Содержание
Введение
Стилистическая организация речи это система языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим.
Выделяют пять стилей: четыре книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный - и разговорный стиль. Для каждого стиля характерны определенные средства языка: слова, их формы, словосочетания, типы предложений, причем их принадлежность к разговорному или книжному стилю осознается при сопоставлении с нейтральными средствами.
Стили речи реализуются в определенных формах, или типах текстов, называемых жанрами речи. Жанры речи - типизированная форма организации речи, определяющая типы текстов, отличающихся заданным характером речевой деятельности и формой использования языка. В основном каждый жанр речи принадлежит к определенному стилю речи, но есть и межстилевые жанры, например: статья, очерк, эссе.
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ РЕЧИ
1.1. Научный стиль
Научный стиль - один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.
Задача научного стиля - сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.
В научном стиле можно выделить следующие разновидности:
1) собственно научный стиль (присущий научным трудам - монографиям, диссертациям, статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях, научным докладам),
2) научно-популярный стиль (присущий текстам, предназначенным для популяризации научных знаний, т. е. научно-популярной литературе, статьям в неспециальных журналах, газетах, выступлениям на радио и телевидении, публичных лекциях перед массовой аудиторией),
3) научно-учебный стиль (используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся).
Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств:
на уровне лексики:
- насыщенность терминами данной науки;
- использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительные со значением действия: переработка, приземление, использование;
- употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности (метафор, метонимий, междометий, восклицательных частиц);
- частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому;
на уровне морфологии:
- редкое использование личных местоимений «я» и «ты» и глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа;
- специальные приемы авторизации: авторское «мы», неопределенно-личные (Считают, что...) и безличные конструкции (Известно, что...; Представляется необходимым...),
- использование причастий и деепричастий и оборотов с ними;
на синтаксическом уровне:
- употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений;
- неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений;
- частые цитаты, ссылки;
- использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.
Основные типы речи - рассуждение, описание.
Основные жанры - учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия.
В качестве примера можно привести отрывок из речевого произведения научного стиля собственно научной его разновидности - монографии по лингвистике:
- «Правило 3 (факультативная окраска презумпций). Если составляющая с потенциальной презумпцией Р является синтаксическим актантом миропорождающего предиката, то имеется две возможности: а) Р является презумпцией в соответствующем мире и может быть переведена в презумпцию реального мира (или, по крайней мере, в суждение, истинное в реальном мире) при соответствующем изменении содержания - модальной «окраске» (термин «окраска» - из Schiebe 1979); б) Р остается презумцией в реальном мире. Различие пониманий а) и б) не имеет регулярного семантического выражения [Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 2001. с. 77].»
В этом отрывке нашли отражение следующие черты научного стиля:
- лингвистические термины презумпция, синтаксический, актант, предикат, модальный, семантический;
- символ Р (презумпция) в качестве компонента текста;
- слова с абстрактным значением составляющая, возможность, суждение, изменение, понимание, выражение;
- отсутствие слов в переносном значении: слово окраска употреблено как термин, заключено в кавычки и снабжено соответствующей ссылкой;
- слова, указывающие на объективные критерии оценки ситуации: потенциальный, соответствующий, истинный, регулярный;
- отсутствие обращений, междометий, модальных частиц, вопросительных и восклицательных предложений и других средств образности;
- сложное предложение с условным подчинительным союзом если ... то, указывающее на причинно-следственные отношения;
- придание тексту большей четкости с помощью расчленения на пункты: а) и б);
- ссылка на другое произведение научной литературы, полное описание которой представлено в библиографии: Schiebe 1979.
1.2. Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль - один из книжных, используется в сфере деловых отношений, деловых бумагах, т. е. законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и др.
Задача этого стиля - сообщить информацию, дать инструкцию. Официально-деловой стиль характеризуется точностью, однозначностью, неличным характером, стандартизированностью построения текста, долженствующе-предписывающим характером текста.
Для официально-делового стиля характерно использование следующих языковых средств:
на уровне лексики:
- употребление полных наименований, точных дат;
- книжная лексика (вследствие, в течение, в силу того что, характеризоваться);
- использование слов в прямых значениях;
- отсутствие экспрессивной и оценочной лексики;
- частое употребление отглагольных существительных (апробация, использование, выполнение);
- наличие стандартизированных оборотов (по истечении срока, в установленном порядке, вступать в законную силу);
- ограниченные возможности синонимической замены, частые лексические повторы;
на уровне морфологии
- отсутствие личных местоимений, особенно 1 и 2 лица, вместо которых используются собственные имена, собственные наименования или специальные обозначения (Заказчик, Исполнитель), а также глаголов в форме 1 и 2 лица;
на синтаксическом уровне:
- осложнение простого предложения обособленными оборотами, однородными членами;
- четкое членение текста на смысловые блоки, обычно с использованием подзаголовков и цифрового оформления пунктов.
Для официально-делового стиля характерны как монологические способы организации речи, так и диалог (разговор двух лиц) или полилог (разговор нескольких лиц).
Основные жанры: монологические - приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация, отчет, обзор; жанры-полилоги - собрание, совещание, переговоры, интервью.
В качестве примера приведем отрывок из типового договора:
ДОГОВОР № 7
О передаче неисключительных имущественных прав
г. Москва 23 марта 2002 г.
Гражданка Российской Федерации Ружева Анна Ильинична, именуемая в дальнейшем Автор, - с одной стороны и ООО «Аранта», именуемое в дальнейшем Фирма, в лице генерального директора Бозина Сергея Ивановича, действующего на основании Устава, - с другой стороны заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Определения, используемые в Договоре
1.1. Произведение - «Русский язык для школьников и поступающих в вузы», подготовленный Автором. Описание Произведения - пособие содержит основные теоретические понятия школьного курса русского языка и разъясняет порядок разбора языкового материала, адресован учащимся и особенно выпускникам средней школы в связи с отсутствием единого комплекта учебников по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений.
