Конституционныйпроцесс в Украинев конце 80-х — первойполовине 90-хгодов
В жизни обществи государствконституциииграют особуюроль. Конституцияявляется высшимправовым актом— ОсновнымЗаконом, закономнад законами, фундаментомразвития социальныхи политическихотношений, гарантиейобеспеченияправ и свободчеловека игражданина.
Уже в конце80-х годов, в ходеосуществленияполитики«горбачевскойперестройки»стало очевидно, что КонституцияСССР не отвечаетперспективедемократическогоразвития общества.Уже в тот периодв нее были внесеныотдельныеизменения, касавшиесяотмены ст. 6, устанавливавшеймонопольнуювласть Коммунистическойпартии, разрешениявыдвигатькандидатовв депутаты насобранияхизбирателей, проведениявыборов наальтернативнойоснове. Этиизменения имелибольшое значениедля демократизацииукраинскогообщества ивпервые в историипозволилиизбрать в составвысшего законодательногооргана страныпредставителейразличныхполитическихсил.
16 июля 1990 г. ВерховнаяРада принялаДекларациюо государственномсуверенитетеУкраины, котораядолжна быластать фундаментомновой Конституции.Отдельныедепутаты предлагалиутвердитьДекларациюв качестве«Малой Конституции».Однако прокоммунистическинастроенноебольшинствоВерховной Радыс этим не согласилось.
И все-таки ееположения имелинемаловажноезначение дляУкраины. Во-первых, ДекларацияпровозгласилагосударственныйсуверенитетУкраины как«верховенство, самостоятельность, полноту и неделимостьвласти республикив пределах еетерриториии независимостьи равноправиево внешнихсношениях», заложив основыукраинскойнезависимостиеще во времяпребыванияреспубликив составе СССР.Был закрепленряд новых положений, касавшихсявведения принципаразделениявласти назаконодательную, исполнительнуюи судебную, исключительногоправа народаУкраины навладение, пользованиеи распоряжениеее национальнымбогатством; действия натерриторииреспубликизаконов СССРтолько в тойчасти, котораяне противоречитзаконодательствуУкраины.
Декларацияопределилаобщую стратегиюразвития правовойсистемы государства, ключевым элементомкоторой являласьКонституция.В октябре 1990 г.Верховная РадаУкраины создаетКонституционнуюкомиссию, котораядолжна быларазработатьконцепцию новойКонституции.
Это заданиебыло довольносложным, посколькуУкраина имелав то время толькоограниченныйсуверенитет, а союзные структурыпродолжалиоказыватьдавление нареспублику.
Однако уже кноябрю 1991 г. былподготовленпервый проектКонституцииУкраины. Нодраматическиесобытия конца1991 г. и обретениенезависимостиУкраины радикальноповлияли наизменения рядаее положений.Принятием АктапровозглашениянезависимостиУкраины 24 августа1991 г. наше государствосделало окончательныйвыбор путисвоего развития.
Уже в концеянваря 1992 г.Конституционнаякомиссия разработалановый проект, который послеправовой экспертизыи обсужденияв парламентерешением ВерховнойРады Украиныбыл вынесенна всенародноеобсуждение.
Обсуждениепроекта продолжалосьс 15 июля по 1 декабря1992 г. В нем принялоучастие около200 тыс. гражданУкраины. В ходеобсуждениявысказывалисьпредложенияв отношениичеткого закрепленияпреобладанияинтересовчеловека надинтересамигосударства, разграниченияполномочийразличныхветвей властии др.
С учетом результатовобсужденияв предложенныйпроект быливнесены соответствующиеизменения. 26октября 1993 г.доработанныйвариант постановлениемВерховной Радыбыло решеноопубликоватьв средствахмассовой информации.
В конце 1993 — начале1994 г. по Украинепрокатиласьволна политическихбаталий, связанныхс выборами вВерховную Радуи выборамиПрезидента.Вопрос о принятииновой Конституцииотодвинулсяна второй план.
