Реферат по предмету "Исторические личности"


Князь Владимир 978-1015

Прикнязе киевскомВладимире(978-1015) происходитсобытие величайшего
значения, определившеедальнейшийпуть развитияРуси — принятиехрис-
тианства. Святая церковьсравниваетравноапостольногокнязя Владимира
с апостолом Павлом: сходствобыло не тольков чудесномисцелении от
слепоты, но и в обращениико Христу послегонений нахристиан изатем
— в ревностномобращенииязычников вхристианство.В первые годысвое-
гоправления князьВладимир, получившийязыческоевоспитаниев Новго-
роде, куда его ввосьмилетнемвозрасте направилкняжить Святослав(в
970году), показалсебя усерднымязычником. «Истал Владимиркняжить в
Киевеодин, — говоритлетопись, — ипоставил кумирына холме затерем-
нымдвором: деревянногоПеруна с серебряннойголовой и золотымиусами,
затемХорса, Даждьбога, Стирбога, Симарглаи Мокоша. И приносилиим
жертвы, называя ихбогами… И оскверниласькровью земля Русская и
холмтот» (под 980 год). В благодарностьбогам за победу, одержанную
надятвягами (983 год)решено былопринести человеческуюжертву. Жре-
бий пал на юношуиз христианскойсемьи. Его отецобличил ничтожество
языческихбогов, и разъяреннаятолпа язычниковубила их обоих.Но вер-
но сказано: кровь мученников- семя христиан. Погибли наРуси двое
христиан- Феодор и Иоанн, а вскоре обратилисько Христу вместес кня-
земВладимиромтысячи. МитрополитКиевский Иларион, монах Иакови ле-
тописецпреподобныйНестор (XI век)назвали причиныличного обращения
князяВладимира кхристианскойвере, согласноуказав на действиепри-
зывающейблагодатиБожией. В «Словео Законе и Благодати» святитель
Иларион, МитрополитКиевский, пишето князе Владимире:«Пришло на него
посещениеВышнего, призрелона него Всемилостивоеоко БлагогоБога, и
воссиялв сердце егоразум. Он уразумелсуету идольскогозаблужденияи
взыскалЕдиного Бога, сотворившеговсе видимоеи невидимое.А особенно
всегда он слышал оправославной, христолюбивойи сильной вероюземле
греческой… Слыша все это, возгорелсяон духом и возжелалсердцем он
бытьхристианиноми обратить всюЗемлю в христианство.»Понять превос-
ходствохристианстванад язычествоми стать христианиномкнязю Влади-
мирубыло тем легче, что он, по словуМитрополитаИлариона, обладал
«добрымсмыслом и острымумом» и имелвозможностьознакомитьсяс хрис-
тианствому себя в Киеве, где давно ужесуществовалихристианскиехра-
мыи совершалисьбогослуженияна славянскомязыке. Относительновопро-
са о времени иместе Крещениякнязя Владимираесть нескольковерсий.
Согласнообщепринятомумнению, князьВладимир принялкрещение в 998
году в Корсуни(греческийХерсонес вКрыму); по второйверсии князь
Владимиркрестился в987 году в Киеве, а по третьей- в 987 году в Ва-
силеве(недалеко отКиева, теперьг. Васильков).Наиболее достоверной
видимостоит признатьвторую, так какмонах Иакови преподобныйНестор
согласноуказывают на987 год; монах Иаковговорит, чтокнязь Владимир
послекрещения жил28 лет (1015-28=987), а такжечто на третийгод по
Крещении(т.е. в 989 году) совершилпоход на Корсуньи взял его; лето-
писецпреподобныйНестор говорит, что князь Владимиркрестился влето
6495-е от сотворения мира, что соответствует987 году от Рождества
Христова (6695-5508=987). Приняв христианнскую православную веру,
князь Владимир (в крещении Василий) решился «обратитьвсю Землю в
христианство». Великого князяВладимирапобуждало кэтому не только
религиозноевоодушевление. Он руководствовался, конечно, и государс-
твеннымисоображениями, ибо для русскогонарода христианизацияознача-
лаприобщениек высокой культурехристианскихнародов и болееуспешное
развитиесвоей культурнойи государственнойжизни. КиевскаяРусь имела
давние связи с христианскойВизантией, откуда ужепроникало наРусь
восточноеПравославие. Видимо в целяхболее успешного осуществления
своихзамыслов инадеясь получитьиз Византиинеобходимуюпомощь, осо-
беннов деле организациицерковного управления и развития духовной
культуры, князь Владимирвступает вродство свизантийскимиимперато-
рами(соправителями)Василием II(976-1025) и Константином (976-1028)
вХерсонесе(Корсуни) на ихсестре Анне.Возвратившисьв Киев с супру-
гой-гречанкой, греческимдуховенством, привезя в свойстольный град
различнуюцерковнуюутварь и святыни- кресты, иконы, мощи, князьВла-
димирприступил кофициальномувведению христианствана Руси.