В этом отрывке нашли отражение следующие черты официально-делового стиля:
- отсутствие личных местоимений;
- полное именование действующих лиц с указанием их социального статуса;
- замена их в дальнейшем на специальные обозначения Автор, Фирма;
- стандартизированные обороты: настоящий Договор о нижеследующем, именуемый в дальнейшем, действующий на основании;
- точное указание на место и время заключения договора;
- осложнение простого предложения различными обособленными членами;
- членение текста на блоки с использованием подзаголовков и цифрового обозначения.
1.3. Публицистический стиль
Публицистический стиль - один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.
Задача этого стиля - воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. Характерные черты публицистического стиля - логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:
на уровне лексики:
- широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;
- использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной;
- использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;
- акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации;
- частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);
на уровне морфологии и синтаксиса:
- активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола;
- неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями;
- употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов;
- использование обращений;
- частые лексические и синтаксические повторы
Основные жанры: публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка.
1.4. Художественный стиль
Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи.
Задача стиля - нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность - единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность.
Художественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами:
- тропы - обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;
- фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос;
- ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении.
Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный.
В качестве примера приведем отрывок из поэтического текста - стихотворения А. Блока:
Осень поздняя. Небо открытое,
И леса сквозят тишиной.
Прилегла на берег размытый
Голова русалки больной.
Здесь использованы следующие характерные для художественного стиля языковые средства:
- ритм, рифма;
- инверсия - прилагательное после существительного: осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная;
- тропы: открытое небо, леса сквозят тишиной, голова русалки прилегла на берег;
- синтаксический параллелизм в первой строке;
- назывные предложения, создающие ощущение статичности, неподвижности.
1.5. Разговорный стиль
Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в непринужденных беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования - устная, но может быть осуществлен и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в художественных произведениях).
Задача речи - общение, обмена впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жеста.
Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:
на фонетическом уровне:
- бомльшая степень редукции гласных, произносительная компрессия слов (сейчас [щас], здравствуйте [(з)драмсти]);
- разнообразное интонирование при относительно свободном порядке слов;
на уровне лексики и словообразования:
- использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить);
- преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов;
- экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный);
- частое использование фразеологизмов;
на уровне морфологии:
- наиболее частое из всех стилей употребление личных местоимений;
- преобладание употребления глаголов над употреблением существительных;
- редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий;
- несклоняемость сложных числительных, склоняемость аббревиатур;
- употребление частиц, междометий;
- частое переносное использование морфологических средств (например, использование времен и наклонений в несвойственных им в книжных стилях значении);
на синтаксическом уровне:
- употребление односоставных и неполных предложений;
- отсутствие сложных синтаксических конструкций;
- бессоюзие сложного предложения;
- частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений;
- употребление обращений.
В качестве примера приведем высказывание одного из персонажей рассказа А. П. Чехова «Месть»:
- Отворите же, черт возьми! Долго ли еще мне придется коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?
В этом небольшом отрывке нашли отражение следующие черты разговорного стиля:
- вопросительные и восклицательные предложения,
- междометие разговорного стиля, черт возьми,
- личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в этой же форме.
Еще один пример - отрывок из письма А. С. Пушкина к жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года:
«Стыдно, женка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? <...> Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.»
В этом отрывке проявились следующие языковые признаки разговорного стиля:
- использование разговорной и просторечной лексики: женка, таскаться, скверный, разъезжать, что за охота, союз да в значении `но, частицы уж и вовсе не, вводное слово видно,
- слово с оценочным словообразовательным суффиксом городишко,
- инверсионный порядок слов в некоторых предложениях,
- лексический повтор слова скверный,
- обращение,
- наличие вопросительного предложения,
- употребление личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа,
- употребление глаголов в настоящем времени,
- употребление отсутствующей в языке формы множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать) для обозначения всех маленьких провинциальных городов.
Заключение
Изучение стилистических особенностей речи, стилей учит сознательному отбору и использованию языковых средств в речи. Точность как качество речи всегда связывается с умением ясно мыслить, со знанием предмета речи и значения слов.
Языковая норма складываются как результат отбора элементов (лексических, орфографических, орфоэпических и т.д.) из числа существующих в современном языке для обслуживания коммуникативных потребностей общества.
Стилистическая норма это принятая обществом в данный исторический период совокупность правил, которые регламентируют использование слов в зависимости от сферы употребления. Стилистические нормы изменчивы и отражают те языковые варианты, которые наиболее распространены в практике использования.
Стиль же речи это совокупность приемов, способов, манер использования этих средств, а также совокупность лексических, грамматических и синтаксических особенностей, которые придают речи определенную окраску и делают речь или научной, или официальной, или разговорной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белошапкова В.А Современный русский язык. М., 1977.
Головин Б.Н. Основы культуры речию М., 1988.
Горбачевич И.Н. Нормы современного русского языка. М., 1981.
Истрина Е.С. Нормы русского литературного языка и культура речи. М., 1948.
Костомаров В.Г. Жизнь языка. М., 1995.
Практическая стилистика русского языка: функциональные стили /под ред. В.А. Алексеева и К.А. Роговой. М., 1982.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1989.
Сиротина Л.П. Современная разговорная речь и ее особенности. М., 1974.
Хазанова А.С., Цвайг Л.В. Русский язык: практическое руководство. М., 1996.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |