Реферат по предмету "Исторические личности"


История развития отдельных элементов формуляра документа XVI н XX вв

--PAGE_BREAK--Кроме этого нужно помнить, что до 1492 г. (7000 г) новый год начинался с марта (мартовский стиль), с 1492 г. — с сентября (сентябрьский стиль). По мартовскому стилю
цифра 5508 вычитается из тех исторических событий, которые произошли в один из месяцев с марта по декабрь включительно. Если же событие случилось в январе или феврале, то вычитается 5507. Если событие датировано по сентябрьскому стилю, то для перевода даты на нашу эру из даты события, произошедшего с января по август, вычитается 5508. Для событий, падающих на период с сентября по декабрь — 5509.
Помимо этого, для всех документов, созданных до 14 февраля 1918 г., требуется перевод дат с юлианского календаря («старый стиль») на григорианский календарь («новый стиль»).
При переводе дат с юлианского календаря на григорианский следует учитывать, что в XVI-XVII вв. отставание юлианского календаря от тропического равнялось 10, в XVIII — 11, XIX — 12, XX — 13 суткам.

1.5 Удостоверение документа Особое значение имеет такой реквизит документа как его удостоверение. Многие ранние документы не имели подписей. Редким явлением была авторская подпись. Законы (судебники), указы царя, приговоры Боярской думы, великокняжеские и царские грамоты не подписывались автором. Лишь с развитием делопроизводственной службы эти и другие документы приобретают особый вид удостоверения «припись» (подпись) дьяка и «справу» подьячего, которая означала соответствие беловика черновику, правильность его оформления. «А на всяких делах, — писал подьячий Посольского приказа Г. Котошихин, — закрепляют и помечают думные дьяки, а царь и бояре ни к каким делам… руки своей не прикладывают, для того устроены они думные дьяки; а к меньшим ко всяким делам прикладывают руки простые дьяки и приписывают подьячие свои имена»[19].
Обычно подпись («припись») ставилась на обороте документа по слову или слогу на каждом ставе (месте склейки листов), а кончалась на лицевой стороне листа в последней строке текста. Если столбец был длинный, то подпись повторялась несколько раз. Она писалась так, что половинки букв были на обоих концах бумаги. Свое имя дьяк писал мелким шрифтом, крупными буквами «дьяк писал от себя титул великого князя»; «Князь великий Иван Васильевич всеа Руси… А подписывал царя и великого князя диак Юрьев Сидоров»[20].
«Припись» дьяка была обязательной в указанных книгах приказов, куда записывались указы и приговоры. Об этом свидетельствуют записи в конце списков (копий) этих книг: «А в подлинной книге у той статьи дьячки приписи нет». В уставной книге Разбойного приказа 1617 г. запись о существовании уставной книги разбойной 1555-1556 гг. содержит указание, что книга была за «приписью дьяков Василия Щелканова и Мясоеда Кислого». Обращается внимание и на отсутствие таких приписей: «А у подлинной уставной книги… дьячки приписи нет». Дьячью «припись» имели судные списки, наказы, памяти: «А припись дьяка Гаврила Богданова у сей памяти»[21].
Авторскую подпись ранг, с XIV в., имели акты феодального землевладения и хозяйства: «Андрей Самарин Квашнин подписывал своею рукой»[22]. Кроме того, эти документы удостоверялись подписями послухов (свидетелей), в число которых входили родственники вкладчика или продавца земли, соседи, представители монастырской администрации. В случае возникновения споров послухи привлекались на судебное разбирательство.
Соборное Уложение 1649 г. имело 315 авторских подписей — представителей духовенства, бояр, дворян, посадских людей[23]. От этого времени дошли до нас автографы Лжедмитрия I, царя Алексея Михайловича, Богдана Хмельницкого.
Авторскую подпись имели отписки, сказки, челобитные, расспросные речи (допросы).
Кроме подписей, документы удостоверялись печатью. Печать свидетельствовала о подлинности документа. Еще в начале X в. русские князья употребляли печати с изображением родовых знаков Рюриковичей. Печатью не только удостоверяли документ. Печати имели и более широкое значение: они заменяли верительные грамоты[24].