КрещениеРуси и образованиеПоместнойРусской ПравославнойЦеркви.

Введениехристианствав Киевской Русив качествегосударственнойрели-
гиибыло вполнезакономернымявлением и немогло вызватьсерьезных ос-
ложнений, хотя в некоторыхместах (Новгороде, Муроме, Ростове)не
обошлосьбез открытойборьбы, начатойпредводителямиязычества — волх-
Прежде всего князьВладимир крестил12 своих сыновейи многих
Онприказал уничтожитьвсех идолов, главногоидола-Перуна
сброситьв Днепр, а духовенствупроповедоватьв городе новуюверу. В
назначенныйдень произошломассовое Крещениекиевлян у места впадения
вДнепр рекиПочайны. «Наследующий жедень, — говоритлетописец, -
вышелВладимир спопами царицынымии корсуинскимина Днепр, и сошлось
тамлюдей без числа. Вошди в водуи стояли тамодни до шеи, другие по
грудь, молодые же уберега по грудь, некоторыедержали младенцев, а
ужевзрослые бродили, попы же совершалимолитвы, стояна месте. И была
виднарадость на небеи на земле поповоду стольких спасаемых душ...
Людиже, крестившисьрасходилисьпо домам. Владимирже был рад, что
позналбога и людиего, посмотрелна небо и сказал:»Христос Бог, сот-
ворившийнебо и землю! Взгляни нановых людейэтих и дай им, Господи,
познатьТебя, истинногоБога, как позналиТебя христианские страны.
Утвердив них правуюи неуклоннуюверу и мне помоги, Господи, против
диавола, да одолею козниего, надеясьна Тебя и наТвою силу." Это
важнейшеесобытие совершилось, согласно летописнойхронологии, прини-
маемойнекоторымиисследователями, в 988 году, по мнениюдругих — в
989-990годах. Вследза Киевом постепеннохристианствоприходит в дру-
гиегорода КиевскойРуси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынс-
кий, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаютсяепархии. Прикнязе Вла-
димиреподавляющеебольшинстворусского населенияприняло христианскую
веруи Киевская Русьстала христианскойстраной. КрещениеРуси создало
необходимыеусловия дляобразованияРусской Православной Церкви. Из
Византии прибыли епископы во главе сМитрополитом, а из Болгарии-
священники, привезшие ссобой богослужебныекниги на славянскомязыке;
строились храмы, открывались училища дляподготовкидуховенстваиз
русскойсреды. Летописьсообщает (под988 год), что князь Владимир
«приказалрубить церквии ставить ихпо тем местам, где раньшестояли
кумиры. И поставилцерковь во имясвятого Василияна холме, гдестоял
идолПеруна и другиеи где творилиим требы князьи люди. И по другим
городамстали ставитьцеркви и определитьв них попов иприводить лю-
дейна Крещениепо всем городами селам». С помощьюгреческихмастеров
вКиеве был построенвеличественныйкаменный храм в честь Рождества
ПресвятойБогородицы(Десятинный)и перенесеныв него святыемощи рав-
ноапостольнойкнягини Ольги. Храм этотсимволизировалсобой истинный