Только в сентябре1994 г., после обращенияПрезидентаУкраины онеобходимостипродолженияконституционногопроцесса, формируетсяновый составКомиссии поразработкепроекта Конституции.РуководителямиКомиссии сталиПрезидентУкраины иПредседательВерховной Рады.Открывая заседанияКомиссии 17 ноября1994 г., ПрезидентУкраины Л. Кучмаподчеркнул, что в Украиневозобновленпроцесс конституционныхреформ, которыйбыл приостановленпочти на год.Комиссия призналанеобходимымвзять за основупроект Конституциив редакции от26 октября 1993 г.
Учитывая сложностиразработкиновой Конституции, отсутствиесбалансированностиразличныхветвей власти, ПрезидентУкраины 3 декабря1994 г. предложилВерховной Радерассмотретьконституционныйзаконопроекто власти и органахместногосамоуправления.Вниманиеакцентировалосьна том, чтоэффективноефункционированиеэкономикивозможно толькопри условииналичия сильнойгосударственнойвласти, котораяосуществлялабы управлениегосударственнымсекторомэкономики, обеспечиваларуководствонегосударственнымсектором, способствовалаэффективномупроведениюприватизациии структурнойперестройкивсего хозяйственногокомплекса.Однако этотдокумент небыл принят.
Конституционныйдоговор 1995 г. ипродолжениеконституционногопроцесса
Значительноевлияние наобщественнуюжизнь независимойУкраины былополитическоепротивостояниеПрезидентаУкраины и ВерховнойРады. Президентстремился ксозданию сильнойисполнительнойвласти, способнойэффективноработать вусловиях углубленияэкономическогокризиса. ВерховнаяРада, пугаяугрозой диктатуры, фактическихотела сохранитьсвои полномочия, в том числе иправо вмешиватьсяв решение конкретныхэкономическихвопросов, внепосредственноеуправлениетерриториями.Такое противостояниесерьезно осложнялорешение первоочередныхпроблем жизнистраны.
Это вынудилоПрезидента31 мая 1995 г. принятьУказ о проведенииопроса общественногомнения по вопросудоверия гражданУкраины Президентуи ВерховнойРаде.
В ответ на этоВерховная Раданаложила науказ вето ипредложилаПрезидентудо 8 июня 1995 г. податьна рассмотрениекандидатурыв состав КабинетаМинистров.
Такое развитиесобытий откладывалона неопределенноевремя решениежизненно важныхдля Украиныконституционныхвопросов. Вэтих условияхЛ. Кучма взялинициативув свои руки.
2 июня Президентподтвердилсвое намерениепровести опрос.В тот же деньсостояласьего встречас лидерамифракций, которыеподдержалиидею подписанияКонституционногодоговораПрезидентаи ВерховнойРады.
Проведениеобщественногоопроса создавалопотенциальнуюугрозу роспускаВерховной Рады, рейтинг которой, по даннымсоциологическихопросов, в этовремя был довольнонизким. Одновременноэто усиливалополитическуюнапряженностьи, следовательно, оказывалонегативноевоздействиена экономикуи общественнуюжизнь.
В создавшейсяситуации ПрезидентУкраины иПредседательВерховной Радыпроявили политическуюмудрость и, отказавшисьот противостояния,8 июня 1995 г. подписалиКонституционныйдоговор.
Заключениедоговора быловажным политическимкомпромиссом.Договор долженбыл действоватьдо принятияновой КонституцииУкраины с цельюобеспечениядальнейшегоразвития иуспешногозавершенияконституционногопроцесса вУкраине.
Претворениев жизнь положенийКонституционногодоговорасоздавалонадежную правовуюбазу для деятельностиадминистрацииПрезидентаи других органовисполнительнойвласти. Значительнорасширялсякруг их полномочийи влияние наэкономическиеи общественныепроцессы. ПрезидентУкраины былпризнан главойгосударстваи руководителемисполнительнойветви власти.Он лично назначалсостав КабинетаМинистров ипремьер-министра.Уже 8 июня 1995 г. надолжностьпремьер-министрабыла предложенакандидатураЕ. Марчука, которыйдолгое времяработал в органахгосударственнойбезопасности, а с октября1994 г. исполнялобязанностивице-премьера.