В XII в. появляются княжеские печати с изображением святого, имя которого носил князь — владелец печати, и надписью, в которой приводилось это имя. В XIV в. исчезает анонимность, на печатях дается подробная надпись с именем и титулом князя.
В процессе образования Русского централизованного государства складывалась государственная печать, главным элементом изображения которой был двуглавый орел — герб Византийской империи — как символ преемственности власти из Рима и Византии московскими князьями. Имели печати города, изображения на которых превратились со временем в гербы. Свои печати были у центральных государственных учреждений — приказов, местных учреждений. Русские цари имели и личные печати князей-вотчинников. Существовали печати должностных лиц — воевод, дьяков, духовенства — с самыми разнообразными изображениями.
В русском государстве XVI-XVII вв. употреблялись две государственные печати — большая и малая. Они отличались размером, дополнительными изображениями и надписью. Малая печать прикладывалась к жалованным грамотам на кормление.
Материалом для печатей металл (золото, серебро), воск (черный, желтый и красный), смола. С конца XVII в. входят в употребление сургучные печати.
Наиболее древними были вислые (на шнуре) печати. Они употреблялись до конца XVI в. К концу XVI в. вислые серебряные позолоченные печати применялись лишь для торжественных случаев. Например, грамота Бориса Годунова к королеве английской 1598 г. послана «за золотой печатью». В конце XIV в. появились прикладные печати (прикладывались к документу).
Приложением печати ведали печатники. В XVII в. существовал специальный Печатный приказ. Печать прикладывалась обычно на отгибе грамоты. В конце документа в ряде случаев указывалось: " К сей грамоте стариц Мисаила Безнин велел печать свою приложити" или «Да у той же грамоты восковая печать приложена»[25].
Великокняжеские (царские) жалованные грамоты скреплялись вислою государственной печатью на красном воске. Указные грамоты имели желтовосковые печати без шнура. Жалованные грамоты великих князей, выданные в удельных центрах, имели печати на черном, редко желтом воске.
Некоторые грамоты имели по две печати. Так, на духовной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича были две серебряные позолоченные печати — великого князя и митрополита[26].
1.6 Помета (резолюция) Важное значение для характеристики документа имеют пометы (резолюции) — надписи о характере и способе разрешения вопроса, затронутого в документе: «А будет один двор, а не слобода — подписати» — жалованная данная грамота 1546-1559 гг.; «гость пожаловал велел от Челобитного приказу отставит» (челобитная 1676 г. об освобождении от службы в приказе). Если документы не требовали дальнейших действий с ними, то писались такого рода пометы: «вклеить в столп», «взять отписка к отпуску», то есть подклеить к отпуску того документа, ответом на который являлась полученная отписка.
Помета могла быть пространной: в ней объяснялось, кто документ слушал и какое решение принято. Встречаются по две пометы на документе, например, помета в приказе и его чети. С середины XVII в. встречаются датированные пометы[27].
Помету писал дьяк («дьячя помета») на обороте сверху, в редких случаях — на лицевой стороне в левом нижнем углу.
1.7 Отметки на документе Особую нагрузку в формуляре несут отметки на документах: они помогают определить дату их составления, способ передачи и степень секретности. Самой распространенной была отметка о времени получения документа. Учреждение, получившее документ, делало на нем отметку, обычно на обратной стороне под адресатом.
Имеются отметки об исполнении документа, нередко самим автором. Например, на закладной грамоте 1546-1547 г. написано: «по сей кобале яз, Микита, деньги занел и вотчину заложил…»[28].
На исходящих документах делали отметки о времени отправления по назначению. Кроме того, имелись отметки с указанием имени подьячего, переписывающего документ набело. Встречаются отметки о секретности: «написано о тайных делах».
1.8 Форма документа Документ XVI-XVII вв. отличает и его форма. В этот период наиболее распространенными были две внешние формы — столбцы и книги. Примерное время появление столбцов — XIV в. В духовной книге Ивана Калиты (1339 г) столбцы называют «Великий сверток».
