Анна Егорова
История фортепианногопроизводствав России – этоистория поколенийтрудолюбивыхнемцев, продвигавшихсвой «культурный»продукт на«полудиком»рынке. Отчего-тоони не стеснялисьговорить по-русскии давать наследникамрусские имена.Мы расскажемо самых известных.
200 лет – небольшойсрок, если речьидет не о классике.В масштабахстраны, а неотдельногочеловека, конечно.
Так вот: осталосьсовсем чуть-чутьдо 200-летия появленияпервого российскогофортепиано.В 1810 году в Петербургена Второй линииВасильевскогоОстрова появиласьпервая в Россиифабрика попроизводствуфортепиано.
Эту фабрикуосновал предприимчивыйнемец, ФридрихДидерихс.
До этого клавишныеинструментык нам привозилисьиз-за границыили (изредка)делались здесьмастерами назаказ. Так, в1809 году саксонецШеффер открылна Невскомпроспектебольшой магазинмузыкальныхтоваров иинструментов, в котором продаваланглийскиеи венскиефлигель-фортепианои рояли. В 1810 годусообщалосьо продаже фортепианос указаниемцен: регенсбургскоефлигель-фортепианостоило 350 тогдашнихрублей, инструментыТейхерта – 300рублей, а инструментыКеллера – 250 рублей.
РАСЧЕТ Дидерихсабыл на растущийи слабо удовлетворенныйспрос. Поначалуэто была небольшаямастерская, где работалсам хозяин иеще один рабочий.Но скоро делаФедора Федоровича(бывшего Фридриха)пошли так успешно, что уже двагода спустяон смог увеличитьчисло рабочихдо 15 человек, а в 1822 году приобрелв полную собственностьвесь дом науглу 2-ой линиии Среднегопроспекта.Мастерскаяк тому временинасчитывалауже 30 рабочих.
Первые инструментыDiederichs были точнымикопиями венскихобразцов. Ониимели узкийудлиненныйкорпус с пряморасположеннымиструнами, немногимираспоркамии металлическойпластиной дляприкреплениязадних концовструн. В первойполовине векафабрика такжевыпускалапрямоугольные, или «столовые», фортепианос горизонтальнорасположенноймеханикой. Одиниз этих инструментовхранится сегодняв музее ЛГИТМиКа.
В мае 1829 годаДидерихс выставилсвои фортепианона первойВсероссийскоймануфактурнойвыставке вПетербурге.Цена инструмента– 500 рублей – былапо тем временамне такой ужвысокой. В ближайшеедесятилетиефабрика расширяласвои площадии ассортимент.В 1846 году послесмерти хозяинапредприятиеперешло подуправлениек его вдове, аеще через 20 летк старшемусыну, РобертуФедоровичу.Роберт, к томувремени получившийтехническоеобразование, энергичновзялся заусовершенствованиеинструментови технологииих производства.Как результат– почетныйотзыв на Всероссийскоймануфактурнойвыставке 1870 года.
С 1878 года к РобертуприсоединилсяАндрей, и мастерскаяДидерихса сталаназыватьсяфортепианнойфабрикой «БратьяР. и А. Дидерихс».Этот моментстал переломнымв развитиипредприятия.Повышалоськачество изделий, внедрялисьновые модели, растущий спростребовал расширенияпроизводственныхи торговыхпомещений. Такпоявился большоймагазин в домеЖ 8 по Владимирскомупроспекту, вто же времябратья приобрелисоседнее сфабрикой здание— дом Ж 43 по 2-йлинии. Уже к1881 году силами50 рабочих здесьвыпускалосьдо 200 роялей вгод. С 1882 годафирма сталавыпускатьконцертныерояли в семьс четвертьюоктав, салонныерояли и пианино.На Всероссийскойпромышленно-художественнойвыставке 1882 годаинструментыфирмы «Дидерихс»привлекливнимание знатоков.«Г. Дидерихсвыставил несколькороялей хорошего, полного тона, в которых виденбольшой успехпроизводства»,—писал журнал«Музыкальныймир».