Продолжаласьработа надКонституцией, к которой былипривлеченылучшие специалисты.С целью изученияи обобщенияальтернативныхпроектов 19 июнябыла созданарабочая группаКонституционнойкомиссии, результатомдеятельностикоторой сталаподготовкасогласованногопроекта КонституцииУкраины.
11 марта 1996 г. сопредседателиКонституционнойкомиссии —Президент иПредседательВерховной Рады— подписалиокончательныйпроект ОсновногоЗакона.
Однако он нестал основойполитическойконсолидации.Несмотря напредложенияЛ. Кучмы принятьэтот документза основу, Верховная Раданаправила егодля изученияи анализа впостоянныекомиссии.
В начале мая1996 г. постановлениемВерховной Радыбыла созданадепутатскаявременнаяспециальнаякомиссия подоработкепроекта Конституцииво главе с М.Сиротой. К ееработе былипривлеченыпредставителиразличныхдепутатскихгрупп и фракций.
ОбсуждениедоработанногоКомиссиейпроекта в ВерховнойРаде 17—18 июнябыло безрезультатным.Возражениявызвали ужепервые положениядокумента: остатусе украинскогоязыка, государственнойсимволике ит.д. Предлагаемыедепутатамиизмененияфактическиискажали основноесодержаниедокумента.По определениюмногих политиков, конституционныйпроцесс в Украинев это время непросто затягивался, а зашел в тупик.
В этой ситуацииПрезидентУкраины 26 июня1996 г. обнародовалУказ о проведении25 сентябряВсеукраинскогореферендумапо вопросупринятия КонституцииУкраины. Нареферендумпредполагалосьвынести проектОсновногоЗакона, подготовленныйКонституционнойкомиссией ипринятый заоснову большинствомдепутатовВерховной Радыв марте 1996 г.
Этот шаг Президента, который могпривести кроспуску ВерховнойРады, вынудилпоследнююискать компромисси ускорилконституционныйпроцесс. 28 июня1996 г. после 2 сутокбеспрерывнойи напряженнойработы ВерховнаяРада Украиныприняла КонституциюУкраины — ОсновнойЗакон нашегосуверенногогосударства.НоваяКонституцияУкраины
Принятие новойКонституциистало важнойвехой новейшейукраинскойистории. Конституциясостоит изпреамбулы, 14разделов, вкоторых объединена161 статья, и переходныхположений.Новый ОсновнойЗакон — этополитико-правовойдокумент, определяющийосновы и путиразвития украинскогообщества.
Конституциязакрепляетосновныедемократические, социальныеи правовыепринципы Украинскогогосударства, в которомчеловек, егожизнь и здоровье, честь и достоинство, безопасностьпризнаютсявысшей ценностью.Одной из основополагающихидей новойКонституцииявляется положениео том, что именногосударствофункционируетдля человека, а не наоборот.Украинскийнарод являетсяисточникомвласти, которуюон реализуетчерез соответствующиеорганы государственнойвласти и органыместногосамоуправления.
Конституциязакрепляетпринцип разделениявласти назаконодательную, исполнительнуюи судебную инезависимостьих одна от другой.Основой внешнейполитики Украины, в соответствиис ОсновнымЗаконом, являетсяобеспечениеее национальныхинтересов ибезопасностипутем поддержаниямирного ивзаимовыгодногосотрудничествасо всеми странамимира.
Конституциябазируетсяна лучших достиженияхотечественногои зарубежногозаконодательства, учитываетприобретенныйисторическийопыт и соответствуетлучшим конституциямевропейскихстран. Впервыев историиконституционногозаконодательстваУкраины в нейподчеркивается, что нормы Конституцииявляются нормамипрямого действия, а обращениев суд для защитыконституционныхправ и свободчеловека игражданинагарантируетсянепосредственноКонституцией.