Думаю неудобство использования столбцов в справочных целях, трудность хранения заставили искать иные формы документирования. Вот почему уже в приказах наряду со столбцами имелись записные книги. Они применялись для описания местности, записей налогов и т.д. В XVI в. появляются одновременные книги учета — посевные, замолотные, книги прихода и расхода хлеба, сена, книги учета скота. В XVII в. появляются «записные книги мирских старост», фиксировавших сборы на мирские нужды. С конца XVI в. существовали записные книги, куда вносились все крепости на несвободных людей. Имелись так называемые посольские книги с описанием зарубежных событий.
Кроме того, в книгу писались документы, которые требовали постоянных справок. В приказах для записи указов составлялись указные книги.
Рукописные книги XVII в. представляли собою ряд сшитых тетрадей. По форматам книги различались: в полный лист (развернутый лист александрийской бумаги), в четверть листа («вчетверку») и в восьмую часть листа («восьмушка»).
Существовала и третья форма документа — развернутый лист александрийской бумаги. На нем писались обычно царские грамоты с различного рода пожалованиями. В конце документа указывалось: «писана грамота в лист».
Вот так формировались реквизиты этой эпохе. Позже изменилось оформление и расположение отдельных видов формуляра документа.

Глава 2. Реквизиты документа XVIII в. В XVIII в. происходят изменения в формуляре документа. Постепенно к началу XVIII в. каждый реквизит документа приобретал самостоятельное значение, занимал постоянное место в формуляре, его оформление и расположение определялись нормативными актами. Рассмотрим это подробнее, относительно каждого реквизита.
2.1 Вид документа В XVIII в. все документы себя называют. Наименование вида оформляется в отдельный реквизит и обозначалось сначала вместе с заголовком к тексту: «Ведомость о годовых строениях» или вместе с адресатом: " Правительственному Сенату от военной коллегии рапорт". К концу XVIII в. возникло большое количество новых документов. Старые виды документов получили новые наименования. Законодательные и распорядительные акты представлялись указами, инструкциями, регламентами, протоколами, резолюциями, приговорами. Переписка оформлялась несколькими видами документов, которые определялись соподчиненностью учреждений или лиц. Так, сообщение нижестоящего учреждения или должностного лица высшему оформлялось рапортом. Вышестоящее учреждение или должностное лицо посылали требования. Сообщение одного учреждения другому, не связанного соподчиненностью, называлось ведением.
Появились такие виды как диплом — документ, удостоверяющий принадлежность лица к дворянскому сословию, патент — свидетельство о чине, сане, воинском звании или учебной степени.
Челобитные назывались нередко прошениями вплоть до 80-х гг. когда Екатерина II издает указ — «вместо челобитен подавать жалобницы или прошения»[29].
Грамота сохранялась лишь как документ, обращенный к иностранным государствам. В Генеральном регламенте была названа изобразительная документация — ландкарты, или чертежи государства, содержащие описание границ, рек, городов и пр.
Можно сказать, что изменение общественно-экономического уклада определяло изменение видов и форм документов, переход одного вида документа в другой. Это можно увидеть на примере учетной документации. В первой четверти XVIII в. вместо приказных и расходных книг появляются приходно-расходные книги. К 70-м гг. XVIII в. учет приходов и доходов, денежный счет давались уже в балансовой форме с указанием в левой стороне источников доходов, в правой — всех видов расходов и целей расхода (в денежном счете указывались оправдательные документы расхода). Эти документы свидетельствовали о появлении бухгалтерского учета.
Табличную форму учетные документы приобретают в XVIII в. Появляются книги, отражающие организацию труда крепостных и административно-полицейский режим — штрафные журналы; записные книги мирских старост, фиксировавших сборы на мирские нужды. В XVIII в. наметился формуляр подворной описи.
2.2 Автор документа Оформлению автора документа был посвящен специальный указ от 27 ноября 1741 г. «Форма о титулах…». В нём подробно определялось, какой царский титул употреблять в разных видах документов. Так, в грамотах иностранным государствам титул был самым пространным, в грамотах внутри государства — «императрица и самодержица Всероссийская».
В указах автор обозначался вслед наименованию вида документа: «Указ ее императорского величества самодержицы Всероссийской». При этом автор конкретизировался указанием: «из Сената» или «из коллегии». Приговоры начинались с указания автора по следующей форме: «По указу ее императорского величества». Определялись правила титулования автора-государя в докладах, челобитных, доношениях, при этом приводились их типовые формы[30].