триумф христианства в КиевскойРуси и вещественноолицетворялсобою
«духовнуюРусскую Церковь». Равноапостольныйкнязь Владимирзаботился
ио просвещениисвоего народа. По свидетельствулетописи (под988 го-
оод)он велел «собратьу лучших людейдетей и отдаватьих в обучение
книжное». Продолжателем апостольской миссии святогокнязя Владимира
былего сын великийкнязь КиевскийЯрослав Мудрый(1019-1054), в прав-
ление которого христианскаявера на Руси, по свидетельствулетописи
(под1037 год), продолжала«плодитьсяи расширяться, и черноризцыста-
лиумножаться, и монастырипоявляться…и умножалисьпресвитерыи лю-
дихристианские.И радовалсяЯрослав, видямного церквейи людей хрис-
тианских...» При ЯрославеМудром построенытакие выдающиесяпамятники
русскогоцерковногозодчества, каккиевская София(заложена в1037 го-
ду) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитыйКие-
во-Печерскиймонастырь (1051год), во многомопределивший дальнейшее
развитиерелигиознойи культурнойжизни КиевскойРуси. Для подготовки
духовенстваЯрослав Мудрыйв 1030 году открылв Новгородешколу, в ко-
торойобучалось 300детей. Естьоснованияпредполагать, что такие шко-
лысуществовалии при другихархиерейскихкафедрах, ипрежде всего в
самомКиеве. Предметомособого попеченияЯрослава Мудрогобыли перево-
дыновой литературыи умножениякниг путемсоздани списковс имеющихся
рукописей.Сам ЯрославМудрый, какутверждаетлетопись (под1037 год),
«книгилюбил, читаяих часто и ночьюи днем. И собралписцов многих, и
переводили они с греческогона славянскийязык. И написалиони книг
множество, ими же поучаютсяверующие людинаслаждаютсяучением божест-
венным… Ярослав же, как мы уже сказали, любил книгии, много их на-
писав, положил в церквисвятой Софии, которую создалсам», то естьос-
новалпервую на русибиблиотеку.Благодарякнигам ужевторое поколение
русскиххристиан имеловозможностьболее глубокоизучать истины хрис-
тианскойверы. О высокойстепени развитияпросвещенияв Киевской Руси
приЯроставе Мудромсвидетельствует«Слово о Законеи Благодати» Мит-
рополитаИлариона, посвященноерелигиозно-философскомуосмыслениюсо-
бытияКрещения Русии написанное, по словам самогоавтора, «длянасы-
тившихся с избыткомкнижной мудростью». Говоря о значениихристианс-
ко-просветительнойдеятельностисвятого Владимираи Ярослава Мудрого,
вспомним ту образнуюхарактеристику, которую даетнам летописец(под
1037год): «Как еслибы один землювспашет, другойже засеет, аиные и
жнути едят пищунеоскудевающую, — так и этот. Отецведь его Владимир
землювспахал и размягчил, то есть Крещениемпросветил. Этотже засеял
книжнымисловами сердцаверующих людей, а мы пожинаем, учение получая
книжное». Со страницлетописи звучит похвала книхному просвещению.