ДАЛЬНЕЙШИЙРОСТ производства, как это частобывает, привелк некоторомуупрощениютехнологий.К концу XIX векаэто были ужеинструменты, рассчитанныена более массовогопокупателя-непрофессионала.Обороты росли, средняя стоимостьроялей снижалась.В конце XIX – началеXX века сравнительнонедорогиеинструментыэтой фабрикиполучили широкоераспространение.Они отличалисьхорошей столярнойработой идобросовестнойпригонкойчастей, вследствиечего были оченьпрочны и выносливыв эксплуатации.Однако, несмотряна применениевсех новейшихусовершенствований– фортепианоДидерихсаотличалисьнекоторойсухостью ибедностьютембра. Впрочем, это не мешалоим регулярнобрать премиии грамоты навыставках.
STORY
В 1910 году АндрейАндреевичДидерихс (онупоминаетсяв воспоминанияхНины Берберовойкак Диди, мужсестры поэтаХодасевичаи приятельМаксима Горького)вышел из фирмы, чтобы основатьторговое предприятиепод маркой«Андрей Дидерихс».На Литейном,60 были открытысалон по продажеи прокату клавишныхмузыкальныхинструментов, ремонтнаямастерскаяи даже небольшойконцертныйзал.
В течение всегодесятилетия, вплоть до началаПервой мировойвойны, фирмабратьев Дидерихсуспешно продолжалаработать. Годоваяпроизводительностьфабрики в 1908 годусоставляла245 тысяч рублей, а в 1913 — 280 тысяч.С началом Первоймировой войныпроизводствостало сокращаться, а в 1918 году фабрикапо понятнымпричинам закрылась.
ВТОРАЯ ПО СЧЕТУ, но не по значению, фортепианнаямастерскаяв Петербургебыла основанаеще одним выходцемиз Саксонии(родины немецкихфортепиано), Иоганном Шрдеромв 1818 году. По даннымисториков, этафамилия уходиткорнями в прошлоемузыкальногоПетербургааж до 1783 года. Такили иначе, входяна рынок, фортепианныймастер сразузадал высокуюпланку качества.Изделия егонебольшоймастерскойна Казанскойулице быстроприобрелипопулярность.Это позволилоШрдеру расширитьдело. Он купилместо на углуКазанской улицыи Вознесенскогопроспекта, гдепостроил фабрикуи открыл магазин.
История этойславной фабрикиотмеченаизобретениямии успешнымпиаром. Так, в1833 году, по свидетельствувсезнающегоФаддея Булгарина, фортепианныймастер Шрдеризготовил двауникальныхинструмента, сочетавшихв себе арфу ифортепиано, в которых молоточки«щипали» струныарфы. Один изних Шрдерпреподнес вдар ИмператрицеАлександреФедоровне(Шарлотте Прусской), супруге НиколаяI.
После смертиИоганна Фридриха(1852) дело перешлок его сыну, КарлуИвановичу.Наследникрасширилпроизводство: в 1874 году он купилбольшой участокна Петербургскойстороне и построилтам многоэтажнуюфабрику, котораясуществуетпо сей день подназванием«Арфа», отсылающимзнатоков кзолотому векуПетербургаи истории сподарком императрице.
Карл Шрдербыл большимзнатокомфортепианногопроизводстваи постоянноследил за всеминовостями. Так, именно он впервыедля изготовленияинструментовприменил паровуюсилу, котораяприводила вдействие станки.Он же в 1862 годувпервые в Россииначал ставитьв рояли литыечугунные рамы; ввел для некоторыхмоделей своихроялей американскуюконструкциюцельногнутыхкорпусов, систему«дискантногоколокольчика»для улучшениятембра верхнегорегистра. ИнструментыШрдера последнейчетверти XIX векапревосходилипо качествурояли Дидерихса.Карл выписывализ-за границылучших мастерови специалистов, а своим сыновьямКарлу и Иоганнудал возможностьхорошо изучитьфортепианноепроизводствоза границей.С 1880 года КарлШрдер – ПоставщикДворов ИмператораВсероссийского, Германского, Австрийского, королей Прусского, Баварского, Датского иВенгерского.Для Шрдераи его бизнесаэто был поистинезолотой век.Рояли с егоименем игралив Императорскомрусском музыкальномобществе, вСанкт-Петербургскойи Московскойконсерваториях, в ИмператорскихТеатрах и театральномучилище, другихгосударственныхучебных заведениях.
