, она обла­даетрядом полномочийв сфере государственногостроительст­ваи назначенияна руководящиедолжности вгосударстве.
ПрезидентУкраины поКонституцииявляется главойгосу­дарстваи выступаетот его имени.Он избираетсяпрямым все­народнымголосованиемсроком на пятьлет. В соответствиис новой Конституциейон имеет значительныеполномочияв со­циально-экономическойсфере, обеспечиваетгосударственнуюнезависимость, национальнуюбезопасностьи правопреемственностьгосударства, является гарантомгосударственногосу­веренитетаи территориальнойцелостности, представляетгосу­дарствона международнойарене.
Главным органомисполнительнойвласти являетсяКабинет Министров, который возглавляетпремьер-министр.Кабинет Министров, в соответствиис новой Конституцией, имеет болееширокие функциии полномочия, связанные сформированиеми расходованиемГосударственногобюджета, обеспечениемравных условийразвития длявсех существующихформ собст­венности.Правительствоосуществляетуправлениеобъектамигосударственнойсобственности, обеспечиваетобороноспособ­ность, безопасностьи общественныйпорядок вгосударстве.Ис­полнительнуювласть в областяхосуществляютобластныегосу­дарственныеадминистрации.
Судопроизводствов УкраинеобеспечиваетсяКонституцион­нымСудом Украиныи судами общейи отраслевойюрисдик­ции.В соответствиис мировой практикой, полномочиясудеб­ной властибыли значительнорасширены.
Важные функциибыли возложенына прокуратуруУкраи­ны. КонституциязакрепилатерриториальноеустройствоУкра­ины иопределилапринципы местногосамоуправления.
Существенноевлияние наобщественно-политическиепро­цессы вреспубликеоказали «Переходныеположения»новой КонституцииУкраины, главнымсреди которыхстало опреде­лениечетких сроковвыборов в ВерховнуюРаду (март 1998 г.)и ПрезидентаУкраины (октябрь1999 г.).
Принятие новойКонституцииУкраины поставилоответст­венныезадания в сферегосударственногостроительства, при­веденияв соответствиес ОсновнымЗаконом действующегоза­конодательстваи структурыорганов власти.
Процесс эффективнойреализацииконституционныхполо­женийсдерживалсяотсутствиемнеобходимыхзаконодатель­ныхактов. К марту1997 г. из 60 первоочередныхконституци­онныхзаконов былопринято всегодва. Не былиприняты важ­нейшиезаконы о КабинетеМинистров, государственныхадми­нистрацияхи местномсамоуправлении.Вместо этогоразраба­тывалисьальтернативныепроекты, ставившиецелью «подпра­вить», а иногда и перекроитьКонституцию.
Однако, несмотря навсе сложности, процессыгосударствен­ногостроительствана базе новойКонституциипродолжал


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Aeschylus Essay Research Paper Aeschylus was born
Реферат Geo univ kiev
Реферат Общий план проведения аудиторской проверки
Реферат The Boer War Essay Research Paper Boer
Реферат Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека, Адлер Альфред
Реферат Дзяржаўна-прававое значэнне Першага з езда Саветаў БССР.
Реферат Закон о борьбе с корупцией
Реферат Влияние кризиса на потребительский рынок Германии
Реферат Common Sense Essay Research Paper Common Sense
Реферат «Универсальная 32-битная среда для расчета и проектирования строительных конструкций feat 2000»
Реферат Способы обучения и принципы, положенные в основу методики занятий физическими упражнениями
Реферат Виды налоговых проверок. Расчеты по НДФЛ
Реферат Очаги ядерного и химического поражения
Реферат Примат и соборность в православном понимании
Реферат Практика Конституционного Суда РФ в области защиты основных прав и свобод человека