Основной ЗаконУкраины регулируетзначительноболее широкийкруг общественныхотношений посравнению спредыдущейКонституцией.48 из 161 статьиКонституцииотноситсяко второмуразделу «Права, свободы и обязанностигражданина», который аккумулируетсодержаниетаких важных, признанныхво всем миремеждународно-правовыхактов, как Всеобщаядекларацияправ человека.Декларацияо праве на развитие, Концепция оправах ребенкаи другие. ЭтопозволилонаполнитьКонституциюновым демократическимсодержанием, значительнорасширитьсистему прави свобод человекаи гражданинав Украине, приблизитьгосударствок мировым стандартамв отношенииих защиты.
В соответствиис ОсновнымЗаконом Украинаявляется унитарным, соборнымгосударством.Государствоявляетсянациональнымпо своемупроисхождению, поскольку егообразованиепроизошло наоснове осуществленияукраинскойнацией, всемукраинскимнародом правана самоопределение.
Основным вопросомлюбой конституцииявляется вопросвласти. ОсновнойЗакон Украиныгласит, чтоединственнымисточникомвласти в Украинеявляется еенарод. Этосвидетельствуето демократическомхарактерегосударства, народ которогоможет свободновысказыватьсвое отношениек власти навыборах иреферендумах.
Единственнымзаконодательныморганом властив Украине являетсяВерховная Рада.Кроме законодательных, она обладаетрядом полномочийв сфере государственногостроительстваи назначенияна руководящиедолжности вгосударстве.
ПрезидентУкраины поКонституцииявляется главойгосударстваи выступаетот его имени.Он избираетсяпрямым всенароднымголосованиемсроком на пятьлет. В соответствиис новой Конституциейон имеет значительныеполномочияв социально-экономическойсфере, обеспечиваетгосударственнуюнезависимость, национальнуюбезопасностьи правопреемственностьгосударства, является гарантомгосударственногосуверенитетаи территориальнойцелостности, представляетгосударствона международнойарене.
Главным органомисполнительнойвласти являетсяКабинет Министров, который возглавляетпремьер-министр.Кабинет Министров, в соответствиис новой Конституцией, имеет болееширокие функциии полномочия, связанные сформированиеми расходованиемГосударственногобюджета, обеспечениемравных условийразвития длявсех существующихформ собственности.Правительствоосуществляетуправлениеобъектамигосударственнойсобственности, обеспечиваетобороноспособность, безопасностьи общественныйпорядок вгосударстве.Исполнительнуювласть в областяхосуществляютобластныегосударственныеадминистрации.
Судопроизводствов УкраинеобеспечиваетсяКонституционнымСудом Украиныи судами общейи отраслевойюрисдикции.В соответствиис мировой практикой, полномочиясудебной властибыли значительнорасширены.
Важные функциибыли возложенына прокуратуруУкраины. КонституциязакрепилатерриториальноеустройствоУкраины иопределилапринципы местногосамоуправления.
Существенноевлияние наобщественно-политическиепроцессы вреспубликеоказали «Переходныеположения»новой КонституцииУкраины, главнымсреди которыхстало определениечетких сроковвыборов в ВерховнуюРаду (март 1998 г.)и ПрезидентаУкраины (октябрь1999 г.).
Принятие новойКонституцииУкраины поставилоответственныезадания в сферегосударственногостроительства, приведенияв соответствиес ОсновнымЗаконом действующегозаконодательстваи структурыорганов власти.
Процесс эффективнойреализацииконституционныхположенийсдерживалсяотсутствиемнеобходимыхзаконодательныхактов. К марту1997 г. из 60 первоочередныхконституционныхзаконов былопринято всегодва. Не былиприняты важнейшиезаконы о КабинетеМинистров, государственныхадминистрацияхи местномсамоуправлении.Вместо этогоразрабатывалисьальтернативныепроекты, ставившиецелью «подправить», а иногда и перекроитьКонституцию.
Однако, несмотря навсе сложности, процессыгосударственногостроительствана базе новойКонституциипродолжал