К НАЧАЛУ ХХВЕКА на фабрикеработают 300мастеров, выпускается1000 инструментовв год. Качествоих сравниваютс передовымифирмами тоговремени – Steinway &Sons, Bechstein, Bluthner. И во многихслучаях этосравнение впользу Шрдера.
В 1903 году КарлКарлович Шрдервышел из предприятия, перекупивфабрику ЯкобаБеккера. Руководитьфамильным деломостается младшийбрат, ИоганнКарлович. Ксожалению, онменьше братапонимал впроизводстве, и производствостало приходитьв упадок. Неудачныемодели роялейи пианино подорвалирепутацию ибюджет фирмы.Однако, несмотряна некотороеобщее снижениекачества шредеровскихинструментов, нужно признать, что, в основном, они были оченьнеплохи. Прочные, безукоризненныепо отделке иразнообразныепо оформлению, они отличалисьсравнительнойлегкостьюклавиатурыи довольноярким и певучимтоном. РоялиШрдера былинеоднократноотмечены высшиминаградами наряде выставок.Поэтому пианистыпредпочиталиих инструментамдругих фабрикдля концертныхвыступлений.Тираж инструментовв последниегоды передПервой мировойвойной дошелдо 1500 штук в год, при 350 рабочих.Вскоре посленачала Первоймировой войны, фабриканты-немцы, сыновья КарлаШрдера, быливынужденызакрыть производствои эмигрироватьиз России.
НОМЕР ТРЕТИЙв нашей историиизвестен, пожалуй, больше всех.В 1841 году одиниз живших вПетербургефортепианныхмастеров, выходециз голландскихнемцев, ЯковДавыдовичБеккер основываетновую фабрику.Большой знатокфортепианногодела, он поставилего очень солидно.Рояли Беккерабыли преимущественнонебольшихразмеров, чтобыло удобнопо сравнениюс еще малосовершеннымипианино ипрямоугольными(столообразными)роялями первогопоколения.
Беккер ввелв свои инструментынемало усовершенствований: деревянныйкаподастр испособ регулированияклавиш боковымидеревяшкамис винтиками, поджимающимии устанавливающимиточную ширинуотверстий вкапсулах клавиш(1844); улучшениеанглийскогомеханизма, сприменениеммостика длярегулировкиположенияшпилера; обращеннуювниз колковуюдоску (1848). Впрочем, все это малочто говоритсегодня дилетанту.Важно то, чток своим изделияммастер подходилс азартомизобретателя.Некоторыеновшества, введенныеБеккером, сталипотом всеобщимидля русскихфабрик.
После смертиЯкова Беккерав 1861 году фабрикапереходит кего брату Францу.А еще черездесять лет –в собственность«инвесторов», Петерсона иБитепажа. Онизначительнорасширилипроизводство, применив лучшиедля того времениспособы обработкидерева и металла.Фабрика началавыпускатьпервоклассныеинструменты, построенныевесьма тщательнос точки зрениясборки, конструкциии пригонкиотдельныхвнутреннихчастей и безукоризненныев смысле наружнойотделки и полировки.Эти рояли былиочень прочнымии долговечными, а тон их, полныйи глубокий, напоминал вбасовом и среднемрегистрах тонинструментовСтейнвея. Последнее, кстати, неудивительно.Еще в 1868 годуконцертныерояли Беккераначали строитьсяпо типу, близкомук существовавшейтогда моделиконцертныхроялей Steinway & Sons. Так, в точностикопироваласьсистема рамы, форма корпусаи штегов (кобылок).Дискантовыйрегистр Беккеруменее удавался, и звуки верхнихструн былинесколькожидковаты инедостаточнопевучи.