«Велика ведь бываетпольза от учениякнижного; книгаминаставляемыи
поучаемына путь покаяния, ибо от словкнижных мудрость обретаем и
воздержание. Это ведь — реки, напояющиевселенную, это- источники
мудрости; в книгах ведьнеизмеримаяглубина; имимы в печалиутешаем-
ся; они — узда воздержания…Если прилежнопоищешь в книгахмудрости,
тонайдешь великуюпользу душесвоей. Ибо кточасто читаеткниги, тот
беседует с Богом или сосвятыми мужами. Тот, кто читаетпророческие
беседы, и евангельскиеи апостольскиепоучения ижития святых отцов,
получаетдуше великуюпользу». В концеXI — начале XII векахристианс-
твоокончательноутвердилось в Ростово-Суздальской земле благодаря
миссионерским трудам епископов Ростовскихсвятого Леонтияи святого
Исани, в Муромо-Рязанской, крестителемкоторой былкнязь Константин
(Ярослав)Святославович(1096-1129), среди славянскихплемен вятичейи
радимичей, вошедших всостав Древнерусскогогосударствав конце XI век
иобращенныхк Богу преподобнымКукшей, инокомКиево-Печерскогомонас-
тыря.Крещение Русиявилось переломныммоментом вжизни народа.Появи-
лась новая многоплодная ветвь ЕдинойСвятой Соборнойи Апостольской
Церкви- ПоместнаяРусская ПравославнаяЦерковь. ПодвоздействиемПра-
вославной церкви в жизнируского народаизживалисьгрубые языческие
обычаи: кровная месть, полигамия,«умыкание»(похищение)девиц; воз-
росли грахданская правоспособность и материнскийавторитетрусской
женщины; укрепиласьсемья; сталвосстанавливатьсянарушенныйкняжески-
мимеждоусобицамимир. «Князь, — говорил МитрополитНикифор II велико-
мукнязю РюрикуРостиславовичу, — мы поставленыот Бога в землеРусс-
кой, чтобы удерживатьвас от кровопролития». Историки отмечают, что
«Христианскаяцерковь поднялазначение княжеской власти в Киеве на
большуювысоту и упрочиласвязь междучастями государства».Воспитывая
верующегодля грядущегограда, Церковьпостояннообновляет иперестра-
иваети град, здесьпребывающий.Эта перестройкагражданскогообщежи-
тияпод действиемЦеркви — таинственныйи поучительныйпроцесс в жизни
христианских обществ". Принятиехристианстваспособствовалоширокому
распространениюна Руси грамотности, наслаждениюпросвещения, появле-
ниюбогатой, переведеннойс греческогоязыка литературы, возникновению
собственнойрусской литературы, развитию церковногозодчества ииконо-
писи.Появившиесясо времен ВладимираСвятого и ЯрославаМудрого школы
ибиблиотекистали важнейшимсредствомраспространенияпросвещения на
Руси. Кроме СофийскойбиблиотекиЯрослава Мудрого, в Киеве и других
городахвозникают новыебиблиотеки, в том числемонастырскиеи част-
ные.Несомненнобогатую библиотекуимел Киево-Печерскиймонастырь, как
известновырастившийцелую плеядурусских церковныхписателей; приня-
тыйв этом монастыреСтудийскийустав вменялв обязанностькаждому мо-
нахучтение книгиз монастырскойбиблиотеки.Житие преподобногоФеодо-
сияПечерского, написаноепреподобнымНестором Летописцем, свидетель-
ствует, что в келиипреподобногоФеодосия шланапряженная работа по
составлениюи изготовлениюкниг. МонахИларион днеми ночью писалкни-
ги, великий Никонпереплеталих, и сам Феодосийпрял нити, необходимые
дляпереплета.Много книг имелпостриженникэтого монастырякнязь-инок
НиколаСвятоша — онпередал их монастырю. Большие библиотеки имели
князьЧерниговскийСвятославЯрославич, который «разнымидрагоценными
священнымикнигами наполнилсвои клети», князь Ростовский Константин
Всеволодовичснабжавший«книгами церквиБожии»; «богатбыл… книгами»
епископРостовскийКирилл I (XIIIвек).Рукописныекниги былиочень до-
роги, приобретать их в большомколичествемогли толькосостоятельные
люди(князья, епископы)и монастыри.Содержаниерусских книгбыло пре-
имущественнодуховним. Этообъясняетсявлиянием переводнойлитературы
иживым интересомновопросвещенногорусского обществак вопросамхрис-