В документах XVIII в. автор отделяется от текста. Обычно автор указывался дважды: в подписи при указании должности и в начале текста вслед за обозначением адресата — наименования учреждения. Например, в указах автор обозначался в начале текста «Божий милостью Петр I, первый царь и самодержец всероссийский и прочая и протчая и протчая…», в челобитной в начале текста после адресата, отделяясь от него, и от текста: «Бьет челом Первого Московского полка прапорщик Григорий Бражников…»[31]. В подписи указывались фамилия, имя, отчество автора.
2.3 Адресат документа Произошли изменения и в адресате документа. В начале 1700 г. издается специальный указ «О неподаче просьб мимо присутственных мест государю, кроме великих государственных дел». Документы должны адресоваться в конкретное учреждение. На имя государя могли подаваться документы по вопросам государственной важности. Это требование повторялось в законах 1762, 1765 гг. [32].
Адресат выделялся в отдельную строку над текстом в виде заголовка («Правительственный сенат», «В государственную Берг-коллегию»). В письмах должностных лиц, челобитных в адресате-обращении согласно «Табели о рангах» указывался наряду с должностью титул: «Сиятельнейший граф, высокородный и высокопревосходительный господин генерал-аншеф и разных орденов кавалер! Милостливый государь Петр Иванович!»
2.4 Дата документа В документах обычно указывалась дата их составления. Она писалась в начале или в конце текста часто в одну строку с ним: «Июля 27-го 1708 году».
К середине XVIII в. дата написания документа отделяется от текста и ставится под текстом с левой стороны: «Января 19 дня 1775 года». Обозначение дат имеется в отметках об отправлении: «Послано из местечка Горок, июля 11 день 1708 г. с прапорщиком Никитою Молявиным». Дата получения и регистрации проставлялась по верхнему полю документа на лицевой стороне первого листа.
2.5 Удостоверение документа В оформлении состава удостоверения также произошли большие изменения. Прежде всего, они коснулись подписи: документы подписываются автором. Петр I после возвращения из первого заграничного путешествия сам стал подписывать акты, исходящие от верховной власти. В грамоте английской королеве по случаю «бесчестия» (ареста), нанесенного российскому послу Матвееву, указывалось, что подпись Петра I была «собственноручною».
Все документы от указа до письма и челобитной имели авторскую подпись. В указе подпись оформлялась таким образом "…Во уверение сего мы сие собственной рукой подписали и печатью нашею укрепить велели. Петр". Имеют подпись и письма Петра I[33]. В прошениях в конце текста делалась запись о том, кто писал документ («Прошение писал Московской полиции копиист Яков Москвинъ»), подпись оставалась прежней: «К сему прошению Григорий Брожников руку приложил»[34].
Стремясь повысить ответственность за принимаемое решение, Петр I предписывает в 1707 г. Боярской коллегии непременно подписывать протоколы всеми ее членами и «без того никакого дела не определяли, ибо сим всякого дурость явлена будет»[35].
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Политическая программа Ленина в работах последних лет (1922-1923 гг.)
Реферат Процес виготовлення деталі поршневої групи
Реферат Privacy And The Internet Essay Research Paper
Реферат Лингвистические особенности фразеологических единиц русского языка
Реферат Сравнение воздушной и костной проводимости .
Реферат Hemingway Essay Research Paper ERNEST HEMINGWAYBIOGRAPHYOn the
Реферат Інструкція з бухгалтерського обліку необоротних активів бюджетних установ
Реферат High School Uniforms Essay Research Paper High
Реферат Електронний журнал в системі інформаційних ресурсів бібліотеки: друга половина ХХ – початок ХХІ століття
Реферат Alabama
Реферат Теорія обміну Джорджа Хомансу
Реферат Narcotrfico En Columbia Essay Research Paper Jon
Реферат Денежные системы в странах с развитой рыночной экономикой на примере США
Реферат Структура та штатна чисельність апарату місцевого суду
Реферат Social Welfare Essay Research Paper httpSocial Welfare