В 1903 году фабрикуБеккера приобрелКарл КарловичШрдер, которыйпродолжал вестиэто дело подфирмой «Я. Беккер»вплоть до Первоймировой войны.Он значительнорасширилпроизводство, построив дляфабрики новыйшестиэтажныйкорпус и обогативее новейшимоборудованиеми современнымимашинами. Продукцияфабрики быланаибольшейиз всех русскихфабрик. В последниегоды передвойной онавыпускала до1800 инструментовв год, при 400 рабочих.Фирма «Я. Беккер»располагалабольшим концертнымзалом в зданиимагазина наНевском проспекте, дом Ж 52. Инструментыее неоднократнополучали высшиенаграды навыставках, высоко ценилисьпианистамии были в большомупотреблениив Петербургскойи Московскойконсерваторияхи других учебныхзаведениях.
ИСТОРИЯ НЕМЕЦКИХФАБРИКАНТОВот музыки (аведь мы еще неупомянулиФридриха Мюльбахас его мини-роялями!)выглядит, пожалуй, слишком гладкой.Стандартноеначало с малоймастерской, достижениевысокого качества, дальнейшийнеуклонныйподъем и процветание.Отец передаетдело сыну, тотбрату и далее, из поколенияв поколение, пока кто-то нерешит работатьсамостоятельно, не боясь оставитьфамильноепредприятиена руках менеепрофессиональногородственника.Впрочем, когдаимя прославлено, популярностьи деньги заработаны, можно оставитьв прошлом прорывыи занятьсяхозяйственнойрутиной. Например, следить закачествомматериала иоптимизироватьзатраты.
К концу XIX векафабрики музыкальныхинструментовПетербургастали крупнейшимипредприятиямидеревообрабатывающейпромышленности.Большинстворабочих фортепианногопроизводствасоставлялистоляры, занятыеизготовлениемдеревянныхдеталей будущихинструментов, их полировкой, отделкой. Другая, самая квалифицированнаягруппа, занималасьподгонкойдеталей и сборкойинструментов.В первые годысуществованияфабрик в неевходили почтиисключительнонемцы. Рабочиеделились надве категории— «штучники»и их помощники.«Штучниками»называли тех, кто проработална предприятиинесколькодесятков лет.Они обладалисущественнымипривилегиями: зарабатывалив два раза большерядовых рабочих, определяли, какую работуполучат остальные, и зачастую самиустанавливалиплату за нее.
Как охотнописали в советскоевремя, владельцыфабрик эксплуатировалирабочих «наполную катушку»(особенно ругалипочему-то братьевИ. К. и О. К. Шрдеров).Хотя, если вдуматься, в 70-х годах XIX векарабочий деньравнялся тринадцатичасам, к концу80-х годов сократилсядо десяти, а в90-х годах — додевяти с половинойчасов. Однакохозяева фабрикпроизвольноувеличивалирабочий день, заставляливыходить напроизводствов выходные дни.Применяласьсистема штрафов: за самую небольшуюпровинностьснижали расценки, урезали и безтого невысокуюзарплату. Рабочиеподвергалисьгнету и со сторонынизшей (сугуборусской) фабричнойадминистрации.Мастера, конторщики, табельщикирегулярнообсчитывалиих.
ИСТОРИЯ КОНЧИЛАСЬс Первой мировойвойной. Многиенемецкие предприятияв России быливынужденызакрыться.Фабрики Шрдера-Беккератрансформировалисьв советскоепредприятие«Красный Октябрь», которое выпускалоодноименныеинструментыдо самой Перестройки; в середине1990-х новые владельцырешили вернутьсебе раскрученнуюмарку «J. Becker». Позже, по ряду сведений, марка былапродана китайцам, а фабрика былазакрыта окончательно.Но это, как легкодогадаться, уже совсемдругой рассказ.
Список литературы
The Chief сентябрь2009