тианской веры и нравственностии тем, что русскимиписателямив то
времябыли в основномлица духовные.МитрополитИларион, будучив сане
пресвитера, написал «Словоо Законе иБлагодати», получившеевысокую
оценкуего современникови потомков. «Нельзя не удивиться зрелости
ума, глубине чувств, обилию богословскихсведений и томуораторскому
одушевлениюи искусству, какими запечатленоэто образцовоеслово», -
пишетисторик МитрополитМосковскийМакарий. «Словоо Законе и Благо-
дати»в Сербии в XIII векебыло использовано иеромонахом Дометианом
при составлении житий сербскихсвятых Симеонаи Саввы. Преподобный
Нестор, монах Киево-Печерскогомонастыря, написал житиясвятых князей
Борисаи Глеба (убитыСвятополкомв 1015 году) и преподобногоФеодосия
Печерского, положив началорусской житийной литературе. Преподобный
Несторсоставил новыйлетописныйсвод — «Повестьвременных лет», кото-
рая, по определениюакадемикаД.С.Лихачева, является «цельнойлитера-
турно изложеннойисторией Руси». «Повесть временныхлет » переведена
наязыки: немецкий(в 1812 году), чешский(1864 год), датский(1869
год), латинский (1884год), венгерский(1916 год). XI-XII векаистории
РусскойЦеркви ознаменованыпоявлением канонических трудов. Они не
толькопереводятсяна славянскийязык, но и неосуществляетсяих твор-
ческоеприменениек русским условиямжизни. Этимичертами отмеченыта-
кие памятникирусскогоканоническогоправа, как«Каноническиеответы
КиевскогоМитрополитаИоанна II» (1080-1089), «Кириково иИлиино воп-
рошания»(1130-1156), «ОпределениеИлии, архиепископаНовгородского»
(1164-1168). Эти памятникирусской каноническоймысли поражают мяг-
костьюи терпимостью, снисхождениемк человеческойприроде. Так, наря-
дусо строгойтребовательностьюк монашествующим, в Русской Церквиуже
наначальном этапеее развитияпоявилосьмилосердиек ее пасомым. Та-
ковыи поученияправославныхрусских проповедниковэтой эпохи ЛукиЖи-
дяты, епископаНовгородского, Климента Смолятича, бывшего несколько
летМитрополитомКиевским, ирусского Златоуста — святого Кирилла,
епископа Туровского. Епископ Лукапредостерегаетверующих отчувства
зависти, учит их радоватьсярадости других.МитрополитКлимент, хорошо
знавшийлучшие образцыораторскогоискусстваантичности, обличал тех,
«ижеприлагают домк дому и селак селам», бичуястяжательствои среб-
ролюбие. Проповеди епископа ТуровскогоКирилла удивляютмногосторон-
ностью, глубиной ивысокими ораторскимидостоинстваим.Поучения препо-
добногоФеодосия Печерского, русских подвижникови аскетов носятнес-
колькоиной характер.Они резко обличаютнеправотукнязей, недостаточ-
нохристианскуюжизнь бояр, неправовериеиноземцев. СКрещениемКиевс-
койРуси еще болеерасширилисьи углубилисьее государственныеи куль-
турныесвязи не толькос Византией, но и с Балканскимистранами и дру-
гимигосударствамиЕвропы. Вступивв Брак с греческойцаревной Анной,
князьВладимир породнилсяи с немецкимимператоромОттоном II, который
ранееженился (в 971 году)на сестре Анны- Феофании. Летописец отме-
чает(под 996 год): святойВладимир «жилв мире с окрестнымикнязьями
— с БолеславомПольским, и соСтефаном Венгерским, и с АндрихомЧешс-
ким.И были междуними мир и любовь».Еще более оживилисьсвязи Киевс-
койРуси с европейскимистранами приЯрославе Мудром. В значительной
степениих укреплялидинастическиебраки. Так, дочьЯрослава Мудрого
Аннабыла замужемза французскимкоролем ГенрихомI, Анастасия — за
венгерскимкоролем АндреемI, Елизавета — за ГеральдомНорвежским, а
затемза Свеном Датским; польский корольКазимир былженат на Доброне-
ге, сестре ЯрославаМудрого. Русскаяцерковь, благословившаяэти бра-
ки, широко простиралаи свое влияниев мире.

Литература:

«РусскаяПравославнаяЦерковь 988-1988»Издание Московской Патриархии
1988г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.